Отман Баба
![]() Часть серии о низаритах - исмаилитах Батинии , Хуруфии , кайсанитах и двунадесятническом шиизме. |
---|
![]() |
Отман Баба (ок. 1378 – 8 Реджеба 1478) был дервишем 15-го века , который путешествовал по Османской империи , приобретя последователей среди мусульман в Болгарии после 1445 года, что переросло в его почитание как святого. После смерти Отман-бабы вокруг его могилы в нынешнем болгарском селе Текето вырос паломнический комплекс, который во времена коммунизма был превращен в музей. В агиографии Отмана Бабы, написанной его учеником Кучуком Абдалом и рассматриваемой его последователями как канонический текст, утверждается, что Отман Баба совершал чудеса, которые доказали его превосходство над другими дервишами и османскими властями, особенно над султаном Мехмедом II . Отклоняясь от ортодоксальных исламских принципов, Отман Баба утверждал свое единство с Богом и владение божественными тайнами, будучи воплощением монотеистических религиозных деятелей, таких как Мухаммед , Иисус и Моисей .
Источники
[ редактировать ]Написано через пять с половиной лет после его смерти. [ 1 ] Вилаетнаме (агиография) Отмана Бабы дает наиболее полное , хотя и предвзятое описание жизни мистика. [ 2 ] Он отличается от аналогичных агиографических отчетов, поскольку в нем более подробно представлены исторические сведения при жизни Отмана Бабы. Написанное прямым учеником Османа Бабы по имени Кючук Абдал (также Кёгчек/Кёчек Абдал), первоначальное название вилаетнаме было озаглавлено «Хаза Китаб-и Рисале-и Вилает-наме-и Султан Баба, каддес 'Аллаху сыррух уль-азиз» ( Эта книга книга с описанием чудес Султан-Бабы, пусть Аллах освятит его могилу ). Известные рукописи с названием вилайета включают 260-страничную рукопись, переписанную Шейхом Омером (Умаром) бин Дервишем Ахмедом в 1758 году, и рукопись из болгарской деревни Горна Крепость, вывезенную в Турцию вместе с эмигрантами -алевитами . Существует и современный турецкий пересказ, основанный на различных источниках. [ 3 ]
Другие источники включают имя вилаета преемника Отмана Бабы Демира Бабы, в котором Отман Баба называется «полюсом полюсов» и «Полюсом Вселенной и Времени», символами его высокого духовного ранга; Название вилайета также свидетельствует о способности Отмана Бабы мгновенно появляться и исчезать. [ 4 ] Другой источник — работа Эвлия Челеби , в которой Осман Баба упоминается как лидер дервишей-аскетов. [ 5 ] и гази (религиозный воин), который помог завоевать европейскую провинцию Османской империи Румелию . [ 6 ]
Жизнь
[ редактировать ]Согласно названию вилаета , Отман Баба родился в 1378 или 1379 году. Он принадлежал к племени Амука и говорил на огузском языке с азербайджанским акцентом, с небольшим влиянием персидского и арабского языков , как и мусульмане северо-восточной Болгарии. Кучук Абдал духовно охарактеризовал Отмана Бабу как святого и пророка. [ 7 ] и физически такой же внушительный, сильный и храбрый. [ 8 ]
Хотя те, кто не входил в его ближайшее окружение, знали его как Отмана Бабу, [ 8 ] другие дервиши и аристократические сайиды называли его Шах-и Кербеля — отсылка к внуку пророка Мухаммеда Хусейну , погибшему в битве при Кербеле . [ 9 ] В отчете vilâyetname общее имя мистика «Отман Баба» приписывают османскому правителю Мехмеду II. Когда султан переоделся простолюдином и посетил текке Эски Сарай (место сбора мусульман) в Константинополе , его узнал только Отман-баба. Убежденный в святости дервиша, Мехмед обратился к нему как «мой любимый отец Отман». [ 8 ] — «отец» переводится на турецкий как «баба» .
Отношения с османскими властями
[ редактировать ]Лидеры дервишей столкнулись с обвинениями в том, что они настраивают простолюдинов против политики османского правительства. [ 10 ] Прозелитизм Отмана Бабы на Восточных Балканах и в Анатолии совпадает с поселениями кочевых юрюков , враждебно настроенных по отношению к османской бюрократии. [ 11 ] [ 12 ] которые насильно завербовали их в солдаты. [ 13 ] Тем не менее, вилаетнам утверждает, что Мехмед II признал Отмана Бабу истинным святым и истинным османским лидером. [ 14 ] и он представляет поддержку между Отманом Бабой и Мехмедом II. В одном из рассказов Отман Баба появляется во сне Мехмеда, чтобы предсказать его правление в качестве султана, пока тогдашний принц находился в Манисе . [ 8 ]
Их отношения, однако, не всегда были сердечными, поскольку ученые Ставридес и Граматикова упоминают, что Отман-баба напугал Мехмеда II своим господством над стихиями. [ 15 ] Вызвав бурю, которая затопила Константинополь после того, как Мехмед приказал дервишу войти в монастырь. [ 10 ] Хотя Кучук Абдал приписывает военные победы Мехмеда II святости Отмана-Бабы, мистик предсказал поражение султана в сербской кампании 1456 года . [ 16 ] Отношения Отмана Бабы с другими османскими властями были разными. Среди противников Отман-Бабы были ортодоксальный визирь Махмуд-паша, который не признавал святость мистика. [ 17 ] и акынджи (военный вспомогательный персонал), который задержал Отмана Бабу и чья жена заставила мистика в течение месяца пасти уток. [ 9 ] Однако санджакбей сделал пожертвование на могилу Отмана Бабы после того , (губернатор района) по имени Михалоглу Али-бей как мистик поддержал его военные победы. [ 17 ]
Странствия
[ редактировать ]За свою жизнь Отман-баба странствовал по всей Османской империи, главным образом по Румелии, проводя большую часть времени в болгарских землях и Эгейской Фракии. [ 18 ] После 30 сентября 1429 года или 19 сентября 1430 года Отман-Баба начал прозелитизм в Румелии. [ 8 ] Свое первое чудо на Балканах он совершил в Бабаески , погасив пламя подсвечника, зажженного мистиком Сары Салтык Бабой, доказав свою святость простым последователям суфизма . [ 19 ] Как отмечает Граматикова, Отман-баба бросил вызов соперникам-духовным наставникам Алеви и Бекташи и победил, доказав свое духовное превосходство. [ 20 ]
Граматикова датирует самое раннее присутствие Отман-бабы на болгарских землях 1445–1451 гг. [ 11 ] где он пропагандировал и интерпретировал исламский мистицизм. [ 1 ] Начав свою пропаганду в одиночку, Отман Баба вербовал последователей-дервишей, называемых абдалами , среди балканского мусульманского населения. [ 21 ] Когда Отман-баба победил ламию в районе Лудогорья , он совершил свое первое чудо на болгарских землях - поступок, который Граматикова характеризует как «одно из величайших чудес мусульманских святых». [ 11 ] Отман Баба путешествовал по восточным предгорьям Старой Планины , следуя суфийскому учению, питаясь листьями и дикими плодами и медитируя на Бога. Граматикова предполагает, что местные лесорубы, которые видели его и приняли в своей деревне, были мусульманами-суфиями и кочевниками, мигрировавшими из Турции в середине 15 века. [ 22 ] В районе Казанлыка Отман-баба собрал последователей из суфийских мастеров и построил мост с охотниками, которых Граматикова связывает с кочевыми юрюками и туркменами . [ 23 ] Около Пловдива местный святой по имени Хасан-Баба назвал Отман-Бабу двойным воплощением Мухаммеда и Али после того, как увидел его в реке Марица . [ 9 ]
К 1451 году Отман-Баба занимался прозелитизмом по всей Анатолии , особенно в Западной Малой Азии, находившейся под властью Османской империи , творя чудеса и доказывая свою святость. Название вилайета предлагает противоречивые сведения о деятельности Отмана Бабы между 1451 и 1453 годами. [ 24 ] Считается, что Отман-баба пропагандировал на азербайджанских землях, уходя с заявлением: «Я оседлаю тучу, превращу молнию в кнут и вернусь в Рум». [ 25 ] Другой утверждает, что Отман-баба останавливался в Тырново в гостях у местного кади (судьи). [ 20 ] и что местные жители одарили мистика подарками после того, как османские войска захватили Константинополь. [ 24 ]
Граматикова датирует прибытие Отман-бабы в Константинополь 1456 годом, где он участвовал в благотворительной деятельности каждого имарета и выступал за восстановление крепости, которая, как он утверждал, была городом Хасан и Гусейн. [ 19 ] Покинув Константинополь, Отман-баба провел время в Эдирне с Абдалами и поселился в селе Татарский Койю, которое, по мнению Граматиковой, является либо нынешним селом Радовец, либо Филипово — оба в муниципалитете Тополовград в Болгарии. [ 19 ]
Смерть
[ редактировать ]В татарском Кёю Отман-баба предсказал своим последователям, что они разовьются в две ветви. Физически ослабев, он переселился под Хасково , где призывал своих последователей строить мельницы и выращивать виноградники и заявлял, что следует несравненным мистическим путем: «Сначала я был тайной, и я снова стану тайной. Никто не идет передо мной по моей дороге, ни придет ли кто-нибудь за мной». [ 26 ]
13 января 1478 года Отман Баба и его ученики прибыли в неопознанную деревню Конукчу-кей. Он поселился на берегу реки напротив своих последователей и приказал им построить мост, «чтобы вернуться туда, где [они] были раньше». После того, как мост был построен, Отман-баба произнес свои последние слова: «Эй, обездоленный, несчастный и немощный, ты боишься Смерти. Но я нет. На самом деле я бессмертен, у меня есть лошадь, когда я сажусь на нее, я иду». в рай!" [ 6 ] Согласно аннотации к рукописи, Отман Баба умер 8 декабря 1478 года. Название вилаета описывает тело Отмана Бабы, выпустившее ореол, который осветил вселенную на следующий день после его смерти, и двух учеников, которым приснилось, что Отман Баба проехал на лошади через портал в море. [ 6 ]
Убеждения
[ редактировать ]Граматикова утверждает, что Отман Баба следовал Хорасанского региона Маламатийе , традиции, характеризующейся независимостью ее приверженцев от директора, школы или традиционных религиозных законов. [ 27 ] Представляя доктрины ореола Мухаммеда и Совершенного человека, Отман Баба считал, что божественность пророка Мухаммеда передавалась кутбу , самому высокопоставленному суфийскому мистикам. Более того, Отман Баба утверждал, что он - как кутб - овладел божественными тайнами, считая себя выше османских правителей и других мистиков. [ 4 ] и называл себя религиозными и политическими деятелями Мухаммедом, Иисусом, Моисеем, Гусейном, Тимуром и султаном Мехмедом II. [ 9 ] Выдвигая еретические заявления о вездесущности и всезнании, Отман Баба настаивал на том, что любой, кто причинит ему вред, нанесет вред себе, отрицая свое единство с Богом, и что он может видеть бедных, голодающих и больных и помогать им. [ 28 ] Перед смертью Отман-баба выразил веру в бессмертие: «Не плачь за мной, ведь я не умираю, я буду жить все время на земле и в небе». [ 29 ]
Хотя Отман-баба не одобрял мистиков, которые работали ради личной выгоды, он собирал курбаны (домашний скот) для своих Абдалов. Иллюстрируя черты Абдала, Отман Баба сказал следующее: «Абдал — это человек, который отказывается от всего, кроме Аллаха. Он прошел все стадии духовного самосовершенствования и руководствуется только божественной любовью и божественной истиной. Отказавшись от подражания и подчинения телу, он нацелился на Айн эль-Якин ». Граматикова интерпретирует термин Айн эль-Якин в учении Абдала и Бекташи как познание Бога глазами Бога. [ 24 ]
Верования Отмана Бабы выходят за рамки духовного, поскольку он не одобрял турок, говорящих на персидском и арабском языках вместо своего родного языка. Отман-баба утверждал, что «огузский язык — отец всех языков» и «единственный способ остаться на чужих, неведомых землях». [ 30 ]
Наследие
[ редактировать ]Отнесенный Марковым к дервишской ветви мусульманских алевитов ( алианцев ), кызылбашей и шиитов , [ 31 ] Бабаи сохранили свои традиции в Болгарии благодаря культу Отман-бабы. [ 1 ] В Новой Загоре кызылбаши почитают жизнь Отман-бабы, [ 32 ] считая его местным шиитским святым [ 33 ] и считали его текке своим главным святым местом в Болгарии. [ 34 ] По словам Граматиковой, вилятим Отман-бабы является каноническим текстом в мусульманской общине Болгарии. [ 35 ]
Культовый комплекс
[ редактировать ]
Хотя Отман-баба отклонил предложения Мехмеда II построить ему текке , последователи мистика создали вокруг его могилы культовый комплекс, расположенный в юго-восточной части холма Хызыриляс в деревне Текето Хасковоского района. Эвлия Челеби сообщил о монастыре недалеко от берега реки Маден-дере и приписал султану Баязиду II строительство текке , которое включало семиугольную трапезную, имеющую форму шапки дервиша и связанную с едилер (культ семи). [ 36 ] Историк архитектуры Стивен Льюис также предлагает едилерскую символику семигранной трапезной - тюрбе (мавзолея), которую он классифицирует как османский погребальный памятник начала XVI века, наблюдая за ее куполообразной структурой и каменной кладкой. [ 37 ] Граматикова, однако, отмечает, что в 1492 году султан Баязид II обвинил последователей Осман-бабы во Фракии в покушении на него и приказал сослать их в Малую Азию. [ 13 ] Тем не менее, комплекс стал местом паломничества последователей Отмана Бабы, местных мусульман. [ 29 ] и цыгане , которые, согласно османским документам, почитали тюрбе по крайней мере с 1568 года. [ 38 ] Болгарский ученый Марков объясняет сохраняющуюся известность культового комплекса Отман-Бабы среди болгарских искателей чудес его статусом музея во время коммунизма и защитой во время процесса Возрождения. [ 39 ]
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Граматикова, с. 74.
- ^ Граматикова, с. 71–2.
- ^ Граматикова, с. 75–6.
- ^ Jump up to: а б Граматикова, с. 77
- ^ Граматикова, с. 79.
- ^ Jump up to: а б с Граматикова, с. 92.
- ^ Граматикова, с. 82.
- ^ Jump up to: а б с д и Граматикова, с. 84.
- ^ Jump up to: а б с д Граматикова, с. 81.
- ^ Jump up to: а б Граматикова, с. 97.
- ^ Jump up to: а б с Граматикова, с. 88.
- ^ Ставридес, с. 391.
- ^ Jump up to: а б Граматикова, с. 95.
- ^ Граматикова, с. 94.
- ^ Ставридес, с. 392.
- ^ Граматикова, с. 93.
- ^ Jump up to: а б Граматикова, с. 96.
- ^ Граматикова, с. 85.
- ^ Jump up to: а б с Граматикова, с. 87.
- ^ Jump up to: а б Граматикова, с. 98.
- ^ Граматикова, с. 99.
- ^ Граматикова, с. 89
- ^ Граматикова, с. 91.
- ^ Jump up to: а б с Граматикова, с. 90.
- ^ Граматикова, стр, 86.
- ^ Граматикова, с. 99–100.
- ^ Граматикова, с. 78.
- ^ Граматикова, с. 81–2
- ^ Jump up to: а б Граматикова, с. 101.
- ^ Граматикова, с. 84–5
- ^ Марков, с. 1.
- ^ Босаков, с. 278.
- ^ Босаков, с. 280.
- ^ Босаков, с. 282.
- ^ Граматикова, с. 75.
- ^ Граматикова, с. 101–2.
- ^ Льюис, с. 8.
- ^ Льюис, с. 9.
- ^ Марков, с. 2.
Библиография
[ редактировать ]- Босаков, Сосуд (1999). «Религиозные и социокультурные аспекты общины Казалбаши в Болгарии» FACTA UNIVERSITATIS Серия Философия, социология, психология и история (6).
- Граматикова, Невена (2002). «Отман Баба – один из духовных покровителей ислама на болгарских землях». Балканские исследования . Полет. 3. София: Болгарская академия наук. ISSN 0324-1645 .
- Маркофф, Ирен (8–13 августа 2007 г.). «Межкультурное исследование выразительной культуры тюркоязычных общин алеви/бекташи и алеви/бабай (бобай) в Восточных Родопах на юге Болгарии: в поисках истоков и параллелей с турецкими алевитами/бекташи и тахтачисами». Конференция «Музыка в мире ислама» . Асилла.
- Льюис, Стивен (2001). «Османское архитектурное достояние в Болгарии». ЭЖОС . 30 (IV). Утрехт. ISSN 0928-6802 .
- Ставридес, Теохарис (2001). Султан везирей: жизнь и времена великого визиря Османской империи Махмуда-паши Ангеловича (1453-1474) . БРИЛЛ. ISBN 90-04-12106-4 .