Jump to content

Отман Баба

Отман Баба (ок. 1378 – 8 Реджеба 1478) был дервишем 15-го века , который путешествовал по Османской империи , приобретя последователей среди мусульман в Болгарии после 1445 года, что переросло в его почитание как святого. После смерти Отман-бабы вокруг его могилы в нынешнем болгарском селе Текето вырос паломнический комплекс, который во времена коммунизма был превращен в музей. В агиографии Отмана Бабы, написанной его учеником Кучуком Абдалом и рассматриваемой его последователями как канонический текст, утверждается, что Отман Баба совершал чудеса, которые доказали его превосходство над другими дервишами и османскими властями, особенно над султаном Мехмедом II . Отклоняясь от ортодоксальных исламских принципов, Отман Баба утверждал свое единство с Богом и владение божественными тайнами, будучи воплощением монотеистических религиозных деятелей, таких как Мухаммед , Иисус и Моисей .

Источники

[ редактировать ]

Написано через пять с половиной лет после его смерти. [ 1 ] Вилаетнаме (агиография) Отмана Бабы дает наиболее полное , хотя и предвзятое описание жизни мистика. [ 2 ] Он отличается от аналогичных агиографических отчетов, поскольку в нем более подробно представлены исторические сведения при жизни Отмана Бабы. Написанное прямым учеником Османа Бабы по имени Кючук Абдал (также Кёгчек/Кёчек Абдал), первоначальное название вилаетнаме было озаглавлено «Хаза Китаб-и Рисале-и Вилает-наме-и Султан Баба, каддес 'Аллаху сыррух уль-азиз» ( Эта книга книга с описанием чудес Султан-Бабы, пусть Аллах освятит его могилу ). Известные рукописи с названием вилайета включают 260-страничную рукопись, переписанную Шейхом Омером (Умаром) бин Дервишем Ахмедом в 1758 году, и рукопись из болгарской деревни Горна Крепость, вывезенную в Турцию вместе с эмигрантами -алевитами . Существует и современный турецкий пересказ, основанный на различных источниках. [ 3 ]

Другие источники включают имя вилаета преемника Отмана Бабы Демира Бабы, в котором Отман Баба называется «полюсом полюсов» и «Полюсом Вселенной и Времени», символами его высокого духовного ранга; Название вилайета также свидетельствует о способности Отмана Бабы мгновенно появляться и исчезать. [ 4 ] Другой источник — работа Эвлия Челеби , в которой Осман Баба упоминается как лидер дервишей-аскетов. [ 5 ] и гази (религиозный воин), который помог завоевать европейскую провинцию Османской империи Румелию . [ 6 ]

Согласно названию вилаета , Отман Баба родился в 1378 или 1379 году. Он принадлежал к племени Амука и говорил на огузском языке с азербайджанским акцентом, с небольшим влиянием персидского и арабского языков , как и мусульмане северо-восточной Болгарии. Кучук Абдал духовно охарактеризовал Отмана Бабу как святого и пророка. [ 7 ] и физически такой же внушительный, сильный и храбрый. [ 8 ]

Хотя те, кто не входил в его ближайшее окружение, знали его как Отмана Бабу, [ 8 ] другие дервиши и аристократические сайиды называли его Шах-и Кербеля — отсылка к внуку пророка Мухаммеда Хусейну , погибшему в битве при Кербеле . [ 9 ] В отчете vilâyetname общее имя мистика «Отман Баба» приписывают османскому правителю Мехмеду II. Когда султан переоделся простолюдином и посетил текке Эски Сарай (место сбора мусульман) в Константинополе , его узнал только Отман-баба. Убежденный в святости дервиша, Мехмед обратился к нему как «мой любимый отец Отман». [ 8 ] — «отец» переводится на турецкий как «баба» .

Отношения с османскими властями

[ редактировать ]

Лидеры дервишей столкнулись с обвинениями в том, что они настраивают простолюдинов против политики османского правительства. [ 10 ] Прозелитизм Отмана Бабы на Восточных Балканах и в Анатолии совпадает с поселениями кочевых юрюков , враждебно настроенных по отношению к османской бюрократии. [ 11 ] [ 12 ] которые насильно завербовали их в солдаты. [ 13 ] Тем не менее, вилаетнам утверждает, что Мехмед II признал Отмана Бабу истинным святым и истинным османским лидером. [ 14 ] и он представляет поддержку между Отманом Бабой и Мехмедом II. В одном из рассказов Отман Баба появляется во сне Мехмеда, чтобы предсказать его правление в качестве султана, пока тогдашний принц находился в Манисе . [ 8 ]

Их отношения, однако, не всегда были сердечными, поскольку ученые Ставридес и Граматикова упоминают, что Отман-баба напугал Мехмеда II своим господством над стихиями. [ 15 ] Вызвав бурю, которая затопила Константинополь после того, как Мехмед приказал дервишу войти в монастырь. [ 10 ] Хотя Кучук Абдал приписывает военные победы Мехмеда II святости Отмана-Бабы, мистик предсказал поражение султана в сербской кампании 1456 года . [ 16 ] Отношения Отмана Бабы с другими османскими властями были разными. Среди противников Отман-Бабы были ортодоксальный визирь Махмуд-паша, который не признавал святость мистика. [ 17 ] и акынджи (военный вспомогательный персонал), который задержал Отмана Бабу и чья жена заставила мистика в течение месяца пасти уток. [ 9 ] Однако санджакбей сделал пожертвование на могилу Отмана Бабы после того , (губернатор района) по имени Михалоглу Али-бей как мистик поддержал его военные победы. [ 17 ]

Странствия

[ редактировать ]

За свою жизнь Отман-баба странствовал по всей Османской империи, главным образом по Румелии, проводя большую часть времени в болгарских землях и Эгейской Фракии. [ 18 ] После 30 сентября 1429 года или 19 сентября 1430 года Отман-Баба начал прозелитизм в Румелии. [ 8 ] Свое первое чудо на Балканах он совершил в Бабаески , погасив пламя подсвечника, зажженного мистиком Сары Салтык Бабой, доказав свою святость простым последователям суфизма . [ 19 ] Как отмечает Граматикова, Отман-баба бросил вызов соперникам-духовным наставникам Алеви и Бекташи и победил, доказав свое духовное превосходство. [ 20 ]

Граматикова датирует самое раннее присутствие Отман-бабы на болгарских землях 1445–1451 гг. [ 11 ] где он пропагандировал и интерпретировал исламский мистицизм. [ 1 ] Начав свою пропаганду в одиночку, Отман Баба вербовал последователей-дервишей, называемых абдалами , среди балканского мусульманского населения. [ 21 ] Когда Отман-баба победил ламию в районе Лудогорья , он совершил свое первое чудо на болгарских землях - поступок, который Граматикова характеризует как «одно из величайших чудес мусульманских святых». [ 11 ] Отман Баба путешествовал по восточным предгорьям Старой Планины , следуя суфийскому учению, питаясь листьями и дикими плодами и медитируя на Бога. Граматикова предполагает, что местные лесорубы, которые видели его и приняли в своей деревне, были мусульманами-суфиями и кочевниками, мигрировавшими из Турции в середине 15 века. [ 22 ] В районе Казанлыка Отман-баба собрал последователей из суфийских мастеров и построил мост с охотниками, которых Граматикова связывает с кочевыми юрюками и туркменами . [ 23 ] Около Пловдива местный святой по имени Хасан-Баба назвал Отман-Бабу двойным воплощением Мухаммеда и Али после того, как увидел его в реке Марица . [ 9 ]

К 1451 году Отман-Баба занимался прозелитизмом по всей Анатолии , особенно в Западной Малой Азии, находившейся под властью Османской империи , творя чудеса и доказывая свою святость. Название вилайета предлагает противоречивые сведения о деятельности Отмана Бабы между 1451 и 1453 годами. [ 24 ] Считается, что Отман-баба пропагандировал на азербайджанских землях, уходя с заявлением: «Я оседлаю тучу, превращу молнию в кнут и вернусь в Рум». [ 25 ] Другой утверждает, что Отман-баба останавливался в Тырново в гостях у местного кади (судьи). [ 20 ] и что местные жители одарили мистика подарками после того, как османские войска захватили Константинополь. [ 24 ]

Граматикова датирует прибытие Отман-бабы в Константинополь 1456 годом, где он участвовал в благотворительной деятельности каждого имарета и выступал за восстановление крепости, которая, как он утверждал, была городом Хасан и Гусейн. [ 19 ] Покинув Константинополь, Отман-баба провел время в Эдирне с Абдалами и поселился в селе Татарский Койю, которое, по мнению Граматиковой, является либо нынешним селом Радовец, либо Филипово — оба в муниципалитете Тополовград в Болгарии. [ 19 ]

В татарском Кёю Отман-баба предсказал своим последователям, что они разовьются в две ветви. Физически ослабев, он переселился под Хасково , где призывал своих последователей строить мельницы и выращивать виноградники и заявлял, что следует несравненным мистическим путем: «Сначала я был тайной, и я снова стану тайной. Никто не идет передо мной по моей дороге, ни придет ли кто-нибудь за мной». [ 26 ]

13 января 1478 года Отман Баба и его ученики прибыли в неопознанную деревню Конукчу-кей. Он поселился на берегу реки напротив своих последователей и приказал им построить мост, «чтобы вернуться туда, где [они] были раньше». После того, как мост был построен, Отман-баба произнес свои последние слова: «Эй, обездоленный, несчастный и немощный, ты боишься Смерти. Но я нет. На самом деле я бессмертен, у меня есть лошадь, когда я сажусь на нее, я иду». в рай!" [ 6 ] Согласно аннотации к рукописи, Отман Баба умер 8 декабря 1478 года. Название вилаета описывает тело Отмана Бабы, выпустившее ореол, который осветил вселенную на следующий день после его смерти, и двух учеников, которым приснилось, что Отман Баба проехал на лошади через портал в море. [ 6 ]

Убеждения

[ редактировать ]

Граматикова утверждает, что Отман Баба следовал Хорасанского региона Маламатийе , традиции, характеризующейся независимостью ее приверженцев от директора, школы или традиционных религиозных законов. [ 27 ] Представляя доктрины ореола Мухаммеда и Совершенного человека, Отман Баба считал, что божественность пророка Мухаммеда передавалась кутбу , самому высокопоставленному суфийскому мистикам. Более того, Отман Баба утверждал, что он - как кутб - овладел божественными тайнами, считая себя выше османских правителей и других мистиков. [ 4 ] и называл себя религиозными и политическими деятелями Мухаммедом, Иисусом, Моисеем, Гусейном, Тимуром и султаном Мехмедом II. [ 9 ] Выдвигая еретические заявления о вездесущности и всезнании, Отман Баба настаивал на том, что любой, кто причинит ему вред, нанесет вред себе, отрицая свое единство с Богом, и что он может видеть бедных, голодающих и больных и помогать им. [ 28 ] Перед смертью Отман-баба выразил веру в бессмертие: «Не плачь за мной, ведь я не умираю, я буду жить все время на земле и в небе». [ 29 ]

Хотя Отман-баба не одобрял мистиков, которые работали ради личной выгоды, он собирал курбаны (домашний скот) для своих Абдалов. Иллюстрируя черты Абдала, Отман Баба сказал следующее: «Абдал — это человек, который отказывается от всего, кроме Аллаха. Он прошел все стадии духовного самосовершенствования и руководствуется только божественной любовью и божественной истиной. Отказавшись от подражания и подчинения телу, он нацелился на Айн эль-Якин ». Граматикова интерпретирует термин Айн эль-Якин в учении Абдала и Бекташи как познание Бога глазами Бога. [ 24 ]

Верования Отмана Бабы выходят за рамки духовного, поскольку он не одобрял турок, говорящих на персидском и арабском языках вместо своего родного языка. Отман-баба утверждал, что «огузский язык — отец всех языков» и «единственный способ остаться на чужих, неведомых землях». [ 30 ]

Наследие

[ редактировать ]

Отнесенный Марковым к дервишской ветви мусульманских алевитов ( алианцев ), кызылбашей и шиитов , [ 31 ] Бабаи сохранили свои традиции в Болгарии благодаря культу Отман-бабы. [ 1 ] В Новой Загоре кызылбаши почитают жизнь Отман-бабы, [ 32 ] считая его местным шиитским святым [ 33 ] и считали его текке своим главным святым местом в Болгарии. [ 34 ] По словам Граматиковой, вилятим Отман-бабы является каноническим текстом в мусульманской общине Болгарии. [ 35 ]

Культовый комплекс

[ редактировать ]
Могила Отмана Бабы в Текето, Болгария.

Хотя Отман-баба отклонил предложения Мехмеда II построить ему текке , последователи мистика создали вокруг его могилы культовый комплекс, расположенный в юго-восточной части холма Хызыриляс в деревне Текето Хасковоского района. Эвлия Челеби сообщил о монастыре недалеко от берега реки Маден-дере и приписал султану Баязиду II строительство текке , которое включало семиугольную трапезную, имеющую форму шапки дервиша и связанную с едилер (культ семи). [ 36 ] Историк архитектуры Стивен Льюис также предлагает едилерскую символику семигранной трапезной - тюрбе (мавзолея), которую он классифицирует как османский погребальный памятник начала XVI века, наблюдая за ее куполообразной структурой и каменной кладкой. [ 37 ] Граматикова, однако, отмечает, что в 1492 году султан Баязид II обвинил последователей Осман-бабы во Фракии в покушении на него и приказал сослать их в Малую Азию. [ 13 ] Тем не менее, комплекс стал местом паломничества последователей Отмана Бабы, местных мусульман. [ 29 ] и цыгане , которые, согласно османским документам, почитали тюрбе по крайней мере с 1568 года. [ 38 ] Болгарский ученый Марков объясняет сохраняющуюся известность культового комплекса Отман-Бабы среди болгарских искателей чудес его статусом музея во время коммунизма и защитой во время процесса Возрождения. [ 39 ]

  1. ^ Jump up to: а б с Граматикова, с. 74.
  2. ^ Граматикова, с. 71–2.
  3. ^ Граматикова, с. 75–6.
  4. ^ Jump up to: а б Граматикова, с. 77
  5. ^ Граматикова, с. 79.
  6. ^ Jump up to: а б с Граматикова, с. 92.
  7. ^ Граматикова, с. 82.
  8. ^ Jump up to: а б с д и Граматикова, с. 84.
  9. ^ Jump up to: а б с д Граматикова, с. 81.
  10. ^ Jump up to: а б Граматикова, с. 97.
  11. ^ Jump up to: а б с Граматикова, с. 88.
  12. ^ Ставридес, с. 391.
  13. ^ Jump up to: а б Граматикова, с. 95.
  14. ^ Граматикова, с. 94.
  15. ^ Ставридес, с. 392.
  16. ^ Граматикова, с. 93.
  17. ^ Jump up to: а б Граматикова, с. 96.
  18. ^ Граматикова, с. 85.
  19. ^ Jump up to: а б с Граматикова, с. 87.
  20. ^ Jump up to: а б Граматикова, с. 98.
  21. ^ Граматикова, с. 99.
  22. ^ Граматикова, с. 89
  23. ^ Граматикова, с. 91.
  24. ^ Jump up to: а б с Граматикова, с. 90.
  25. ^ Граматикова, стр, 86.
  26. ^ Граматикова, с. 99–100.
  27. ^ Граматикова, с. 78.
  28. ^ Граматикова, с. 81–2
  29. ^ Jump up to: а б Граматикова, с. 101.
  30. ^ Граматикова, с. 84–5
  31. ^ Марков, с. 1.
  32. ^ Босаков, с. 278.
  33. ^ Босаков, с. 280.
  34. ^ Босаков, с. 282.
  35. ^ Граматикова, с. 75.
  36. ^ Граматикова, с. 101–2.
  37. ^ Льюис, с. 8.
  38. ^ Льюис, с. 9.
  39. ^ Марков, с. 2.

Библиография

[ редактировать ]
  • Босаков, Сосуд (1999). «Религиозные и социокультурные аспекты общины Казалбаши в Болгарии» FACTA UNIVERSITATIS Серия Философия, социология, психология и история (6).
  • Граматикова, Невена (2002). «Отман Баба – один из духовных покровителей ислама на болгарских землях». Балканские исследования . Полет. 3. София: Болгарская академия наук. ISSN   0324-1645 .
  • Маркофф, Ирен (8–13 августа 2007 г.). «Межкультурное исследование выразительной культуры тюркоязычных общин алеви/бекташи и алеви/бабай (бобай) в Восточных Родопах на юге Болгарии: в поисках истоков и параллелей с турецкими алевитами/бекташи и тахтачисами». Конференция «Музыка в мире ислама» . Асилла.
  • Льюис, Стивен (2001). «Османское архитектурное достояние в Болгарии». ЭЖОС . 30 (IV). Утрехт. ISSN   0928-6802 .
  • Ставридес, Теохарис (2001). Султан везирей: жизнь и времена великого визиря Османской империи Махмуда-паши Ангеловича (1453-1474) . БРИЛЛ. ISBN  90-04-12106-4 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1db0178730bdd5f7d5a9a4887c88df8c__1718449080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1d/8c/1db0178730bdd5f7d5a9a4887c88df8c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Otman Baba - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)