Jump to content

Хаджи Бекташ Вели

Координаты : 38 ° 56' с.ш., 34 ° 33' в.д.  /  38,933 ° с.ш., 34,550 ° в.д.  / 38,933; 34 550
Бектас
Бекташ
Картина XV века с изображением Гаджи Бекташа, расположенная в комплексе Гаджибекташа.
Персональный
Рожденный в. 1209
Умер в. 1271
Место отдыха Комплекс Хаджи Бекташ Вели , провинция Невшехир , Турция
38 ° 56' с.ш., 34 ° 33' в.д.  /  38,933 ° с.ш., 34,550 ° в.д.  / 38,933; 34 550
Религия ислам
Родитель
  • Сайид Ибрагим (отец)
Эра Средневековый
Известный Суфийский мистицизм
Мусульманский лидер
Период пребывания в должности 13 век
Под влиянием
Скульптура Хаджи Бекташа Вели в Турции

Вели ( персидский : Вали , албанский : Бакташ ; османский турецкий Хаджи Хаджи Бекташ Бакташ Вали ) : Хаджи ; ок 1219–127 ) was an Хаджи . Бекташ Велиу святой , сайид и философ из Хорасана жил и преподавал в Анатолии. , который [1] Его настоящее имя было Сайид Мухаммад ибн Сайид Ибрагим Ата. Его также называют «Султаном Червей». [2] и «Дервиш из дервишей». [3]

Он почитается среди алевитов за исламское понимание, которое является эзотерическим , рациональным и гуманистическим . Мусульмане -алеви и бекташи верят, что путь Бекташа - это путь Хакка-Мухаммеда-Али, поскольку они были источником учения Бекташа. Он был одним из многих деятелей, процветавших в Султанате Рум и оказавших важное влияние на культуру анатолийских кочевников Малой Азии. [4]

Его личность

[ редактировать ]

Обычно считается, что Бекташ имеет иранское или тюркское происхождение. [5] [6] [7] [8] Бекташ принадлежал к группе хорасанских переселенцев в Анатолии, покинувших свою родину во время монгольских завоеваний . [5] Согласно « Вилайет-Наме» , Бекташ был сыном Сайеда Мухаммада ибн Мусы, правнука Мусы аль-Казима ; это невозможно, учитывая тот факт, что Бекташ жил в VII/XIII веках. Генеалогии, встречающиеся в более поздних источниках и призванные заполнить очевидный пробел во времени, все сомнительны и вполне могли быть вызваны желанием — аналогичным желанию составителей генеалогии Сефевидов — дать Бекташ как эпоним номинально шиитского ордена. , происхождение имами . [9]

Согласно «Истории Ашикпашазаде» ( Ашикпашазаде Тарихи ), написанной одним из внуков «Ашик-паши», который был сыном «Мухлис-паши» (Мухлис-паши) , который был сыном известного Баба Элияса аль-Хорасани, « Сайид Мухаммад ибн Сайид Ибрахим Ата приехал в Сивас , Анатолия, из Хорасана со своим братом Ментешем (Манташем), чтобы присоединиться к тарикату Бабы Элияса аль-Хорасани . С другой стороны, знаменитый справочник ордена Бекташи « Валаят-Нама-и Хаджи Бакташи Вали» утверждает, что «Бекташ» был муршидом Бабы (Баба Элияс аль-Хорасани) . [10]

Имя, приписываемое ему последователями, можно перевести как « паломник Святой Бекташ». Титул Хаджи подразумевает, что он совершил паломничество в Мекку и Медину для совершения хаджа . Он является эпонимом суфийского Бекташи ордена и считается одним из главных учителей алевизма . Согласно « Энциклопедии ислама» , «центром и источником его учения» был Али ибн Аби Талиб , которого алевиты считают праведным преемником Мухаммеда, одновременно «признавая двенадцать шиитских имамов » и «поддерживая Джафара ас-Садика высокопоставленным ». почитать". [11] Несмотря на свою шиитскую веру и неортодоксальное учение, он считается известной фигурой в истории и культуре как Османской империи , так и современного национального государства Турции . С другой стороны, Ибн Халликан сообщает, что шиитские тенденции принадлежали не ему, а скорее его мюридам , которые укрылись в его текке в Сулуджа Кара Оюк в Кыршехире после восстания Бабаев . [12]

Происхождение

[ редактировать ]

Бекташ родился в Нишапуре . В некоторых легендах бекташей сообщается, что Бекташ был последователем и представителем Ходжи Ахмада Ясави суфийского мистика из Средней Азии , имевшего большое влияние на тюркских кочевников степей. [13] [14] Это утверждение отвергается современными учёными. [ который? ] поскольку Ахмад Ясави жил почти на сто лет раньше Хаджи Бекташа. [15] О нем мало что известно, его происхождение окутано тайной, а большая часть его биографии основана на легендах. [16]

Силсила подключается к Ходже Ахмаду Ясави

[ редактировать ]
Хаджи Бакташ Вели, мюрид маламати в - каландари шейх Кутб ад-Дин Хайдар , ввел Ахмада Ясави о свой орден учение « Четырех дверях и сорока стоящих ».

Сисила Хаджи Бакташа Вали достигает Ордена Ясави через другой, но похожий тарикат известен как Орден Вафая Абу'л Вафа аль-Хорезми, который был мюридом Ахмада Ясави и муршидом Деде Шархена , который хорошо . , который, в свою очередь, был муршидом Бабы Элияса аль-Хорасани († 1240 г.), влиятельного мистика из Восточной Персии. Современные исследования связывают его с другим важным религиозным движением того времени: с Каландарийей и с Бабой Элиясом аль-Хорасани, который был муршидом Айбака Бабы, который, в свою очередь, был муршидом одного из ведущих участников восстания Бабаев , Бабы. Ишак тоже. В конце концов, Баба Элияс Хорасани был признан ответственным за восстание Бабаев, организованное Бабой Ишаком, и впоследствии казнен Мубариз'уд-Дином-и Армаган-Шахом. [17] верховный главнокомандующий армиями Султаната Рум .

Оригинальные учения Бекташи во многом напоминают учения хорасанской Каландарии и Баба Элияса. [18] [19] Хаджи Бакташ Вели был мюридом Лохмана Бабы (Лохман Сарахси ), который также был одним из четырех самых известных мюридов Бабы Элияса аль-Хорасани. Лохман Баба, с другой стороны, также был мюридом известного Каландари Кутб ад-Дина Хайдара , который был мюридом Ахмада Ясави. По этим причинам его силсила связана с Ахмадом Ясави двумя разными каналами: один через Вафаи, а другой через Кутб ад-Дина Хайдара. Он пользовался большим уважением в Султанате Рум из-за его дружелюбного отношения во время восстания Бабаев, и его ханке в Сулуке Кара-Оюк было разрешено оставаться открытым во время и после него, тем самым спасая большую часть жизней выживших алевитов.

Из названия Вилайета

[ редактировать ]

Из Vilayetname (или: Святые подвиги Хаджи Бекташа Вели ): [20]

После того как Локман Перенде вернулся из хаджа, эренлеры (святые) Хорасана пришли выразить ему свое почтение. Когда они увидели источник, вытекающий из середины мектеба, они сказали: «Мы бывали здесь много раз и никогда не видели такого источника». Локман Перенде ответил: «Это по благословению Хункара Хаджи Бекташа». Эренлер спросил: «Кто этот Хункар Хаджи Бекташ?» Локман Перенде сказал: «Хаджи Бекташ Хункар — вот этот возлюбленный», и затем указал на молодого Бекташа. Эренлер сказал: «Этот еще ребенок. Как же он мог стать хаджи?» Затем Локман Перенде описал собравшимся все чудеса Хаджи Бекташа одно за другим, а затем сказал: «Пока я совершал свою молитву в Каабе, Бекташ всегда молился рядом со мной. Когда мы завершали нашу молитву, он исчезал. ." Эренлер спросил: «Где этот мальчик мог найти такую ​​необыкновенную способность?» Тогда Хункар Хаджи Бекташ открыл свои благословенные уста и сказал: «Я — тайна возвышенного Имама Али, распорядителя реки Каутар и Льва Аллаха, Императора Святости и Повелителя правоверных. Мой происхождение и родословная от него. Эти многочисленные чудеса — мое наследие, дарованное Аллахом. Ни для кого не должно удивлять, что подобные чудеса происходят от меня, ибо это Сила Божия».

Эренлер . из Хорасана сказал: «Если на самом деле ты — тайна шаха, то у него есть знаки. Покажи нам эти знаки, и мы поверим» Знаком Хазрети Али было вот что; посередине благословенной руки у него была красивая родинка изумрудного тона. Итак, Хазрети Хункар Хаджи Бекташ Вели открыл свою освященную руку и показал свою ладонь. Все увидели, что посередине его ладони красовалась красивая изумрудная родинка. Эренлер сказал: «У Повелителя правоверных также была красивая изумрудная родинка на благословенном лбу». Хункар-хаджи Бекташ Вели снял тюбетейку со своей благословенной головы и все увидели между его бровями божественно освещенную родинку изумрудного оттенка. Все эренлеры просили прощения, говоря: «О Дервиш из дервишей, мы жестоко ошиблись». Они сдались ему, заявив: «Это действительно чудеса».

Распространение ордена Бекташи.

[ редактировать ]

Бекташизм распространился из Анатолии через османов, прежде всего на Балканы , где его лидеры (известные как деды или бабы ) помогли обратить многих в ислам . Суфийский орден Бекташи стал официальным орденом элитного янычарского корпуса после его учреждения. Орден Бекташи оставался очень популярным среди албанцев, а теккес можно встретить по всей Албании , Косово и Республике Македония Бекташи и по сей день . В период Османской империи бекташи теккес были созданы в Египте и Ираке , но орден не прижился в этих странах. В Мичигане также есть текке Бекташи, основанный Бабой Реджебом , который был бекташи-бабой и писателем исламского мистицизма и бекташизма.

Девятнадцатый век и позже

[ редактировать ]

упразднил янычарский корпус, Когда в 1826 году султан Махмуд II та же участь постигла бекташей. Бабы Стамбуле текке были сосланы в стойкие суннитские деревни и города, а их текке были закрыты или и их дервиши переданы суннитским суфийским орденам (в основном накшбандийским; например, Гозтепе Текке в в этот период был передан накшбандийцам). .

Хотя орден Бекташи вернул себе многие из своих утраченных текке в период Танзимата , они, как и все другие суфийские ордена, были запрещены в Турции в 1925 году в результате политики секуляризации страны, и все текке Бекташи были снова закрыты вместе со всеми другими. .

Главный текке Бекташи находится в городе Хаджибекташ в Центральной Анатолии, известном как комплекс Гаджибекташ. В настоящее время он открыт как музей, и место его упокоения до сих пор посещают как мусульмане-сунниты, так и алевиты. Каждый август здесь проводятся крупные фестивали. Гезтепе и Шахкулу Кроме того, текке в Стамбуле теперь используются как места встреч алевитов. Говорят, что самый большой текке Бекташи находится в Албании. , штат Мичиган, США, есть также текке бекташи В Тейлоре , основанный Бабой Реджебом , известным писателем-бекташи, посвященным исламскому мистицизму и бекташизму. [21]

Четыре полюса Анатолии

[ редактировать ]

Хаджи Бекташ Вели считается одним из четырех полюсов ( актабов ) Анатолии всеми кругами тариката , другими являются Мавлана Руми , Шабан-и Вели и Хаджи Байрам-и Вели . [22]

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ К. Олсен: Целибат и религиозные традиции. Издательство Оксфордского университета. 1-е изд. 2007. Стр. 143–144
  2. ^ «Комментарий Хаджи Бекташа Вели к Фатихе | Первый бекташи теке в Америке» . Архивировано из оригинала 8 апреля 2014 года . Проверено 8 апреля 2014 г.
  3. ^ «Орден дервишей Бекташи» . bektashiorder.com . Архивировано из оригинала 12 августа 2011 года.
  4. ^ Алексес Г.К. Саввидес, Византия на Ближнем Востоке: ее отношения с сельджукским султанатом Рума в Малой Азии, Армяне Киликии и монголы, н.э. ок. 1192-1237 , Кентрон Византинон Эреунон, 1981, с. 116.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Алгар 1989 .
  6. ^ Башир 2008 , с. 143.
  7. ^ М. Киа: Повседневная жизнь в Османской империи. Greenwood Pub Group Inc., 2011. Стр. 169: «Бекташи проследили истоки своего ордена до персидского суфийского мастера Хаджи Бакташа Вали [...]»
  8. ^ Джестис, Филлис (2004). Святые люди мира: Межкультурная энциклопедия, Том 1 . АВС-КЛИО. п. 113. ИСБН  978-1-57607-355-1 .
  9. ^ Алгар 1989 , с. 116–118.
  10. ^ Балджиоглу, Тахир Харими, Сектантские движения - Мазхаба Движения , стр. 184, вкладка Ахмеда Саида, публикации Хилми Зия, 1940.
  11. ^ Гибб, Хар ; Крамерс, Дж. Х. ; Леви-Провансаль, Э .; Шахт, Дж .; Льюис, Б. и Пеллат, Ч. , ред. (1960). «Бекташийя» . Энциклопедия ислама, второе издание . Том I: А – Б. Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 1162. OCLC   495469456 .
  12. ^ Ибн Халликан , Шакайик.
  13. ^ Х. Алгар, «Хорасанский суфий Хаджи Бекташ» , Encyclopædia Iranica , v, p. 117, Интернет-издание 2006 г. ( ССЫЛКА )
  14. ^ Мехмет Фуат Кёпрюлю , Первые суфии в турецкой литературе , Управление по делам религии , стр. 49.
  15. ^ Дж. Спенсер Тримингем, Суфийские ордена в исламе , Clarendon Press, 1971, стр. 81.
  16. ^ Гибб, Хар ; Крамерс, Дж. Х. ; Леви-Провансаль, Э .; Шахт, Дж .; Льюис, Б. и Пеллат, Ч. , ред. (1960). «Бекташийя» . Энциклопедия ислама, второе издание . Том I: А – Б. Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 1162. OCLC   495469456 .
  17. ^ Ибн Биби , Аль-Авамеруль-Алаийя, стр. 498-499.
  18. ^ Алгар, Хамид . «БЕКТАШ, ХАДЖИ» . Энциклопедия Ираника . Проверено 24 октября 2011 г.
  19. ^ Мехмет Фуат Кёпрюлю , цитируя ибн Биби в своей книге «Anadolu'da İslamiyet» ( Ислам в Анатолии ) (1922), отождествляет Бабу с Бабой Ишаком, который возглавил восстание Бабы Ишака ; этому противоречат другие учёные, такие как Дэвид Кук в его книге «Мученичество в исламе» (2007; стр. 84), цитирующие исторические ссылки, такие как « Манакиб уль-Кудсийя» (14 век).
  20. ^ «Орден дервишей Бекташи» . bektashiorder.com . Архивировано из оригинала 12 августа 2011 года.
  21. ^ «Орден дервишей Бекташи» . bektashiorder.com . Архивировано из оригинала 18 августа 2011 года.
  22. ^ «ШАБАН-и ВЕЛО — Исламская энциклопедия TDV» . Исламская энциклопедия TDV (на турецком языке) . Проверено 28 апреля 2022 г.
  23. ^ «Актерский состав и режиссер фильма Юнус Эмре Ашкин Сеси» .

Источники

[ редактировать ]
  • Алгар, Хамид (1989). «БЕКТАШ, ХАДЖИ» . Иранская энциклопедия. Том. IV, Фаск. 2 . пп. 116–118.
  • Башир, Шахзад (2008). Олсон, Карл (ред.). Целибат и религиозные традиции . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-530632-3 .
  • Дж. Бирдж, Орден дервишей Бекташи, Лондон, 1937, глава VI. (стр. 22)
  • Сайед Хоссейн Наср, Суфийские эссе, SUNY Press, (1972). п. 117.
  • Брайан Глин Уильямс: Мистики, кочевники и еретики: история распространения мусульманского синкретизма из Центральной Азии в турецко-византийскую Добруку тринадцатого века - Международный журнал тюркских исследований, 2001 г. - Университет Висконсина (стр. 7)
  • Р. Ханам, Энциклопедическая этнография Ближнего Востока и Центральной Азии, Global Vision Publishing Ho, 2005 (стр. 142).
  • Гарвардское теологическое обозрение, издательство Кембриджского университета, Vol. 2, № 3, июль 1909 г. (с. 343)
  • Ричард Роберт Мэдден, Турецкая империя: в ее отношениях с христианством и цивилизацией. , Том 1, 335.
  • Индрис Шах, Путь суфия , 294.
  • Марк Суало, Гуманистические мистики: Национализм и поминовение святых в Турции , 375.
  • Олссон, Торд; Оздальга, Элизабет; Раудвере, Катарина (1998). Идентичность алевитов: культурные, религиозные и социальные перспективы . Тейлор и Фрэнсис. ISBN  9780203985878 .
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 798623d4425013386606c176bd335386__1720858920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/79/86/798623d4425013386606c176bd335386.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Haji Bektash Veli - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)