Хайдар Амули
Хайдар Амули | |
---|---|
![]() Его статуя Ирана | |
Рожденный | 1319 | н. э.
Умер | 1385 г. (65–66 лет) н.э. |
Эра | 14 век |
Основные интересы | Суфизм , Шиизм , Философия , Мистика |
Сайид Баха ад-Дин Хайдар, Хайдар аль-Обаиди аль-Хоссейни Амули , Сайед Хайдар Амоли или Мир Хайдар Амоли ( персидский : میر حیدر آملی ) , шиитский мистик и суфийский философ , был ранним представителем персидской мистической философии. и один из самых выдающихся комментаторов философа-мистика Ибн Араби в 14 веке.
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Хайдар Амули принадлежит к семье Хусайни Сайид и родом из города Амол в Мазандаране , расположенном на севере современного Ирана , недалеко от Каспийского моря . В то время было известно, что город Амуль был густо населен мусульманами- шиитами . В очень молодом возрасте он начал изучать имамский шиизм и посещал юридическую школу мазхаба, где также посвятил свое время суфизму, примерно до тридцати лет. [1] Хайдар Амули впервые начал учебу в своем родном городе Амуль. В конце концов он переехал в город Астарабад , расположенный недалеко от Мазендарана, а затем в Исфахан , расположенный в центре Ирана. [2] Когда ему было чуть больше двадцати, Сайид Хайдар Амули вернулся в Амуль и стал доверенным лицом, а в конечном итоге специальным заместителем и камергером Бавандида Хасана II , который был правителем Табаристана . [1] Хотя у Амули были близкие отношения с Хасаном II, он пережил религиозный кризис. Амули цитирует В своей работе «Внутренние тайны пути» , что он начал чувствовать, что он развращен и что ему нужно переехать в такое место, где он сможет полностью посвятить себя Богу. Поэтому Хайдар Амули отказался от своей должности в суде, чтобы продолжать заниматься суфизмом . Он отказался от куртуазной жизни за пару лет до того, как Хасан II был убит членами его собственной семьи. [3]
Вернуться к суфизму
[ редактировать ]После ухода Хайдара Амули из двора он начал практиковать суфизм. Живя в селении Тегеран, он стал следовать за шейхом по имени Нур ад-Дин Тегерани, гностиком и подвижником Аллаха. Амули провел в его обществе немногим меньше месяца, прежде чем стал носить символический суфийский плащ или хирку . [1] В конце концов, Хайдар Амули отправился в паломничество или хадж , посетив различные шиитские святыни, а также отправившись в Иерусалим, а также в священные города Мекку и Медину . К сожалению, из-за плохого здоровья Амули пришлось покинуть Медину.. [3] Документально подтверждено, что остаток своей жизни он провел в Ираке. В течение нескольких лет он учился в Багдаде у видных шиитских ученых, включая Фахра ад-Дина Мухаммада аль-Хасана и Насир ад-Дина аль-Кашани аль-Хилли. Эти два учёных были видными деятелями шиизма того времени. Затем Хайдар аль-Амули поселился в шиитском городе Наджаф , к югу от Багдада, на более тридцати лет, примерно до 1385 года нашей эры, года, когда в последний раз было зарегистрировано его существование. Примерно в то же время он завершил свою последнюю работу под названием Ресалат аль-олум аль-алия .. [4]
Основные идеи Амули
[ редактировать ]Синтез шиизма и суфизма
[ редактировать ]Вначале Амули был сторонником имамитского шиизма. Подобно суфизму, шиизм включает в себя идеи шариата , тариката и хакика . Амули считал, что каждый шиит является «верующим, подвергнутым испытанию», - центральное суфийское убеждение. Одна из основных идей Амули заключалась в том, что имамы, которых считали наделенными мистическими знаниями, были не только проводниками шиитской общины, но и суфийской общины. Амули был одновременно критиком шиитов, которые ограничивали свою религию набором правил, и в равной степени критиковал суфиев, отрицавших определенные принципы, зародившиеся у имамов. [3]
Чистый монотеизм
[ редактировать ]Амули также реализовал и объяснил различия между чистым монотеизмом и внутренним аспектом. Чистый монотеизм состоит из исповедания веры и идеи внешнего аспекта единства Бога. Внутренний аспект включает в себя идею о том, что ничего не существует, кроме Бога. [3] Амули метафорически объяснил идею внутреннего и внешнего аспектов чернил и букв, создаваемых этими чернилами. Буквы сами по себе не существуют без чернил. Амули имел в виду, что физический мир — это лишь проявление божественных имен Бога. [3]
Печать Валая
[ редактировать ]Другое убеждение Амули связано с приходом двенадцатого имама Мухаммада аль-Махди . Идея Амули о двенадцатом имаме следует идеям предыдущих учёных. Амули особенно считал, что Али был печатью универсального валая , а мусульманский валайя для Амули был Махди . Эти идеи отличаются от идей Ибн Араби тем, что аль-Араби считает, что Иисус Христос был печатью универсального валая. [3]
Работает
[ редактировать ]Документально подтверждено, что Сайид Хайдар Амули написал более сорока различных произведений, но из них сохранилось только семь. [3] В «Асрар аль-Шариа ва атвар ат-тарика ва анвар аль-Хакика » Амули индивидуально обсуждает свои пять основных принципов религии: божественное единство, пророчество, эсхатология, имамат и справедливость. Он также упоминает пять столпов исламской молитвы, включая пост, закят, хау и ихад. Он обсуждает все эти темы с трех разных точек зрения: шариата, тариката и хакика. Джами аль-асрар ва манба аль-анвар - самое известное из произведений Амули. Он разделен на три книги, и каждая книга разделена на четыре главы или (каида). аль-Масаель аль-Амолия (или аль-Хайдария) — это работа, состоящая из богословских и юридических идей, адресованных Амули и написанных его учителю Фахру-аль-мохаккекину. От этой работы сохранился автограф. Амули написал: «Ресалат аль-воуд фи марефат аль-мабуд» в 1359 году нашей эры. Он был завершен, когда Амули жил в Нафафе, около 1367 года нашей эры. аль-Мохит аль-аам — семитомный комментарий, завершенный примерно в 1375 или 1376 году нашей эры. Эта работа под названием «Нашу ан-носуш» представляет собой комментарий к другому произведению, написанному Ибн Араби и озаглавленному «Фосуш аль-Хекам». В этот отрывок включены некоторые автобиографические отрывки, содержащие информацию о жизни Амули. Последняя работа Амули называлась « Ресалат аль-Олум аль-Алия» представляет собой сборник имамитских традиций, приписываемых Амули. Часто спорят, что на самом деле ее написал другой автор. [3]
Известная цитата
[ редактировать ]«Океан — тот же океан, каким он был в древности; события сегодняшнего дня — это его волны и его реки».
«Воистину, клянусь Аллахом, что если бы семь небес были сделаны из бумаги, а деревья на земле — перьями, если бы моря мира были чернилами, а духи, люди и ангелы — писцами, то они не смогли бы писать. даже немного того, чему я был свидетелем божественных гносеев и реалий»
Генеалогия
[ редактировать ]В комментарии Сайида Хайдара Амули «Аль-Мухит аль-Азам» («Могучий океан») Амули дает краткую семейную генеалогию.
- Сайид Рукнуддин Хайдар
- Сайид Таджуддин Али Падаша
- Сайид Рукнуддин Хайдар
- Сайид Таджуддин Али Падаша
- Сайид Мухаммад Амир
- Сайид Али Падаша
- Сайид Мухаммад,
- Сайид Зайд
- Сайид Мухаммад
- Сайид Ибрагим
- Сайид Мухаммад
- Сайид Хусейн Кусай
- Сайид Ибрагим
- Сайид Санаулла
- Сайид Харун
- Сайид Хамза
- Сайид Убайдулла аль-Ирадж
- Сайид Хусейн Асгар
- Имам Зейн уль Абидин,
- Имам Хусейн аль-Шахид -
- Али ибн Аби Талиб». [1]
Наследие
[ редактировать ]Амули не единственный мыслитель-имамит, включивший в себя труды Ибн Араби и его последователей. Объединение суфизма и шиизма на протяжении всей истории исследовалось большим количеством ученых, таких как Амули. Такие ученые, как Мир Дамад, Мулла Садра, Хади Сабзавари и аятолла Хомейни, продолжали устанавливать связь между суфизмом и шиизмом. [5]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Амули, Сайид Хайдар (1989). Внутренние тайны Пути . Книги Элементов, Публикации Захры.
- ^ Мери, Йозеф В. и Джер Л. Бахарах (2006). Средневековая исламская цивилизация: Энциклопедия. АЗ изд. Том. 1 . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 42–43.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Кольберг, Этан. «Амоли, Сайед Баха-ад-Дин» . Энциклопедия Ираника . Архивировано из оригинала 19 января 2011 года . Проверено 3 апреля 2011 г.
- ^ ван Эсс, Йозеф. «Хайдар-и Амули, Бахал-Динхайдарб.Алиб.Хайдарал-Убайди (719/1319 или 720/1320 — после 787/1385)» . Энциклопедия ислама: второе издание . Проверено 27 марта 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Книга Хайтдара Амули: Внутренние тайны пути
Библиография
[ редактировать ]- Амули, Сайид Хайдар. Внутренние тайны Пути. Пер. Асадулла Ад-Закир Йате. Бабаган. Распечатать.
- Корбин, Генри. Храм и созерцание. Пер. Филип Шеррард. Лондон: Кеган Пол Интернэшнл в Ассоциации с Исламскими публикациями Ltd., 1986. Печать.
- Кольберг, Этан. « Амоли, Сайед Баха-ад-Дин. Архивировано 19 января 2011 г. в Wayback Machine » Энциклопедия Ираника | Дом. Центр иранских исследований Колумбийского университета, 15 декабря 1984 г. Родился 6 апреля 2011 г.
- Кольберг, Этан. « Некоторые шиитские взгляды на допотопный мир ». Студия Исламика 52 (1980): 41–66. Дж Стор. Мезоннёв и Лароз. Веб. 2011.
- Мери, Йозеф В. и Джер Л. Бахарах. Средневековая исламская цивилизация: Энциклопедия. АЗ изд. Том. 1. Нью-Йорк: Рутледж, 2006. Печать.
- Моррис, Джеймс В. «Ибн Араби и его переводчики». Журнал Американского восточного общества 107 (1987): 101–19. Печать (ссылки на статьи Морриса на сайте Общества Мухиддина ибн Араби )
- ван Эсс, Дж. « Хайдар-и Амули, Бахаал-Динчайдарб. Алиб. Хайдарал-Убайди (719/1319 или 720/1320 - после 787/1385) [ постоянная мертвая ссылка ] Энциклопедия ислама, второе издание. Под редакцией: П. Бирмана; Т. Бьянкиса; К. Э. Босворта; Э. ван Донзеля; и В. П. Хайнрикса. Брилл, 2011. Brill Online. Августана. 1 апреля 2011 г.