Философия

Страница полузащищенная
Из Википедии, бесплатной энциклопедии

Фотография статуи Огюста Родена «Мыслитель»
Статуя «Мыслитель» Огюста Родена символ философской мысли. [1]

Философия ( φιλοσοφία , «любовь к мудрости» на древнегреческом языке ) — это систематическое изучение общих и фундаментальных вопросов, касающихся таких тем, как существование , разум , знание , ценность , разум и язык . Это рациональное и критическое исследование, размышляющее над собственными методами и предположениями.

Исторически многие отдельные науки , такие как физика и психология , входили в состав философии. Однако они считаются отдельными академическими дисциплинами в современном понимании этого слова. Влиятельные традиции в истории философии включают западную , арабо-персидскую , индийскую и китайскую философию . Западная философия зародилась в Древней Греции и охватывает широкую область философских областей. Центральной темой арабо-персидской философии является связь между разумом и откровением . Индийская философия сочетает духовную проблему достижения просветления с исследованием природы реальности и способов достижения знания. Китайская философия фокусируется главным образом на практических вопросах, касающихся правильного социального поведения, управления и самосовершенствования .

Важнейшие разделы философии — эпистемология , этика , логика и метафизика . Эпистемология изучает, что такое знание и как его получить. Этика исследует моральные принципы и то, что представляет собой правильное поведение. Логика — это изучение правильных рассуждений , позволяющее отличить хорошие аргументы от плохих. Метафизика исследует наиболее общие черты реальности , существования, объектов и свойств . Другими подполями являются эстетика , философия языка , философия разума , философия религии , философия науки , философия математики , философия истории и политическая философия . Внутри каждой отрасли существуют конкурирующие школы философии , которые продвигают разные принципы, теории или методы.

Философы используют самые разнообразные методы для достижения философского знания. Они включают концептуальный анализ , опору на здравый смысл и интуицию , использование мысленных экспериментов , анализ обычного языка , описание опыта и критические вопросы . Философия связана со многими другими областями, включая естественные науки, математику , бизнес , право и журналистику . Он обеспечивает междисциплинарный взгляд и изучает масштабы и фундаментальные концепции этих областей. Он также исследует их методы и этические последствия.

Этимология

Слово « философия» происходит от древнегреческих слов φίλος ( филос ) « любовь » и σοφία ( софия ) « мудрость » . [2] [а] Некоторые источники говорят, что этот термин был придуман -досократиком философом Пифагором , но это не точно. [4]

Гравюра на дереве Исаака Ньютона под яблоней
Физика изначально была частью философии, как и Исаака Ньютона наблюдение о том, как гравитация влияет на падающие яблоки .

Это слово вошло в английский язык в основном из старофранцузского и англо-нормандского, начиная примерно с 1175 года нашей эры. Французская философия сама по себе является заимствованием латинской философии . Термин «философия» приобрел значения «глубокого изучения умозрительных предметов ( логики , этики , физики и метафизики )», «глубокой мудрости, состоящей из любви к истине и добродетельной жизни», «глубоких знаний, переданных древними авторами», и «изучение фундаментальной природы знания , реальности и существования , а также основных пределов человеческого понимания». [5]

До современной эпохи термин « философия» использовался в широком смысле. он включал большинство форм рациональных исследований, таких как отдельные науки . В качестве субдисциплин [6] Например, натурфилософия была основной отраслью философии. [7] Эта ветвь философии охватывала широкий спектр областей, включая такие дисциплины, как физика, химия и биология . [8] Примером такого использования является книга Philosophiæ Naturalis Principia Mathematica Исаака Ньютона 1687 года . В названии этой книги упоминается натурфилософия, но сегодня она считается книгой по физике. [9]

Смысл философии изменился к концу нового периода, когда она приобрела более узкое значение, распространенное сегодня. В этом новом смысле этот термин главным образом связан с философскими дисциплинами, такими как метафизика, эпистемология и этика. Среди других тем он охватывает рациональное изучение реальности, знаний и ценностей. Он отличается от других дисциплин рационального исследования, таких как эмпирические науки и математика . [10]

Концепции философии

Общая концепция

Философская практика характеризуется несколькими общими чертами: это форма рационального исследования, она стремится быть систематической и имеет тенденцию критически размышлять над своими собственными методами и предпосылками. [11] Это требует внимательного, долгого и тщательного размышления о провокационных, неприятных и устойчивых проблемах, центральных для человеческого существования. [12]

Философское стремление к мудрости предполагает задавать общие и фундаментальные вопросы. Часто это не приводит к однозначным ответам, но может помочь человеку лучше понять тему, изучить свою жизнь, развеять путаницу и преодолеть предрассудки и идеи самообмана, связанные со здравым смыслом. [13] Например, Сократ заявил, что « неисследованная жизнь не стоит того, чтобы ее прожить », чтобы подчеркнуть роль философских исследований в понимании собственного существования. [14] [15] По словам Бертрана Рассела , «человек, не имеющий ни малейшего намека на философию, проживает жизнь в плену предрассудков, вытекающих из здравого смысла, из привычных верований его эпохи или его нации, а также из убеждений, которые выросли в его уме без всякого вмешательства». сотрудничество или согласие его сознательного разума». [16]

Академические определения

Попытки дать более точные определения философии вызывают споры. [17] и изучаются в метафилософии . [18] Некоторые подходы утверждают, что существует набор существенных черт, общих для всех частей философии. Другие видят лишь более слабое семейное сходство или утверждают, что это просто пустой термин. [19] Точные определения часто принимаются только теоретиками, принадлежащими к определенному философскому движению , и, по мнению Сёрена Овергаарда и др., они являются ревизионистскими. в том, что многие предполагаемые части философии не заслуживали бы названия «философия», если бы они были правдой. [20]

Некоторые определения характеризуют философию по отношению к ее методу, например чистое рассуждение. Другие сосредотачиваются на этой теме, например, как на изучении крупнейших закономерностей мира в целом или как на попытке ответить на важные вопросы. [21] Такого подхода придерживается Иммануил Кант , который считает, что задачу философии объединяют четыре вопроса: «Что я могу знать?»; "Что я должен делать?"; «На что я могу надеяться?»; и «Что такое человек?» [22] Проблема обоих подходов заключается в том, что они обычно либо слишком широки, включая нефилософские дисциплины, либо слишком узки, исключая некоторые философские субдисциплины. [23]

Многие определения философии подчеркивают ее тесную связь с наукой. [24] В этом смысле философию иногда понимают как самостоятельную науку. По мнению некоторых философов-натуралистов , таких как У.В.О. Куайн , философия — это эмпирическая, но абстрактная наука, которая занимается широкими эмпирическими закономерностями, а не конкретными наблюдениями. [25] Научно-обоснованные определения обычно сталкиваются с проблемой объяснения того, почему философия за свою долгую историю не продвинулась в той же степени или таким же образом, как науки. [26] Этой проблемы можно избежать, рассматривая философию как незрелую или временную науку, субдисциплины которой перестают быть философией после полного развития. [27] В этом смысле философию иногда называют «акушеркой наук». [28]

Другие определения сосредоточены на контрасте между наукой и философией. Общей темой среди многих подобных концепций является то, что философия занимается смыслом , пониманием или разъяснением языка. [29] Согласно одной точке зрения, философия — это концептуальный анализ , который предполагает нахождение необходимых и достаточных условий применения понятий. [30] Другое определение характеризует философию как размышление о мышлении, чтобы подчеркнуть его самокритическую, рефлексивную природу. [31] Следующий подход представляет философию как лингвистическую терапию. По мнению Людвига Витгенштейна , например, философия направлена ​​на устранение недоразумений, которым люди подвержены из-за запутанной структуры обычного языка . [32]

Феноменологи , такие как Эдмунд Гуссерль , характеризуют философию как «строгую науку», исследующую сущности . [33] Они практикуют радикальный отказ от теоретических предположений о реальности, чтобы вернуться к «самим вещам», то есть таким, которые изначально даны в опыте. Они утверждают, что этот базовый уровень опыта обеспечивает основу для теоретических знаний более высокого порядка и что нужно понять первое, чтобы понять второе. [34]

Ранний подход, обнаруженный в древнегреческой и римской философии, заключается в том, что философия — это духовная практика развития рациональных способностей человека. [35] Эта практика является выражением любви философа к мудрости и имеет целью улучшить свое благосостояние путем ведения рефлексивной жизни. [36] Например, стоики рассматривали философию как упражнение для тренировки ума и тем самым достижения эвдемонии и процветания в жизни. [37]

История

Как дисциплина история философии призвана обеспечить систематическое и хронологическое изложение философских концепций и доктрин. [38] Некоторые теоретики рассматривают это как часть интеллектуальной истории , но оно также исследует вопросы, не охваченные интеллектуальной историей, например, верны ли теории философов прошлого и остались ли они философски актуальными. [39] История философии в первую очередь связана с теориями, основанными на рациональных исследованиях и аргументациях; некоторые историки понимают это в более широком смысле, включая мифы , религиозные учения и пословицы. [40]

Влиятельные традиции в истории философии включают западную , арабо-персидскую , индийскую и китайскую философию . Другие философские традиции — японская философия , латиноамериканская философия и африканская философия . [41]

Западный

Бюст Аристотеля
Аристотель был важной фигурой в древней философии и разработал всеобъемлющую систему мышления, включающую метафизику, логику, этику, политику и естествознание. [42]

Западная философия зародилась в Древней Греции в VI веке до нашей эры вместе с досократиками . Они пытались дать рациональное объяснение космоса в целом. [43] Философия, последовавшая за ними, была сформирована Сократом (469–399 до н.э.), Платоном (427–347 до н.э.) и Аристотелем (384–322 до н.э.). Они расширили круг тем до таких вопросов, как то, как люди должны действовать , как достичь знания и какова природа реальности и разума . [44] Поздняя часть античного периода ознаменовалась возникновением философских течений, например, эпикурейства , стоицизма , скептицизма и неоплатонизма . [45] Средневековый период начался в V веке нашей эры. Его внимание было сосредоточено на религиозных темах, и многие мыслители использовали древнюю философию для объяснения и дальнейшей разработки христианских доктрин . [46] [47]

Период Возрождения начался в 14 веке и ознаменовался возобновлением интереса к школам древней философии, в частности к платонизму . Гуманизм также возник в этот период. [48] Современный период начался в 17 веке. Одной из центральных проблем было то, как создаются философские и научные знания. Особое значение придавалось роли разума и чувственного опыта . [49] Многие из этих нововведений использовались движением Просвещения , чтобы бросить вызов традиционным властям. [50] Несколько попыток разработать всеобъемлющие системы философии были предприняты в XIX веке, например, немецким идеализмом и марксизмом . [51] Влиятельными событиями в философии 20-го века стали появление и применение формальной логики , акцент на роли языка , а также прагматизма , а также такие движения в континентальной философии, как феноменология, экзистенциализм и постструктурализм . [52] В 20 веке произошло быстрое расширение академической философии по количеству философских публикаций и философов, работающих в академических учреждениях . [53] Заметно выросло и число женщин-философов , но они по-прежнему оставались недостаточно представленными. [54]

арабско-персидский

Портрет Авиценны на серебряной вазе
Портрет Авиценны , одного из самых влиятельных философов Золотого века ислама .

Арабо-персидская философия возникла в начале 9 века нашей эры как ответ на дискуссии в исламской теологической традиции . Его классический период длился до 12 века нашей эры и находился под сильным влиянием древнегреческих философов. Они использовали их идеи для разработки и интерпретации учения Корана . [55]

Аль-Кинди (801–873 гг. н. э.) обычно считается первым философом этой традиции. Он перевел и интерпретировал многие произведения Аристотеля и неоплатоников, пытаясь показать, что существует гармония между разумом и верой . [56] Авиценна (980–1037 гг. н. э.) также следовал этой цели и разработал всеобъемлющую философскую систему, обеспечивающую рациональное понимание реальности, охватывающую науку, религию и мистицизм. [57] Аль-Газали (1058–1111 гг. н. э.) резко критиковал идею о том, что разум может прийти к истинному пониманию реальности и Бога. Он сформулировал детальную критику философии и попытался отвести философии более ограниченное место помимо учения Корана и мистического прозрения. [58] После Аль-Газали и конца классического периода влияние философских исследований ослабло. [59] Мулла Садра (1571–1636 гг. н.э.) часто считается одним из самых влиятельных философов последующего периода. [60] Растущее влияние западной мысли и институтов в 19 и 20 веках привело к возникновению интеллектуального движения исламского модернизма , целью которого является понимание связи между традиционными исламскими верованиями и современностью. [61]

Индийский

Картина Ади Шанкары
Ади Шанкара развил монистический взгляд на Адвайта Веданту , заявив, что существование множества отдельных сущностей является иллюзией .

Одной из отличительных особенностей индийской философии является то, что она объединяет исследование природы реальности, способов достижения знания и духовный вопрос о том, как достичь просветления . [62] Это началось около 900 г. до н.э., когда были написаны Веды . Они являются основополагающими писаниями индуизма и рассматривают вопросы, касающиеся связи между личностью и конечной реальностью , а также вопрос о том, как души перерождаются на основе своих прошлых действий . [63] В этот период также появилось появление неведических учений, таких как буддизм и джайнизм . [64] Буддизм был основан Гаутамой Сиддхартхой (563–483 гг. до н. э.), который бросил вызов ведической идее постоянного «я» и предложил путь освобождения от страданий . [64] Джайнизм был основан Махавирой (599–527 до н. э.), который подчеркивал ненасилие , а также уважение ко всем формам жизни. [65]

Последующий классический период начался примерно в 200 г. до н.э. [б] и характеризовалось появлением шести ортодоксальных школ индуизма : ньяя , вайшешика , санкхья , йога , миманса и веданта . [67] школа Адвайта Веданты Позднее в этот период возникла . Она была систематизирована Ади Шанкарой ( ок. 700–750 гг. н. э.), который считал, что все едино и что впечатление о вселенной, состоящей из множества различных сущностей, является иллюзией . [68] Несколько иную точку зрения отстаивал Рамануджа (1017–1137 гг. Н. Э.), [с] который основал школу Вишиштадвайта Веданта и утверждал, что отдельные сущности реальны как аспекты или части основного единства. [70] Он также помог популяризировать движение Бхакти , которое учило преданности божественному как духовному пути и продолжалось до 17-18 веков нашей эры. [71] Современный период начался примерно в 1800 году нашей эры и был сформирован встречами с западной мыслью. [72] Философы пытались сформулировать комплексные системы для гармонизации разнообразных философских и религиозных учений. Например, Свами Вивекананда (1863–1902 гг. н. э.) использовал учение Адвайта Веданты, чтобы доказать, что все различные религии являются действительными путями к единому божественному. [73]

Китайский

Картина Конфуция
Учение Конфуция об этике и обществе сформировало последующую китайскую философию.

Китайская философия особенно интересуется практическими вопросами, связанными с правильным социальным поведением, управлением и самосовершенствованием . [74] Многие школы мысли возникли в VI веке до нашей эры в конкурирующих попытках разрешить политическую нестабильность того периода. Наиболее видными среди них были конфуцианство и даосизм . [75] Конфуцианство было основано Конфуцием (551–479 гг. до н.э.). Он сосредоточился на различных формах моральных добродетелей и исследовал, как они ведут к гармонии в обществе. [76] Даосизм был основан Лао-цзы (6 век до н.э.) и исследовал, как люди могут жить в гармонии с природой, следуя Дао или естественному порядку Вселенной. [77] Другими влиятельными ранними школами мысли были мохизм , развивший раннюю форму альтруистического консеквенциализма . [78] и легализм , который подчеркивал важность сильного государства и строгих законов. [79]

Буддизм был завезен в Китай в I веке нашей эры и превратился в новые формы буддизма . [80] Начиная с III века нашей эры возникла школа Сюаньсюэ . Он интерпретировал ранние даосские работы с особым упором на метафизические объяснения. [80] Неоконфуцианство возникло в 11 веке нашей эры. Он систематизировал предыдущие конфуцианские учения и искал метафизическую основу этики. [81] Современный период в китайской философии начался в начале 20 века и сформировался под влиянием западной философии и реакции на нее. Появление китайского марксизма , сосредоточившегося на классовой борьбе , социализме и коммунизме , привело к значительной трансформации политического ландшафта. [82] Еще одним событием стало появление Нового конфуцианства , целью которого является модернизация и переосмысление конфуцианских учений для изучения их совместимости с демократическими идеалами и современной наукой. [83]

Другие традиции

Традиционная японская философия ассимилировала и синтезировала идеи различных традиций, включая местную религию синтоизма , а также китайскую и индийскую мысль в формах конфуцианства и буддизма, которые проникли в Японию в VI и VII веках. Его практика характеризуется активным взаимодействием с реальностью, а не беспристрастным исследованием. [84] Неоконфуцианство стало влиятельной школой мысли в 16 веке и в последующий период Эдо и побудило уделять больше внимания языку и миру природы. [85] Киотская школа возникла в 20 веке и объединила восточную духовность с западной философией в исследовании таких концепций, как абсолютное небытие ( дзеттаи-му ), место ( басё ) и личность . [86]

Латиноамериканская философия в доколониальный период практиковалась коренными цивилизациями и исследовала вопросы, касающиеся природы реальности и роли человека. [87] Она имеет сходство с философией коренных народов Северной Америки , которая охватывала такие темы, как взаимосвязь всех вещей. [88] В латиноамериканской философии в колониальный период , начиная примерно с 1550 года, доминировала религиозная философия в форме схоластики . Влиятельными темами в постколониальный период были позитивизм , философия освобождения и исследование идентичности и культуры. [89]

Ранняя африканская философия, как и философия Убунту , была сосредоточена на сообществе, морали и идеях предков. [90] Систематическая африканская философия возникла в начале 20 века. В нем обсуждаются такие темы, как этнофилософия , негритюд , панафриканизм , марксизм, постколониализм , роль культурной идентичности и критика европоцентризма . [91]

Основные отрасли

Философские вопросы можно сгруппировать в несколько отраслей. Эти группы позволяют философам сосредоточиться на ряде схожих тем и взаимодействовать с другими мыслителями, интересующимися теми же вопросами. В качестве основных разделов иногда называют эпистемологию, этику, логику и метафизику. [92] Помимо них существует множество других подполей, и различные подразделения не являются ни исчерпывающими, ни взаимоисключающими. Например, политическая философия, этика и эстетика иногда объединяются под общим названием теории ценностей , поскольку они исследуют нормативные или оценочные аспекты. [93] Более того, философские исследования иногда пересекаются с другими дисциплинами естественных и социальных наук, религии и математики. [94]

Эпистемология

Эпистемология – раздел философии, изучающий знание. Она также известна как теория познания и направлена ​​на то, чтобы понять, что такое знание, как оно возникает, каковы его пределы и какую ценность оно имеет. Далее исследуется природа истины , веры , оправдания и рациональности . [95] Некоторые из вопросов, задаваемых эпистемологами, включают: «Каким методом (методами) можно получить знания?»; «Как устанавливается истина?»; и «Можем ли мы доказать причинно-следственные связи?» [96]

Эпистемология в первую очередь интересуется декларативным знанием или знанием фактов, например знанием о том, что принцесса Диана умерла в 1997 году. Но она также исследует практические знания , такие как умение ездить на велосипеде, и знания по знакомству , например, знание знаменитости лично. [97]

Одной из областей эпистемологии является анализ знаний . Он предполагает, что декларативные знания представляют собой комбинацию различных частей, и пытается определить, что это за части. Влиятельная теория в этой области утверждает, что знание состоит из трех компонентов: вера обоснованная это и истинная . Эта теория противоречива, и связанные с ней трудности известны как проблема Геттье . [98] Альтернативные взгляды утверждают, что знание требует дополнительных компонентов, таких как отсутствие удачи; разные компоненты, такие как проявление познавательных достоинств вместо оправдания; или они отрицают, что знание можно анализировать с точки зрения других явлений. [99]

Другая область эпистемологии спрашивает, как люди приобретают знания. Часто обсуждаемыми источниками знаний являются восприятие , самоанализ , память , умозаключения и свидетельства . [100] По мнению эмпириков , все знания основаны на той или иной форме опыта. Рационалисты отвергают эту точку зрения и считают, что некоторые формы знаний, например врожденные знания , не приобретаются посредством опыта. [101] является Проблема регресса общей проблемой в отношении источников знаний и предлагаемых ими обоснований. Он основан на идее, что для обоснования убеждений требуется какая-то причина или доказательства. Проблема в том, что источник оправдания сам может нуждаться в другом источнике оправдания. Это приводит к бесконечному регрессу или круговому рассуждению . Фундаменталисты избегают этого вывода, утверждая, что некоторые источники могут предоставить обоснование, не требуя обоснования сами. [102] Другое решение предлагают когерентисты , которые утверждают, что убеждение оправдано, если оно согласуется с другими убеждениями человека. [103]

Многие дискуссии в эпистемологии затрагивают тему философского скептицизма , который вызывает сомнение в отношении некоторых или всех претензий на знание. Эти сомнения часто основаны на идее, что знание требует абсолютной уверенности и что люди не способны его приобрести. [104]

Этика

Рисунок Джона Стюарта Милля
«Утилитарная доктрина состоит в том, что счастье желательно, и единственное, что желательно, как цель; все остальные вещи желательны только как средства для достижения этой цели». - Джон Стюарт Милль , Утилитаризм (1863) [105]

Этика, также известная как моральная философия, изучает, что представляет собой правильное поведение . Это также касается моральной оценки черт характера и институтов. Он исследует, каковы стандарты морали и как прожить хорошую жизнь. [106] Философская этика затрагивает такие основные вопросы, как «Относительны ли моральные обязательства?»; «Что приоритетнее: благополучие или обязательства?»; и «Что придает жизни смысл?» [107]

Основными ветвями этики являются метаэтика , нормативная этика и прикладная этика . [108] Метаэтика задает абстрактные вопросы о природе и источниках морали. В нем анализируется значение этических концепций, таких как правильное действие и обязанность . Он также исследует, могут ли этические теории быть верными в абсолютном смысле и как получить о них знания. [109] Нормативная этика включает в себя общие теории о том, как различать правильное и неправильное поведение. Он помогает принимать моральные решения, исследуя, какие моральные обязательства и права есть у людей. Прикладная этика изучает последствия общих теорий, разработанных нормативной этикой, в конкретных ситуациях, например, на рабочем месте или при лечении. [110]

В современной нормативной этике консеквенциализм, деонтология и этика добродетели . влиятельными школами мысли являются [111] Консеквенциалисты судят о действиях по их последствиям. Одной из таких точек зрения является утилитаризм , который утверждает, что действия должны увеличивать общее счастье, одновременно сводя к минимуму страдания. Деонтологи судят о действиях на основании того, следуют ли они моральным обязанностям, например, воздерживаются от лжи или убийства. По их мнению, важно то, чтобы действия соответствовали этим обязанностям, а не то, какие последствия они имеют. Теоретики добродетели судят о действиях на основе того, как выражаются моральные качества агента. Согласно этой точке зрения, действия должны соответствовать тому, что сделал бы идеально добродетельный агент, проявляя такие добродетели, как щедрость и честность . [112]

Логика

Логика – это изучение правильных рассуждений . Его цель – понять, как отличить хорошие аргументы от плохих . [113] Ее обычно делят на формальную и неформальную логику . Формальная логика использует искусственные языки с точным символическим представлением для исследования аргументов. В поисках точных критериев он исследует структуру аргументов, чтобы определить, верны они или неверны. Неформальная логика использует неформальные критерии и стандарты для оценки правильности аргументов. Он зависит от дополнительных факторов, таких как содержание и контекст. [114]

Логика исследует множество аргументов. Дедуктивные аргументы в основном изучаются формальной логикой. Аргумент является дедуктивно валидным , если истинность его посылок обеспечивает истинность его вывода. Дедуктивно действительные аргументы следуют правилу вывода , такому как modus ponens , которое имеет следующую логическую форму : « p ; если p , то q ; следовательно, q ». Примером может служить аргумент «сегодня воскресенье; если сегодня воскресенье, то мне не нужно сегодня идти на работу; следовательно, мне не нужно идти сегодня на работу». [115]

Посылки недедуктивных аргументов также поддерживают их вывод, хотя эта поддержка не гарантирует, что вывод верен. [116] Одной из форм является индуктивное рассуждение . Он начинается с набора отдельных случаев и использует обобщение, чтобы прийти к универсальному закону, регулирующему все случаи. Примером может служить вывод о том, что «все вороны черные», основанный на наблюдениях за многими отдельными черными воронами. [117] Другая форма — абдуктивное рассуждение . Он начинается с наблюдения и приходит к выводу, что лучшее объяснение этого наблюдения должно быть правдивым. Так происходит, например, когда врач на основании наблюдаемых симптомов ставит диагноз заболевания. [118]

Логика также исследует неправильные формы рассуждений. Они называются заблуждениями и делятся на формальные и неформальные заблуждения в зависимости от того, кроется ли источник ошибки только в форме аргумента или также в его содержании и контексте. [119]

Метафизика

Инкунабулум, показывающий начало метафизики Аристотеля.
Начало Аристотеля «Метафизики» в инкубабуле, украшенном расписанными вручную миниатюрами.

Метафизика — это изучение наиболее общих особенностей реальности , таких как существование, объекты и их свойства , целые и их части , пространство и время , события и причинность . [120] Существуют разногласия по поводу точного определения этого термина, и его значение менялось на протяжении веков. [121] Метафизики пытаются ответить на основные вопросы, в том числе: « Почему существует нечто, а не ничто? »; «Из чего в конечном итоге состоит реальность?»; и «Свободны ли люди?» [122]

Метафизику иногда делят на общую метафизику и специфическую или специальную метафизику. Общая метафизика исследует бытие как таковое. В нем рассматриваются черты, общие для всех сущностей. Конкретную метафизику интересуют различные виды бытия, их особенности и то, чем они отличаются друг от друга. [123]

Важным направлением в метафизике является онтология . Некоторые теоретики отождествляют его с общей метафизикой. Онтология исследует такие понятия, как бытие , становление и реальность. Он изучает категории бытия и задается вопросом, что существует на самом фундаментальном уровне. [124] Другая область метафизики — философская космология . Его интересует сущность мира в целом. Он задает вопросы, в том числе о том, есть ли у Вселенной начало и конец и была ли она создана чем-то другим. [125]

Ключевая тема метафизики касается вопроса о том, состоит ли реальность только из физических вещей, таких как материя и энергия. Альтернативные предположения заключаются в том, что ментальные сущности (такие как души и переживания ) и абстрактные сущности (такие как числа) существуют отдельно от физических вещей. Другая тема метафизики касается проблемы идентичности . Один вопрос заключается в том, насколько сущность может измениться, оставаясь при этом той же самой сущностью. [126] Согласно одной точке зрения, у сущностей есть существенные и случайные черты . Они могут изменить свои случайные особенности, но перестают быть одной и той же сущностью, если теряют существенную особенность. [127] Центральное различие в метафизике проводится между частностями и универсалиями . Универсалии, как и красный цвет, могут существовать в разных местах одновременно. Это не относится к частностям, включая отдельных лиц или конкретные объекты. [128] Другие метафизические вопросы заключаются в том, полностью ли прошлое определяет настоящее и какие последствия это будет иметь для существования свободы воли . [129]

Другие основные отрасли

Помимо основных ветвей философии существует множество других подотраслей. Некоторые из наиболее известных — это эстетика, философия языка, философия разума, философия религии, философия науки и политическая философия. [130]

Эстетика в философском смысле — это область, которая изучает природу и оценку красоты и других эстетических свойств, таких как возвышенное . [131] Хотя эстетику часто рассматривают вместе с философией искусства , она представляет собой более широкую категорию, охватывающую другие аспекты опыта, такие как естественная красота. [132] В более общем смысле эстетика — это «критическое размышление об искусстве, культуре и природе ». [133] Ключевой вопрос эстетики заключается в том, является ли красота объективной характеристикой сущностей или субъективным аспектом опыта. [134] Эстетические философы также исследуют природу эстетических переживаний и суждений . Дальнейшие темы включают сущность произведений искусства и процессы, связанные с их созданием. [135]

Философия языка изучает природу и функции языка . В нем исследуются понятия значения , ссылки и истины. Его цель — ответить на такие вопросы, как то, как слова связаны с вещами и как язык влияет на человеческое мышление и понимание. Оно тесно связано с дисциплинами логики и лингвистики. [136] Философия языка приобрела особую известность в аналитической философии в начале 20 века благодаря работам Фреге и Рассела. Одной из центральных тем является понимание того, как предложения приобретают свое значение. Существует два широких теоретических лагеря: те, которые подчеркивают формальные условия истинности предложений. [д] и те обстоятельства расследования, которые определяют, когда уместно использовать предложение, последнее из которых связано с теорией речевого акта . [138]

Философия разума изучает природу психических явлений и то, как они связаны с физическим миром. [139] Он направлен на понимание различных типов сознательных и бессознательных психических состояний , таких как убеждения , желания , , намерения , чувства ощущения . и свободная воля [140] Влиятельная интуиция в философии сознания заключается в том, что существует различие между внутренним опытом объектов и их существованием во внешнем мире. Проблема разума и тела — это проблема объяснения того, как связаны эти два типа вещей — разум и материя. Основными традиционными ответами являются материализм , который предполагает, что материя более фундаментальна; идеализм , предполагающий, что разум более фундаментален; и дуализм , который предполагает, что разум и материя представляют собой разные типы сущностей. В современной философии другой распространенной точкой зрения является функционализм , который понимает психические состояния с точки зрения функциональных или причинных ролей, которые они играют. [141] Проблема разума и тела тесно связана с трудной проблемой сознания , которая спрашивает, как физический мозг может производить качественно субъективные переживания. [142]

Философия религии исследует основные концепции, предположения и аргументы, связанные с религией . Он критически размышляет о том, что такое религия, как определить божественное и существуют ли один или несколько богов. Сюда также входит обсуждение мировоззрений , отвергающих религиозные доктрины. [143] Дальнейшие вопросы, рассматриваемые философией религии: «Как нам интерпретировать религиозный язык, если не буквально?»; [144] «Совместимо ли божественное всеведение со свободой воли?»; [145] и «Является ли каким-либо образом совместимым большое разнообразие мировых религий, несмотря на их явно противоречивые богословские утверждения?» [146] Он включает в себя темы практически из всех разделов философии. [147] Она отличается от теологии , поскольку богословские дебаты обычно происходят в рамках одной религиозной традиции, тогда как дебаты в философии религии выходят за рамки любого конкретного набора богословских предположений. [148]

Философия науки исследует фундаментальные концепции, предположения и проблемы, связанные с наукой. В ней размышляется о том, что такое наука и как отличить ее от лженауки . В нем исследуются методы, используемые учеными, как их применение может привести к получению знаний и на каких предположениях они основаны. Он также изучает цели и последствия науки. [149] Некоторые из его вопросов: «Что считать адекватным объяснением?»; [150] «Является ли научный закон чем-то большим, чем описание закономерности?»; [151] и «Могут ли некоторые специальные науки быть полностью объяснены в терминах более общей науки?» [152] Это обширная область, которую обычно делят на философию естественных наук и философию социальных наук с дальнейшими подразделениями для каждой отдельной науки под этими заголовками. Каким образом эти отрасли связаны друг с другом, это также вопрос философии науки. Многие из его философских проблем пересекаются с областями метафизики или эпистемологии. [153]

Политическая философия – это философское исследование фундаментальных принципов и идей, управляющих политическими системами и обществами. В нем рассматриваются основные концепции, предположения и аргументы в области политики . Он исследует природу и цель правительства и сравнивает его различные формы. [154] Далее задается вопрос, при каких обстоятельствах использование политической власти является законным , а не формой простого насилия. [155] В этом отношении его волнует распределение политической власти, социальных и материальных благ, а также законных прав . [156] Другими темами являются справедливость , свобода , равенство , суверенитет и национализм . [157] Политическая философия предполагает общее исследование нормативных вопросов и в этом отношении отличается от политической науки , целью которой является предоставление эмпирических описаний реально существующих государств. [158] Политическая философия часто рассматривается как подобласть этики. [159] Влиятельными школами в политической философии являются либерализм , консерватизм , социализм и анархизм . [160]

Методы

Методы философии — это способы проведения философских исследований. Они включают методы достижения философских знаний и обоснования философских утверждений, а также принципы, используемые для выбора между конкурирующими теориями. [161] На протяжении всей истории философии использовалось большое разнообразие методов. Многие из них существенно отличаются от методов, применяемых в естественных науках, тем, что не используют экспериментальные данные, полученные с помощью измерительной техники. [162] Выбор метода обычно имеет важные последствия как для построения философских теорий, так и для аргументов, приводимых за или против них. [163] Этот выбор часто определяется эпистемологическими соображениями о том, что представляет собой философское свидетельство . [164]

Методологические разногласия могут вызвать конфликты между философскими теориями или по поводу ответов на философские вопросы. Открытие новых методов часто имело важные последствия как для того, как философы проводят свои исследования, так и для того, какие утверждения они защищают. [165] Некоторые философы в большинстве своих теоретизирований используют один конкретный метод, в то время как другие используют более широкий спектр методов, основанных на том, какой из них лучше всего подходит для конкретной исследуемой проблемы. [166]

Концептуальный анализ — распространенный метод аналитической философии. Он направлен на разъяснение значения понятий путем анализа их на составные части. [167] Другой метод, часто используемый в аналитической философии, основан на здравом смысле . Он начинается с общепринятых убеждений и пытается сделать из них неожиданные выводы, которые часто использует в негативном смысле для критики философских теорий, которые слишком далеки от того, как средний человек видит проблему. [168] Это похоже на то, как философия обычного языка подходит к философским вопросам, исследуя, как используется обычный язык. [169]

Схема, изображающая троллейбус, направляющийся к группе людей.  Есть альтернативный трек только с одним человеком и переключателем для смены треков.
Проблема с тележкой это мысленный эксперимент, который исследует моральную разницу между причинением вреда и его разрешением. Этот вопрос исследуется в воображаемой ситуации, в которой человек может пожертвовать одним человеком, перенаправив троллейбус, чтобы спасти группу людей. [170]

Различные методы в философии придают особое значение интуициям , то есть не связанным с выводами впечатлениям о правильности конкретных утверждений или общих принципов. [171] Например, они играют важную роль в мысленных экспериментах , в которых используется контрфактическое мышление для оценки возможных последствий воображаемой ситуации. Эти ожидаемые последствия затем могут быть использованы для подтверждения или опровержения философских теорий. [172] Метод рефлексивного равновесия также использует интуицию. Он стремится сформировать последовательную позицию по определенному вопросу путем изучения всех соответствующих убеждений и интуиций, некоторые из которых часто приходится преуменьшать или переформулировать, чтобы прийти к последовательной перспективе. [173]

Прагматики подчеркивают важность конкретных практических последствий для оценки истинности философской теории. [174] Согласно прагматической максиме , сформулированной Чарльзом Сандерсом Пирсом , представление человека об объекте — это не что иное, как совокупность практических последствий, которые он связывает с этим объектом. Прагматики также использовали этот метод, чтобы представить разногласия как чисто словесные, то есть показать, что они не имеют подлинного значения на уровне последствий. [175]

Феноменологи стремятся познать сферу видимости и структуру человеческого опыта. Они настаивают на личном характере всего опыта и отказываются от теоретических суждений о внешнем мире. Этот метод феноменологической редукции известен как «брекетинг» или эпохе . Цель состоит в том, чтобы дать беспристрастное описание внешнего вида вещей. [176]

Методологический натурализм уделяет большое внимание эмпирическому подходу и вытекающим из него теориям, найденным в естественных науках. В этом смысле он контрастирует с методологиями, которые придают больший вес чистым рассуждениям и самоанализу. [177]

Связь с другими полями

Философия тесно связана со многими другими областями. Иногда ее понимают как метадисциплину, проясняющую их природу и пределы. Это делается путем критического рассмотрения их основных концепций, исходных предположений и методов. В этом отношении он играет ключевую роль в обеспечении междисциплинарной перспективы. Он устраняет разрыв между различными дисциплинами, анализируя, какие концепции и проблемы у них общие. Он показывает, как они пересекаются, а также ограничивает их объем. [178] Исторически большинство отдельных наук возникли из философии. [179]

Влияние философии ощущается в ряде областей, требующих трудных практических решений. В медицине философские соображения, связанные с биоэтикой, затрагивают такие вопросы, как является ли эмбрион уже человеком и при каких условиях аборт морально допустим. Тесно связанная философская проблема заключается в том, как люди должны обращаться с другими животными, например, допустимо ли использовать животных, не являющихся людьми, в пищу или для исследовательских экспериментов . [180] Что касается бизнеса и профессиональной жизни, философия внесла свой вклад, обеспечив этические рамки. Они содержат руководящие принципы, согласно которым деловая практика является морально приемлемой, и охватывают вопросы корпоративной социальной ответственности . [181]

Философские исследования актуальны для многих областей, связанных с тем, во что верить и как найти доказательства своих убеждений. [182] Это ключевой вопрос для науки, одной из главных задач которой является создание научных знаний. Научное знание основано на эмпирических данных , но часто неясно, являются ли эмпирические наблюдения нейтральными или уже включают теоретические предположения . Тесно связанная с этим проблема заключается в том, достаточны ли имеющиеся доказательства для выбора между конкурирующими теориями. [183] Эпистемологические проблемы, связанные с законом, включают в себя то, что считается доказательством и сколько доказательств требуется, чтобы признать человека виновным в преступлении. Связанный с этим вопрос в журналистике заключается в том, как обеспечить правдивость и объективность при освещении событий. [178]

В области теологии и религии существует множество доктрин, связанных с существованием и природой Бога, а также правилами, регулирующими правильное поведение. Ключевой вопрос заключается в том, должен ли разумный человек верить в эти доктрины, например, являются ли откровения в форме священных книг и религиозных переживаний божественного достаточным доказательством этих убеждений. [184]

Фотография Джудит Батлер
Джудит Батлер — один из философов, ответственных за культурное влияние философии на феминистское движение.

Философия в форме логики оказала влияние на области математики и информатики . [185] Другие области, на которые оказала влияние философия, включают психологию , социологию , лингвистику, образование и искусство . [186] Тесная связь между философией и другими областями в современный период отражается в том факте, что многие выпускники философских факультетов продолжают работать в смежных областях, а не в самой философии. [187]

В области политики философия затрагивает такие вопросы, как оценить, справедлива ли государственная политика. [188] Философские идеи подготовили и сформировали различные политические события. Например, идеалы, сформулированные в философии Просвещения, заложили основу конституционной демократии и сыграли роль в Американской и Французской революциях . [189] Марксистская философия и ее объяснение коммунизма были одним из факторов русской революции и китайской коммунистической революции . [190] В Индии Махатмы Ганди сформировала философия ненасилия движение за независимость Индии . [191]

Примером культурной и критической роли философии является ее влияние на феминистское движение через таких философов, как Мэри Уолстонкрафт , Симона де Бовуар и Джудит Батлер . Оно сформировало понимание ключевых понятий феминизма, например, значения гендера , чем он отличается от биологического пола и какую роль играет в формировании личностной идентичности . Философы также исследовали концепции справедливости и равенства и их последствия в отношении предвзятого обращения с женщинами в обществах, где доминируют мужчины . [192]

Идея о том, что философия полезна для многих сторон жизни и общества, иногда отвергается. Согласно одной из таких точек зрения, философия в основном занимается ради нее самой и не вносит существенного вклада в существующие практики или внешние цели. [193]

Смотрите также

Рекомендации

Примечания

  1. ^ Древнегреческий философ («философ»), возможно, сам по себе был заимствован из древнеегипетского термина мер-рех ( mr-rḫ ), означающего «любитель мудрости». [3]
  2. ^ Точная периодизация оспаривается: некоторые источники предполагают, что она началась еще в 500 году до нашей эры, в то время как другие утверждают, что она началась уже в 200 году нашей эры. [66]
  3. ^ Эти даты традиционно приводятся, но некоторые недавние ученые предполагают, что его жизнь длилась с 1077 по 1157 год. [69]
  4. ^ Условия истинности предложения — это обстоятельства или положения дел, при которых предложение было бы истинным. [137]

Цитаты

  1. ^
  2. ^
  3. ^
  4. ^
  5. ^
  6. ^
  7. ^
  8. ^
  9. ^
  10. ^
  11. ^
  12. ^ Перри, Братман и Фишер 2010 , с. 4 .
  13. ^
  14. ^ Платон 2023 , Извинение .
  15. ^ Маккатчеон 2014 , с. 26 .
  16. ^
  17. ^
  18. ^ Овергаард, Гилберт и Бервуд VII, 17.
  19. ^
  20. ^
  21. ^
  22. ^
  23. ^ Овергаард, Гилберт и Бервуд 20–22 , Что такое философия?
  24. ^ Радуга 2010 , Философские термины .
  25. ^
  26. ^
  27. ^
  28. ^
  29. ^
  30. ^
  31. ^
  32. ^
  33. ^
  34. ^ Смит , § 2.б.
  35. ^
  36. ^ Гримм и Кохо, 2021 , с. 236–237 .
  37. ^ Шарп и Юр, 2021 , стр. 76, 80 .
  38. ^
  39. ^
  40. ^
  41. ^
  42. ^ Шилдс 2022 , Ведущий раздел.
  43. ^
  44. ^
    • Грэм 2023 , Ведущий раздел, 2. Сократ, 3. Платон, 4. Аристотель
    • Хариус 2019 , Сократ, Платон, Аристотель
  45. ^
  46. ^
  47. ^
  48. ^
  49. ^
  50. ^
  51. ^ Грейлинг 2019 , Философия девятнадцатого века.
  52. ^
  53. ^ Грейлинг 2019 , Философия двадцатого века.
  54. ^ Уэйт 1995 , стр. XIX – XXIII.
  55. ^
  56. ^
  57. ^
  58. ^
  59. ^
  60. ^
  61. ^
  62. ^
  63. ^
  64. ^ Перейти обратно: а б
  65. ^
  66. ^
  67. ^
  68. ^
  69. ^ Ранганатан , 1. Жизнь и творчество Рамануджи.
  70. ^ Ранганатан , Ведущий раздел, 2c. Основные тезисы.
  71. ^
  72. ^
  73. ^
  74. ^
  75. ^
  76. ^
  77. ^
  78. ^
  79. ^
  80. ^ Перейти обратно: а б
  81. ^
    • Литтлджон 2023 , 4б. Неоконфуцианство: оригинальный путь Конфуция для новой эпохи
    • EB Staff 2017 , § Периоды развития китайской философии
  82. ^
  83. ^
  84. ^
  85. ^
  86. ^
    • Дэвис 2022 , Ведущий раздел, § 3. Абсолютное ничто: придание философской формы бесформенному
    • Касулис 2022 , § 4.4.2 Современная академическая философия
  87. ^
  88. ^
  89. ^
  90. ^
  91. ^
  92. ^
  93. ^ Шредер 2021 , ведущий раздел: «В самом широком смысле« теория ценностей » — это всеобъемлющий ярлык, используемый для охвата всех ветвей моральной философии, социальной и политической философии, эстетики, а иногда и феминистской философии и философии религии - чего бы то ни было. Считается, что области философии охватывают некоторый «оценочный» аспект».
  94. ^
  95. ^
  96. ^ Малвейни 2009 , с. ix.
  97. ^
  98. ^
  99. ^
  100. ^
  101. ^
  102. ^
  103. ^ Олссон 2021 , Ведущий раздел, § 1. Когерентизм против фундаментализма.
  104. ^
  105. ^ Милль 1863 , с. 51 .
  106. ^
  107. ^ Малвейни 2009 , с. vii–xi.
  108. ^
  109. ^
  110. ^
  111. ^
    • Диттмер , 1. Прикладная этика в отличие от нормативной этики и метаэтики
    • Нагель 2006 , стр. 382, ​​386–388.
  112. ^
  113. ^
  114. ^
  115. ^
  116. ^
  117. ^
  118. ^
  119. ^
  120. ^
  121. ^ ван Инваген, Салливан и Бернштейн, 2023 , ведущий раздел.
  122. ^ Mulvaney 2009 , стр. ix–x.
  123. ^
  124. ^
  125. ^
  126. ^ Audi 2006 , § Метафизика.
  127. ^
  128. ^
  129. ^
  130. ^
  131. ^
  132. ^
  133. ^
  134. ^
  135. ^
  136. ^
  137. ^ Бирнер 2012 , с. 33 .
  138. ^
  139. ^
  140. ^
  141. ^
  142. ^
  143. ^
  144. ^ Талиаферро 2023 , § 1.
  145. ^ Талиаферро 2023 , § 5.1.1.
  146. ^ Талиаферро 2023 , § 6.
  147. ^
  148. ^
  149. ^
  150. ^ Ньютон-Смит 2000 , с. 7.
  151. ^ Ньютон-Смит 2000 , с. 5.
  152. ^ Папино 2005 , стр. 855–856.
  153. ^
  154. ^
  155. ^
  156. ^ Вольф 2006 , стр. 1–2.
  157. ^ Molefe & Allsobrook 2021 , стр. 8–9 .
  158. ^
  159. ^ Audi 2006 , § Подразделы этики.
  160. ^
  161. ^
  162. ^
  163. ^
  164. ^
  165. ^
  166. ^
  167. ^
  168. ^
  169. ^
  170. ^
  171. ^
  172. ^
  173. ^
  174. ^
  175. ^
  176. ^
  177. ^
  178. ^ Перейти обратно: а б Ауди 2006 , стр. 332–337.
  179. ^
  180. ^
  181. ^
  182. ^ Липперт-Расмуссен 2017 , стр. 51–53.
  183. ^
  184. ^
  185. ^
  186. ^
  187. ^ Кроппер 1997 .
  188. ^
  189. ^ Бристоу 2023 , Ведущий раздел, § 2.1 Политическая теория.
  190. ^
  191. ^
  192. ^
  193. ^

Библиография

External links