Jump to content

Коренная американская философия

Коренная американская философия – это философия коренных народов Америки . Философ коренных народов — это коренной американец, который занимается философией и опирается на историю, культуру, язык и традиции коренных народов Америки. В Америке существует множество различных философских традиций, начиная с доколумбовых времен.

Философская мысль коренных американцев состоит из широкого спектра верований и традиций разных американских культур. Среди некоторых индейских общин США существует вера в метафизический принцип, называемый « Великим Духом » ( сиуан : wakáŋ táŋka ; алгонкинский : gitche manitou ). Другой широко распространенной концепцией была концепция оренда («духовная сила»). По словам Уайтли (1998), у коренных американцев «разум критически информирован трансцендентальным опытом (сны, видения и т. д.), а также разумом». [1] Практики доступа к этим трансцендентным переживаниям называются шаманизмом . Еще одной особенностью мировоззрения коренных американцев было распространение этики на животных и растения, кроме человека. [1] [2]

и Эпистемология наука

Изучение знаний, убеждений и способов, которыми люди приобретают и обрабатывают информацию (так называемая эпистемология ) в культурах коренных народов, может несколько отличаться от основной западной философии. Эпистемология коренных американцев также встречается в церемониях, общинных традициях, наблюдении за природой и природной символикой, а также в более распространенных академических подходах. [ нужна ссылка ] Акцент на языке и культуре коренных народов является жизненно важным компонентом эпистемологии коренных американцев, причем язык считается важным для понимания психологии и различных состояний сознания. [3]

Хестер и Чейни писали о сильной связи между природой и интерпретацией знаний в культурах коренных американцев. Они верят, что разум взаимодействует с окружающей средой очень активным и сознательным образом. [4]

Онтология пола [ править ]

Энн Уотерс описала «недискретную онтологию бытия» в контексте пола. [5]

Региональные традиции [ править ]

Северная Америка [ править ]

В Северной Америке коренные народы к северу от Мезоамерики часто не имеют доколониальных письменных историй. Однако некоторые устные традиции пережили колонизацию. Общим символом этих групп были шесть направлений. Многие считали направления восток, запад, север, юг, вверх и вниз священными для их понимания мира. Некоторые считают, что этот символ укрепляет чувство своего места среди коренных народов, которые его разделяют. [6]

Среди хопи существует концепция, известная как хопивотсквани , что примерно переводится как «путь жизни хопи». Это предполагает миролюбивое поведение, сотрудничество, смирение и уважение. Философия хопи учит, что жизнь — это путешествие, которое нужно прожить в гармонии с миром природы. Таким образом, хопи верят, что следование хопивотсквани приведет к положительным результатам не только в межличностных отношениях, но и во взаимодействии с природой, например, к обеспечению достаточного количества осадков и хорошего урожая. [7] [ нужен лучший источник ]

Как правило, современные народы пуэбло очень неохотно делятся с посторонними своими традиционными философскими и духовными мировоззрениями. Это можно объяснить несколькими факторами, в том числе злоупотреблением доверием со стороны первых антропологов и нетерпимостью колониальных испанцев к традиционным религиям пуэбло. [ нужна ссылка ]

Центральная Америка [ править ]

Возможно, наиболее документально подтвержденная философская традиция доколумбовой и ранней колониальной эпохи — это традиция ацтеков, народа , говорящего на науатле , который основал большую и сложную империю в центральной Мексике до того, как был завоеван испанцами. Мезоамериканская мысль и философия отличаются широким использованием метафор для объяснения абстрактных концепций. [8] [ нужна страница ]

Ацтеки мыслили философию более или менее прагматично и практично. Центральной чертой философии ацтеков была концепция теотля , термина на языке науатль, обозначающего оживляющую силу космоса и постоянно действующую и динамичную движущую силу. Теотль в теологическом плане мог также символизировать разновидность пантеизма . [9]

Философия науа была интеллектуальной традицией, разработанной людьми, которых называли тламатини («те, кто что-то знает»). [10] и его идеи сохранились в различных ацтекских кодексах и фрагментарных текстах. Некоторые из этих философов известны по именам, например , Несауалькойотль , Аквиауцин , Шаякамах , Точихуицин Койольчиуки и Куаутенкозтли. [11] [12] Эти авторы также были поэтами, и некоторые из их произведений сохранились на оригинальном языке науатль . [11] [12]

Ацтекские философы разработали теории метафизики, эпистемологии, ценностей и эстетики. Этика ацтеков была сосредоточена на поиске тламатилицтли («знаний», «мудрости»), который был основан на умеренности и балансе во всех действиях, как в пословице науа «необходимо среднее благо». [13] Мировоззрение науа постулировало концепцию высшей универсальной энергии или силы, называемой Ометеотль («Двойная космическая энергия»), которая искала способ жить в балансе с постоянно меняющимся, «скользким» миром. Теорию Теотля можно рассматривать как форму пантеизма . [13] По словам Джеймса Маффи, метафизика науа утверждала, что теотль - это «единая, жизненная, динамичная, оживляющая, вечно самогенерирующаяся и самосознающая, а также самовосстанавливающаяся и самовоссознающая священная энергия или сила». [12] Эта сила рассматривалась как всеобъемлющая жизненная сила Вселенной и как сама Вселенная. [12]

Южная Америка [ править ]

В цивилизации инков также существовал элитный класс ученых-философов, называемых амаутакуна или амаута, которые играли важную роль в системе образования инков как учителя философии, теологии, астрономии, поэзии, права, музыки, морали и истории. [14] [15] Молодые дворяне инков получали образование по этим дисциплинам в государственном колледже Яча-хуаси в Куско , где они также обучались искусству игры на кипу . [14] Философия инков (а также более широкая категория андской мысли) утверждала, что Вселенная оживляется единой динамической жизненной силой (иногда называемой камакен или камак , а также упани и амайя ). [16] Эта единая сила также возникает как набор двойственных взаимодополняющих, но противоположных сил. [16] Эти «дополнительные противоположности» называются янантин и масинтин . Они выражаются в виде различных полярностей или двойственностей (таких как мужское-женское, тьма-свет, жизнь и смерть, верх и низ), которые взаимозависимо способствуют гармоничному целому, которым является Вселенная, посредством процесса взаимности и взаимного обмена, называемого айни . [17] [16] Мировоззрение инков также включало веру в Бога-творца ( Виракоча ) и реинкарнацию . [15]

Сказки о койотах [ править ]

Академик Брайан Яззи Беркхарт делится историей о Койоте :

Койот бродит своим обычным способом, когда наткнулся на городок луговых собачек. Луговые собачки смеются и ругаются над ним. Койот злится и хочет отомстить. Солнце высоко в небе. Койот решает, что ему нужны облака. Он начинает ненавидеть луговых собачек и поэтому думает о дожде. В этот момент появляется облако.

Койот говорит: «Я бы хотел, чтобы на меня пошел дождь». И это то, что произошло.

Койот говорит: «Я бы хотел, чтобы дождь шел у моих ног». И это то, что произошло.

«Я хочу, чтобы дождь доходил мне до колен», — говорит Койот. И это то, что произошло.

«Я хочу, чтобы дождь был мне по пояс», — говорит он затем. И это то, что произошло. [18]

В конце концов, вся земля затоплена. Ошибка Койота заключается в том, что он не позволяет тому, что правильно, руководить его действиями, а вместо этого действует исключительно по своим собственным мотивам. Это напоминание о том, что нужно быть осторожным в своих желаниях и помнить о вещах вокруг нас и о том, как мы к ним относимся. Беркхарт называет это принципом родства. [19]

Ссылки [ править ]

Цитаты [ править ]

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уайтли, Питер М. (1998). «Индейская философия» . Философская энциклопедия Рутледжа . Тейлор и Фрэнсис . дои : 10.4324/9780415249126-N078-1 . ISBN  9780415250696 . Архивировано из оригинала 6 августа 2020 года.
  2. ^ Пьеротти, Раймонд (2003). «Сообщества как экологические и социальные образования в мысли коренных американцев» (PDF) . Симпозиум коренных американцев 5 . Дюрант, ОК: Университет штата Юго-Восточная Оклахома . Архивировано из оригинала (PDF) 4 апреля 2016 года.
  3. ^ * Баттист, Мари (2002). «Знания коренных народов и педагогика в образовании коренных народов: литературный обзор с рекомендациями» (PDF) . Национальная рабочая группа по образованию . Оттава, Канада: 17.
  4. ^ * Хестер, Л.; Чейни, Дж. (2001). «Истина и эпистемология коренных американцев» (PDF) . Социальная эпистемология . 15 (4): 319–334. дои : 10.1080/02691720110093333 . S2CID   144297754 .
  5. ^ Уотерс (2003) , с. 97.
  6. ^ «Информационный бюллетень об американских индейцах в философии» (PDF) . Университет Делавэра : Американская философская ассоциация. 2002 . Проверено 24 декабря 2021 г.
  7. ^ «Индейцы хопи — Антропология — iResearchNet» .
  8. ^ Миллер (1997) .
  9. ^ «Ацтекская философия» . Интернет-энциклопедия философии . Интернет-энциклопедия философии . Проверено 24 декабря 2019 г.
  10. ^ Портилья, Мигель Леон (1990). Использование слова «Тламатини» в ацтекской мысли и культуре: исследование древнего разума науатля - Мигель Леон Портилья . ISBN  9780806122953 . Архивировано из оригинала 17 декабря 2019 года . Проверено 12 декабря 2014 г.
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Леонардо Эстебан Фигероа Хелланд (2012). Философия коренных народов и мировая политика: космополитический вклад со всей Америки (PDF) (докторская диссертация). Университет штата Аризона. Архивировано (PDF) из оригинала 18 ноября 2021 года.
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Маффи, Джеймс (март 2002 г.). «Зачем заботиться о Несауалькойотле? Веритизм и философия науа» . Философия социальных наук . 32 (1). Публикации Сейджа: 71–91. CiteSeerX   10.1.1.878.7615 . дои : 10.1177/004839310203200104 . S2CID   144901245 . Архивировано из оригинала 18 ноября 2021 года.
  13. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Ацтекская философия» . Интернет-энциклопедия философии . Архивировано из оригинала 25 мая 2020 года . Проверено 25 декабря 2016 г.
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Йикел, Джон А. (осень 1983 г.). «Бухгалтеры-историки инков» (PDF) . Журнал историков бухгалтерского учета . 10 (2): 39–51. дои : 10.2308/0148-4184.10.2.39 . Архивировано (PDF) из оригинала 12 ноября 2021 года.
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Адамес, Гектор Ю.; Чавес-Дуэньяс, Наели Ю. (2016). Культурные основы и вмешательства в латиноамериканское психическое здоровье: история, теория и внутригрупповые различия . Рутледж. стр. 20–21.
  16. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Маффи, Джеймс (2013). «Доколумбовая философия». Спутник латиноамериканской философии . Нуччетелли, Сусана; Шутте, Офелия; Буэно, Отавио. Уайли Блэквелл.
  17. ^ Уэбб, Хиллари С. (2012). Янантин и Масинтин в Андском мире: дополнительный дуализм в современном Перу .
  18. ^ Буркхарт (2003) , стр. 15–16.
  19. ^ Беркхарт (2003) , с. 16.

Источники [ править ]

  • Беркхарт, Брайан Яззи (2003). «Чему нас могут научить Койот и Фалес: очерк эпистемологии американских индейцев». В Уотерсе, Энн (ред.). Мысль американских индейцев: философские очерки . Уайли-Блэквелл. стр. 15–26.
  • Миллер, Мэри Эллен (1997). Иллюстрированный словарь богов и символов Древней Мексики и майя (1-е издание). Темза и Гудзон. ISBN  9780500279281 .
  • Уотерс, Энн (2003). «Язык имеет значение: недискретный небинарный дуализм». В Уотерсе, Энн (ред.). Мысль американских индейцев: философские очерки . Уайли-Блэквелл. стр. 97–115.

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Арола, А. (2011). «Индейская философия» . Оксфордский справочник мировой философии . Оксфордские справочники.
  • Барнхардт, Р. (2005). «Системы знаний коренных народов и способы познания коренных народов Аляски». Ежеквартальный журнал «Антропология и образование» . 36 (1): 8–23. дои : 10.1525/aeq.2005.36.1.008 .
  • Мур, К.Д.; Питерс, К.; Джоджола, Т.; Лейси, А. (2007). Как это: Индейская философия В. Ф. Кордовы .
  • Парри, ML; Канциани, ОФ; Палутикоф, JP; ван дер Линден, П.Дж.; Хэнсон, CE (2007). Изменение климата 2007: Рабочая группа II: Воздействие, адаптация и уязвимость . Издательство Кембриджского университета. стр. 625–666.
  • Тедлок, Д.; Тедлок, Б., ред. (1992). Учения с американской земли: индийская религия и философия . WW Нортон и компания.
  • Уотерс, Энн, изд. (2003). Мысль американских индейцев: философские очерки . Уайли-Блэквелл.
  • Юнкер, Джейсон (2008). «Обзор того , как это есть: индейская философия В. Ф. Кордовы, авторы В. Ф. Кордова, Кэтлин Дин Мур, Курт Питерс, Тед Джоджола, Эмбер Лейси». Исторический ежеквартальный журнал Орегона . 109 (4): 641–642. дои : 10.1353/ohq.2008.0048 . JSTOR   20615918 . S2CID   245850581 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 619ae22ff1cd8ae548182071b5e0be3f__1714071180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/61/3f/619ae22ff1cd8ae548182071b5e0be3f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Indigenous American philosophy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)