Койот (мифология)

Койот — мифологический персонаж, общий для многих культур коренных народов Северной Америки , основанный на животном койоте ( Canis latrans ). Этот персонаж обычно мужчина и, как правило, антропоморфен , хотя у него могут быть некоторые физические черты, напоминающие койота, такие как мех, заостренные уши, желтые глаза, хвост и тупые когти. Мифы и легенды, в которых упоминается Койот, широко варьируются от культуры к культуре.
Роль Койота в традиционных историях имеет некоторые общие черты с фигурой Ворона в других культурах.
Койотуэй
[ редактировать ]Койот — дух-покровитель «Пути койотов», одной из церемоний исцеления навахо . Цель церемонии – восстановить гармоничные отношения пациента с Койотом и миром, а также вернуть ему хорошее здоровье.
По культуре
[ редактировать ]
Койот фигурирует в мифологии ряда культур коренных народов Америки , в том числе:
Калифорния
[ редактировать ]Койот фигурирует в мифологии многочисленных народов, проживающих на территории современного штата Калифорния, в том числе ачомави и ацугеви . [1] Чумаш , [2] Диегеньос , [3] Галлиномер , [4] Хуаненьо , [5] оружие , [6] Луисеньо , [7] Майду , [8] Мивук , [4] Помо , [9] Рамзен , [10] Шаста , [11] Синкьон , [12] Ваппо , [13] Яна Yana [14] и йокуты . [10] Во многих из этих историй он является главным священным персонажем, обладающим божественными творческими способностями; в других он злобный и часто комичный обманщик. В некоторых рассказах он совмещает обе роли.
Примером может служить миф Майду, в котором говорится, что в начале времен первобытное существо по имени Создатель Земли плывет по бесконечным водам, когда Койот зовет его. Вместе они поют, чтобы создать мир. После того, как он завершен и Создатель Земли создал людей, Койот клянется испортить мир и привнести в него зло. Создатель Земли приказывает людям уничтожить Койота, но, несмотря на все их усилия, Койот использует сверхъестественные уловки, чтобы перехитрить их. В конце концов, Создатель Земли вынужден признать, что сила Койота равна его собственной. [8] [15]
Общая тема - Койот, приносящий пользу человеческому сообществу, организуя кражу огня или солнца у сверхъестественных существ, которые сохранили его для себя; в этих мифах он изображается благодетелем народа. [9] [6] [16] [12] [15] В мифе Шаста Койот спасает мир от десяти злых лун, которые поразили его вечной зимой. [11] [15]
В мифе о мивоках Койот создает всех животных, а затем созывает их на совет, чтобы обсудить создание людей. Каждое животное хочет, чтобы люди прониклись его лучшими качествами, вызывая спор. Койот издевается над ними всеми, клянясь, что у людей должно быть свое остроумие и хитрость. Каждое животное делает модель человека по своему подобию; но в одночасье Койот уничтожает другие модели, так что оживает только его собственная модель. [4]
Миф Майду гласит, что пока Создатель лепил из глины различных существ, Койот пытался сделать то же самое. Однако, поскольку он продолжал смеяться, его усилия не увенчались успехом. Создатель полагал, что если он перестанет смеяться, то сможет добиться большего. Койот отрицал смех, тем самым сказав первую в мире ложь. [17]
В некоторых историях Койот изображается как воплощение злого разврата: серийный насильник, который использует хитрость, чтобы нападать на различных жертв, включая, например, свою собственную тещу. [8] и его сестра. [14] Такие истории, возможно, служили укреплению морального кодекса сообщества за счет использования возмутительного юмора для изображения примеров нетерпимого поведения.
Большой Бассейн
Койот фигурирует в мифах Чемеуэви , [18] Пайюте , [19] Шошоны [20] [21] и Юте [22] [23] народы. В этом регионе в большинстве историй он изображен как злобный и развратный обманщик. Однако есть некоторые отголоски его божественной роли, выраженной в мифах Калифорнии, в частности, о добыче огня для людей. [22] [15]
Происхождение лошади
[ редактировать ]Один из таких мифов Чемеуеви предполагает , что Койот заручился помощью других животных для достижения своих целей. Во второй половине мифа под названием «Койот пошел за материалом для корзин» Койот заручается помощью Черного Паука и Паротсокитапици , неизвестного вида птиц, чтобы отомстить Братьям с Небесными Перьями за убийство его внука. В этом мифе также упоминается, что Койот обнаружил первую лошадь, которая оказалась его собственным внуком.
Все начинается с того, что мать отправляет внука Койота навестить Койота, и прежде чем внук уходит, ему прямо говорят не входить в пещеру, которая находится между домом его матери и домом Койота. Однако после того, как внук некоторое время путешествовал, начало темнеть и пошел дождь. Решив не подчиниться указанию матери, внук проводит ночь и следующее утро в пещере.
Когда юноша просыпается, он обнаруживает, что голова у него тяжелая, руки теперь выглядят совсем по-другому, и он покрыт волосами. Когда он выходит из пещеры, к нему приближаются горные бараны ( снежные бараны ), которые сопровождают его в пути к дому его деда. Когда он достигает дома Койота, Койот видит их приближение и замечает, что один из горных баранов намного крупнее остальных. Он планирует убить большого барана до того, как Волк скажет ему, что этот горный баран на самом деле его собственный внук, и убеждает его не только не убивать его, но и кормить большого горного барана пучком травы . Койот соглашается и решает вместо этого довольствоваться убийством нескольких более мелких горных баранов. Поев, его внук уходит ночевать с другими горными баранами, а утром возвращается. И снова Койот убивает несколько мелких овец и кормит самую большую пучком травы. Тот же процесс повторяется несколько раз, когда Койот получает огромное количество мяса.
Однако однажды утром два Брата с Небесным Пером заметили большого горного барана. Старший, зная, кто на самом деле такой большой горный баран, планирует оставить его в покое, но младший брат игнорирует предупреждение старшего брата и решает убить большого горного барана. Отстрелив большого горного барана, младший брат обнаруживает, что его большая добыча внезапно превратилась в мальчика в мокасинах . Затем два брата зарезают тело и улетают. На следующее утро Вольф оплакивает потерю внука и разрабатывает план мести. Волк велит Койоту спрятать почти всю воду, заставить Черного Паука сплести паутину, чтобы заполнить дыру в небе, и спрятаться возле небольшого количества воды, все еще открытого Паротсоком^^итапитси, с помощью горячего камня из костра. Койот соглашается с этим планом, но прежде чем приступить к его осуществлению, он идет к месту, где был убит его внук, где находит немного крови и немного волос, которые он кладет в корзину перед уходом.
Койот просит Черного Паука сплести паутину из вареных сухожилий, и паук соглашается ему помочь. Затем он просит Пароцок^^итапитси сопровождать его у кромки воды и кричать, когда братья Небесно-Вниз-Перо пытаются улететь, чтобы удержать их на месте, и он также соглашается сделать это. В конце концов, оба брата из Небесных Перьев испытывают жажду и ищут воды, чтобы попить. Младший брат быстро замечает воду, где прячется Койот, и предлагает им приземлиться туда, чтобы напиться, но старший брат знает лучше и говорит своему брату, что именно там прячется Койот, ожидая их. Затем братья несколько раз пытаются обмануть Койота, подлетая близко к воде и говоря: «О, Койот, сидит у жаровни и греет камень!» Каждый раз Койот почти показывает себя, думая, что его обнаружили, но каждый раз Паротсок^^итапици останавливает его, говоря, что братья пытаются его обмануть. Наконец, два брата перестают пить, и в этот момент Койот бросает в них горячий камень, а Паротсок^^итапитси кричит, когда они пытаются улететь, и братья оказываются в ловушке паутины, блокирующей дыру в небе. Затем Черный Паук спускается по паутине и кусает братьев за шеи, и они оба падают на землю.
История заканчивается тем, что Койот идет туда, где он оставил останки своего внука, и обнаруживает, что его внук воскрес и исчез. Койот делает вывод, что его внук стал лошадью из-за того, что вся трава вокруг была съедена. [24]
Плато
[ редактировать ]Мифы и истории о Койоте также встречаются в культурах района Плато: Чинукан (включая народ Вишрам и Малтнома ), [25] Плоскоголовый , [26] Нез Персе , [27] Нлакапамукс . , Силкс (Оканаган , Статимк , Цилкотин и Якама ) [28]
Одна история из «Чинукана» описывает попытки Койота поймать лосося. После неоднократных неудач Койот испражняется, и его собственные фекалии начинают его оскорблять. В конце концов его фекалии перестают его оскорблять и дают подробные советы не только по ловле лосося, но и по приготовлению рыбы, когда она у него появится. Койот какое-то время добивается успеха, прежде чем снова начинает терпеть неудачу. Койот останавливается и, как и раньше, снова испражняется. Эта партия фекалий сообщает Койоту, что есть еще больше аспектов, которые он должен учитывать при ловле рыбы, включая конкретные инструкции для конкретного географического местоположения. История заканчивается тем, что Койот наконец понимает, как правильно ловить рыбу, но полностью утомлен. [29]
Ск'элеп - традиционный персонаж- обманщик в мифологии Секвепемка . Он фигурирует во многих легендах и обладает множеством способностей, включая способность умереть и вернуться к жизни. Как и животное, которому предписывается его персонаж, он очень умен. Но, как и у всех разумных существ, у него также могут быть глупые моменты, и он может совершать символические ошибки, на которых люди могут учиться. По одной из историй, однажды он решил, что ему нужно залезть на дерево и сплести паутину, как паук. Единственным результатом этой ошибочной идеи было то, что он оставил на дереве клок своих волос. Однако эти волшебные волосы стали вила , языком секвепемков, обозначающим разновидность лишайника . [30] [31] [32]
В некоторых других внутренних салишских культурах Койот забирался на дерево по другим причинам; например, в культуре Колвилл-Оканаган его бросили на дерево лебеди, которых он поймал на охоте. Однако и в этой истории его волосы превратились в мох-лишайник. [33]
Между реками Фрейзер и Колумбия местные жители хранили истории о Койоте в своей мифологии Сотворения мира. Койот сыграл ключевую роль в переходе от мира животных и растений к миру, в котором также бродили люди. «Люди того времени, хотя и имели человеческий облик, на самом деле были животными, одаренными магическими способностями. Затем в мир пришли некие преобразователи, величайшими из которых были Койот и Старик, которые привели землю в порядок, дав горы и долины в их нынешнем облике и превращение злых среди них, и это были существа, которых древний мир населял в формы животных, которые до сих пор принадлежат им. Потомками добрых среди этих первозданных существ являются современные индейцы» [34]
Юго-запад
[ редактировать ]Койот также появляется в традициях хикарилла-апачей . В мифологии народа Тохоно О'одхам в Аризоне он появляется как соратник культурного героя Монтесумы . Койот также появляется как обманщик в рассказах народа Тохоно О'одхам . Как рассказала группа туземцев в книге «Сотворение О'одхэма и связанные с ней события»: «Койот женится на женах охотника», «Красный скакун», «Змея и койот», «Черепаха и койот», а также многие другие истории о том, как Койот проявляет свою обычную смесь добрых жестов с хитрыми поворотами и скрытые мотивы. [35]
Он играет ключевую роль в мифе о творении народа навахо Северной Аризоны. «Люди навахо верят, что мир построен на основе последовательности историй, пятая из которых — это земля, на которой сейчас живут люди. Легенда о происхождении этого племени делится на четыре эпизодических рассказа: первый из которых, «Эра начал», повествует о восхождении прародителей жителей Земли от истории к истории Подземного мира и их окончательном появлении на Земле». [34] По мере развития истории Койот ведет людей на землю, а барсук продолжает путь в подземный мир. «Однажды они увидели, как Небо наклонилось вниз, а земля поднялась навстречу ему. В точке контакта Койот и Барсук спрыгнули из верхнего мира; Барсук спустился в нижний мир, но Койот остался с людьми (Первый Человек) ."
Он также появляется в легенде об апачах Белой горы «Койот сражается с куском смолы» (вариант темы Тар-Бэби ) и в аналогичных легендах сапотеков и пополука в Мексике. [ нужна ссылка ]
Койот играет заметную роль во многих историях мифов дине ( навахо ); см. Койот (мифология навахо) .
Функциональные родственники
[ редактировать ]Койота сравнивают как со скандинавским Локи , так и с Прометеем , который поделился с Койотом уловкой кражи огня у богов в качестве подарка человечеству, и Ананси , героем мифологической культуры из западноафриканской мифологии. не койот, а лиса В Евразии героем-обманщиком часто изображается , начиная от сказок о кицунэ (лисах) в Японии и заканчивая циклом Рейнарда в Западной Европе.
Клод Леви-Стросс , французский антрополог, предложил структуралистскую теорию, которая предполагает, что Койот и Ворона получили мифический статус, потому что они являются животными-посредниками между жизнью и смертью. [36]
Возрождение и сохранение языка
[ редактировать ]Койот занимает видное место в ряде языков коренных народов, а также в проектах по сохранению культуры и культуры в Северной Америке. Например, народ Секвепемк из индейского оркестра Камлупс в Камлупсе , Британская Колумбия , назвал свою недавно открывшуюся начальную школу Школой передового опыта Ск'елеп, а образовательные веб-сайты, такие как один, спонсируемый индейским отрядом Несконлит Чейза, Британская В Колумбии широко представлены истории о Ск'елепе . [32]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Диксон, Роланд Б. (апрель 1908 г.). «Сказки Ачомави и Ацугеви». Журнал американского фольклора . 21 (81): 159–177. дои : 10.2307/534634 . ISSN 0021-8715 . JSTOR 534634 .
- ^ Блэкберн, Томас С., изд. (1980). Дитя декабря: Книга устных рассказов Чумаша . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520040885 .
- ^ Буа, Констанция Годдар Дю (июль 1901 г.). «Мифология Диегэноса». Журнал американского фольклора . 14 (54): 181–185. дои : 10.2307/533630 . ISSN 0021-8715 . JSTOR 533630 .
- ^ Jump up to: а б с Берри., Джадсон, Кэтрин. Мифы и легенды Калифорнии и Старого Юго-Запада . ISBN 978-1153643757 . OCLC 606221450 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Кребер, А.Л. (1925) [1919]. Справочник индейцев Калифорнии . Бюро американской этнологии.
- ^ Jump up to: а б Пауэрс, Стивен (1877). Племена Калифорнии . Вашингтон: Вклад в североамериканскую этнологию.
- ^ Буа, Констанс Годдар Дю (январь 1906 г.). «Мифология индейцев-миссионеров». Журнал американского фольклора . 19 (72): 52–60. дои : 10.2307/534762 . ISSN 0021-8715 . JSTOR 534762 .
- ^ Jump up to: а б с Диксон, Роланд Б. (1912). Тексты Майду . Публикации Американского этнологического общества.
- ^ Jump up to: а б Барретт, SA (январь 1906 г.). «Составной миф об индейцах помо». Журнал американского фольклора . 19 (72): 37–51. дои : 10.2307/534761 . ISSN 0021-8715 . JSTOR 534761 .
- ^ Jump up to: а б Кребер, А.Л. (1907). Индийские мифы юга центральной Калифорнии . Калифорнийский университет. OCLC 890498334 .
- ^ Jump up to: а б Диксон, Роланд Б. (январь 1910 г.). «Мифы Шаста». Журнал американского фольклора . 23 (87): 8–37. дои : 10.2307/534320 . ISSN 0021-8715 . JSTOR 534320 .
- ^ Jump up to: а б Кребер, А.Л. (апрель 1919 г.). «Сказки Синкёне». Журнал американского фольклора . 32 (124): 346–351. дои : 10.2307/534986 . ISSN 0021-8715 . JSTOR 534986 .
- ^ Кребер, Генриетта Ротшильд (октябрь 1908 г.). «Мифы Ваппо». Журнал американского фольклора . 21 (82): 321–323. дои : 10.2307/534580 . ISSN 0021-8715 . JSTOR 534580 .
- ^ Jump up to: а б Сапир, Эдвард и Диксон, Роланд Б. (1910). Яна пишет вместе с Яной Мифы . Калифорнийский университет.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д Кервен, Розалинда (2018). Сборник «Мифы коренных американцев», 1636–1919 гг . Говорящий камень. ISBN 9780953745487 .
- ^ Мерриам, К. Харт (1910). Рассвет мира: мифы и странные сказки, рассказанные индейцами меван (мивок) из Калифорнии . Кливленд: Компания Артура Х. Кларка.
- ^ Лиминг, Дэвид. «Койот», Оксфордский справочник по мировой мифологии , Oxford University Press, США, 2005 г. ISBN 9780195156690
- ^ Кребер, А.Л. (апрель 1907 г.). «Горацио Нельсон Раст». Журнал американского фольклора . 20 (77): 153. дои : 10.2307/534662 . ISSN 0021-8715 . JSTOR 534662 .
- ^ Кребер А.Л. и Марсден У.Л. (1972) [1923]. Заметки по этнографии северных пайуте . Калифорнийский университет, 1972 год.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Лоуи, Роберт Х. (1909). Северные шошоны . Американский музей естественной истории.
- ^ Сент-Клер, Х.Х. и Лоуи, Р.Х. (1909). Сказки шошонов и команчей . Журнал американского фольклора.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Кребер, А.Л. (1901). Внешние сказки . Журнал американского фольклора.
- ^ Мейсон, Дж. Олден (1910). Мифы юнта утесов . (Журнал американского фольклора).
- ^ Лэрд, Кэробет (1978). «Происхождение лошади» . Журнал Калифорнийской антропологии . 5 (2): 251–255 – через электронную стипендию.
- ^ «Чинуканские истории» . Архивировано из оригинала 9 февраля 2015 г. Проверено 2 октября 2006 г.
- ^ Истории плоскоголовых
- ^ Истории Нез Персе
- ^ Другие истории из племен Плато.
- ^ Эллиот, Майкл (декабрь 2003 г.). «Койот приходит в Нортон: устное повествование коренных народов и история американской литературы». Американская литература . 75 (4): 723–749. дои : 10.1215/00029831-75-4-723 . S2CID 162303256 .
- ^ Кроуфорд, С. 2007. Этнолихенология Bryoria fremontii : Мудрость старейшин, популяционная экология и химия питания . Магистр наук диссертация, Междисциплинарные исследования: Университет Виктории, Виктория, Британская Колумбия, Канада
- ^ Тернер, Нью-Джерси. 1977. Экономическое значение черного древесного лишайника ( Bryoria fremontii ) для индейцев западной части Северной Америки. Экон. Бот. 31:461-470
- ^ Jump up to: а б «Stseptekwle - Истории Secwepemc» . Архивировано из оригинала 19 ноября 2004 года . Проверено 13 февраля 2016 г.
- ^ Траурный голубь. 1933. Как Койот приготовил еду из черного мха. Истории Койота . Колдуэлл, Айдахо, Caxton Printers, Ltd.: 119-125.
- ^ Jump up to: а б «Справочник по индейской мифологии» . Обзоры выбора в Интернете . 42 (9): 42–4987-42-4987. 01.05.2005. дои : 10.5860/выбор.42-4987 . ISSN 0009-4978 .
- ^ Фицджеральд, Коллин М.; Бенедикт, Рут; Блэкуотер, Уильям; Ванико, Томас; Ахил, Клара; Стивенс, Уильям; Веллингтон, Оливер; Кисто; Бахр, Дональд (2002). «Сотворение О'одхэма и связанные с ним события, рассказанные Рут Бенедикт в 1927 году в прозе, ораторском искусстве и песнях Пимаса Уильяма Блэкуотера, Томаса Ванико, Клары Ахил, Уильяма Стивенса, Оливера Веллингтона и Кисто» . Западный фольклор . 61 (3/4): 367. дои : 10.2307/1500436 . ISSN 0043-373X . JSTOR 1500436 .
- ^ Леви-Стросс, Клод. Структурная антропология . Пер. Клэр Джейкобсон. Нью-Йорк: Basic Books, 1963. (стр. 224).
9. Купер, Гай. «Мировая мифология». Мировая мифология, Рой Г. Уиллис, том. 1, Metro Books, 2012, стр. 220–234.