Jump to content

Чумаш люди

Чумаш
Исторические деревни Чумаша
Общая численность населения
2,000 [1] –5,000 [2]
Регионы со значительной численностью населения
Языки
Английский Испанский • ранее чумашанские языки
Религия
Традиционная племенная религия,
христианство
Родственные этнические группы
Барбареньо , Вентуреньо ,
Инесеньо , Пурисименьо , Обиспеньо [3]

Чумаши коренные американцы, населяющие центральные и южные прибрежные районы Калифорнии , в некоторых частях округов Керн , Сан-Луис-Обиспо , Санта-Барбара , Вентура и Лос-Анджелес , простирающиеся от залива Морро на севере до Малибу на юге. до горы Пинос на востоке. Их территория включает три Нормандских острова : Санта-Крус , Санта-Роза и Сан-Мигель ; меньший остров Анакапа , вероятно, был заселен сезонно из-за отсутствия постоянного источника воды. [2] [4]

Современные топонимы чумашского происхождения включают Малибу , Нипомо , Ломпок , Охай , Писмо-Бич , Пойнт-Мугу , Порт-Уэнеме , Пиру , Озеро Кастаик , Сатикой , Сими-Вэлли и Сомис . Археологические исследования показывают, что народ чумаш имеет глубокие корни в районе пролива Санта-Барбара и тысячелетиями жил вдоль южного побережья Калифорнии.

Пиктограммы Чумаша в Сими-Вэлли, датируемые 500 годом нашей эры. [5]
Пиктограммы , Государственный исторический парк «Раскрашенная пещера Чумаша»

До контакта с Европой (до 1542 г.)

[ редактировать ]

Коренные народы жили вдоль побережья Калифорнии не менее 11 000 лет. [6] Стоянки горизонта Миллингстоун датируются периодом с 7000 по 4500 год до нашей эры и свидетельствуют о системе существования, ориентированной на обработку семян метатами и маносом . [7]

В то время люди использовали двусторонние костные предметы и леску для ловли рыбы и начали делать бусы из раковин морской оливковой улитки ( Callianax biplicata ). [8] Имя Чумаш означает «изготовитель бус» или «люди из морских ракушек», поскольку они возникли недалеко от побережья Санта-Барбары. Племена чумаш вблизи побережья получили наибольшую выгоду благодаря «тесному соседству разнообразных морских и наземных сред обитания, интенсивному апвеллингу в прибрежных водах и преднамеренному сжиганию ландшафта, что сделало регион пролива Санта-Барбара одним из самых богатых ресурсами мест на планете». ." [9]

Семья Чумаш, американский скульптор Джордж С. Стюарт.

Хотя засухи не были редкостью в веках первого тысячелетия нашей эры, с наступлением средневекового теплого периода произошел демографический взрыв . «Морская продуктивность резко возросла между 950 и 1300 годами, поскольку у побережья усилился естественный апвеллинг». [10] До начала миссии чумаши жили в более чем 150 независимых деревнях, говоря на разных вариантах одного и того же языка. Большая часть их культуры состояла из плетения плетений, производства и торговли бусами, кухни из местных морских ушек и моллюсков, травничества , которое заключалось в использовании местных трав для производства чая и медицинских препаратов, наскального искусства и дерева скорпиона. [11]

Дерево скорпиона имело большое значение для чумаш, как показано на его арборглифе : резном изображении шестиногого существа с головным убором, включающим корону и две сферы. Шаманы участвовали в резьбе, которая использовалась при наблюдениях за звездами и в части календаря Чумаш. [9] Чумаши жили между горами Санта-Инез и побережьями Калифорнии, где можно было найти множество ресурсов. Племя жило в трех средах: внутри страны, на побережье и на Северных Нормандских островах . [12]

Внутренняя часть состоит из земли за пределами побережья и охватывает широкие равнины, реки и горы. Побережье охватывает скалы, землю вблизи океана и районы океана, из которых собирал урожай чумаш. Северные Нормандские острова лежат у побережья территории Чумаш. На всей прибрежной территории Калифорнии средиземноморский климат из-за приходящих океанских ветров. [13]

Предконтактное распространение Чумаша

Умеренная температура, за исключением зимы, облегчила сбор; в холодные месяцы чумаши собирали все, что могли, и дополняли свой рацион запасенными продуктами. То, что жители собирали и чем торговали в течение сезона, менялось в зависимости от того, где они проживали. [14] Благодаря побережьям, населенным множеством видов рыб, и землей, густо покрытой деревьями и животными, чумаши имели разнообразную пищу.

Обильные ресурсы и зима, редко достаточно суровая, чтобы вызывать беспокойство, означали, что племя вело оседлый образ жизни в дополнение к натуральному существованию. В деревнях в трех вышеупомянутых районах были обнаружены останки морских млекопитающих, что указывает на существование торговых сетей для перемещения материалов по всей территории Чумаша. [15] [16] Чумаши были связаны с обширными торговыми сетями, доходящими до современной Аризоны, где керамика и текстиль продавались в обмен на бусины из ракушек. [17] Появлению этой торговой сети на территории Чумаша способствовало существование трех отдельных экологических групп Чумаша, включая островной, прибрежный и материковый Чумаш. Доступ к различным ресурсам для этих разных групп сделал торговлю между чумашами значительной частью жизни. Деревни вдоль материкового побережья стали посредниками между группами. [18]

Чем ближе деревня находилась к океану, тем больше она зависела от морских ресурсов. [19] [20] Благодаря усовершенствованной конструкции каноэ жители прибрежных и островных районов могли добывать рыбу и водных млекопитающих издалека. Моллюски были хорошим источником питания: их относительно легко найти, и они в изобилии. Многие из любимых сортов росли в приливных зонах. [21] Моллюски в изобилии росли зимой и ранней весной; их близость к берегу облегчила сбор. Некоторые из потребляемых видов включали мидии, морское ушко и множество моллюсков. Haliotis rufescens (красное морское ушко) собирали вдоль побережья Центральной Калифорнии еще до контакта. [22] Чумаши и другие калифорнийские индейцы также использовали красные раковины морского ушка для изготовления различных рыболовных крючков, бус, украшений и других артефактов.

Океанские животные, такие как выдры и тюлени, считались основной пищей прибрежных племен, но недавние данные показывают, что вышеупомянутые торговые сети обменивали океанических животных на наземную пищу из внутренних районов. Любая деревня могла добывать рыбу, но прибрежные и островные общины специализировались на ловле не только мелкой рыбы, но и крупных уловов, таких как рыба-меч. [23] Этот подвиг, трудный даже для сегодняшних технологий, стал возможен благодаря каноэ из томола . Его конструкция позволяла ловить глубоководную рыбу и облегчала торговые пути между деревнями. [23]

Чумаш могли посетить Некоторые исследователи полагают, что полинезийцы между 400 и 800 годами нашей эры, почти за 1000 лет до того, как Христофор Колумб достиг Америки . [24] Усовершенствованная конструкция каноэ чумаш из сшитых досок, используемая на Полинезийских островах, но неизвестная в Северной Америке, за исключением этих двух племен, приводится в качестве главного доказательства контакта. Сравнительная лингвистика может предоставить доказательства того, что слово чумаш, обозначающее «каноэ из сшитых досок», tomolo'o , возможно, произошло от kumula'au , полинезийского слова, обозначающего бревна красного дерева , использованные в этой конструкции. Однако сравнение языков обычно считается предварительным. Более того, развитие дощатого каноэ Чумаш довольно хорошо отражено в археологических данных и охватывает несколько столетий. [25] [26] Эта концепция отвергается большинством археологов, работающих с чумашской культурой, и нет никаких доказательств генетического наследия. [27]

До контакта с европейцами прибрежный Чумаш меньше полагался на наземные ресурсы, чем на морские; наоборот для салона Чумаш. [28] Тем не менее, они потребляли одинаковые земельные ресурсы. Как и многие другие племена, олени были самым важным наземным млекопитающим, которого преследовали чумаши; олени потреблялись в разных количествах во всех регионах, чего нельзя сказать о других наземных животных. Внутренние Чумаши придавали оленям большее значение, поскольку у них были уникальные методы охоты на них.

Они одевались как олени и паслись рядом с животными, пока охотники не оказались в пределах досягаемости, чтобы пустить стрелы. [28] Даже Чумаш вблизи океана преследовал оленей, хотя и в меньшем количестве, а сколько мяса требовалось деревням, они получали от более мелких животных, таких как кролики и птицы. Растительные продукты составляли остальную часть рациона чумаша, особенно желуди, которые были основным продуктом питания, несмотря на работу, необходимую для удаления присущих им токсинов. Их можно было измельчить в пасту, которую можно было легко есть и хранить годами. [29] Прибрежный живой дуб давал лучшие желуди; их каша обычно подавалась без приправ с мясом и/или рыбой. [30]

Испанские контакты и период миссии (1542–1834 гг.)

[ редактировать ]
Музыканты Чумаша в миссии Сан-Буэнавентура , 1873 год.

Испанец Хуан Кабрильо был первым европейцем, вступившим в контакт с прибрежными племенами Альта-Калифорнии в 1542 году. [31] Кабрильо умер и был похоронен на острове Сан-Мигель, но его люди привезли дневник, в котором были указаны названия и численность населения многих деревень Чумаш, таких как Микив . С тех пор Испания претендовала на то, что сейчас является Калифорнией, но не возвращалась, чтобы обосноваться до 1769 года, когда прибыли первые испанские солдаты и миссионеры с двойной целью: христианизировать коренных американцев и облегчить испанскую колонизацию. К концу 1770 года миссии и военные президиумы были основаны в Сан-Диего к югу от земель Чумаша и в Монтерее к северу от них. [32]

С приходом европейцев «чумашам и их традиционному образу жизни был нанесен ряд беспрецедентных ударов. Антропологи, историки и другие ученые уже давно интересуются документированием столкновения культур, сопровождавшего европейское исследование и колонизацию Америки». [9] Испания поселилась на территории Чумаша в 1770 году. Они основали колонии, привлекая миссионеров, чтобы начать евангелизацию коренных американцев в регионе, заставляя деревни Чумаш участвовать в многочисленных миссиях, возникающих вдоль побережья.

Люди чумаша переселились из своих деревень во францисканские миссии между 1772 и 1817 годами. Миссия Сан-Луис-Обиспо , основанная в 1772 году, была первой миссией в землях, говорящих на языке чумаш, а также самой северной из пяти миссий, когда-либо построенных на этих землях. Следующей, в 1782 году, была основана миссия Сан-Буэнавентура на тихоокеанском побережье недалеко от устья реки Санта-Клара. Миссия Санта-Барбара, также расположенная на побережье и обращенная к Нормандским островам, была основана в 1786 году.

Миссия Ла Пурисима Консепсьон была основана на внутреннем маршруте от Санта-Барбары на север до Сан-Луис-Обиспо в 1789 году. Последней францисканской миссией, построенной на родной территории Чумаша, была Санта-Инез, основанная в 1804 году на реке Санта-Инез с исходным населением чумаша. люди из миссий Ла Пурисима и Санта-Барбара. На юго-востоке миссия Сан-Фернандо, основанная в 1798 году на земле такиков, говорящих на шошоне, также приняла большое количество носителей чумаша из средней долины реки Санта-Клара. В то время как большая часть народа чумаш присоединилась к той или иной миссии в период с 1772 по 1806 год, значительная часть коренных жителей Нормандских островов не переезжала в материковые миссии до 1816 года. [33]

Радиоуглеродное датирование артефактов на самом северном из Нормандских островов, острове Сан-Клементе, позволяет предположить, что народ чумаш жил без значительных контактов с испанскими поселенцами и миссионерами до 1870-х годов. До этого момента этот остров демонстрирует явное отсутствие испанского влияния на его археологию. Из-за своей удаленности это был, пожалуй, последний район Чумаша, который был колонизирован. [34]

Мексиканская эпоха (1834–1848)

[ редактировать ]
Фернандо Либрадо родился в мексиканскую эпоху в семье двух родителей Чумаша из Лимува .

Мексика захватила контроль над миссиями в 1834 году. Соплеменники либо бежали во внутренние районы страны, пытались заниматься сельским хозяйством для себя и были изгнаны с земли, либо были порабощены новыми администраторами. Многие нашли весьма эксплуататорскую работу на крупных мексиканских ранчо. После 1849 года большая часть земель Чумаша была потеряна из-за воровства американцами и сокращения населения из-за насилия и болезней.

Оставшиеся Чумаши начали терять свою целостную идентичность. В 1855 году небольшой участок земли (120 акров) был выделен для чуть более 100 оставшихся индейцев чумаш возле миссии Санта-Инез. Эта земля в конечном итоге стала единственной резервацией Чумаша, хотя отдельные лица и семьи Чумаша также продолжали жить на всей своей бывшей территории в южной Калифорнии. Сегодня группа Санта-Инез живет в Санта-Инезе и его окрестностях. В конце 18 века население Чумаша составляло примерно от 10 000 до 18 000 человек. В 1990 году в резервации Санта-Инез проживало 213 индейцев . [35]

Американская эпоха (1848 – настоящее время)

[ редактировать ]
Реконструированная хижина Чумаша в Индийском музее Чумаша.
Чумаши возродили свою культурную традицию путешествовать через Томол от калифорнийского побережья до Нормандских островов .

Резервация Чумаш, основанная в 1901 году, занимает площадь 127 акров. Ни один коренной чумаш не говорит на своем родном языке с тех пор, как Мэри Йи, последняя говорящая на языке барбареньо, умерла в 1965 году. Сегодня население чумаша, по оценкам, насчитывает 5000 членов. Многие нынешние члены могут проследить своих предков до пяти островов Национального парка Нормандских островов .

Начиная с 1970-х годов возникли нео-чумаши, почти полностью проследившие свое происхождение от потомков испанских колонистов до владений первоначального народа чумаш. Они продвигают традиции чумаша и пользуются признанием на местном уровне. Их культурные предположения подвергаются критике со стороны некоторых, но поддерживаются другими. [36]

Первый современный томол был построен и запущен в 1976 году в результате совместного предприятия Quabajai Chumash из прибрежной группы народа чумаш и Музея естественной истории Санта-Барбары . Его имя — Хелек/Кселекс , что на чумашском языке означает сокол. Братство Томола было возрождено, и его команда совершила 10-дневное плавание вокруг Нормандских островов Санта-Барбары , остановившись на трех островах. Второй томол , Elye'wun рыба-меч »), был спущен на воду в 1997 году.

9 сентября 2001 года первый «переход» через томол Чумаш с материка на Нормандские острова спонсировался Морской ассоциацией Чумаша и Советом Барбареньо Чумаша. Несколько групп чумаш и их потомки собрались на острове Лимув (название Чумаша острова Санта-Крус), чтобы стать свидетелями того, как Элие'вун переправляется с материка на остров Санта-Крус.

Их путешествие было задокументировано в короткометражном фильме «Возвращение в Лимув», снятом Ocean Channel для Морской ассоциации Чумаша, Национального морского заповедника Нормандских островов и Морского музея Санта-Барбары. Переходы через канал стали ежегодным мероприятием, проводимым Советом Барбареньо Чумаш. Группа Санта-Инез из Чумаша - это признанное на федеральном уровне племя Чумаш. У них есть резервация Санта-Инез, расположенная в округе Санта-Барбара , недалеко от Санта-Инез. Люди чумаш также входят в состав индейского племени Теджон в Калифорнии .

Женщина-чумаш в яркой традиционной одежде.
Чумаш Танцор

Помимо оркестра Санта-Инез, прибрежный оркестр народа чумаш и оркестр индейцев-миссионеров Барбареньо/Вентуреньо пытаются получить федеральное признание. Другие племенные группы чумаш включают Совет племени Северный Чумаш, потомки из района Сан-Луис-Обиспо, и Совет Барбареньо Чумаш, потомки из большей части Санта-Барбары. Публикация первого словаря Чумаша состоялась в апреле 2008 года. Самало-английский словарь объемом шестьсот страниц и 4000 статей включает более 2000 иллюстраций. [37] В документальном фильме « 6 поколений: история семьи чумаш» рассказывается о Мэри Йи , последней говорящей на языке барбареньо чумаш . [38]

Производить инициативу

[ редактировать ]

В декабре 2010 года Foodbank округа Санта-Барбара получил грант в размере 10 000 долларов от Фонда индейцев Чумаша группы Санта-Инез для поддержки расширения Produce Initiative. «Производственная инициатива» уделяет особое внимание поставкам фруктов и овощей 264 местным некоммерческим организациям и продовольственным программам. Продовольственный банк бесплатно раздает продукты агентствам-членам, чтобы поощрять здоровое питание. Расширение доступности продуктов для детей важно для продовольственного банка, и недавно действующая программа «Детский фермерский рынок», являющаяся продолжением «Производственной инициативы», достигает этой цели.

Программа обучает волонтеров обучать детей во внеклассных программах обучению правильному питанию и практическим инструкциям по приготовлению пищи. В настоящее время эта программа действует на 12 объектах по всему округу, в том числе в долине Санта-Инез. После того, как дети приготовят и съедят полезную еду, они смогут забрать домой сумку, полную свежих продуктов, где они смогут помочь накормить и приготовить еду для всей семьи. [39] Ожирение у детей является серьезной проблемой здравоохранения, распространенной среди коренных американцев. [40]

В целях содействия устойчивому сельскому хозяйству и здоровому питанию группа Санта-Инез из Управления окружающей среды Чумаша и послешкольной программы Департамента образования посадила общественный сад, который, начиная с 2013 года, обеспечивал Совет старейшин овощами. [41] Программа спасения фруктов и овощей в долине Санта-Инез, также известная как Спасение овощей, — это еще одна попытка улучшить снабжение продовольствием жителей Санта-Инез. [42]

Мировоззрения и космология

[ редактировать ]

Чумаша Мировоззрение основано на вере, «которая считает все вещи в той или иной степени живыми, разумными, опасными и священными». [ нужна ссылка ] Согласно Томасу Блэкберну в книге «Декабрьское дитя: книга устных повествований чумаша», опубликованной в 1980 году, у чумашов нет истории создания, как у Тонгва , Ачахемена , Кечнахуихома и других такик -говорящих народов. Скорее, как резюмировала Сьюзен Сантри, «они предполагают, что Вселенная с ее тремя, а в некоторых версиях пятью слоями, всегда существовала здесь. [ нужна ссылка ]

Люди занимают Средний регион, который покоится на двух гигантских змеях. Хронологическое время не имеет значения, хотя прошлое разделено на две части: вселенский потоп, который заставил Первых Людей стать естественным миром, а затем создание людей, прибытие европейцев и последовавшие за этим разрушительные последствия». [43]

Средний регион (иногда называемый « антап »), где живут люди и духи этого мира и куда шаманы могли путешествовать в поисках видений , соединен с нижним миром ( Койинасуп ) через источники и болотистые местности и связан с верхний мир через горы. В нижнем мире обитают змеи, лягушки, саламандры. Мир дрожит или происходят землетрясения, когда змеи, поддерживающие мир, корчатся. [ нужна ссылка ]

Водные существа также находятся в контакте с силами нижнего мира и «часто изображались в наскальных рисунках, возможно, для того, чтобы принести больше воды Чумашу или умиротворить духов подземного мира во времена голода или болезней». Итиашап — дом Первых Людей. Алапай — верхний мир в космологии Чумаша , где жили «небесные люди», играющие важную роль в здоровье людей. К основным фигурам небесного мира относятся Солнце, Луна, Ящерица, Небесный Койот и Орел. Солнце является источником жизни, а также «источником болезней и смерти». [44] Небесный Койот, также известный как Великий Койот Неба или Шнилемун, считается защитником и, согласно преданию Инсеньо Чумаша, «заботится о благополучии всех в мире, находящемся под ним». [45] [46] Во время сотворения человечества Небесный Койот присутствовал среди других важных космологических фигур. [46] Согласно Джону М. Андерсону в его работе «Демонология Чумаша» , Орел, также известный как Медленный , представляет правителя Полярной звезды. [47] Орел также является силой, которая поддерживает импульс и порядок среди других звезд, чтобы они не упали на Землю и не разрушили ее. [46]

Космология и астрономия

[ редактировать ]

Космология Чумаша также сосредоточена на астрономии. Считается, что наскальные рисунки и арборглифы, найденные на стоянках Чумаша, изображали Полярную звезду (Полярную звезду) и Большую Медведицу (Большую Медведицу). Специалисты Рекс Сен-Онж, Джон Р. Джонсон и Джозеф Р. Талаугон в своей статье « Археоастрономические последствия арборглифа Северного Чумаша» утверждают , что эти два астрологических объекта имели первостепенное значение для системы верований Чумаша, а также для их восприятия времени. Считается, что чумаши использовали эти созвездия, чтобы определить, какое сейчас время года, в зависимости от положения Большой Медведицы вокруг Полярной звезды. [46]

Чумашские группы

[ редактировать ]

Одна группа чумаш, группа Санта-Инез индейцев миссии Чумаш из резервации Санта-Инез, является признанным на федеральном уровне племенем , а другие люди чумаша зачислены в признанное на федеральном уровне индейское племя Теджон . Есть 14 групп индейцев чумаш. [48]

  • Барбареньо Чумаш, связанный с миссиями Тайнаяан и резервациями Кашва.
  • Прибрежная группа народа чумаш, их историческая территория, к северу от Лос-Анджелеса, включает части прибрежных округов Санта-Барбара, Сан-Луис-Обиспо, Керн и Вентура. Прибрежная группа народа чумаш подала заявку на признание в 1981 году. [49]
  • Куяма Чумаш из долины Куяма .
  • Остров Чумаш, часть Нормандских островов .
  • Кагисмувас Чумаш, из самого юго-западного региона исконной земли Чумаш. Их исторические земли теперь являются частью базы космических сил Ванденберг .
  • Лос-Анджелес Чумаш, образованный в результате переезда членов исторических групп Малибу, Теджон и Вентура в 19 веке.
  • Малибу Чумаш, с побережья Малибу. Потомков этой группы теперь можно найти среди групп Вентуры, Прибрежного, Теххона и долины Сан-Фернандо.
  • Монтерей Чумаш, с полуострова Монтерей .
  • Самала, или Санта-Инез Чумаш . Жители Санта-Инез-Чумаша в 2012 году обратились в федеральный суд с требованием вернуть себе больше земли. Бюро по делам индейцев одобрило запрос; земля должна была отойти под жилищное строительство племени и музей и культурный центр Чумаша. Протестующие и антиплеменные группы потратили около 2 миллионов долларов, чтобы сорвать или остановить приобретение земли. [50]
  • Сан-Фернандо-Вэлли Чумаш, одиннадцать работников миссии Сан-Фернандо, король Испании. [ нужна ссылка ] Они вступили в брак с другими племенами, которые также работали в миссии.
  • Як Титю Титью Як Тилхини Северный Чумаш, родина от прибрежного пляжа Авила до залива Морро . Это самый северо-западный народ чумаш, проживающий в округе Сан-Луис-Обиспо.
  • Текуя Чумаш, большая часть этой группы племени Чумаш, вероятно, были Кагисмува. Эта группа была создана как антиколониальная группа, которая поселилась в каньоне Текуя вместе с Теджон Чумаш.
  • Теджон Чумаш , член Совета Чумаш округа Керн. Tejon по-испански означает «барсук», и его название было дано Tejon Rancheria.
  • Вентура Чумаш живет в традиционных владениях Чумаш клана Совы.

Население

[ редактировать ]

Оценки численности населения большинства коренных групп Калифорнии до контакта существенно различались. Антрополог Альфред Л. Кребер считал, что в 1770 году население Чумаша могло составлять около 10 000 человек. [51] Алан К. Браун пришел к выводу, что население составляло около 15 000 человек. [52] Шерберн Ф. Кук в разное время оценивал численность аборигенов чумаш в 8000, 13650, 20400 или 18500 человек. [53]

Некоторые ученые [54] предположили, что популяция чумаша, возможно, существенно сократилась в «протоисторический» период (1542–1769 гг.), когда периодические контакты с экипажами испанских кораблей, в том числе с экипажами экспедиции Хуана Родригеса Кабрильо, которые зимовали в проливе Санта-Барбара в 1542 г. н. э. 43, принес болезни и смерть.

Чумаши, похоже, процветали в конце 18 века, когда испанцы впервые начали активную колонизацию побережья Калифорнии. Независимо от того, начались ли смерти раньше, в результате контактов с экипажами кораблей, или позже, во время строительства нескольких испанских миссий в Вентуре, Санта-Барбаре, Ломпоке, Санта-Инесе и Сан-Луис-Обиспо, чумаши в конечном итоге были опустошены Калифорнийским геноцидом, осуществленным, когда США захватили эту территорию. К 1900 году их число сократилось до 200, тогда как текущие оценки численности народа чумаш сегодня колеблются от 2000. [1] до 5000. [2]

Демография традиционного общества чумаш довольно сложна. Один аспект, представляющий интерес, - это пол аки чумашей. «Аки был третьим полом чумаша, определяемым биологическими мужчинами, которые выполняли работу и носили традиционную женскую одежду. Пол аки, по-видимому, также тесно связан с непродуктивной сексуальной активностью, такой как гомосексуальность. [55] Археологические исследования практики захоронения предоставили доказательства этого. [56]

под названием « чумаш » (от čʰumaš /t͡ʃʰumaʃ/ На нескольких родственных языках говорили , что означает «житель острова Санта-Крус»). Носителей языка не осталось, хотя диалекты хорошо документированы в неопубликованных полевых заметках лингвиста Джона Пибоди Харрингтона . Особенно хорошо документированы языки Barbareño , Ineseño , Ventureño и Obispeño внутри языковой семьи чумашан, которая является изолированным языком. В 2010 году языковая школа Шмувич Чумаш была открыта в деревне Чумаш в Виштойо и продолжала действовать до 2012 года. Программой восстановления языка в 2010 году первоначально руководили старейшина Джонни Морено и его племянница Дебора Санчес. Языковые классы были возобновлены в 2014 году в Центре здравоохранения и услуг американских индейцев в Санта-Барбаре и в Санта-Пауле в 2016 году. Санчес был единственным инструктором. [57] Затем, когда началась пандемия COVID, занятия перешли в онлайн-режим. Традиционное название Инесеньо - самала / sʔamala / , а чумашское название народа Барбареньо - Шмувич.

Культура

[ редактировать ]
Самалы Рафаэль Соларес, вождь , капитан Сокстоноксму, столицы в долине Санта-Инез , фотография Леона де Сессака, конец 19 века.

Чумаши были охотниками-собирателями и умели ловить рыбу во времена испанской колонизации. Они являются одним из относительно немногих народов Нового Света , которые регулярно плавали по океану (еще одним было Тонгва , соседнее племя на юге). В некоторых поселениях строились дощатые лодки ( томол ), которые облегчали распределение товаров и могли использоваться для китобойного промысла.

Баскетбольные изделия

[ редактировать ]
Поднос в форме спиральной корзины, Миссия Санта-Барбары, начало XIX века.

Антропологи уже давно собирают корзины чумаша. Две из крупнейших коллекций находятся в Смитсоновском институте в Вашингтоне, округ Колумбия , и Музее человека (Музее человечества) в Париже . чумаша . Считается, что в Музее естественной истории Санта-Барбары хранится самая большая коллекция корзин

Производство и торговля бисером

[ редактировать ]

Чумаши с Северных Нормандских островов находились в центре интенсивной региональной торговой сети. Бусы, сделанные из раковин Каллианакса , производились на Нормандских островах и использовались чумашами в качестве валюты. [58] Бусы из ракушек были не просто формой валюты, они также играли жизненно важную роль в социальной системе Чумаша. Обмен бусами помог людям построить социальные сети и накопить богатство за пределами продовольственных ресурсов. Это позволило народу чумаш свести к минимуму риск нехватки продовольствия в своем племени и получить возможность опираться на прочные бусы и своих существующих друзей в других общинах. Вожди и члены элиты чумаша отвечали за перераспределение бус из ракушек, предметов первой необходимости и других предметов. [59]

Эти бусины из ракушек были проданы соседним группам и были найдены по всей Альта-Калифорнии. Некоторые предметы, которыми чумаши продавались с острова материковым племенам чумаш, включали бусы из ракушек, гири для копания (каменные кольца), [60] и стеатит Лолас (каменная чаша), происходящий в основном с острова Санта-Каталина. Взамен материковые племена экспортировали на остров семена, желуди, луки и стрелы, мех, кожу, корни и корзины. Также велась торговля с материка и внутренних районов, предметы которой состояли из рыбы и бус. Жители внутренних районов торговали с побережьем рыбой, дичью, семенами, фруктами и шалями из лисьей шкуры. Фернандо Либрадо (Старейшина Чумаша) упоминает, что все торговые операции совершались на материке из-за его местоположения, поскольку он находился между островом и внутренними районами. [61]

В течение поздней доисторической эпохи миллионы бус из ракушек производились и продавались на острове Санта-Крус. Было высказано предположение, что исключительный контроль над каменоломнями, используемыми для производства сверл, необходимых для производства бус, мог сыграть роль в развитии социальной сложности в обществе чумаш. [58]

Промышленность по изготовлению бус включала две отдельные специализации: производство инструментов, используемых для изготовления бус, и фактическое производство самих бус. [62] Центральное место в этой отрасли занимал кремень — твердая мелкозернистая осадочная порода. Чумаши превращали небольшие чешуйки кремня в микролезвия , которые были необходимы для производства бус. Эти микролезвия затем использовались для создания сверл — инструментов, необходимых для проделывания отверстий в раковинах и превращения их в бусины. Таким образом, кремнистые микролитические орудия играли решающую роль в процессе изготовления бус. [63]

Региональное разнообразие, присутствующее на территории Чумаша, породило сложную торговую систему, соединяющую островные, прибрежные и материковые группы. Деревни Хаксас и Муву стали важнейшими торговыми центрами для народа чумаш. Их расположение относительно прибрежных и материковых торговых путей и ресурсов сделало эти деревни особенно влиятельными в торговой экосистеме Чумаша. [64]

Кухня, способы питания и средства существования

[ редактировать ]

Продукты, исторически потребляемые чумашами, включают несколько морских видов, таких как черное ушко , тихоокеанский моллюск , красное ушко , изогнутый моллюск , устрицы ostrea lurida , угловатые улитки-единороги , [65] и мускатный моллюск . [66] Желуди, важный растительный продукт, измельчали ​​и готовили суп. [67] также делали муку Из сушеных плодов лаврового сумаха . [68] Высоко ценимые морепродукты, такие как рыба-меч, ловились с помощью дощатых каноэ и, вероятно, делились вождями во время общественных пиршеств. [69]

Праздники — это ритуальная деятельность, состоящая в совместном потреблении большого количества еды и напитков вместе с танцами, музыкой и пением. Они сыграли большую роль в политических и социальных отношениях народа Чумаш. Пиры готовились в течение многих дней, в основном женщинами, и совпадали с такими важными событиями, как рождение ребенка, свадьба и дни рождения вождей. Есть сведения о праздниках, устраивавшихся для европейских экспедиций, проходивших через территории Чумаша. [70]

Во времена испанского колониализма некоторые рационы народа чумаш, живущего на миссионерских объектах, изменились и стали включать европейские растения и животных. Были обнаружены доказательства того, что в 19 веке потреблялось больше овец и крупного рогатого скота. Традиционные методы охоты и рыболовства все еще сохранялись наряду с добавлением европейского домашнего скота. [71]

Есть основания полагать, что морская и рыболовная экономика на Нормандских островах существует уже по крайней мере 12 000 лет. Это можно увидеть по различным типам рыболовных снарядов, а также по останкам животных, таких как тюлени, моллюски и рыбы, найденным археологами и исследователями на разных участках островов. Прибрежные жители Калифорнии в течение очень долгого времени придерживались различных способов питания. [72]

Травничество

[ редактировать ]

Травы, используемые в традиционной медицине чумаша, включают толстолистную йербу санта , которая используется для поддержания дыхательных путей открытыми для правильного дыхания; [73] лавровый сумах , кора корня которого использовалась для приготовления травяного чая для лечения дизентерии ; [68] и черного шалфея , листья и стебли превращались в крепкий солнечный чай . Им натирали болезненную область или использовали для промачивания ног. Растение содержит дитерпеноиды , такие как этиопинон и урсоловая кислота , которые являются известными болеутоляющими средствами. [74]

Чумаши раньше практиковали обряд инициации, включающий использование священного дурмана ( момой на их языке). Когда мальчику было 8 лет, мать давала ему выпить напиток. Предполагалось, что это будет духовный вызов, который поможет ему развить духовное благополучие, необходимое для того, чтобы стать мужчиной. Не все мальчики пережили яд. [75]

Петроглифы Чумаша в Государственном историческом парке «Расписная пещера Чумаша»

Наскальное искусство

[ редактировать ]

Остатки развитой культуры Чумаш, в том числе наскальные рисунки, очевидно изображающие космологию Чумаша, такие как Государственный исторический парк «Раскрашенная пещера Чумаша» , все еще можно увидеть.

Дерево скорпиона

[ редактировать ]

Считается, что на многовековом дубе в Калифорнии есть арборглиф Чумаш — резное изображение шестиногого существа с головным убором, включающим корону и две сферы. Ранее считалось, что его вырезали ковбои, но в 2007 году его посетил палеонтолог Рекс Сент-Онж, который определил, что трехфутовая резьба имеет происхождение чумаша и связана с другими наскальными рисунками чумаша в Калифорнии. Дальнейшие исследования привели Святого Онге к мысли, что это работа не просто Чумаша, а шаманов Чумаша , которые сознательно наблюдали за звездами и использовали эти резные изображения для калибровки календаря Чумаша. [76]

Известные люди

[ редактировать ]

Это список известных людей Чумаша:

Значимые места

[ редактировать ]
Пиктограммы на Расписной скале на национальном памятнике Равнина Карризо
Индийский музей Чумаша в Таузенд-Оукс

Места значительной археологической и исторической ценности. [94]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б «Калифорнийские индейцы и их резервации: П.». Доступ к библиотеке и информации SDSU. Архивировано из оригинала 10 января 2010 года . Проверено 17 июля 2010 г.
  2. ^ Jump up to: а б с «Коренные жители» . Служба национальных парков. Архивировано из оригинала 22 мая 2007 года.
  3. ^ Притцкер, 121
  4. ^ «Индейцы чумаш на Нормандских островах» . Фонд Sea•thos. Архивировано из оригинала 11 сентября 2014 года . Проверено 9 сентября 2014 г.
  5. ^ Эпплтон, Билл (2009). Санта Сусана . Маунт-Плезант, Южная Каролина: Издательство Arcadia. ISBN   978-1-4396-3820-0 . п. 11.
  6. ^ Дартт-Ньютон, Дина и Эрландсон, Джон (лето/осень 2006 г.). «Маленький выбор для чумашей: колониализм, скот и принуждение в период миссии в Калифорнии». Ежеквартальный журнал американских индейцев , Vol. 30, № 3 и 4, 416
  7. ^ Глассов и др. 2007: 192–196.
  8. ^ Кинг 1990: 80–82, 106–107, 231.
  9. ^ Jump up to: а б с (Ньютон 416).
  10. ^ Фэган, «Долгое лето» , 2004, с. 222
  11. ^ Барри.
  12. ^ Азартная игра 21.
  13. ^ Тимбрук 164.
  14. ^ Азартная игра 228.
  15. ^ Кумбс и Плог 313.
  16. ^ Фовель, Микаэль. и Перри, Дженнифер. (2023) Сложность рыбаков-охотников-собирателей на островах Калифорнии: пиршества, церемониализм и ритуальная экономика. В археологии сложности рыбаков-охотников-собирателей в Северной Америке. Кристина Перри Сэмпсон, изд. Стр. 194-224. Университетское издательство Флориды, Гейнсвилл.
  17. ^ Смит, Эрин М. и Фовель, Микаэль (2015) Региональные взаимодействия между Калифорнией и Юго-Западом: западный край континентальной системы Северной Америки. Американский антрополог 17(4):710-721 https://doi.org/10.1111/aman.12346
  18. ^ Перри, Дженнифер; Делани-Ривера, Коллин (апрель 2011 г.). «Взаимодействия и интерьеры Прибрежного Чумаша» . Калифорнийская археология . 3 (1): 103–126. дои : 10.1179/cal.2011.3.1.103 . ISSN   1947-461X .
  19. ^ Игра 6.
  20. ^ Фовель, Микаэль и Сомервилль, Эндрю Д. (2021) Пространственные и временные изменения в диетах рыбаков-охотников-собирателей в Южной Калифорнии: байесовское моделирование с использованием новых базовых значений стабильных изотопов. Квантернери Интернэшнл 601 (2021): 36–48. https://doi.org/10.1016/j.quaint.2021.06.025
  21. ^ Азартная игра 26–28.
  22. ^ Хоган, CM Лос-Осос Бэк-Бэй. Архивировано 16 августа 2017 г. на Wayback Machine The Megalithic Portal, редактор А. Бернхэм (2008).
  23. ^ Jump up to: а б (Игра 156).
  24. ^ Посещали ли древние полинезийцы Калифорнию? Может быть, и так. Архивировано 30 декабря 2007 г. в Wayback Machine , San Francisco Chronicle.
  25. ^ Арнольд, Жанна Э. 1995.
  26. ^ Гэмбл, Линн Х. 2002.
  27. ^ Джонс, Терри Л.; Кэтрин А. Клар (3 июня 2005 г.). «Переосмысленный диффузионизм: лингвистические и археологические свидетельства доисторических полинезийских контактов с Южной Калифорнией» . Американская древность . 70 (3): 457–484. дои : 10.2307/40035309 . JSTOR   40035309 . S2CID   161301055 . Архивировано из оригинала 27 сентября 2006 года . Проверено 6 марта 2008 г. и Адамс, Джеймс Д.; Сесилия Гарсия; Эрик Дж. Лиен (23 января 2008 г.). «Сравнение китайской и американской индейской (чумаш) медицины» . Доказательная дополнительная и альтернативная медицина . 7 (2): 219–225. дои : 10.1093/ecam/nem188 . ПМЦ   2862936 . ПМИД   18955312 . Архивировано из оригинала 14 февраля 2009 года . Проверено 6 марта 2008 г. . См. также домашнюю страницу Терри Джонса . Архивировано 11 мая 2008 г. в Wayback Machine Калифорнийского политехнического государственного университета.
  28. ^ Jump up to: а б (Игра 164).
  29. ^ Азартная игра 23.
  30. ^ Бриттен 5.
  31. ^ «Испанская Калифорния | Ранняя история Калифорнии: обзор | Статьи и очерки | Калифорния, какой я ее видел: рассказы от первого лица о первых годах Калифорнии, 1849–1900 | Цифровые коллекции | Библиотека Конгресса» . Библиотека Конгресса . Проверено 18 августа 2020 г.
  32. ^ Браун 1967
  33. ^ МакЛендон и Джонсон, 1999 г.
  34. ^ Руби, А., и Уитакер, Арканзас (2019). Отдаленные места как убежище после контакта. Калифорнийская археология , 11 (2), 205–233. https://doi.org/10.1080/1947461X.2019.1655624
  35. ^ (Притцкер).
  36. ^ Хейли, Брайан Д.; Уилкоксон, Ларри Р. (сентябрь 2005 г.). «Как испанцы стали чумашами и другие сказки этногенеза». Американский антрополог . 107 (3). Американская антропологическая ассоциация: 432–445. дои : 10.1525/aa.2005.107.3.432 . JSTOR   3567028 .
  37. ^ Группа индейцев Чумаш из Санта-Инез издает языковой словарь . ( [1] )
  38. ^ Кеттманн, Мэтт (27 января 2011 г.). «Санта-Барбара на экране» . «Санта-Барбара Индепендент» . Архивировано из оригинала 17 января 2013 года . Проверено 8 мая 2013 г.
  39. ^ Независимый Санта-Барбара.
  40. ^ Блэквелл, Эми Хакни (2014). «Детское ожирение» . [ мертвая ссылка ] В «Американской мозаике: опыт американских индейцев» . Проверено 28 февраля 2014 г.
  41. ^ «Обновление общественного сада Чумаш» . Экологическое управление Санта-Инез-Чумаша . Архивировано из оригинала 18 сентября 2016 года . Проверено 26 августа 2016 г.
  42. ^ «Спасение овощей» . Архивировано из оригинала 16 августа 2016 года . Проверено 26 августа 2016 г.
  43. ^ Сантри, Сьюзен (2010). Священные места: Тайная история Южной Калифорнии . Университет Небраски Пресс. п. 276. ИСБН  9780803231986 .
  44. ^ Брайан Э., Пенпраз (2010). Сила звезд: как небесные наблюдения сформировали цивилизацию . Springer Science & Business Media. стр. 128–130. ISBN  9781441968036 .
  45. ^ Харрингтон, JP, и Блэкберн, TC (1980). Дитя декабря: Книга устных рассказов чумаша . Издательство Калифорнийского университета.
  46. ^ Jump up to: а б с д СЕН-ОНЖ, RW, ДЖОНСОН-МЛАДШИЙ и ТАЛАУГОН-МЛАДШИЙ (2009). Археоастрономические значения арборглифа Северного Чумаша. Журнал Калифорнии и антропологии Большого бассейна , 29 (1), 29–58. http://www.jstor.org/stable/27825901
  47. ^ Андерсон, Дж. М. (2020). Чумаш Демонология (5-е изд.). Издательство AmDes, 21 апреля 2024 г., https://johnandersonlibrary.org/wp-content/uploads/2021/06/Chumash-Demonology-.pdf
  48. ^ «Индейцы чумаш» (PDF) . Индийские оркестры Чумаш . Племя Чумаш. 19 июня 2014 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  49. ^ «Прибрежный оркестр народа чумаш» . Ютуб . Целься в Санта-Барбару. Архивировано из оригинала 10 мая 2018 года . Проверено 3 апреля 2016 г.
  50. ^ 2012. Индийские земли: изучение решений споров, касающихся индийских племен, органов власти штатов и местных органов власти, а также частных землевладельцев по поводу землепользования и развития. Нп
  51. ^ А. Л. Кребер, стр.883
  52. ^ Браун, Алан К. (1967). «Аборигенное население пролива Санта-Барбара». Отчеты археологической службы Калифорнийского университета (69). Калифорнийский университет.
  53. ^ С.Ф. Кук, 1976
  54. ^ Эрландсон и др. 2001 г.
  55. ^ Археология сексуальности . Шмидт, Роберт А., 1953-, Восс, Барбара Л., 1967-. Лондон: Рутледж. 2000. ISBN  978-0-415-22366-9 . OCLC   70746810 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  56. ^ Холлимон, SE 2000: Археология аки: пол и сексуальность в доисторическом обществе чумаш , в «Археологии сексуальности», стр. 179-196.
  57. ^ «Языковая школа Шмувич Чумаш» . Архивировано из оригинала 14 апреля 2019 года . Проверено 14 апреля 2019 г.
  58. ^ Jump up to: а б Арнольд 2001 г.
  59. ^ Гэмбл, Л.Х. (2008). Экономика и обмен: проявления финансирования богатства. В мире чумаша при контакте с Европой: власть, торговля и пиршества среди сложных охотников-собирателей (1-е изд., стр. 223–248). Издательство Калифорнийского университета. http://www.jstor.org/stable/10.1525/j.ctt1ppr4x.11
  60. ^ Саттон, Элизабет А. (2014). «Откапывание гирь и пончиков: анализ перфорированных камней из региона канала Санта-Барбара» . Журнал Калифорнии и антропологии Большого бассейна . 34 (1): 17–42. ISSN   0191-3557 . JSTOR   45154996 .
  61. ^ Гэмбл, Линн Х. (2008). Мир Чумаша в контакте с Европой: власть, торговля и пиршества среди сложных охотников-собирателей (1-е изд.). Издательство Калифорнийского университета. ISBN  978-0-520-25441-1 . JSTOR   10.1525/j.ctt1ppr4x .
  62. ^ Гэмбл, Линн Х. (2008). Мир Чумаша в контакте с Европой: власть, торговля и пиршества среди сложных охотников-собирателей (1-е изд.). Издательство Калифорнийского университета. ISBN  978-0-520-25441-1 . JSTOR   10.1525/j.ctt1ppr4x .
  63. ^ Арнольд, Жанна Э. (1990). «Контроль за природными ресурсами и экономические изменения в регионе пролива Санта-Барбара» . Журнал Калифорнии и антропологии Большого бассейна . 12 (2): 158–172. ISSN   0191-3557 . JSTOR   27825420 .
  64. ^ Перри, Дженнифер; Делани-Ривера, Коллин (апрель 2011 г.). «Взаимодействия и интерьеры Прибрежного Чумаша» . Калифорнийская археология . 3 (1): 103–126. дои : 10.1179/cal.2011.3.1.103 . ISSN   1947-461X .
  65. ^ Хоган, CM «Лос-Осос Бэк-Бэй» . Мегалитический портал . Архивировано из оригинала 1 мая 2011 года . Проверено 15 июня 2010 г.
  66. Приливные морские беспозвоночные Южного Пьюджет-Саунда (2008). Архивировано 16 февраля 2012 года в Wayback Machine .
  67. ^ «Повседневная жизнь | Музей естественной истории Санта-Барбары» . www.sbnature.org . Проверено 23 апреля 2022 г.
  68. ^ Jump up to: а б Тимбрук, Январь (1990). «Этноботаника индейцев чумаш, Калифорния, на основе коллекций Джона П. Харрингтона» . Экономическая ботаника . 44 (2): 236–253. дои : 10.1007/BF02860489 . S2CID   25807034 .
  69. ^ Фовель, Микаэль и Сомервилл, Эндрю Д. (2024)Диета, статус и зарождающееся социальное неравенство: данные по стабильным изотопам из трех комплексных участков рыболовов-охотников-собирателей в южной Калифорнии. Журнал антропологической археологии 73:101554 https://doi.org/10.1016/j.jaa.2023.101554
  70. ^ Гэмбл, Л. Х. Практика существования и пиршественные обряды: идентичность чумаша после европейской колонизации. Hist Arch 49 , 115–135 (2015). https://doi.org/10.1007/BF03377142
  71. ^ Браун, Кейтлин М., Брайан Дж. Барбье, Гриффин Фокс, Ицамара Икста, Джина Москеда-Лукас, Брианна Ротелла и Линдси Уиллоуби. «Жизнеобеспечение и экономическая деятельность общины чумаш (Амуву) в миссии La Purísima Concepción». Болетин: Журнал Калифорнийской ассоциации миссионерских исследований 37, вып. 1 (2021): 100–115.
  72. Новые археологические данные показывают, что Нормандские острова в Калифорнии были первой морской экономикой Северной Америки . Смитсоновский инсайдер. (без даты). https://insider.si.edu/2011/03/californias-channel-islands-may-have-once-held-north-americas-earliest-seafaring-economy/
  73. ^ Джеймс Д. Адамс-младший, Сесилия Гарсия (2005). «Паллиативная помощь чумашам» . Доказательная дополнительная и альтернативная медицина . 2 (2): 143–147. дои : 10.1093/ecam/neh090 . ПМК   1142202 . ПМИД   15937554 .
  74. ^ «Паллиативная помощь чумашам» . Дикие пищевые растения. Архивировано из оригинала (PDF) 6 октября 2007 г. Проверено 14 июля 2007 г.
  75. ^ Сесилия Гарсия, Джеймс Д. Адамс (2005). Лечение лекарственными растениями Запада – культурная и научная основа их использования . Абедус Пресс. ISBN  978-0-9763091-0-9 .
  76. ^ Кеттманн, Мэтт (9 февраля 2010 г.). «Резьба по дереву в Калифорнии: древние астрономы?» . Время . Архивировано из оригинала 12 февраля 2010 года . Проверено 11 февраля 2010 г.
  77. ^ Икас, Карин Роза (2002). «Лорна Ди Сервантес» . Пути чикана: беседы с десятью писателями чикана . Лас-Вегас: Издательство Университета Невады. стр. 27–28 . ISBN  978-0-87417-492-2 . Архивировано из оригинала 15 декабря 2019 года . Проверено 18 декабря 2019 г.
  78. ^ Мануэль, Брюс (9 мая 2012 г.). «Объявлены номинанты на книжную премию Северной Калифорнии» . Новости Меркурия . Архивировано из оригинала 28 мая 2018 года . Проверено 27 мая 2018 г.
  79. ^ Мисколта, Донна (4 марта 2013 г.). «Интервью с Деборой Мирандой» . Донна Мисколта . Архивировано из оригинала 28 мая 2018 года . Проверено 27 мая 2018 г.
  80. ^ «Дебора А. Миранда — профессор английского языка» . Университет Вашингтона и Ли . Архивировано из оригинала 15 августа 2018 года . Проверено 27 мая 2018 г.
  81. ^ Терсби, Кейт (3 января 2011 г.). «Джон Ольгин умирает в возрасте 89 лет; директор Морского музея Кабрильо в Сан-Педро» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 16 февраля 2018 года . Проверено 27 мая 2018 г.
  82. ^ Винзель, Артур (23 января 2011 г.). «Салют на песке собрал более 1000 участников Джона Ольгина Ритуса» . Патч Палос Вердес . Архивировано из оригинала 31 января 2013 года . Проверено 27 мая 2018 г.
  83. ^ Гибсон, Роберт О. Чумаш (индейцы Северной Америки) , Chelsea House Publications, 1990, ISBN   978-1-55546-700-5
  84. ^ «Изображение / Рафаэль Соларес (1822–1890), глава общины Инесеньо Чумаш в Занджа-де…» Калисфера — Калифорнийский университет . 1878. Архивировано из оригинала 28 мая 2018 года . Проверено 27 мая 2018 г.
  85. ^ «Изображение / Рафаэль Соларес, житель Санта-Инес-Чумаша, 1878 год. Хейворд и Маззалл, фотографии…» Калисфера — Калифорнийский университет . 1878. Архивировано из оригинала 28 мая 2018 года . Проверено 27 мая 2018 г.
  86. ^ Джонсон, Джон Р. (1982). «След к Фернандо» . Журнал Калифорнии и антропологии Большого бассейна . 4 : 132–37.
  87. ^ Позер, Уильям Дж (2004). «О статусе шипучей гармонии Чумаша» (PDF) . Г-жа, Пенсильванский университет, Филадельфия . Архивировано (PDF) из оригинала 22 сентября 2018 г. Проверено 27 мая 2018 г.
  88. ^ Грант, К. (1978). «Чумаш: Введение». Справочник североамериканских индейцев . 8 : 505–508.
  89. ^ Кеннеди, Фрэнсис Х. (2008). Места американских индейцев: исторический путеводитель . Компания Хоутон Миффлин. п. 298. ИСБН  978-0-395-63336-6 .
  90. ^ Миддлкэмп, Дэвид (2 мая 2014 г.). «Поселение коренных американцев недалеко от Санта-Маргариты привлекает пристальное внимание» . СанЛуисОбиспо.com . Архивировано из оригинала 27 февраля 2020 года . Проверено 11 июня 2019 г.
  91. ^ ФитцРэндольф, Джон (27 января 2016 г.). «Смерть Фрея возвращает воспоминания о концерте 70-х» . СанЛуисОбиспо.com . Архивировано из оригинала 3 марта 2019 года . Проверено 11 июня 2019 г.
  92. ^ «Як Титю Титю Як Тильхини Северный Чумаш (ЯТТ)» . YTT Северное племя чумаш . Проверено 4 июля 2023 г.
  93. ^ Бардольф, Дана Н. (1 декабря 2018 г.). « Песня о стойкости»: изучение сообществ, практикующих плетение корзин чумаш в Южной Калифорнии» . Дана Н. Бардольф, доктор философии . Проверено 23 ноября 2023 г.
  94. ^ Линн МакКолл и Перри Розалинда. 1991. Люди Чумаша: Материалы для учителей и студентов . Музей естественной истории Санта-Барбары. Сан-Луис-Обиспо, Калифорния: EZ Nature Books. ISBN   978-0-945092-23-0 . стр. 72–73.
  95. ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 16 июня 2015 г. Проверено 6 сентября 2014 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  96. ^ «Коллекции - Национальный парк Нормандских островов (Служба национальных парков США)» . www.nps.gov . Архивировано из оригинала 14 октября 2014 года.
  97. ^ «Остров Санта-Крус - Национальный парк Нормандских островов (Служба национальных парков США)» . www.nps.gov . Архивировано из оригинала 5 августа 2011 года.
  98. ^ «Остров Санта-Роза — Национальный парк Нормандских островов (Служба национальных парков США)» . Архивировано из оригинала 14 октября 2014 года . Проверено 6 сентября 2014 г.
  99. ^ «Резервация Санта-Инез» . www.santaynezchumash.org . Архивировано из оригинала 23 июля 2014 года . Проверено 6 сентября 2014 г.
  • Арнольд, Жанна Э. (редактор) 2001. Истоки вождества на тихоокеанском побережье: чумаш с Нормандских островов . Солт-Лейк-Сити: Издательство Университета Юты.
  • Арнольд, Жанна Э. (1995). «Транспортные инновации и социальные сложности среди морских обществ охотников-собирателей». Американский антрополог . 97 (4): 733–747. дои : 10.1525/aa.1995.97.4.02a00150 .
  • Бриттен, А.; Эванс, С.; Жиру, А.; Хаммаргрен, Б.; Трис, Б.; Уиллис, А. (2011). «Борьба с изменением климата на племенных землях: подход, основанный на сообществе (оценка устойчивости и риска)». Коренные общины и изменение климата . 5 :555.
  • Браун, Алан К. (1967). «Аборигенное население пролива Санта-Барбара». Отчеты археологических исследований Калифорнийского университета . 69 : 1–99.
  • Кук, Шерберн Ф. 1976. Конфликт между калифорнийскими индейцами и белой цивилизацией . Калифорнийский университет Press, Беркли.
  • Кук, Шерберн Ф. 1976. Население калифорнийских индейцев, 1769–1970 гг . Калифорнийский университет Press, Беркли.
  • Кумбс, Г.; Плог, Ф. (1977). «Обращение индейцев чумаш: экологическая интерпретация». Экология человека . 5 (4): 309–328. дои : 10.1007/bf00889174 . JSTOR   4602423 . S2CID   153680246 .
  • Кордеро Р. Предки нам снятся. Новости из родной Калифорнии [сериал онлайн]. Весна 2012 г. 2012 г.;25(3):4–27. Доступно в: Academic Search Premier, Ипсвич, Массачусетс. По состоянию на 22 марта 2014 г.
  • Дартт-Ньютон, Д.; Эрландсон, Дж. М. (2006). «Маленький выбор для чумашей: колониализм, скот и принуждение в период миссии в Калифорнии». Ежеквартальный журнал американских индейцев . 30 (3/4): 416–430. дои : 10.1353/aiq.2006.0020 . S2CID   161990367 .
  • Эрландсон, Джон М.; Рик, Торбен С.; Кеннетт, Дуглас Дж.; Уокер, Филип Л. (2001). «Даты, демография и болезни: культурные контакты и возможные доказательства эпидемий Старого Света среди острова Чумаш». Ежеквартальный журнал археологического общества Тихоокеанского побережья . 37 (3): 11–26.
  • Гэмбл, Линн Х. (2002). «Археологические свидетельства происхождения дощатого каноэ в Северной Америке». Американская древность . 67 (2): 301–315. дои : 10.2307/2694568 . JSTOR   2694568 . S2CID   163616908 .
  • Электронная книга Gamble, LH и Enki Library. (2008). Мир чумаша при европейском контакте (1-е изд.). Мы: Издательство Калифорнийского университета. Получено с http://sjpl.enkilibrary.org/EcontentRecord/11197.
  • Глассоу, Майкл А., Линн Х. Гэмбл, Дженнифер Э. Перри и Гленн С. Рассел. 2007. Предыстория залива Северной Калифорнии и прилегающих поперечных хребтов. В предыстории Калифорнии: колонизация, культура и сложность . Терри Л. Джонс и Кэтрин А. Клар, редакторы. Нью-Йорк и Плимут, Великобритания: Altamira Press.
  • Хоган, К. Майкл. 2008. Морро Крик . Эд. А. Бернэм.
  • Джонс, Терри Л.; Клар, Кэтрин А. (2005). «Переосмысленный диффузионизм: лингвистические и археологические свидетельства доисторических полинезийских контактов с Южной Калифорнией». Американская древность . 70 (3): 457–484. дои : 10.2307/40035309 . JSTOR   40035309 . S2CID   161301055 .
  • Кинг, Честер Д. 1991. Эволюция общества Чумаш: сравнительное исследование артефактов, используемых для поддержания социальной системы в регионе канала Санта-Барбара до 1804 года нашей эры . Нью-Йорк и Лондон, Garland Press.
  • Кребер, А. Л. 1925. Справочник индейцев Калифорнии . Бюллетень Бюро американской этнологии № 78. Вашингтон, округ Колумбия.
  • МакЛендон, Салли и Джон Р. Джонсон. 1999. Культурная принадлежность и прямое происхождение народов чумаш на Нормандских островах и в горах Санта-Моники . 2 тома. Подготовлено для Программы археологии и этнографии Службы национальных парков Хантер-колледжа, Городского университета Нью-Йорка и Музея естественной истории Санта-Барбары.
  • Митхун, Марианна. (1999). Языки коренных народов Северной Америки . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN   978-0-521-23228-9 .
  • Притцкер, Барри М. Энциклопедия коренных американцев: история, культура и народы . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2000. ISBN   978-0-19-513877-1 .
  • Притцкер, Барри М. (2014). Чумаш. В книге «Американская мозаика: опыт американских индейцев». Получено 25 февраля 2014 г. с сайта http://americanindian2.abc-clio.com.libaccess.sjlibrary.org/.

Сандос Дж. Христианизация среди чумашей: этноисторическая перспектива. American Indian Quarterly [сериал онлайн]. Зима91 1991; 15: 65–89. Доступно по адресу: OmniFile Full Text Mega (HW Wilson), Ипсвич, Массачусетс. По состоянию на 22 марта 2014 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Библиотечная система «Черное золото», 1997, Коренные американцы Центрального побережья (исторические фотографии). Вентура, Калифорния, библиотеки Black Gold
  • Хадсон, Д. Трэвис и Томас К. Блэкберн. 1982–7. Материальная культура сферы взаимодействия Чумаша Тома I–V . Антропологические статьи № 25–31. Менло-Парк, Калифорния: Ballena Press.
  • Хадсон, Д. Трэвис, Томас Блэкберн, Розарио Курлетти и Дженис Тимбрук. 1977. Глаз флейты: традиционная история и ритуал чумаша, рассказанная Фернандо Либрадо Кицепавитом Джону П. Харрингтону . Музей естественной истории Санта-Барбары.
  • Хадсон, Д. Трэвис, Дженис Тимбрук и Мелисса Ремпе. 1977. Томол: Водное судно Чумаш, описанное в этнографических записках Джона П. Харрингтона . Антропологические статьи № 9 под редакцией Лоуэлла Дж. Бина и Томаса К. Блэкберна. Сокорро, Нью-Мексико: Ballena Press.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4fce4712530f811d650bd1801366ef80__1717928400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4f/80/4fce4712530f811d650bd1801366ef80.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chumash people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)