Чумаш люди
Общая численность населения | |
---|---|
2,000 [1] –5,000 [2] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Языки | |
Английский • Испанский • ранее чумашанские языки | |
Религия | |
Традиционная племенная религия, христианство | |
Родственные этнические группы | |
Барбареньо , Вентуреньо , Инесеньо , Пурисименьо , Обиспеньо [3] |
Чумаши — коренные американцы, населяющие центральные и южные прибрежные районы Калифорнии , в некоторых частях округов Керн , Сан-Луис-Обиспо , Санта-Барбара , Вентура и Лос-Анджелес , простирающиеся от залива Морро на севере до Малибу на юге. до горы Пинос на востоке. Их территория включает три Нормандских острова : Санта-Крус , Санта-Роза и Сан-Мигель ; меньший остров Анакапа , вероятно, был заселен сезонно из-за отсутствия постоянного источника воды. [2] [4]
Современные топонимы чумашского происхождения включают Малибу , Нипомо , Ломпок , Охай , Писмо-Бич , Пойнт-Мугу , Порт-Уэнеме , Пиру , Озеро Кастаик , Сатикой , Сими-Вэлли и Сомис . Археологические исследования показывают, что народ чумаш имеет глубокие корни в районе пролива Санта-Барбара и тысячелетиями жил вдоль южного побережья Калифорнии.
История
[ редактировать ]До контакта с Европой (до 1542 г.)
[ редактировать ]Коренные народы жили вдоль побережья Калифорнии не менее 11 000 лет. [6] Стоянки горизонта Миллингстоун датируются периодом с 7000 по 4500 год до нашей эры и свидетельствуют о системе существования, ориентированной на обработку семян метатами и маносом . [7]
В то время люди использовали двусторонние костные предметы и леску для ловли рыбы и начали делать бусы из раковин морской оливковой улитки ( Callianax biplicata ). [8] Имя Чумаш означает «изготовитель бус» или «люди из морских ракушек», поскольку они возникли недалеко от побережья Санта-Барбары. Племена чумаш вблизи побережья получили наибольшую выгоду благодаря «тесному соседству разнообразных морских и наземных сред обитания, интенсивному апвеллингу в прибрежных водах и преднамеренному сжиганию ландшафта, что сделало регион пролива Санта-Барбара одним из самых богатых ресурсами мест на планете». ." [9]
Хотя засухи не были редкостью в веках первого тысячелетия нашей эры, с наступлением средневекового теплого периода произошел демографический взрыв . «Морская продуктивность резко возросла между 950 и 1300 годами, поскольку у побережья усилился естественный апвеллинг». [10] До начала миссии чумаши жили в более чем 150 независимых деревнях, говоря на разных вариантах одного и того же языка. Большая часть их культуры состояла из плетения плетений, производства и торговли бусами, кухни из местных морских ушек и моллюсков, травничества , которое заключалось в использовании местных трав для производства чая и медицинских препаратов, наскального искусства и дерева скорпиона. [11]
Дерево скорпиона имело большое значение для чумаш, как показано на его арборглифе : резном изображении шестиногого существа с головным убором, включающим корону и две сферы. Шаманы участвовали в резьбе, которая использовалась при наблюдениях за звездами и в части календаря Чумаш. [9] Чумаши жили между горами Санта-Инез и побережьями Калифорнии, где можно было найти множество ресурсов. Племя жило в трех средах: внутри страны, на побережье и на Северных Нормандских островах . [12]
Внутренняя часть состоит из земли за пределами побережья и охватывает широкие равнины, реки и горы. Побережье охватывает скалы, землю вблизи океана и районы океана, из которых собирал урожай чумаш. Северные Нормандские острова лежат у побережья территории Чумаш. На всей прибрежной территории Калифорнии средиземноморский климат из-за приходящих океанских ветров. [13]
Умеренная температура, за исключением зимы, облегчила сбор; в холодные месяцы чумаши собирали все, что могли, и дополняли свой рацион запасенными продуктами. То, что жители собирали и чем торговали в течение сезона, менялось в зависимости от того, где они проживали. [14] Благодаря побережьям, населенным множеством видов рыб, и землей, густо покрытой деревьями и животными, чумаши имели разнообразную пищу.
Обильные ресурсы и зима, редко достаточно суровая, чтобы вызывать беспокойство, означали, что племя вело оседлый образ жизни в дополнение к натуральному существованию. В деревнях в трех вышеупомянутых районах были обнаружены останки морских млекопитающих, что указывает на существование торговых сетей для перемещения материалов по всей территории Чумаша. [15] [16] Чумаши были связаны с обширными торговыми сетями, доходящими до современной Аризоны, где керамика и текстиль продавались в обмен на бусины из ракушек. [17] Появлению этой торговой сети на территории Чумаша способствовало существование трех отдельных экологических групп Чумаша, включая островной, прибрежный и материковый Чумаш. Доступ к различным ресурсам для этих разных групп сделал торговлю между чумашами значительной частью жизни. Деревни вдоль материкового побережья стали посредниками между группами. [18]
Чем ближе деревня находилась к океану, тем больше она зависела от морских ресурсов. [19] [20] Благодаря усовершенствованной конструкции каноэ жители прибрежных и островных районов могли добывать рыбу и водных млекопитающих издалека. Моллюски были хорошим источником питания: их относительно легко найти, и они в изобилии. Многие из любимых сортов росли в приливных зонах. [21] Моллюски в изобилии росли зимой и ранней весной; их близость к берегу облегчила сбор. Некоторые из потребляемых видов включали мидии, морское ушко и множество моллюсков. Haliotis rufescens (красное морское ушко) собирали вдоль побережья Центральной Калифорнии еще до контакта. [22] Чумаши и другие калифорнийские индейцы также использовали красные раковины морского ушка для изготовления различных рыболовных крючков, бус, украшений и других артефактов.
Океанские животные, такие как выдры и тюлени, считались основной пищей прибрежных племен, но недавние данные показывают, что вышеупомянутые торговые сети обменивали океанических животных на наземную пищу из внутренних районов. Любая деревня могла добывать рыбу, но прибрежные и островные общины специализировались на ловле не только мелкой рыбы, но и крупных уловов, таких как рыба-меч. [23] Этот подвиг, трудный даже для сегодняшних технологий, стал возможен благодаря каноэ из томола . Его конструкция позволяла ловить глубоководную рыбу и облегчала торговые пути между деревнями. [23]
Чумаш могли посетить Некоторые исследователи полагают, что полинезийцы между 400 и 800 годами нашей эры, почти за 1000 лет до того, как Христофор Колумб достиг Америки . [24] Усовершенствованная конструкция каноэ чумаш из сшитых досок, используемая на Полинезийских островах, но неизвестная в Северной Америке, за исключением этих двух племен, приводится в качестве главного доказательства контакта. Сравнительная лингвистика может предоставить доказательства того, что слово чумаш, обозначающее «каноэ из сшитых досок», tomolo'o , возможно, произошло от kumula'au , полинезийского слова, обозначающего бревна красного дерева , использованные в этой конструкции. Однако сравнение языков обычно считается предварительным. Более того, развитие дощатого каноэ Чумаш довольно хорошо отражено в археологических данных и охватывает несколько столетий. [25] [26] Эта концепция отвергается большинством археологов, работающих с чумашской культурой, и нет никаких доказательств генетического наследия. [27]
До контакта с европейцами прибрежный Чумаш меньше полагался на наземные ресурсы, чем на морские; наоборот для салона Чумаш. [28] Тем не менее, они потребляли одинаковые земельные ресурсы. Как и многие другие племена, олени были самым важным наземным млекопитающим, которого преследовали чумаши; олени потреблялись в разных количествах во всех регионах, чего нельзя сказать о других наземных животных. Внутренние Чумаши придавали оленям большее значение, поскольку у них были уникальные методы охоты на них.
Они одевались как олени и паслись рядом с животными, пока охотники не оказались в пределах досягаемости, чтобы пустить стрелы. [28] Даже Чумаш вблизи океана преследовал оленей, хотя и в меньшем количестве, а сколько мяса требовалось деревням, они получали от более мелких животных, таких как кролики и птицы. Растительные продукты составляли остальную часть рациона чумаша, особенно желуди, которые были основным продуктом питания, несмотря на работу, необходимую для удаления присущих им токсинов. Их можно было измельчить в пасту, которую можно было легко есть и хранить годами. [29] Прибрежный живой дуб давал лучшие желуди; их каша обычно подавалась без приправ с мясом и/или рыбой. [30]
Испанские контакты и период миссии (1542–1834 гг.)
[ редактировать ]Испанец Хуан Кабрильо был первым европейцем, вступившим в контакт с прибрежными племенами Альта-Калифорнии в 1542 году. [31] Кабрильо умер и был похоронен на острове Сан-Мигель, но его люди привезли дневник, в котором были указаны названия и численность населения многих деревень Чумаш, таких как Микив . С тех пор Испания претендовала на то, что сейчас является Калифорнией, но не возвращалась, чтобы обосноваться до 1769 года, когда прибыли первые испанские солдаты и миссионеры с двойной целью: христианизировать коренных американцев и облегчить испанскую колонизацию. К концу 1770 года миссии и военные президиумы были основаны в Сан-Диего к югу от земель Чумаша и в Монтерее к северу от них. [32]
С приходом европейцев «чумашам и их традиционному образу жизни был нанесен ряд беспрецедентных ударов. Антропологи, историки и другие ученые уже давно интересуются документированием столкновения культур, сопровождавшего европейское исследование и колонизацию Америки». [9] Испания поселилась на территории Чумаша в 1770 году. Они основали колонии, привлекая миссионеров, чтобы начать евангелизацию коренных американцев в регионе, заставляя деревни Чумаш участвовать в многочисленных миссиях, возникающих вдоль побережья.
Люди чумаша переселились из своих деревень во францисканские миссии между 1772 и 1817 годами. Миссия Сан-Луис-Обиспо , основанная в 1772 году, была первой миссией в землях, говорящих на языке чумаш, а также самой северной из пяти миссий, когда-либо построенных на этих землях. Следующей, в 1782 году, была основана миссия Сан-Буэнавентура на тихоокеанском побережье недалеко от устья реки Санта-Клара. Миссия Санта-Барбара, также расположенная на побережье и обращенная к Нормандским островам, была основана в 1786 году.
Миссия Ла Пурисима Консепсьон была основана на внутреннем маршруте от Санта-Барбары на север до Сан-Луис-Обиспо в 1789 году. Последней францисканской миссией, построенной на родной территории Чумаша, была Санта-Инез, основанная в 1804 году на реке Санта-Инез с исходным населением чумаша. люди из миссий Ла Пурисима и Санта-Барбара. На юго-востоке миссия Сан-Фернандо, основанная в 1798 году на земле такиков, говорящих на шошоне, также приняла большое количество носителей чумаша из средней долины реки Санта-Клара. В то время как большая часть народа чумаш присоединилась к той или иной миссии в период с 1772 по 1806 год, значительная часть коренных жителей Нормандских островов не переезжала в материковые миссии до 1816 года. [33]
Радиоуглеродное датирование артефактов на самом северном из Нормандских островов, острове Сан-Клементе, позволяет предположить, что народ чумаш жил без значительных контактов с испанскими поселенцами и миссионерами до 1870-х годов. До этого момента этот остров демонстрирует явное отсутствие испанского влияния на его археологию. Из-за своей удаленности это был, пожалуй, последний район Чумаша, который был колонизирован. [34]
Мексиканская эпоха (1834–1848)
[ редактировать ]Мексика захватила контроль над миссиями в 1834 году. Соплеменники либо бежали во внутренние районы страны, пытались заниматься сельским хозяйством для себя и были изгнаны с земли, либо были порабощены новыми администраторами. Многие нашли весьма эксплуататорскую работу на крупных мексиканских ранчо. После 1849 года большая часть земель Чумаша была потеряна из-за воровства американцами и сокращения населения из-за насилия и болезней.
Оставшиеся Чумаши начали терять свою целостную идентичность. В 1855 году небольшой участок земли (120 акров) был выделен для чуть более 100 оставшихся индейцев чумаш возле миссии Санта-Инез. Эта земля в конечном итоге стала единственной резервацией Чумаша, хотя отдельные лица и семьи Чумаша также продолжали жить на всей своей бывшей территории в южной Калифорнии. Сегодня группа Санта-Инез живет в Санта-Инезе и его окрестностях. В конце 18 века население Чумаша составляло примерно от 10 000 до 18 000 человек. В 1990 году в резервации Санта-Инез проживало 213 индейцев . [35]
Американская эпоха (1848 – настоящее время)
[ редактировать ]Резервация Чумаш, основанная в 1901 году, занимает площадь 127 акров. Ни один коренной чумаш не говорит на своем родном языке с тех пор, как Мэри Йи, последняя говорящая на языке барбареньо, умерла в 1965 году. Сегодня население чумаша, по оценкам, насчитывает 5000 членов. Многие нынешние члены могут проследить своих предков до пяти островов Национального парка Нормандских островов .
Начиная с 1970-х годов возникли нео-чумаши, почти полностью проследившие свое происхождение от потомков испанских колонистов до владений первоначального народа чумаш. Они продвигают традиции чумаша и пользуются признанием на местном уровне. Их культурные предположения подвергаются критике со стороны некоторых, но поддерживаются другими. [36]
Первый современный томол был построен и запущен в 1976 году в результате совместного предприятия Quabajai Chumash из прибрежной группы народа чумаш и Музея естественной истории Санта-Барбары . Его имя — Хелек/Кселекс , что на чумашском языке означает сокол. Братство Томола было возрождено, и его команда совершила 10-дневное плавание вокруг Нормандских островов Санта-Барбары , остановившись на трех островах. Второй томол , Elye'wun (« рыба-меч »), был спущен на воду в 1997 году.
9 сентября 2001 года первый «переход» через томол Чумаш с материка на Нормандские острова спонсировался Морской ассоциацией Чумаша и Советом Барбареньо Чумаша. Несколько групп чумаш и их потомки собрались на острове Лимув (название Чумаша острова Санта-Крус), чтобы стать свидетелями того, как Элие'вун переправляется с материка на остров Санта-Крус.
Их путешествие было задокументировано в короткометражном фильме «Возвращение в Лимув», снятом Ocean Channel для Морской ассоциации Чумаша, Национального морского заповедника Нормандских островов и Морского музея Санта-Барбары. Переходы через канал стали ежегодным мероприятием, проводимым Советом Барбареньо Чумаш. Группа Санта-Инез из Чумаша - это признанное на федеральном уровне племя Чумаш. У них есть резервация Санта-Инез, расположенная в округе Санта-Барбара , недалеко от Санта-Инез. Люди чумаш также входят в состав индейского племени Теджон в Калифорнии .
Помимо оркестра Санта-Инез, прибрежный оркестр народа чумаш и оркестр индейцев-миссионеров Барбареньо/Вентуреньо пытаются получить федеральное признание. Другие племенные группы чумаш включают Совет племени Северный Чумаш, потомки из района Сан-Луис-Обиспо, и Совет Барбареньо Чумаш, потомки из большей части Санта-Барбары. Публикация первого словаря Чумаша состоялась в апреле 2008 года. Самало-английский словарь объемом шестьсот страниц и 4000 статей включает более 2000 иллюстраций. [37] В документальном фильме « 6 поколений: история семьи чумаш» рассказывается о Мэри Йи , последней говорящей на языке барбареньо чумаш . [38]
Производить инициативу
[ редактировать ]В декабре 2010 года Foodbank округа Санта-Барбара получил грант в размере 10 000 долларов от Фонда индейцев Чумаша группы Санта-Инез для поддержки расширения Produce Initiative. «Производственная инициатива» уделяет особое внимание поставкам фруктов и овощей 264 местным некоммерческим организациям и продовольственным программам. Продовольственный банк бесплатно раздает продукты агентствам-членам, чтобы поощрять здоровое питание. Расширение доступности продуктов для детей важно для продовольственного банка, и недавно действующая программа «Детский фермерский рынок», являющаяся продолжением «Производственной инициативы», достигает этой цели.
Программа обучает волонтеров обучать детей во внеклассных программах обучению правильному питанию и практическим инструкциям по приготовлению пищи. В настоящее время эта программа действует на 12 объектах по всему округу, в том числе в долине Санта-Инез. После того, как дети приготовят и съедят полезную еду, они смогут забрать домой сумку, полную свежих продуктов, где они смогут помочь накормить и приготовить еду для всей семьи. [39] Ожирение у детей является серьезной проблемой здравоохранения, распространенной среди коренных американцев. [40]
В целях содействия устойчивому сельскому хозяйству и здоровому питанию группа Санта-Инез из Управления окружающей среды Чумаша и послешкольной программы Департамента образования посадила общественный сад, который, начиная с 2013 года, обеспечивал Совет старейшин овощами. [41] Программа спасения фруктов и овощей в долине Санта-Инез, также известная как Спасение овощей, — это еще одна попытка улучшить снабжение продовольствием жителей Санта-Инез. [42]
Мировоззрения и космология
[ редактировать ]Чумаша Мировоззрение основано на вере, «которая считает все вещи в той или иной степени живыми, разумными, опасными и священными». [ нужна ссылка ] Согласно Томасу Блэкберну в книге «Декабрьское дитя: книга устных повествований чумаша», опубликованной в 1980 году, у чумашов нет истории создания, как у Тонгва , Ачахемена , Кечнахуихома и других такик -говорящих народов. Скорее, как резюмировала Сьюзен Сантри, «они предполагают, что Вселенная с ее тремя, а в некоторых версиях пятью слоями, всегда существовала здесь. [ нужна ссылка ]
Люди занимают Средний регион, который покоится на двух гигантских змеях. Хронологическое время не имеет значения, хотя прошлое разделено на две части: вселенский потоп, который заставил Первых Людей стать естественным миром, а затем создание людей, прибытие европейцев и последовавшие за этим разрушительные последствия». [43]
Средний регион (иногда называемый « антап »), где живут люди и духи этого мира и куда шаманы могли путешествовать в поисках видений , соединен с нижним миром ( Койинасуп ) через источники и болотистые местности и связан с верхний мир через горы. В нижнем мире обитают змеи, лягушки, саламандры. Мир дрожит или происходят землетрясения, когда змеи, поддерживающие мир, корчатся. [ нужна ссылка ]
Водные существа также находятся в контакте с силами нижнего мира и «часто изображались в наскальных рисунках, возможно, для того, чтобы принести больше воды Чумашу или умиротворить духов подземного мира во времена голода или болезней». Итиашап — дом Первых Людей. Алапай — верхний мир в космологии Чумаша , где жили «небесные люди», играющие важную роль в здоровье людей. К основным фигурам небесного мира относятся Солнце, Луна, Ящерица, Небесный Койот и Орел. Солнце является источником жизни, а также «источником болезней и смерти». [44] Небесный Койот, также известный как Великий Койот Неба или Шнилемун, считается защитником и, согласно преданию Инсеньо Чумаша, «заботится о благополучии всех в мире, находящемся под ним». [45] [46] Во время сотворения человечества Небесный Койот присутствовал среди других важных космологических фигур. [46] Согласно Джону М. Андерсону в его работе «Демонология Чумаша» , Орел, также известный как Медленный , представляет правителя Полярной звезды. [47] Орел также является силой, которая поддерживает импульс и порядок среди других звезд, чтобы они не упали на Землю и не разрушили ее. [46]
Космология и астрономия
[ редактировать ]Космология Чумаша также сосредоточена на астрономии. Считается, что наскальные рисунки и арборглифы, найденные на стоянках Чумаша, изображали Полярную звезду (Полярную звезду) и Большую Медведицу (Большую Медведицу). Специалисты Рекс Сен-Онж, Джон Р. Джонсон и Джозеф Р. Талаугон в своей статье « Археоастрономические последствия арборглифа Северного Чумаша» утверждают , что эти два астрологических объекта имели первостепенное значение для системы верований Чумаша, а также для их восприятия времени. Считается, что чумаши использовали эти созвездия, чтобы определить, какое сейчас время года, в зависимости от положения Большой Медведицы вокруг Полярной звезды. [46]
Чумашские группы
[ редактировать ]Одна группа чумаш, группа Санта-Инез индейцев миссии Чумаш из резервации Санта-Инез, является признанным на федеральном уровне племенем , а другие люди чумаша зачислены в признанное на федеральном уровне индейское племя Теджон . Есть 14 групп индейцев чумаш. [48]
- Барбареньо Чумаш, связанный с миссиями Тайнаяан и резервациями Кашва.
- Прибрежная группа народа чумаш, их историческая территория, к северу от Лос-Анджелеса, включает части прибрежных округов Санта-Барбара, Сан-Луис-Обиспо, Керн и Вентура. Прибрежная группа народа чумаш подала заявку на признание в 1981 году. [49]
- Куяма Чумаш из долины Куяма .
- Остров Чумаш, часть Нормандских островов .
- Кагисмувас Чумаш, из самого юго-западного региона исконной земли Чумаш. Их исторические земли теперь являются частью базы космических сил Ванденберг .
- Лос-Анджелес Чумаш, образованный в результате переезда членов исторических групп Малибу, Теджон и Вентура в 19 веке.
- Малибу Чумаш, с побережья Малибу. Потомков этой группы теперь можно найти среди групп Вентуры, Прибрежного, Теххона и долины Сан-Фернандо.
- Монтерей Чумаш, с полуострова Монтерей .
- Самала, или Санта-Инез Чумаш . Жители Санта-Инез-Чумаша в 2012 году обратились в федеральный суд с требованием вернуть себе больше земли. Бюро по делам индейцев одобрило запрос; земля должна была отойти под жилищное строительство племени и музей и культурный центр Чумаша. Протестующие и антиплеменные группы потратили около 2 миллионов долларов, чтобы сорвать или остановить приобретение земли. [50]
- Сан-Фернандо-Вэлли Чумаш, одиннадцать работников миссии Сан-Фернандо, король Испании. [ нужна ссылка ] Они вступили в брак с другими племенами, которые также работали в миссии.
- Як Титю Титью Як Тилхини Северный Чумаш, родина от прибрежного пляжа Авила до залива Морро . Это самый северо-западный народ чумаш, проживающий в округе Сан-Луис-Обиспо.
- Текуя Чумаш, большая часть этой группы племени Чумаш, вероятно, были Кагисмува. Эта группа была создана как антиколониальная группа, которая поселилась в каньоне Текуя вместе с Теджон Чумаш.
- Теджон Чумаш , член Совета Чумаш округа Керн. Tejon по-испански означает «барсук», и его название было дано Tejon Rancheria.
- Вентура Чумаш живет в традиционных владениях Чумаш клана Совы.
Население
[ редактировать ]Оценки численности населения большинства коренных групп Калифорнии до контакта существенно различались. Антрополог Альфред Л. Кребер считал, что в 1770 году население Чумаша могло составлять около 10 000 человек. [51] Алан К. Браун пришел к выводу, что население составляло около 15 000 человек. [52] Шерберн Ф. Кук в разное время оценивал численность аборигенов чумаш в 8000, 13650, 20400 или 18500 человек. [53]
Некоторые ученые [54] предположили, что популяция чумаша, возможно, существенно сократилась в «протоисторический» период (1542–1769 гг.), когда периодические контакты с экипажами испанских кораблей, в том числе с экипажами экспедиции Хуана Родригеса Кабрильо, которые зимовали в проливе Санта-Барбара в 1542 г. н. э. 43, принес болезни и смерть.
Чумаши, похоже, процветали в конце 18 века, когда испанцы впервые начали активную колонизацию побережья Калифорнии. Независимо от того, начались ли смерти раньше, в результате контактов с экипажами кораблей, или позже, во время строительства нескольких испанских миссий в Вентуре, Санта-Барбаре, Ломпоке, Санта-Инесе и Сан-Луис-Обиспо, чумаши в конечном итоге были опустошены Калифорнийским геноцидом, осуществленным, когда США захватили эту территорию. К 1900 году их число сократилось до 200, тогда как текущие оценки численности народа чумаш сегодня колеблются от 2000. [1] до 5000. [2]
Демография традиционного общества чумаш довольно сложна. Один аспект, представляющий интерес, - это пол аки чумашей. «Аки был третьим полом чумаша, определяемым биологическими мужчинами, которые выполняли работу и носили традиционную женскую одежду. Пол аки, по-видимому, также тесно связан с непродуктивной сексуальной активностью, такой как гомосексуальность. [55] Археологические исследования практики захоронения предоставили доказательства этого. [56]
Языки
[ редактировать ]под названием « чумаш » (от čʰumaš /t͡ʃʰumaʃ/ На нескольких родственных языках говорили , что означает «житель острова Санта-Крус»). Носителей языка не осталось, хотя диалекты хорошо документированы в неопубликованных полевых заметках лингвиста Джона Пибоди Харрингтона . Особенно хорошо документированы языки Barbareño , Ineseño , Ventureño и Obispeño внутри языковой семьи чумашан, которая является изолированным языком. В 2010 году языковая школа Шмувич Чумаш была открыта в деревне Чумаш в Виштойо и продолжала действовать до 2012 года. Программой восстановления языка в 2010 году первоначально руководили старейшина Джонни Морено и его племянница Дебора Санчес. Языковые классы были возобновлены в 2014 году в Центре здравоохранения и услуг американских индейцев в Санта-Барбаре и в Санта-Пауле в 2016 году. Санчес был единственным инструктором. [57] Затем, когда началась пандемия COVID, занятия перешли в онлайн-режим. Традиционное название Инесеньо - самала / sʔamala / , а чумашское название народа Барбареньо - Шмувич.
Культура
[ редактировать ]Чумаши были охотниками-собирателями и умели ловить рыбу во времена испанской колонизации. Они являются одним из относительно немногих народов Нового Света , которые регулярно плавали по океану (еще одним было Тонгва , соседнее племя на юге). В некоторых поселениях строились дощатые лодки ( томол ), которые облегчали распределение товаров и могли использоваться для китобойного промысла.
Баскетбольные изделия
[ редактировать ]Антропологи уже давно собирают корзины чумаша. Две из крупнейших коллекций находятся в Смитсоновском институте в Вашингтоне, округ Колумбия , и Музее человека (Музее человечества) в Париже . чумаша . Считается, что в Музее естественной истории Санта-Барбары хранится самая большая коллекция корзин
Производство и торговля бисером
[ редактировать ]Чумаши с Северных Нормандских островов находились в центре интенсивной региональной торговой сети. Бусы, сделанные из раковин Каллианакса , производились на Нормандских островах и использовались чумашами в качестве валюты. [58] Бусы из ракушек были не просто формой валюты, они также играли жизненно важную роль в социальной системе Чумаша. Обмен бусами помог людям построить социальные сети и накопить богатство за пределами продовольственных ресурсов. Это позволило народу чумаш свести к минимуму риск нехватки продовольствия в своем племени и получить возможность опираться на прочные бусы и своих существующих друзей в других общинах. Вожди и члены элиты чумаша отвечали за перераспределение бус из ракушек, предметов первой необходимости и других предметов. [59]
Эти бусины из ракушек были проданы соседним группам и были найдены по всей Альта-Калифорнии. Некоторые предметы, которыми чумаши продавались с острова материковым племенам чумаш, включали бусы из ракушек, гири для копания (каменные кольца), [60] и стеатит Лолас (каменная чаша), происходящий в основном с острова Санта-Каталина. Взамен материковые племена экспортировали на остров семена, желуди, луки и стрелы, мех, кожу, корни и корзины. Также велась торговля с материка и внутренних районов, предметы которой состояли из рыбы и бус. Жители внутренних районов торговали с побережьем рыбой, дичью, семенами, фруктами и шалями из лисьей шкуры. Фернандо Либрадо (Старейшина Чумаша) упоминает, что все торговые операции совершались на материке из-за его местоположения, поскольку он находился между островом и внутренними районами. [61]
В течение поздней доисторической эпохи миллионы бус из ракушек производились и продавались на острове Санта-Крус. Было высказано предположение, что исключительный контроль над каменоломнями, используемыми для производства сверл, необходимых для производства бус, мог сыграть роль в развитии социальной сложности в обществе чумаш. [58]
Промышленность по изготовлению бус включала две отдельные специализации: производство инструментов, используемых для изготовления бус, и фактическое производство самих бус. [62] Центральное место в этой отрасли занимал кремень — твердая мелкозернистая осадочная порода. Чумаши превращали небольшие чешуйки кремня в микролезвия , которые были необходимы для производства бус. Эти микролезвия затем использовались для создания сверл — инструментов, необходимых для проделывания отверстий в раковинах и превращения их в бусины. Таким образом, кремнистые микролитические орудия играли решающую роль в процессе изготовления бус. [63]
Региональное разнообразие, присутствующее на территории Чумаша, породило сложную торговую систему, соединяющую островные, прибрежные и материковые группы. Деревни Хаксас и Муву стали важнейшими торговыми центрами для народа чумаш. Их расположение относительно прибрежных и материковых торговых путей и ресурсов сделало эти деревни особенно влиятельными в торговой экосистеме Чумаша. [64]
Кухня, способы питания и средства существования
[ редактировать ]Продукты, исторически потребляемые чумашами, включают несколько морских видов, таких как черное ушко , тихоокеанский моллюск , красное ушко , изогнутый моллюск , устрицы ostrea lurida , угловатые улитки-единороги , [65] и мускатный моллюск . [66] Желуди, важный растительный продукт, измельчали и готовили суп. [67] также делали муку Из сушеных плодов лаврового сумаха . [68] Высоко ценимые морепродукты, такие как рыба-меч, ловились с помощью дощатых каноэ и, вероятно, делились вождями во время общественных пиршеств. [69]
Праздники — это ритуальная деятельность, состоящая в совместном потреблении большого количества еды и напитков вместе с танцами, музыкой и пением. Они сыграли большую роль в политических и социальных отношениях народа Чумаш. Пиры готовились в течение многих дней, в основном женщинами, и совпадали с такими важными событиями, как рождение ребенка, свадьба и дни рождения вождей. Есть сведения о праздниках, устраивавшихся для европейских экспедиций, проходивших через территории Чумаша. [70]
Во времена испанского колониализма некоторые рационы народа чумаш, живущего на миссионерских объектах, изменились и стали включать европейские растения и животных. Были обнаружены доказательства того, что в 19 веке потреблялось больше овец и крупного рогатого скота. Традиционные методы охоты и рыболовства все еще сохранялись наряду с добавлением европейского домашнего скота. [71]
Есть основания полагать, что морская и рыболовная экономика на Нормандских островах существует уже по крайней мере 12 000 лет. Это можно увидеть по различным типам рыболовных снарядов, а также по останкам животных, таких как тюлени, моллюски и рыбы, найденным археологами и исследователями на разных участках островов. Прибрежные жители Калифорнии в течение очень долгого времени придерживались различных способов питания. [72]
Травничество
[ редактировать ]Травы, используемые в традиционной медицине чумаша, включают толстолистную йербу санта , которая используется для поддержания дыхательных путей открытыми для правильного дыхания; [73] лавровый сумах , кора корня которого использовалась для приготовления травяного чая для лечения дизентерии ; [68] и черного шалфея , листья и стебли превращались в крепкий солнечный чай . Им натирали болезненную область или использовали для промачивания ног. Растение содержит дитерпеноиды , такие как этиопинон и урсоловая кислота , которые являются известными болеутоляющими средствами. [74]
Чумаши раньше практиковали обряд инициации, включающий использование священного дурмана ( момой на их языке). Когда мальчику было 8 лет, мать давала ему выпить напиток. Предполагалось, что это будет духовный вызов, который поможет ему развить духовное благополучие, необходимое для того, чтобы стать мужчиной. Не все мальчики пережили яд. [75]
Наскальное искусство
[ редактировать ]Остатки развитой культуры Чумаш, в том числе наскальные рисунки, очевидно изображающие космологию Чумаша, такие как Государственный исторический парк «Раскрашенная пещера Чумаша» , все еще можно увидеть.
Дерево скорпиона
[ редактировать ]Считается, что на многовековом дубе в Калифорнии есть арборглиф Чумаш — резное изображение шестиногого существа с головным убором, включающим корону и две сферы. Ранее считалось, что его вырезали ковбои, но в 2007 году его посетил палеонтолог Рекс Сент-Онж, который определил, что трехфутовая резьба имеет происхождение чумаша и связана с другими наскальными рисунками чумаша в Калифорнии. Дальнейшие исследования привели Святого Онге к мысли, что это работа не просто Чумаша, а шаманов Чумаша , которые сознательно наблюдали за звездами и использовали эти резные изображения для калибровки календаря Чумаша. [76]
Известные люди
[ редактировать ]Это список известных людей Чумаша:
- Лорна Ди Сервантес (1954 г.р.), отмеченная наградами феминистка, активистка, поэтесса и чиканка чумашского происхождения. [77] [78]
- Дебора А. Миранда (1961 г.р.), писательница и поэтесса Чумаш- Эсселена - французского происхождения [79] [80]
- Джон Ольгин (1921–2011), бывший директор морского аквариума Кабрильо , основатель Cabrillo Whalewatch и член-основатель Американского общества китообразных. [81] [82]
- Рафаэль Соларес (1822–1890), вождь Самалы, капитан Сокстоноксму, столицы деревни в долине Санта-Инез, который делился культурными знаниями с антропологами в 1800-х годах. [83] [84] [85]
- Фернандо Либрадо (1839–1915), старейшина , мастер- строитель томола , специалист по ремеслу, философ и рассказчик. [86]
- Мэри Джоахина Йи (1897–1965), лингвист и последний известный носитель языка барбареньо. [87] [88]
- Эрнестина Игнасио-Де Сото , активистка и историк Чумаша, работающая над возрождением языка барбареньо. [89]
- Сему Хуауте (1908–2004), знахарь, актер и предполагаемый последний чистокровный Чумаш. [90] [91]
- Розарио Купер (7 октября 1845 - 15 июня 1917), последний известный свободный носитель языка тилини, который поделился культурной и лингвистической информацией с лингвистом и этнографом Джоном П. Харрингтоном. [92]
- Петра Пико (ок. 29 апреля 1834 г. - 7 сентября 1902 г.), опытная ткачиха корзин и бывший номинальный глава общины Вентуреньо Чумаш . [93]
Значимые места
[ редактировать ]Места значительной археологической и исторической ценности. [94]
- Археологический музей Альбингера в Вентуре - артефакты и история Чумаша
- Раскрашенная пещера Берро-Флэтс в Сими-Вэлли - пиктограммы Чумаша
- Государственный пляж Карпинтерия в Карпинтерии - наскальные рисунки, изображающие жизнь Чумаша.
- Музей истории долины Карпинтерия и историческое общество в Карпинтерии - артефакты и история Чумаша
- Индийский музей Чумаша в Таузенд-Оукс - выставки артефактов и воссоздание домов Чумаша.
- Государственный исторический парк «Пещера Чумаша» в Санта-Барбаре – наскальные рисунки
- Музей Adobe Холлистера в Сан-Луис-Обиспо - артефакты и экспонаты Чумаша
- Ивихинму (гора Пинос) – место культурного значения Чумаша.
- Государственный исторический парк миссии Ла-Пурисима в Ломпоке – проявления миссионерской жизни в реконструированных зданиях
- Музей Ломпок в Ломпок - артефакты и история Чумаша
- Музей естественной истории округа Лос-Анджелес в Лос-Анджелесе - антропология и экскурсии по естественной истории Чумаша.
- Музей Миссии Сан-Луис-Обиспо – артефакты и экспонаты Чумаша
- Музей естественной истории Морро Бэй - презентации доцентов и выставки Чумаша.
- Музей округа Вентура - экспонаты по истории Чумаша.
- Музей и историческое общество долины Охай в Охай. История внутреннего Чумаша.
- Расписная скала , заповедник природного наследия Карризо-Плейн в округе Сан-Луис-Обиспо – наскальные рисунки
- Музей исторического общества Порт-Уэнеме в Порт-Уэнеме - выставка носителей чумаша (серия выдающихся ораторов), посвященная истории и артефактам чумаша
- Музей миссии Сан-Буэнавентура в Вентуре - экспонаты по истории Чумаша.
- Исторический музей округа Сан-Луис-Обиспо – артефакты и экспонаты Чумаша.
- Историческое общество Санта-Барбары в Санта-Барбаре. Экскурсии.
- Миссия Санта-Барбары в Санта-Барбаре. Местная история Чумаша и экскурсии.
- Архив-библиотека миссии Санта-Барбары. Записи всех индейцев миссии Калифорнии. < https://web.archive.org/web/20191127055954/https://www.sbmal.org/ >
- Музей естественной истории Санта-Барбары - экспонаты, посвященные индейцам чумаш и естественной истории коренных американцев.
- Президио Санта-Барбары – исторические экспонаты
- Остров Санта-Крус – наскальные рисунки в пещере Олсена: [95] собрано более 300 000 предметов чумаша На Нормандских островах . [96] в котором проживало 10 сел и более 1200 жителей Чумаша. [97]
- Исторический музей округа Сан-Луис-Обиспо – артефакты и экспонаты Чумаша
- Миссия Санта-Инес в Солванге - место первой испанской миссии.
- Музей исторического общества долины Санта-Мария - артефакты и экспонаты Чумаша
- Остров Санта-Роза – наскальные рисунки в пещере Джонс. Были найдены тысячи артефактов острова, населенного чумашами уже более 13 000 лет. [98]
- Индейская резервация Санта-Инез (Самала) - единственная резервация индейцев чумаш. [99]
- Сатвива - древняя деревня Чумаш, а теперь музей в Ньюбери-парке, Калифорния.
- Юго-западный музей в Хайленд-парке
- Луг Шалава – бывший чумашский могильник.
- Тошололо (гора Фрейзер) – место культурного значения Чумаша.
См. также
[ редактировать ]- Расписная пещера Burro Flats
- Государственный исторический парк «Раскрашенная пещера Чумаша», Калифорния
- Традиционные повествования Чумаша
- Полинезийская навигация
- Доколумбовый трансокеанский контакт
- Шалава-Медоу, Калифорния
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Калифорнийские индейцы и их резервации: П.». Доступ к библиотеке и информации SDSU. Архивировано из оригинала 10 января 2010 года . Проверено 17 июля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с «Коренные жители» . Служба национальных парков. Архивировано из оригинала 22 мая 2007 года.
- ^ Притцкер, 121
- ^ «Индейцы чумаш на Нормандских островах» . Фонд Sea•thos. Архивировано из оригинала 11 сентября 2014 года . Проверено 9 сентября 2014 г.
- ^ Эпплтон, Билл (2009). Санта Сусана . Маунт-Плезант, Южная Каролина: Издательство Arcadia. ISBN 978-1-4396-3820-0 . п. 11.
- ^ Дартт-Ньютон, Дина и Эрландсон, Джон (лето/осень 2006 г.). «Маленький выбор для чумашей: колониализм, скот и принуждение в период миссии в Калифорнии». Ежеквартальный журнал американских индейцев , Vol. 30, № 3 и 4, 416
- ^ Глассов и др. 2007: 192–196.
- ^ Кинг 1990: 80–82, 106–107, 231.
- ^ Jump up to: а б с (Ньютон 416).
- ^ Фэган, «Долгое лето» , 2004, с. 222
- ^ Барри.
- ^ Азартная игра 21.
- ^ Тимбрук 164.
- ^ Азартная игра 228.
- ^ Кумбс и Плог 313.
- ^ Фовель, Микаэль. и Перри, Дженнифер. (2023) Сложность рыбаков-охотников-собирателей на островах Калифорнии: пиршества, церемониализм и ритуальная экономика. В археологии сложности рыбаков-охотников-собирателей в Северной Америке. Кристина Перри Сэмпсон, изд. Стр. 194-224. Университетское издательство Флориды, Гейнсвилл.
- ^ Смит, Эрин М. и Фовель, Микаэль (2015) Региональные взаимодействия между Калифорнией и Юго-Западом: западный край континентальной системы Северной Америки. Американский антрополог 17(4):710-721 https://doi.org/10.1111/aman.12346
- ^ Перри, Дженнифер; Делани-Ривера, Коллин (апрель 2011 г.). «Взаимодействия и интерьеры Прибрежного Чумаша» . Калифорнийская археология . 3 (1): 103–126. дои : 10.1179/cal.2011.3.1.103 . ISSN 1947-461X .
- ^ Игра 6.
- ^ Фовель, Микаэль и Сомервилль, Эндрю Д. (2021) Пространственные и временные изменения в диетах рыбаков-охотников-собирателей в Южной Калифорнии: байесовское моделирование с использованием новых базовых значений стабильных изотопов. Квантернери Интернэшнл 601 (2021): 36–48. https://doi.org/10.1016/j.quaint.2021.06.025
- ^ Азартная игра 26–28.
- ^ Хоган, CM Лос-Осос Бэк-Бэй. Архивировано 16 августа 2017 г. на Wayback Machine The Megalithic Portal, редактор А. Бернхэм (2008).
- ^ Jump up to: а б (Игра 156).
- ^ Посещали ли древние полинезийцы Калифорнию? Может быть, и так. Архивировано 30 декабря 2007 г. в Wayback Machine , San Francisco Chronicle.
- ^ Арнольд, Жанна Э. 1995.
- ^ Гэмбл, Линн Х. 2002.
- ^ Джонс, Терри Л.; Кэтрин А. Клар (3 июня 2005 г.). «Переосмысленный диффузионизм: лингвистические и археологические свидетельства доисторических полинезийских контактов с Южной Калифорнией» . Американская древность . 70 (3): 457–484. дои : 10.2307/40035309 . JSTOR 40035309 . S2CID 161301055 . Архивировано из оригинала 27 сентября 2006 года . Проверено 6 марта 2008 г. и Адамс, Джеймс Д.; Сесилия Гарсия; Эрик Дж. Лиен (23 января 2008 г.). «Сравнение китайской и американской индейской (чумаш) медицины» . Доказательная дополнительная и альтернативная медицина . 7 (2): 219–225. дои : 10.1093/ecam/nem188 . ПМЦ 2862936 . ПМИД 18955312 . Архивировано из оригинала 14 февраля 2009 года . Проверено 6 марта 2008 г. . См. также домашнюю страницу Терри Джонса . Архивировано 11 мая 2008 г. в Wayback Machine Калифорнийского политехнического государственного университета.
- ^ Jump up to: а б (Игра 164).
- ^ Азартная игра 23.
- ^ Бриттен 5.
- ^ «Испанская Калифорния | Ранняя история Калифорнии: обзор | Статьи и очерки | Калифорния, какой я ее видел: рассказы от первого лица о первых годах Калифорнии, 1849–1900 | Цифровые коллекции | Библиотека Конгресса» . Библиотека Конгресса . Проверено 18 августа 2020 г.
- ^ Браун 1967
- ^ МакЛендон и Джонсон, 1999 г.
- ^ Руби, А., и Уитакер, Арканзас (2019). Отдаленные места как убежище после контакта. Калифорнийская археология , 11 (2), 205–233. https://doi.org/10.1080/1947461X.2019.1655624
- ^ (Притцкер).
- ^ Хейли, Брайан Д.; Уилкоксон, Ларри Р. (сентябрь 2005 г.). «Как испанцы стали чумашами и другие сказки этногенеза». Американский антрополог . 107 (3). Американская антропологическая ассоциация: 432–445. дои : 10.1525/aa.2005.107.3.432 . JSTOR 3567028 .
- ^ Группа индейцев Чумаш из Санта-Инез издает языковой словарь . ( [1] )
- ^ Кеттманн, Мэтт (27 января 2011 г.). «Санта-Барбара на экране» . «Санта-Барбара Индепендент» . Архивировано из оригинала 17 января 2013 года . Проверено 8 мая 2013 г.
- ^ Независимый Санта-Барбара.
- ^ Блэквелл, Эми Хакни (2014). «Детское ожирение» . [ мертвая ссылка ] В «Американской мозаике: опыт американских индейцев» . Проверено 28 февраля 2014 г.
- ^ «Обновление общественного сада Чумаш» . Экологическое управление Санта-Инез-Чумаша . Архивировано из оригинала 18 сентября 2016 года . Проверено 26 августа 2016 г.
- ^ «Спасение овощей» . Архивировано из оригинала 16 августа 2016 года . Проверено 26 августа 2016 г.
- ^ Сантри, Сьюзен (2010). Священные места: Тайная история Южной Калифорнии . Университет Небраски Пресс. п. 276. ИСБН 9780803231986 .
- ^ Брайан Э., Пенпраз (2010). Сила звезд: как небесные наблюдения сформировали цивилизацию . Springer Science & Business Media. стр. 128–130. ISBN 9781441968036 .
- ^ Харрингтон, JP, и Блэкберн, TC (1980). Дитя декабря: Книга устных рассказов чумаша . Издательство Калифорнийского университета.
- ^ Jump up to: а б с д СЕН-ОНЖ, RW, ДЖОНСОН-МЛАДШИЙ и ТАЛАУГОН-МЛАДШИЙ (2009). Археоастрономические значения арборглифа Северного Чумаша. Журнал Калифорнии и антропологии Большого бассейна , 29 (1), 29–58. http://www.jstor.org/stable/27825901
- ^ Андерсон, Дж. М. (2020). Чумаш Демонология (5-е изд.). Издательство AmDes, 21 апреля 2024 г., https://johnandersonlibrary.org/wp-content/uploads/2021/06/Chumash-Demonology-.pdf
- ^ «Индейцы чумаш» (PDF) . Индийские оркестры Чумаш . Племя Чумаш. 19 июня 2014 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Прибрежный оркестр народа чумаш» . Ютуб . Целься в Санта-Барбару. Архивировано из оригинала 10 мая 2018 года . Проверено 3 апреля 2016 г.
- ^ 2012. Индийские земли: изучение решений споров, касающихся индийских племен, органов власти штатов и местных органов власти, а также частных землевладельцев по поводу землепользования и развития. Нп
- ^ А. Л. Кребер, стр.883
- ^ Браун, Алан К. (1967). «Аборигенное население пролива Санта-Барбара». Отчеты археологической службы Калифорнийского университета (69). Калифорнийский университет.
- ^ С.Ф. Кук, 1976
- ^ Эрландсон и др. 2001 г.
- ^ Археология сексуальности . Шмидт, Роберт А., 1953-, Восс, Барбара Л., 1967-. Лондон: Рутледж. 2000. ISBN 978-0-415-22366-9 . OCLC 70746810 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Холлимон, SE 2000: Археология аки: пол и сексуальность в доисторическом обществе чумаш , в «Археологии сексуальности», стр. 179-196.
- ^ «Языковая школа Шмувич Чумаш» . Архивировано из оригинала 14 апреля 2019 года . Проверено 14 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Арнольд 2001 г.
- ^ Гэмбл, Л.Х. (2008). Экономика и обмен: проявления финансирования богатства. В мире чумаша при контакте с Европой: власть, торговля и пиршества среди сложных охотников-собирателей (1-е изд., стр. 223–248). Издательство Калифорнийского университета. http://www.jstor.org/stable/10.1525/j.ctt1ppr4x.11
- ^ Саттон, Элизабет А. (2014). «Откапывание гирь и пончиков: анализ перфорированных камней из региона канала Санта-Барбара» . Журнал Калифорнии и антропологии Большого бассейна . 34 (1): 17–42. ISSN 0191-3557 . JSTOR 45154996 .
- ^ Гэмбл, Линн Х. (2008). Мир Чумаша в контакте с Европой: власть, торговля и пиршества среди сложных охотников-собирателей (1-е изд.). Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-25441-1 . JSTOR 10.1525/j.ctt1ppr4x .
- ^ Гэмбл, Линн Х. (2008). Мир Чумаша в контакте с Европой: власть, торговля и пиршества среди сложных охотников-собирателей (1-е изд.). Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-25441-1 . JSTOR 10.1525/j.ctt1ppr4x .
- ^ Арнольд, Жанна Э. (1990). «Контроль за природными ресурсами и экономические изменения в регионе пролива Санта-Барбара» . Журнал Калифорнии и антропологии Большого бассейна . 12 (2): 158–172. ISSN 0191-3557 . JSTOR 27825420 .
- ^ Перри, Дженнифер; Делани-Ривера, Коллин (апрель 2011 г.). «Взаимодействия и интерьеры Прибрежного Чумаша» . Калифорнийская археология . 3 (1): 103–126. дои : 10.1179/cal.2011.3.1.103 . ISSN 1947-461X .
- ^ Хоган, CM «Лос-Осос Бэк-Бэй» . Мегалитический портал . Архивировано из оригинала 1 мая 2011 года . Проверено 15 июня 2010 г.
- ↑ Приливные морские беспозвоночные Южного Пьюджет-Саунда (2008). Архивировано 16 февраля 2012 года в Wayback Machine .
- ^ «Повседневная жизнь | Музей естественной истории Санта-Барбары» . www.sbnature.org . Проверено 23 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Тимбрук, Январь (1990). «Этноботаника индейцев чумаш, Калифорния, на основе коллекций Джона П. Харрингтона» . Экономическая ботаника . 44 (2): 236–253. дои : 10.1007/BF02860489 . S2CID 25807034 .
- ^ Фовель, Микаэль и Сомервилл, Эндрю Д. (2024)Диета, статус и зарождающееся социальное неравенство: данные по стабильным изотопам из трех комплексных участков рыболовов-охотников-собирателей в южной Калифорнии. Журнал антропологической археологии 73:101554 https://doi.org/10.1016/j.jaa.2023.101554
- ^ Гэмбл, Л. Х. Практика существования и пиршественные обряды: идентичность чумаша после европейской колонизации. Hist Arch 49 , 115–135 (2015). https://doi.org/10.1007/BF03377142
- ^ Браун, Кейтлин М., Брайан Дж. Барбье, Гриффин Фокс, Ицамара Икста, Джина Москеда-Лукас, Брианна Ротелла и Линдси Уиллоуби. «Жизнеобеспечение и экономическая деятельность общины чумаш (Амуву) в миссии La Purísima Concepción». Болетин: Журнал Калифорнийской ассоциации миссионерских исследований 37, вып. 1 (2021): 100–115.
- ↑ Новые археологические данные показывают, что Нормандские острова в Калифорнии были первой морской экономикой Северной Америки . Смитсоновский инсайдер. (без даты). https://insider.si.edu/2011/03/californias-channel-islands-may-have-once-held-north-americas-earliest-seafaring-economy/
- ^ Джеймс Д. Адамс-младший, Сесилия Гарсия (2005). «Паллиативная помощь чумашам» . Доказательная дополнительная и альтернативная медицина . 2 (2): 143–147. дои : 10.1093/ecam/neh090 . ПМК 1142202 . ПМИД 15937554 .
- ^ «Паллиативная помощь чумашам» . Дикие пищевые растения. Архивировано из оригинала (PDF) 6 октября 2007 г. Проверено 14 июля 2007 г.
- ^ Сесилия Гарсия, Джеймс Д. Адамс (2005). Лечение лекарственными растениями Запада – культурная и научная основа их использования . Абедус Пресс. ISBN 978-0-9763091-0-9 .
- ^ Кеттманн, Мэтт (9 февраля 2010 г.). «Резьба по дереву в Калифорнии: древние астрономы?» . Время . Архивировано из оригинала 12 февраля 2010 года . Проверено 11 февраля 2010 г.
- ^ Икас, Карин Роза (2002). «Лорна Ди Сервантес» . Пути чикана: беседы с десятью писателями чикана . Лас-Вегас: Издательство Университета Невады. стр. 27–28 . ISBN 978-0-87417-492-2 . Архивировано из оригинала 15 декабря 2019 года . Проверено 18 декабря 2019 г.
- ^ Мануэль, Брюс (9 мая 2012 г.). «Объявлены номинанты на книжную премию Северной Калифорнии» . Новости Меркурия . Архивировано из оригинала 28 мая 2018 года . Проверено 27 мая 2018 г.
- ^ Мисколта, Донна (4 марта 2013 г.). «Интервью с Деборой Мирандой» . Донна Мисколта . Архивировано из оригинала 28 мая 2018 года . Проверено 27 мая 2018 г.
- ^ «Дебора А. Миранда — профессор английского языка» . Университет Вашингтона и Ли . Архивировано из оригинала 15 августа 2018 года . Проверено 27 мая 2018 г.
- ^ Терсби, Кейт (3 января 2011 г.). «Джон Ольгин умирает в возрасте 89 лет; директор Морского музея Кабрильо в Сан-Педро» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 16 февраля 2018 года . Проверено 27 мая 2018 г.
- ^ Винзель, Артур (23 января 2011 г.). «Салют на песке собрал более 1000 участников Джона Ольгина Ритуса» . Патч Палос Вердес . Архивировано из оригинала 31 января 2013 года . Проверено 27 мая 2018 г.
- ^ Гибсон, Роберт О. Чумаш (индейцы Северной Америки) , Chelsea House Publications, 1990, ISBN 978-1-55546-700-5
- ^ «Изображение / Рафаэль Соларес (1822–1890), глава общины Инесеньо Чумаш в Занджа-де…» Калисфера — Калифорнийский университет . 1878. Архивировано из оригинала 28 мая 2018 года . Проверено 27 мая 2018 г.
- ^ «Изображение / Рафаэль Соларес, житель Санта-Инес-Чумаша, 1878 год. Хейворд и Маззалл, фотографии…» Калисфера — Калифорнийский университет . 1878. Архивировано из оригинала 28 мая 2018 года . Проверено 27 мая 2018 г.
- ^ Джонсон, Джон Р. (1982). «След к Фернандо» . Журнал Калифорнии и антропологии Большого бассейна . 4 : 132–37.
- ^ Позер, Уильям Дж (2004). «О статусе шипучей гармонии Чумаша» (PDF) . Г-жа, Пенсильванский университет, Филадельфия . Архивировано (PDF) из оригинала 22 сентября 2018 г. Проверено 27 мая 2018 г.
- ^ Грант, К. (1978). «Чумаш: Введение». Справочник североамериканских индейцев . 8 : 505–508.
- ^ Кеннеди, Фрэнсис Х. (2008). Места американских индейцев: исторический путеводитель . Компания Хоутон Миффлин. п. 298. ИСБН 978-0-395-63336-6 .
- ^ Миддлкэмп, Дэвид (2 мая 2014 г.). «Поселение коренных американцев недалеко от Санта-Маргариты привлекает пристальное внимание» . СанЛуисОбиспо.com . Архивировано из оригинала 27 февраля 2020 года . Проверено 11 июня 2019 г.
- ^ ФитцРэндольф, Джон (27 января 2016 г.). «Смерть Фрея возвращает воспоминания о концерте 70-х» . СанЛуисОбиспо.com . Архивировано из оригинала 3 марта 2019 года . Проверено 11 июня 2019 г.
- ^ «Як Титю Титю Як Тильхини Северный Чумаш (ЯТТ)» . YTT Северное племя чумаш . Проверено 4 июля 2023 г.
- ^ Бардольф, Дана Н. (1 декабря 2018 г.). « Песня о стойкости»: изучение сообществ, практикующих плетение корзин чумаш в Южной Калифорнии» . Дана Н. Бардольф, доктор философии . Проверено 23 ноября 2023 г.
- ^ Линн МакКолл и Перри Розалинда. 1991. Люди Чумаша: Материалы для учителей и студентов . Музей естественной истории Санта-Барбары. Сан-Луис-Обиспо, Калифорния: EZ Nature Books. ISBN 978-0-945092-23-0 . стр. 72–73.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 16 июня 2015 г. Проверено 6 сентября 2014 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Коллекции - Национальный парк Нормандских островов (Служба национальных парков США)» . www.nps.gov . Архивировано из оригинала 14 октября 2014 года.
- ^ «Остров Санта-Крус - Национальный парк Нормандских островов (Служба национальных парков США)» . www.nps.gov . Архивировано из оригинала 5 августа 2011 года.
- ^ «Остров Санта-Роза — Национальный парк Нормандских островов (Служба национальных парков США)» . Архивировано из оригинала 14 октября 2014 года . Проверено 6 сентября 2014 г.
- ^ «Резервация Санта-Инез» . www.santaynezchumash.org . Архивировано из оригинала 23 июля 2014 года . Проверено 6 сентября 2014 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Арнольд, Жанна Э. (редактор) 2001. Истоки вождества на тихоокеанском побережье: чумаш с Нормандских островов . Солт-Лейк-Сити: Издательство Университета Юты.
- Арнольд, Жанна Э. (1995). «Транспортные инновации и социальные сложности среди морских обществ охотников-собирателей». Американский антрополог . 97 (4): 733–747. дои : 10.1525/aa.1995.97.4.02a00150 .
- Бриттен, А.; Эванс, С.; Жиру, А.; Хаммаргрен, Б.; Трис, Б.; Уиллис, А. (2011). «Борьба с изменением климата на племенных землях: подход, основанный на сообществе (оценка устойчивости и риска)». Коренные общины и изменение климата . 5 :555.
- Браун, Алан К. (1967). «Аборигенное население пролива Санта-Барбара». Отчеты археологических исследований Калифорнийского университета . 69 : 1–99.
- Кук, Шерберн Ф. 1976. Конфликт между калифорнийскими индейцами и белой цивилизацией . Калифорнийский университет Press, Беркли.
- Кук, Шерберн Ф. 1976. Население калифорнийских индейцев, 1769–1970 гг . Калифорнийский университет Press, Беркли.
- Кумбс, Г.; Плог, Ф. (1977). «Обращение индейцев чумаш: экологическая интерпретация». Экология человека . 5 (4): 309–328. дои : 10.1007/bf00889174 . JSTOR 4602423 . S2CID 153680246 .
- Кордеро Р. Предки нам снятся. Новости из родной Калифорнии [сериал онлайн]. Весна 2012 г. 2012 г.;25(3):4–27. Доступно в: Academic Search Premier, Ипсвич, Массачусетс. По состоянию на 22 марта 2014 г.
- Дартт-Ньютон, Д.; Эрландсон, Дж. М. (2006). «Маленький выбор для чумашей: колониализм, скот и принуждение в период миссии в Калифорнии». Ежеквартальный журнал американских индейцев . 30 (3/4): 416–430. дои : 10.1353/aiq.2006.0020 . S2CID 161990367 .
- Эрландсон, Джон М.; Рик, Торбен С.; Кеннетт, Дуглас Дж.; Уокер, Филип Л. (2001). «Даты, демография и болезни: культурные контакты и возможные доказательства эпидемий Старого Света среди острова Чумаш». Ежеквартальный журнал археологического общества Тихоокеанского побережья . 37 (3): 11–26.
- Гэмбл, Линн Х. (2002). «Археологические свидетельства происхождения дощатого каноэ в Северной Америке». Американская древность . 67 (2): 301–315. дои : 10.2307/2694568 . JSTOR 2694568 . S2CID 163616908 .
- Электронная книга Gamble, LH и Enki Library. (2008). Мир чумаша при европейском контакте (1-е изд.). Мы: Издательство Калифорнийского университета. Получено с http://sjpl.enkilibrary.org/EcontentRecord/11197.
- Глассоу, Майкл А., Линн Х. Гэмбл, Дженнифер Э. Перри и Гленн С. Рассел. 2007. Предыстория залива Северной Калифорнии и прилегающих поперечных хребтов. В предыстории Калифорнии: колонизация, культура и сложность . Терри Л. Джонс и Кэтрин А. Клар, редакторы. Нью-Йорк и Плимут, Великобритания: Altamira Press.
- Хоган, К. Майкл. 2008. Морро Крик . Эд. А. Бернэм.
- Джонс, Терри Л.; Клар, Кэтрин А. (2005). «Переосмысленный диффузионизм: лингвистические и археологические свидетельства доисторических полинезийских контактов с Южной Калифорнией». Американская древность . 70 (3): 457–484. дои : 10.2307/40035309 . JSTOR 40035309 . S2CID 161301055 .
- Кинг, Честер Д. 1991. Эволюция общества Чумаш: сравнительное исследование артефактов, используемых для поддержания социальной системы в регионе канала Санта-Барбара до 1804 года нашей эры . Нью-Йорк и Лондон, Garland Press.
- Кребер, А. Л. 1925. Справочник индейцев Калифорнии . Бюллетень Бюро американской этнологии № 78. Вашингтон, округ Колумбия.
- МакЛендон, Салли и Джон Р. Джонсон. 1999. Культурная принадлежность и прямое происхождение народов чумаш на Нормандских островах и в горах Санта-Моники . 2 тома. Подготовлено для Программы археологии и этнографии Службы национальных парков Хантер-колледжа, Городского университета Нью-Йорка и Музея естественной истории Санта-Барбары.
- Митхун, Марианна. (1999). Языки коренных народов Северной Америки . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-23228-9 .
- Притцкер, Барри М. Энциклопедия коренных американцев: история, культура и народы . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2000. ISBN 978-0-19-513877-1 .
- Притцкер, Барри М. (2014). Чумаш. В книге «Американская мозаика: опыт американских индейцев». Получено 25 февраля 2014 г. с сайта http://americanindian2.abc-clio.com.libaccess.sjlibrary.org/.
Сандос Дж. Христианизация среди чумашей: этноисторическая перспектива. American Indian Quarterly [сериал онлайн]. Зима91 1991; 15: 65–89. Доступно по адресу: OmniFile Full Text Mega (HW Wilson), Ипсвич, Массачусетс. По состоянию на 22 марта 2014 г.
- Санта-Барбара Индепендент . (2010, 15 декабря). Грант фонда Чумаш в размере 10 000 долларов помогает продовольственному банку предлагать здоровое питание.
- Тимбрук, Дж.; Джонсон-младший; Эрл, Д.Д. (1982). «Горение растительности чумашем». Журнал Калифорнии и антропологии Большого бассейна . 4 (2): 163–186. JSTOR 27825120 .
- На племя Чумаш подали в суд из-за расширения казино
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Библиотечная система «Черное золото», 1997, Коренные американцы Центрального побережья (исторические фотографии). Вентура, Калифорния, библиотеки Black Gold
- Хадсон, Д. Трэвис и Томас К. Блэкберн. 1982–7. Материальная культура сферы взаимодействия Чумаша Тома I–V . Антропологические статьи № 25–31. Менло-Парк, Калифорния: Ballena Press.
- Хадсон, Д. Трэвис, Томас Блэкберн, Розарио Курлетти и Дженис Тимбрук. 1977. Глаз флейты: традиционная история и ритуал чумаша, рассказанная Фернандо Либрадо Кицепавитом Джону П. Харрингтону . Музей естественной истории Санта-Барбары.
- Хадсон, Д. Трэвис, Дженис Тимбрук и Мелисса Ремпе. 1977. Томол: Водное судно Чумаш, описанное в этнографических записках Джона П. Харрингтона . Антропологические статьи № 9 под редакцией Лоуэлла Дж. Бина и Томаса К. Блэкберна. Сокорро, Нью-Мексико: Ballena Press.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Группа индейцев Чумаш Санта-Инез
- Учебник по языку Инесеньо Чумаш
- Прибрежный оркестр народа чумаш
- Индийский музей Долины Антилоп при Департаменте парков и отдыха Калифорнии
- Программа «Коренные культуры и морское наследие» , NOAA
- Совет Барбарено Чумаша. Архивировано 20 января 2022 года в Wayback Machine.
- Совет племени Северный Чумаш
- Государственный исторический парк «Расписная пещера Чумаша»
- Певица Чумаша и рассказчица Джули Тумаайт-Стенсли. Архивировано 2 января 2009 г. в Wayback Machine.
- Индийский музей Чумаша, Таузенд-Оукс, Калифорния. Архивировано 26 ноября 2012 г., в Wayback Machine.
- Карта городов Чумаша времен европейского заселения
- «Деревня открытий Чумаш Фонда Виштойо, Малибу, Калифорния» . Архивировано из оригинала 22 декабря 2012 года.