Отдай это Мивоку
![]() Гора Диабло , находится на родине Бэй Мивок и фигуранты их легенд и мифов. | |
Общая численность населения | |
---|---|
1770: 1,700 1850: неизвестно 1880: неизвестно | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Калифорния: округ Контра-Коста | |
Языки | |
Откуда : Мивок ( Саклан) Бэй | |
Религия | |
Шаманизм : Куксу : Мифология мивок | |
Родственные этнические группы | |
Мивок |
Бэй -мивок — культурная и языковая группа мивок , индейского народа Северной Калифорнии, проживающего в округе Контра-Коста . Они присоединились к францисканской миссионерской системе в начале девятнадцатого века, пострадали от разрушительного сокращения населения и потеряли свой язык, вступив в брак с другими коренными этническими группами Калифорнии и выучив испанский язык .
Бэй-мивок не признавался современными антропологами и лингвистами до середины двадцатого века. Фактически, Альфред Л. Кребер , отец калифорнийской антропологии, который знал об одной из составляющих их местных групп, сакланах (сакланах), из рукописных источников девятнадцатого века, предположил, что они говорили на языке олоне ( также известном как костаноан). [ 1 ]
В 1955 году лингвист Мэдисон Билер признал словарный запас 1821 года, взятый у жителя Саклана из миссии Сан-Франциско, репрезентативным для языка мивок. [ 2 ] Язык получил название «Бэй Мивок», и его территориальная протяженность была вновь открыта в 1960-х годах (см. раздел «Группы землевладельцев или местные племена» ниже).
Культура
[ редактировать ]Бэй-мивок жили охотой и собирательством и жили небольшими группами без централизованной политической власти. Они говорили на языке бай-мивок, также известном как саклан . Они были искусны в плетении корзин .
Религия
[ редактировать ]Первоначальное мировоззрение народа Бэй Мивок было формой шаманизма . Поскольку они были расположены в центре дуги говорящих на мивок групп по всей Центральной Калифорнии, заливные мивок, вероятно, разделяли церемониальные мотивы религии Куксу, общие как для прибрежных мивок на западе, так и для равнинных мивок на востоке. Религия Куксу (названная ранними историками культом Куксу ) включала в себя цикл тщательно продуманных танцевальных церемоний, каждая из которых имела свою собственную группу актеров и отличительные регалии, украшенные перьями, полностью мужское общество, которое собиралось в подземных танцевальных залах, обряды полового созревания. , шаманское вмешательство в мир духов и, в некоторых регионах, ежегодная траурная церемония. [ 3 ] [ 4 ] Различные формы культа Куксу были распространены среди других коренных этнических групп Центральной Калифорнии, таких как их соседи северные Олоне , Майду , Патвин , Помо и Ваппо . [ 5 ] Однако Кребер наблюдал менее «специализированную космогонию » у мивок, которых он назвал одной из «танцевальных групп южного куксу», по сравнению с майду и другими племенами Северной Калифорнии. [ 6 ]
Традиционные повествования и мифология
[ редактировать ]Конкретные мифы, легенды, сказки и истории Бэй-Мивок недостаточно документированы. К. Харт Мерриам опубликовал историю создания « Рождение Век-Века и сотворение человека» , посвященную горе Диабло , рассказанную Хул-пум-не Мивоком, возможно, потомком мивока Джулпун Бэй из Марша. Крик, восточный округ Контра-Коста. [ 7 ]
Можно было бы заподозрить, что весь корпус мифологии и священного повествования Бэй-Мивок разделяет мотивы, которые были общими для лингвистически родственных и лучше документированных этнографических прибрежных мивоков и Сьерра-Мивок. Все народы мивок верили в духи животных и людей и считали духи животных своими предками. Койот считался олицетворением их бога-создателя . [ 3 ] Сьерра и равнинный мивок, а также заливный мивок считали, что этот мир зародился на горе Диабло после наводнения. [ 8 ]
Группы землевладельцев или местные племена
[ редактировать ]Названия и общие территориальные территории семи групп землевладельцев, говорящих на языке бей-мивок, были установлены косвенными методами, основанными по большей части на информации в церковных записях миссий Сан-Франциско и Сан-Хосе. В 1961 году доктор философии. В своей диссертации Джеймс Беннихофф использовал данные из расшифровок записей миссии Альфонса Пинарта, чтобы идентифицировать еще четыре местные территориальные группы Ист-Бэй, помимо сакланов , как членов этой уникальной языковой группы мивок. «Основные ключи к языковой принадлежности этих племен в устьях рек дают личные имена женщин-неофитов, записанные в книгах о крещении... Омпин, Чупкан, Джулпун и Вулвон [Вольвон-ред.] связаны между собой использованием об отличительном созвездии окончаний, которые появляются в женских личных именах», — писал он. [ 9 ] Впоследствии Милликен использовал ту же технику, примененную к первоначальным записям миссии, чтобы идентифицировать еще два местных племени - Джалкин и Таткан - как носителей языка Бэй-мивок. Затем Милликен сделал выводы и нанес на карту относительное расположение всех семи групп, используя подсказки из исторических дневников вместе с информацией из реестра миссий, касающейся моделей смешанных браков среди местных племен Ист-Бэй. [ 8 ] [ 10 ] Местоположение семи местных племен Бэй Мивок в целом следующее:
- В современном Городе Согласия и его окрестностях : Чупкан. [ 11 ]
- На горе Диабло , окружающей современный город Клейтон , и на востоке вдоль Марш-Крик до Брентвуда : Вольвон (также пишется как Вулвон и Болбон). [ 12 ]
- Вдоль нижнего Марш-Крик (к востоку от Антиохии ): Джулпун. [ 13 ]
- В современном городе Питтсбург и на севере до сельской местности на юге округа Солано: Омпин. [ 14 ]
- В современных городах Лафайет и Уолнат-Крик и их окрестностях : Саклан. [ 15 ]
- В современном городе Данвилл и его окрестностях , на берегу Сан-Рамон-Крик: Таткан. [ 16 ]
- В южной части современного города Окленд , в нынешнем городе Сан-Леандро и на берегу Сан-Леандро-Крик на востоке: Джалкин. [ 17 ]
Другая группа, иргины современного города Хейворд и долины Кастро , имела характерные окончания женских имен Чоченьо Олоне, а не окончания имен Бэй Мивок. Тем не менее, они настолько часто вступали в брак с жалкинами, что кажется возможным, что они и жалкин образовали единое двуязычное местное племя. [ 18 ]
История
[ редактировать ]Документация о народах мивок датируется еще 1579 годом священником на корабле под командованием Фрэнсиса Дрейка . Идентификация и упоминания о племенах Бэй-Мивок существуют в записях Калифорнийской миссии еще в 1794 году.
Испано-американские францисканцы основали католические миссии в районе залива в 1770-х годах, но не достигли территории залива Мивок до 1794 года. Начиная с 1794 года, залив-мивоки были вынуждены мигрировать во францисканские миссии, в основном в миссию Сан-Франциско де Асис. (из Сан-Франциско ), а некоторые - в миссию Сан-Хосе (в современном Фремонте ). К концу 1806 года все, кроме Омпина и Джулпуна на северо-востоке, находились в миссиях; последние две группы переехали в Миссию Сан-Хосе в период 1810–1812 годов. Первые крещения и эмиграция на миссии каждого племени были: [ 10 ]
- В 1794–1795 годах в миссии Сан-Франциско крестилось 143 саклана (в последующие годы — еще 25).
- В 1799-1805 годах в Сан-Хосеской миссии крестились 152 иргина.
- В 1801–1803 годах в миссии Сан-Франциско крестилось 77 джалкинов.
- В 1804 году в миссии Сан-Франциско крестилось 127 татканцев.
- В 1805 году в миссии Сан-Хосе крестились 44 вольвона; еще 54 человека были крещены в миссии Сан-Франциско в 1805–1806 годах.
- В 1810 году в миссии Сан-Франциско крестилось 146 чупканцев.
- В 1811 году в миссии Сан-Хосе крестились 103 джулпуна; другие бежали на восток и север и продолжали приходить на крещение вплоть до 1827 года.
- В 1811 году в миссии Сан-Хосе крестилось 99 омпинов; Еще 15 человек были крещены в 1812 году.
Лингвист-миссионер Фелипе Арройо де ла Куэста получил единственный сохранившийся словарь бей-мивок во время посещения миссии Сан-Франциско в 1821 году. [ 19 ]
Изменение численности населения с течением времени
[ редактировать ]Оценки численности населения большинства коренных групп Калифорнии до контакта существенно различались. (См. «Население родной Калифорнии ».) Альфред Л. Кребер. [ 20 ] оценил население Равнин и Сьерра-Мивок в 1770 году (но исключая залив-мивок, о котором он не знал) в 9000 человек. Шерберн Кук провел более конкретный анализ населения контактного периода в округах Аламеда и Контра-Коста к западу от долины Сан-Хоакин, без учета языковой границы Олоне-Бей-Мивок; он предположил, что общая численность населения составляет 2248 человек. [ 21 ] По оценкам Ричарда Леви, до контакта с испанцами во всех пяти группах восточных мивок в целом (залив, равнины, Северная Сьерра, Центральная Сьерра и Южная Сьерра) насчитывалось 19 500 человек, а специально для залива мивок - 1700 человек. [ 22 ]
В общей сложности 859 носителей Бэй-мивок были крещены во францисканских миссиях (479 в Миссии Сан-Франциско и 380 в Миссии Сан-Хосе ), большинство из которых были крещены в период с 1794 по 1812 год. К концу 1823 года только 52 из миссионерских Бэй-мивок все еще оставались живы вместе с 11 детьми, рожденными в Миссии. [ 23 ] По Миссии Сан-Хосе в том году сопоставимых данных нет, но к 1840 году там было живо только 20 человек из племени Бэй-Мивок. [ 24 ] Выжившие в конце девятнадцатого века из обеих миссий вступили в брак с людьми из других языковых групп. Потомки живы сегодня (см. раздел «Современное время» ниже).
Сегодняшний день
[ редактировать ]Племя Мувекма Олоне из района залива Сан-Франциско заявляет, что оно включает потомков различных групп Бэй Мивок и Олоне , включая ранее признанную на федеральном уровне группу Вероны округа Аламеда . [ 25 ] Бюро по делам индейцев отклонило просьбу племени о федеральном признании в 2002 году, а другие племенные группы оспорили свои претензии на землю. [ 26 ]
Известные люди Бэй Мивок
[ редактировать ]- 1795 - Потрой , лидер восстания 1795 года и бегства из миссии Сан-Франциско недавно обращенных в христианство сакланов, он был арестован испанскими солдатами в 1797 году, предан суду и приговорен к трем поркам и одному году заключения в кандалах в Президио Сан-Франциско. [ 27 ]
- 1801 — Либерато Кулпече , урожденный Джалкин, крещенный в миссии Сан-Франциско в 1801 году, один из главных предков современной племенной общины Мувекма. [ 28 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Кребер 1925: 463
- ^ Билер 1955, 1959
- ^ Jump up to: а б Кребер, 1907, Том. 4 №6, разделы «Шаманизм», «Публичные церемонии», «Церемониальные сооружения и атрибутика» и «Мифология и верования»; Кребер 1925.
- ↑ Культ Куксу в перефразировании Кребера. Архивировано 11 октября 2006 г. в Wayback Machine.
- ^ Беннихофф 1977: 14-15.
- ^ Kroeber, 1925:445: «Поэтому для южных групп, танцующих куксу, указан менее специализированный тип космогонии. [1. Если, что кажется вероятным, южные племена куксу (мивок, костаноанцы, эсселен и самые северные йокуты) не имели реального общества, связанного с церемониями Куксу, отчетливость их мифологии кажется менее удивительной.]».
- ^ Мерриам 1910. Рождение Век-Века и сотворение человека.
- ^ Jump up to: а б Форестер, 2006.
- ^ Беннихофф 1977: 145
- ^ Jump up to: а б Милликен, 1995 г.
- ^ Милликен 1995: 241
- ^ Милликен 1995: 261
- ^ Милликен 1995: 246
- ^ Милликен 1995: 250
- ^ Милликен 1995: 253
- ^ Милликен 1995: 256
- ^ Милликен 1995: 244-245
- ^ Милликен 1995: 259
- ^ Билер 1955; Милликен 2008:7.
- ^ Кребер 1925:883
- ^ Кук 1957:148,
- ^ Леви, 1978: 401-402.
- ^ Милликен и др. (2009:123, 136) использовали полную базу данных о крещениях и смертях в соответствующих миссиях, чтобы получить данные о 859 крещеных бей-мивоках и 63 выживших в 1823 году. Ранее Леви (1978:401) предложил подсчитать 447 бей-мивоков. Крещения мивок, подсчитанные по сокращенным стенограммам миссии К. Харта Мерриама за 1919 год.
- ^ Милликен 2008: 4
- ^ «Исторический обзор» . Племя Мувекма Олоне .
- ^ Штейн, Шира (11 июня 2023 г.). «Заявление «претендентов». Территориальные споры. Заявка племени из Залива на федеральное признание вызывает конфликт» . Хроники Сан-Франциско . Проверено 8 ноября 2023 г.
- ^ Милликен 1995: 160, 245, 303.
- ^ Веб-сайт индейского племени Мувекма Олоне, Краткая история.
Ссылки
[ редактировать ]- Беннихофф, Джеймс А. 1977. Этногеография равнин Мивок . Центр антропологических исследований в Дэвисе, публикация 5. Департамент антропологии Калифорнийского университета в Дэвисе.
- Билер, Мэдисон С. 1955. Саклан. Международный журнал американской лингвистики 21: 201-209.
- Билер, Мэдисон С. 1959. Саклан еще раз. Международный журнал американской лингвистики 25:67-68.
- Кук, Шерберн Ф. 1957. Аборигенное население округов Аламеда и Контра-Коста, Калифорния. Антропологические записи Калифорнийского университета 16:131-156. Беркли
- Форестер, Мария Залив Мивок из округа Контра-Коста . Проверено 16 сентября 2006 г.
- Кребер, Альфред Л. 1907. Религия индейцев Калифорнии , Публикации Калифорнийского университета по американской археологии и этнологии 4: №6. Беркли, Калифорния. разделы «Шаманизм», «Публичные церемонии», «Церемониальные сооружения и атрибутика» и «Мифология и верования»; доступно на сайте Sacred Texts Online.
- Кребер, Альфред Л. 1925. Справочник индейцев Калифорнии . Вашингтон, округ Колумбия: Бюллетень Бюро американской этнологии № 78. (Глава 30, Мивок); доступно в онлайн-библиотеке Йосемити .
- Леви, Ричард. 1978. Восточный Мивок. В Калифорнии , Роберт Ф. Хейзер, изд., Том 8 « Справочника североамериканских индейцев» , Уильям К. Стертевант, главный редактор. Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт, 1978. ISBN 0-16-004578-9 / 0160045754, страницы 398-413.
- Мерриам, К. Харт. 1910. Рассвет мира: мифы и странные сказки, рассказанные индейцами Меван из Калифорнии . Кливленд: Артур Х. Кларк.
- Милликен, Рэндалл. 1995. Время небольшого выбора: распад племенной культуры в районе залива Сан-Франциско, 1769–1910 гг . Менло-Парк, Калифорния: Публикация Ballena Press. ISBN 0-87919-132-5 (алк. бумага)
- Милликен, Рэндалл. 2008. Коренные американцы в миссии Сан-Хосе . Баннинг, Калифорния: Malki-Ballena Press. ISBN 978-0-87919-147-4 (алк. бумага)
- Милликен, Рэндалл, Лоуренс Х. Шуп и Беверли Р. Ортис. 2009. Индейцы олоне/костано с полуострова Сан-Франциско и их соседи, вчера и сегодня . Технический отчет подготовлен консультантами по археологии и истории, Окленд, Калифорния, для Службы национальных парков, зона отдыха Золотые Ворота, Форт-Мейсон, Сан-Франциско, Калифорния.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Каллаган, Кэтрин А. 1971. Саклан: повторный осмотр. Антропологическая лингвистика 13:448-456.
- Туллус, Марго Диана. 1978. Дети Диабло, История округа Контра-Коста. Самостоятельная публикация.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Доступ к генеалогии: записи индийских племен, индийское племя мивок
- Коренные племена, группы, языковые семьи и диалекты Калифорнии в 1770 году (карта по Креберу)
- языка саклан Обзор в исследовании Калифорнии и других индийских языков
- Музей языка и земли Бэй Мивок в долине Сан-Рамон