Jump to content

Отдай это Мивоку

Люди Бэй Мивок
Гора Диабло
Гора Диабло , находится на родине
Бэй Мивок и фигуранты их легенд и мифов.
Общая численность населения
1770: 1,700
1850: неизвестно
1880: неизвестно
Регионы со значительной численностью населения
Калифорния: округ Контра-Коста
Языки
Откуда : Мивок ( Саклан) Бэй
Религия
Шаманизм : Куксу :
Мифология мивок
Родственные этнические группы
Мивок

Бэй -мивок — культурная и языковая группа мивок , индейского народа Северной Калифорнии, проживающего в округе Контра-Коста . Они присоединились к францисканской миссионерской системе в начале девятнадцатого века, пострадали от разрушительного сокращения населения и потеряли свой язык, вступив в брак с другими коренными этническими группами Калифорнии и выучив испанский язык .

Бэй-мивок не признавался современными антропологами и лингвистами до середины двадцатого века. Фактически, Альфред Л. Кребер , отец калифорнийской антропологии, который знал об одной из составляющих их местных групп, сакланах (сакланах), из рукописных источников девятнадцатого века, предположил, что они говорили на языке олоне ( также известном как костаноан). [ 1 ]

В 1955 году лингвист Мэдисон Билер признал словарный запас 1821 года, взятый у жителя Саклана из миссии Сан-Франциско, репрезентативным для языка мивок. [ 2 ] Язык получил название «Бэй Мивок», и его территориальная протяженность была вновь открыта в 1960-х годах (см. раздел «Группы землевладельцев или местные племена» ниже).

Культура

[ редактировать ]

Бэй-мивок жили охотой и собирательством и жили небольшими группами без централизованной политической власти. Они говорили на языке бай-мивок, также известном как саклан . Они были искусны в плетении корзин .

Первоначальное мировоззрение народа Бэй Мивок было формой шаманизма . Поскольку они были расположены в центре дуги говорящих на мивок групп по всей Центральной Калифорнии, заливные мивок, вероятно, разделяли церемониальные мотивы религии Куксу, общие как для прибрежных мивок на западе, так и для равнинных мивок на востоке. Религия Куксу (названная ранними историками культом Куксу ) включала в себя цикл тщательно продуманных танцевальных церемоний, каждая из которых имела свою собственную группу актеров и отличительные регалии, украшенные перьями, полностью мужское общество, которое собиралось в подземных танцевальных залах, обряды полового созревания. , шаманское вмешательство в мир духов и, в некоторых регионах, ежегодная траурная церемония. [ 3 ] [ 4 ] Различные формы культа Куксу были распространены среди других коренных этнических групп Центральной Калифорнии, таких как их соседи северные Олоне , Майду , Патвин , Помо и Ваппо . [ 5 ] Однако Кребер наблюдал менее «специализированную космогонию » у мивок, которых он назвал одной из «танцевальных групп южного куксу», по сравнению с майду и другими племенами Северной Калифорнии. [ 6 ]

Традиционные повествования и мифология

[ редактировать ]

Конкретные мифы, легенды, сказки и истории Бэй-Мивок недостаточно документированы. К. Харт Мерриам опубликовал историю создания « Рождение Век-Века и сотворение человека» , посвященную горе Диабло , рассказанную Хул-пум-не Мивоком, возможно, потомком мивока Джулпун Бэй из Марша. Крик, восточный округ Контра-Коста. [ 7 ]

Можно было бы заподозрить, что весь корпус мифологии и священного повествования Бэй-Мивок разделяет мотивы, которые были общими для лингвистически родственных и лучше документированных этнографических прибрежных мивоков и Сьерра-Мивок. Все народы мивок верили в духи животных и людей и считали духи животных своими предками. Койот считался олицетворением их бога-создателя . [ 3 ] Сьерра и равнинный мивок, а также заливный мивок считали, что этот мир зародился на горе Диабло после наводнения. [ 8 ]

Группы землевладельцев или местные племена

[ редактировать ]

Названия и общие территориальные территории семи групп землевладельцев, говорящих на языке бей-мивок, были установлены косвенными методами, основанными по большей части на информации в церковных записях миссий Сан-Франциско и Сан-Хосе. В 1961 году доктор философии. В своей диссертации Джеймс Беннихофф использовал данные из расшифровок записей миссии Альфонса Пинарта, чтобы идентифицировать еще четыре местные территориальные группы Ист-Бэй, помимо сакланов , как членов этой уникальной языковой группы мивок. «Основные ключи к языковой принадлежности этих племен в устьях рек дают личные имена женщин-неофитов, записанные в книгах о крещении... Омпин, Чупкан, Джулпун и Вулвон [Вольвон-ред.] связаны между собой использованием об отличительном созвездии окончаний, которые появляются в женских личных именах», — писал он. [ 9 ] Впоследствии Милликен использовал ту же технику, примененную к первоначальным записям миссии, чтобы идентифицировать еще два местных племени - Джалкин и Таткан - как носителей языка Бэй-мивок. Затем Милликен сделал выводы и нанес на карту относительное расположение всех семи групп, используя подсказки из исторических дневников вместе с информацией из реестра миссий, касающейся моделей смешанных браков среди местных племен Ист-Бэй. [ 8 ] [ 10 ] Местоположение семи местных племен Бэй Мивок в целом следующее:

Другая группа, иргины современного города Хейворд и долины Кастро , имела характерные окончания женских имен Чоченьо Олоне, а не окончания имен Бэй Мивок. Тем не менее, они настолько часто вступали в брак с жалкинами, что кажется возможным, что они и жалкин образовали единое двуязычное местное племя. [ 18 ]

Документация о народах мивок датируется еще 1579 годом священником на корабле под командованием Фрэнсиса Дрейка . Идентификация и упоминания о племенах Бэй-Мивок существуют в записях Калифорнийской миссии еще в 1794 году.

Испано-американские францисканцы основали католические миссии в районе залива в 1770-х годах, но не достигли территории залива Мивок до 1794 года. Начиная с 1794 года, залив-мивоки были вынуждены мигрировать во францисканские миссии, в основном в миссию Сан-Франциско де Асис. (из Сан-Франциско ), а некоторые - в миссию Сан-Хосе (в современном Фремонте ). К концу 1806 года все, кроме Омпина и Джулпуна на северо-востоке, находились в миссиях; последние две группы переехали в Миссию Сан-Хосе в период 1810–1812 годов. Первые крещения и эмиграция на миссии каждого племени были: [ 10 ]

  • В 1794–1795 годах в миссии Сан-Франциско крестилось 143 саклана (в последующие годы — еще 25).
  • В 1799-1805 годах в Сан-Хосеской миссии крестились 152 иргина.
  • В 1801–1803 годах в миссии Сан-Франциско крестилось 77 джалкинов.
  • В 1804 году в миссии Сан-Франциско крестилось 127 татканцев.
  • В 1805 году в миссии Сан-Хосе крестились 44 вольвона; еще 54 человека были крещены в миссии Сан-Франциско в 1805–1806 годах.
  • В 1810 году в миссии Сан-Франциско крестилось 146 чупканцев.
  • В 1811 году в миссии Сан-Хосе крестились 103 джулпуна; другие бежали на восток и север и продолжали приходить на крещение вплоть до 1827 года.
  • В 1811 году в миссии Сан-Хосе крестилось 99 омпинов; Еще 15 человек были крещены в 1812 году.

Лингвист-миссионер Фелипе Арройо де ла Куэста получил единственный сохранившийся словарь бей-мивок во время посещения миссии Сан-Франциско в 1821 году. [ 19 ]

Изменение численности населения с течением времени

[ редактировать ]

Оценки численности населения большинства коренных групп Калифорнии до контакта существенно различались. (См. «Население родной Калифорнии ».) Альфред Л. Кребер. [ 20 ] оценил население Равнин и Сьерра-Мивок в 1770 году (но исключая залив-мивок, о котором он не знал) в 9000 человек. Шерберн Кук провел более конкретный анализ населения контактного периода в округах Аламеда и Контра-Коста к западу от долины Сан-Хоакин, без учета языковой границы Олоне-Бей-Мивок; он предположил, что общая численность населения составляет 2248 человек. [ 21 ] По оценкам Ричарда Леви, до контакта с испанцами во всех пяти группах восточных мивок в целом (залив, равнины, Северная Сьерра, Центральная Сьерра и Южная Сьерра) насчитывалось 19 500 человек, а специально для залива мивок - 1700 человек. [ 22 ]

В общей сложности 859 носителей Бэй-мивок были крещены во францисканских миссиях (479 в Миссии Сан-Франциско и 380 в Миссии Сан-Хосе ), большинство из которых были крещены в период с 1794 по 1812 год. К концу 1823 года только 52 из миссионерских Бэй-мивок все еще оставались живы вместе с 11 детьми, рожденными в Миссии. [ 23 ] По Миссии Сан-Хосе в том году сопоставимых данных нет, но к 1840 году там было живо только 20 человек из племени Бэй-Мивок. [ 24 ] Выжившие в конце девятнадцатого века из обеих миссий вступили в брак с людьми из других языковых групп. Потомки живы сегодня (см. раздел «Современное время» ниже).

Сегодняшний день

[ редактировать ]

Племя Мувекма Олоне из района залива Сан-Франциско заявляет, что оно включает потомков различных групп Бэй Мивок и Олоне , включая ранее признанную на федеральном уровне группу Вероны округа Аламеда . [ 25 ] Бюро по делам индейцев отклонило просьбу племени о федеральном признании в 2002 году, а другие племенные группы оспорили свои претензии на землю. [ 26 ]

Известные люди Бэй Мивок

[ редактировать ]
  • 1795 - Потрой , лидер восстания 1795 года и бегства из миссии Сан-Франциско недавно обращенных в христианство сакланов, он был арестован испанскими солдатами в 1797 году, предан суду и приговорен к трем поркам и одному году заключения в кандалах в Президио Сан-Франциско. [ 27 ]
  • 1801 — Либерато Кулпече , урожденный Джалкин, крещенный в миссии Сан-Франциско в 1801 году, один из главных предков современной племенной общины Мувекма. [ 28 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Кребер 1925: 463
  2. ^ Билер 1955, 1959
  3. ^ Jump up to: а б Кребер, 1907, Том. 4 №6, разделы «Шаманизм», «Публичные церемонии», «Церемониальные сооружения и атрибутика» и «Мифология и верования»; Кребер 1925.
  4. Культ Куксу в перефразировании Кребера. Архивировано 11 октября 2006 г. в Wayback Machine.
  5. ^ Беннихофф 1977: 14-15.
  6. ^ Kroeber, 1925:445: «Поэтому для южных групп, танцующих куксу, указан менее специализированный тип космогонии. [1. Если, что кажется вероятным, южные племена куксу (мивок, костаноанцы, эсселен и самые северные йокуты) не имели реального общества, связанного с церемониями Куксу, отчетливость их мифологии кажется менее удивительной.]».
  7. ^ Мерриам 1910. Рождение Век-Века и сотворение человека.
  8. ^ Jump up to: а б Форестер, 2006.
  9. ^ Беннихофф 1977: 145
  10. ^ Jump up to: а б Милликен, 1995 г.
  11. ^ Милликен 1995: 241
  12. ^ Милликен 1995: 261
  13. ^ Милликен 1995: 246
  14. ^ Милликен 1995: 250
  15. ^ Милликен 1995: 253
  16. ^ Милликен 1995: 256
  17. ^ Милликен 1995: 244-245
  18. ^ Милликен 1995: 259
  19. ^ Билер 1955; Милликен 2008:7.
  20. ^ Кребер 1925:883
  21. ^ Кук 1957:148,
  22. ^ Леви, 1978: 401-402.
  23. ^ Милликен и др. (2009:123, 136) использовали полную базу данных о крещениях и смертях в соответствующих миссиях, чтобы получить данные о 859 крещеных бей-мивоках и 63 выживших в 1823 году. Ранее Леви (1978:401) предложил подсчитать 447 бей-мивоков. Крещения мивок, подсчитанные по сокращенным стенограммам миссии К. Харта Мерриама за 1919 год.
  24. ^ Милликен 2008: 4
  25. ^ «Исторический обзор» . Племя Мувекма Олоне .
  26. ^ Штейн, Шира (11 июня 2023 г.). «Заявление «претендентов». Территориальные споры. Заявка племени из Залива на федеральное признание вызывает конфликт» . Хроники Сан-Франциско . Проверено 8 ноября 2023 г.
  27. ^ Милликен 1995: 160, 245, 303.
  28. ^ Веб-сайт индейского племени Мувекма Олоне, Краткая история.
  • Беннихофф, Джеймс А. 1977. Этногеография равнин Мивок . Центр антропологических исследований в Дэвисе, публикация 5. Департамент антропологии Калифорнийского университета в Дэвисе.
  • Билер, Мэдисон С. 1955. Саклан. Международный журнал американской лингвистики 21: 201-209.
  • Билер, Мэдисон С. 1959. Саклан еще раз. Международный журнал американской лингвистики 25:67-68.
  • Кук, Шерберн Ф. 1957. Аборигенное население округов Аламеда и Контра-Коста, Калифорния. Антропологические записи Калифорнийского университета 16:131-156. Беркли
  • Форестер, Мария Залив Мивок из округа Контра-Коста . Проверено 16 сентября 2006 г.
  • Кребер, Альфред Л. 1907. Религия индейцев Калифорнии , Публикации Калифорнийского университета по американской археологии и этнологии 4: №6. Беркли, Калифорния. разделы «Шаманизм», «Публичные церемонии», «Церемониальные сооружения и атрибутика» и «Мифология и верования»; доступно на сайте Sacred Texts Online.
  • Кребер, Альфред Л. 1925. Справочник индейцев Калифорнии . Вашингтон, округ Колумбия: Бюллетень Бюро американской этнологии № 78. (Глава 30, Мивок); доступно в онлайн-библиотеке Йосемити .
  • Леви, Ричард. 1978. Восточный Мивок. В Калифорнии , Роберт Ф. Хейзер, изд., Том 8 « Справочника североамериканских индейцев» , Уильям К. Стертевант, главный редактор. Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт, 1978. ISBN   0-16-004578-9 / 0160045754, страницы 398-413.
  • Мерриам, К. Харт. 1910. Рассвет мира: мифы и странные сказки, рассказанные индейцами Меван из Калифорнии . Кливленд: Артур Х. Кларк.
  • Милликен, Рэндалл. 1995. Время небольшого выбора: распад племенной культуры в районе залива Сан-Франциско, 1769–1910 гг . Менло-Парк, Калифорния: Публикация Ballena Press. ISBN   0-87919-132-5 (алк. бумага)
  • Милликен, Рэндалл. 2008. Коренные американцы в миссии Сан-Хосе . Баннинг, Калифорния: Malki-Ballena Press. ISBN   978-0-87919-147-4 (алк. бумага)
  • Милликен, Рэндалл, Лоуренс Х. Шуп и Беверли Р. Ортис. 2009. Индейцы олоне/костано с полуострова Сан-Франциско и их соседи, вчера и сегодня . Технический отчет подготовлен консультантами по археологии и истории, Окленд, Калифорния, для Службы национальных парков, зона отдыха Золотые Ворота, Форт-Мейсон, Сан-Франциско, Калифорния.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Каллаган, Кэтрин А. 1971. Саклан: повторный осмотр. Антропологическая лингвистика 13:448-456.
  • Туллус, Марго Диана. 1978. Дети Диабло, История округа Контра-Коста. Самостоятельная публикация.
[ редактировать ]


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9c83e4295a7d1c5d39e72cf72132e394__1717484460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9c/94/9c83e4295a7d1c5d39e72cf72132e394.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bay Miwok - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)