Кауилья
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2019 г. ) |
Общая численность населения | |
---|---|
2010 год: 4238 по отдельности и вместе [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Соединенные Штаты ( Калифорния ) | |
Языки | |
английский , испанский , язык кауилья | |
Религия | |
Христианство ( римско-католическое , моравское , протестантское) и традиционная племенная религия. | |
Родственные этнические группы | |
Купеньо , Луисеньо , Серрано и Тонгва. |
Человек | ʔívil̃uqalet |
---|---|
Люди | ʔívil̃uqaletem |
Язык | ʔívil̃uʔat |
Страна | ʔívil̃uqaletem Мейтемак |
Кауилья , , также известные как ʔívil̃uqaletem или Ivilyuqaletem , — коренные американцы принадлежащие к различным племенам народа кауилья, живущие во внутренних районах южной Калифорнии . [2] Их первоначальная территория охватывала около 2400 квадратных миль (6200 км2). 2 ). Традиционная территория Кауильи находилась недалеко от географического центра Южной Калифорнии . На севере он был ограничен горами Сан-Бернардино . [2] на юге - Боррего-Спрингс и Шоколадные горы , на востоке - пустыня Колорадо , а на западе - равнина Сан-Хасинто и восточные склоны гор Паломар . [3]
Язык и имя
[ редактировать ]Язык кауилья принадлежит к юто-ацтекской семье. Перепись 1990 года выявила 35 говорящих на этническом населении в 800 человек. Он находится под критической угрозой исчезновения, поскольку большинство говорящих на нем среднего возраста или старше. На их языке их автоним — ívil̃uqaletem , а название их языка — ívil̃uʔat ( Ивильюат ), но они также называют себя táxliswet , что означает «человек». [4] Кауилла — экзоним , примененный к группе после секуляризации миссии на ранчо в Калифорнии . Слово «Кауилья», вероятно, происходит от ивильюатского слова «kawi'a» , что означает «господин». [2]
Предыстория
[ редактировать ]Устные легенды предполагают, что когда Кауилья впервые переселилась в долину Коачелла , здесь существовал большой водоем, который географы называют озером Кауилья . Питаемый рекой Колорадо , он высох где-то до 1700 года, после одного из неоднократных изменений течения реки. В 1905 году из-за прорыва дамбы образовался гораздо меньший Солтон-Си в том же месте .
Кауилла жили за счет земли, используя местные растения . Примечательным деревом, плоды которого они собрали, является калифорнийская веерная пальма . Кауилья также использовала пальмовые листья для плетения корзин самых разных форм, размеров и назначений; сандалии ; и соломенная кровля для жилищ. [5] Они жили меньшими группами, чем некоторые другие племена.
История
[ редактировать ]Первая встреча кауильи с европейцами произошла в 1774 году, когда Хуан Баутиста де Анса искал торговый путь между Сонорой и Монтереем в Альта-Калифорнии . Живя далеко в глубине страны, кауилья мало общалась с испанскими солдатами, священниками и миссионерами. Многие европейские поселенцы и торговцы считали пустыню малоценной или вообще бесполезной, и ее следует избегать. Кауилья узнала об испанских миссиях и их культуре от индейцев, живших недалеко от миссий в Сан-Габриэле и Сан-Диего . Кауилья обеспечивала безопасность от набегов племен из пустыни и гор на свои стада вакеро , работавших на владельцев ранчо Сан-Бернардино .
Кауилья не встречалась с англо-американцами до 1840-х годов. Вождь Хуан Антонио , лидер горного отряда Кауилья, предоставил путешественнику Дэниелу Секстону доступ к районам возле перевала Сан-Горгонио в 1842 году. Горный отряд также оказал поддержку экспедиции армии США под руководством лейтенанта Эдварда Фицджеральда Била , защищая ее от нападений Вакары. и его отряд воинов- ютов .
Во время американо-мексиканской войны Хуан Антонио повел своих воинов присоединиться к калифорнийцам во главе с Хосе дель Кармен Луго для нападения на их традиционного врага, Луисеньо . Луго возглавил эту акцию в отместку за резню в Пауме , в которой Луисено убили 11 калифорнийцев. Объединенные силы устроили засаду и убили 33–40 воинов Луисено, событие, которое стало известно как резня в Темекуле 1847 года. (Историки расходятся во мнениях относительно точного количества смертей; устная традиция Луисено утверждает, что было убито более 100 воинов.) По договору, положившему конец войне с Мексикой, США пообещали соблюдать мексиканские земельные гранты и политику. Они включали признание прав коренных американцев на заселение определенных земель, но европейско-американское вторжение на индейские земли стало растущей проблемой после того, как США аннексировали Калифорнию.
В 1850-х годах Кауилья подвергалась растущему давлению со стороны волн европейско-американских мигрантов из-за Калифорнийской золотой лихорадки . В 1851 году Хуан Антонио возглавил своих воинов для уничтожения банды Ирвинга , группы бандитов, грабивших долину Сан-Бернардино. После исхода инцидента с бандой Ирвинга в конце 1851 года Хуан Антонио, его воины и их семьи двинулись на восток от Политаны к перевалу Сан-Горгонио и поселились в долине, ответвлявшейся на северо-восток от каньона Сан-Тимотео, в деревне по имени Саахатпа .
Помимо притока англо-американских шахтеров, владельцев ранчо и преступников, а также групп мормонских колонистов, кауилья вступила в конфликт с соседним племенем купеньо на западе. В ноябре 1851 года произошло восстание Гарра , во время которого лидер Купено Антонио Гарра попытался вовлечь Хуана Антонио в свое восстание. Хуан Антонио, дружественный американцам, сыграл важную роль в захвате Гарры и прекращении этого восстания.
Когда Сенат Калифорнии отказался ратифицировать договор 1852 года, предоставляющий Кауилье контроль над своей землей, некоторые вожди племен прибегли к нападениям на приближающихся поселенцев и солдат. Хуан Антонио не участвовал в этом, пока был жив.
Чтобы стимулировать строительство железной дороги, правительство США разделило земли на участки площадью в одну квадратную милю, отдав индейцам все остальные участки. В 1877 году правительство установило границы резерваций , в результате чего Кауилье осталась лишь небольшая часть их традиционных территорий.
Кауилья вступали в брак с людьми, не принадлежащими к Кауилье, в течение прошлого столетия. Большая часть сегодняшних членов племени Кауилья имеет смешанное происхождение, особенно испанское и афроамериканское . Люди, выросшие в традициях племени и культурно идентифицирующие себя с Кауилья, могут претендовать на официальное членство в племени в соответствии с внутренними правилами племени. Каждое признанное на федеральном уровне племя устанавливает свои собственные правила членства.
Текущий статус
[ редактировать ]Сегодня Палм-Спрингс и прилегающие районы переживают бурное развитие. Группа Агуа Кальенте в Кауилье является важным игроком в местной экономике, управляя множеством коммерческих предприятий, включая аренду земли, деятельность отелей и казино, а также банковское дело.
занимает Индейская резервация Агуа Кальенте 126,706 км2. 2 (48,921 квадратных миль) в районе Палм-Спрингс, включая части городов Палм-Спрингс, Кафедральный город и Ранчо Мираж . Общая численность населения, проживающего на его территории, по данным переписи 2000 года , составляла 21 358 человек , хотя немногие из них являются зарегистрированными членами племени.
Группа индейцев-миссионеров Моронго , также считающаяся частью нации Кауилья, управляет казино, курортом и спа-центром Моронго , а также фруктовыми садами Хэдли в Кабазоне . Казино Моронго — одно из крупнейших индийских казино в США. Индейская резервация моронго находится на севере округа Риверсайд. Город Баннинг и община Кабазон частично простираются на территорию резервации. Территория резервации составляет 127,083 км². 2 (49,067 квадратных миль), с постоянным населением 954 человека, большинство из которых являются коренными американцами.
Меньшие группы Кауильи находятся в Южной Калифорнии: группа Августина в Коачелле (их деревней была Ла-Меса в 1880-90-х годах); группа Cabazon Band в Индио (их резервация площадью в одну квадратную милю, ныне «Переулки Сонора-Люпин» в Старом городе Индио); резервации Кабазон в Индио, Коачелле и Мекке (отдельно от группы Кабазон); оркестр Кауилья в Анзе; группа Los Coyotes Band в Уорнер-Спрингс (округ Сан-Диего); в индейская резервация Рамона Пайн-Медоу; Индейская резервация Санта-Роза в Пиньоне; группа Twentynine Palms Band в Твентинайн-Палмс , Индио и Коачелле (сообщество Dates Lane); группа Торреса-Мартинеса в Ла-Кинте ( ранчо Санта-Кармелита в испанско-мексиканских калифорнийских временах 1850-х годов), Coachella, Thermal, Mecca и Oasis; и резервация Мишн-Крик в Дезерт-Хот-Спрингс .
Племя Торрес-Мартинес имеет офисы по всей Южной Калифорнии, предлагая членам льготы TANF (Временная помощь нуждающимся семьям). Они находятся в Империал-Вэлли (Эль-Сентро), Блайте, Риверсайде, Сан-Бернардино, Викторвилле, Палмдейле, Сан-Диего, округе Ориндж (Санта-Ана), Помоне и Лос-Анджелесе. Это результат миграции Кауильи на работу в сельском хозяйстве и на фабриках во второй половине 20 века.
Вымершие племена кауилья (известные как группа Лас-Пальмас из Кауильи - части «Западной Кауильи») в начале 20 века проживали в районе Палм-Дезерт (между Таузенд-Палмс , Кафедральным городом и Ла-Кинтой). Это было до того, как застройщики и Вооруженные силы США приобрели землю племени у семьи Монтойя — часть «Пустыни Кауилья» в современном Индиан-Уэллсе , и у банды Сан-Каэтано — часть «Пустыни Кауилья» на Ранчо Сан-Каэтано. в период испано-мексиканской Калифорнии 1850-х годов (ныне город Ранчо Мираж). Число потомков этих племен неизвестно. Семья Монтойя, заявляющая о частичном происхождении Кауильи, имеет влияние на местную экономику и городскую политику. [ нужна ссылка ]
Этнический состав потомков Кауильи такой же, как и у многих других американцев: смешанный с европейцами (особенно англо-ирландскими американцами и испанцами), афроамериканцами, американцами азиатского происхождения (в результате исторического взаимодействия с китайскими железнодорожными рабочими и филиппинскими сельскохозяйственными рабочими) и другие племенные группы, в основном апачи рабочие-мигранты из Аризоны . Некоторые семьи Кауилья продолжают вступать в брак с местным населением; другие пытаются вступить в брак с представителями индейских племен.
Чтобы признать историю и культурное наследие Кауильи, Калифорнийский университет в Риверсайде , расположенный на исторически исторической земле Кауильи, создал знак признания земли, в котором упоминаются Кауилья и другие местные коренные народы. [6]
Федерально признанные племена
[ редактировать ]Антропологи исторически делили Кауилью на «горные», «пустынные» и « перевалы (Сан-Горгонио) » или «западные» группы. Сегодня существует девять резерваций Южной Калифорнии, которые являются признанным домом для банд Кауильи. Они находятся в округах Империал , Риверсайд и Сан-Диего и являются территорией племен, признанных на федеральном уровне.
Банды Кауилья (иногда называемые «деревнями»):
«Перевал» Кауилья или «Западный» Кауилья (на перевале Сан-Горгонио, с центром в Палм-Спрингс и Палм-Дезерт в долине Коачелла , продвигаясь на север к Дезерт-Хот-Спрингс )
- Группа индейцев кауилья индейской резервации Агуа Кальенте Агуа Кальенте (основные кланы: Кавасик, Кауисик, Кауисиктум (« Люди лисиц или скал » в районе Палм-Спрингс), Пайнакич, Паник, Паниктум («Люди дневного света», Андреаса и Каньоны Мюррея), Атчитцем, Ахчечем («Люди добра», из каньона Лоуэр-Палм, позже в Индиан-Уэллсе), Ваникик, Вайникик («Люди бегущей воды», Сноукрик и каньон Уайтуотер, теперь большая часть группы Моронго) и другие клан (идентичность утеряна), штаб-квартира в Палм-Спрингс, Калифорния ( Cahuilla : Se-Khi, Sec-he - ″кипящая вода″), прибывшие испанцы назвали его Agua Caliente – ″горячая вода″)
- Группа моронго индейцев миссии Кауилья из резервации Моронго (Ваникик, Вайникик и Кавасик, Кауисик, клан Кауисиктум, [7] и Серрано, членами племени также являются индейцы купеньо, луисеньо и чемеуеви, штаб-квартира которых находится в Баннинге, Калифорния .)
- Группа Mission Creek (кланы Килиинакиктум и Ваникик, Вайникик и смешанный клан Кауилья-Серрано Маронгам (в Серрано: Моронго), [8] Народы серрано и купеньо, штаб-квартира в Дезерт-Хот-Спрингс, Калифорния, на Мишн-Крик (Ямесевель) , притоке реки Уайтуотер к северу от Солтон-Си. [9] ) [10]
«Горная» Кауилья ( горы Санта-Роза и Сан-Хасинто )
- Группа индейцев-миссионеров Кауилья из резервации Кауилья (Наткутакиктум («Песчаные люди», из Хорс-Каньона), штаб-квартира в Анзе, Калифорния )
- Группа Лос-Койотов индейцев Кауилья и Купено из резервации Лос-Койотс (первый Вивайистам («Люди Койотов», из Каньона Койот) (и Сауикпакиктум, линия Савиш-пакиктемов - позже клан Исилсивейяютцем, хотя и Купеньо, штаб-квартира в Уорнер-Спрингс, Калифорния )
- Группа Рамоны индейцев миссии Кауилья (клан Апапатцем («Люди медицины»), штаб-квартира в Анзе, Калифорния )
- Группа Санта-Роза индейцев кауилья (первоначально доминировали костакиктум, костаи-киктем и наткутакиктум, вместе с пауатиауитцем, пауата-киктум, тепамокиктум и темеваник («северяне»), позже гуанче-пакиктем и некоторые сауикпакиктум, савиш-пакиктем (из Рокхаус Каньон) кланы, штаб-квартира в Хемете, Калифорния. [11] )
«Пустыня» Кауилья (пустыни северной части озера Кауилья )
- Группа Августина индейцев Кауилья (клан Нанксайем (первоначально клан «Пасс» Кауилья), штаб-квартира в Коачелле, Калифорния )
- Кабазонская группа индейцев-миссионеров (Кависиктум, Каунукалкиктум («Люди, живущие в каунуквела»), Ивиатим («Люди, говорящие на языке кауилья»), Телакиктум, Мумквитцем («Всегда больные люди»), Палпунивикиктум («Люди, живущие у воды, кружащие территорию») , Тамоланитцем, Тамуланиткум («Люди, согнутые вместе в коленях»), Тевивакиктум («Люди с круглой корзиной»), Туикикиктум («Люди в деревне Туикиктумхемки», подчиняющиеся кланам Каувикпамеауитцем), [12] в конце 19 века, хотя на территории Ванчинакика Тамианавицема через вождя Кабазона клан Каувикпамеауитцем («Пойманные скалой люди») доминировал в этой области, штаб-квартира в Индио, Калифорния , называлась Pàl téwet ) [13]
- Пустыня Торрес-Мартинес Индейцы Кауилья (собственное имя: ″Мау-Вал-Мах Су-Кутт Меньил″ , или ″Олень-луна среди пальм″, Панакауиссиктум (« водяных лисиц Люди »), Палпунивикиктум, Тамоланитцем, Тамуланиткум и позже Савалакиктум, Вакаикиктум («Люди ночных цапель», которые, в свою очередь, стали Панакауиссиктум), и кланы Севахилем («Несладкий народ мескита») ( Торрес (Торо) район ; Маулма, Мауулмии - «среди пальм») и Мумлетцем («Смешанные»). Люди″), Masuwitcem («Люди с длинными волосами в носу″), Wiitem («Люди-кузнечики»), Wantcauem («Люди, тронутые рекой»), Autaatem («Люди с высокогорья»), Awilem («Люди-собаки») ), кланы Ватчинакиктум, Ванчинакиктум (позже известные как Исилсивэйяютцем, подчиненный клан Авилем) и Сауикпакиктум, Савиш-пакиктем конца 1870-х годов ( район каньона Мартинес и Мартинес; Сокут Меньили, Со-кут Мен-йил - «Леди Луна [фигура в мифе о творении) ]") кланы и индейцы Чемеуэви, штаб-квартира в Термале, Калифорния , Тельмува — «темная смола или сок мескитового дерева» [14] ) [15] [16]
Известная Кауилья
[ редактировать ]- Джон Энтони (1783-1863), майор горы Кауилья
- Рамона Любо (1865-1922), корзинщик и символ романа Хелен Хант Джексон «Рамона».
- Мэриголд Линтон (группа Моронго, р. 1936), когнитивный психолог
- Джон Тортес «Шеф» Мейерс (Cahuilla Band, 1880–1971), бейсбольный ловец Высшей лиги
- Кэтрин Сива Собель (Лос-Койотс, 1920–2011), защитница языка и бывший председатель племени.
- Джеральд Кларк (Cahuilla Band), художник и педагог
См. также
[ редактировать ]- Музей культуры Агуа Кальенте
- Мифология Кауильи
- Традиционные повествования Кауильи
- Золотая шахматная доска
- Другой
- О.М. Возенкрафт заключил Темекульский мирный договор 5 января 1852 года. [17]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Перепись 2010» (PDF) . census.gov . Архивировано из оригинала (PDF) 9 декабря 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Калифорнийские индейцы и их резервации. Доступ к библиотеке и информации SDSU. Архивировано 5 февраля 2009 г., в Wayback Machine.
- ^ Бин, 1978
- ^ Зилер, Хансякоб; Хиоки, Кодзиро (1979). Словарь Кауильи . Индейская резервация Моранго, Баннинг, Калифорния: издательство Malki Museum Press.
- ^ К. Майкл Хоган. 2009 год
- ^ «Офис разнообразия, равенства и инклюзивности» .
- ^ Музей Малки [ мертвая ссылка ]
- ^ [1] Лоуэлл Джон Бин , Сильвия Бракке Вейн и Джексон Янг: Кауилья и регион гор Санта-Роза: места и их индейские ассоциации: обзор опубликованных и неопубликованных источников
- ^ Уайтуотер, Калифорния, названный в честь близлежащей реки Уайтуотер, известен местному народу Кауилья как Киш Чавал.
- ^ Группа Мишн-Крик, деревня индейцев, резервация Мишн-Крик
- ^ когда-то они были домом для нескольких кланов горных кауилья (Костакиктум, Наткутакиктум, Пауатиауитцем, Пауата-киктум, тепамокиктум и темеваник) под руководством вождя Хуана Антонио из клана Костакиктум, семья Луго пригласила этих горных кауилья поселиться в Политане, Калифорния , чтобы заменить жителей Новой Мексики в качестве стражей своих стад против вражеских индейцев Мохаве (1846 г.)
- ^ Уильям Дункан Стронг: Общество аборигенов Южной Калифорнии
- ↑ Вождь пустыни Кауилья Кабазон (испанское прозвище, означающее «упрямый» или «головастый») также присоединился к союзу с калифорнийцами.
- ^ Ричард Лэндо и: Руби Э. Модесто: Темал Вакиш: Деревня Кауилья в пустыне
- ^ Эдвард Уинслоу Гиффорд: Кланы и общины в Южной Калифорнии
- ^ Лареа Льюис: Пустыня Кауилья: исследование культурных ландшафтов и исторических поселений
- ^ КАРРИКО, РИЧАРД Л. (лето 1980 г.). «Индейцы Сан-Диего и годы пренебрежения федерального правительства, 1850–1865» . Журнал истории Сан-Диего . Историческое общество Сан-Диего . Проверено 22 июня 2010 г.
Источники
[ редактировать ]- Бин, Лоуэлл Джон (1972). Люди Муката: индейцы кауилья из Южной Калифорнии . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. стр. 201 . ISBN 0-520-02627-6 . LCCN 78145782 . ОСЛК 370378 . ЖКЦ E99.C155 B4
- Бин, Лоуэлл Джон. (1978) «Кауилла», в Калифорнии , под редакцией Роберта Ф. Хейзера, стр. 575–587. Справочник североамериканских индейцев , Уильям К. Стертевант, главный редактор, том. 8. Смитсоновский институт , Вашингтон, округ Колумбия.
- Бин, Лоуэлл Джон, Сильвия Бракке Вейн и Джексон Янг. (1991) Пейзаж Кауилья: горы Санта-Роза и Сан-Хасинто . Менло-Парк, Калифорния: Ballena Press
- Хоган, К. Майкл. 2009. Калифорнийская веерная пальма: Washingtonia filifera , GlobalTwitcher.com, изд. Никлас Стромберг
- Кребер, А.Л. (1925) Справочник индейцев Калифорнии . Бюллетень Бюро американской этнологии № 78. Вашингтон, округ Колумбия.
- Джеймс, Гарри К. (1969) Индейцы Кауилья , Баннинг, Калифорния: издательство Malki Museum Press.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аподака , Пол (с Люком Мадригалом). 1999. «Песни птиц Кауилья», California Chronicles , 2 (2): 4–8.
- Брумгардт, Джон Р.; Боулз, Ларри Л. (1981). Люди волшебных вод: индейцы кауилья из Пэм-Спрингс . Палм-Спрингс: Публикации ETC. п. 124. ИСБН 0-88280-060-4 . LCCN 78016023 . OCLC 4056234 . ЖКЦ E99.C155 B77
- Хольцкло, Кеннет М.; Историческое общество перевала Сан-Горгонио (2006). Перевал Сан-Горгонио . Образы Америки. Чарльстон, Южная Каролина: Arcadia Press. п. 128. ИСБН 0-7385-3097-2 . LCCN 2005934849 . OCLC 70259293 . ЛЦК F868.R6 H65 2006 г.
- Джеймс, Гарри Клеборн (1968) [1960]. Индейцы Кауилья . Индейская резервация моронго : издательство музея Малки (Westernlore Press). ASIN B0007HDH7E . LCCN 60010491 . OCLC 254156323 . LCC E99.K27 J3 - включает фотографию Кэтрин Шивы Саубель (стр. 155) и рисунки Карла Эйтеля , изображающие индийские дома, колодцы, зернохранилища-корзины и оллы (стр. 174–5).
- Кребер, А.Л. (1908) Этнография индейцев кауилья . Kessinger Publishing, LLC (переиздание 2007 г.) ISBN 0-548-68107-4 ISBN 978-0548681077
- Куинн, Гарри М. (1997). Наблюдения за индейцами кауилья – прошлое и настоящее . Палм-Спрингс, Калифорния: Археологическое общество долины Коачелла. п. 46. LCCN 97204029 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Домашняя страница Группа Agua Caliente
- Домашняя страница Augustine Band
- Кабазон-Бэнд
- Домашняя страница Cahuilla Band
- Контакты группы Лос-Койотс индейцев Кауилья и Купено
- Домашняя страница Morongo Band
- Домашняя страница Ramona Band
- Домашняя страница Группа Санта Роза
- Домашняя страница Торрес Мартинес Пустыня Кауилья Индейцы
- Фрейзер, Роберт В. (редактор) (1976). «Отчет Ловелла об индейцах Кауилья: 1854 год». Журнал истории Сан-Диего 22 (1).
- Резервация Агуа-Кальенте и резервация Моронго, Калифорния, Бюро переписи населения США