Ачомави
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Калифорния | |
Языки | |
Английский , ранее Ачумави | |
Государственный университет Сан-Диего |
Ачомави (также Ачумави , Аджумави и Аджумави ) — северные девять (из одиннадцати) групп племени Пит-Ривер Палаихнихан, коренных американцев которые живут на территории нынешней северо-восточной Калифорнии в США . Эти 5 автономных групп (также называемых «трибелетами») индейцев реки Пит-Ривер исторически говорили на несколько разных диалектах одного общего языка, а две другие группы говорили на диалектах родственного языка, называемого Ацугеви . Название «Ачомави» означает «речные люди». [ 1 ] и правильно относится к группе, которая исторически населяла долину Фолл-Ривер и реку Пит-Ривер от южного конца гор Биг-Вэлли, к западу от водопада Пит-Ривер. [ 2 ] Девять групп ачумави жили по обе стороны реки Пит-Ривер от ее истока у озера Гусь до Монтгомери-Крик, а две группы Ацугеви жили к югу от реки Пит-Ривер на притоках реки Хэт-Крик в долине Хэт-Крик и долине Дикси. [ 3 ]
Население
[ редактировать ]Территории, говорящие на ачомави, простирались от Биг-Бенда до Гусиного озера . Эта земля также была домом для близкородственных народов ацугеви . Потомки обеих культур позже были насильно переселены в резервацию Пит-Ривер . Оценки численности населения большинства коренных групп Калифорнии до контакта существенно различались. Альфред Л. Кребер оценил общую численность населения ачомави в 1770 году в 3000 человек, а ацугеви - в 300 человек. [ 4 ] Более подробный анализ, проведенный Фредом Б. Ниффеном, пришел к той же цифре. [ 5 ] Т. Р. Гарт оценил численность населения Ацугеви максимум в 900 человек. [ 6 ] Эдвард С. Кертис , фотограф и писатель 1920-х годов, дал оценку, что в 1910 году их было 240 ацугеви и 985 ачомави. [ 7 ] По состоянию на 2000 год население ачомави оценивается в 1500 человек. [ 8 ]
Язык
[ редактировать ]Язык ачомави и язык ацугеви вместе классифицируются как языки Палаихнихан . [ 9 ] и в более широком смысле в возможной северной группе предложенного типа Хокан с Яной , языками Шастан , Чимарико , Карук , Васо и языками Помо . [ 10 ]
Историческая культура
[ редактировать ]Жилье и деревни
[ редактировать ]Каждое из девяти племен языковой группы «Ачомави» определило отдельные территории вверх и вниз по берегам реки Пит (которую они называли «Ачома»). На своих территориях каждая группа имела несколько деревень, которые, очевидно, состояли из членов больших семей, и в каждой деревне проживало около 20-60 жителей. Банды были организованы по принципу одной центральной деревни и небольших деревень-спутников. Нижние полосы реки Пит-Ривер существовали в более густо засаженной деревьями горной зоне, тогда как верхние полосы реки Пит-Ривер имели более засушливые заросли шалфея и зону можжевельника. Поэтому их жилье, источники пищи и сезонные перемещения также различались. Летом племя ачомави и другие племена верховьев реки Пит обычно жили в конусообразных домах, покрытых циновками - туле. [ 3 ] и проводил время в тени или за ветрозащитными полосами из кустарника или циновок. [ 11 ] Зимой строились дома побольше. Эти зимние дома, частично подземные, имели деревянные каркасы, поддерживающие покрытие из смеси коры, травы и тула. [ 3 ]
Семейная жизнь
[ редактировать ]В браке жених недолго жил в доме невесты, охотясь и работая на родственников невесты. В конце концов она переехала с ним в его семью по так называемому патрилокальному образцу. У них патрилинейное общество, где наследование и происхождение передаются по отцовской линии. Традиционное вождество передавалось старшему сыну.
Когда рождались дети, родителей изолировали и ограничивали в еде, ожидая, пока у ребенка пуповина отпадет . Если рождались близнецы, одного из них убивали при рождении. [ 12 ]
Ачомави хоронили своих мертвецов в согнутом положении, на боку, лицом на восток; иногда при погребении их клали в плетеные корзины. Тех, кто умер за пределами общины, кремировали , а их прах возвращали для захоронения среди своего народа. Вещи умершего и подношения родственников хоронили или сжигали вместе с телом, и рождался дом умершего. Особых церемоний и ритуалов не было. Когда женщины овдовели , они стригли себе волосы и втирали смолу в стерню и в лицо. Вдова также носила на шее ожерелье с кусочками смолы. Эти вещи носили около трех лет. После того как волосы вдовы отросли до плеча, ей разрешили выйти замуж за брата умершего мужа. [ 12 ]
В свободное время женщины в общине играли в игру с двойным мячом. [ 11 ] Ачомави также строили и использовали парилки . [ 13 ]
Платье и боди-арт
[ редактировать ]Мужчины ачомави носили оленьую кожу с пальто и рубашками. Оленью шкуру с вырезанным посередине отверстием надевали на головы после того, как боковые стороны были сшиты, чтобы образовались проймы, а затем подпоясывались. из оленьей кожи Леггинсы с бахромой были редкостью, но иногда их носил ачомави. Самым распространенным видом обуви были мокасины из скрученного тюля и набивки травой. Мокасины из оленьей кожи носили в сухую погоду. на набедренную повязку восточных В общинах также можно было увидеть фартук, похожий на килт, похожий общин . Женщины носили короткие платья или топы, подобные мужчинам, а также юбку из оленьей кожи или фартук с бахромой. Мокасины из оленьей кожи и кепка-корзинка также были обычным явлением среди женщин. могла украшаться как мужская, так и женская одежда Вышивкой иглами дикобраза . [ 11 ] И мужчины, и женщины имели татуировки . У женщин были татуировки в виде трех линий под ртом и, возможно, нескольких линий на щеке. Мужчины делали пирсинг перегородки ракушкой из денталиума или другими украшениями. [ 11 ]
Пропитание
[ редактировать ]Ачомави ловили рыбу, охотились и собирали вещи со всей округи. олени , дичь , окунь , щука , форель , сом Ловились . Также были собраны дикие растительные продукты, травы, яйца, насекомые и личинки. [ 3 ] Единственным мясом, которого ачомави избегали, была домашняя собака , а соль использовалась в крайних умеренных количествах, поскольку община считала, что слишком много соли вызывает раздражение глаз. [ 11 ]
Рыбалка
[ редактировать ]Рыболовство было основным источником продовольствия для ачомави. Присоска из Сакраменто была описана как имеющая «первостепенное значение» для ачомави. [ 14 ] В восточных группах лосося было мало, в то время как в нижнем течении реки Пит он был в изобилии. Лосось сушили на солнце, слегка поджаривали или коптили, а затем хранили в больших корзинах, покрытых корой, в виде плит или раскрошенных кусков. [ 15 ]
Рыбаки использовали сети, корзины и копья для ловли рыбы, а также ловушки для ловли сакраментской присоски. Десять ловушек для рыбы были найдены и выставлены в государственном парке Аджумави Лава Спрингс . Сделанные из камня ловушки представляли собой большую внешнюю стену, соединяющую две точки суши на озере. Стена была построена на уровне воды из лавовых камней . Центральное отверстие в стене размером 20-50 сантиметров предназначалось для того, чтобы присоски могли проникать в ловушки. Отверстие втягивает поток родниковой воды, который достаточно силен, чтобы унести его в присоски. Чтобы поймать рыбу, нужно было бревно, сеть каноэ или нос , а затем их протыкали копьем. Камни называют лабиринтами из-за множества внутренних каналов и бассейнов, которые они образуют. [ 14 ]
Помимо ловушек, община изготавливала и использовала другие инструменты для ловли рыбы, в том числе рыболовные крючки и наконечники копий, сделанные из кости и рога. Рыболовные крючки ачомави изготавливались из оленьей кости, а рыболовные копья представляли собой длинное деревянное древко с двуострым костяным наконечником с гнездом, в котором устанавливалось основание древка. К наконечнику копья была прикреплена веревка, которую копейщик затем держал для контроля. [ 7 ] Из конопли также делали шнуры для рыболовных сетей, а сыромятную кожу использовали для рыболовных плотин. Ачомави изготавливали пять типов рыболовных сетей: три из них были погружными , одна — жаберная и пятая — невод . [ 16 ]
Три сачка имели форму мешков. Один тип, называемый талакайи , подвешивался на зубцах раздвоенного шеста и использовался с каноэ, на суше или в болотах и использовался для ловли лохов, форели и щуки . Другая сеть, тамичи , использовалась только для ловли присосок. Тамити в закрытом состоянии имело глубину от четырех до пяти футов и ширину. Сетку у нижнего края отверстия мешка продевают на палку, которую затем опускают в воду для ловли рыбы. Рыбак шел по воде, передвигая сеть, а женщины и дети шли вброд, подталкивая рыбу к рыбаку. Когда рыба попадает в сеть, рыбак освобождает мешок, который затем закрывается. Третий мешок, липаке , был небольшим, с вшитым в отверстие овальным обручем. Рыбак нырял в воду и держал сеть в одной руке, а свободной рукой загонял присоски. Успешно поймав рыбу, рыбак переворачивал обруч через сеть, чтобы закрыть ее для безопасной ловли. [ 16 ]
Две другие сети обычно использовались для ловли форели и щуки. Жаберная сеть, называемая туватифши , имела длину от 40 до 60 футов и утяжелялась камнями, чтобы потопить ее. Один конец был прикреплен к дереву, а другой — к бую ; когда рыба была поймана, буй двигался. Невод, talámámchi , имел глубину от шести до футов и пересекал поток от одного берега до другого в спокойной воде. Для затопления нижнего края использовались камни, а для верхнего - буи. Рыбак сидел в каноэ на одном берегу, а к противоположному берегу был прикреплен блок. Когда рыба тянула сеть, рыбак тянул поплавочную леску с помощью блока, чтобы снять улов. [ 16 ]
гольянов для сушки. Также ловили [ 16 ] Их ловили ловушкой для рыбы, сделанной из ивовых прутьев и соснового корня утка . Устье ловушки цилиндрической формы имело сходящиеся внутрь шпеньки, препятствующие выскакиванию рыбы, и контролировалось двумя плотинами . плотину, называемую татапи На мелководных ручьях устанавливали , для ловли форели, щуки и лохов. На дне ручья был помещен ряд кольев, а камни, бревна, пни и земля были сложены против кольев так, чтобы вода перекрывалась и переливалась через плотину в ловушку на другой стороне. Другая плотина, тафсифски , использовалась в более крупном ручье для ловли аллиса ( сталеголовой форели ), когда осенью они возвращались в море. Тафсифши ; состояли из двух секций забора, которые простирались от противоположных берегов реки под углом вниз по течению почти встречая середину реки. Они были соединены коротким участком стены, образованным путем скрепления горизонтальных столбов, расположенных близко друг к другу через проем. Это была самая низкая точка созданной плотины, и вода заливала рыбу в корзину на другой стороне пропасти. [ 17 ] Лосося ловили копьем, неводом или сетями, которые висели над водопадами или плотинами. [ 15 ]
Охота
[ редактировать ]Из-за засушливого характера земель ачомави оленей не всегда было много, отсюда и их уникальный способ охоты на оленей по сравнению с другими коренными жителями Калифорнии. [ 15 ] Вдоль оленьей тропы будет вырыта глубокая яма, заросшая кустарником, тропа будет восстановлена, включая добавление оленьих следов с помощью копыта, а вся грязь и человеческие останки будут убраны. Скот поселенцев также падал в эти ямы, настолько, что поселенцы убедили людей прекратить эту практику. Ям было больше всего возле реки, потому что олени приходили на водопой, поэтому река названа в честь этих ям-ловушек. [ 18 ] Охоте на оленей всегда предшествовал ритуал. Существовали также ритуалы, не связанные с процессом охоты, но предполагавшие отказ от оленьего мяса. Девочки-подростки набивали ноздри ароматными травами, чтобы не чувствовать запаха оленины во время церемонии взросления. готовящейся [ 15 ]
Водоплавающих птиц, как и уток, ловили в петлю, натянутую через ручьи. Кроликов загоняли в сети. [ 15 ]
Встреча
[ редактировать ]В течение года народ ачомави собирал разнообразные продукты питания. Желуди были основным продуктом питания для ачомави и других коренных народов Калифорнии. Из-за нехватки дубов на территориях Ачомави эти орехи в основном закупались у соседних культур. [ 3 ] [ 15 ] Туле использовалось ачомави для изготовления шпагата, циновок и обуви; помимо того, что он является источником пищи. Ростки собирали ранней весной, а затем готовили или ели сырыми. Плодоносящие деревья также были источником питания, в том числе орегонский виноград , орегонская слива , тихоокеанский тис и мансанита белолистная . Среди других растений, собираемых ежегодно, были камас , а также несколько видов семенных трав, индийский картофель и лилии . Эти луковицы и семена консервировали и хранили для использования в зимние месяцы, а также для периодического использования в торговле. [ 19 ]
Религия
[ редактировать ]Мальчики-подростки искали духов-хранителей, называемых тинихови , и оба пола переживали церемонии полового созревания . [ 3 ] В общине также проводился победный танец, во время которого женщины, участвовавшие в праздновании, несли голову врага. Пожилые мужчины постились, чтобы увеличить вылов рыбы, а женщины и дети ели вне поля зрения реки, чтобы стимулировать популяцию рыбы. [ 12 ] Духовное присутствие отождествлялось с горными вершинами, определенными источниками и другими священными местами. [ 20 ]
Ачомави Шаманы поддерживали здоровье общины, выступая в качестве врачей. Шаманы сосредотачивались на «болеях», которые были физическими и духовными. Считалось, что эти боли причиняли людям другие враждебно настроенные шаманы. Излечив боль, шаман проглатывал ее. Роль шамана выполняли как мужчины, так и женщины. сказал, что у шамана есть фетиш под названием «каку». Крёбер [ 21 ] или qaqu Диксона. [ 22 ] Кребер полагался на работу Диксона в этой части Калифорнии. [ 23 ] (Буква q должна была обозначать велярный спирант x , как у Баха , в системе, обычно использовавшейся в то время для написания языков коренных американцев. [ 24 ] Словарь ачумави [ 25 ] нет этого слова.) Диксон описал qaqu как пучок перьев, которые, как считалось, росли в сельской местности, укоренялись в земле и из которых, будучи закрепленными, постоянно капала кровь. Его использовали как оракул для определения болей в теле. [ 22 ] Кристалл кварца также почитался в обществе и добывался путем ныряния в водопад. В бассейне водопада ныряльщик находил духа (например, русалку ) , который вел ныряльщика в пещеру, где росли кристаллы. гигантской мотылька Кокон , символизировавший «сердце мира», был еще одним фетишем, и его было труднее добыть. [ 13 ]
Обряды полового созревания
[ редактировать ]Ритуал полового созревания девочка начинала с прокалывания ушей отцом или другим родственником. Затем ее подхватывали, бросали, а затем били старой корзиной, прежде чем она убегала. В это время ее отец молился за нее горам. Девушка возвращалась вечером с кучей дров, еще одним символом женской роли в обществе, например, с корзиной. Затем она разводила костер перед своим домом и танцевала вокруг него всю ночь при участии родственников; вокруг костра или внутри дома. Танец сопровождала музыка, состоящая из погремушки оленьих копыт . Во время ритуала ей затыкали нос травами, чтобы не чувствовать запаха оленины готовящейся . Утром ее снова подхватывали и бросали, и она убегала с грохотом оленьих копыт. Это повторялось пять дней и ночей. На пятую ночь она возвращалась с пробежки, чтобы ее посыпали еловыми листьями и искупали, завершая ритуал. [ 26 ]
Обряды полового созревания мальчиков были похожи на ритуалы девочек, но с добавлением шаманских элементов. Мальчику прокалывают уши, а затем бьют его тетивой и он убегает поститься и купаться в озере или роднике. Пока его нет, его отец молится, чтобы горы и Женщина-Олениха присматривали за мальчиком. Утром он возвращается, разжигает костры по дороге домой, ест вне дома, а затем снова убегает. Он остается на несколько ночей, разжигает костры, складывает камни и пьет через тростник , чтобы его зубы не соприкасались с водой. Если он увидит животное в первую ночь в озере или роднике или приснится животному; это животное станет его личным защитником. Если мальчику приснится такое видение, он станет шаманом. [ 26 ]
Военные традиции и вооружение
[ редактировать ]В целом Ачомави придерживался значительно негативного взгляда на настоящую войну, считая ее нежелательным исходом. Считалось, что вступление в битву или убийство врага приводит к определенному загрязнению. Только с помощью «строгой программы очищения» человек мог удалить его. [ 27 ] сухожилиями с Луки были их основным оружием. Эти луки имели заметно более плоскую форму, чем те, что использовались юроками и другими калифорнийскими племенами. Бронежилет изготавливался из твердой лосиной или медвежьей шкуры с жилетом из тонких палочек, скрученных вместе. [ 11 ]
Искусство
[ редактировать ]Изготовление корзин
[ редактировать ]Ачомави следуют традициям других калифорнийских племен и обладают навыками плетения плетений. Корзины изготовлены из ивы и окрашены растительными красками . [ 3 ] Их плетение переплетено, и по сравнению с работами Хупа и Юрок они описываются как более мягкие, крупные и с узором, в котором отсутствует акцент на одной горизонтальной полосе. Формы аналогичны формам Модока . [ 11 ] и имеют слегка закругленное дно и бока, широкие отверстия и небольшую глубину. [ 17 ] Размеры и форма корзин зависят от предполагаемого использования. Некоторые корзины созданы для того, чтобы женщины носили их в качестве шапок, некоторые — для приготовления пищи на горячих камнях, хранения полужидкой еды или воды. Для основы используются ивовые прутья, а для утка — корень сосны. В шапках используется только тулевое волокно. Ачомави также изготовляли корзину для бремени , а также сетчатую лопатку, которая использовалась для сбора семян в корзины для бремени, сделанные из ивы или смеси ивы и корня сосны. [ 17 ]
Большинство корзин покрыты светлой белой накладкой из ксерофиллума Тенакс , хотя считается, что корзины, покрытые ксерофиллумом Тенакс, предназначены только для торговли и продажи, а не для повседневного использования. Xerophyllum tenax защищает рисунки и материалы корзин при использовании, полезен при кипячении или хранении воды. Антрополог Альфред Кребер полагал, что к 1925 году ачомави больше не готовили еду в корзинах, а просто делали их для продажи и обмена. [ 11 ]
Каноэ
[ редактировать ]Ачомави делали простые долбленые каноэ из сосны или кедра . Эти каноэ были длиннее, тоньше и менее детализированы, чем лодки из красного дерева Юрок и каноэ Модок, и предназначались для транспортировки и охоты. [ 11 ]
История
[ редактировать ]Ранняя история
[ редактировать ]Отношения с соседними носителями ацугеви традиционно были благоприятными для большинства ачомави. Тем не менее, непосредственная близость между племенем Илмави из Ачомави и жителями Ацугеви Хат-Крик ( haatiiw̓iw ), Ацуге ( haatííw̓iwí - «Люди Хэт-Крик», собственное имя: atuwanúúci ), была немногословной. Эти плохие чувства частично возникли из-за того, что Ацугэ вторгся на территорию Илмави во время путешествия по ней, чтобы собрать обсидиан с близлежащей Стеклянной горы ( sáttít - «кремневое место», также название озера Медицины). [ 28 ]
В своих связях с соседними культурами ачомави обменивали свои меха, плетеные изделия, стеатит , одеяла из кроличьей шкуры, еду и желуди в обмен на такие товары, как корень эпоса , бусы из моллюсков, обсидиан и другие товары. Посредством этих коммерческих сделок товары из Винтунов ( iqpiimí - «народ Винтун», númláákiname - Номлаки (народ центральных Винту) ), Модока и, возможно, пайуте ( aapʰúy - «незнакомец»). ачомави перевозили [ 15 ] В конце концов они также стали торговать лошадьми с модоками. [ 13 ] Ачомави использовали бусины в качестве денег, в частности, денталии . [ 15 ]
Контакты между носителями языка ахомави и ацугеви с кламатами ( ál ámmí - «народ кламатов») и модоками ( lutw̓áámíʼ / lútʰám - «народ модоков») на севере в основном не были задокументированы. Несмотря на это, Гарт счел вероятным, что до того, как северяне стали использовать лошадей, между культурами существовало обширное взаимодействие. [ 29 ] Лесли Спир пришел к выводу, что Кламаты и их родственники Модок завели лошадей в 1820-х годах. [ 30 ] Поселения ачомави стали жертвами набегов рабов со стороны всадников Модока и Кламата. В частности, жители Гусиного озера , Хевисдави, использовались Модоком Гусиного озера ( lámmááw̓i - ″Гусиное озеро Модок″) «в качестве источника поставок рабов ( cah̓h̓úm – раб; букв. ″собака″ - позже также означает ″ лошадь″), которую можно было бы обменять на другие товары». [ 31 ] Захваченные люди будут проданы в рабство на межплеменном невольничьем рынке в Даллесе в современном Орегоне. [ 4 ] [ 3 ]
Группа Мадези, жители Ачомави в районе современного Биг-Бенда , имела особенно теплые отношения с Винтунами. Соседние Шаста ( sástayci / sastííci - «Люди Шаста») и Яна ( tʰísayci - «Люди Яны») были «могущественными врагами», которые время от времени нападали на поселения Мадези. [ 32 ]
Европейский контакт
[ редактировать ]В 1828 году земли Ачомави посетили звероловы и торговцы мехом. Лишь в 1840-х годах и во время золотой лихорадки в Калифорнии посторонние начали прибывать в больших количествах, захватывать земли и нарушать образ жизни ачомави. Войны на реке Роуг привели к сильному военному присутствию США в этом районе. в 1855–1856 годах также [ 3 ]
Конец 19 и 20 веков
[ редактировать ]В 1871 году члены общины приняли участие в первом движении «Танец призраков» и других будущих движениях религиозного возрождения после переезда в резервацию . В 1921 году эпидемия оспы . на Ачомави нанесла серьезный ущерб [ 3 ]
Сегодняшний день
[ редактировать ]Большинство людей ачомави состоят в признанном на федеральном уровне племени Пит-Ривер . Племя состоит из нескольких автономных банд — девяти ачомави и двух (возможно, трёх) банд ацугеви:
Верховья Ачомави (Восточный Ачомави)
- h̓éewíssátéwi («Горцы»), [ 33 ] h̓ééwíssáy̓tuwí («Люди Гусиного озера»), обычно Hewisedawi/Hay-wee-see-daw-wee/Hewise («Те, кто сверху», «Люди, которые живут высоко»): несколько деревень Hewise были расположены вокруг Гусиного озера. их территория простиралась от долины Фанданго на юг через горы Уорнер до Кедрового перевала; на запад через реку Пит и далее на высокогорное плато, называемое Садом Дьявола ; на север до западного берега Гусиного озера. Другие деревни были расположены на юге территории вдоль реки Пит и за пределами Сада Дьявола; обычно называют «Гусиное озеро Ачомави» или «Люди Гусиного озера».
- astaaqííw̓awí , обычно Астарави/Астаривави ; в Ацугеви Астакваини оуте (оба: «Люди горячих [источников] »): их четыре поселения были расположены вдоль реки Пит в районе Кэнби, Калифорния , и близлежащих горячих источников; обычно называют «Горячие источники Ачомави» или «Люди Кэнби».
- q̓úsyálléq̓tawi , q̓ussiálláq̓tawí , q̓ossi álláqtawí , обычно Kosealekte/Kosalektawi/Qosalektawi («Можжевельник, любящий людей»); в Ацугеви Астакваини оуте («Люди горячих источников»): три их поселения располагались в верховьях реки Пит-Ривер к югу от района Алтурас, Калифорния ; обычно называемый «Альтурас Ачомави».
- h̓ámmááw̓i («Люди верховьев», «Люди высокогорного плато»), обычно Хамави («Люди южной развилки реки Пит-Ривер»); в Ацугеви Апиши : их главная деревня Хамаве/Хаммави находилась в окрестностях Ликли, Калифорния (ранее Южная развилка) в Южном развилке реки Пит, еще восемь поселений также были расположены вдоль Южного развилка, обычно называемого «Вероятно Ачомави»;
- атвами («Люди долины») или атвамсини («Жители долины»), обычно Атуами/Атвамви или Атвамсини ; в Ацугеви Акуи оуте («Люди Большой долины»): их 27 поселений были расположены вдоль Эш-Крик и реки Пит в высокогорной местности Большой долины ; обычно называют «Ачомави из Большой долины» или «Люди Большой долины».
Нижняя река Ачомави (Западный Ачомави)
- acúmmááwi («Люди реки [ямы]»), wannúkyumiʔ («Люди осенней реки»), обычно обычно Аджумави/Ачумави/Ачомави («Речные люди»); в Ацугеви Дикови овте («Люди Фолл-Ривер»): их 17 поселений располагались вдоль рек Фолл-Ривер и Пит-Ривер (acúmmá — «река») вплоть до Фолл-Ривер-Миллс, Калифорния ; обычно называют «Фолл-Ривер Ачомави» или «Люди Фолл-Ривер-Миллс».
- ilmááwi («Люди каньона»), обычно Ilmawi/Ilmewi/Ilmiwi («Люди деревни Ильма»); в Ацугеви Апахезарини : занял 13 поселений вдоль реки Пит от устья Берни-Крик до нескольких миль ниже Фолл-Ривер-Миллс; обычно называемый «Кейтон-Вэлли Ачомави».
- iic̓áátawí («Люди долины Берни»), обычно Ицатави («Люди долины гусей»); в Ацугеви Бомари оуте («Люди Пит-Ривер»): их 25 поселений сосредоточены в Гусиной долине и нижнем районе Берни-Крик; имел тесные связи с Мадези; обычно называют «Гусиной долиной Ачомави».
- matéési , обычно Мадези (Мах-дай-си/Мадессави) [ 34 ] («Люди деревни Мах-Десс (Биг-Бенд)», «Люди долины Мадези»); на языке Ацугеви Дакюпени или Псикамучи (без перевода): их территория включала Биг-Бенд и его горячие источники , а также окрестности реки Нижняя Пит (А-чу'-ма на диалекте Мадези), а также несколько ее притоков, таких как Коск. Ручей (Ан-ноо-че'че) и Нельсон-Крик (А-лис'чу'-ча). Их главная деревня Мах-Десс или Мах-Десс Атджвам («Долина Мадези») находилась на северном берегу реки Пит, к востоку от Коск-Крик, и находилась прямо через реку от небольших деревень, окружавших горячие источники на острове. южный берег реки, который назывался У-ле-му-ме, Лах-лах-пис-мах и Ал-лу-сатч-ха; обычно называют «Люди Биг-Бенд Ачомави» или «Люди Биг-Бенд», иногда как «Люди Монтгомери-Крик». [ 35 ]
и две (возможно, три?) полосы Ацугеви [ 36 ]
- хаатииуиви ; в Ацугеви Атувануучи (оба: «Люди Хэт-Крик»), обычно Ацугеви ; в Ацугеви Ацуге (оба: «Сосновые люди»): их пять поселений располагались в основном вдоль Хэт-Крик между горой Лассен и рекой Пит-Ривер, а также вдоль Берни-Крик (семьи, поселившиеся там, иногда считаются отдельными Вамари / Вамари 'Я группа); обычно их называют «индейцами Хэт-Крик» или «племенем соснового дерева».
- ammítci («Люди Аммита, т. е. долины Дикси»), обычно Апваругеви ; в Ацугеви Апориге/Апваруге («Люди Апваривы, т.е. долины Дикси») или Махуопани («Люди можжевелового дерева»): их 12 поселений располагались вдоль Бивер-Крик, Пайн-Крик , Уиллоу-Крик , реки Сьюзен и на берегах Игл Лейк и Хорс-Лейк, но их основная территория поселения находилась вдоль Хорс-Крик в Литл-Вэлли и Дикси-Вэлли; обычно называют «индейцами Хорс-Крик» или «племенем Дикси-Вэлли» Уиллоу-Крик (округ Лассен, Калифорния)
- ванумчивави ; в Ацугеви Вамари'и/Вамари'л (оба: «Люди долины Берни»): их поселения располагались вдоль ручья Берни до его впадения в реку Пит (в основном причислялись к группе Ацугеви)); обычно их называют «индейцами Хэт-Крик» или «племенем соснового дерева».
что с незапамятных времен они проживали на территории, известной как площадь 100 миль (160 км2), расположенной в некоторых частях округов Шаста , Сискию , Модок и Лассен в штате Калифорния. [ 37 ]
Существует Жилищное управление, которое за счет правительственных грантов разработало проекты общественного жилья, например, жилья для семей с низкими доходами и пожилых людей. У племени есть детский сад и экологическая программа. Племя Пит-Ривер в настоящее время управляет казино Pit River, игровым заведением класса III, расположенным на 79 акрах (320 000 м²). 2 ) в Берни, Калифорния . [ нужна ссылка ]
Сегодня около 1800 членов племени зарегистрированы в современных племенах Ачумави, признанных на федеральном уровне . [ нужна ссылка ] они заключаются в следующем:
- Племя реки Пит (группы ачомави: Аджумави, Астарави, Атвамсини, Хаммави, Хевиседави, Илмави, Ицатави, Косалектави и Мадези, Ацугеви группы : Ацуге и Апориге)
- Индийская ранчерия Альтурас [ 3 ] (Название Ачомави: q̓ussiálláq̓tawí / q̓óssi álláq̓tawí - «Косеалекте/Косалектави/Косалектави» или «Альтурас/Альтулас Ачомави»; Население: 0 человек, проживающих в ранчерии)
- Биг-Бенд Ранчерия [ 3 ] (Название Ачомави: матеэси - « Мадези (Мах-дай-си/Мадессави) » или «Биг-Бенд Ачомави»; Население: 5 человек, живущих на ранчерии)
- Вероятно, Ранчерия [ 3 ] (Название Ачомави: h̓ámmááw̓i - «Хаммави» или «Вероятный Ачомави»; Население: 0 человек, живущих на ранчерии)
- Смотровая площадка Ранчерия [ 3 ] (Население: 21 человек, проживающий на ранчерии)
- Монтгомери Крик Ранчерия [ 3 ] (Название ачомави: íípʰuníw̓ca или íípʰuunidial/íípʰuurí - « Мадези (Мадесси/Мадессави) » или «Монтгомери-Крик [Ачомави]»; Население: 4 человека, живущих на ранчерии)
Следующие ранчерии используются совместно с другими сообществами:
- Реддинг Ранчерия ( группы Винту , Ачомави и Яна ; Население: 24 человека, живущих на ранчерии)
- Ранчерия Роуринг Крик . [ 3 ] [ 38 ] (банды ачомави и ацугеви; население: 18 человек, живущих на ранчериях)
- Индийская ранчерия Сьюзенвилл [ 3 ] ( Уошо , Ачомави, Маунтин-Маиду , Северный Пайуте и Ацугеви; Население: 1272 человека, из них 342 живут на ранчериях)
- XL Ранчо [ 3 ] (банды ачомави и ацугеви, а также некоторые северные пайуте; население: 62 человека, живущие на ранчериях)
- Ранчерия Долины (Ранчерия Большой Долины) или «Ранчерия Большой Долины» или «Ранчерия Большой Долины» Большой Население: 168 человек, проживающих на ранчерии);
- Индейские племена Круглой долины ( Юки , Конкоу Майду , Митоам Кай (Маленькое озеро) Помо и другие группы помо, Номлаки (Центральный Винту) , Кахто , Вайлаки и Ачомави; Население: 68 человек, живущих на ранчерии)
- Литтонская банда индейцев помо (население: 0 человек, живущих на ранчо)
- Пикаюне Ранчерия ( чукчанси йокуты , помо и около 60 других племен; население: 65 человек, проживающих на ранчерии.)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Невин, Брюс Э. (1998), «Аспекты фонологии Пит-Ривер» (PDF) , доктор философии. Диссертация , Пенсильванский университет
- ^ Мерриам, К. Харт, Классификация и распространение индейских племен Калифорнии Пит-Ривер. Смитсоновский институт (публикация 2874), том 78, номер 3, 1926 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Уолдман 2006 , стр. 2–3.
- ^ Jump up to: а б Кребер 1925 , с. 308.
- ^ Книффен 1928 , с. 318.
- ^ Гарт 1953 , с. 177.
- ^ Jump up to: а б Кертис 1924 , с. 135.
- ^ «АЧОМАВИ» . Институт четырех направлений. 2007. Архивировано из оригинала 14 февраля 2002 года . Проверено 20 ноября 2011 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Митхун 1999: 470-472.
- ^ Голла 2011 , стр. 84–111.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Кребер 1925 , с. 310.
- ^ Jump up to: а б с Кребер 1925 , с. 313.
- ^ Jump up to: а б с Государственный университет Сан-Франциско, 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «Проживание» . Ачумави . Колледж Сискиуса . Архивировано из оригинала 8 ноября 2011 года . Проверено 20 ноября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Кребер 1925 , с. 309.
- ^ Jump up to: а б с д Кертис 1924 , с. 136.
- ^ Jump up to: а б с Кертис 1924 , с. 137.
- ^ Стивен Пауэрс * Племена Калифорнии *, с. 269 (Регенты Калифорнийского университета, предисловие Р. Хейзера, 1976 г.)
- ^ Книффен 1928 , с. 301.
- ↑ Мерриам отождествил персонажа Анникаделя с Богом в сборнике рассказов, хотя его взаимодействие с другими персонажами противоречит этой идее. Войче, Истет (1992). Анникадель: История Вселенной, рассказанная индейцами Ачумавина из Калифорнии (Переиздание). Тусон: Издательство Университета Аризоны. п. 4. ISBN 0-8165-1283-3 .
- ^ Кребер 1925 , с. 315.
- ^ Jump up to: а б Диксон 1904 , стр. 24–25.
- ^ Голла 2011 , стр. 38–39.
- ^ Пауэлл, Джон Уэсли (1880). Введение в изучение индийских языков со сбором слов, фраз и предложений (2-е изд.). Вашингтон, округ Колумбия: Государственная типография. стр. 9 .
- ^ Олмстед, Дэвид Л. Словарь ачумави . Публикации Калифорнийского университета по лингвистике. Том. 45. Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета.
- ^ Jump up to: а б Кребер 1925 , с. 314.
- ^ Гарт 1953 , с. 182.
- ^ Книффен 1928 , стр. 313, 316.
- ^ Гарт 1953 , с. 185.
- ^ Спир 1930 , с. 31.
- ^ Книффен 1928 , с. 309.
- ^ Книффен 1928 , с. 314.
- ^ Словарь ачомави
- ^ Проект горячих источников Биг-Бенд - Языки коренных народов реки Пит-Ривер
- ^ Проект горячих источников Биг-Бенд - Биг-Бенд и история горячих источников Биг-Бенд
- ^ Томас Р. Гарт - ЭТНОГРАФИЯ АЦУГЕВИ
- ^ Дело Пит-Ривер № 347 (7 ICC 815 и 844), Индийская комиссия по претензиям; см. также Олмстед и Стюарт 1978:226.
- ^ «Калифорнийские индейцы и их резервации». Архивировано 26 июля 2010 г. в Wayback Machine библиотеке и доступе к информации Государственного университета Сан-Диего . 2009 г. (получено 15 декабря 2009 г.)
Библиография
[ редактировать ]- Кертис, Эдвард С. (1924), Североамериканский индеец. Том 13 - Хупа. Юрок. Карок. Вийот. Толова и Тутутни. Шаста. Ачомави. Кламат. , Североамериканский индеец, т. 13, Компания классических книг, ISBN 978-0-7426-9813-0 , получено 21 ноября 2011 г.
- Диксон, Роланд Б. (1904). «Некоторые шаманы Северной Калифорнии». Журнал американского фольклора . 17 (64). Блумингтон, Индиана: Американское фольклорное общество: 23–27. дои : 10.2307/533984 . JSTOR 533984 .
- Голла, Виктор (2011), Языки индейцев Калифорнии , Беркли и Лос-Анджелес: University of California Press, ISBN 978-0-520-26667-4
- Гарт, Томас Р. (1953), Этнография Ацугеви , Антропологические отчеты, том. 14, Беркли и Лос-Анджелес: Калифорнийский университет Press, стр. 129–212.
- Ниффен, Фред Б. (1928), География Ачомави , Публикации Калифорнийского университета по американской археологии и этнологии, том. 23, Калифорнийский университет Press, стр. 297–332.
- Кребер, Альфред Луи (1925), Справочник индейцев Калифорнии , Вашингтон, округ Колумбия: Государственная типография , получено 28 января 2018 г.
- Государственный университет Сан-Франциско, Энциклопедия индейских племен , заархивировано из оригинала 19 октября 2011 г. , получено 20 ноября 2011 г.
- Спир, Лесли (1930), Кребер, Альфред Л.; Лоуи, Роберт (ред.), Кламатская этнография , Публикации Калифорнийского университета по американской археологии и этнологии, том. 30, Калифорнийский университет Press, стр. 1–338.
- Уолдман, Карл (сентябрь 2006 г.), Энциклопедия индейских племен , Infobase Publishing, ISBN 978-0-8160-6274-4 , получено 21 ноября 2011 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эванс, Нэнси Х., 1994. «Пит-Ривер» в «Индейской Америке в двадцатом веке: энциклопедия», изд. Мэри Б. Дэвис (Нью-Йорк: Garland Pub. Co).
- Гарт, Т.Р. 1978. «Ацугеви». В Калифорнии , под редакцией Роберта Ф. Хейзера, стр. 236–243. Справочник североамериканских индейцев, Уильям К. Стертевант, главный редактор, том. 8. Смитсоновский институт, Вашингтон, округ Колумбия.
- Хаймс, М. Аннетт, 1987. «Спор по претензиям индейцев Пит-Ривер в Северной Калифорнии», Журнал этнических исследований, 14 (4): 47–74.
- Митхун, Марианна. 1999. Языки коренных народов Северной Америки . Издательство Кембриджского университета.
- Олмстед, Д.Л. и Омер К. Стюарт. 1978. «Ачумави» в Справочнике североамериканских индейцев, том. 8 (Калифорния) , стр. 225–235. Уильям С. Стертевант и Роберт Ф. Хейзер, ред. Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт. ISBN 0-16-004578-9 /0160045754.
- Тиллер, Вероника Э. Веларде, 1996. Путеводитель Тиллера по индийской стране (Альбукерке: BowArrow Pub. Co.): см. XL Ranch Reservation, стр. 308–09. Есть новое, более позднее издание, 2005 года.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт племени Пит-Ривер
- Библиография ачомави из публичных библиотек Шаста.
- Библиография Ачомави из проекта коллекций индийской библиотеки Калифорнии.