Jump to content

Призрачный танец

Танец призраков 1889–1891 годов , изображающий оглалу в индейской резервации Пайн-Ридж в Южной Дакоте , автор Фредерик Ремингтон в 1890 году.

Танец призраков ( Каддо : Наниссана , [1] также называемый « Танец призраков 1890 года» ) — церемония, включенная в многочисленные системы верований коренных американцев . Согласно учению северных пайютов духовного лидера Вовоки (переименованного в Джека Уилсона), правильная практика танца воссоединит живых с духами мертвых, заставит духов сражаться на их стороне, положит конец экспансии Америки на Запад и принесет мир. процветания и единства коренных американцев во всем регионе. [2]

Основой танца призраков является хоровод , традиционный танец коренных американцев. [3] [4] Танец призраков впервые был осуществлен жителями Северной Невады Пайюте в 1889 году. Эта практика распространилась по большей части западной части Соединенных Штатов , быстро достигнув районов Калифорнии и Оклахомы . По мере того как «Танец призраков» распространялся из своего первоначального источника, различные племена синтезировали отдельные аспекты ритуала со своими собственными верованиями.

Танец призраков был связан с пророчеством Вовоки о прекращении колониальной экспансии, когда он проповедовал цели чистой жизни, честной жизни и межкультурного сотрудничества коренных американцев. Считалось, что практика движения «Танец призраков» способствовала сопротивлению лакота ассимиляции в соответствии с Законом Дауэса . Вариация Лакота на Танец Призраков имела тенденцию к милленаризму . [5] нововведение, которое отличало интерпретацию Лакота от оригинального учения Джека Уилсона. Каддо до сих пор практикуют Танец Призраков. [6]

Влияние Пайуте

[ редактировать ]
Cyperus esculentus , корень, который ели северные пайуты.

Северные пайуты, живущие в долине Мейсон , на территории нынешнего американского штата Невада , были известны под общим названием Tövusidökadö ( букв. « ( Cyperus пожиратели луковиц ) » во время контактов с европейцами ) . [7] [ ненадежный источник? ] Сообщество северных пайуте в то время процветало за счет рыболовства, охоты на дикую дичь и добычи кедровых орехов и корней, таких как Cyperus esculentus .

Тёвусидокадо, как правило, следовали за различными духовными лидерами и общественными организаторами. Общественные мероприятия были сосредоточены на соблюдении сезонных церемоний, таких как сбор урожая или охота. В 1869 году Хоторн Водзивоб , человек пайуте, организовал серию общественных танцев, чтобы провозгласить свое видение. Он говорил о путешествии в страну мертвых и об обещаниях, данных ему душами недавно умерших. Они пообещали вернуться к своим близким в течение трех-четырех лет. [8]

Сверстники Водзивоба приняли это видение, вероятно, из-за его уважаемого статуса целителя . Он призвал население танцевать общий хоровод, как это было принято во время праздника. Он продолжал проповедовать это послание в течение трех лет с помощью местного «специалиста по погоде» по имени Тавибо, отца Вовоки . [8]

Еще до появления религиозного движения Водзивоба в 1867 году разразилась разрушительная эпидемия брюшного тифа . Эта и другие европейские болезни убили примерно одну десятую часть всего населения. [9] что привело к обширной психологической и эмоциональной травме. Нарушение привело к беспорядку в экономической системе и обществе. Многим семьям не разрешили продолжать кочевой образ жизни.

Влияние хоровода

[ редактировать ]

Хоровод — это круговой общественный танец , который обычно проводится вокруг человека, возглавляющего церемонию. Хороводы могут быть церемониальными или чисто социальными. Обычно танцоров сопровождает группа певцов, которые также могут в унисон играть на ручных барабанах . Танцоры берутся за руки, образуя большой круг. Танцоры двигаются шаркающими шагами, чтобы отразить длинный-короткий рисунок барабанного боя , сгибая колени, чтобы подчеркнуть этот рисунок.

Во время своих исследований северо-запада Тихого океана племен антрополог Лесли Спир использовал термин « танцы пророков » для описания церемониальных хороводов, участники которых ищут транса , увещеваний и пророчеств . Спир изучал народы плато Колумбия (регион, включающий Вашингтон , Орегон , Айдахо и части западной Монтаны ). Ко времени учебы ему разрешалось смотреть только социальные танцы или танцы, в которых уже были христианские элементы, что затрудняло исследование происхождения хоровода.

Вовока – духовный лидер Северных Пайуте и создатель Танца Призраков.

Считалось, что Джеку Уилсону, пророку, также известному как Вовока , было видение во время солнечного затмения 1 января 1889 года . Сообщается, что это было его не первое видение, но, будучи молодым человеком, он утверждал, что тогда он был духовно лучше подготовлен, чтобы справиться с этим посланием. Джек прошел обучение у опытного святого человека под руководством своих родителей после того, как они поняли, что ему трудно интерпретировать свои предыдущие видения. Джек также учился на «погодного врача», следуя по стопам своего отца. Он был известен во всей Мейсон-Вэлли как одаренный и благословенный молодой лидер. Проповедуя послание всеобщей любви, он часто руководил хороводами, которые символизировали небесный путь солнца по небу. [10] [11]

Антрополог Джеймс Муни провел интервью с Уилсоном до 1892 года. Муни подтвердил, что его послание совпадает с посланием, данным его собратьям-индийцам. [2] В этом исследовании сравнивались письма между племенами. По словам Муни, в письме Вильсона говорилось, что он стоял перед Богом на небесах и видел, как многие из его предков занимались своими любимыми развлечениями, и что Бог показал Вильсону прекрасную землю, полную дичи, и велел ему вернуться домой, чтобы сказать своему народу, что они должны любить друг друга, а не ссориться. Он также заявил, что Иисус перевоплощался на Земле в 1892 году, что люди должны работать, а не воровать или лгать, и что они не должны использовать старые методы войны или традиционные методы членовредительства, связанные с оплакиванием умерших. Он сказал, что если его люди будут соблюдать эти правила, они будут объединены со своими друзьями и семьей в другом мире, и в присутствии Бога не будет ни болезней, ни старости. [12]

Муни пишет, что Уилсону дали Танец Призраков и приказали вернуть его своему народу. Он проповедовал, что если пятидневный танец будет исполняться в правильные промежутки времени, исполнители обеспечат свое счастье и ускорят воссоединение живых и умерших. Уилсон сказал, что Создатель дал ему власть над погодой и что он будет заместителем, отвечающим за дела на западе Соединенных Штатов, оставив нынешнего президента Харрисона заместителем Бога на Востоке. Джек утверждает, что затем ему сказали вернуться домой и проповедовать послание Бога. [13]

Джек Уилсон утверждал, что покинул присутствие Бога, убежденный в том, что, если каждый индеец на Западе станцует новый танец, чтобы «ускорить событие», все зло в мире будет сметено, оставив обновленную Землю, наполненную едой, любовью и вера. Новая религия, быстро принятая его братьями-пайуте, получила название «Танец в кругу». Поскольку первый европейский контакт с этой практикой произошел через лакота , их выражение «Танец духа» было принято в качестве описательного названия для всех подобных практик. Впоследствии это было переведено как «Танец призраков». [13]

Распространение послания пророка

[ редактировать ]
Продолжительность: 18 секунд.
великих сиу в танцевальных регалиях, 1894 год. Танцоры племени

Через коренных американцев и некоторых белых поселенцев послание Вильсона распространилось по большей части западной части Соединенных Штатов. На заре религиозного движения многие племена посылали своих членов для расследования деятельности самопровозглашенного пророка, в то время как другие общины посылали делегатов только для того, чтобы проявить сердечность. Независимо от первоначальных мотивов, многие уехали верующими и вернулись на родину, проповедуя его послание. Танец призраков также исследовали многие мормоны из Юты , для которых концепции индийского пророка были знакомы и часто принимались. [14] Хотя многие последователи «Танца призраков» считали Вовоку учителем пацифизма и мира, другие так не считали.

Рубашка -призрак из оленьей кожи арапахо , около 1890 года.

Развитием концепции «Танца призраков» стала разработка рубашек-призраков , которые представляли собой специальную одежду , которую могли носить воины. Ходили слухи, что они отражали пули посредством духовной силы. Неизвестно, откуда возникла эта вера. Ученые полагают, что в 1890 году вождь Пинающий Медведь представил эту концепцию своему народу Лакота. [15] в то время как Джеймс Муни утверждал, что наиболее вероятным источником является храмовая одежда мормонов (которая, по мнению мормонов, защищает благочестивого владельца от зла). [16]

Интерпретация Лакота основана на их традиционной идее «обновленной Земли», в которой «все зло смыто». Эта интерпретация Лакота включала изгнание всех американцев европейского происхождения со своих земель: [17]

Они сказали людям, что могут танцевать новый мир. Будут оползни, землетрясения и сильные ветры. Холмы нагромождались друг на друга. Земля свернется ковром со всеми уродливыми вещами белого человека – вонючими новыми животными, овцами и свиньями, заборами, телеграфными столбами, шахтами и фабриками. Внизу будет чудесный старый-новый мир, каким он был до прихода белых жиропожирателей. ...Белые люди свернутся, исчезнут и вернутся на свой континент. (стр. 228)

Политическое влияние

[ редактировать ]

В феврале 1890 года правительство Соединенных Штатов нарушило договор Лакота , изменив Великую резервацию сиу в Южной Дакоте (территория, которая раньше охватывала большую часть штата) и разделив ее на пять меньших резерваций. [18] Правительство принимало белых поселенцев с востока Соединенных Штатов; кроме того, он намеревался «разрушить племенные отношения» и «приспособить индейцев к образу жизни белого человека, мирным путем, если они захотят, или насильственно, если они должны». [19] В сокращенных резервациях правительство выделило семейным единицам территорию площадью 320 акров (1,3 км2). 2 ) земельные участки для индивидуального домохозяйства. Ожидалось, что лакота будут заниматься сельским хозяйством и разведением скота, а также отправлять своих детей в школы-интернаты . С целью ассимиляции в школах преподавали английский язык и христианство, а также американские культурные традиции. Как правило, они запрещали включение традиционных индийских культур и языков.

Чтобы помочь лакота в переходный период, Бюро по делам индейцев (BIA) должно было обеспечить лакота едой и нанять белых фермеров в качестве учителей для народа. В сельскохозяйственном плане не были учтены трудности, с которыми фермеры Лакота могли столкнуться при выращивании сельскохозяйственных культур в полузасушливом регионе Южной Дакоты. К концу вегетационного периода 1890 года, времени сильной жары и небольшого количества осадков, стало ясно, что земля не способна давать значительные сельскохозяйственные урожаи. К сожалению, это было также время, когда терпение правительства в поддержке так называемых «ленивых индейцев» иссякло. Они сократили пайки лакота вдвое. Поскольку за несколько лет до этого бизоны были практически истреблены, лакота оказались под угрозой голодной смерти.

Люди обратились к ритуалу «Танец призраков», чем напугали курирующих агентов БМА. Те, кто проживал в этом районе долгое время, признавали, что ритуал часто проводился незадолго до сражения. [20] Кикикинг Медведь был вынужден покинуть Стэндинг-Рок, но когда танцы не утихли, агент Джеймс Маклафлин запросил дополнительные войска. Он утверждал, что хункпапа духовный лидер Сидящий Бык был настоящим лидером движения. Бывший агент Валентайн Макгилликадди не увидел в танцах ничего экстраординарного и высмеял панику, которая, казалось, овладела агентствами, сказав: [21]

Приход войск напугал индейцев. Если адвентисты седьмого дня готовят одежды вознесения для Второго пришествия Спасителя , армия Соединенных Штатов не будет задействована, чтобы предотвратить это. Почему бы индийцам не иметь такой же привилегии? Если войска останутся, обязательно придут неприятности.

Тем не менее, в резервацию были переброшены тысячи дополнительных военнослужащих армии США. 15 декабря 1890 года Сидящий Бык был арестован за то, что не смог помешать своим людям практиковать Танец Призраков. [22] Во время инцидента один из людей Сидящего Быка, «Поймай Медведя», выстрелил в лейтенанта «Бычью Голову», попав ему в правый бок. Он мгновенно развернулся и выстрелил в Сидящего Быка, попав ему в левый бок, между десятым и одиннадцатым ребром; [23] этот обмен привел к гибели обеих сторон, в том числе Сидящего Быка.

Раненое колено

[ редактировать ]

Пятнистый Лось ( лакота : Унпан Глешка – также известный как Большая Нога) был лидером миниконжу в списке индейцев, «нарушающих порядок» армии США. 29 декабря 1890 года его остановили, когда он направлялся на встречу с оставшимися вождями лакота. Офицеры армии США вынудили его переехать со своими людьми в небольшой лагерь недалеко от агентства Пайн-Ридж . Здесь солдаты могли более внимательно наблюдать за старым вождём. В тот вечер, 28 декабря, небольшая группа лакота воздвигла свои типи на берегу ручья Вундед-Ни . На следующий день, когда офицеры попытались забрать оружие у банды, один молодой глухой воин Лакота отказался сдать свое оружие. Завязалась борьба, в ходе которой чье-то оружие выстрелило в воздух. Один американский офицер дал команду открыть огонь, и лакота в ответ забрали ранее конфискованное оружие; В ответ американские войска применили карабины и несколько скорострельных легких артиллерийских орудий Гочкиса, установленных на возвышающемся холме. Когда боевые действия завершились, 25 американских солдат лежали мертвыми, многие из них погибли от дружественного огня. Среди 153 погибших лакота большинство составляли женщины и дети. [24] После резни вождь Кикинг Медведь официально сдал свое оружие генералу Нельсону А. Майлзу .

Последствия

[ редактировать ]

Двадцать американских солдат получили за свои действия Почетные медали (в некоторых источниках указано 18 или 23). [25] [26] Американские индейцы и правозащитники назвали их «медалями позора» и призвали отменить эти награды, но ни одна из них так и не была отозвана. [25] [27] [28] [29]

После резни в Вундед-Ни открытое участие в движении «Танец призраков» постепенно сократилось из-за опасений продолжения насилия против практикующих. Как и большинство индийских церемоний, она стала тайной, а не исчезла полностью.

Конгресс официально извинился за резню в Вундед-Ни в 1990 году, но в то время не отменил ни одной почетной медали. [30]

Несмотря на широкое признание движения «Танец призраков», в 1890 году лидеры навахо назвали «Танец призраков» «бесполезными словами». [24] Три года спустя Джеймс Муни прибыл в резервацию навахо на севере Аризоны во время изучения движения «Танец призраков» и обнаружил, что навахо никогда не включали этот ритуал в свое общество.

Кехо полагал, что движение не получило поддержки среди племени из-за более высокого уровня социальной и экономической удовлетворенности навахо в то время. Другим фактором были культурные нормы навахо, которые прививали страх перед призраками и духами, основанный на религиозных убеждениях.

Резня в Вундед-Ни не стала концом религиозного движения «Танец призраков». Вместо этого оно ушло в подполье. Вовока продолжал распространять свое послание вместе с Kicking Bear , Short Bull и другими духовными лидерами. [31]

Во время инцидента в Вундед-Ни в 1973 году мужчины и женщины лакота, в том числе Мэри Брэйв Бёрд , исполнили церемонию танца призраков на месте, где были убиты их предки. В своей книге «Женщина Лакота » Храбрая Птица пишет, что танцы призраков продолжают оставаться частными церемониями. [32]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Эдмондс, Рэндлетт. Нуштухти?ти? Хасинай: Разговорник Каддо. Ричардсон, Техас: Издательство различных индийских народов, 2003: 19. ISBN   1-884655-00-9 .
  2. ^ Перейти обратно: а б Муни, Джеймс (15 августа 2012 г.). Религия танца призраков и раненое колено . Курьерская компания. ISBN  9780486143330 .
  3. ^ «Религия танца призраков среди сиу» . Преподавание американской истории . Проверено 14 октября 2023 г.
  4. ^ Холл, Стефани (17 ноября 2017 г.). «Записи Джеймса Муни танцевальных песен американских индейцев с привидениями, 1894 год | Народная жизнь сегодня» . Библиотека Конгресса . Проверено 14 октября 2023 г.
  5. ^ Рахал, Шерил Энн. «Танец призраков как милленарский феномен». Калибан 3, нет. 1 (1998): 171–81. [ постоянная мертвая ссылка ]
  6. ^ Кросс, Фил. «Песни и танцы Каддо». Архивировано 24 августа 2010 года в Wayback Machine . Наследие Каддо от Caddo People . Проверено 9 декабря 2009 г.
  7. ^ Стюарт, Омер К. (1939). «Северные пайуте» (PDF) . Антропологические записи . 2 (3). Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета : 142.
  8. ^ Перейти обратно: а б Кехо, Элис Бек (14 июня 2006 г.). Танец призраков: этноистория и возрождение, второе издание . Уэйвленд Пресс. п. 34. ISBN  9781478609247 .
  9. ^ Кехо, Танец призраков , с. 33.
  10. ^ «Пророк Пайуте Вовока проповедовал о мире» . Обзорный журнал Лас-Вегаса . 3 января 2014 года . Проверено 14 октября 2023 г.
  11. ^ «Вовока | Биография, танец призраков и факты | Британника» . www.britanica.com . 27 сентября 2023 г. . Проверено 14 октября 2023 г.
  12. ^ «Танец призраков – Письмо Мессии из Вовоки» . www.ghostdance.us .
  13. ^ Перейти обратно: а б Эндрю Риппин Мусульмане: их религиозные убеждения и практики Psychology Press 2005 ISBN   978-0-415-34888-1 стр. 86
  14. ^ Кехо, Танец призраков , с. 5.
  15. ^ Кехо, Танец призраков , с. 13.
  16. Хиттман, Майкл, Вовока и танец призраков , стр. 84–88, University of Nebraska Press, 1997. ISBN   0-8032-7308-8 .
  17. ^ Джон Файр/Хромой Олень и Ричард Эрдос, Хромой Олень, Искатель Видений , Глава 14: Свернуть мир; Саймон и Шустер, Нью-Йорк, 1972 г. ASIN   B010EUWHDS .
  18. ^ Кехо, Танец призраков , с. 15.
  19. ^ Уоллес, Энтони ФК «Движения возрождения: некоторые теоретические соображения для их сравнительного исследования», американский антрополог ns 58 (2): 264–81. 1956 год
  20. ^ Бойд, Джеймс (1891). Последние индейские войны . [Филадельфия] Союз издателей.
  21. ^ Брэндс, HW (2002). Безрассудное десятилетие: Америка 1890-х годов . Издательство Чикагского университета. п. 18. ISBN  9780226071169 .
  22. ^ Кехо, Танец призраков , с. 20.
  23. ^ «Сидящий Бык: Биография» . Спартак-Educational.com. Архивировано из оригинала 25 мая 2012 года . Проверено 27 февраля 2019 г.
  24. ^ Перейти обратно: а б Кехо, «Танец призраков» , с. 24.
  25. ^ Перейти обратно: а б Грин, Джерри (1994). «Медали раненого колена» (PDF) . История Небраски . 75 . Историческое общество штата Небраска : 207. Архивировано из оригинала 2 апреля 2012 года . Проверено 22 сентября 2011 г. {{cite journal}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  26. ^ «Период индийских войн» . Обладатели Почетной медали . Центр военной истории армии США . Архивировано из оригинала 3 августа 2013 года . Проверено 22 сентября 2011 г.
  27. ^ «Поддержите акцию по отзыву Почетных медалей Конгресса солдатам 7-го кавалерийского полка в Вундед-Ни» (PDF) . Национальный конгресс американских индейцев. 30 ноября 2001 г. Архивировано из оригинала (PDF) 28 марта 2012 г. . Проверено 22 сентября 2011 г.
  28. ^ Зимний Кролик (9 февраля 2011 г.). «Действие: отменить почетные медали за ранение колена» . Ежедневный Кос . Проверено 22 сентября 2011 г.
  29. ^ Пол, Дэниел Н. (ред.). «Резня: Вундед-Ни, Южная Дакота, США, 29 декабря 1890 года» . Мы не были дикарями: история первой нации . Проверено 22 сентября 2011 г.
  30. ^ Винки, Дэвис (20 июля 2022 г.). «Почетные медали для солдат, совершивших резню в Вундед-Ни, могут быть аннулированы» . Военные времена . Проверено 14 октября 2023 г.
  31. ^ Рене Сэнсом Флуд, Потерянная птица раненого колена (Скрибнер, 2014).
  32. ^ Собака Мэри Ворона с Ричардом Эрдосом, женщиной лакота (Гроув Вайденфельд, 1990).
  33. ^ Лахти, Янне (21 сентября 2018 г.). Американский Запад и мир . Нью-Йорк: Рутледж. п. 141. дои : 10.4324/9781315643212 . ISBN  978-1-315-64321-2 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Андерссон, Рани-Хенрик. Танец призраков Лакота 1890 года . Линкольн, Небраска: Университет Небраски Press, 2009. ISBN   978-0-8032-1073-8 .
  • Браун, Ди . Похороните мое сердце в Вундед-Ни : индийская история американского Запада . Нью-Йорк: Холт в мягкой обложке, 2001. ISBN   978-0-8050-6669-2 .
  • Дюбуа, Кора . Танец призраков 1870 года . Линкольн, Небраска: Университет Небраски Press, 2007. ISBN   978-0-8032-6662-9 .
  • Гейдж, Джастин. Мы не хотим, чтобы между нами закрылись врата: местные сети и распространение танца призраков . Норман, ОК: Университет Оклахомы Пресс, 2020. ISBN   978-0-8061-6725-1 .
  • Кехо, Элис Бек . Танец призраков: этноистория и возрождение . Лонг Гроув, Иллинойс: Waveland Press, 2006. ISBN   978-1-57766-453-6 .
  • Остеррайх, Шелли Энн. Танец призраков американских индейцев, 1870 и 1890 годы . Нью-Йорк: Greenwood Press, 1991. ISBN   978-0-313-27469-5 .
  • Стэннард, Дэвид Э. Американский Холокост: Завоевание Нового Света . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1993. ISBN   978-0-19-508557-0 .
  • Уоррен, Луис С. Красный Сын Бога: Религия танца призраков и создание современной Америки . Нью-Йорк: Основные книги, 2017. ISBN   9780465015023 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 879a48b987dce51b393160ad464dad55__1722403440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/87/55/879a48b987dce51b393160ad464dad55.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ghost Dance - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)