Генотеизм
Часть серии о |
Теизм |
---|
Часть серии о |
Философия |
---|
Генотеизм — это поклонение единому верховному богу , который не отрицает существования или возможного существования других божеств , которым можно поклоняться. [1] [2] [3] Фридрих Шеллинг (1775–1854) придумал это слово, а Фридрих Велькер (1784–1868) использовал его для обозначения примитивного монотеизма среди древних греков. [4]
Макс Мюллер (1823–1900), немецкий филолог и востоковед, ввел этот термин в более широкое употребление в своих исследованиях индийских религий . [5] [6] особенно индуизм , чьи писания упоминают и восхваляют многочисленные божества, как если бы они были одной окончательной единой божественной сущностью. [2] Мюллер сделал этот термин центральным в своей критике западной теологической и религиозной исключительности (по сравнению с восточными религиями ), сосредоточив внимание на культурной догме , которая считала «монотеизм» фундаментально четко определенным и по своей сути превосходящим различные концепции Бога . [7]
Определение и терминология [ править ]
Фридрих Шеллинг ввел немецкий термин Henotheismus от греческого ἕν (hén) «один» и немецкого Theismus «теизм» (который происходит от греческого θεός (theos) «бог»). [2] [8] [9] Этот термин относится к форме теизма, ориентированной на одного бога. Родственные термины — монолатрия и катенотеизм . [3] Последний термин является расширением слова «генотеизм» от καθ' ἕνα θεόν (кат'хена теон) «один бог за раз». [10] Генотеизм относится к плюралистической теологии, в которой различные божества рассматриваются как имеющие единую, эквивалентную божественную сущность. [2] Другой термин, связанный с генотеизмом, — «эквитеизм», обозначающий веру в то, что все боги равны. [11] Более того, термин «генотеизм» не исключает монизма , недуализма или дуализма . [6]
Различные ученые предпочитают термин «монолатрия» генотеизму для обсуждения религий, в которых центральное место занимает один бог, но не отрицается существование или положение других богов. [3] [9] По мнению Кристофа Эльзаса, генотеизм в современном использовании означает синкретическую стадию развития религий в поздней античности. Генотеист может поклоняться одному богу из пантеона божеств в данный момент, в зависимости от его или ее выбора, принимая при этом другие божества и концепции бога. [2] [6] Генотеизм и инклюзивный монотеизм — это термины, обозначающие среднее положение между неограниченным политеизмом и исключительным монотеизмом. [3]
Зороастризм [ править ]
Зороастризм часто рассматривается как одна из старейших монотеистических религий в мире. Хотя Ахура Мазда является верховным богом, зороастризм верит в меньших божеств, известных как Язаты. [12] К этим язатам («хорошим агентам») относятся Анахита , Сраоша , Митра , Рашну и Тиштрия . По мнению некоторых ученых, есть две проблемы, из-за которых долгое время было проблематично идентифицировать зороастризм как истинный монотеизм: наличие меньших божеств и дуализм. Но прежде чем спешить с выводом о том, что Амеша Спентас и другие язаты ставят под угрозу чистоту монотеизма, нам следует учитывать, что другие исторические монотеизмы также давали место другим фигурам, наделенным сверхъестественными способностями, чтобы преодолеть пропасть между возвышенным, далеким Богом-Творцом и человеческий мир: ангелы во всех них (чья концепция в иудаизме после изгнания, очевидно, была развита по образцу Амеши Спентаса; Бойс и Грене, 1991, 404–405), святые и Дева Мария в нескольких христианских церквях, и другие лица Троицы во всем христианстве. Несмотря на огромные различия с зороастрийской теологией, их объединяет то, что все эти существа подчинены Божеству как помощники или (в случае лиц Троицы) равные, следовательно, они не преследуют разные интересы и им поклоняются совместно. с Божеством, а не отдельно; поэтому дилемма просителя не возникает. [13] Другие, такие как Ричард Фольц, представили доказательства того, что иранцы доисламской эпохи поклонялись всем этим фигурам, особенно Митре и Анахите. [14]
Продс Октор Скьярво утверждает, что зороастризм является генотеистическим, «дуалистической и политеистической религией, но с одним верховным богом, который является отцом упорядоченного космоса». [15] Другие ученые заявляют, что это неясно, поскольку исторические тексты представляют противоречивую картину, начиная от веры зороастризма в «одного бога, двух богов или генотеизм лучшего бога». [16]
Индуизм [ править ]
К тому, что является одним
Они зовут его Индрой, Митрой, Варуной, Агни,
и он — небеснокрылый Гарутман.
Тому, что Едино, мудрецы дают множество титулов.
- Ригведа 1.164.46
Перевод: Клаус Клостермайер [17] [18]
Генотеизм — термин, используемый такими учёными, как Макс Мюллер, для описания теологии ведической религии . [19] [2] Мюллер отметил, что в гимнах Ригведы , старейшего священного писания индуизма, упоминается множество божеств, но восхваляется их последовательно как «единый высший, верховный Бог», либо как «одна верховная Богиня». [20] утверждая тем самым, что сущность божеств была единой ( экам ), а божества были не чем иным, как плюралистическими проявлениями одной и той же концепции божественного (Бога). [2] [6] [9]
Концептуализация божественного или Единого в ведическую эпоху, утверждает Джинин Фаулер, более абстрактна, чем монотеистический Бог, это Реальность, стоящая за феноменальной вселенной. [21] Ведические гимны трактуют это как «безграничный, неописуемый, абсолютный принцип», таким образом, ведийское божество представляет собой нечто вроде панентеизма , а не простого генотеизма. [21] В позднюю ведическую эпоху, примерно в начале эпохи Упанишад (~ 800 г. до н.э.), возникают теософские спекуляции, развивающие концепции, которые ученые по-разному называют недуализмом или монизмом , а также формы нетеизма и пантеизма . [21] [22] [23] Примером подвергания сомнению концепции Бога, помимо найденных в ней генотеистических гимнов, являются более поздние части Ригведы , такие как Насадия Сукта . [24] Индуизм называет метафизическое абсолютное понятие Брахманом , включающим в себя трансцендентную и имманентную реальность. [25] [26] [27] Различные школы мысли интерпретируют Брахмана как личный , безличный или трансперсональный. Ишвар Чандра Шарма описывает это как «Абсолютную Реальность, за пределами всех двойственностей существования и несуществования, света и тьмы, времени, пространства и причины». [28]
Эллинистическая религия [ править ]
Хотя греческая и римская религия зародилась как политеизм , в классический период под влиянием философии возникли различные концепции. Часто Зевса (или Юпитера ) считали верховным, всемогущим и всезнающим царем и отцом олимпийских богов. По словам Майджастины Калос , «монотеизм был широко распространен в образованных кругах поздней античности» и «все божества интерпретировались как аспекты, частицы или эпитеты одного верховного Бога». [29] (стр. 145, 160) Максим Тирий (2-й век н. э.) заявил: «В таком могучем состязании, мятеже и раздоре вы увидите одного по закону и утверждению по всей земле, что есть один Бог, царь и отец всего сущего, и множество богов. , сыны Божии, правящие вместе с ним». [30] Философ неоплатоник - Плотин учил, что над богами традиционных верований стоит «Единый». [29] (стр. 145, 160) Максимус, многобожник-грамматист Мадавра , [29] (стр. 70) даже заявил, что «только сумасшедший станет отрицать существование верховного Бога». [29] (стр. 145, 160)
религия яхвизм Ханаанская и
Иудаизм Второго Храма и раввинский иудаизм решительно монотеистичны; однако его предшественник — культ Яхве , как он практиковался в древнем Израиле в IX и VIII веках до нашей эры ( яхвизм ), — описывался как генотеистический или монолатрический . Например, моавитяне поклонялись богу Чемошу , эдомитяне — Каусу , оба из которых входили в большой ханаанский пантеон, возглавляемый главным богом Элом . Ханаанский пантеон состоял из Эла и Ашеры как главных божеств и 70 сыновей, которые, как говорили, правили каждым из народов земли. Каждому из этих сыновей поклонялись в определенном регионе. Курт Нолл утверждает, что «Библия сохраняет традицию, согласно которой Яхве «жил» на юге, в земле Эдома» и что первоначальным богом Израиля был Эль-Шаддай . [31]
Несколько библейских историй намекают на веру в то, что все ханаанские боги существовали и, по мнению людей, которые поклонялись им и их священным объектам, обладали наибольшей властью в этих странах; их сила считалась реальной и могла быть использована людьми, которые им покровительствовали. Существуют многочисленные свидетельства о том, что окружающие Израиль народы проявляют страх или почтение к израильскому Богу, несмотря на продолжающуюся политеистическую практику. [32] Например, в 1 Царств 4 филистимляне волнуются перед второй битвой при Афеке, когда узнают, что израильтяне несут в битву Ковчег Завета , а значит, и Яхве. Израильтянам было запрещено поклоняться другим божествам; согласно некоторым толкованиям Библии, до вавилонского пленения они не были полностью монотеистическими . Библеист Марк С. Смит называет эту стадию формой монолатрии . [33] Смит утверждает, что Яхве претерпел процесс слияния с Элом и что принятие культов Ашеры было обычным явлением в период Судей. [33] 2 Царств 3:27 было истолковано как описание человеческого жертвоприношения в Моаве, которое заставило вторгшуюся израильскую армию устрашиться власти Чемоса . [34]
В христианстве [ править ]
Апостол Павел в своем Первом послании к Коринфянам пишет, что «мы знаем, что идол есть ничто» и «что нет иного Бога, кроме Единого». [35] В стихе 5 он утверждает, что «ибо хотя и есть так называемые боги, на небе ли, или на земле», «но для нас один Бог». Некоторые переводчики стиха 5 заключают слова «боги» и «господи» в кавычки, чтобы указать, что они являются богами или господами только так называемыми . [36]
Во Втором послании к Коринфянам Павел говорит о «боге мира сего». [37] который теолог 18-го века Джон Гилл интерпретировал как ссылку на сатану или материальные вещи, поставленные перед Богом, такие как деньги, а не как признание какого-либо отдельного от Бога божества. [38]
Церковь Иисуса Христа Святых последних дней [ править ]
Некоторые ученые написали, что Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (Церковь СПД) можно охарактеризовать как генотеистическую, но другие отвергли эту позицию. Юджин Ингланд , профессор Университета Бригама Янга , утверждал, что президенты СПД Бригам Янг и Джозеф Филдинг Смит вместе с ученым СПД Б. Х. Робертсом использовали интерпретацию СПД 1 Коринфянам 8:5–6 как «краткое объяснение того, как можно быть одновременно христианским политеистом (технически генотеистом) и монотеистом». [39] Профессор BYU Роджер Р. Келлер отверг описания церкви СПД как политеистической, возразив, как резюмировал рецензент: «Мормоны в своей основе монотеистичны, потому что они имеют дело только с одним богом из многих существующих». [40]
В своей книге «Мормонская Америка: сила и обещание» Ричард и Джоан Остлинг написали, что некоторые мормоны спокойно называют себя генотеистами. [41] Курт Видмер, профессор Летбриджского университета , охарактеризовал убеждения СПД как «космический генотеизм». [42] В обзоре книги Видмера, написанном Брюнингом и Полсеном в журнале FARMS Review of Books, утверждается, что гипотеза Видмера «полностью не подтверждена в свете всех имеющихся доказательств». [43] Ван Хейл писал, что «мормонизм учит существованию богов, которые не являются Отцом, Сыном или Святым Духом», и «существование более чем одного бога [является] явно доктриной мормонов», но он также сказал, что определение этой системы убеждений в теологическом плане было хлопотно. По словам Ван Хейла, генотеизм может показаться «многообещающим» для описания верований СПД, но в конечном итоге он неточен, поскольку генотеизм был предназначен для описания поклонения богу, которое было ограничено определенной географической областью. [44]
См. также [ править ]
- Сравнительное религиоведение
- Генозис , мистическое «единство», «союз» или «единство» на классическом греческом языке.
- Царь богов , тенденция одного божества, обычно мужского пола, к достижению превосходства.
Ссылки [ править ]
- ^ Нолл, КЛ (2001). Ханаан и Израиль в древности: Введение . Шеффилд Академик Пресс. п. 249. ИСБН 978-1-84127-318-1 .
Из многих приведенных выше примеров должно быть ясно, что наиболее сохранившимся примером ханаанского генотеизма железного века является антология, которую мы называем еврейской Библией (христианский Ветхий Завет). Хотя Библия содержит несколько поздних дополнений, призванных превратить ее религию в монотеизм, подавляющее большинство ее текстов являются генотеистическими. Точнее, в Библии обычно говорится о монолатрии, которая представляет собой более крайнюю форму генотеизма. В то время как генотеизм верит во многих богов, но с одним чрезвычайно могущественным богом, монолатрия верит во многих богов, но только с одним богом, достойным поклонения. Таким образом, монолатрист — это генотеист, признающий меньших богов, но отказывающийся поклоняться им.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Чарльз Талиаферро; Виктория С. Харрисон; Стюарт Гетц (2012). Рутледж-спутник теизма . Рутледж. стр. 78–79. ISBN 978-1-136-33823-6 . Архивировано из оригинала 15 января 2023 г. Проверено 15 октября 2016 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Монотеизм, архивировано 29 декабря 2017 г. в Wayback Machine , и политеизм , архивировано 11 ноября 2020 г. в Wayback Machine , Британская энциклопедия (2014).
- ^ Роберт Карл Гнусе (1997). Никаких других богов: возникающий монотеизм в Израиле . Академик Блумсбери. стр. 132–133 со сноской 6. ISBN. 978-1-85075-657-6 .
- ^ Мюллер, Макс. (1878) Лекции о происхождении и развитии религии: на примере религий Индии. Лондон: Longmans, Green and Co.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Илай Алон; Итамар Грюнвальд; Итамар Сингер (1994). Концепции Другого в ближневосточных религиях . БРИЛЛ Академик. стр. 370–371. ISBN 978-9004102200 .
- ^ Мюллер, FM (1907). Мысли о жизни и религии / Последствия из сочинений досточтимого профессора Макса Мюллера . Эдинбург: Т. и А. Констебль, принтеры Его Величества.
- ^ «Определение генотеизма» . Архивировано из оригинала 24 октября 2022 г. Проверено 24 октября 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Кристоф Эльзас (1999). Эрвин Фальбуш (ред.). Энциклопедия христианства . Вм. Б. Эрдманс. п. 524. ИСБН 978-90-04-11695-5 .
- ^ «Онлайн-словарь этимологии: катенотеизм» . Архивировано из оригинала 29 июня 2009 г. Проверено 24 июня 2009 г.
- ^ Карл Олсон (2007). Многоцветие индуизма: тематико-историческое введение . Издательство Университета Рутгерса. стр. 8–9. ISBN 978-0-8135-4068-9 .
- ^ Ферреро, Марио (2021). «От политеизма к монотеизму: Зороастр и некоторые экономические теории» . Хомо Оэкономик . 38 (1–4): 77–108. дои : 10.1007/s41412-021-00113-4 . Архивировано из оригинала 1 ноября 2023 г. Проверено 9 марта 2024 г.
- ^ Ферреро, Марио (2021). «От политеизма к монотеизму: Зороастр и некоторые экономические теории» . Хомо Оэкономик . 38 (1–4): 77–108. дои : 10.1007/s41412-021-00113-4 . Архивировано из оригинала 1 ноября 2023 г. Проверено 9 марта 2024 г.
- ^ Ричард Фольц , «Религии Ирана: от предыстории до наших дней», Oneworld Publications, 2013, стр. xiv
- ^ Prods Oktor Skjærvø (2006), Введение в зороастризм. Архивировано 13 июля 2017 г. в Wayback Machine , 2005, Архив Гарвардского университета, стр. 15 со сноской 1
- ^ Брайан Артур Браун (2016). Четыре Завета: Дао Дэ Цзин, Аналекты, Дхаммапада, Бхагавад Гита: Священные Писания даосизма, конфуцианства, буддизма и индуизма . Издательство Rowman & Littlefield. стр. 347–349. ISBN 978-1-4422-6578-3 .
- ^ Клаус К. Клостермайер (2010). Обзор индуизма: третье издание . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 103 со сноской 10 на странице 529. ISBN 978-0-7914-8011-3 .
- ↑ См. также перевод Ригведы Гриффита: Wikisource, заархивировано 6 мая 2019 г. в Wayback Machine.
- ^ Сугиртараджа, Шарада, «Представляя индуизм: постколониальная перспектива» , Routledge, 2004, стр. 44;
- ^ Уильям А. Грэм (1993). За пределами письменного слова: устные аспекты Священного Писания в истории религии . Издательство Кембриджского университета. стр. 70–71. ISBN 978-0-521-44820-8 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Джинин Д. Фаулер (2002). Перспективы реальности: введение в философию индуизма . Сассекс Академик Пресс. стр. 43–44. ISBN 978-1-898723-93-6 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Джеймс Л. Форд (2016). Божественный поиск, Восток и Запад: сравнительное исследование конечных реальностей . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 308–309. ISBN 978-1-4384-6055-0 .
- ^ Ниниан Смарт (2013). Йог и преданный (Возрождение Рутледжа): взаимодействие между Упанишадами и католическим богословием . Рутледж. стр. 46–47, 117. ISBN. 978-1-136-62933-4 .
- ^ Джессика Фрейзер (2013). Рассел Ре Мэннинг (ред.). Оксфордский справочник естественного богословия . Издательство Оксфордского университета. стр. 172–173. ISBN 978-0-19-161171-1 .
- ^ PT Раджу (2006), Идеалистическая мысль Индии, Routledge, ISBN 978-1406732627 , стр. 426 и глава заключения, часть XII.
- ^ Джеффри Бродд (2003). Мировые религии: путешествие открытий . Пресса Сент-Мэри. стр. 43–45. ISBN 978-0-88489-725-5 .
- ^ Пол Деуссен, Шестьдесят Упанишад Вед, Том 1, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120814684 , стр. 91.
- ^ Ишвар Чандра Шарма, Этическая философия Индии , Harper & Row, 1970, стр.75.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Калос, Майджастина (2007). Дебаты и диалог: христианская и языческая культуры c. 360–430 . Издательство Эшгейт.
- ^ Тириус, Максим (1804). «Диссертация I. Что такое Бог по Платону». Тейлор, Томас (ред.). Диссертации Максима Тирия . п. 5.
- ^ КЛ. Нолл Ханаан и Израиль в древности: Введение , Continuum, 2002, стр.123
- ^ Дэвид Бриджер, Сэмюэл Волк и др., Новая еврейская энциклопедия , Дом Бермана, 1976, стр.326-7.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Марк С. Смит, Ранняя история Бога: Яхве и другие божества в древнем Израиле , Eerdmans Publishing, 2002, стр. 58, 183.
- ^ Грегори А. Бойд, Бог в войне: Библия и духовный конфликт , InterVarsity Press, 1997, стр.118.
- ^ Библия , 1 Коринфянам 8:4–6.
- ^ «1 Коринфянам 8:5б, в NKJV и нескольких версиях» . blueletterbible.org . Архивировано из оригинала 27 мая 2015 года . Проверено 19 марта 2013 г.
- ^ 2 Коринфянам 4:4
- ^ Джилл, Джон. Изложение Библии Джона Гилла . стр. 2 Коринфянам 4:4.
- ^ Энглунд, Юджин. «Плачущий Бог мормонизма». Диалог: Журнал мормонской мысли , 35(1), весна 2002 г., стр. 63–80.
- ^ Силлман, Х. Джеффри. «Односторонний диалог», Sunstone , июнь 1989 г., стр. 48–49 (обзор книги Роджера Р. Келлера «Реформатские христиане и мормонские христиане: давайте поговорим», Анн-Арбор, Мичиган: Прайор Петтенгилл, 1986)
- ^ Остерлинг, Ричард и Остерлайн, Джоан (2007). Мормонская Америка: сила и обещание . ХарперКоллинз. п. 310
- ^ Курт Видмер. Мормонизм и природа Бога: теологическая эволюция, 1830–1915 гг . Джефферсон, Северная Каролина: МакФарланд, 2000, с. 158
- ^ Брюнинг, Ари Д. и Полсен, Дэвид Л.. «Развитие мормонского понимания Бога: ранний мормонский модализм и ранние мифы». Обзор FARMS книг 13/2 (2001), стр. 109–169.
- ^ Хейл, Ван. «Определение мормонской доктрины божества: что богословская терминология может рассказать нам о наших убеждениях?» Sunstone 10 (январь 1985 г.), стр. 23–27.
Внешние ссылки [ править ]
- Что такое генотеизм и монолатрия? Архивировано 3 ноября 2011 г. в Wayback Machine в разделе «О религии».
- О генотеизме. Архивировано 4 июня 2007 г. в Wayback Machine в Софиатопии.