Jump to content

транстеизм

Транстеизм относится к системе мысли или религиозной философии , которая не является ни теистической , ни атеистической , но находится за их пределами. Это слово было придумано теологом Паулем Тиллихом или индологом Генрихом Циммером . [1]

Циммер применяет этот термин к джайнизму , который является теистическим в том ограниченном смысле, что боги существуют, но не имеют значения, поскольку их превосходит мокша (то есть система, которая не является нетеистической , но в которой боги не являются высшей духовной инстанцией). ). Циммер (1953, стр. 182) использует этот термин для описания положения Тиртханкаров, вышедших «за пределы благочестивых правителей естественного порядка».

В последнее время этот термин также стал применяться к буддизму . [2] Адвайта Веданта , [3] и движение Бхакти . [4]

Терминология [ править ]

Трансполитеизм и транстеизм [ править ]

Основными понятиями транстеизма являются трансполитеизм и транстеизм.

Натан Кац в книге «Буддийская и западная философия» (1981, стр. 446) указывает, что термин «трансполитеистический» был бы более точным, поскольку он подразумевает, что политеистические боги не отрицаются и не отвергаются даже после развития понятия Абсолюта , которое выходит за их пределы, но критикует классификацию как характеризующую мейнстрим со стороны периферии: «все равно что относить католицизм к категории хорошего примера ненесторианства » . Например, в буддизме существует множество божеств, но основное внимание уделяется не им. Ученый Питер Харви называет это «транс-политеистическим». Этот термин действительно основан на том факте, что соответствующее развитие на Западе, развитие монотеизма , не было попыткой «превзойти» многобожие, а упразднить его, в то время как в основном потоке индийских религий существовало понятие «богов» ( дэва ) никогда не возводился до статуса «Бога» или Ишвары , или безличного Абсолютного Брахмана , но принимал роли, сравнимые с западными ангелами . «Транстеизм», согласно критике Каца, является, таким образом, артефактом сравнительное религиоведение .

Пауль Тиллих использует транстеизм в «Мужестве быть» (1952) как аспект стоицизма . Тиллих заявил, что стоицизм и неостоицизм

Это способ, которым некоторые из благороднейших деятелей поздней античности и их последователи в наше время ответили на проблему существования и победили тревоги судьбы и смерти. Стоицизм в этом смысле представляет собой базовую религиозную позицию, независимо от того, проявляется ли он в теистической, атеистической или транстеистической форме. [5]

Как и Циммер, Тиллих пытается выразить религиозную идею, которая не является ни теистической, ни атеистической. Однако теизм, который преодолевается в стоицизме, по мнению Тиллиха, - это не политеизм, как в джайнизме, а монотеизм , преследующий идеал человеческого мужества , освободившегося от Бога.

Смелость принять бессмысленность в себя предполагает отношение к основе бытия, которое мы назвали «абсолютной верой». Оно лишено особого содержания, но не лишено содержания. Содержание абсолютной веры — «бог выше Бога». Абсолютная вера и ее последствия, мужество, которое принимает в себя радикальное сомнение, сомнение в Боге, превосходит теистическую идею Бога. [6]

Мартин Бубер раскритиковал «транстеистическую позицию» Тиллиха как сведение Бога к безличному, «необходимому существу» Фомы Аквинского . [7]

Буддизм как транстеистический [ править ]

Согласно термину, придуманному Тиллихом и Циммером, буддизм, а именно буддизм Тхеравады, можно рассматривать как трансполитеистическую религию. [1] Это может быть очевидно по трансцендентности состояния Ниббаны (Нирваны), превосходящего все сферы существования, включая планы дэвов и брахм , считающихся богами в буддийской космологии . Исторический Будда ясно дал понять, что путь к просветлению не зависит от бога или богов. Хотя в древнейших буддийских писаниях признается множество богов, есть также упоминание о Махабрахме , который считал себя всемогущим богом-творцом, но Будда подверг его критике за неправильное восприятие своего плана мира. существование как высшее. [8]

Тем не менее, эти божества остаются неотъемлемым аспектом буддийского мировоззрения. Будда рекомендовал медитацию на добродетели дэвов как один из нескольких способов развития хороших умственных качеств, как это упоминалось в Маханама-сутте. [9] В Патхамамаханама-сутте (АН 11.11) и Самгьютта-агаме (Т. II 237c9) Будда рекомендует ученику вспомнить каждую категорию божеств и их качества веры ( саддха ), этики ( сила ), обучения ( сута ), отречения. ( чага ) и мудрость ( паннья ). Это пятикратное перечисление добродетелей известно в китайском буддизме как «пять добродетелей домохозяина» (在家五法 или перечисленные 信戒施聞慧). Примечательно, что китайский текст также перечисляет шесть добродетелей (六法), проводя различие между даянием ( дана ; 施) и отречением ( тьяга ; 捨).

Чистые Обители также являются важным аспектом буддийской сотериологии, поскольку рожденные там божества являются анагаминами . Как и в случае с функцией чистых земель в буддизме Махаяны , здесь явно представлены определенные божества со способностью доступа к нирване , что подтверждает, что их статус является показателем продвижения на пути освобождения.

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б В опубликованных работах этот термин появляется в 1952 году у Тиллиха и в 1953 году у Циммера. Поскольку эти двое мужчин были лично знакомы, трудно сказать, кто из них придумал этот термин. термина «транстеизм» . Обратите внимание, что оба избегают
  2. ^ Антонио Ригопулос, Жизнь и учение Саи Бабы из Ширди (1993), с. 372; Дж. Л. (Эд) Хоулден, «Иисус: Полное руководство» (2005), с. 390
  3. ^ Стивен Т. Кац, Мистика и Священное Писание, Oxford University Press (2000), стр. 177 ; Пуласт Суба. Рудурмун, Канши Рам, школы Бхамати и Виварана Адвайта Веданты, Мотилал Банарсидасс (2002), стр. 172
  4. ^ Вернер Карел, Божественная любовь: исследования бхакти и религиозного мистицизма (1993), стр. 153
  5. ^ Сочинения о религии , Уолтер де Грюйтер (1988), стр. 145.
  6. ^ Пол Тиллих. Превзойденный теизм (Йель: Коннектикут, 1952) 185–190, в «Мужестве быть», в «Основном Тиллихе: антология произведений Пауля Тиллиха», изд. Церковь Ф. Форрестера (Макмиллан: Нью-Йорк, 1987) 187–190.
  7. ^ Новак, Дэвид (весна 1992 г.), «Бубер и Тиллих» , Журнал экуменических исследований , 29 (2): 159–74, ISBN.  9780802828422
    Перепечатано в: Новак, Дэвид (2005), Разговор с христианами: размышления еврейского теолога , Wm. Издательство Б. Эрдманс, с. 101
  8. ^ «Учитель Дэвов» . www.accesstoinsight.org . Проверено 8 января 2018 г.
  9. ^ « Маханама Сутта: Маханаме (2) » (AN 11.13), перевод с пали Таниссаро Бхиккху. Доступ к информации (издание BCBS), 30 ноября 2013 г.

Ссылки [ править ]

  • Рут Рейна, Словарь восточной философии, Мунширам Манохарлал (1984).
  • Генрих Роберт Циммер, «Философия Индии» , изд. Джозеф Кэмпбелл (1953).

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6a592e11bacdea044902e4c7f735d88e__1719520740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6a/8e/6a592e11bacdea044902e4c7f735d88e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Transtheism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)