Ишвара
Часть серии о |
индуизм |
---|
Ишвара ( санскрит : ईश्वर , латинизированное : Īśvara ) — концепция в индуизме , имеющая широкий спектр значений, которые зависят от эпохи и школы индуизма. [1] [2] В древних текстах индуистской философии, в зависимости от контекста, Ишвара может означать высшее Я, правителя, господина, короля, королеву или мужа. [1] В индуистских текстах средневековья, в зависимости от школы индуизма, Ишвара Высшее Существо, личного Бога или особое Я. означает Бога , [2] [3] [4] В шиваизме – Ишвара это эпитет Шивы . [5] [6] [7] [8] В вайшнавизме это синоним Вишну , как и в его эпитете Венкатешвара . [9] В традиционных бхакти движениях Ишвара — это одно или несколько божеств по предпочтениям человека ( Ишта-девата ) из политеистического канона божеств индуизма. В современных сектантских движениях, таких как Арья Самадж и Брахмоизм , Ишвара принимает форму монотеистического Бога. [10] В школе йоги индуизма это любое «личное божество» или «духовное вдохновение». [11] В Адвайта Веданте Ишвара является проявленной формой Брахмана . [12]
Этимология
[ редактировать ]Корень слова Ишвара происходит от īś- (ईश्, Иш), что означает «способный» и «владелец, правитель, руководитель». [13] Вторая часть слова Ишвара - вара , что означает, в зависимости от контекста, «лучший, превосходный, красивый», «выбор, желание, благословение, благо, подарок» и «поклонник, любовник, тот, кто предлагает девушке выйти замуж». [14] Составное слово Ишвара буквально означает «обладатель всего лучшего, прекрасного», «правитель выбора, благословений, благ» или «главный поклонник, возлюбленный».
В качестве концепции Ишвара в древних и средневековых санскритских текстах по-разному означает Бога, Высшее Существо, Высшее Я, Шиву, царя или правителя, мужа, бога любви, одного из Рудр и число « одиннадцать ». [5] [6] [15]
Слово Ишвара не встречается в Ригведе . [16] Однако глагол īś- действительно появляется в Ригведе, где контекст предполагает, что его значение — «способен, способен». [16] Оно отсутствует в Самаведе , редко встречается в Атхарваведе появляется в Самхитах Яджурведы , но . Однако контекстуальное значение, как объясняет древнеиндийский грамматик Панини , не является ни богом, ни высшим существом. [16]
Слово Ишвара появляется во многих древних Дхармасутрах . Однако Патрик Оливель утверждает, что здесь Ишвара означает не Бог, а Веды . [17] Дешпанде утверждает, что Ишвара в Дхармасутрах может альтернативно означать царь, при этом контекст буквально утверждает, что Дхармасутры так же важны, как Ишвара (король) в вопросах общественной важности». [17]
Термин используется в составе составных слов Махешвара («Великий Господь») и Парамешвара («Верховный Господь») как имена Вишну и Шивы . В буддизме Махаяны оно используется как часть соединения « Авалокитешвара » («господин, который слышит крики мира», но см. Там раздел этимологии ), имени бодхисаттвы , почитаемого за его сострадание. Говоря о божественном как о женском, особенно в шактизме женский Ишвари . , иногда используется [18]
В школе Адвайта Веданты Ишвара — это монистический Универсальный Абсолют, который соединяет всех и вся и является Единством. [19] [20]
Школы мысли
[ редактировать ]Среди шести систем философии индуистской санкхья и мимамса не считают концепцию Ишвары , то есть высшего существа, актуальной. йоги , вайшешики , веданты и ньяи Школы индуизма обсуждают Ишвару, но придают ей разные значения.
Демарэ утверждает, что Ишвара — это метафизическая концепция в Йогасутрах. [21] В нем нигде не упоминается божество, не упоминаются какие-либо практики преданности ( бхакти ) и не приводятся характеристики Ишвары , обычно связанные с божеством. [21] В школе йоги индуизма, утверждает Уичер, Ишвара не является ни Богом-творцом, ни универсальным Абсолютом Адвайта Веданта . школы индуизма [3] Уичер также отмечает, что некоторые теистические подшколы индуистской философии Веданты, вдохновленные школой йоги, объясняют термин Ишвара как «Высшее Существо, которое правит космосом и отдельными существами». [3] [22] Малинар утверждает, что в школах индуизма санкхья-йоги Ишвара не является ни Богом-творцом, ни Богом-спасителем. [23]
Циммер в своей книге по индийской философии 1951 года отметил, что подшколы бхакти относятся к Ишваре как к Божественному Господу или божеству конкретной подшколы бхакти. [24] Современные сектантские движения подчеркивают Ишвару как Верховного Господа; например, движение Харе Кришна считает Кришну Господом. [25] В традиционных теистических школах индуизма, таких как Вишиштадвайта Веданта Рамануджи и Двайта Веданта Мадхвы, Ишвара идентифицируется как Господь Вишну/Нараяна, который отличается от пракрити (материального мира) и пуруши (Я).
Радхакришнан и Мур заявляют, что эти вариации концепции Ишвары согласуются с индуистским понятием «личного Бога», где «почитаются идеалы или проявление высших ценностей личности». [26] Рипе и др. [4] заявляют, что школы индуизма предоставляют человеку свободу и выбор концептуализации Ишвары любым значимым образом, который он или она пожелает, либо в форме «бога по своему выбору», либо в форме «бесформенного Брахмана (Абсолютная Реальность, Универсальный Принцип, истинное особое Я) ". [2] [27] [28]
В Санкхье
[ редактировать ]санкхью одной из основных атеистических школ индуистской философии. Некоторые ученые называют [11] [29] [30] Другие, такие как Якобсен , считают, что санкхью точнее описать как нетеистическую. [31] Третьи утверждают, что санкхья была теистической с самого начала до средневековья. [32] Ишвара иногда подтверждается, но чаще всего отрицается в школе индуизма санкхья; [33] например, в « Самкхья Правачана Сутре» и комментариях к ней выдвигаются аргументы против существования Ишвары, главным образом, что существо, которое является одновременно творцом и свободным, не может существовать. [34]
В йоге
[ редактировать ]Йогасутры . Патанджали, основополагающий текст школы йоги в индуизме, используют термин Ишвара в 11 стихах: с I.23 по I.29, II.1, II.2, II.32 и II.45 С момента выхода Сутры индуистские учёные спорят и комментируют, кто или что такое Ишвара ? Эти комментарии варьируются от определения Ишвары от «личного бога» до «особого я» и «всего, что имеет духовное значение для человека». [11] [35] Уичер объясняет, что, хотя краткие стихи Патанджали можно интерпретировать как теистические, так и нетеистические, концепция Ишвары Патанджали в философии йоги действует как «преобразующий катализатор или руководство, помогающее йогину на пути к духовному освобождению». [36]
Патанджали определяет Ишвару (санскрит: Ишвар) в стихе 24 Книги 1 как «особое Я ( пуруша -вишеша )», [37]
Санскрит: не затрагивают желания последствий страданий, действий и Верховную Личность Бога последствий.
– Йога-сутры I.24
Эта сутра йогической философии индуизма добавляет характеристики Ишвары как особого «Я», на которое не влияют (अपरामृष्ट, aparamrsta ) препятствия/невзгоды (क्लेश, klesha ), обстоятельства, созданные прошлыми или текущими действиями (कर्म, карма ), плоды своей жизни (विपाक, випака ) и свои психологические склонности/намерения (आशय, ашая). [38] [39]
Концепция Ишвары Патанджали не является ни Богом-творцом, ни универсальным Абсолютом Адвайта Веданта . школы индуизма [3] [22]
В Вайшешике
[ редактировать ]Школа индуизма Вайшешика , основанная в Канаде в I тысячелетии до нашей эры, не нуждалась в Ишваре и не полагалась на него в своей философии атомистического натурализма. Для него субстанции и параману (атомы) были вечными; они двигались и взаимодействовали на основе безличных, вечных адришта (अदृष्ट, невидимых) законов природы. [40] [41] Концепция Ишвары , среди прочих, вошла в школу Вайшешика много столетий спустя, в I тысячелетии нашей эры. [40] [42] Эта эволюция идей была направлена на объяснение того, как и почему так называемые «атомы» имеют определенный порядок и пропорции. Эти древние ученые-вайшешики более позднего периода сохранили свою веру в то, что субстанции вечны, и добавили Ишвару как еще одного вечного, который также всеведущ и вездесущ (не всемогущ). Согласно этой школе индуистских ученых, Ишвара не создавал мир, а лишь создал невидимые законы, управляющие миром, а затем Он становится пассивным и позволяет этим скрытым универсальным законам делать свое дело. [40] образом, Ишвара Вайшешики отражает Deus otiosus деизма Таким . школы Вайшешика Ишвару , утверждает Клаус Клостермайер , можно понимать как вечного Бога, который сосуществует во вселенной с вечными субстанциями и атомами, но Он «заводит часы и позволяет им идти своим чередом». [40]
В Ньяе
[ редактировать ]Ученые ранней школы ньяя рассматривали гипотезу об Ишваре как о Боге-творце, способном даровать благословения, дары и плоды. Однако ранние ученые ньяя отвергли эту гипотезу, хотя и не существование самого Бога, и не были теистами. [43] [44] Со временем школа ньяя стала одним из важнейших защитников теизма в индуистской философии. [45]
В главе 1 книги 4 Ньяясутры исследуется то, что вызывает создание и разрушение сущностей (жизни, материи) во вселенной. Он рассматривает множество гипотез, в том числе Ишвары . Стихи 19–21 утверждают, что Ишвара существует и является причиной, утверждает следствие постулата, затем представляет противоположные доказательства и из противоречия делает вывод, что постулат недействителен. [46]
Сиддханта-сутра: Бог является причиной с точки зрения плодов действий человека.
Бывшая побочная формула: Нет, поскольку при отсутствии мужского действия образуется фла.
Формула теории: причина того, что она вызванаПредложение сутры: Ишвара является причиной, поскольку мы видим, что иногда человеческим действиям не хватает плодов (результатов).
Сутра prima facie возражения: Это не так, поскольку, по сути, ни один плод не достигается без действий человека.
Заключение сутры: Не так, поскольку оно находится под его влиянием.- Ньяя Сутра, IV.1.19 – IV.1.21 [46]
Столетия спустя ученый школы ньяя V века нашей эры Прастапада вновь обратился к предпосылке Ишвары. За ним последовал Удаяна , который в своем тексте Ньяякусуманджали интерпретировал «это» в стихе 4.1.21 Ньяя Сутры выше, как «человеческое действие», а «его» как «Ишвару», затем он разработал контраргументы, чтобы доказать существование Ишвара. [47] Развивая свои аргументы, он по своей сути определил Ишвару как действующую причину, всемогущего, всеведущего, непогрешимого, дающего дары, способности и смысл человечеству, божественного создателя мира, а также моральных принципов и невидимую силу, которая делает кармы доктрину работа. [47] [48]
В Мимамсе
[ редактировать ]Мимамса Ученые индуизма задавались вопросом, что такое Ишвара (Бог)? [49] Они использовали свои инструменты прамана для перекрестного допроса ответов, предложенных другими школами индуизма. Например, когда ученые ньяя заявили, что Бог всемогущ, всеведущ и непогрешим, что мир является результатом творения Бога, что подтверждается присутствием существ, точно так же, как человеческая работа доказывает человеческое существование, ученые мимамсы спросили, почему этот Бог создает мир, по какой причине? Кроме того, добавили они, это не может быть из-за любви Ишвары к людям, потому что этот мир – если Ишвара создал его – несовершенен, и в нем страдают человеческие «Я». Исследователи индуизма-мимамсы выдвинули многочисленные возражения против любого определения Ишвары вместе с его предпосылками, деконструировали предложенные обоснования и считали концепцию Ишвары ненужной для последовательной философии и мокши (сотериологии). [49] [50]
В Веданте
[ редактировать ]Адвайта Веданта
[ редактировать ]Школа индуизма Адвайта Веданта провозглашает, что на эмпирическом уровне Ишвара является причиной вселенной и тем, кто награждает плодами каждого действия. Его определяют как того, у кого нет симпатий и антипатий, а также воплощенного сострадания (вайшамья Наирггринья доша вихинах). Ишвара - это то, что «свободно от авидьи (невежества), свободно от аханкрити (чувства эго), свободно от бандханы (рабства)», «Я», которое «чистое, просветленное, освобожденное». [19] [20] Приняв и утвердив Ишвару, Адвайта Веданта провозглашает, что истинная природа Ишвары (существование, сознание и блаженство) не отличается от истинной природы человека. Это дает возможность в Адвайта Веданте показать природу Ишвары как материальной и инструментальной причины этой вселенной, а также личности, которая ограничена в своих способностях как нереальных, и заявить, что между ними существует единство, отрицающее качества. Это устанавливает Ишвару как «сагуну» или с атрибутами эмпирического существования и «ниргуну» из абсолютного смысла. Это единство принимается только на уровне «мукти», или окончательной реализации, а не на «вьявахаре», или эмпирическом уровне. На абсолютном уровне нет никакой инаковости или различия между Дживой (живым существом) и Ишварой , и любые попытки различить их являются ложной идеей, основанной на неправильном знании, согласно Адвайта Веданте. [51]
Я Бог
Я Ишвара.— Ади Шанкара , Упадешасахасри 2.3.1, 2.10.8 [19]
Другие адвайтинские индуистские тексты перекликаются с монистическими взглядами Ади Шанкары. Например, Иса Упанишад в гимне 1.5–7 утверждает, что Ишвара «выше всего, вне всего, за пределами всего, но также и внутри всего»; тот, кто знает себя как все существа и все существа как самого себя, — тот никогда ни перед кем не пугается. Он становится свободным от страхов, от заблуждений, от первопричины зла. Он становится чистым, неуязвимым, единым, свободным от зла, верным истине, освобожденным, как Ишвара. [52] [53]
Когда вселенная не проявляется, Шанкара представляет Ишвару пребывающим в состоянии сна без сновидений. Проявление вселенной происходит, когда Ишвара находится в состоянии сна, когда Ишвара визуализирует вселенную благодаря своей памяти о предыдущих творениях. Подобно тому, как состояние сновидения зависит от памяти (а не отдельно от ума), так и Вселенная не существует отдельно от Ишвары. Таким образом, знание Ишвары является необходимым условием существования вселенной. [54]
Вишиштадвайта Веданта
[ редактировать ]Ишвара в подшколе индуизма Вишиштадвайта Веданта представляет собой сложную концепцию дуализма и недуализма, или «недуализма с дифференциацией». [55] Ишвара, ученые Вишиштадвайтина, такие как государство Рамануджа 11-го века , является высшим творцом и синонимом Брахмана . [56] Приравнивается к Вишну в Вишиштадвайте или к одному из его аватаров . [57] он одновременно материальная и действующая причина, трансцендентная и имманентная. [55] Ишвара проявляется в пяти формах, считают вишиштадвайты: пара (трансцендентный), вьюха (эманации), вибхава (воплощения), антарьямин (обитающий внутри) и арча (иконы). [58] Согласно этой подшколе, утверждает Джон Граймс, Ишвара обладает шестью божественными качествами: джняна (знание), бала (сила), айшварья (господство), шакти (сила), вирья (мужественность) и теджас (великолепие). [58]
Концепции Вишиштадвайты Рамануджи легли в основу нескольких движений бхакти в индуизме, например, движений Шри Ауробиндо. [59] Басавы и было высказано предположение, что он оказал влияние на лингаятизм . [60]
Двайта Веданта
[ редактировать ]Двайта ( дуализм Подшкола ) индуизма Веданты, основанная Мадхвой 13-го века, определяет Ишвару как Бога-творца, отличного от Дживы (индивидуальной Самости в живых существах). [61] Нараяна (Вишну) считается Ишварой , а движение вайшнавизма возникло на фундаменте, разработанном подшколой Двайта Веданты. [9]
Ишвара (Бог) является для двайтинцев полной, совершенной и высшей реальностью, и одновременно мир для них является отдельной реальностью, в отличие от конкурирующих мыслей в других подшколах Веданты. [9] В Двайты подшколе Джива (индивидуальное Я) отличается, но зависит от Ишвары (Бога). Оба обладают атрибутами сознания, блаженства и существования, но индивидуальное «Я» считается атомарным, в то время как Бог всеобъемлющий. Атрибуты Дживы с трудом проявляются, тогда как Бога они проявляются полностью. [61]
Мадхва утверждает, что существует пять разновидностей различий между Дживой (индивидуальным «Я») и Ишварой (Богом): между Богом и «Я», между Богом и материей, между «Я» и материей, между одним «Я» и другим «Я», а также между одной материальной вещью и другой материальной. вещь. Различия носят как качественный, так и количественный характер. [62] В отличие от адвайта-ведантистов, которые считают, что знание может привести к Единству со всеми и всем, а также к слиянию с Вселенским вневременным Абсолютом, к состоянию мокши в этой жизни, двайта-ведантисты считают, что мокша возможна только в загробной жизни, если того пожелает Бог. (если нет, то собственное Я возрождается). Далее Мадхва подчеркивает, что Бог создает индивидуальное «Я», но индивидуальное «Я» никогда не было и никогда не станет единым с Богом; лучшее, что он может сделать, — это испытать блаженство, бесконечно приблизившись к Богу. [62]
Мир, называемый Майей , считается божественной волей Ишвары. [61] Джива страдает, испытывает страдания и рабство, утверждают Двайтины, из-за «невежества и неправильного знания» ( аджнана ). Освобождение происходит при правильном знании и достижении Господа Нараяны. [61] Именно Его милость дает спасение согласно подшколе Двайты, которое достижимо путем преобладания саттва- гуны (моральной, созидательной, простой, наполненной добротой жизни), и поэтому двайтинцы должны жить дхармической жизнью, постоянно помня, глубоко любя Ишвару. . [61]
Ачинтья-Бхеда-Абхеда
[ редактировать ]Ачинтья бхедабхеда — это подшкола Веданты, представляющая философию непостижимого единства и различия по отношению к творению Пракрити и создателю Ишваре ( Кришне ). [63] [64]
На санскрите ачинтья означает «непостижимое», бхеда переводится как «разница», а абхеда переводится как «единство». «Я» (их английское выражение для санскритского слова: джива ) считается частями Бога и, таким образом, единым с Ним по качеству, но в то же время отличным от Него по количеству. Это называется ачинтья-бхеда-абхеда-таттва, непостижимое, одновременное единство и различие. [65]
Философия ачинтья-бхедабхеда-таттвы Чайтаньи завершила путь к религиозному теизму . Рамануджа согласился с Шанкарой в том, что Абсолют един, но он не согласился, подтвердив индивидуальное разнообразие внутри этого единства. Мадхва подчеркивал вечную двойственность Всевышнего и Дживы : он утверждал, что эта двойственность сохраняется даже после освобождения. Чайтанья, в свою очередь, уточнил, что Всевышний и дживы «непостижимо, одновременно едины и различны» (ачинтья-бхеда-абхеда). [66]
В Чарваке
[ редактировать ]Чарвака , еще одна атеистическая традиция шрамана , была материалистической школой философского скептицизма . Они отвергли все концепции Ишвары , а также все формы сверхъестественного. [67] [68] [69]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Монье Монье Уильямс , санскритско-английский словарь, Поиск Извары. Архивировано 4 августа 2019 года в Wayback Machine , Кёльнский университет, Германия.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Дейл Рип (1961, перепечатано в 1996 г.), Натуралистическая традиция в индийской мысли, Мотилал Банарсидасс , ISBN 978-8120812932 , страницы 177–184, 208–215.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Ян Уичер, «Целостность йога-даршана», издательство Государственного университета Нью-Йорка, ISBN 978-0791438152 , страницы 82–86.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мирча Элиаде (2009), Йога: бессмертие и свобода, Princeton University Press, ISBN 978-0691142036 , страницы 73–76.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Санскритско-английский словарь Монье-Вильямса» . ИИТС Кёльн . п. 171. Архивировано из оригинала 9 марта 2023 года . Проверено 13 января 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джеймс Лохтефельд, «Ишвара», Иллюстрированная энциклопедия индуизма, Том. 1: AM, Rosen Publishing. ISBN 0-8239-2287-1 , стр. 306
- ^ Песня Господа Шивы: Ишвара Гита . Эндрю Дж. Николсон, Лори Серл. 2014. ISBN 978-1-4384-5102-2 . OCLC 880450730 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Рошен Далал (2010). Индуизм: Алфавитный справочник . Книги о пингвинах. стр. 235, 379–380. ISBN 978-0-14-341421-6 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Оливер Лиман (2000), Восточная философия: ключевые чтения, Routledge, ISBN 978-0415173582 , стр. 251.
- ^ РК Прути (2004), Арья Самадж и индийская цивилизация, ISBN 978-8171417803 , страницы 5–6, 48–49.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ллойд Пфлюгер, Чистота и сила личности в Йогасутре, в книге «Теория и практика йоги» (редактор: Кнут Якобсен), Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120832329 , страницы 38–39.
- ^ Бахм, Арчи Дж. (1992). Живые религии мира . Джайнское издательство. ISBN 978-0-87573-000-4 .
- ^ Артур Энтони Макдонелл (2004), Практический санскритский словарь, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120820005 , стр. 47.
- ^ Артур Энтони Макдонелл (2004), Практический санскритский словарь, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120820005 , стр. 270.
- ^ Санскритско-английский словарь Apte, Поиск Извары. Архивировано 6 ноября 2022 г. в Wayback Machine , Кельнский университет, Германия.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мадхав Дешпанде (1991), Смысл и синтаксис в ведическом языке (редакторы: Джоэл Бреретон и Стефани Джеймисон), тома 4–5, Брилл, ISBN 978-9004093560 , страницы 23–27.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Патрик Оливель (2006), Между империями: Общество в Индии с 300 г. до н.э. по 400 г. н.э.: Общество в Индии, Oxford University Press, ISBN 978-0195305326 , стр. 176.
- ^ Рошен Далал (2010). Индуизм: Алфавитный справочник . Книги о пингвинах. п. 376. ИСБН 978-0-14-341421-6 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Лэнс Нельсон (1996), Живое освобождение в Шанкаре и классической Адвайте, в книге «Живое освобождение в индуистской мысли» (редакторы: Эндрю О. Форт, Патрисия Ю. Мамм), State University of New York Press, ISBN 978-0791427064 , страницы 38–39, 59 (сноска 105)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джон Коллер (2012), Routledge Companion to Philosophy of Religion (редакторы: Чад Мейстер, Пол Копан), Routledge, ISBN 978-0415782944 , страницы 99–107.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мишель Мари Демаре (2008), Изменение сознания: разум, сознание и идентичность в Йога-сутре Патанджали, Мотилал Банарсидасс , ISBN 978-8120833364 , стр. 131.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кнут Якобсен (2008), Теория и практика йоги: «Очерки в честь Джеральда Джеймса Ларсона, Мотилала Банарсидасса, ISBN 978-8120832329 , стр. 77.
- ^ Малинар (2014), Текущие подходы: статьи по ключевым темам, в The Bloomsbury Companion to Hindu Studies (редактор: Джессика Фрейзер), Bloomsbury Academic, ISBN 978-1472511515 , стр. 79.
- ^ Циммер (1951), Философия Индии, перепечатано Routledge в 2008 г., ISBN 978-0415462327 , страницы 242–243, 309–311.
- ^ Карел Вернер (1997), Популярный словарь индуизма, Routledge, ISBN 978-0700710492 , стр. 54.
- ^ Радхакришнан и Мур (1967, перепечатано в 1989 г.), Справочник по индийской философии, Princeton University Press, ISBN 978-0691019581 , страницы 37–39, 401–403, 498–503.
- ^ RC Zaehner (1975), Наш дикий бог: извращенное использование восточной мысли, ISBN 978-0836206111 , страницы 69–72.
- ^ RC Zaehner (1966), Индуизм, Oxford University Press, издание 1980 г.: страницы 126–129, перепечатано в 1983 г. как ISBN 978-0198880127
- ^ Микель Берли (2012), Классическая санкхья и йога - индийская метафизика опыта, Routledge, ISBN 978-0415648875 , стр. 39
- ^ Ричард Гарбе (2013), Философия санкхьи, Индийская философия, том 11, ISBN 978-1484030615 , страницы 25–27 (на немецком языке)
- ^ Кнут Якобсен (2008), Теория и практика йоги: «Очерки в честь Джеральда Джеймса Ларсона, Мотилала Банарсидасса », ISBN 978-8120832329 , страницы 15–16.
- ^ Николсон, Эндрю (2010). Объединение индуизма: философия и идентичность в индийской интеллектуальной истории . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. стр. 69–78.
- ^ Кнут Якобсен (2008), Теория и практика йоги: «Очерки в честь Джеральда Джеймса Ларсона, Мотилала Банарсидасса », ISBN 978-8120832329 , страницы 76–77.
- ^ Эндрю Дж. Николсон (2017), «Опровержение ведантического теизма в Санкхья-сутре» в Оксфордском справочнике индийской философии под ред. Джонардон Ганери , Издательство Оксфордского университета ISBN 978-0-19-750381-2 , страницы 598–622.
- ^ Харихарананда Аранья (2007), Парабхактисутра, Апоризмы о возвышенной преданности (переводчик: Чаттерджи), в «Божественных гимнах с высшими афоризмами преданности», Kapil Math Press, Калькутта, страницы 55-93; Харихарананда Аранья (2007), Вечно освобожденный принцип Ишвары и Пуруши, в «Божественных гимнах с высшими афоризмами преданности», Kapil Math Press, Калькутта, страницы 126–129
- ^ Ян Уичер (1999), Целостность йога-даршана: пересмотр классической йоги, State University of New York Press, ISBN 978-0791438152 , стр. 86.
- ^ Агаше, К.С. (1904). Патанджалайогасутрани . Пуна: Анандашрам. Мистер. 25.
- ^ aparAmRSTa. Архивировано 29 января 2015 года в Wayback Machine , клеза, карма, випака и ашая. Архивировано 17 августа 2017 года в Wayback Machine ; Санскритско-английский словарь, Кельнский университет, Германия
- ^ Ллойд Пфлюгер (2008), Чистота личности и сила в Йогасутре, в теории и практике йоги (редактор: Кнут Якобсен), Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120832329 , страницы 31–45.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Клаус Клостермайер (2007), Обзор индуизма, третье издание, Государственный университет Нью-Йорка, ISBN 978-0791470824 , стр. 337.
- ^ Гоэл (1984), Индийская философия: Ньяя-Вайшешика и современная наука, Стерлинг, ISBN 978-0865902787 , страницы 149–151.
- ^ Р. Коллинз (2000), Социология философии, издательство Гарвардского университета, ISBN 978-0674001879 , стр. 836.
- ^ Джон Клейтон (2010), Религии, причины и боги: очерки межкультурной философии религии, Cambridge University Press, ISBN 978-0521126274 , стр. 150
- ^ Г. Оберхаммер (1965), К проблеме доказательства Бога в индийской философии, Нумен, 12: 1-34.
- ^ Фрэнсис X. Клуни (2010), Индуистский Бог, Христианский Бог: Как разум помогает сломать границы, Oxford University Press, ISBN 978-0199738724 , страницы 18–19, 35–39.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Оригинальный санскрит: Ньяясутра Ананд Ашрам, санскрит Грантвали, страницы 290–292; Альтернативный архив. Архивировано 7 ноября 2016 г. на Wayback Machine.
Английский перевод: Фрэнсис X. Клуни (2010), Индуистский Бог, Христианский Бог: Как разум помогает сломать границы, Oxford University Press, ISBN 978-0199738724 , стр. 37. - ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шарма, К. (1997). Критический обзор индийской философии , Дели: Мотилал Банарсидасс , ISBN 81-208-0365-5 , стр. 209-10.
- ^ В. Р. Рао (1987), Избранные доктрины индийской философии, ISBN 81-70990009 , страницы 11–12.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б FX Clooney (1997), Что такое бог? Поиски правильного понимания деваты в теории брахманических ритуалов (Мимамса), Международный журнал индуистских исследований, август 1997 г., том 1, выпуск 2, страницы 337–385.
- ^ П. Билимория (2001), Индуистские сомнения в Боге: на пути к деконструкции мимамсы, в книге «Философия религии: индийская философия» (редактор: Рой Перретт), том 4, Routledge, ISBN 978-0-8153-3611-2 , страницы 87–106.
- ^ Пол Хакер (1978), Свойства доктрины и терминологии Шанкары: Авидья, Намарупа, Майя, Ишвара, в небольших трудах (редактор: Л. Шмитхаузен), Франц Штайнер Верлаг, Вайсбаден, страницы 101–109 (на немецком языке), также страницы 69-99
- ^ Уильям Индич (2000), Сознание в Адвайта Веданте, Мотилал Банарсидасс , ISBN 978-8120812512 , страницы 23-25.
- ^ Пол Деуссен , Шестьдесят Упанишад Вед, Том 2, Мотилал Банарсидасс , ISBN 978-8120814677 , страницы 547–551.
- ^ Далал, Нил (2021 г.), «Шанкара» , в Залте, Эдвард Н. (редактор), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. Зима 2021 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет, заархивировано из оригинала 16 апреля 2023 г. , получено 16 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Маккасленд и др. (1969), Религии мира, Random House, ISBN 978-0394303840 , стр. 471.
- ^ С.М. Шриниваса Чари (1988). Таттвамуктакалапа . Мотилал Банарсидасс . стр. 212, 231–233. ISBN 978-81-208-0266-7 .
- ^ С.М. Шриниваса Чари (1988). Таттвамуктакалапа . Мотилал Банарсидасс . стр. 18, 228, 340–341. ISBN 978-81-208-0266-7 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джон Граймс (1996), Краткий словарь индийской философии: санскритские термины, определенные на английском языке, State University of New York Press, ISBN 978-0791430675 , стр. 143
- ^ Томас Падият (2014), Метафизика становления, Де Грюйтер, ISBN 978-3110342550 , стр. 151.
- ^ Карл Олсон (2007), Многоцветие индуизма: тематико-историческое введение, Rutgers University Press, ISBN 978-0813540689 , страницы 243–244.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Р. Прасад (2009), Исследование истории и развития классической индийской философии морали, Concept Publishing, ISBN 978-8180695957 , страницы 345–347.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Томас Падият (2014), Метафизика становления, Де Грюйтер, ISBN 978-3110342550 , страницы 155–157.
- ^ Кавираджа, К.Г. Шри Чайтанья-чаритамрита. Бенгальский текст, перевод и комментарии А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады . Книжный фонд Бхактиведанты . Мадхья 20.108-109. Архивировано 11 мая 2008 года в Wayback Machine. «Конституционное положение живого существа — быть вечным слугой Кришны, потому что оно является пограничной энергией Кришны и проявлением, одновременно единым с Господом и отличным от него, подобно молекулярному частица солнечного света или огня».
- ^ Кришна Упанишад 1.25: ...на бхиннам. на бхиннамабхирбхинно на вай вибхух
- ^ Мукундананда, Свами (2013). Духовная диалектика . Джагадгуру Крипалуджи Йог. п. 96.
Поэтому он назвал свою философию Ачинтья Бхедабхед вад, или Непостижимое одновременное Единство и Различие.
- ^ Сатсварупа, дас Госвами (1976). Чтения по ведитской литературе: традиция говорит сама за себя . Доцент издательской группы. стр. 240 страниц. ISBN 0-912776-88-9 .
- ^ Роберт Флинт, Антитеистические теории , с. 463, в Google Книгах , примечание к приложению VII – Индуистский материализм: система чарвака; Уильям Блэквуд, Лондон
- ^ В.В. Раман (2012), Индуизм и наука: некоторые размышления, Zygon – Journal of Religion and Science, 47(3): 549–574, Цитата (стр. 557): «Помимо нетеистических школ, таких как Санкхья , существовали также явно атеистические школы индуистской традиции Одной из яростно антисверхъестественных систем является так называемая школа чарвака». дои : 10.1111/j.1467-9744.2012.01274.x
- ^ К. Н. Тивари (1998), Классическая индийская этическая мысль, Мотилал Банарсидасс , ISBN 978-8120816077 , стр. 67, Цитата: «Из трех неортодоксальных систем оставшаяся, система Каравака, является индуистской системой».