Бог
В традиционных культурах банту
[ редактировать ]Происхождение, распространение и этимология
[ редактировать ]Первоначальное имя верховного Бога богов, создателя и отца всех богов в раннем банту, вероятно, было Ньямбе , возможно, от корня глагола -àmb- , «начинать». [1] С диверсификацией культур банту появились и другие названия: «Мулунгу» появилось в древней группе Южно-Каскази (около 6000 г. до н.э.). Этимология названия спорна. [2] Одна из гипотез состоит в том, что это имя происходит от корня глагола -ng- , означающего «исправиться», «стать правым»; в данном случае первоначальная концепция Мулунгу — это концепция бога-творца, установившего первоначальный правильный порядок в мире. [1]
Описание
[ редактировать ]Во всех традиционных культурах банту существует понятие «бога-создателя», концепция, которая уже утвердилась в культурах Нигера и Конго . [1] Этого бога-создателя обычно рассматривают как отдаленное божество, далекое и обособленное от людей и живых существ; в некоторых случаях это скорее безличная «творящая сила» или primum movens, чем «Бог» в обычном смысле этого слова. [1] [2] Даже когда его называют личным богом, считается, что Создатель далек и отделен от людей и живых существ; эта отстраненность является предметом ряда мифов банту, описывающих, как создатель покинул Землю и перебрался в небо вследствие того, что он был расстроен людьми или раздражен их деятельностью. Таким образом, общей чертой религий банту является то, что никакие молитвы и обычно никакое поклонение на самом деле не направлены к создателю; [1] люди взаимодействуют с богами и духами более низкого уровня, которые ближе и больше интересуются человеческими делами. Эти общие линии являются общими для традиционных представлений о Мулунгу, встречающихся в Кикую, Руву и других культурах. [1] Миф Ньямвези об уходе Мулунгу с Земли предполагает, что Мулунгу расстроился из-за пожаров, устроенных людьми на ландшафте, и попросил паука сплести паутину, чтобы он мог подняться на небо. [3]
Современное использование
[ редактировать ]С появлением ислама или христианства слово «Мулунгу» обычно употреблялось для обозначения христианского или исламского Бога. В более чем тридцати переводах Библии на африканские языки слово Мулунгу используется для обозначения Отца. [2] Другой пример: Иисус Христос упоминается как мвана ва Мулунгу («дитя Мулунгу») в современных религиозных песнях на языке чичева ( Малави ). Это слово также использовалось в исламской литературе суахили до того, как производное название «Мунгу» стало более распространенным.на тамильском языке это стало мулунгу на муругу.
Южная Африка
В настоящее время в Мозамбике Мулунго на языке цисена рассматривается как Всемогущий Бог, напрямую связанный с христианством, как Отец Иисуса Христа. Мулунгу Ванга , что означает «Мой Бог».
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Бликер, К.Дж. и Г. Виденгрин (1971), История религий , Brill. ( В GoogleBooks )
- Эрет, Кристофер (1998), Африканский классический век .
- Франкл, PJL (1990), Слово «Бог» на суахили , «Журнал религии в Африке» XX (3) ( Estratto su JStor )
- Гонсалес, Ронда, Общества, религии и история: жители Центрально-Восточной Танзании и мир, который они создали, ок. 200 г. до н.э. – 1800 г. н.э. Онлайн текст
- Медсестра, Дерек и Томас Дж. Хиннебуш. Суахили и сабаки: лингвистическая история . Калифорнийский университет Press, Лос-Анджелес, 1993.