Jump to content

Элион

Страница полузащищенная

Элион или Эль Элион ( ивр .: אֵל עֶלְיוֹן ‎ ʼĒl ʻElyōn ), — эпитет , встречающийся в еврейской Библии . ʾĒl ʿElyōn обычно переводится на английском языке как «Бог Всевышний», а в Септуагинте - как ὁ Θεός ὁ ὕψιστος («Бог высочайший»). Титул «Элион» является распространенной темой научных дебатов, иногда интерпретируется как равный авраамическому Богу , а в противном случае теоретизируется как ссылка на отдельное божество своего рода, потенциально превосходящее божество Яхве .

Вне библейского контекста этот термин также имеет обыденное использование, например, « верхний » (где окончание в обоих корнях является местным , а не превосходной или сравнительной степенью ), «верхний» или «самый верхний», относящийся просто к положению объектов. (например, применительно к корзине в Бытие 40:17 или к комнате в Иезекииля 42:5).

Еврейская Библия

Эль Элион

Составное имя Эл Элион , «Бог Всевышний», встречается в Бытие 14:18–20 как Бог, священником которого был Мелхиседек , царь Салема . [1] Форма появляется снова почти сразу же в стихе 22, использованная Авраамом в клятве царю Содома . В этом стихе имя Бога также встречается в приложении к Эл-Элиону в масоретском тексте , но отсутствует в самаритянской версии, в переводе Септуагинты и у Симмаха . [2] Его появление здесь было одним из оснований теории, впервые поддержанной Юлиусом Веллхаузеном, о том, что Эл Элион был древним богом Салема ( Иерусалима ), позже приравненным к Богу. [ нужна ссылка ] Единственное другое употребление сложного выражения находится в Псалмах 78:35 : «И они вспомнили, что Бог [ʼĒlōhīm] был их скалой, и высший Бог [ʼĒl ʻElyōn] их искупитель». Имя повторяется далее в этой главе, но с вариацией: в пятьдесят шестом стихе говорится: «Элогим Элион».

Было высказано предположение, что упоминание об « Эль Элионе, создателе неба и земли» в Бытие 14:19 и 22 отражает ханаанское происхождение. [2] Формулировка в Бытии напоминает пересказ ханаанских религиозных традиций в Филона Библского рассказе о финикийской истории, в котором Элион был прародителем Урана («Неба») и Геи («Земли»). [3]

ʽЭлион

Отдельно стоящее имя Элион (Всевышний) встречается во многих поэтических отрывках, особенно в Псалмах. Оно появляется в стихе-оракуле Валаама в Числах 24:16 как отдельное имя, параллельное Эл. Оно также появляется в Моисея последней песне во Второзаконии 32:8 (широко обсуждаемый стих). Перевод масоретского текста:

Когда Всевышний ( Элион ) разделил народы,
он отделил сыновей человеческих ( Адама );
он установил границы масс
по числу сынов Израилевых

Во многих рукописях Септуагинты есть ангелон теу вместо «сыновей Израиля» (ангелы Божьи), а в некоторых других есть хуйон теу (сыны Божьи). моря Фрагмент свитков Мертвого 4QDeut дж однако читается bny 'lwhm ( сыны Божьи или сыновья Элохима). Новая пересмотренная стандартная версия переводит это как «он установил границы… согласно числу богов». [4] Однако идентификация Элиона в отрывке оспаривается.

Этот отрывок, кажется, отождествляет Элиона с Элохимом, но не обязательно с Яхве . Это можно прочитать как означающее, что Элион разделил человечество на 70 наций в соответствии со своими 70 сыновьями (70 сыновей Эла упоминаются в угаритских текстах), причем каждый из этих сыновей должен быть божеством-покровителем одной из 70 наций, одной из это Бог Израиля, Яхве. Альтернативно, это может означать, что Элион, отдав другие народы своим сыновьям, теперь берет Израиль себе под именем Тетраграмматона . Обе интерпретации имеют поддержку, [5] хотя представление об Элионе как о более высоком божестве, чем Яхве, может противоречить большинству монотеистических стандартов современных авраамических догм .

Майкл Хейзер утверждает, что разделение Эла и Яхве «внутренне противоречиво» в Книге Второзакония (например, Второзаконие 4:19–20 , Второзаконие 32:6–7 ). По мнению Хейзера, это также поднимает вопрос о том, почему девтерономисты были так неосторожны, введя эту ошибку, особенно несколькими стихами позже, и почему они не устранили их быстро как «нетерпимых монотеистов». [6]

В Исаии 14:13–14 слово «Элион» используется в очень мистическом контексте в отрывке, дающем основу для более поздних предположений о падении сатаны , где мятежный князь Вавилона изображен хвастающимся:

Я буду возведен на трон на горе Совета на самом дальнем севере [или в самом дальнем Зафоне ]
Я поднимусь выше высоты облаков;
Я буду подобен Всевышнему.

В некоторых случаях «Элион» используется по отношению к Яхве, например, в Псалме 97:9:

Для Тебя, Господь [ ЯХВЕ ],
являются Всевышними [ ʽelyōn ] над всей землей;
ты вознесен выше всех богов.

Небиблейское использование

За пределами библейских текстов эпитет «Всевышний» встречается несколько раз. [7]

Сефирский договор I

Наиболее спорное из этих применений за пределами Библии находится в самой ранней из трех надписей договоров на арамейском языке, найденных в Аль-Сафире, в 16 милях (26 км) к юго-востоку от Алеппо . [8]

Надпись «Сефир I» ( KAI 222.IA8–12; ANET, стр. 659), датируемая примерно 750 г. до н.э., перечисляет основные божества-покровители каждой стороны, все они попарно соединены знаком «и» в каждом случае. бог-мужчина и супруга бога, когда имена известны. Затем, после перерыва, приходит l wʽlyn

  • Возможно, это означает «Эл и Элион», по-видимому, также два отдельных бога, за которыми следуют дополнительные пары божеств.
  • Возможно также, что они указывают на два аспекта одного и того же бога.
  • Это может быть одно божественное имя. Угаритские «Смерть и принц» (или, возможно , тексты содержат божественные имена, такие как Котар вахасис «Умелый и умный», Мот ваШар «Смерть и разрушение»), Никкал-и-Иб , что по происхождению является именем шумерской может богини Нингаль в сочетании с элементом неизвестного значения. Таким образом, Эль ваЭльон быть одним именем «Бог-и-Высочайший», идентичным по значению библейскому Эл-Элион , хотя оно и уникально.

Фрэнк Мур Кросс (1973) принимает все три интерпретации как возможные. [9]

Санчуниатон

В рассказе Евсевия о Филоне Библском (ок. 64–141 гг. н. э.) запись эвгемеристического рассказа Санхуниатона о финикийских божествах Элиуне , которого он называет Гипсистом «высшим» и который поэтому, вероятно, является «Элионом», [10] совершенно отделен от своего Элуса/ Кроноса , верховного бога Эла. Санчуниатон сообщает только:

В их время родились некий Елиун, прозванный «Всевышний», и женщина по имени Берут , и жили они в окрестностях Библоса .И от них родился Эпигей или Автохтон, которого они впоследствии назвали Небом; так что от него они назвали элемент над нами Небом из-за превосходства его красоты. И есть у него сестра, рожденная от названных родителей, которую назвали Землей, и от нее, говорит он, из-за ее красоты, они назвали землю тем же именем. И отец их, Всевышний, погиб при встрече с дикими зверями, и был обожествлен, и дети его приносили ему возлияния и жертвы.

Согласно Санчуниатону, именно из Неба и Земли рождаются Эл и различные другие божества, хотя в древних текстах Эл упоминается как создатель неба и земли. Хеттская , который породил Небо (и, возможно, Землю) и который был свергнут своим сыном Небом, который, в свою очередь , теогония знает первобытного бога по имени Алалу был свергнут своим сыном Кумарби . Похоже, что аналогичная традиция лежит в основе рассказа Санчуниатона. [11]

Что касается Берут, которая здесь является женой Элиона, то связь с ивритом б а rīt «соглашение» или с городом Бейрут . Предлагались оба варианта: [ нужна ссылка ]

См. также

Ссылки

Цитаты

  1. ^ Маклафлин 2000 , с. 515.
  2. ^ Jump up to: а б Элнес и Миллер 1999 , с. 297.
  3. ^ Джон Дэй (2010). Яхве и боги и богини Ханаана . Издательство Блумсбери. п. 21. ISBN  978-0-567-53783-6 .
  4. ^ Второзаконие 32:8 (NRSV)
  5. ^ Элнес и Миллер 1999 , с. 296.
  6. ^ Хейзер, Майкл (2006). «Являются ли Яхве и Эль разными божествами во Второзаконии 32:8-9 и Псалме 82?» . HIPHIL Novum – через Университет Либерти.
  7. ^ Элнес и Миллер 1999 , с. 295.
  8. ^ Древний Ближний Восток: Антология текстов и изображений, стр. 305. Джеймс Б. Причард, Дэниел Э. (FRW) Флеминг - 2010 г. «Базальтовый блок, на котором написана часть договора, обозначенная как Sfire I, был разбит по горизонтали на две части с потерей нескольких строк между ними. Кроме того, к тексту, начертанному на лицевой и оборотной сторонах "
  9. ^ Кросс 1973 , с. 51.
  10. ^ Цернеке 2022 , с. 80.
  11. ^ Цернеке 2022 , стр. 81–82.

Библиография

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bc048535a86b500f770b29f4592c2093__1718068560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bc/93/bc048535a86b500f770b29f4592c2093.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Elyon - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)