Элион
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2016 г. ) |
Элион или Эль Элион ( ивр .: אֵל עֶלְיוֹן ʼĒl ʻElyōn ), — эпитет , встречающийся в еврейской Библии . ʾĒl ʿElyōn обычно переводится на английском языке как «Бог Всевышний», а в Септуагинте - как ὁ Θεός ὁ ὕψιστος («Бог высочайший»). Титул «Элион» является распространенной темой научных дебатов, иногда интерпретируется как равный авраамическому Богу , а в противном случае теоретизируется как ссылка на отдельное божество своего рода, потенциально превосходящее божество Яхве .
Вне библейского контекста этот термин также имеет обыденное использование, например, « верхний » (где окончание в обоих корнях является местным , а не превосходной или сравнительной степенью ), «верхний» или «самый верхний», относящийся просто к положению объектов. (например, применительно к корзине в Бытие 40:17 или к комнате в Иезекииля 42:5).
Еврейская Библия
Эль Элион
Составное имя Эл Элион , «Бог Всевышний», встречается в Бытие 14:18–20 как Бог, священником которого был Мелхиседек , царь Салема . [1] Форма появляется снова почти сразу же в стихе 22, использованная Авраамом в клятве царю Содома . В этом стихе имя Бога также встречается в приложении к Эл-Элиону в масоретском тексте , но отсутствует в самаритянской версии, в переводе Септуагинты и у Симмаха . [2] Его появление здесь было одним из оснований теории, впервые поддержанной Юлиусом Веллхаузеном, о том, что Эл Элион был древним богом Салема ( Иерусалима ), позже приравненным к Богу. [ нужна ссылка ] Единственное другое употребление сложного выражения находится в Псалмах 78:35 : «И они вспомнили, что Бог [ʼĒlōhīm] был их скалой, и высший Бог [ʼĒl ʻElyōn] их искупитель». Имя повторяется далее в этой главе, но с вариацией: в пятьдесят шестом стихе говорится: «Элогим Элион».
Было высказано предположение, что упоминание об « Эль Элионе, создателе неба и земли» в Бытие 14:19 и 22 отражает ханаанское происхождение. [2] Формулировка в Бытии напоминает пересказ ханаанских религиозных традиций в Филона Библского рассказе о финикийской истории, в котором Элион был прародителем Урана («Неба») и Геи («Земли»). [3]
ʽЭлион
Отдельно стоящее имя Элион (Всевышний) встречается во многих поэтических отрывках, особенно в Псалмах. Оно появляется в стихе-оракуле Валаама в Числах 24:16 как отдельное имя, параллельное Эл. Оно также появляется в Моисея последней песне во Второзаконии 32:8 (широко обсуждаемый стих). Перевод масоретского текста:
Когда Всевышний ( Элион ) разделил народы,
он отделил сыновей человеческих ( Адама );
он установил границы масс
по числу сынов Израилевых
Во многих рукописях Септуагинты есть ангелон теу вместо «сыновей Израиля» (ангелы Божьи), а в некоторых других есть хуйон теу (сыны Божьи). моря Фрагмент свитков Мертвого 4QDeut дж однако читается bny 'lwhm ( сыны Божьи или сыновья Элохима). Новая пересмотренная стандартная версия переводит это как «он установил границы… согласно числу богов». [4] Однако идентификация Элиона в отрывке оспаривается.
Этот отрывок, кажется, отождествляет Элиона с Элохимом, но не обязательно с Яхве . Это можно прочитать как означающее, что Элион разделил человечество на 70 наций в соответствии со своими 70 сыновьями (70 сыновей Эла упоминаются в угаритских текстах), причем каждый из этих сыновей должен быть божеством-покровителем одной из 70 наций, одной из это Бог Израиля, Яхве. Альтернативно, это может означать, что Элион, отдав другие народы своим сыновьям, теперь берет Израиль себе под именем Тетраграмматона . Обе интерпретации имеют поддержку, [5] хотя представление об Элионе как о более высоком божестве, чем Яхве, может противоречить большинству монотеистических стандартов современных авраамических догм .
Майкл Хейзер утверждает, что разделение Эла и Яхве «внутренне противоречиво» в Книге Второзакония (например, Второзаконие 4:19–20 , Второзаконие 32:6–7 ). По мнению Хейзера, это также поднимает вопрос о том, почему девтерономисты были так неосторожны, введя эту ошибку, особенно несколькими стихами позже, и почему они не устранили их быстро как «нетерпимых монотеистов». [6]
В Исаии 14:13–14 слово «Элион» используется в очень мистическом контексте в отрывке, дающем основу для более поздних предположений о падении сатаны , где мятежный князь Вавилона изображен хвастающимся:
Я буду возведен на трон на горе Совета на самом дальнем севере [или в самом дальнем Зафоне ]
Я поднимусь выше высоты облаков;
Я буду подобен Всевышнему.
В некоторых случаях «Элион» используется по отношению к Яхве, например, в Псалме 97:9:
Для Тебя, Господь [ ЯХВЕ ],
являются Всевышними [ ʽelyōn ] над всей землей;
ты вознесен выше всех богов.
Небиблейское использование
За пределами библейских текстов эпитет «Всевышний» встречается несколько раз. [7]
Сефирский договор I
Наиболее спорное из этих применений за пределами Библии находится в самой ранней из трех надписей договоров на арамейском языке, найденных в Аль-Сафире, в 16 милях (26 км) к юго-востоку от Алеппо . [8]
Надпись «Сефир I» ( KAI 222.IA8–12; ANET, стр. 659), датируемая примерно 750 г. до н.э., перечисляет основные божества-покровители каждой стороны, все они попарно соединены знаком «и» в каждом случае. бог-мужчина и супруга бога, когда имена известны. Затем, после перерыва, приходит l wʽlyn
- Возможно, это означает «Эл и Элион», по-видимому, также два отдельных бога, за которыми следуют дополнительные пары божеств.
- Возможно также, что они указывают на два аспекта одного и того же бога.
- Это может быть одно божественное имя. Угаритские «Смерть и принц» (или, возможно , тексты содержат божественные имена, такие как Котар вахасис «Умелый и умный», Мот ваШар «Смерть и разрушение»), Никкал-и-Иб , что по происхождению является именем шумерской может богини Нингаль в сочетании с элементом неизвестного значения. Таким образом, Эль ваЭльон быть одним именем «Бог-и-Высочайший», идентичным по значению библейскому Эл-Элион , хотя оно и уникально.
Фрэнк Мур Кросс (1973) принимает все три интерпретации как возможные. [9]
Санчуниатон
В рассказе Евсевия о Филоне Библском (ок. 64–141 гг. н. э.) запись эвгемеристического рассказа Санхуниатона о финикийских божествах Элиуне , которого он называет Гипсистом «высшим» и который поэтому, вероятно, является «Элионом», [10] совершенно отделен от своего Элуса/ Кроноса , верховного бога Эла. Санчуниатон сообщает только:
В их время родились некий Елиун, прозванный «Всевышний», и женщина по имени Берут , и жили они в окрестностях Библоса .И от них родился Эпигей или Автохтон, которого они впоследствии назвали Небом; так что от него они назвали элемент над нами Небом из-за превосходства его красоты. И есть у него сестра, рожденная от названных родителей, которую назвали Землей, и от нее, говорит он, из-за ее красоты, они назвали землю тем же именем. И отец их, Всевышний, погиб при встрече с дикими зверями, и был обожествлен, и дети его приносили ему возлияния и жертвы.
Согласно Санчуниатону, именно из Неба и Земли рождаются Эл и различные другие божества, хотя в древних текстах Эл упоминается как создатель неба и земли. Хеттская , который породил Небо (и, возможно, Землю) и который был свергнут своим сыном Небом, который, в свою очередь , теогония знает первобытного бога по имени Алалу был свергнут своим сыном Кумарби . Похоже, что аналогичная традиция лежит в основе рассказа Санчуниатона. [11]
Что касается Берут, которая здесь является женой Элиона, то связь с ивритом б а rīt «соглашение» или с городом Бейрут . Предлагались оба варианта: [ нужна ссылка ]
См. также
- Земля Элиона
- Аль-Ала
- Он
- Энлиль
- Гелиос
- Гипситарии н.э. , поклонники Всевышнего Бога (Theos Hypsistos), были отдельной нееврейской монотеистической сектой, процветавшей в Малой Азии и Греции примерно с 200 г. до н.э. примерно до 400 г.
- Ежегодно
- Имена Бога в иудаизме
Ссылки
Цитаты
- ^ Маклафлин 2000 , с. 515.
- ^ Jump up to: а б Элнес и Миллер 1999 , с. 297.
- ^ Джон Дэй (2010). Яхве и боги и богини Ханаана . Издательство Блумсбери. п. 21. ISBN 978-0-567-53783-6 .
- ^ Второзаконие 32:8 (NRSV)
- ^ Элнес и Миллер 1999 , с. 296.
- ^ Хейзер, Майкл (2006). «Являются ли Яхве и Эль разными божествами во Второзаконии 32:8-9 и Псалме 82?» . HIPHIL Novum – через Университет Либерти.
- ^ Элнес и Миллер 1999 , с. 295.
- ^ Древний Ближний Восток: Антология текстов и изображений, стр. 305. Джеймс Б. Причард, Дэниел Э. (FRW) Флеминг - 2010 г. «Базальтовый блок, на котором написана часть договора, обозначенная как Sfire I, был разбит по горизонтали на две части с потерей нескольких строк между ними. Кроме того, к тексту, начертанному на лицевой и оборотной сторонах "
- ^ Кросс 1973 , с. 51.
- ^ Цернеке 2022 , с. 80.
- ^ Цернеке 2022 , стр. 81–82.
Библиография
- Маклафлин, Джон Л. (2000). «Бог в Ветхом Завете, имена» . Во Фридмане, Дэвид Ноэль; Майер, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Эрдманс. ISBN 9789053565032 .
- Кросс, Фрэнк Мур (1973). Ханаанский миф и еврейский эпос: Очерки истории религии Израиля . Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-09176-0 .
- Эльнес, Э.Э.; Миллер, П.Д. (1999). «Элион» . В Ван дер Тоорне, Карел; Бекинг, Боб; Ван дер Хорст, Питер (ред.). Словарь божеств и демонов в Библии . Брилл. ISBN 9780802824912 .
- «Договор между КТК и Арпадом» (1969). Пер. Франс Розенталь в древних ближневосточных текстах , 3-е изд. с доп. Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-03503-2 .
- Цернеке, Анна Элиза (2022). «Nomina nuda tenemus: Бог Элион (ʿlyn)» . В Галоппине, Томасе; Гийон, Элоди; Луасес, Макс; Лэтцер-Лазар, Асуман; Лебретон, Сильвен; Порция, Фабио; Рюпке, Йорг; Рубенс Урчуоли, Эмилиано; Бонне, Коринн (ред.). Именование и картографирование богов Древнего Средиземноморья: пространства, мобильность, воображение . Де Грютер. стр. 71–88. дои : 10.1515/9783110798432-004 . ISBN 978-3-11-079843-2 .