против (хорошего)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2022 г. ) |
Храбрость | |
---|---|
Смерть и подземный мир | |
Главный культовый центр | Угарит |
Божества древнего Ближнего Востока |
---|
Религии древнего Ближнего Востока |
Мот ( финикийский : 𐤌𐤕 mūt , иврит : מות māweṯ , арабский : موت mawt ) был ханаанским богом смерти и подземного мира. [ 1 ] [ 2 ] Он был также известен жителям Угарита и Финикии. [ 3 ] где ханаанская религия была широко распространена. Основным источником информации о Моте в ханаанской мифологии являются тексты, обнаруженные в Угарите. [ 1 ] но он также упоминается в сохранившихся фрагментах греческого перевода Филоном Библоса сочинений финикийца Санхуниатона .
Формы имени
[ редактировать ]В угаритском мифе Мот (пишется mt ) — олицетворение смерти . Это слово принадлежит к группе родственных слов, означающих «смерть» в других семитских языках. [ 4 ] и афро-азиатские языки : арабский موت mawt ; Иврит מות ( мот или мавет ; древнееврейский мут или мавет / мавет ); Мальтийское мьютье ; Сирийская маута ; Геэз мот ; ханаанский , египетский , берберский , арамейский , набатейский и пальмиренский מות ( mwt ); еврейский арамейский, христианский палестинский арамейский и самаритянский מותא ( mwt' ); Мандейская мута ; аккадский муту ; Мутува Хауса ; и Ангас мут . [ 5 ]
Религия и мифология
[ редактировать ]Угаритские тексты
[ редактировать ]Основной источник повести о Моте «Смерти» — Угаритский . [ 6 ] [ 7 ] Он сын Эль , [ 1 ] и согласно указаниям, данным богом Хададом ( Баалом ) своим посланникам, живет в городе по имени Хмри («Мирей»), яма — его трон, а Грязь — земля его наследия. Но Баал предупреждает их:
чтобы ты не приблизился к божественной Смерти,
чтобы он не сделал тебя агнцем в устах своих,
(и) вас обоих унесет, как ребенка, прорвавшего горло.
Хадад, кажется, убеждает Мота прийти на его пир и подчиниться Хададу.
Смерть посылает обратно сообщение о том, что его аппетит — это аппетит львов в пустыне, как тоска дельфинов в море, и он угрожает сожрать самого Баала. В последующем отрывке Смерть, по-видимому, оправдывает свою угрозу или, по крайней мере, обманывается, заставляя поверить, что он убил Баала. Многочисленные пробелы в тексте делают эту часть повести неясной. Солнце перестает светить, когда его богиня Шапаш присоединяется к сестре Баала Анат , чтобы похоронить его. Затем Анат нападает на Мота, схватывает его, раскалывает лезвием, просеивает в сите, сжигает в огне, измельчает жерновом и бросает то, что осталось, в поле на съедение птицам.
Эл, отец Баала, мечтает, чтобы Баал жив, и посылает Шапаша вернуть его к жизни, потому что земля стала сухой.
Через семь лет Смерть возвращается, жаждя мести и требуя, чтобы один из братьев Баала кормился им. За пробелом в тексте следует Мот, жалующийся на то, что Баал дал Моту на съедение своих братьев, сыновей своей матери. Между ними вспыхивает единоборство, пока богиня солнца Шапаш не упрекает Мота, сообщая ему, что его собственный отец Эль восстанет против него и свергнет его трон, если он продолжит. Мот уступает, и конфликт заканчивается.
Влияние на Пасху
[ редактировать ]Некоторые ученые выдвинули идею о том, что еврейская традиция Песаха могла зародиться как ритуал, связанный с мифом о том, как Мот убил Ваала. [ 8 ] [ 9 ] как Ваал был богом дождя у хананеев и некоторых других семитских народов. Современные ученые оспаривают такие взгляды как неспособность принять во внимание исходное повествование и культурный контекст, указывая вместо этого на целенаправленное подрыв мифа о Баале/Моте со стороны авторов еврейской Библии, работающих в рамках аудитории. которые были хорошо знакомы с религиозным мировоззрением окружающих народов. [ 10 ] [ 11 ]
финикийские источники
[ редактировать ]греческого автора Библоса Финикийский рассказ сохранился в пересказе Евсевием : Филона [ 12 ] который пишет о финикийском историке по имени Санчуниатон . В этом рассказе Смерть является сыном Эла и считается богом, как сказано в тексте, говоря об Эль/ Кронусе :
И вскоре после того, как умер другой из его сыновей от Реи , по имени Мут, он обожествляет его, и финикийцы называют его Танатосом [Смертью] и Плутоном .
Но в более раннем философском мифе о творении Санчуниатон относится к великому ветру, который слился со своими родителями, и эта связь называлась « Желанием » (πόθος):
Из его соединения образовался Мот, который, по мнению одних, представляет собой грязь, а другие — гниение водянистой смеси; и из этого произошел каждый зародыш творения и зарождение вселенной. Итак, были некоторые животные, которые не имели ощущений, и из них выросли разумные животные, которых называли «зофаземинами», то есть «наблюдателями неба»; и они имели форму яйца. И Мот вспыхнул светом, и солнцем, и луной, и звездами, и великими созвездиями.
Форма Мот (Μώτ) здесь не то же самое, что Мут (Μοὺθ), который появляется позже.
Еврейские писания
[ редактировать ]В еврейских писаниях Смерть (« Мавет / Мавет(х) ») иногда лингвистически персонифицируется, как в Аввакуме 2:5 и Иове 18:13 . [ 13 ]
См. также
[ редактировать ]- Мифологический портал
- Азиатский портал
- Список персонажей Звездных врат SG-1#Гоаулд#Второстепенные персонажи
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Спар, Авторы: Ира. «Боги и богини Ханаана | Эссе | Метрополитен-музей | Хронология истории искусств Хайльбрунна» . Хронология истории искусств Метрополитен-Хайльбрунна . Проверено 26 февраля 2023 г.
- ^ Гибсон, Джон К. (1 апреля 1978 г.). Ханаанские мифы и легенды . А&С Черный. ISBN 978-0-567-08089-9 .
- ^ КАССУТО, У. (1962). «Ваал и Мот в угаритских текстах» . Израильский журнал исследований . 12 (2): 77–86. ISSN 0021-2059 . JSTOR 27924890 .
- ^ «Приложение II – Семитские корни» .
- ^ Orel, Vladimir E.; Stolbova, Olga V. 2015 [1994]. Hamito-Semitic Etymological Dictionary . Leiden, The Netherlands: Brill. p. 380. дои : 10.1163/9789004293953
- ^ Бен Сассон, Хаим Гилель (1976). История еврейского народа . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. стр. 11–12 . ISBN 9780674397309 . ОСЛК 3103763 .
- ^ Кассуто, У. (1962). «Ваал и Мот в угаритских текстах». Израильский журнал исследований . 12 (2): 77–86. JSTOR 27924890 .
- ^ Тамара Прошич (январь 2004 г.). Развитие и символика Песаха . ISBN 9780826470874 .
- ^ Илон Гилад (2 апреля 2015 г.). «Была ли Песах изначально древним ханаанским ритуалом, призванным остановить дождь?» .
- ^ Майкл С. Хейзер. «Являются ли Яхве и Эль разными божествами во Второзаконии 32:8-9 и Псалме 82?» .
- ^ Брайан Д. Рассел, «Песнь моря и разрушение ханаанского мифа: миссионерское чтение»
- ^ Евсевий Кесарийский, Подготовка к евангелизации , Книга 1, гл. 9–10, пер. Э. Гиффорд (1903)
- ^ Кассуто, У. (1962). «Ваал и Мот в угаритских текстах». Израильский журнал исследований . 12 (2): 81–83. JSTOR 27924890 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джейкобс, Вивиан; Джейкобс, Исаак Розенсон (1945). «Миф о Моте и Алеян Баале». Гарвардское теологическое обозрение . 38 (2): 77–109. дои : 10.1017/S0017816000022690 . JSTOR 1508139 . S2CID 163117377 .
- Маннати, М. (1972). «Поклонники Слова в Псалме LXXIII». Ветус Заветум . 22 (4): 420–25. дои : 10.2307/1517192 . JSTOR 1517192 .
- Макаффи, Мэтью. «Анализ слов, обозначающих «смерть» на угаритском языке». В: Жизнь и смертность на угаритском языке: лексическое и литературное исследование . Юниверсити-Парк, США: Издательство Пенсильванского государственного университета, 2019. стр. 125–190. дои : 10.1515/9781646020386-006
- Маллен, ET, младший (1980). «Конфликты Космогонии: Царство Баала, Ямма и Мота». В: Божественный совет в ханаанской и ранней еврейской литературе . Лейден, Нидерланды: Brill. стр. 46–84. дои : 10.1163/9789004387065_007
- Сиббин-Плантхольт, И. (2020). «Видимая смерть и звуковое бедствие: персонификация смерти (Муту) и связанных с ней эмоций как неотъемлемых условий жизни в аккадских источниках». В: Выражение эмоций в Древнем Египте и Месопотамии . Лейден, Нидерланды: Brill. стр. 335–389. дои : 10.1163/9789004430761_016
- Уотсон, Пол Л. (1972). «Смерть смерти в угаритских текстах». Журнал Американского восточного общества . 92 (1): 60–64. дои : 10.2307/599648 . JSTOR 599648 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Испытание Бога – Библейская книга Иова Библейская переработка боевого мотива между Мотом и Ваалом.
- Книга 1 Praeparatio Evangelica Евсевия, содержащая парафраз Филона.
- Даккаш, Джимми. «Мот». В: Энциклопедия Библии и ее восприятие в Интернете . Под редакцией Констанс М. Фьюри, Джоэла Маркуса ЛеМона, Брайана Матца, Томаса Хра. Рёмер, Йенс Шретер, Барри Дов Уолфиш и Эрик Циолковски. Берлин, Бостон: Де Грюйтер, 2021. дои : 10.1515/ebr.mot . Доступ 15 февраля 2023 г.