Я доставляю

Напириша ( линейный эламский : Напирриша ) [ 1 ] было эламским божеством из региона Аншан и главным божеством королевства, по крайней мере, с конца 3-го тысячелетия до нашей эры. По- эламски его имя означает «Великий ( -ша ) Бог ( напир )»; в клинописных текстах слово пишется с помощью идеограммы ГАЛ «великий» (в переводе с шумерского ), которая некоторое время не имела правильного толкования.
Напириша изображается как антропоморфное божество, часто со змеиной фигурой, символизирующей первозданные воды. [ 2 ] Таким образом, его отождествляют с месопотамским богом Энки/Эа , который управляет первозданными водами бездны. В Эламе ему был близок образ Хумбана , великого бога региона Аван , которого он заменил в качестве титульного божества эламских царей около 2000 г. до н.э.
В Аншане у Напириши не было главного храма. Напирише, по всей вероятности, поклонялись в больших открытых каменных святилищах, таких как Курангун; вероятно, это божество, изображенное на барельефах со своей супругой ( Кириришей ?) и другими божествами, дающими живительную воду. Большой храм, посвященный Напирише, был построен в Дур-Унташе (Чога-Замбил), в Сузах , совместно с местным титульным богом Иншушинаком . Шаблон находился рядом с большим зиккуратом . [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дессе, Франсуа. «Девять линейных эламских текстов, начертанных на серебряных сосудах «гунаги» (X, Y, Z, F ', H', I', J', K' и L'): новые данные о линейном эламском письме и истории суккалмаха Династия» . Иран . 56 (2). ISSN 0578-6967 .
- ^ Королевский город Сузы: древние ближневосточные сокровища в Лувре . Метрополитен-музей. 1992. с. 118. ИСБН 978-0-87099-651-1 .
- ^ Карлсон, Эван, «Вписанные и невписанные пространства в Аль-Унташ-Напирише: взаимодействие и сегрегация в столице Де Ново конца второго тысячелетия», Иран, том. 52, стр. 29–52, 2014 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мирошеджи, Пьер де. «ЭЛАМИТСКИЙ БОГ НАПИРИША». В: Revue d’Assyriologie et d’archeologie Orientale 74, вып. 2 (1980): 129–43. http://www.jstor.org/stable/23282513 .