Сузы
Сузы | |
Расположение | Шуш , провинция Хузестан , Иран. |
---|---|
Область | Горы Загрос |
Координаты | 32 ° 11'26 "N 48 ° 15'28" E / 32,19056 ° N 48,25778 ° E |
Тип | Урегулирование |
Часть | Сузы |
История | |
Основан | 4200 БЭ [1] |
Заброшенный | 1218 год нашей эры |
События | Битва при Сузах |
Примечания к сайту | |
Состояние | Заброшенный и в руинах |
Официальное название | Сузы |
Критерии | Культурные: i, ii, iii, iv |
Ссылка | 1455 |
Надпись | 2015 г. (39-я сессия ) |
Сузы ( / ˈ s uː s ə / SOO -sə ; среднеэламский : 𒀸𒋗𒊺𒂗 , латинизированный : Šušen ; [2] Средний и неоэламский : 𒋢𒋢𒌦 , латинизированный : Шушун ; [2] Неоэламитский Шушан и ахеменидский эламитский : 𒀸𒋗𒐼𒀭 , латинизированный : ; [3] Ахеменидский эламитский : 𒀸𒋗𒐼 , латинизированный: Шуша ; [3] Персидский : شوش Šuš [ʃuʃ] ; Иврит : Шушан ; Греческий : Σοῦσα Соуса ; Сирийский : ������Šuš ; [4] Среднеперсидский : 𐭮𐭥𐭱𐭩 Sūš или 𐭱𐭥𐭮 Šūs ; Древнеперсидский : 𐏂𐎢𐏁𐎠 Çūšā ) — древний город в нижних горах Загрос, примерно в 250 км (160 миль) к востоку от Тигра , между реками Кархе и Дез в Иране. Один из важнейших городов Древнего Ближнего Востока , Сузы служили столицей Элама и зимней столицей империи Ахеменидов , а также оставались стратегическим центром в парфянский и сасанидский периоды.
В настоящее время это место состоит из трех археологических курганов, занимающих площадь около одного квадратного километра. [5] Город Шуш расположен на месте древних Суз.
Имя [ править ]
Английское название Суза происходит от древнегреческого слова Соуза ( Σουσα ), которое в конечном итоге происходит от оригинального эламского имени, которое записывалось как Шушен ( 𒀸𒋗𒊺𒂗 ) в среднеэламской форме, [2] Шушун ( 𒋢𒋢𒌦 ) в его средне- и неоэламской формах, [2] Шушан ( 𒀸𒋗𒐼𒀭 ) в его неоэламской и ахеменидской формах , [3] и Шуша ( 𒀸𒋗𒐼 ) в ахеменидской эламской форме. [3]
Литературные ссылки [ править ]
Сузы были одним из важнейших городов Древнего Ближнего Востока . В исторической литературе Сузы фигурируют в самых ранних шумерских записях: например, они описываются как одно из мест, послушных Инанне , божеству-покровителю Урука , в Энмеркаре и повелителю Аратты .
Библейские тексты [ править ]
Сузы упоминаются в Кетувимах еврейской Библии под именем Шушан, главным образом в Книге Есфири , но также по одному разу в книгах Ездры (Ездра 4:9), Неемии (Неемия 1:1) и Даниила (Даниил 8). :2). Согласно этим текстам, Неемия жил в Сузах во время вавилонского плена в VI веке до нашей эры (Даниил упоминает о нем в пророческом видении), а Есфирь стала там царицей, вышла замуж за царя Артаксеркса и спасла евреев от геноцида . Гробница, предположительно принадлежавшая Даниилу, находится в местности, известной как Шуш-Даниил . Однако большая часть нынешней структуры на самом деле представляет собой гораздо более позднюю постройку, датируемую концом девятнадцатого века, ок. 1871 год . [6]
Другие религиозные тексты [ править ]
Сузы далее упоминаются в Книге Юбилеев (8:21 и 9:2) как одно из мест в наследстве Сима и его старшего сына Элама ; а в 8:1 «Сьюзан» также названа сыном (или дочерью, в некоторых переводах) Элама.
История раскопок [ править ]
Это место было исследовано в 1836 году Генри Роулинсоном , а затем А. Х. Лейардом . [7]
провел скромные раскопки В 1851 году Уильям Лофтус в сопровождении Фенвика Уильямса , который идентифицировал это место как Сузы. [8] [9] Среди его находок был кувшин, содержащий около 110 монет, самая ранняя из которых датирована 697-98 годами нашей эры. [10]
В 1885 и 1886 годах Марсель-Огюст Дьелафуа и Жан Дьелафуа начали первые французские раскопки, обнаружив глазурованные кирпичи, основания колонн и капители дворца царей Ахеменидов. [11] Однако обнаружить стены из сырцового кирпича, которые затем были разрушены в ходе раскопок, не удалось. [12] Почти все раскопки в Сузах после 1885 года были организованы и санкционированы французским правительством. [13]
По двум договорам, заключенным в 1894 и 1899 годах, французы получили монополию на все археологические раскопки в Иране на неопределенный срок. [12] Жак де Морган после посещения этого места в 1891 году проводил крупные раскопки с 1897 по 1911 год. [14] Раскопки, проводившиеся в Сузах, вернули во Францию множество художественных и исторических артефактов. Эти артефакты заполняли несколько залов Лувра в конце 1890-х — начале 1900-х годов. [15] [13] Самой важной работой де Моргана были раскопки Grande Tranchée в кургане Акрополя, где он нашел стелу Нарам-Сина , коллекцию вавилонских кудуррусов (пограничных камней), стелу с Кодексом Хаммурапи , орнаментированную бронзовую таблицу змей, бронзовая статуя царицы Напир-Асу и тысячи кирпичей с надписями. Его находки показали, что Сузы являются важнейшим центром эламской цивилизации , который был фактически обнаружен французской миссией в Сузах. [12]
Раскопки продолжались под руководством Роланда де Меккенема до 1914 года, до начала Первой мировой войны . Французские работы в Сузах возобновились после войны под руководством Де Меккенема и продолжались до Второй мировой войны в 1940 году. [16] [17] [18] [19] В дополнение к оригинальным публикациям Де Меккенема архивы его раскопок теперь выложены в Интернет благодаря гранту программы Шелби Уайт Леви. [20]
Роман Гиршман взял на себя руководство усилиями Франции в 1946 году, после окончания войны. [21] Вместе со своей женой Таней Гиршман он оставался там до 1967 года. Гиршманы сосредоточились на раскопках одной части участка, Вилле Рояль размером в гектар, доведя его до голой земли. [22] Керамика, найденная на разных уровнях, позволила разработать стратиграфию Суз. [23] [24]
С 1969 по 1979 годы раскопки проводились под руководством Жана Перро . [25] [26]
В 2019 году был запущен проект по спасению Суши, чтобы противодействовать строительству подземного транспортного перехода в окрестностях объекта. [27]
История [ править ]
Досрочное урегулирование [ править ]
В городской истории Сузы — одно из старейших известных поселений региона. Согласно калиброванному датированию с помощью углерода-14 , основание поселения здесь произошло еще в 4395 году до нашей эры. [28] В районе Суз находился ряд городов (со своими платформами) и деревень, которые поддерживали торговые отношения с городом, особенно вдоль границы с Загро. [29]
Основание Суз совпало с оставлением близлежащих деревень. Поттс предполагает, что поселение, возможно, было основано, чтобы попытаться восстановить ранее разрушенное поселение в Чогха Миш , примерно в 25 км к западу. [30] Раньше Чогха Миш был очень большим поселением, и в нем была такая же массивная платформа, которая позже была построена в Сузах. [ нужна ссылка ]
Еще одно важное поселение в этом районе — Чогха-Бонут , открытое в 1976 году. [ нужна ссылка ]
I (4200–3800 гг. до Период Суз н.э. )
Вскоре после того, как Сузы были впервые заселены более 6000 лет назад, их жители воздвигли монументальную платформу, возвышающуюся над равнинным окружающим ландшафтом. [31] Исключительный характер этого места до сих пор можно узнать по художественному искусству керамических сосудов, которые были помещены в качестве подношений в тысячу или более могил у подножия храмовой платформы. [32]
Самое раннее поселение в Сузах известно как период Суз I (ок. 4200–3900 до н.э.). Два поселения, названные археологами Акрополем (7 га) и Ападана (6,3 га), позже объединились и образовали собственно Сузы (18 га). [30] Ападана потому была окружена 6-метровыми стенами из утрамбованной земли (это конкретное место называется Ападана, что здесь также находится поздняя ахеменидская постройка этого типа).
около двух тысяч горшков в стиле Суз I На кладбище было обнаружено , большинство из которых сейчас находится в Лувре . Найденные сосуды являются красноречивым свидетельством художественных и технических достижений их создателей и содержат подсказки об организации общества, которое их заказало. [33] Расписные керамические сосуды из Суз в самом раннем первом стиле представляют собой позднюю региональную версию месопотамской керамической традиции Убайд , которая распространилась по Ближнему Востоку в пятом тысячелетии до нашей эры. [33] Стиль Суз I во многом был продуктом прошлого и влияния современной керамической промышленности в горах западного Ирана. Повторяемость в тесном сочетании сосудов трех типов — питьевого кубка или мензурки, сервировочного блюда и небольшого кувшина — предполагает употребление трех видов пищи, по-видимому, считающейся столь же необходимой для жизни в загробном мире, как и в Вот этот. Расписная керамика этих форм составляет значительную часть сосудов могильника. Другие представляют собой грубые кувшины и миски для приготовления пищи с простыми нарисованными на них лентами и, вероятно, представляли собой погребальный инвентарь на стоянках более скромных горожан, а также подростков и, возможно, детей. [34] Керамика тщательно изготовлена вручную. Хотя, возможно, использовалось медленное колесо, асимметрия сосудов и неравномерность рисунка опоясывающих линий и полос указывают на то, что большая часть работы была выполнена от руки.
Металлургия [ править ]
Медная металлургия также засвидетельствована в этот период, который был одновременно с металлообработкой на некоторых высокогорных иранских объектах, таких как Тепе Сиалк .
На кладбище в Сузах было найдено около 40 медных топоров, а также 10 круглых дисков, которые, вероятно, использовались в качестве зеркал. Также было найдено множество шил и лопаточек.
- «Металлические находки из погребений в Сузах представляют собой основной комплекс металлов конца V тысячелетия до нашей эры. В слоях 27–25 обнаружены самые ранние захоронения с большим количеством топоров, изготовленных из нелегированной меди и меди с повышенным содержанием мышьяка. ." [35] [36]
Кладбище Чега Софла того же периода содержит множество подобных материалов со множеством сложных металлических предметов. [37] Чега Софла расположена в том же географическом районе.
- ГАЛЕРЕЯ - керамические предметы из Суз I
- Мастер животных , Сузы I, Лувр Sb 2246.
- Солнце и божества, Сузы I, Лувр
Сузы II и влияние Урука (3800–3100 до н.э. )
Сузы вошли в культурную сферу Урука в период Урука . имитация всего государственного аппарата Урука, протописьма , цилиндрических печатей В Сузах обнаружена с шумерскими мотивами, монументальной архитектуры. По мнению некоторых ученых, Сузы могли быть колонией Урука.
В это время ведутся споры о сравнительной периодизации Суз и Урука, а также о степени влияния Урука в Сузах. Недавние исследования показывают, что период раннего Урука соответствует периоду Суз II. [38]
Дэниел Т. Поттс утверждает, что влияние горного иранского района Хузестана в Сузах было более значительным в ранний период, а также продолжалось и позже. Таким образом, Сузы соединили влияние двух культур: горной и аллювиальной равнинной . Поттс также подчеркивает тот факт, что системы письма и счисления Урука не были просто заимствованы в Сузах целиком. Скорее, имели место лишь частичные и выборочные заимствования, адаптированные к потребностям Суз. По словам Поттса, несмотря на то, что в то время Урук был намного больше Сузы, Сузы не были его колонией, но, по словам Поттса, еще долгое время сохраняли некоторую независимость. [39] В это время также предполагалась архитектурная связь между Сузами, Тал-и-Маляном и Годин-Тепе в поддержку идеи параллельного развития протоклинописи и протоэламской письменности. [40]
Некоторые ученые полагают, что Сузы были частью великой культуры уруков. Холли Питтман, историк искусства из Пенсильванского университета в Филадельфии, говорит: «Сусанийцы полностью участвуют в образе жизни уруков. Они не отличаются друг от друга в культурном отношении; материальная культура Суз является региональным вариантом культуры Месопотамской равнины». . Гилберт Стейн, директор Института Востока Чикагского университета, говорит: «Экспансия, которая, как считалось раньше, длилась менее 200 лет, теперь, очевидно, продолжалась 700 лет. Трудно представить себе, чтобы какая-либо колониальная система просуществовала так долго. Распространение Материалы Урука не являются свидетельством доминирования Урука; это может быть местный выбор». [41]
- Шаровидный конверт с жетонами учета. Глина, период Урука (ок. 3500 г. до н. э.). Из Телля Акрополя в Сузах. Лувр
- Работа в зернохранилище Сузы II, Лувр. [44]
- Царь-жрец с луком и стрелами, Сузы II, Лувр. [45]
- Узники, Сузы II, Лувр. [46]
- Статуэтка Оранта, Сузы II, Лувр. [47]
Сузы III, или «Протоэламитские», период (3100–2700 гг. до н. . э )
Сузы III (3100–2700 гг. до н.э.) также известны как « протоэламский » период. [48] В это время преобладает керамика периода Банеш. Именно тогда в летописях впервые появляются протоэламские таблички. Впоследствии Сузы стали центром эламской цивилизации.
Неоднозначные упоминания об Эламе ( клинопись ; 𒉏 ) появляются также в этот период в шумерских записях. Сузы вошли в письменную историю в раннединастический период Шумера . Битва между Кишем и Сузами записана в 2700 году до нашей эры, когда, как говорят, Эн-ме-бараге-си «заставил подчиниться землю Элама». [49]
- Сузы III/ Цилиндрическая печать протоэламита, 3150–2800 гг. до н.э. Лувр , номер Sb 1484.
- Сузы III/ Протоэламская цилиндрическая печать 3150–2800 гг. до н.э. Мифологическое существо на лодке Лувр Sb 6379
- Сузы III/ Протоэламитская цилиндрическая печать 3150–2800 гг. до н. э. Лувр Sb 6166
- Экономная табличка протоэламским письмом , Сузе III, Лувр , номер Sb 15200, около 3100–2850 гг. до н.э.
Эламиты [ править ]
В шумерский период Сузы были столицей государства под названием Сусиана (Шушан), которое занимало примерно ту же территорию современной провинции Хузестан с центром на реке Карун . Контроль над Сузианой переместился между Эламом , Шумером и Аккадом .
Во времена эламской монархии в Сузы было завезено много богатств и материалов в результате разграбления других городов. [51] Главным образом это было связано с расположением Суз в юго-восточном регионе Ирана, ближе к городу Вавилону и городам Месопотамии.
Использование эламского языка в качестве административного языка впервые было засвидетельствовано в текстах древнего Ансана Талл-э Мал-ян, датированных 1000 г. до н.э. [52] До эпохи эламитов аккадский язык составлял большую часть или весь текст, используемый в древних документах. Сусиана была включена Саргоном Великим в состав его Аккадской империи примерно в 2330 году до нашей эры. [53]
Главной богиней города была Наная , имевшая в Сузах значительный храм. [54]
Древнеэламский период (ок. 2700–1500 до н. . э )
Древнеэламский период начался около 2700 г. до н.э. Исторические записи упоминают завоевание Элама Энмебарагеси , шумерским царем Киша в Месопотамии . В этот период правили три династии. Двенадцать царей каждой из первых двух династий — Авана (или Авана ; ок. 2400–2100 до н. э.) и Симашек (ок. 2100–1970 до н. э.) — известны из списка из Суз, датируемого древневавилонским периодом . Две эламские династии, которые, как говорят, осуществляли краткий контроль над частями Шумера в очень ранние времена, включают Аван и Хамази ; и аналогичным образом, некоторые из наиболее сильных шумерских правителей, такие как Эаннатум из Лагаша и Лугал-анне-мунду из Адаба , записаны как временно господствовавшие в Эламе.
Кутик-Иншушинак [ править ]
Сузы были столицей аккадской провинции до ок. 2100 г. до н. э., когда его правитель Кутик-Иншушинак восстал и сделал его независимым государством и литературным центром. , он был последним представителем династии Аван . Кроме того, согласно списку царей Суз [57] Он объединил соседние территории и стал царем Элама . Он поощрял использование линейного эламского письма, которое остается нерасшифрованным.
Впоследствии город был завоеван неошумерской Третьей династией Ура и удерживался до тех пор, пока Ур окончательно не пал от рук эламитов под властью Киндатту ок. 2004 год до нашей эры. В это время Сузы снова оказались под властью Элама и стали его столицей при династии Шимашки.
Индо-Сузские отношения (2400–2100 до н.э. )
многочисленные артефакты происхождения цивилизации долины Инда В Сузах этого периода были найдены , особенно печати и гравированные бусы из сердолика , что указывает на отношения Инда и Месопотамии в этот период. [58] [59]
- Отпечаток индийской цилиндрической печати, обнаруженной в Сузах в слоях, датируемых 2400–2100 гг. до н.э. Удлиненный буйвол с линией знаков стандартного индийского письма . Расскажите об акрополе Суз. Лувр , номер Sb 2425. [58] [60] Соглашение о нумерации индийского алфавита согласно Аско Парполе . [61] [62]
- Индийские бусины из сердолика с белым рисунком, вытравленные в белый цвет щелочью посредством термического процесса, импортированные в Сузы в 2400–2100 гг. до н.э. Найден в телле акрополя Суз. Музей Лувр , номер Sb 17751. [64] [65] Эти бусины идентичны бусам, найденным на территории цивилизации Инда в Дхолавире . [66]
- Индский браслет, передняя и задняя часть, изготовлен из Pleuroplocatrapezium или Turbinellapyrum, импортированного в Сузы в 2400–2100 гг. до н.э. Найден в телле акрополя Суз. Лувр, номер Sb 14473. [67] Этот тип браслетов производился в Мохенджо-Даро , Лотале и Балакоте . [68] На обратной стороне выгравирован продолговатый шеврон, типичный для браслетов из ракушек цивилизации Инда. [69]
- Бусы из сердолика цивилизации долины Инда, раскопанные в Сузах.
- Ювелирные изделия с компонентами из Инда, Средней Азии и Северо-Восточного Ирана, найденные в Сузах, датируются 2400–2100 гг. до н.э. Лувр — SB 13099; № 601.
Среднеэламский период (ок. 1500–1100 до н. . э )
Около 1500 г. до н.э. среднеэламский период начался с возвышением ансанитских династий. Их правление характеризовалось «эламизацией» Суз, и цари приняли титул «цари Аншана и Суз». Хотя раньше в надписях часто использовался аккадский язык, последующие цари, такие как династия Игихалкидов ок. 1400 г. до н. э., пытались использовать эламиты. Таким образом, значение эламского языка и культуры в Сузиане возросло. [ нужна ссылка ]
Это был также период, когда в Сузиане насаждался эламский пантеон. Эта политика достигла своего апогея со строительством политического и религиозного комплекса в Чогха-Занбиле , в 30 км (19 миль) к юго-востоку от Сузы.
Примерно в В 1175 году до нашей эры эламиты под командованием Шутрука-Наххунте разграбили оригинальную стелу с Кодексом Хаммурапи и увезли ее в Сузы. Археологи нашли его в 1901 году Навуходоносор I из Вавилонской . Примерно пятьдесят лет спустя империи разграбил Сузы.
- На этом известняковом ритуальном чане среднеэламского периода богато украшенный узор изображает существ с козлиными головами и рыбьими хвостами, Сузы, 1500–1110 гг. до н.э.
- Зиккурат в Чогха-Занбиле был построен эламским царем Унташ-Напиришей около 1300 г. до н.э.
- Сузы, среднеэламская модель солнечного ритуала, около 1150 г. до н.э.
Неоэламский период (ок. 1100–540 н.э. до )
Неоассирийцы [ править ]
В 647 г. до н. э. неоассирийский царь Ашшурбанипал сравнял город с землей во время войны, в которой на другой стороне участвовали жители Суз. Табличка, обнаруженная в 1854 году Остином Генри Лейардом в Ниневии, изображает Ашшурбанипала как «мстителя», ищущего возмездия за унижения, которые эламиты причиняли месопотамцам на протяжении веков:
«Сузы, великий священный город, обитель их богов, место их тайн, я завоевал. Я вошел в его дворцы, я открыл их сокровищницы, где были накоплены серебро и золото, товары и богатства... Я разрушил зиккурат Сузы . Я разбил его блестящие медные рога, Я превратил в ничто храмы Элама, их богов и богинь я развеял по ветру, гробницы их древних и недавних царей я опустошил, я выставил на свет и унес их кости. Я опустошил провинции Элама и на их землях засеял соль». [70]
Ассирийское правление Сузами началось в 647 г. до н.э. и продолжалось до мидийцами захвата Суз в 617 г. до н.э.
Сузы после Ахеменидов персидского завоевания
Сузы претерпели серьезный политический и этнокультурный переход, когда они стали частью Персидской империи Ахеменидов между 540 и 539 годами до нашей эры, когда они были захвачены Киром Великим во время его завоевания Элама (Сузианы), столицей которого были Сузы. [71] В «Хрониках Набонида» записано, что перед битвами Набонид приказал привезти в столицу культовые статуи из отдаленных вавилонских городов, что позволяет предположить, что конфликт из-за Суз, возможно, начался зимой 540 г. до н.э. [72]
Вполне вероятно, что Кир вел переговоры с вавилонскими полководцами, чтобы добиться с их стороны компромисса и тем самым избежать вооруженного противостояния. [73] Набонид в то время находился в городе и вскоре бежал в столицу Вавилон, которую он не посещал уже много лет. [74] Завоевание Киром Суз и остальной части Вавилонии положило начало фундаментальному сдвигу, впервые поставив Сузы под контроль Персии. Страбон заявил, что Кир сделал Сузы столицей империи, хотя в тот период не было нового строительства, поэтому это оспаривается. [75]
При сыне Кира Камбизе II Сузы стали центром политической власти как одна из четырех столиц Персидской империи Ахеменидов, одновременно уменьшив значение Пасаргад как столицы Персиды. После недолгого правления Камбиза Дарий Великий начал крупную строительную программу в Сузах и Персеполе , которая включала строительство большого дворца . [76] В это время он описывает свою новую столицу в надписи:
«Этот дворец, который я построил в Сузах, его украшения были принесены издалека. Вниз рыли землю, пока я не достиг камня в земле. часть в 20 локтей глубиной, на этом обломке был построен дворец». [77]
Город является местом действия «Персов» до н.э.), афинской трагедии древнегреческого (472 г. драматурга Эсхила , старейшей сохранившейся пьесы в истории театра .
Говорят, что события, упомянутые в ветхозаветной книге Эстер, произошли в Сузах в период Ахеменидов. Царь Артаксеркс , упомянутый в этой книге, возможно, относится к Ксерксу I (486–465 до н. э.).
Селевкидский период [ править ]
Сузы потеряли большую часть своего значения после вторжения Александра Македонского в 331 г. до н.э. В 324 г. до н.э. здесь он встретил Неарха , исследовавшего Персидский залив. [ нужна ссылка ] когда он вернулся с реки Инд по морю. В том же году Александр отпраздновал в Сузах массовую свадьбу между персами и македонянами . [78]
Город сохранял свое значение при Селевкидах примерно в течение столетия после Александра, однако Сузы уступили свое положение имперской столицы Селевкии на Тигре и стали региональной столицей сатрапии Сузианы . [79] Тем не менее, Сузы сохранили свое экономическое значение для империи благодаря огромному количеству купцов, ведущих торговлю в Сузах. [80] используя Харакс Спасину в качестве порта.
Город получил название Селевкия от Евлая или Селевкия-ад-Эулеум .
Селевк I Никатор чеканил здесь монеты в значительных количествах. [81] Сузы богаты греческими надписями, [ нужна ссылка ] возможно, это указывает на значительное количество греков, проживающих в городе. Особенно в королевском городе были раскопаны большие, хорошо оборудованные дома-перистили.
Парфянский период [ править ]
Около 147 г. до н. э. Сузы и прилегающая к ней Элимаида вырвались на свободу из -под власти Селевкидов . Городом, по крайней мере временно, управляли правители Элимаиды, а Камнаскир II Никифор чеканил там монеты. Город, возможно, снова ненадолго вернулся под власть Селевкидов, но начиная с Фраата II (около 138–127 гг. до н. э.) до Готарза II (около 40–51 гг. н. э.) почти все правители Парфянской империи чеканили монеты в городе, что указывает на то, что это было прочно находился в руках парфян, по крайней мере, в этот период. Однако город сохранил значительную степень независимости и сохранил свою греческую организацию города-государства даже в последующий парфянский период. [82] Со второй половины первого века он, вероятно, снова частично управлялся правителями Елимаиды, но в 215 году снова стал парфянским. [83] [84]
Сузы были частым местом убежища парфянских, а затем и персидских царей Сасанидов , поскольку римляне разграбили Ктесифон пять раз между 116 и 297 годами нашей эры. Сузы были ненадолго захвачены в 116 году нашей эры римским императором Траяном во время его правления. Парфянский поход . [85] Никогда больше Римская империя не продвинулась бы так далеко на восток. [86]
Сасанидский период [ править ]
Сузан был завоеван и разрушен в 224 году нашей эры Сасанидами Ардаширом I , но сразу же после этого восстановлен и, возможно, даже стал временной царской резиденцией. Согласно более поздней традиции, Шапур I провел свои последние годы в городе, хотя эта традиция неопределенна и, возможно, больше относится к Шапуру II .
При Сасанидах, после основания Гундешапура, Сузы постепенно теряли свое значение. Археологически город Сасанидов менее густонаселен по сравнению с парфянским периодом, но здесь все еще были значительные постройки, а поселение занимало более 400 гектаров.Сузы также все еще были очень важным экономическим и торговым центром, особенно в торговле золотом. В городе также продолжали чеканить монеты. В городе существовала христианская община в отдельном округе с несторианским епископом, последний представитель которого засвидетельствован в 1265 году. Археологически найдено лепное панно с изображением христианского святого.
Во время правления Шапура II после того, как христианство стало государственной религией Римской империи в 312 году и идентифицировало христиан как возможных пособников врага, христиане, живущие в Сасанидской империи, подвергались преследованиям с 339 года. [87] Шапур II также ввел двойной налог на христиан во время своей военной кампании против римлян. После восстания христиан, живущих в Сузах, царь разрушил город в 339 году, используя 300 слонов. [88] Позже он приказал восстановить город и заселить его военнопленными и ткачами, что, как полагают, произошло после его победы над римлянами при Амиде в 359 году. Ткач производил шелковую парчу. [89] Он переименовал его в Эран-Хварра-Шапур («Слава Ирана, [построенная] Шапуром»). [90]
Исламский период [ править ]
Во время мусульманского завоевания Персии арабская армия вторглась в Хузистан под командованием Абу Мусы аль-Ашари . Взяв большую часть небольших укрепленных городов, армия захватила Тустар в 642 году, а затем приступила к осаде Суз. Место, имеющее военное значение, здесь также находилась могила еврейского пророка Даниила .В мусульманских источниках приводятся две истории о том, как пал город. В первом персидский жрец провозглашал со стен, что только Даджалю суждено захватить город. Даджаль Аль — это исламский термин, обозначающий -Масих ад-Даджаля , ложного мессию, совместимого с Антихристом в христианстве. В повседневном использовании это также означает «обманщик» или «самозванец». Сия, персидский генерал, перешедший на сторону мусульман, утверждал, что, приняв ислам, он отвернулся от зороастризма и, таким образом, стал даджалем . Абу Муса согласился с планом Сии. Вскоре после того, как однажды утром взошло солнце, часовые на стенах увидели человека в форме персидского офицера, залитого кровью, лежащего на земле перед главными воротами. Подумав, что его оставили на ночь после конфликта накануне, они открыли ворота, и некоторые вышли, чтобы забрать его. Когда они приблизились, Сия вскочил и убил их. Прежде чем другие часовые успели отреагировать, Сия и небольшая группа мусульманских солдат, спрятавшихся поблизости, ворвались в открытые ворота. Они держали ворота открытыми достаточно долго, чтобы мусульманское подкрепление прибыло и прошло через ворота, чтобы взять город. [91]
В другой истории над мусульманами снова насмехались с городской стены, говоря, что только Аль-Масих ад-Даджаль может захватить город, и, поскольку в осаждающей армии никого не было, они могут с таким же успехом сдаться и пойти домой. Один из мусульманских командиров был настолько разгневан и расстроен этой насмешкой, что подошел к одним из городских ворот и ударил их ногой. Цепи мгновенно разорвались, замки сломались, и дверь распахнулась. [92]
После входа в город мусульмане убили всю персидскую знать. [92]
Как только город был взят, поскольку Даниил ( араб . دانيال , латинизированный : Даньял ) не упоминался в Коране , и в иудаизме он не считается пророком, первой реакцией мусульман было уничтожить культ путем конфискации сокровище, хранившееся в гробнице со времен Ахеменидов. Затем они взломали серебряный гроб и унесли мумифицированный труп, сняв с трупа перстень с печаткой, на котором было изображение человека между двумя львами. Однако, узнав о случившемся, халиф Умар приказал вернуть кольцо, а тело перезахоронить под руслом реки. [92] Со временем Даниэль стал мусульманским культовым деятелем, и они, как и христиане, начали совершать паломничества к этому месту, несмотря на то, что несколько других мест утверждали, что являются местом могилы Даниила. [92]
После захвата Суз мусульмане двинулись на осаду Гундешапура . [91]
Сузы восстановились после захвата и остались региональным центром площадью более 400 гектаров. [93] Была построена мечеть, но до сих пор свидетельствуют и несторианские епископы. Кроме того, существовала еврейская община со своей синагогой.В этот период город продолжал оставаться центром производства роскошных тканей. Археологически исламский период характеризуется главным образом богатой керамикой. Бет-Хузей (Восточно-сирийская духовная провинция) имела значительное христианское население в течение первого тысячелетия и была епархией Церкви Востока между 5 и 13 веками в столичной провинции Бет-Хузей (Элам).
В 1218 году город был разрушен вторгшимися монголами и так и не смог восстановить свое прежнее значение. Город еще больше деградировал в 15 веке, когда большая часть его населения переехала в Дезфул . [94]
Сегодня [ править ]
Сегодня древний центр Суз пуст, а население проживает в соседнем современном иранском городе Шуш к западу и северу от исторических руин. Шуш — административная столица округа Шуш в иранской провинции Хузестан . В 2005 году его население составляло 64 960 человек.
Список всемирного наследия [ править ]
В июле 2015 года он был внесен в список наследия ЮНЕСКО объектов всемирного . [95]
Галерея [ править ]
- Письмо на греческом языке парфянского царя Артабана II жителям Суз в I веке нашей эры (в городе сохранились греческие учреждения со времен империи Селевкидов ). Музей Лувр . [96]
- Чашка из глазурованной глины: Чашка с лепестками роз, VIII–IX вв.
- Антропоидный саркофаг
- Лев на декоративном панно дворца Дария I Великого.
- Мраморная голова, изображающая Селевкидов царя Антиоха III , родившегося недалеко от Суз около 242 г. до н.э. [97]
- Ваза из глазурованной глины: Ваза с пальмами, VIII–IX вв.
- Крылатый сфинкс из дворца Дария Великого в Сузах.
- Нинхурсаг с духом леса рядом с семиконечным космическим древом жизни. Рельеф из Суз.
- Гравюра XIX века с изображением гробницы Даниила в Сузах из Voyage en Perse Modern e работы Фландена и Косте.
- Фриз лучников из дворца Дария в Сузах. Деталь начала фриза слева. Лувр
- Ребристый гривна с львиными головами, произведение искусства Ахеменидов, раскопанное Жаком де Морганом в 1901 году, найденное в гробнице Акрополя.
- Замок Шуш, 2011 г.
- Дети в Сузах
- Гермический столб с Гермесом из колодца «Темницы» в Сузах.
См. также [ править ]
- Абулиты
- Ахеменидская архитектура
- Чока Занбил
- Элам
- История Ирана
- Список городов древнего Ближнего Востока
- Список старейших постоянно населенных городов
- Мусульманское завоевание Хузестана
- Краткая хронология
Примечания [ править ]
- ^ «Хронология Суз» .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Хинц и Кох 1987 , с. 1184 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Хинц и Кох 1987 , с. 1183 .
- ↑ Томас А. Карлсон и др., «Сузы — ����» в «Сирийском географическом справочнике», последнее изменение от 30 июня 2014 г., http://syriaca.org/place/415 .
- ^ Джон Кертис (2013). "Введение" . В Перро, Жан (ред.). Дворец Дария в Сузах: Великая королевская резиденция Ахеменидской Персии . ИБТаурис. п. xvi. ISBN 9781848856219 .
- ^ Кривачек, Пол, Вавилон: Месопотамия и рождение цивилизации , St. Martin's Press, 2012, ISBN 978-1250054166
- ^ Джордж Роулинсон, Мемуары генерал-майора сэра Генри Кресвика Роулинсона , Nabu Press, 2010, ISBN 1-178-20631-9
- ^ [1] , Уильям К. Лофтус, Путешествия и исследования в Халдее и Сузиане, Путешествия и исследования в Халдее и Сузиане: с отчетом о раскопках в Варке, «Эрехе» Нимрода, и Шуше, «Шушанском дворце» Эстер, 1849–1852 гг., Роберт Картер и братья, 1857 г.
- ^ Джон Кертис, «Уильям Кеннетт Лофтус и его раскопки в Сузах», Ираника Антиква; Лейден, том. 28, стр. 1–55 (1 января 1993 г.)
- ^ Во, Западный Южный Уэльс, «ОБ МОНЕТАХ, ОБНАРУЖЕННЫХ В.К. ЛОФТУСОМ, эсквайром, В СУЗЕ», Нумизматическая хроника и журнал Нумизматического общества, том. 20, стр. 25–32, 1857 г.
- ^ [2] Джейн Дьелафой, «Персия?, Халдея и Сузиана: Земля и ее народы, 1885–1887», в Project Gutenbrg (на голландском языке)
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Мусави, Али (21 июня 2013 г.). История археологических исследований в Иране . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199733309.013.0003 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Питерс, Джон П. (1915). «Раскопки в Персии» . Гарвардское теологическое обозрение . 8 (1): 82–93. дои : 10.1017/S0017816000008336 . ISSN 0017-8160 . JSTOR 1507314 . S2CID 163892909 .
- ^ "РАСКОПКИ М. Дж. ДЕ МОРГАНА В АКРОПОЛЬЕ И ДВОРЦАХ СУЗЫ", Scientific American, vol. 82, нет. 11, стр. 169–70, 1900 г.
- ^ В. Шейль, «Раскопки, произведенные французами в Сузах и Вавилонии, 1902-1903», The Biblical World, vol. 24, нет. 2, стр. 146–152, август 1904 г. , JSTOR
- ^ Р. де Мекенем, «Раскопки в Сузах (Персия), 1930–1931», Antiquity, vol. 5, вып. 19 сентября 1931 г.
- ^ [3] , Жак де Морган, Раскопки в Сузах в 1897–1898 и 1898–1899 годах, Археологическая миссия в Иране, Мемуары I, 1990.
- ^ [4] , Жак де Морган, Раскопки в Сузах в 1899–1902 гг., Археологическая миссия в Иране, Мемуары VII, 1905 г.
- ^ Роберт Х. Дайсон, Ранние работы на Акрополе в Сузах. Начало предыстории в Ираке и Иране, Экспедиция, том. 10, нет. 4, стр. 21–34, 1968 г.
- ^ [5] Роланд де Меккенем: Archives de Suse (1912–1939) - Неопубликованный архив раскопок (на французском языке)
- ^ Гиршман, Роман, «Эламитские уровни в Сузах и их хронологическое значение», Американский журнал археологии, том. 74, нет. 3, стр. 223–25, 1970 г.
- ^ Роман Гиршман, Сузы на рубеже 3-2 тысячелетия до н.э., Искусство Азии, том. 17, с. 3–44, 1968 г.
- ^ Герман Гаше, «Королевский город Сузы: том I: Эламская керамика второго тысячелетия нашей эры», Археологическая миссия в Иране, Мемуары 47, Librairie Orientaliste Paul Geuthner, 1973 ISBN 978-9004038264
- ^ М. Стив и Герман Х. Гаше, «Акрополь Сузы: Новые раскопки (предварительный отчет)», Мемуары археологической делегации в Иране, том. 46, Гойтнер, 1971 г.
- ^ Жан Перро, Раскопки Суша в 1975 году, Ежегодный симпозиум поАрхеологические исследования в Иране 4, с. 224–231, 1975 г.
- ^ Д. Канал, Верхняя терраса Акрополя Сузы, Палеориент, том. 4, с. 169–176, 1978 г.
- ^ СОРАГИ С. и ЗЕЙНИВАНД М., «Проект спасения Суз в 2019 году, юго-западный Иран», Historia I Świat, 11, стр. 71–79, 2022 г. https://doi.org/10.34739/his.2022.11. 04
- ↑ Поттс: Элам , стр. 46.
- ^ Райт, Генри Т., «Границы Загроса Сузы в конце 5-го тысячелетия», Paléorient, vol. 36, нет. 1, стр. 11–21, 2010 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Поттс: Элам .
- ^ [6] Хоул, Фрэнк. «Монументальный провал: крах Суз». В книге Робина А. Картера и Грэма Филипа, ред., «За пределами Убайда: трансформация и интеграция позднедоисторических обществ Ближнего Востока», стр. 221–226, «Исследования восточной цивилизации», вып. 63, Чикаго: Восточный институт Чикагского университета, 2010 г.
- ^ Хоул, Франк, «Организация производства керамики в период Суз I», Paléorient, vol. 36, нет. 1, стр. 23–36, 2010 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Аруз, Джоан (1992). Королевский город Сузы: древние ближневосточные сокровища в Лувре . Нью-Йорк: Абрамс. п. 26.
- ^ Аруз, Джоан (1992). Королевский город Сузы: древние ближневосточные сокровища в Лувре . Нью-Йорк: Абрамс. п. 29.
- ^ Томас Роуз 2022, Появление медной пиротехнологии в Западной Азии. Кандидатская диссертация, Беэр-Шева. 342 стр.
- ^ Розенсток, Э., Шарл, С., Шир, В., 2016. Ex oriente lux? Вклад в дискуссию о состоянии ранней металлургии меди в Юго-Восточной Европе, в: Бартельхейм М., Хорейс Б., Краус Р. (ред.), От Бадена до Трои, Восточная и европейская археология. Лейдорф, Раден/Вестфалия, стр. 59–122. п. 75
- ^ Могаддам, А., Мири, Н., 2021. Кладбище Тол-е Чега Софла: феномен в контексте юго-западного Ирана конца 5-го тысячелетия, в: Абар, А., Д'Анна, МБ, Сайрус, Г., Эгберс В., Хубер Б., Кайнерт Дж., Колер Дж., Огут Б., Рол Н., Руссо Г., Шенике Дж., Турте Ф. (ред.), Перлс , политика и фисташки. Бывший Восток, Берлин, стр. 47–60. https://doi.org/10.11588/пропилаум.837.c10734
- ^ Д.Т. Поттс, Археология Элама: формирование и трансформация древнего иранского государства. Кембриджская мировая археология. Издательство Кембриджского университета, 2015 г. ISBN 1107094690 стр. 58
- ^ Дэниел Т. Поттс, Археология Элама: формирование и трансформация древнего иранского государства. Кембриджская мировая археология. Издательство Кембриджского университета, 2015 г. ISBN 1107094690 , стр. 58–61.
- ^ Ф. Дессет, Архитектурный образец в конце четвертого тысячелетия до нашей эры в Западном Иране: новая связь между Сузами, Тал-И Мальяном и Годином Тепе, Иран, том. 52, вып. 1, стр. 1–18, 2014 г.
- ^ Лоулер, Эндрю. 2003. Урук: Распространение моды или Империи. Наука. Том 302, стр. 977–978.
- ^ Альварес-Мон, Хавьер (2020). Искусство Элама Калифорния. 4200–525 гг . до н.э. Рутледж. п. 101. ИСБН 978-1-000-03485-1 .
- ^ Ченг, Джек; Фельдман, Мэриан (2007). Древнее ближневосточное искусство в контексте: исследования ее учеников в честь Ирен Дж. Винтер . БРИЛЛ. п. 48. ИСБН 978-90-474-2085-9 .
- ^ Альварес-Мон, Хавьер (2020). Искусство Элама Калифорния. 4200–525 гг . до н.э. Рутледж. п. 93. ИСБН 978-1-000-03485-1 .
- ^ Альварес-Мон, Хавьер (2020). Искусство Элама Калифорния. 4200–525 гг . до н.э. Рутледж. п. 101. ИСБН 978-1-000-03485-1 .
- ^ Альварес-Мон, Хавьер (2020). Искусство Элама Калифорния. 4200–525 гг . до н.э. Рутледж. п. 97. ИСБН 978-1-000-03485-1 .
- ^ Альварес-Мон, Хавьер (2020). Искусство Элама, Калифорния. 4200–525 гг . до н.э. Рутледж. п. 110. ИСБН 978-1-000-03485-1 .
- ^ Д.Т. Поттс, спутник археологии Древнего Ближнего Востока. Том 94 «Спутников Блэквелла по древнему миру». Джон Уайли и сыновья, 2012 г. ISBN 1405189886 с. 743
- ^ Согласно списку шумерских царей
- ^ Перевод аккадской части на французский язык, на Мемуары . Париж: П. Гютнер. 1899.стр. 4 –7.
- ^ Аруз, Джоан; Фино, Элизабетта Вальц (2001). «Древнее ближневосточное искусство». Бюллетень Метрополитен-музея . 59 (1): 8. дои : 10.2307/3269163 . ISSN 0026-1521 . JSTOR 3269163 .
- ^ Миколайчак, Титус К. (2011). «Элам и Персия. Под редакцией Хавьера Альвареса-Мона и Марка Б. Гаррисона. Озеро Вайнона, Индиана: Eisenbrauns, 2011. стр. xviii + 493. 89,50 долларов США (ткань)». Журнал ближневосточных исследований . 72 (2): 284–289. дои : 10.1086/671453 . ISSN 0022-2968 .
- ^ ФОСТЕР, БЕНДЖАМИН Р., «'Международная' торговля в Саргонических Сузах (Сузы в саргонический период III)», Altorientalische Forschungen, vol. 20, нет. 1, стр. 59-68, 1993 г.
- ^ Поттс: Элам , стр. 364.
- ^ «Список королей Авана» . Архивировано из оригинала 3 августа 2021 года . Проверено 2 августа 2020 г.
- ^ ШЕЙЛ, В. (1931). «Эламитские династии Авана и Симаша». Журнал ассириологии и восточной археологии . 28 (1): 1–46. ISSN 0373-6032 . JSTOR 23283945 .
- ^ Поттс: Элам , стр. 122.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Официальный сайт Лувра» . cartelfr.louvre.fr .
- ^ Маршалл, Джон (1996). Мохенджо-Даро и цивилизация Инда: официальный отчет об археологических раскопках в Мохенджо-Даро, проведенных правительством Индии в период с 1922 по 1927 годы . Азиатские образовательные услуги. п. 425. ИСБН 9788120611795 .
- ^ Маршалл, Джон (1996). Мохенджо-Даро и цивилизация Инда: официальный отчет об археологических раскопках в Мохенджо-Даро, проведенных правительством Индии в период с 1922 по 1927 годы . Азиатские образовательные услуги. п. 425. ИСБН 9788120611795 .
- ^ «Корпус Аско Парполы» . Мохенджодаро .
- ^ Также для другой схемы нумерации: Махадеван, Ираватам (1987). Индский сценарий. Текст, согласование и таблицы Ираватан Махадеван . Археологическая служба Индии. стр. 32–36.
- ^ «Музей Лувр — марка -2340/-2200 (Аккад) — Место создания: Долина Инда — Место обнаружения: Сузы — SB 5614; AS 15374» .
- ^ Гиме, Музей (2016). Забытые города Инда: археология Пакистана (на французском языке). Цифровое переиздание FeniXX. стр. 354–355. ISBN 9782402052467 .
- ^ Искусство первых городов: третье тысячелетие до нашей эры от Средиземноморья до Инда . п. 395.
- ^ Нандагопал, Прабхакар (13 августа 2018 г.). Украшенные бусины из сердолика с памятника индуистской цивилизации Дхолавира (Великий Ранн Каччхи, Гуджарат) . издательства Archaeopress Publishing Ltd. ISBN 978-1-78491-917-7 .
- ^ «Официальный сайт Лувра» . cartelen.louvre.fr .
- ^ Гиме, Музей (2016). Забытые города Инда: археология Пакистана (на французском языке). Цифровое переиздание FeniXX. п. 355. ИСБН 9782402052467 .
- ^ Искусство первых городов: третье тысячелетие до нашей эры от Средиземноморья до Инда . п. 398.
- ^ «Персы: Хозяева Империи» ISBN 0-8094-9104-4 стр. 7-8
- ^ Тавернье, Ян. «Некоторые мысли по неоэламской хронологии» (PDF) . п. 27.
- ^ Курт, Амели. «Вавилония от Кира до Ксеркса», в Кембриджской древней истории: Том IV - Персия, Греция и Западное Средиземноморье , стр. 112–138. Эд. Джон Бордман. Издательство Кембриджского университета , 1982. ISBN 0-521-22804-2
- ^ Толини, Готье, Некоторые элементы, касающиеся захвата Вавилона Киром , Париж. «Вполне вероятно, что тогда начались переговоры между Киром и руководителями вавилонской армии с целью добиться капитуляции, не прибегая к вооруженному противостоянию». п. 10 (PDF)
- ^ Харранские стелы H2 – A и Хроники Набонида (семнадцатый год) показывают, что Набонид находился в Вавилоне до 10 октября 539 г., поскольку он уже вернулся из Харрана и участвовал в Акиту Нисану 1 [4 апреля], 539 г. до нашей эры.
- ^ Уотерс, Мэтт, «КИР И СУЗЫ», Revue d'Assyriologie et d'archeologie Orientale, том 102, стр. 115–18, 2008 г.
- ^ Унвала, Дж. М., «Дворец Дария Великого и Ападана Артаксеркса II в Сузах», Бюллетень Школы восточных исследований Лондонского университета, том 5, № 2, стр. 229–32, 1929.
- ^ Кент, Роланд Г., «Запись о дворце Дария в Сузах», Журнал Американского восточного общества, том. 53, нет. 1, стр. 1–23, 1933 г.
- ^ ван Оппен де Раттер, Бранко Ф., «БРАКЫ СУЗОВ — ИСТОРИОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАМЕТКА», Ancient Society, vol. 44, стр. 25–41, 2014 г.
- ^ Капдетри, Лоран (2007). Сила Селевкидов . Ренн: Издательство Реннского университета. п. 252. ИСБН 978-2-753505-24-7 .
- ^ Бойс, Мэри; Гренет, Франц (1 января 1991 г.), «На западном краю Иранского нагорья: Сузы и Элимаида», История зороастризма, зороастризм под македонским и римским правлением , Брилл, стр. 35–48, doi : 10.1163/9789004293915_004 , ISBN 9789004293915
- ^ Марест-Каффи, Лора (2016). «Возвращение к победной чеканке Селевка I в Сузах: исследование штампа и комментарии». Американский журнал нумизматики . 28 : 1–63.
- ^ Хилл, Джон Э. (2009). Через Нефритовые ворота в Рим: исследование Шелкового пути во времена поздней династии Хань, с первого по второй века нашей эры . Чарльстон: BookSurge. ISBN 978-1-4392-2134-1 .
- ^ Поттс: Элам , стр. 354-409.
- ^ Наездник, Жорж (1965). Мемуары археологической делегации в Иране XXXVIII: Сузы при Селевкидах и парфянах . Париж. стр. 349–430.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Роулинсон, Джордж (2007). Парфия . Нью-Йорк: Козимо. п. 310. ИСБН 978-1-60206-136-1 .
- ^ Роберт Дж. Венке, Элимейцы, парфяне и эволюция империй на юго-западе Ирана, Журнал Американского восточного общества, том. 101, нет. 3, стр. 303–315, 1981 г.
- ^ Нойснер, Джейкоб (1972). «Вавилонское еврейство и преследование христианства Шапуром II с 339 по 379 год нашей эры». Ежегодник Еврейского союзного колледжа . 43 . Издательство Еврейского союзного колледжа: 77–102.
- ^ Харпер, Пруденс; Аруз, Джоан; Таллон, Франсуаза (1993). Королевский город Сузы: древние ближневосточные сокровища в Лувре . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. п. 162.
- ^ Поттс: Элам , стр. 429.
- ^ Дарьяи, Турадж (2009). "ШАПУР II" Энциклопедия Ираника
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кроуфорд, Питер (2013). Война трех богов: римляне, персы и возникновение ислама . Барнсли: Военное дело с ручкой и мечом. стр. 183–184. ISBN 978-1-84884-612-8 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Кеннеди, Хью (2007). Великие арабские завоевания: как распространение ислама изменило мир, в котором мы живем . Лондон: Вайденфельд и Николсон. стр. 128–129. ISBN 978-0-297-84657-4 .
- ^ Амье, Пьер (1972). Мемуары археологической делегации в Иране: Сузианская глиптика от истоков до времен ахеменидских персов: штампы, цилиндрические печати и древние отпечатки, обнаруженные в Сузах с 1913 по 1967 год . Париж: П. Гютнер.
- ^ М. Стрек, Клиффорд Эдмунд Босворт (1997). Энциклопедия ислама, Сан-Сзе . Том. IX. Лейден: Брилл. стр. 898–899. ISBN 9789004104228 .
- ^ «Суса» . ЮНЕСКО. 2015 . Проверено 15 апреля 2019 г.
- ^ Epigraphy of Later Parthia, «Voprosy Epigrafiki: Sbornik statei», 7, 2013, pp. 276-284 [7]
- ^ Йонссон, Дэвид Дж. (2005). Столкновение идеологий . Ксулон Пресс. п. 566. ИСБН 978-1-59781-039-5 .
Антиох III родился в 242 г. до н.э. в семье Селевка II недалеко от Суз в Иране.
Ссылки [ править ]
- Поттс, Дэниел Т. (1999). Археология Элама: Формирование и трансформация древнего иранского государства . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-56496-0 . Серия Всемирная археология.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Босворт, CE (1975). Кембриджская история Ирана, том 3 (1): Селевкидский, парфянский и сасанидский периоды . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-20093-6 .
- [8] [ постоянная мертвая ссылка ] Чарват, Петр, «Археология и социальная история: печати Сузы, ок. 4000–2340 гг. До н.э.», Paléorient, 57–63, 1988 г.
- Клоусон, Х. Фелпс, «Керамика Суз I», Парнас, том. 11, нет. 4, стр. 26–27, 1939 г.
- Дарьяи, Турадж (2014). Сасанидская Персия: Взлет и падение империи . ИБТаурис. ISBN 978-0857716668 .
- Джалалипур, Саид (2014). Арабское завоевание Персии: провинция Хузистан до и после триумфа мусульман (PDF) . Сасаника. [ постоянная мертвая ссылка ]
- Ле Бретон, Л., «Ранние периоды в Сузах, месопотамские отношения», Ирак, том. 19, нет. 2, стр. 79–124, 1957 г.
- Пельцель, Сюзанна М., «Датировка раннединастических вотивных бляшек из Суз», Журнал ближневосточных исследований, том. 36, нет. 1, стр. 1–15, 1977 г.
- Жан Перро, «Дворец Дария в Сузах. Царская резиденция на дороге из Персеполя в Вавилон», SORBONNE PUPS, Париж, 2010 г. ISBN 978-2840506812
- Побель, Арно, «Акрополь Суз в эламских надписях», Американский журнал семитских языков и литературы, том. 49, нет. 2, стр. 125–40, 1933 г.
- УНВАЛА, Дж. М., «Три панели из Сузы», Revue d'Assyriologie et d'archeologie Orientale, vol. 25, нет. 4, с. 179–85, 1928 г.
- Вестенхольц, Дж.Г.; Гутарц, Л. Тейлор (1996). Королевские города библейского мира . Иерусалим: Рубин Массачусетс. ISBN 978-9657027011 .
- Вулли, К. Леонард, «Расписная керамика Сузы», Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии, вып. 1, стр. 35–50, 1928 г.
Отчеты о раскопках [ править ]
Хотя до сих пор были опубликованы многочисленные отчеты о раскопках, многие раскопки не опубликованы или опубликованы лишь частично. Кроме того, найденная архитектура часто представлялась лишь в кратких предварительных отчетах и планах.
- Пьер Амье, «Сусианская глиптика от истоков персидской эпохи Ахеменидов: штампы, цилиндрические печати и древние отпечатки, обнаруженные в Сузах с 1913 по 1967 год», Мемуары археологической делегации в Иране, Париж, 1972.
- Элизабет Картер, «Сьюз, Виль Рояль», Paléorient, vol. 4, стр. 197–211, 1979 г. DOI: 10.3406/paleo.1978.4222
- Элизабет Картер, «Последовательность Суз – 3000–2000 гг. До н.э. Сузы, Виль Рояль I», Американский журнал археологии, том. 83, нет. 2, стр. 451–454, 1979 г.
- Элизабет Картер, «Раскопки в Виль-Рояль-I в Сузах: третье тысячелетие до нашей эры», Cahiers de la DAFI, vol. 11, стр. 11–139, 1980 г.
- Роман Гиршман, «Пять раскопок в Сузах (1946–1951)», В: Revue d'Assyriologie et d'archeologie Orientale 46, стр. 1–18, 1952 г.
- Гиршман, Роман и М.Дж. СТИВ, «ЗИМНЯЯ КАМПАНИЯ SUSE 1964–1965: Предварительный отчет», Asian Arts, vol. 13, с. 3–32, 1966 г.
- ГИРШМАН Р., «Предварительный отчет о ЗИМНЕЙ КАМПАНИИ СУСЕ 1965-1966 гг.», Asian Arts, vol. 15, с. 3–27, 1967 г.
- Флоренс Мальбран-Лабат, «Царские надписи Сузы: кирпичи от палеоэламского периода до неоэламской империи», Париж, 1995 г.
- Лорианна Мартинес-Сев, «Фигурки Сузы», Встреча национальных музеев, Париж, 2002 г., ISBN 2-7118-4324-6 .
- де Меккенем, Р., «ПОСЛЕДНИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАСКОПОК СУСЕ», Revue Des Arts Asiatiques, vol. 6, нет. 2, с. 73–88, 1929 г.
- де МЕКЕНЕМ, Р., «РАСКОПКИ В СУЗАХ: КАМПАНИИ 1914–1921–1922 гг.», Revue d’Assyriologie et d’archeologie Orientale, vol. 19, нет. 3, с. 109–40, 1922 г.
- [9] Жак де Морган, «История и деятельность делегации в Персии Министерства народного просвещения, 1897-1905», Э. Леру, 1905 г.
- Жак де Морган, Г. Жкье, Ж. Лампре, «Раскопки в Сузах, 1897–1898 и 1898–1899 гг.», Париж, 1900 г.
- Перро, Жан и др., «Археологические исследования в Сузах и Сузиане в 1969 и 1970 годах», Сирия, том. 48, нет. 1/2, стр. 21–51, 1971 г.
- Жорж Ле Ридер , «Сузы при Селевкидах и парфянах: денежные находки и история города», Мемуары археологической делегации в Иране, Париж, 1965.
- Винсент Шейль, «Надписи Ахеменида в Сузах. Сузианские правовые акты», Мемуары археологической миссии Персии, том. 21–24, Париж, 1929–1933.
- Агнес Спайкет, "Les figurines de Suse", Париж, 1992 год.
- Мари-Жозеф Стив, Герман Гаше, «Акрополь Суз. Новые раскопки (предварительный отчет)», Мемуары Археологической миссии Персии, том. 46, Лейден, 1971.
Внешние ссылки [ править ]
- Хинц, Вальтер [на немецком языке] ; Кох, Хайдемари (1987). Эламский словарь [ эламский словарь ] (на немецком языке). Том 2. Берлин , Германия : Дитрих Раймер Верлаг .
- Журнал экспедиции "Ранние работы об Акрополе в Сузах", журнал экспедиции 10.4, 1968 г.
- Королевский город Сузы: древние ближневосточные сокровища в Лувре - Метрополитен-музей - 1992 г.
- Виды с воздуха на Сузы в Восточном институте
- Цифровые изображения клинописных табличек из Суз – CDLI
- Хамид-Реза Хоссейни, «Шуш у подножия Лувра » ( Shush dar dāman-e Louvre ), на персидском языке, Jadid Online, 10 марта 2009 г.
- Археологические находки могут отодвинуть историю Суз на тысячелетия назад – Tehran Times – 21 августа 2022 г.
- Сузы
- Ахеменидские города
- Археологические памятники в Иране
- Книга Эстер
- Элам
- Эламские города
- Бывшие населенные пункты провинции Хузестан
- Еврейские библейские города
- парфянские города
- Населенные пункты вдоль Шелкового пути
- Сасанидские города
- Селевкидские колонии
- Шушский уезд
- Объекты всемирного наследия в Иране
- период Урука
- Книга юбилеев