Мадис
Мадис | |
---|---|
Царь скифов | |
Царствование | в. 658/9 – 625 г. до н.э. |
Предшественник | Вчера вечером |
Преемник | Неизвестный |
Умер | 625 г. до н.э. |
медиана | Мадава |
Династия | Династия Бартатуа |
Отец | Вчера вечером |
Мать | Шеру'а-Этират (?) |
Религия | Скифская религия Древняя месопотамская религия (?) |
Мадий был скифским царем, правившим в период скифского присутствия в Западной Азии в VII веке до нашей эры.
Мадис был сыном скифского царя Бартатуа и ассирийской царевны Шерух-Этират и, будучи союзником Неоассирийской империи , которая тогда была сверхдержавой Западной Азии и чей царь Ашшурбанипал был его дядей, он принес скифскую власть в его пик приходится на Западную Азию.
После того как Неоассирийская империя начала распадаться, Мадий был убит мидийским царем Киаксаром , изгнавшим скифов из Западной Азии.
Имя
[ редактировать ]Имя Мадьес является латинизированной формой имени Мадуес ( древнегреческий : Μαδυης ), [1] что само по себе является древнегреческой формой древнеиранского имени . [2]
Иранолог первоначально предположил, что первоначальная форма имени Мадьеса была скифской *Мадава , что означает «мед», происходящей от термина, обозначающего мед, *madu- . [3] [4] [2]
Однако иранский звук /d/ превратился в /δ/ в прото-скифском языке, а позже превратился в /l/ в скифском языке, из-за чего протоиранский термин *madu- стал *malu- в скифском языке, [5] вот почему ученый Михаил Бухарин считал происхождение Мадьеса от *madu- маловероятным и, отмечая, что имя Мадьес было передано через персидские источники греческим авторам, записавшим его, предположил, что имя Μαδυης вместо этого произошло от западно -иранская форма *Mādava- , что означает « срединный ». [6]
Историческая справка
[ редактировать ]
В VIII и VII веках до нашей эры значительное перемещение кочевников Евразийской степи привело скифов в Юго-Западную Азию. Это движение началось, когда другое кочевое иранское племя, тесно связанное со скифами, массагеты [7] или Исседоны , [8] мигрировали на запад, вытеснив ранних скифов на запад через реку Аракс , [9] после чего скифы двинулись в Прикаспийскую степь, откуда вытеснили киммерийцев . [9]
Под натиском скифов киммерийцы мигрировали на юг вдоль побережья Черного моря и достигли Анатолии, а скифы, в свою очередь, позже расширились на юг, следуя по побережью Каспийского моря , и прибыли в степи Северного Кавказа, из где они распространились на территорию современного Азербайджана , где они поселились и превратили восточное Закавказье в свой центр операций в Западной Азии до начала VI века до нашей эры, [10] [11] [12] [13] причем это присутствие в Западной Азии было продолжением Скифского степного царства. [14] В этот период ставка скифских царей располагалась в степях к северу от Кавказа, и контакты с цивилизацией Западной Азии оказали важное влияние на формирование скифской культуры. [7]
Жизнь и царствование
[ редактировать ]

Фон
[ редактировать ]Мадьес был сыном предыдущего скифского царя Бартатуа и, возможно, внуком предшественника Бартатуа, Ишпакая . [15] Ишпакая был врагом тогдашней сверхдержавы в Западной Азии, Неоассирийской империи , и был убит в битве против ассирийского царя Асархаддона , после чего Бартатуа стал царем скифов и вместо этого стремился к союзу с ассирийцами. [16]
Имя матери Мадаеса не записано, но, поскольку Бартатуа просил руки ассирийской царевны Шерух-Этират , которая была дочерью Асархаддона и сестрой его преемников Ашшурбанипала и Шамаш-шум-укина , и там тесный союз скифов и Ассирии под властью Бартатуа и Мадия, это говорит о том, что ассирийские жрецы действительно одобряли этот брак между дочерью ассирийского царя и кочевым господином, чего никогда прежде не случалось в ассирийской истории; Таким образом, скифы заключили брачный союз с Ассирией, а Шерух-Этират, вероятно, была матерью сына Бартатуи Мадея. [17] [18] [19] [20] [21]
Брак Бартатуа с Шеруа-Этиратом требовал, чтобы он присягнул на верность Ассирии как вассал, и в соответствии с ассирийским законодательством территории, которыми он управлял, были бы его феодальным владением , предоставленным ассирийским царем, что сделало скифское присутствие в Западной Азии номинальным. расширение Неоассирийской империи. [16] Согласно этому соглашению, мощь скифов в Западной Азии во многом зависела от их сотрудничества с Ассирийской империей; [22] отныне скифы оставались союзниками Ассирийской империи. [16] Примерно в это же время урартский царь Руса II также мог привлечь скифские войска для охраны своих западных границ. [18]
Брачный союз скифского царя с ассирийской правящей династией, а также близость скифов с Маннаем и Урарту поставили скифов под сильное влияние ассирийской культуры. [12] После смерти Бартатуа его сменил Мадис. [16]
Завоевание СМИ
[ редактировать ]Когда после периода упадка Ассирии в 650-х годах до нашей эры другой сын Асархаддона, Шамаш-шум-укин , сменивший его на посту царя Вавилона, восстал против своего брата Ашшурбанипала в 652 году до нашей эры, мидийцы поддержали его. и Мадис помог Ашшурбанипалу подавить восстание извне, вторгнувшись в Мидян. Мидийский царь Фраорт был убит в битве либо против ассирийцев, либо против самого Мадия, который затем навязал скифскую гегемонию над Мидией от имени ассирийцев на двадцать восемь лет, положив тем самым начало периоду, который греческие авторы назвали «скифским правлением над Азией». ». [23] [13] [12]


Вскоре Мадьес расширил скифскую гегемонию и до государства Урарту, при этом Мидия, Маннай и Урарту продолжали существовать как царства под сюзеренитетом скифов. [23]
Поражение киммерийцев
[ редактировать ]В VII веке до нашей эры основная часть киммерийцев действовала в Анатолии, где они представляли угрозу против ассирийских союзников скифов, которыми с 669 года до нашей эры правил дядя Мадьеса, то есть сын Асархаддона и брат Шерух-Этирата, Ашшурбанипал . Ассирийские записи 657 г. до н.э. могли относиться к угрозе или завоеванию западных владений Неоассирийской империи в Сирии . [24] [25] и эта киммерийская агрессия обеспокоила Ашшурбанипала безопасностью северо-западной границы его империи. [26] К 657 г. до н.э. ассирийские гадательные записи называли киммерийского царя Тугдамми титулом шар-кишшати (« Царь Вселенной »), который обычно мог принадлежать только неоассирийскому царю: таким образом, успехи Тугдамми против Ассирии означали, что он был признан в древней Западной Азии столь же могущественным, как Ашшурбанипал, а царство над Вселенной, которое по праву принадлежало ассирийскому царю, было узурпировано киммерийцами и должно было быть отвоевано Ассирией. Такая ситуация сохранялась на протяжении оставшейся части 650-х годов до нашей эры и начала 640-х годов до нашей эры. [24]
В 644 г. до н.э. киммерийцы во главе с Тугдамми напали на Лидийское королевство , разгромили лидийцев и захватили лидийскую столицу Сарды ; во время этого нападения погиб лидийский царь Гигес . [27] [26] [28] После разграбления Сардиса Тугдамми повел киммерийцев вторгнуться в греческие города-государства Ионию и Эолиду на западном побережье Анатолии. [24] После этого нападения на Лидию и азиатские греческие города, около 640 г. до н.э., киммерийцы двинулись в Киликию на северо-западной границе Неоассирийской империи, где, после того как Тугдамми столкнулся с восстанием против самого себя, он вступил в союз с Ассирией и признал ассирийское господство. и послал дань Ашшурбанипалу, которому он поклялся. Тугдамми вскоре нарушил эту клятву и снова напал на Нео-Ассирийскую империю, но он заболел и умер в 640 г. до н.э., и ему наследовал его сын Сандакшатру . [27] [26]

В 637 году до нашей эры фракийское племя Тререс , мигрировавшее через фракийский Боспор и вторгшееся в Анатолию , [29] Сандакшатру под их королем Кобосом и в союзе с киммерийцами и ликийцами напали на Лидию в течение седьмого года правления сына Гигеса Ардиса . [27] Они победили лидийцев и захватили их столицу Сарды, за исключением ее цитадели, и Ардис мог быть убит в этой атаке. [30] Сын и преемник Ардиса, Садьят , возможно, также был убит во время другого нападения киммерийцев на Лидию в 635 году до нашей эры. [30]
Вскоре после 635 г. до н.э., с одобрения ассирийцев. [31] и в союзе с лидийцами, [32] скифы под предводительством Мадея вошли в Анатолию, изгнали треров из Малой Азии и разбили киммерийцев так, что они больше не представляли угрозы, после чего скифы распространили свое господство на Центральную Анатолию. [13] [27] Это окончательное поражение киммерийцев было осуществлено совместными силами Мадея, которому Страбон приписывает изгнание треров и киммерийцев из Малой Азии, и сына Садиатта, внука Ардиса и правнука Гигеса, царя Лидии Алиатта , которого Геродот Галикарнасский и Полиэн утверждают, что окончательно победили киммерийцев. [24] [33]
В отчете Полиэна о разгроме киммерийцев он утверждал, что Алятт использовал «боевых псов», чтобы изгнать их из Малой Азии, при этом термин «боевые псы» представляет собой греческую фольклорную интерпретацию молодых скифских воинов, которые, следуя индоевропейским обряд перехода корёс ритуально брал на себя роль воинов-волков или собак. [34]
Таким образом, скифское могущество в Западной Азии достигло своего пика при Мадее, при этом территории, управляемые скифами, простирались от реки Галис в Анатолии на западе до Каспийского моря и восточных границ Мидии на востоке, а также от Закавказья на севере до северные границы Неоассирийской империи на юге. [13] [35]
Бунт СМИ и смерть
[ редактировать ]
К 620-м годам до нашей эры Неоассирийская империя начала распадаться после смерти Ашурбанипала в 631 году до нашей эры: помимо внутренней нестабильности внутри самой Ассирии, Вавилон восстал против ассирийцев в 626 году до нашей эры под руководством Набопаласара . [36] В следующем году, в 625 г. до н. э., Киаксар , сын Фраорта и его преемник мидийского царства, сверг скифское иго над Мидянами, пригласив скифских правителей на пир, а затем убив их всех, включая Мадия, после того, как напоил их. . [37] [38] [12]
Последствия
[ редактировать ]
Отношения Мадея со скифскими царями после него, а также личность его преемника неизвестны, хотя вскоре после его убийства, где-то между 623 и 616 годами до нашей эры, скифы воспользовались вакуумом власти, образовавшимся в результате падения власти их прежних царей. Ассирийские союзники захватили Левант и достигли юга от Палестины до границ Египта . [14] [39] где их продвижение было остановлено болотами дельты Нила , после чего фараон Псамтик I встретил их и убедил повернуть назад, предложив им дары. [40] [13] Скифы отступили, пройдя через Аскалон практически без каких-либо происшествий, хотя некоторые отставшие разграбили храм Астарты в городе, считавшийся самым древним из всех храмов этой богини, в результате чего виновники этого кощунства и их потомки якобы были прокляты Астартой «женской болезнью», из-за чего они превратились в класс прорицателей-трансвеститов, получивший название Анарья означает «немужские» (что на скифском языке [14] ). [13]
Согласно вавилонским записям, около 615 г. до н. э. скифы действовали как союзники Киаксара и мидян в их войне против Ассирии . [22] Скифы были окончательно изгнаны из Западной Азии мидянами в 600-х годах до нашей эры, после чего отступили в Понтийскую степь . [22]
Наследие
[ редактировать ]Греко -римские авторы объединили Мадея с его предшественниками и преемниками в одну фигуру, утверждая, что именно Мадий привел скифов из Центральной Азии к изгнанию киммерийцев с их родины, а затем к победе над мидянами и легендарным египетским царем Сесострисом и установив свою власть над Азией на долгие годы, прежде чем вернуться в Скифию . Более поздние греко-римские авторы назвали этого скифского царя Идантирсосом или Танавсисом , хотя этот Идантирсос является легендарной фигурой, отдельной от более позднего исторического скифского царя Иданфирса , от которого греко-римляне получили только его имя. [41] [11] [42]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гарри Терстон Пек, Словарь классических древностей Харпера (1898), Мэдайс
- ^ Jump up to: а б Шмитт 2003 .
- ^ Tokhtasyev 2005 , p. 71.
- ^ Шмитт 2018 : « *madu- «опьяняющий напиток» (в Мадисе )»
- ^ Витчак 1999 , с. 53.
- ^ Бухарин 2011 , с. 61-64.
- ^ Jump up to: а б Ольбрихт 2000б .
- ^ Ольбрихт 2000a .
- ^ Jump up to: а б Сулимирски и Тейлор 1991 , с. 553.
- ^ Иванчик 1993а , с. 127-154.
- ^ Jump up to: а б Дьяконов 1985 , с. 97.
- ^ Jump up to: а б с д Сулимирски и Тейлор 1991 , с. 560-590.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Филлипс 1972 год .
- ^ Jump up to: а б с Иванчик 2018 .
- ^ Сулимирски и Тейлор 1991 , с. 564.
- ^ Jump up to: а б с д Сулимирски и Тейлор 1991 , с. 564-565.
- ^ Сулимирски и Тейлор 1991 , с. 566-567.
- ^ Jump up to: а б Барнетт 1991 , стр. 356–365.
- ^ Дьяконов 1985 , с. 89-109.
- ^ Иванчик 2018 : «Приблизительно в 672 г. до н.э. скифский царь Партатуа ( Protothýēs of Hdt., 1.103) просил руки дочери ассирийского царя Асархаддона, обещая заключить союзный договор с Ассирией. Вероятно, этот брак состоялся и союз тоже возник (САА IV, № 20; Иванчик, 1993, с. 93-94; 205-9)».
- ^ Bukharin 2011 : "С одной стороны, Мадий, вероятно, полуассириец, даже будучи «этническим» полускифом (его предшественник и, вероятно, отец, ‒ царь скифов Прототий, женой которого была дочь ассирийского царя Ассархаддона)" [On the one hand, Madyes is probably a half-Assyrian, even being an “ethnic” half-Scythian (his predecessor and, probably, father, is the king of the Scythians Protothyes, whose wife was the daughter of the Assyrian king Essarhaddon)]
- ^ Jump up to: а б с Сулимирски и Тейлор 1991 , с. 567.
- ^ Jump up to: а б Дьяконов 1985 , с. 117-118.
- ^ Jump up to: а б с д Иванчик 1993а , с. 95-125.
- ^ Бринкман 1991 .
- ^ Jump up to: а б с Тохтасьев 1991 .
- ^ Jump up to: а б с д Шпалингер 1978а .
- ^ Сулимирски и Тейлор 1991 , с. 559.
- ^ Дьяконов 1985 , с. 94-55.
- ^ Jump up to: а б Дейл 2015 .
- ^ Груссе 1970 , с. 9 : Скифская армия, действуя в соответствии с ассирийской политикой, вошла в Понтиду, чтобы сокрушить последних киммерийцев.
- ^ Дьяконов 1985 , с. 126.
- ^ Иванчик 2006 , с. 151.
- ^ Иванчик 1993б .
- ^ Ваджионе 1973 .
- ^ Дьяконов 1985 , с. 110-119.
- ^ Дьяконов 1993 .
- ^ Дьяконов 1985 , с. 119.
- ^ Хокинс 1991 .
- ^ Спалингер 1978b .
- ^ Шпалингер 1978b , стр. 54.
- ^ Иванчик 1999 .
Источники
[ редактировать ]- Барнетт, Р.Д. (1991). «Урарту». В Бордмане, Джон ; Эдвардс, IES ; Хаммонд, ШФЛУ ; Соллбергер, Э. (ред.). Предыстория Балкан; и Ближний Восток и Эгейский мир, десятый-восьмой века до нашей эры . Кембриджская древняя история. Том. 3. Кембридж , Великобритания : Издательство Кембриджского университета . стр. 314–371. ISBN 978-1-139-05428-7 .
- Бринкман, Дж. А. (1991). «Вавилония в тени Ассирии». В Бордмане, Джон ; Эдвардс, IES ; Хаммонд, ШФЛУ ; Соллбергер, Э .; Уокер, CBF (ред.). Ассирийская и Вавилонская империи и другие государства Ближнего Востока, с восьмого по шестой век до нашей эры . Кембриджская древняя история . Том. 3. Кембридж , Великобритания : Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-1-139-05429-4 .
- Bukharin, Mikhail Dmitrievich [in Russian] (2011). "Колаксай и его братья (античная традиция о происхождении царской власти у скифов" [Kolaxais and his Brothers (Classical Tradition on the Origin of the Royal Power of the Scythians)]. Аристей: вестник классической филологии и античной истории [ Aristaeus: Journal of Classical Philology and Ancient History ] (in Russian). 3 : 20–80 . Retrieved 2022-07-27 .
- Дейл, Александр (2015). «ВАЛВЕТ и КУКАЛИМ: легенды о лидийских монетах, династическая преемственность и хронология королей Мермнада» . Кадмос . 54 : 151–166. дои : 10.1515/kadmos-2015-0008 . S2CID 165043567 . Проверено 10 ноября 2021 г.
- Дьяконов, И.М. (1985). «Медиа». В Гершевиче, Илья (ред.). Кембриджская история Ирана . Том. 2. Кембридж : Издательство Кембриджского университета . стр. 102–118. ISBN 978-0-521-20091-2 .
- Дьяконов, И.М. (1993). «Киаксар» . Энциклопедия Ираника . Нью-Йорк , США : Фонд Энциклопедии Ираника ; Издательство «Брилл» .
- Груссе, Рене (1970). Степная империя: История Центральной Азии . Перевод Уолфорда, Наоми. Нью-Брансуик , США : Издательство Университета Рутгерса . ISBN 978-0-813-51304-1 .
- Хокинс, доктор медицинских наук (1991). «Неохеттские государства в Сирии и Анатолии». В Бордмане, Джон ; Эдвардс, IES ; Хаммонд, ШФЛУ ; Соллбергер, Э. (ред.). Предыстория Балкан; и Ближний Восток и Эгейский мир, десятый-восьмой века до нашей эры . Кембриджская древняя история. Том. 3. Кембридж , Великобритания : Издательство Кембриджского университета . стр. 372–441. ISBN 978-1-139-05428-7 .
- Иванчик, Аскольд (1993а). Les Cimmériens au Proche-Orient [ Киммерийцы на Ближнем Востоке ] (PDF) (на французском языке). Фрибур , Швейцария; Геттинген , Германия: Editions Universitaires (Швейцария); Ванденхук и Рупрехт (Германия). ISBN 978-3-727-80876-0 .
- Иванчик, Аскольд (1993б). «LES GUERRIERS-CHIENS: Loups-garous et Invasions Scythes en Asie Mineure» [СОБАКИ-ВОИНЫ: Оборотни и скифские вторжения в Малую Азию]. Revue de l'histoire des Religions [ Обзор истории религий ]. 210 (3): 305–330 . Проверено 26 апреля 2023 г.
- Иванчик, Аскольд (1999). «Скифское «господство над Азией»: классическая традиция и историческая реальность» . В Цецхладзе, Г.Р. (ред.). Древние греки Запада и Востока . Лейден , Нидерланды ; Бостон , США : BRILL . ISBN 978-90-04-11190-5 .
- Иванчик, Аскольд (2006). Аруз, Джоан; Фаркас, Энн; Фино, Элизабетта Вальц (ред.). Золотой олень Евразии: взгляд на степных кочевников древнего мира . Нью-Хейвен, Коннектикут , США ; Нью-Йорк , США ; Лондон , Великобритания : Метрополитен-музей ; Издательство Йельского университета . п. 146-153. ISBN 978-1-588-39205-3 .
- Иванчик, Аскольд (2018). «СКИФЫ» . Энциклопедия Ираника . Нью-Йорк , США : Фонд Энциклопедии Ираника ; Издательство «Брилл» . Проверено 8 августа 2022 г.
- Ольбрихт, Марек Ян (2000a). «Переосмысление киммерийской проблемы: свидетельства классических источников» . В Пструсинской Ядвига [на польском языке] ; Страх, Эндрю (ред.). Collectanea Celto-Asiatica Cracoviensia . Краков : Академический книжный магазин . стр. 71–100. ISBN 978-8-371-88337-8 .
- Ольбрихт, Марек Ян (2000b). «Замечания о присутствии иранских народов в Европе и их азиатских связях» . В Пструсинской Ядвига [на польском языке] ; Страх, Эндрю (ред.). Collectanea Celto-Asiatica Cracoviensia . Краков : Księgarnia Akademicka . стр. 101–140. ISBN 978-8-371-88337-8 .
- Филлипс, ЭД (1972). «Скифское господство в Западной Азии: его записи в истории, Священном Писании и археологии» . Мировая археология . 4 (2): 129–138. дои : 10.1080/00438243.1972.9979527 . JSTOR 123971 . Проверено 5 ноября 2021 г.
- Шмитт, Рюдигер (2003). «Die skythischen Personennamen bei Herodot» [Скифские личные имена у Геродота] (PDF) . Анналы Неаполитанского университета ] «Л'Ориенталь» (на немецком языке). 63 . Неаполь , Италия : Неаполитанский университет «L'Orientale» : 1–31.
- Шмитт, Рюдигер (2018). «СКИФСКИЙ ЯЗЫК» . Энциклопедия Ираника . Нью-Йорк , США : Фонд Энциклопедии Ираника ; Издательство «Брилл» . Проверено 22 октября 2021 г.
- Спалинджер, Энтони Дж. (1978a). «Дата смерти Гигеса и ее исторические последствия» . Журнал Американского восточного общества . 98 (4): 400–409. дои : 10.2307/599752 . JSTOR 599752 . Проверено 25 октября 2021 г.
- Спалингер, Энтони (1978b). «Псамметих, царь Египта: II» . Журнал Американского исследовательского центра в Египте . 15 : 49–57. дои : 10.2307/40000130 . JSTOR 40000130 . Проверено 2 ноября 2021 г.
- Сулимирский, Тадеуш ; Тейлор, Т.Ф. (1991). «Скифы». В Бордмане, Джон ; Эдвардс, IES ; Хаммонд, ШФЛУ ; Соллбергер, Э .; Уокер, CBF (ред.). Кембриджская древняя история . Том. 3. Кембридж : Издательство Кембриджского университета . стр. 547–590. ISBN 978-1-139-05429-4 .
- Тохтасьев, Сергей Р. [на русском языке] (1991). «Киммерийцы» . Энциклопедия Ираника . Нью-Йорк , США : Фонд Энциклопедии Ираника ; Издательство «Брилл» .
- Тохтасьев, Сергей [на русском языке] (2005). « Проблема Скифского языка в современной науке». В Кожокару, Виктор (ред.). Этнические контакты и культурные обмены к северу и западу от Черного моря от греческой колонизации до османского завоевания; [Материалы Международного симпозиума «Этнические контакты и культурные обмены к северу и западу от Черного моря», Яссы, 12-17 июня 2005 г.] (на русском языке). Яссы , Румыния : Тринитас. стр. 59–108. ISBN 978-9-737-83450-8 .
- Ваджионе, Ричард П. (1973). «По всей Азии? Масштабы скифского господства у Геродота» . Журнал библейской литературы . 92 (4): 523–530. дои : 10.2307/3263121 . Проверено 22 августа 2022 г.
- Vitchak, K. T. (1999). "Скифский язык: опыт описания" [The Scythian Language: Attempt at Description]. Вопросы языкознания (in Russian). 5 : 50–59 . Retrieved 27 August 2022 .