Сесострис
Сесострис ( греч . Σέσωστρις ) — имя легендарного царя Древнего Египта , который, согласно Геродоту , возглавил военную экспедицию в некоторые части Европы . Сказания о Сесострисе, вероятно, основаны на жизни Сенусрета I , Сенусрета III и, возможно, других фараонов, таких как Шошенк I. [ 1 ] и Рамсес II . [ 2 ]
Имя Сесостриса также упоминается как Сесоосис или Сесонхозис . в других источниках [ 1 ]
Рассказ Геродота
[ редактировать ]» Геродота В « Истории появляется история, рассказанная египетскими жрецами о фараоне Сесострисе, который однажды повел армию на север по суше, в Малую Азию , затем с боями пробивался на запад, пока не переправился в Европу, где разгромил скифов и фракийцев (возможно, в современном Румыния и Болгария ). Затем Сесострис вернулся домой, оставив колонистов у реки Фасис в Колхиде . Геродот предупредил читателя, что большая часть этой истории пришла из вторых рук через египетских жрецов, но также отметил, что колхи обычно считались египетскими колонистами. [ 3 ]
Геродот также сообщает, что, когда Сесострис разбил армию без особого сопротивления, он воздвиг в их столице столб с вульвой, чтобы символизировать тот факт, что армия сражалась как женщины. [ 4 ] Плиний Старший также упоминает Сесостриса, который, как он утверждает, потерпел поражение от Саулака , богатого золотом царя Колхиды. [ 5 ]
Геродот описывает Сесостриса как отца слепого царя Ферона , который был менее воинственным, чем его отец.
По словам профессора Алана Ллойда, «суть повествования Геродота составляет египетская традиция, которая представляла Сесостриса образцом идеала царской власти». Это, конечно, содержало исторический элемент, но он был дополнен и загрязнен фольклором, националистической пропагандой и греческими взглядами». [ 6 ]
Диодор Сицилийский
[ редактировать ]Согласно Диодору Сицилийскому (который называет его Сесоосисом ) и Страбону , он завоевал весь мир, даже Скифию и Эфиопию , разделил Египет на административные округа или номы , был великим законодателем, ввёл в Египте кастовую систему и поклонение богам. Серапис . [ 7 ] Диодор также писал, что «по поводу этого царя не только греческие писатели расходятся друг с другом, но и у египтян жрецы и поэты, воспевающие его дифирамбы, приводят противоречивые истории» (1.53). [ 8 ]
Современные исследования
[ редактировать ]В («История Египта») Манефона « Эгиптиаке» фараон по имени «Сесострис» занимал то же положение, что и известный фараон Сенусрет III из Двенадцатой династии , и его имя теперь обычно рассматривается как искаженное слово Сенусрет/Сенусрет/Сенвосри. Фактически, обычно полагают, что он основан на Сенусрете III, с возможным добавлением воспоминаний о других фараонах-тезках той же династии, а также о Сети I и Рамсесе II из гораздо более поздней Девятнадцатой династии . [ 9 ] [ 7 ]
Изображения Сесостриса, высеченные на камне в Ионии, которые, по словам Геродота, он видел. [ 10 ] вероятно, отождествляются с лувийскими надписями на перевале Карабель , рельефом Карабеля , который, как теперь известно, был вырезан Таркаснавой , королем арзаванского государства Мира . [ 11 ] Цари Восемнадцатой и Девятнадцатой династий, возможно, были величайшими завоевателями, когда-либо созданными Египтом, и их записи гораздо яснее, чем у более старых династий. [ 7 ] о пределах египетской экспансии. Сенусрет III совершил набег на Левант до Сихема . [ 12 ] также в Эфиопию , а в Семне над вторым водопадом установили стелу завоевания, которая по своим выражениям напоминает стелы Сесостриса у Геродота: следовательно, Сесострис может быть сильно увеличенным портретом этого фараона. [ 7 ]
Сесострис также упоминается в « Романе об Александре» , где Александр описывается как «новый Сесострис, правитель мира». [ 1 ]
См. также
[ редактировать ]- Война Весозиса и Танаусиса
- Сесострис (пьеса) : пьеса, основанная на жизни Сесостриса.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Жакко Дилеман; Ян С. Мойер (10 мая 2010 г.). «Египетская литература» . В Клауссе, Джеймс Дж .; Кайперс, Мартина (ред.). Спутник эллинистической литературы . Джон Уайли и сыновья. п. 441. ИСБН 978-1-4051-3679-2 . Проверено 17 апреля 2022 г.
- ^ Булл, Кристиан Х. (24 сентября 2018 г.). Традиция Гермеса Трисмегиста: египетский жрец как учитель эллинизированной мудрости . БРИЛЛ. п. 94. ИСБН 978-90-04-37084-5 . Проверено 17 апреля 2022 г.
- ^ «Ибо ясно видно, что колхи — египтяне; и то, что я говорю, я сам заметил, прежде чем услышал это от других». Геродота Истории 2.104
- ^ Геродота Истории 2.102
- ^ Рэкхэм, Харрис, изд. (1938). Плиний Естественная история I. Издательство Гарвардского университета. п. 43.
- ^ Алан Ллойд (30 августа 2007 г.). «Книга II». В Морено, Альфонсо; Мюррей, Освин; Брозиус, Мария (ред.). Комментарий к книгам Геродота I-IV . ОУП Оксфорд. п. 313. ИСБН 978-0-19-814956-9 . Проверено 17 апреля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д свободном доступе : Гриффит, Фрэнсис Ллевеллин (1911). « Сесострис ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 24 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 701. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Джей, Жаклин Э. (10 июня 2016 г.). Устность и грамотность в демотических сказках . БРИЛЛ. п. 316. ИСБН 978-90-04-32307-0 . Проверено 17 апреля 2022 г.
- ↑ Сильверман, Дэвид П. , Древний Египет , Oxford University Press (5 июня 2003 г.), ISBN 978-0-19-521952-4 , с. 29
- ^ «Большинство мемориальных столбов, которые царь Сесострис воздвиг в завоеванных странах, исчезли, но я сам видел некоторые в Палестине с упомянутой мной надписью и изображением женских гениталий. В Ионии также есть два изображения Сесостриса, вырезанные на скале. , один на дороге из Эфеса в Фокею , другой между Сардисом и Смирной , в каждом случае резная фигура имеет высоту почти семь футов и представляет человека с копьем в правой руке и луком в левой, а также остальную часть; его снаряжение соответствующее – частично египетское, частично эфиопское». Геродот II.106
- ^ «Хеттские памятники – Карабель» .
- ^ Олдред, Сирил (1987). Египтяне (второе изд.). Темза и Гудзон. п. 130.
Библиография
[ редактировать ]- Геродот II. 102-111
- Диодор Сицилийский I. 53-59
- Страбон XV. п. 687
- Курт Сете , «Сесострис», в Унтерсе. например бизнес и древность Египта , том II. Хинрикс, Лейпциг (1900).