Сихем
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
שְׁכֶםтвой мир | |
Альтернативное название | Сихем |
---|---|
Расположение | Телль-Балата , Западный берег реки Иордан |
Область | Южный Левант |
Координаты | 32 ° 12'49 "N 35 ° 16'55" E / 32,213618 ° N 35,281993 ° E |
Тип | Столица |
История | |
Основан | в. 1900 г. до н. э. |
Заброшенный | 67 г. н.э. (уничтожен) |
Связано с | Хананеи , израильтяне , самаритяне |
Сихем ( / ˈ ʃ ɛ k ə m / SHEK -əm ; иврит : שְׁכֶם , латинизированный : Šẵem ; самаритянский иврит ࠔࠬࠥࠊࠝࠌ , латинизированный Šăkēm ) также пишется Сихем ( / ˈ s ɪ k əm Древнегреческий / СИК -əm : : , Сихем , латинизировано : Сихем ) [1] был древним городом на юге Леванта . Упоминаемый как ханаанский город в « Письмах Амарны» , позже он появляется в еврейской Библии как первая столица Израильского царства после раскола Объединенной монархии . [2] Согласно Иисусу Навину 21:20–21 , он находился на племенном территориальном наделе колена Ефремова . Сихем пришел в упадок после падения северного Израильского царства . Позже город восстановил свое значение как выдающийся самаритянский центр в эллинистический период . [3]
Традиционно ассоциируется с городом Наблус . [4] Сихем теперь отождествляется с близлежащим городом Телль Балата в пригороде Балата аль-Балад на Западном Берегу .
Географическое положение
[ редактировать ]Положение Сихема указано в еврейской Библии : он лежал к северу от Вефиля и Силома , на большой дороге, ведущей из Иерусалима в северные районы ( Суд. XXI, 19), недалеко от Михметафа ( Иисус Навин 17:7) и Дофаина. ( Бытие 37:12–17); это было на горе Ефремовой ( Иисус Навин 20:7; 21:21; 3 Царств 12:25; 1 Паралипоменон 6:67; 7:28), непосредственно под горой Гаризим (Судьи 9:6–7). Эти указания подтверждаются Иосифом Флавием , который говорит, что город лежал между горами Эвал и горой Гаризим, а также картой Мадабы , на которой Сикхем помещается между одним из двух наборов «Тур Гобель» (Эвал) и «Тур Гаризин». (Гаризим). Место Сихема в святоотеческих источниках почти всегда отождествляется с: [5] или расположен недалеко от, [6] город Флавия Неаполис ( Наблус ).
История
[ редактировать ]Сихем был очень древним торговым центром из-за своего положения на жизненно важных торговых путях региона. Очень старый торговый путь « Путь Патриархов » проходит с севера на юг. [ нужна ссылка ]
энеолит
[ редактировать ]Самое старое поселение в Сихеме возникло около пяти тысяч лет назад, в период энеолита (3500-3000 гг. до н.э.). В то время уже практиковалось сельское хозяйство. [7]
Бронзовый век
[ редактировать ]Ранняя бронза
[ редактировать ]Впоследствии, в эпоху ранней бронзы , деятельность, по-видимому, переместилась в близлежащий район Хирбет Махне эль-Фаука. [8] третьего тысячелетия Некоторые издания утверждают, что Сихем упоминается в табличках Эблы , однако компетентные археологи это опровергают. [9]
Средняя бронза
[ редактировать ]Первая значительная строительная деятельность в Сихеме (слои XXII-XXI) датируется средним бронзовым веком IIA ( ок. 1900 г. до н.э. ). [8] Он стал очень значительным ханаанским поселением и подвергся нападению со стороны Египта, как упоминается на стеле Себек-ху , египетской стеле дворянина при дворе Сенусрета III (ок. 1880–1840 гг. До н. Э.).
Укрепления были сделаны в МВ IIВ (XX-XIX). [10]
Поздняя бронза
[ редактировать ]
| |||||||
sꜣkꜣmꜣꜣ [11] [12] в иероглифах | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Эра : Новое Королевство (1550–1069 до н. э.) | |||||||
В « Письмах Амарны» около 1350 г. до н. э. Шакму (т. е. Сихем) был центром царства, созданного Лабайей (или Лабайю), ханаанским военачальником, который набирал наемников из числа хабиру . Лабайя был автором трех писем Амарны ( EA 252 , EA 253 и EA 254 ), и его имя появляется в 11 из других 382 писем, упоминаемых 28 раз, причем основной темой письма является сам Лабайя, и его отношения с восставшей сельской местностью Хабиру.
Сихем может быть идентичен Сакаме , упомянутому в отчете, датируемом девятнадцатой династией Египта (около 1200 г. до н.э.). [11] [12] [13] [14] (См. Папирус Анастази I. )
Железный век
[ редактировать ]Во время вавилонского плена (606–536 гг. до н. э.) те иудеи , которые остались на земле Израиля, восстановили жертвенник в Сихеме, чтобы сохранить израильскую систему поклонения , когда доступ к Храму в Иерусалиме был отрезан. [15]
Классическая античность
[ редактировать ]В эллинистический и римский периоды Сихем был главным поселением самаритян , чей религиозный центр находился на горе Гаризим, недалеко от города. В 6 году нашей эры Сихем был присоединен к римской провинции Иудея . Из самаритян Сихема немало [ нужны разъяснения ] поднялся с оружием в руках на горе Гаризим во время галилейского восстания (67 г. н.э.), которое было частью Первой иудейско-римской войны . Весьма вероятно, что город был разрушен Секстом Веттуленом Цериалисом . [16] во время той войны.
построил новый город Флавия-Неаполь В 72 году нашей эры Веспасиан в 2 километрах (1,2 мили) к западу от старого. Название этого города со временем было изменено на современный Наблус . Иосиф Флавий , писавший примерно в 90 г. н.э. ( «Еврейские древности» , 4.8.44), поместил город между горами Гаризим и горой Гевал. В другом месте он называет его Неаполем.
Во времена правления императора Адриана храм на горе Гаризим был восстановлен и посвящен Юпитеру . [17] [ нужна полная цитата ]
Как и в Сихеме, в Неаполе существовала очень ранняя христианская община, в том числе ранний святой Иустин Мученик ; мы слышим даже о епископах Неаполя. [18] Несколько раз христиане сильно пострадали от рук самаритян. В 474 году император, чтобы отомстить христианам за несправедливое нападение самаритян, лишил последних горы Гаризим и отдал ее христианам, которые построили на ней церковь, посвященную Пресвятой Богородице . [19]
Более поздняя история
[ редактировать ]Город Наблус был исламизирован в периоды Аббасидов и Османской империи. [ нужна ссылка ] В 1903 году недалеко от Наблуса группа немецких археологов под руководством доктора Германа Тирша наткнулась на место под названием Телль-Балата , которое теперь идентифицируется как древний Сихем. , до сих пор называют Наблус Сихемом Израильтяне, говорящие на иврите , хотя первоначальный город Сихем находился к востоку от современного города. [3]
В Библии
[ редактировать ]Еврейская Библия (Ветхий Завет)
[ редактировать ]Сихем впервые появляется в еврейской Библии в Бытие 12:6–8, где говорится, что Авраам достиг «великого дерева Море » в Сихеме и принес неподалеку жертву. Бытие, Второзаконие , Иисус Навин и Судьи святят Сихем над всеми другими городами земли Израиля. [20] Согласно Бытию (12:6–7), Аврам «построил жертвенник явившемуся ему Господу… и отдал землю эту потомству своему» в Сихеме. В Библии говорится, что в этом случае Бог подтвердил завет , который он впервые заключил с Авраамом в Харране относительно владения землей Ханаанской. В еврейской традиции старое название понималось как еврейское слово шекем – «плечо, седло », соответствующее гористой конфигурации места.
Во время более позднего пребывания два сына Иакова , Симеон и Левий , отомстили за своей сестры Дины похищение и изнасилование « Сихемом, сыном Хамора Евеянина , князем земли» Сихемской. Шимон и Левий сказали шхемитянам, что если «каждый мужчина мужеского пола у вас будет обрезан, то мы отдадим вам дочерей наших, а дочерей ваших возьмем себе». [21] Однако как только шхемиты соглашаются на массовое обрезание, сыновья Иакова отплачивают им, убивая всех жителей города мужского пола. [22]
после поселения израильтян в Ханаане после их исхода Согласно библейскому повествованию, из Египта Иисус Навин собрал израильтян в Сихеме и предложил им сделать выбор между служением Богу Авраама, избавившему их из Египта, или ложным богам, которых предки служили по ту сторону реки Евфрат или богам амореев, на земле которых они теперь жили. Люди решили служить библейскому Богу, решение, которое Иисус Навин записал в Книге Закона Божьего, и затем воздвиг памятный камень «под дубом, который был рядом» в Сихеме. [23] Дуб связан с дубом Море , где Аврам разбил лагерь во время своего путешествия по этой местности. [24]
Сихем и окружающие его земли были переданы левитский город Каафитам как . [25]
Благодаря своему центральному положению, а также наличию по соседству с местами, освященными памятью Авраама (Бытие 12:6, 7; 34:5), колодец Иакова (Бытие 33:18–19; 34:2, и т. д.) и могилой Иосифа (Иисус Навин 24:32), городу суждено было сыграть важную роль в истории Израиля. [ нужна ссылка ] Иероваал (Гедеон) , чей дом находился в Офре , посетил Сихем, и его наложница, жившая там, была матерью его сына Авимелеха ( Судьи 8:31). Она происходила из одной из ведущих семей шхемитов, которые имели влияние на «правителей Сихема» (Судей 9: 1–3, формулировка Новой исправленной стандартной версии и Новой американской исправленной версии Библии ). [26]
После смерти Гедеона царем стал Авимелех (Судьи 9:1–45). Иофам , младший сын Гедеона, произнес аллегорическую речь на горе Гаризим , в которой предупредил народ Сихема о будущей тирании Авимелеха (Судьи 9:7–20). Когда три года спустя город поднял восстание, Авимелех взял его, полностью разрушил и сжег храм Ваал-Берифа, куда люди бежали в поисках безопасности. Город был перестроен в 10 веке до нашей эры и, вероятно, был столицей Ефрема (3 Царств 4). Сихем был местом, назначенным после . смерти Соломона [ нужна ссылка ] для собрания народа Израиля и возведения его сына Ровоама на престол ; встреча закончилась отделением десяти северных колен, и Сихем, укрепленный Иеровоамом , стал столицей нового царства (3 Царств 12:1; 14:17; 2 Паралипоменон 10:1).
После того, как цари Израиля двинулись сначала в Фирцу ( 3 Царств 14:17 ), а затем в Самарию , Сихем потерял свое значение, и мы не слышим о нем до падения Иерусалима (587 г. до н.э.; Иеремия 12:5 ). . События, связанные с реставрацией, должны были снова вернуть ему известность. Когда во второй свой визит в Иерусалим Неемия изгнал внука первосвященника Елиашива (вероятно, Манассию Иосифа Флавия, Древности , XI, vii, viii) и вместе с ним многих иудеев, священников и мирян, перешедших на сторону мятежника, они отправились в Сихем; на горе Гаризим затем был воздвигнут раскольнический храм и таким образом Сихем стал «священным городом» самаритян . Последние, которые остались нетронутыми, пока ортодоксальные евреи раздражались под тяжелой рукой Антиоха IV ( Древности , XII, v, 5, см. также Антиномизм в Книгах Маккавеев ) и приветствовали с распростертыми объятиями каждого ренегата, пришедшего к ним из Иерусалима (Антик., XI, VIII, 7), пали около 128 г. до н. э. до Иоанна Гиркана , и их храм был разрушен ( Древности , XIII, ix, 1).
Действие Книги Юдифи , которая считается Священным Писанием Римско -католической , Восточно-православной и других христианских церквей, происходит в городе под названием «Ветулия». Поскольку Бетулии нет, широко распространено мнение, что это псевдоним другого города. Самая распространенная теория состоит в том, что город Бетулия на самом деле является Сихемом, исходя из географии, описанной в книге. Еврейская энциклопедия дошла до того, что заявила, что Сихем - единственный город, отвечающий всем требованиям, предъявляемым к местоположению Бетулии, и заявила: «Тождество Ветулии с Сихемом, таким образом, не подлежит никакому сомнению». [27]
Новый Завет
[ редактировать ]Сихем упоминается в Книге Деяний ( Деяния 7 , Деяния 7:16 ).
Неизвестно, относится ли самаритянский город Сихарь ( греч . Συχαρ , Сихар ) в Евангелии от Иоанна ( Иоанна 4:5) к Сихему или к другому близлежащему селу: «И пришел он к самаритянскому городу, называемому Сихарь, близ участок земли, который Иаков дал своему сыну Иосифу ». [28]
В 4-й главе Иоанна ( Иоанна 4:15 ) упоминается одна из сихарьянок, идущая к колодцу Иакова . Некоторые учёные полагают, что Сихарь находится у подножия горы Эвал , но другие учёные не согласны с этим, поскольку предполагаемое место находится в 1 км (0,62 мили) от колодца Иакова, что, по их мнению, недостаточно близко, чтобы женщины Сихара могли принести свои вода там. Основываясь на Иоанна 4:15, эти ученые утверждали, что Сихем — это самаритянский город Сихарь, описанный в Евангелии от Иоанна. [28]
Некоторые из жителей Сихаря были «самарянами», которые уверовали в Иисуса , когда он пробыл там два дня ( Иоанна 4 ). Город Сихарь и/или Сихем, должно быть, посетили Апостолы на пути из Самарии в Иерусалим ( Деяния 8:25 ).( [ нужна ссылка ]
Отличие от
[ редактировать ]- Сихем — старое написание Зихема , фламандского муниципалитета, названного в честь библейского Сихема; теперь он объединен с Scherpenheuvel-Zichem .
- Секем — это антропософский и исламский фонд и фермерская деревня, основанная на принципах биодинамического сельского хозяйства в Египте; это имя относится к Сихему и древнеегипетскому иероглифу, произносимому как «Секем», что означает « жизненная сила » или «жизнь».
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ ЛХХ .
- ^ «I Книга Царств 12:25» . Архивировано из оригинала 12 ноября 2016 года . Проверено 16 июля 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Сихем | Израиль, горы и история | Британика» . www.britanica.com . Проверено 16 января 2022 г.
- ^ 'Нынешний Набул - это просто искажение Неаполя; и Неаполь сменил более древнего Сихема. Все ранние авторы, затрагивавшие топографию Палестины, свидетельствуют об этом тождестве этих двух стран». Уильям Смит (ред.) Библейский словарь, ред. под редакцией Х.Б.Хакетта и Эзры Эббота, Hurd & Houghton, Нью-Йорк, 1870, том IV, «Шхем», стр. 2952–2958, стр. 2953.
- ^ Святой Иероним, Святой Епифаний
- ^ Евсевий , Ономастикон , Евхем; Карта Медабы
- ^ Археологический парк Телль-Балата: путеводитель. Палестина. Министерство туризма и древностей. 2014 ЮНЕСКО.org
- ^ Перейти обратно: а б Новая энциклопедия археологических раскопок на Святой Земле. Архивировано 2 июня 2021 года в Wayback Machine , том 3. Ефрем Стерн, изд. Израильское исследовательское общество и Хартия, 1993 г.
- ^ Джеймс Д. Мухли, Ур и Иерусалим не упоминаются в табличках Эблы, говорят ученые экспедиции Эблы , BAR 9:06, ноябрь-декабрь 1983 г. - «В табличках Эбла нет упоминаний об Иерусалиме, говорят итальянцы, и нет там любое упоминание о Мегиддо, Лахисе, Сихеме или библейских городах равнины».
- ^ Сегер, Дж. Д., и Сегер, Г. (1975). КРЕПЛЕНИЯ MB II В ШХЕМЕ И ГЕЗЕРЕ: РЕТРОСПЕКТИВА ГИКСОСОВ. Эрец-Исраэль: Археологические, исторические и географические исследования, 12, 34*-45*. http://www.jstor.org/stable/23619089
- ^ Перейти обратно: а б Готье, Анри (1928). Словарь географических названий, содержащихся в иероглифических текстах Том. 5 . п. 10.
- ^ Перейти обратно: а б Уоллис Бадж, Э.А. (1920). Египетский иероглифический словарь: с указателем английских слов, список царей и геологический список с указателями, список иероглифических символов, коптский и семитский алфавиты и т. д. Том II . Джон Мюррей . п. 1033 .
- ^ Мюллер, Азия и Европа , с. 394, Лейпциг, 1893 г.
- ^ Ханниг, Райнер (1995). Большой портативный египетско-немецкий словарь (2800 – 950 гг. до н.э.) . П. фон Цаберн. п. 1385. ИСБН 3-8053-1771-9 .
- ^ Одед Липшиц, Падение и возвышение Иерусалима: Иудея под вавилонским правлением (Вайнона Лейк, Индиана: Eisenbrauns, 2005).
- ^ Иосиф Флавий , Еврейская война , III, vii, 32.
- ^ Дион Касс., xv, 12
- ^ Филипп Лаббе , «Конкордия», I, 1475, 1488; II, 325
- ^ Procopius , Buildings , v, 7
- ^ Ицах Маген, «Датировка первой фазы самаритянского храма на горе Гризим в свете археологических свидетельств», в Одеде Липшице, Гэри Н. Кнопперсе, Райнере Альбертце (ред.) Иуда и иудеи в четвертом веке до нашей эры, Айзенбраунс, 2007, стр. 157 и далее, 184.
- ^ Бытие 34: 15–16.
- ^ «Брит мила, Библейское происхождение» , Мое еврейское образование.
- ^ Иисус Навин 24: 1–27.
- ^ Бытие 12:6
- ^ Иисус Навин 21:21
- ↑ Джилла , по состоянию на 29 октября 2016 г. «Изложение судей 9»
- ^ «Еврейская энциклопедия — Книга Юдифи» .
- ^ Перейти обратно: а б Дуглас, доктор юридических наук; Тенни, Меррилл К. (3 мая 2011 г.). Иллюстрированный библейский словарь Зондервана . Зондерван. ISBN 978-0-310-49235-1 .
Источники
[ редактировать ]- Корнел Хайнсдорф: «Христос, Никодим и самарянка у колодца Иакова», Берлин/Нью-Йорк, 2003, 218–220, ISBN 3-11-017851-6
- Стагер, Лоуренс (2003). «Храм в Сихеме, где Авимелех убил тысячу». Обзор библейской археологии . 29:4 (июль/август): 26–35, 66, 68–69.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Сихем ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- Полное археологическое и библейское обсуждение Сихема.
- Путеводитель по еврейским общинам вокруг Сихема
- Еврейская энциклопедия: Сихем
- Сихем
- Населенные пункты, основанные в IV тысячелетии до н.э.
- Населенные пункты, ликвидированные в I веке.
- Застой 60-х годов в Римской империи
- Археологические памятники на Западном берегу
- Еврейские библейские города
- Города Торы
- Ханаанские города
- Левитические города
- Колено Ефрема
- ʿАпиру
- Разрушенные города
- Бывшие населенные пункты Государства Палестина
- Наблус
- Королевство Израиль (Самария)
- Древние самаритянские поселения
- Энеолитические стоянки Азии