Сутяне
Сутеанцы , возможно , ( аккадский : Sut'ū от амореев : Š и вставать [1] ) были кочевым семитским народом [2] которые жили по всему Леванту , Ханаану и Месопотамии , особенно в районе Сухума , в старовавилонский период. В семитской эпической поэзии они были известны как свирепые воины-кочевники и, как и апиру , традиционно работали наемниками. [3] [4] В отличие от амореев , сутеи не управлялись царем . [5] Возможно, они были частью Ахламу . [5] Гипотезы относительно их идентичности по-разному идентифицируют их как арамейцев , протоарабов или уникальный семитский народ. [5]
Во время правления Зимри-Лима (ок. 1775–1761) они населяли окрестности Терки (современный Телль-Ашара, Сирия ). [5] Они упоминаются в восьми из 382 писем Амарны . (1395-1075 гг. до н.э.) они перечислены В документах Среднеассирийской империи как дошедшие до нас в аморейском городе Эмаре , на территории нынешней северо-восточной Сирии . Вместе с халдеями и арамейцами они захватили часть южной Месопотамии ок. 1100–900 до н.э. [6] [7]
История
[ редактировать ]Бронзовый век
[ редактировать ]Один из самых ранних примеров сутян происходит из сообщения о нападении сутеев на Катну и Тадмор ( Пальмиру ) во время Шамши-Адада I правления (ок. 1808–1776 до н. э.). Они часто нападали на владения Мари в отместку против того, что они считали несправедливой гегемонией мариотов над их территориями в Сухуме . [5] Тем не менее, сутянский лидер Хамми-Талу, похоже, оказывал услуги Мари во время правления Зимри-Лима (ок. 1775–1761). [5]
Сутеане также использовались Хаммурапи в качестве курьеров во времена Старой Вавилонской империи . [5]
Письма Амарны
[ редактировать ]Около 1350 г. до н. э. сутяне упоминаются в письмах Амарны . Одно письмо, в котором упоминаются сутяне, озаглавлено «Ожидание слов фараона» от Бирьявазы из Димаска ( Дамаск ) фараону : «Я действительно вместе со своими войсками и колесницами, вместе с моими братьями, моим Апиру и моими сутеанцами, нахожусь в расположение лучников , куда бы король, милорд, ни приказал (мне идти)». [8]
Такое использование несколько нетипично для использования Апиру и внешних наемных сил в документах Амарны, поскольку в этом письме они цитируются как необходимые и полезные для усилий Бирьявазы.
Железный век
[ редактировать ]В течение железного века некоторые Сутеи поселились в южной Месопотамии вместе с халдейскими, арамейскими и арабскими племенами. Сообщается, что они оккупировали регион Ядбуру, граничащий с Эламом и Персидским заливом , и многие из них служили вспомогательными войсками эламского царя Хумбан-никаша . [9]
Во время ассирийского завоевания Вавилонии и Бит-Якина сутеи упоминаются как союзники арамейцев в надписи Саргона II :
Сутеанцев, его союзников, которые встали на его сторону и пришли ему на помощь, я зарезал вместе с Маршану, как овец. [9]
В 613 году до нашей эры Набопаласар возглавил экспедицию против жителей Сухума, восставших против Вавилона . [10]
Язык
[ редактировать ]Сутейский язык не упоминается ни в каких письменных текстах, но, по-видимому, был семитским . Это известно через отдельные имена и племенную ономастику, большинство из которых, по-видимому, являются аккадскими и аморейскими, в то время как небольшой процент, по-видимому, не является ни тем, ни другим, но все же принадлежит к семитскому языку. [11] Такая ономастика включает название племени «Альмуту» и сутянского воина, представленного в угаритских текстах XIII века до нашей эры , «Ятпан». Вольфганг Хеймпель предполагает, что сутяне могли говорить на языке, близком к позднему арамейскому или даже арабскому . [5]
По Дьяконову Сутеан и библейское имя Сиф ( ивр .: שֵׁת , современный : Šēt , тиверийский : Šēṯ «поставленный, назначенный») происходят от одного и того же корня. [12]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дьяконов, ИМ «Отец Адам». В: Ганс Хирш и Герман Хунгер (ред.). Лекции, прочитанные на 28-м Международном ассириологическом мероприятии в Вене, 6–10. Июль 1981. Архив восточных исследований, Приложение 19. Хорн: Бергер 1982, 19 из 16–24.
- ^ «Письма марийскому королю: новый перевод с историческим введением, примечаниями и комментариями» стр.26. Цитата: «Более пристальный взгляд на сутянские имена показывает небольшой процент неаккадских и неаморейских имен, которые, тем не менее, принадлежат семитскому языку, предположительно сутянскому».
- ^ Маргалит, Барух (21 ноября 2011 г.). Угаритская поэма AQHT: текст, перевод, комментарий . Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-3-11-086348-2 .
- ^ Смит, Марк С. (15 сентября 2014 г.). Поэтические герои: литературные воспоминания о воинах и воинская культура в раннем библейском мире . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-6792-6 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Хеймпель, Вольфганг (2003). Письма марийскому королю: новый перевод с историческим введением, примечаниями и комментариями . Айзенбрауны. ISBN 9781575060804 .
- ^ Снелл, Дэниел К. (15 апреля 2008 г.). Спутник Древнего Ближнего Востока — Google Książki . Джон Уайли и сыновья. ISBN 9781405137393 .
- ^ Жорж Ру (27 августа 1992 г.). Древний Ирак . ISBN 978-0140125238 .
- ^ EA 195 ( EA для Эль-Амарны ), строки 24-32. От Морана, Уильяма Л. Письма Амарны. Издательство Университета Джонса Хопкинса, 1987, 1992. (мягкая обложка, ISBN 0-8018-6715-0 )
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Минаржова, Яна; Душек, Ян (9 апреля 2019 г.). Арамейские границы, определяющие арамейские территории в X-VIII веках до н. э. Брилл. п. 41. ИСБН 9789004398535 .
- ^ Брайс, Тревор (2013). Справочник Рутледжа по народам и местам древней Западной Азии . Рутледж. ISBN 9781134159086 . , стр. 666-668.
- ^ Хеймпель, Вольфганг (2003). Письма марийскому королю: новый перевод с историческим введением, примечаниями и комментариями . п. 26 «Более пристальный взгляд на сутянские имена показывает небольшой процент неаккадских и неаморейских имен, которые, тем не менее, принадлежат семитскому языку, предположительно сутянскому».
- ^ Дьяконов, ИМ «Отец Адам». В: Ганс Хирш и Герман Хунгер (ред.). Лекции, прочитанные на 28-м Международном ассириологическом мероприятии в Вене , 6–10. Июль 1981. Архив восточных исследований, Приложение 19. Хорн: Бергер 1982, 19 из 16–24.