Набополассар
Набополассар | |
---|---|
Царь Нововавилонской империи | |
Царствование | 23 ноября 626 г. до н.э. - июль 605 г. до н.э. [1] [2] |
Предшественник | Синшаришкун ( Неоассирийская империя ) |
Преемник | Навуходоносор II |
Рожденный | в. 658 г. до н. э. [3] Урук (?) |
Умер | 605 г. до н.э. [3] (около 53 лет ) Вавилон |
Проблема | Навуходоносор II Nabu-shum-lishir Набу-зер-ушабши |
аккадский | Набу-апла-усур |
Династия | Халдейская династия |
Отец | разрешение (?) |
Набополассар ( неовавилонский аккадский : 𒀭𒉺𒀀𒉽 , латинизированный: Nabû-apla-uṣur , [4] [5] [6] что означает « Набу , защити сына») [6] был основателем и первым царем Нововавилонской империи , правившим с момента своей коронации царем Вавилона в 626 г. до н.э. до своей смерти в 605 г. до н.э. было направлено только на восстановление и обеспечение независимости Вавилонии Хотя первоначально восстание Набопаласара , восстание Набопаласара против Неоассирийской империи , которая правила Вавилонией более века, в конечном итоге привело к полному разрушению Ассирийской империи и возникновению Нововавилонской империи. Империя на своем месте.
Неясного, возможно халдейского , [7] [8] [9] По происхождению и потенциально связанный с влиятельной политической семьей в южном городе Урук , Набополассар восстал против неоассирийского царя Синшаришкуна в подходящий момент, когда Вавилония уже была охвачена политической нестабильностью. Хотя преимущество несколько раз резко менялось, Набопаласару удалось решительно вытеснить ассирийцев из Вавилонии после почти десяти лет боев. Последующие кампании были призваны воспрепятствовать возможности ассирийской кампании, направленной на Вавилонию, путем обеспечения безопасности границы, но вмешательство восточной Мидийской империи под предводительством Киаксара в пользу Набопаласара изменило цели и возможности войны.
В 614 г. до н. э. мидяне жестоко разграбили город Ассур , религиозное и церемониальное сердце Ассирии, а в 612 г. до н. э. мидяне и вавилоняне напали на Ниневию , столицу Ассирии. Как и Ассур до этого, Ниневия была жестоко разграблена , ее жители, включая детей, были массово убиты, а весь город сожжен дотла. Синшаришкун, вероятно, погиб, защищая его. Другие ассирийские города, такие как Нимруд , также подверглись нападению и разграблению таким же образом. Жестокость мидян, включая их привычку грабить даже религиозные храмы, была настолько чрезмерной, что шокировала вавилонян; Современные вавилонские хроники , в остальном враждебные ассирийцам, оплакивают увольнения с печалью и раскаянием. Собственное отношение Набопаласара к Ассирии неясно; в некоторых надписях он старается приписать свою победу и ее последствия божественному вмешательству, чтобы избавить себя от вины, а в других он открыто хвастается разрушением.
Претензии Нововавилонской империи на преемственность Неоассирийской империи были немедленно оспорены Египтом при фараоне Нехо II , который в течение нескольких лет боролся за восстановление ассирийцев, с которыми он был союзником, пока не потерпел поражение в битве при Каркемише в 605 году. до нашей эры. После его смерти в том же году Набопаласару наследовал его сын Навуходоносор II . Вавилоняне долго помнили Набопаласара как основателя Нововавилонской империи после его смерти, даже после падения его империи менее века спустя. В эллинистический период , несколько столетий спустя, легенду о Набопаласаре все еще помнили: вавилонские авторы называли его воином, которого приказал Мардук , главное божество Вавилона , отомстить за родину, а также символом против господства иностранных империй над Вавилоном. .
Фон
[ редактировать ]Происхождение и родословная
[ редактировать ]Происхождение Набопаласара неясно. В своих надписях он называет себя мар-ла-маммана (« сын ничтожества ») — поразительное описание, не известное ни одному другому месопотамскому царю. Два других нововавилонских царя, не имевшие кровной связи с предыдущей королевской семьей; Нериглиссар ( 560–556 до н. э . ) и Набонид ( 556–539 до н. э.), тем не менее, упоминали имена своих отцов и с гордостью писали о них в своих надписях. [10] Из-за отсутствия источников относительно его истинного происхождения последующие историки по-разному идентифицировали Набопаласара как халдея . [7] [8] [9] ассирийец [11] или вавилонянин . [12] Хотя нет никаких доказательств, убедительно подтверждающих его халдейское происхождение, термин « Халдейская династия » часто используется современными историками для обозначения основанной им царской семьи, а термин «Халдейская империя» по-прежнему используется в качестве альтернативного историографического названия нео- Вавилонская империя. [7] Несколько почти современных текстов, таких как пророчество Урука , описывают Набопаласара как «царя моря», то есть самой южной Вавилонии, предполагая, что его происхождение было к югу от самого Вавилона. Ассирийцы также приписывали ему южное происхождение; в письме неоассирийского царя Синшаришкуна ( годы правления 627–612 до н. э.) Набопаласар описывается как «житель нижнего моря», т. е. самая южная Месопотамия. [13]
Связь с Уруком
[ редактировать ]Независимо от своего этнического происхождения, Набопаласар, судя по всему, был тесно связан с городом Урук . [14] [9] расположен к югу от Вавилона и, возможно, был членом его правящей элиты до того, как стал царем Вавилона. [9] В статье 1998 года ассириолог Поль-Ален Болье упомянул, что появляется все больше доказательств того, что семья Набопаласара произошла из Урука, а также представил доказательства того, что несколько дочерей Навуходоносора II (сына и преемника Набопаласара) жили в городе. [15] В 2007 году ассириолог Майкл Юрса выдвинул теорию о том, что Набопаласар был членом известной политической семьи в Уруке, члены которой засвидетельствованы со времен правления Асархаддона ( годы правления 681–669 до н.э.). В подтверждение своей теории Юрса указывает на письмо времен Синшаришкуна, ABL 469, в котором обсуждается, как могила и тело Кудурру , умершего правителя Урука, были осквернены из-за антиассирийской деятельности двух сыновей Кудурру, Набу. -шуму-укин и сын, имя которого практически отсутствует. Осквернение дошло до того, что тело Кудурру протащили по улицам Урука. Кудурру можно отождествить с Навуходоносором ( Набу-кудурри-усур , «Кудурру» — просто распространенное и сокращенное прозвище), видным чиновником Урука, который служил его губернатором при Ашшурбанипале ( годы правления 669–631 до н.э.) в 640-х годах до н.э. [16]
В ассирийской традиции осквернение трупа показывало, что умерший человек и его выжившая семья были предателями и врагами государства и что их необходимо полностью искоренить. Осквернение тела само по себе служило средством наказания врага даже после его смерти. Имя сына, чье имя в письме не сохранилось, оканчивалось на ахи , насир или усур , а остальные следы могут соответствовать имени Набу-апла-усур , что означает, что Набопаласар мог быть другим сыном, упомянутым в письме, и, таким образом, сын Кудурру. В пользу того, что Кудурру был отцом Набопаласара, свидетельствует имя сына Набопаласара, также Навуходоносора. В то время имя Навуходоносор было очень редким именем в Вавилонии. Поскольку вавилоняне использовали отчества , возможно, Набопаласар назвал своего сына в честь отца. Прежде чем стать королем после смерти Набопаласара, Навуходоносор II служил первосвященником храма Эанна в Уруке, часто появляясь там под прозвищем Кудурру, что еще больше связывало династию Набопаласара как с Уруком, так и с Кудурру. Кроме того, имя второго сына Кудурру, Набу-шуму-укин, также является именем выдающегося полководца Набопаласара (не исключено, что эту роль может выполнять член семьи) и именем одного из сыновей Навуходоносора II (возможно, другого пример имени в честь родственника). [17]
Древний автор Беросс , коренной вавилонский историк, действовавший в эллинистические времена , спустя столетия после Набопаласара, описал Набопаласара как полководца Синшаришкуна, предавшего ассирийского царя. Бероса обычно не считают надежным, но в Нововавилонской империи существовало большое ассирийское влияние, при этом существовала значительная преемственность в военной и судебной администрации. Юрса не считает это удивительным; Предки Набопаласара, такие как Кудурру, проводили проассирийскую политику (Кудурру даже был назначен самим Ашшурбанипалом); Кудурру даже участвовал в гражданской войне Ашшурбанипала против своего брата Шамаш-шум-укина (назначенного их отцом Асархаддоном царем Вавилона), способствуя разгрому последнего. Поддержка Кудурру Ассирии могла объяснить нежелание Набопаласара упоминать своего отца в своих надписях, а осквернение тела его отца дополнительно означало, что у Набопаласара в буквальном смысле больше не было отца. [18]
Вавилонская проблема
[ редактировать ]В середине седьмого века до нашей эры Неоассирийская империя управляла всем Ближним Востоком . Благодаря своей мощной постоянной армии и сложной системе управления ассирийцам удалось создать самую организованную и крупнейшую империю, которую когда-либо видел мир. [19] Хотя Вавилония на юге тоже когда-то была большим царством, она обычно была слабее своего северного соседа из-за внутренних разногласий и отсутствия хорошо организованной армии. Население Вавилонии было разделено на различные этнические группы с разными приоритетами и идеалами. Хотя древние коренные вавилоняне правили большинством городов, таких как Киш , Ур , Урук, Борсиппа , Ниппур и сам Вавилон, халдейские племена, возглавляемые вождями, которые часто ссорились друг с другом, доминировали на большей части самой южной земли. [20] Арамейцы жили на окраинах заселенных земель и славились грабежом прилегающих территорий. Из-за распрей между этими тремя основными группами Вавилония часто представляла собой привлекательную цель для ассирийских кампаний. [21] Два царства соперничали с момента возникновения Среднеассирийской империи в 14 веке до нашей эры, а в 8 веке до нашей эры ассирийцы постоянно одерживали верх. [22] Внутренняя и внешняя слабость Вавилона привела к его завоеванию ассирийским царем Тиглатпаласаром III в 729 г. до н.э. [21]
Во время расширения Ассирии в крупную империю ассирийцы завоевали различные соседние царства, либо аннексировав их как ассирийские провинции, либо превратив их в вассальные государства. Поскольку ассирийцы почитали долгую историю и культуру Вавилона, он сохранился как полноценное царство, управляемое либо назначенным царем-клиентом, либо ассирийским царем в личном союзе . [21] Отношения между Ассирией и Вавилонией были похожи на отношения между Грецией и Римом в последующие века; большая часть культуры, текстов и традиций Ассирии была импортирована с юга. Ассирия и Вавилония также говорили на одном языке (аккадском). [23] Отношения между Ассирией и Вавилоном были в некотором смысле эмоциональными; Неоассирийские надписи неявно гендерно определяют две страны, называя Ассирию метафорическим «мужем», а Вавилон — его «женой». По словам ассириолога Эккарта Фрама, «ассирийцы были влюблены в Вавилон, но также хотели доминировать над ним». Хотя Вавилон почитался как источник цивилизации, от него ожидалось, что он будет оставаться пассивным в политических вопросах, чего неоднократно отказывалась быть «вавилонской невестой» Ассирии. [24]
Ассирийцы пытались использовать различные стратегии, чтобы умиротворить своих вавилонских подданных на протяжении восьмого и седьмого веков до нашей эры; от насильственного подчинения посредством войны до прямого правления ассирийского царя или его представителя (иногда родственника, такого как сын или брат). Хотя в усмирении городского населения вавилонян были достигнуты определенные успехи, арамейцев и халдеев это не убедило, и они неоднократно восставали всякий раз, когда видели возможность. Несмотря на огромные усилия, затраченные на сохранение региона, Вавилония считалась слишком важной в экономическом и стратегическом отношении, чтобы позволить ей отделиться, но что бы ни пытались ассирийцы, каждый раз неизбежным результатом были восстание и гражданская война. Длительный ассирийский контроль над Вавилонией оказался настолько невозможным, что современные исследователи окрестили это «вавилонской проблемой». [12]
В 631 г. до н.э. [25] [26] долгое время правивший ассирийский царь Ашшурбанипал умер, и в 627 г. до н.э. за ним последовал назначенный им вассальный правитель Вавилонии Кандалану . Их смерть положила конец 20-летнему периоду относительного мира и стабильности. [12] Первым наследником Ашшурбанипала стал его сын Ашур-этил-илани , но он умер в 627 г. до н.э. примерно в то же время, что и Кандалану, в результате чего другой сын Ашшурбанипала, Синшаришкун, стал царем Ассирии. [26] Хотя это высказывалось несколькими историками, нет никаких доказательств, подтверждающих идею о том, что Ашур-этил-илани был свергнут в результате переворота своим братом. В надписях Синшаришкуна говорится, что он был избран богами на царство среди нескольких «равных ему» (т. е. его братьев). [27] Почти сразу после восшествия Синшаришкуна на престол восстал генерал Син-шуму-лишир . [26] Син-шуму-лишир захватил некоторые города северной Вавилонии , в том числе Ниппур и Вавилон, и правил там три месяца, прежде чем Синшаришкун победил его. [26] Хотя оба они осуществляли там контроль, неясно, действительно ли Синшаришкун и Син-шуму-лишир претендовали на титул «царь Вавилона» (или использовали только «царь Ассирии»), а это означает, что Вавилония могла пережить своего рода междуцарствие. [28] Современные историки обычно включают Син-шуму-лишир и Синшаришкун в списки вавилонских царей, как и некоторые древние списки вавилонских царей. [29] [30]
Источники
[ редактировать ]Из-за неспокойных времен, в которые он правил, и насильственного падения Ассирии, от правления Набопаласара сохранилось сравнительно мало источников. Сохранившиеся почти современные источники включают две вавилонские хроники (написанные с точки зрения победоносных вавилонян); « Хроники Набопаласара» и «Хроники падения Ниневии» , а также царские надписи и экономические и административные тексты. [31] В плане реконструкции последовательности событий периода падения Ассирии важнейшим источником являются вавилонские хроники, хотя они и не охватывают всего периода правления Набопаласара. [32] раскрывают только избранные факты и написаны кратким и объективным стилем. [31] Во время правления Набопаласара известно около 1500 административных и экономических текстов, большая часть которых обнаружена в раскопанных храмовых архивах в Уруке и Сиппаре, но они не отражают большую часть событий геополитического масштаба. Надписи, в которых описаны строительные проекты Набопаласара или его благочестие, обнаруженные в нескольких местах по всей Вавилонии, также мало упоминают о геополитических событиях. [32]
Более поздние работы, такие как работы Бероса, Библия и работы древнегреческих историков, таких как Ктесий , Геродот и Ксенофонт , подтверждают детали, упомянутые в более ранних вавилонских источниках, но не предлагают каких-либо значимых дополнительных комментариев или понимания. [31]
Что касается датировки, для уверенного определения периода времени, в течение которого Набопаласар правил как царь Вавилона, можно использовать несколько источников, в основном « Список царей Урука» (также известный как «Список царей 5») и « Канон царей» Птолемея . В списке Урука записана продолжительность правления каждого вавилонского царя с VII по III век до нашей эры. В Каноне Птолемеев перечислены правители Вавилонии, за которыми следуют персидские цари Ахеменидов и династия Птолемеев в Египте. Поскольку Канон перечисляет и документирует астрономические явления, он является важным документом для датировки событий во всей хронологии древнего Ближнего Востока. Современные вавилонские астрономические тексты также могут в определенной степени использоваться, поскольку в них фиксируются астрономические явления, а иногда и политические события. [32]
Царствование
[ редактировать ]Война за Вавилонию
[ редактировать ]Вполне вероятно, что Набопаласар занимал какой-то высокий пост в Уруке до своего восстания против Ассирии, возможно, следуя семейной традиции и исполняя обязанности губернатора города. [33] В начале 626 г. до н. э. он поднял восстание против Синшаришкуна. [26] [28] Борьба за контроль над Вавилонией затянулась примерно на десять лет, и преимущество чьей стороны резко менялось взад и вперед несколько раз. [34]
Время для восстания было удачным. Набополассар мог воспользоваться политической нестабильностью, вызванной восстанием Син-шуму-лишира несколькими месяцами ранее. [26] а также волнения, вызванные потенциально продолжающимся междуцарствием на юге, в его пользу. [28] Он начал с нападения на Вавилон и Ниппур, забрав города у гарнизонов, оставленных там Синшаришкуном. Ассирийская реакция была быстрой, и в октябре 626 г. до н. э. ассирийская армия отбила Ниппур и осадила Набопаласара в Уруке и сам Вавилон. Обе осады были отбиты силами Набопаласара; осада Вавилона станет последней попыткой ассирийской армии захватить город. [1]
После неудавшейся ассирийской контратаки Набопаласар был официально коронован царем Вавилона 22/23 ноября 626 г. до н. э., восстановив Вавилонию как независимое царство. [1] В 625–623 гг. До н.э. войска Синшаришкуна снова попытались победить Набопаласара, ведя кампанию в северной Вавилонии. Первоначально эти кампании были успешными; в 625 г. до н. э. ассирийцы взяли город Сиппар, и попытка Набопаласара отвоевать Ниппур провалилась. Другой вассал Ассирии, Элам , также перестал платить Ассирии дань в это время, и несколько вавилонских городов, таких как Дер , восстали и присоединились к Набопаласару. Осознавая угрозу, которую это представляет, Синшаришкун сам возглавил массированную контратаку, в результате которой в 623 г. до н.э. Урук был успешно отбит. [35]
Синшаришкун мог бы в конечном итоге одержать победу, если бы не еще одно восстание, возглавленное ассирийским генералом в западных провинциях империи в 622 году до нашей эры. [35] Этот полководец, имя которого остается неизвестным, воспользовался отсутствием Синшаришкуна и ассирийской армии, чтобы двинуться на Ниневию, столицу Ассирии, где он встретил наспех организованную армию, которая сдалась без боя. Затем узурпатор успешно захватил ассирийский трон. Капитуляция армии указывает на то, что узурпатором был ассириец и, возможно, даже член царской семьи или, по крайней мере, человек, которого можно было бы принять в качестве царя. [36] Понятно, что встревоженный таким развитием событий, Синшаришкун отказался от своей вавилонской кампании, и хотя он успешно победил узурпатора после ста дней гражданской войны, отсутствие ассирийской армии привело к тому, что вавилоняне завоевали последние оставшиеся ассирийские аванпосты в Вавилонии в 622–620 годах до нашей эры. [35] Вавилонская осада Урука началась в октябре 622 г. до н. э., и хотя контроль над древним городом перешел между Ассирией и Вавилоном, к 620 г. до н. э. он прочно находился в руках Набопаласара. Ниппур также был завоеван в 620 г. до н.э., и Набопаласар вытеснил ассирийцев из Вавилонии. [37] Хотя он успешно изгнал ассирийскую армию, проассирийские группировки все еще существовали в некоторых вавилонских городах, например, в Уре и Ниппуре, к 617 г. до н. э., что замедляло полную консолидацию контроля Набопаласара на юге. [38] Боевые действия в Вавилонии на последних стадиях локального конфликта сделали ситуацию в некоторых местах настолько отчаянной, что родители продавали своих детей в рабство, чтобы они не умерли от голода. [39]
Ранние кампании в Ассирию
[ редактировать ]Хотя конец ассирийского правления в Вавилонии вряд ли был воспринят положительно, он, вероятно, не считался бы значимым для ассирийцев в то время. Все боевые действия происходили в Вавилонии, и их исход еще не был решающим, что характерно для предыдущих ассиро-вавилонских конфликтов в неоассирийский период. В предыдущих восстаниях вавилоняне также иногда временно одерживали верх, и не было никаких оснований полагать, что успех Набопаласара будет чем-то иным, как временным неудобством. [38]
В 616 г. до н. э. Набопаласар впервые вошел на территорию Ассирии, поведя свои армии вдоль реки Евфрат в земли на территории современной Сирии. Двигаясь дальше, он взял ассирийский город Хиндуну и дошел до реки Балих , где разбил ассирийское войско возле города Габлину . Затем Набполасар двинулся на север, достигнув реки Хабур . Ассирийцы быстро перегруппировались, чтобы справиться с угрозой. [38] что ситуация тяжелая, союзник Ассирии, египетский фараон I Псамтик Понимая , , двинул свои войска на помощь Синшаришкуну. Псамтик в течение последних нескольких лет вел кампанию по установлению господства над небольшими городами-государствами Леванта , и в его интересах было, чтобы Ассирия выжила в качестве буферного государства между его собственной империей и империей вавилонян и мидян на востоке. [37] Совместная египетско-ассирийская кампания по захвату города Габлину была предпринята в октябре 616 г. до н. э., но закончилась неудачей, после чего египетские союзники держались западнее Евфрата , предлагая лишь ограниченную поддержку. [40] Затем и ассирийцы, и вавилоняне отступили, хотя вавилоняне сохранили Хиндану и теперь контролировали средний Евфрат, что стало крупной стратегической победой и, вероятно, первым шагом в плане Набопаласара по противодействию возможности ассирийского вторжения в Вавилонию. Тот факт, что Набопаласар отступил одновременно с ассирийцами, предполагает, что вавилоняне еще не были готовы к полному вторжению в Ассирию и что в их планы в то время входило только обеспечение независимости Вавилона, а не завоевание и уничтожение Ассирии. [38]
В марте 615 года до нашей эры Набопаласар нанес сокрушительное поражение ассирийской армии на берегах Тигра , оттеснив ее к Малому Забу . [19] Эта победа ослабила ассирийский контроль над буферной зоной, которая была создана вокруг середины реки Тигр между двумя царствами, а это означало, что вавилоняне теперь контролировали земли, непосредственно граничащие с центром Ассирии. [41]
Падение Ассирии
[ редактировать ]В мае 615 г. до н.э. Набопаласар и вавилоняне напали на Ассур , церемониальный и религиозный центр Ассирии и самый южный оставшийся город Ассирийской империи. Синшаришкун быстро собрал свою армию и контратаковал, сняв осаду Ассура и вынудив Набопаласара отступить к городу Такрит . Там Синшаришкун осадил Набопаласара, но в конце концов был вынужден отказаться от осады. [19] [41] Хотя конфликт перешел к тому, что Ассирия стала защитником, война на тот момент все еще велась в соответствии со стандартной месопотамской практикой, с атаками, контратаками и отступлениями, и ни у одной из сторон не было уверенности или средств, чтобы вызвать решающую конфронтацию. Несмотря на постоянные поражения и неудачи, ассирийская армия оставалась мощной и способной к быстрому развертыванию. [41]
В конце 615 г. до н. э. [40] или в 614 г. до н.э., [41] мидяне под предводительством своего царя Киаксара вошли в Ассирию и завоевали область вокруг города Аррафы , готовясь к походу на Синшаришкун. [40] Хотя существует множество более ранних источников, обсуждающих ассиро-мидийские отношения, ни один из них не сохранился за период, предшествовавший вторжению Киаксара, и поэтому политический контекст и причины внезапного нападения неизвестны. [19] Возможно, война между Вавилонией и Ассирией разрушила экономику Мидии и спровоцировала прямое вмешательство. [41]
В июле или августе 614 г. до н.э. мидяне предприняли нападения на города Нимруд и Ниневию и успешно завоевали город Тарбису . Затем они осадили Ассур. Осада увенчалась успехом, и мидяне захватили древнее сердце Ассирии, разграбили его и убили многих ее жителей. [43] Жестокое разграбление Ассура стало шоком для жителей всего Ближнего Востока. Даже враждебные Ассирии вавилонские хроники говорят о мидянах как о излишне жестоких, утверждая, что они «нанесли страшное поражение великому народу, грабили и грабили его и грабили». [44] Набопаласар прибыл в Ассур только после того, как грабеж уже начался, и встретился с Киаксаром, вступил с ним в союз и подписал антиассирийский пакт. [43] Договор между вавилонянами и мидянами был скреплен браком сына и наследника Набопаласара Навуходоносора и дочери Киаксара Амитис . [45] Наступление зимы после падения Ассура означало, что и мидяне, и вавилоняне затем вернулись на родину, готовясь к дальнейшим кампаниям в следующем году. Ассирийцы, похоже, не осознали серьезности своего положения, поскольку они не использовали паузу в боях, чтобы отойти на оборонительные позиции и подготовиться к ним. Вместо того, чтобы устранять повреждения в Нимруде, жители города разобрали стены, чтобы подготовиться к будущим ремонтным работам (чего так и не произошло). [44]
Пытаясь удержать врагов подальше от Ассирии, Синшаришкун перешел в наступление в 613 г. до н.э., атаковав силы Набопаласара в среднем Евфрате, занятом в то время подавлением поддерживаемого ассирийцами восстания местного племени. [44] Синшарискун успешно спас осажденный город племени Рахилу , но армия Набопаласара отступила до того, как могла состояться битва. [43] Примерно в это же время Синшаришкун, очевидно, наконец осознав катастрофу, которая вот-вот постигнет его королевство, отправил письмо Набопаласару, пытаясь заключить мир. Синшаришкун умолял Набопаласара избежать дальнейшего кровопролития и писал, что ему следует «усмирить свое пламенное сердце». Набопаласара это не интересовало; Синшаришкун слишком долго ждал, и он уже не мог предложить ничего такого, чего вавилоняне и мидяне не смогли бы взять себе в бою. Был отправлен резкий ответ, в котором Набопаласар заявил, что «корни [Ниневии] я вырву и основания земли уничтожу». [46] Оригинальные таблички, содержащие эти буквы, не сохранились, а известный текст был заимствован из табличек, сделанных во времена Селевкидов, столетия спустя. Являются ли письма копиями подлинных, более древних оригиналов или полностью вымышленными, остается предметом споров. [47]
В апреле или мае 612 г. до н. э., в начале четырнадцатого года правления Набопаласара на посту царя Вавилона, объединенная мидо-вавилонская армия двинулась на Ниневию. [43] Синшаришкун собрал свои силы, чтобы дать последний бой столице, но у него было мало шансов защитить ее из-за огромных размеров города. [48] С июня по август 612 г. до н. э. мидо-вавилонская армия осадила ассирийскую столицу, а в августе стены были прорваны, что привело к длительному и жестокому разграблению . [43] Город был разграблен, изображения ассирийских царей были изуродованы, а жители в возрасте десяти лет были массово убиты, прежде чем весь город был разрушен и сожжен дотла. [48] Судьба Синшаришкуна не совсем определена, но общепринято считать, что он погиб при защите Ниневии. [49] [50]
Жестокое разграбление Ниневии было только началом; после своей победы мидийцы пронеслись через сердце Ассирии. Такие города, как Нимруд, Дур-Шаррукин , Тарбису , Имгур-Энлиль и Хирбет Хатуния, были полностью разрушены, и лишь несколько городов, таких как Ассур и Арбела , продолжали быть заселенными при более позднем вавилонском и мидийском правлении. Уровень разрушений, включая разрушение и осквернение ассирийских храмов, потряс вавилонян и Набопаласара. В некоторых надписях Набопаласар старался приписать свою победу и ее последствия божественному вмешательству в попытке снять с себя вину. [51] хотя другие надписи были менее раскаятельными: одна из них гласила: «Я вырезал землю Ассирии, я превратил враждебную землю в груды и руины». [52] Более поздние нововавилонские правители, такие как Набонид ( годы правления 556–539 до н. э.), возлагали вину за разрушение исключительно на мидян и Киаксара, утверждая, что Набопаласар не разрушил ни одного храма. [51] и описал его как раскаявшегося в судьбе, постигшей Ассирию. [53] Несмотря на окончательную победу, вавилоняне и мидяне нарушили обычную практику ведения войны на Ближнем Востоке. Разрушение центральной части Ассирии было настолько обширным, что регион даже начал восстанавливаться лишь столетие спустя, когда он перешел под власть империи Ахеменидов . [51] Хотя Набопаласар не принял титул «царя Ассирии», он впервые получил дань, когда расположился лагерем у руин Ниневии. В 2003 году ассириолог Стефани Дэлли написала, что две современные интерпретации причины кратковременного «правления» из Ниневии заключаются в том, что Набопаласар либо хотел закрепить за собой статус преемника ассирийских царей, либо что, поселившись там, попытаться спасти то, что осталось от города, от дальнейшего разграбления мидийцами. [53]
Ашур-убаллит II и египтяне
[ редактировать ]Выжившие после падения Ниневии последовали за новым ассирийским правителем Ашур-убаллитом II . [48] возможно, сын Синшаришкуна, [54] до города Харрана , где продолжали держаться. [48] Хотя вавилонские источники называют его новым царем Ассирии, Ашур-убаллит правил с титулом наследного принца ( мар шарри , что буквально означает «сын царя»). [55] Согласно ассирийской традиции, царь был назначен на свою должность ассирийским национальным божеством Ашуром во время новогодних праздников в Ассуре. Последним царем, который был коронован в храме Ашура в Ассуре, был Синшаришкун, и после разрушения города в 614 г. до н.э. традиционный ассирийский ритуал коронации стал невозможен. [56] Ашур-убаллит действительно провел церемонию коронации в конце 612 г. до н. э. [56] но вместо того, чтобы проводить его в Ассуре, его проводили в храме бога луны Сина , еще одного важного божества империи, в Харране. [55] То, что формально он не был королем, не означает, что его притязания были оспорены его подданными; как и коронация короля, назначение наследного принца требовало формального признания всех подданных и богов. Если король не сможет выполнять свои обязанности, наследный принц будет компетентной заменой, обладающей аналогичной юридической и политической властью. Ашур-убаллит был признанным законным правителем, и его титул был лишь временным соглашением, пока он не мог пройти надлежащую коронацию. [57]
В 611 г. до н. э. армия Набопаласара укрепила свою власть на всей северной Месопотамии, дойдя до границы самого Харрана. После того, как сам Набопаласар в 610 г. до н.э. отправился в недавно завоеванное сердце Ассирии, чтобы обеспечить стабильность, мидо-вавилонская армия предприняла кампанию против Харрана в ноябре 610 г. до н.э. [58] Напуганный приближением мидо-вавилонской армии Ашур-убаллит и отряд египетских подкреплений бежали из города в пустыни Сирии. [59] Осада Харрана длилась с зимы 610 г. до н.э. до начала 609 г. до н.э., и в конце концов город капитулировал. [58] Поражение Ашур-убаллита в Харране знаменует собой конец древней ассирийской монархии, которая никогда не будет восстановлена. [60] После того, как вавилоняне правили Харраном в течение трех месяцев, Ашур-Убаллит и большой отряд египетских солдат попытались вернуть город, но эта кампания потерпела катастрофическое поражение. [59] [61] Начиная с июля или июня 609 г. до н. э., осада Ашур-убаллита длилась два месяца, до августа или сентября, но он и египтяне отступили, когда Набопаласар снова повел против них свою армию. Возможно, они отступили еще раньше. Неудачное возвращение Харрана — это последний раз, когда Ашур-убаллит упоминается в вавилонских записях; его окончательная судьба неизвестна. [61]
После победы при Харране Набопаласар возобновил кампанию против остатков ассирийской армии в начале 608 или 607 года до нашей эры. В 608 г. до н. э. египетский фараон Нехо II , преемник Псамтика I, лично возглавил большую египетскую армию на бывшую ассирийскую территорию, чтобы спасти то, что осталось от ассирийцев, и переломить ход войны. [59] Хотя Нехо провел большую часть трех лет, пытаясь победить вавилонян, Ассирийская империя уже рухнула, и он сражался за безнадежное дело. [39]
При Мегиддо царя Нехо легко разбил иудейского , Иосию который пытался заблокировать его продвижение в Сирию и Месопотамию. [39] Причина, по которой Иосия решил попытаться остановить египетскую кампанию, неизвестна, но, возможно, его вдохновила неспособность египтян помочь ассирийцам удержать, а затем вернуть Харран для ассирийцев. Согласно «Библейским книгам летописей» , Нехо не намеревался вступать в битву с иудеями и был сбит с толку решением Иосии напасть на него, предположительно отправив ему письмо, в котором содержался отрывок «Что мы сделали друг другу, царь Иудейский?» ? Я не выступлю против тебя сегодня». [62]
Большую часть периода между 609 и 607 годами до нашей эры Набополассар был оккупирован войной против северного царства Урарту , а тем временем египтяне взяли город Кархемиш в Сирии, который Нехо основал в качестве своей оперативной базы для курса кампании. В 606 г. до н. э. египтяне одержали несколько побед на различных участках Сирии, например, у города Кимуху , расположенного недалеко от Каркемиша. [63] Египетская война продолжалась до тех пор, пока Нехо не потерпел сокрушительное поражение в битве при Каркемише в 605 г. до н. э. [61] [39] Согласно вавилонским записям о битве и ее последствиях, «ни один человек не убежал в свою страну»; Силы Нечо были полностью уничтожены. [64] Вавилонские силы в битве возглавлял сын Набопаласара и наследный принц Навуходоносор, поскольку Набопаласар решил остаться в Вавилоне. [65] возможно, из-за болезни. [63]
Набополассар победитель
[ редактировать ]После окончания войны против Египта и завершения двадцати лет почти постоянной войны Набополассар одержал победу, достигнув всех своих целей. Ниневия больше не существовала, и Ассирия никогда больше не восстанет. Египтяне больше не представляли угрозы, и единственной крупной державой на Ближнем Востоке, Мидянами, были союзники Набопаласара. [65] Благодаря поражению всех соперников Набопаласара его Нововавилонская империя стала неоспоримой преемницей Неоассирийской империи. [66] Впервые со времени ассирийского завоевания, произошедшего более века назад, дань текла в Вавилонию, а не вытекала из нее. [67]
Поскольку Набопаласар практически все время своего правления провел в войне, неотложные дела в его столице, Вавилоне, оставались более или менее без внимания. [65] Город был разрушен неоассирийским царем Сеннахиримом в 689 г. до н.э. [68] и хотя он был перестроен преемником Сеннахирима Асархаддоном, он не был перестроен как столица империи, поскольку ему не хватало необходимой штаб-квартиры для эффективного имперского управления и религиозных институтов, не столь сложных, как те, что существовали в Ассирии. [65] Хотя ранние работы были начаты Набопаласаром, [45] впереди еще много работы; великие храмы Вавилона, в первую очередь Эсагилу . необходимо было построить новую стену вокруг города и восстановить [65]
Именно эта работа еще предстояла ему, накануне его окончательной победы, Набопаласар умер. Поскольку ему удалось добиться всеобщего признания своего правления, Набопаласара без каких-либо проблем сменил его сын и наследный принц Навуходоносор, который завершил строительные проекты, оставшиеся на момент смерти Набопаласара, и со временем превзошел своего отца. [65] На момент смерти Набопаласара Навуходоносор все еще был в походе и, услышав эту новость, быстро устроил дела с египтянами и помчался обратно в Вавилон. [64] Скорость, с которой Навуходоносор вернулся в Вавилон, могла быть связана с угрозой со стороны одного из его братьев (двое известны по именам: Набу-шум-лишир [69] и Набу-зер-ушабши) [70] потенциально пытается претендовать на трон. Хотя Навуходоносор был признан Набопаласаром старшим сыном и наследником, Набу-шум-лишир был признан «его равным братом», а это опасно расплывчатый титул. Никаких попыток узурпации предпринято не было. Одним из первых действий Навуходоносора на посту царя было похоронение своего отца. Набопаласара положили в огромный гроб, украшенный орнаментированными золотыми пластинами и прекрасными платьями с золотыми бусами, который затем поместили в небольшой дворец, построенный им в Вавилоне. [69]
Наследие
[ редактировать ]С возвышением Набопаласара и основанием Нововавилонской империи Вавилония вступила в новую эпоху политической стабильности и экономического процветания. Что касается его наследия, археолог и историк Росио да Рива написал в 2017 году, что подвиги и фигура Набопаласара «неразрывно связаны с ниспровержением Неоассирийской империи, а также с формированием и конфигурацией Халдейского царства». [71]
Легенда о Набопаласаре сохранилась на протяжении веков, и вавилоняне долго помнили его как «мстителя за Аккад» (т. е. Вавилонию) и как символ сопротивления господству иностранных империй. [72] даже приказал Набопаласару отомстить за Вавилонию. В нескольких более поздних текстах утверждается, что Мардук , главное божество Вавилона, [73] В эллинистический период, спустя столетия после смерти Набопаласара и возможного краха его империи, вавилонские авторы использовали исторических царских личностей в качестве героев эпосов и рассказов, чтобы избежать явных комментариев к своей современной политике. Обычно этими историческими фигурами были древние и более поздние ассирийские и вавилонские цари, в том числе нововавилонские цари. [72] Набополассар, которого авторы эллинистической эпохи называли Белесисом или Буполасаром, [74] используется в некоторых случаях и обычно предстает в очень положительном свете, [75] описывается как благочестивый и справедливый царь, которому, отчасти благодаря почитанию Мардука, удалось освободить свою родину от власти Ассирийской империи. [72] Антагонистом эпосов о Набопаласаре обычно является Синшаришкун или Син-шуму-лишир. [72] (которого на самом деле победил Синшаришкун, а не Набопаласар). [26] Тексты и хроники, описывающие военную карьеру Набопаласара, распространялись по Вавилонии в V, а возможно, и в IV веке до нашей эры. [72]
Редкое негативное изображение Набопаласара было обнаружено в Селевкидов эпохи колофоне , в котором Набопаласар ошибочно идентифицируется как «царь Силенда» (Приморье — это самая южная часть Вавилонии, часто политически независимая или автономная) и обвиняется царь в том, что он украденные деревянные таблички из храмов в Уруке. Современный жрец Урука Кидин-Ани утверждал, что видел эти таблички во время посещения Элама во время правления либо Селевка I ( годы правления 305–281 до н. э.), либо Антиоха I ( годы правления 281–261 до н. э.). Хотя всю историю следует рассматривать как недостоверную, вполне возможно, что эта конкретная история может быть связана с отрывком из вавилонских хроник, в котором упоминается, что Набопаласар возвращал статуи богов, которые ассирийцы украли из Элама и поместили в Урук. [76]
Титулы
[ редактировать ]Некоторые аспекты царского титула Набопаласара предполагают, что он хотел дистанцироваться от неоассирийских царей. [77] в то время как другие предполагают обратное и желают установить с ними четкую преемственность. [78] Некоторые выдающиеся ассирийские титулы, такие как « царь четырех углов света », были исключены, тогда как Набопаласар принял другие, такие как шарру данну («могучий царь») и гораздо более древний шумерский « царь Шумера и Аккада ». [78] Титул «могущественного царя», в частности, был прочно связан с Ассирией и раньше использовался только ассирийскими правителями. [79] Хотя этот титул не использовался ни в каких царских надписях, т.е. не «официально», и Набопаласар, и его наследник Навуходоносор использовали древний титул « царь Вселенной » в экономических документах. [77]
Набопаласар, не полностью отделенный от своих ассирийских предшественников по своей титулатуре, также отражается на административной структуре его империи, которая по сути была такой же, как и в Неоассирийской империи. То, что титул и администрация не сильно изменились от Синшаришкуна до Набопаласара, неудивительно, поскольку практически все время правления Набопаласара было потрачено на войны, и у него было мало времени, чтобы посвятить себя другим делам. [80] Учитывая использование Набопаласаром титулов и тот факт, что в административном отношении от неоассирийцев к нововавилонянам мало что изменилось, вполне возможно, что Набопаласар представлял себя законным наследником трона ассирийцев. Более поздние списки вавилонских царей не разделяют неоассирийские и нововавилонские династии четко, как это делают современные ученые. [79]
В одном из своих глиняных цилиндров Набопаласар использовал титулатуру, представленную ниже. [81] Использование слова «правитель Вавилона» ( šakkanakki Bābili ), а не «царь Вавилона» ( šar Bābili ) было древней практикой вавилонских монархов и актом почтения к Мардуку, который формально считался истинным царем Вавилона. [82] В надписях Набопаласара это слово употреблялось по-разному, и есть примеры, когда вместо этого он использовал слово «царь Вавилона». [83]
Набополассар, правитель Вавилона, царь Шумера и Аккада, возвышенный принц, находящийся под руководством Набу и Мардука, смиренный, покорный, чье сердце познало страх перед богом и богиней, восстановитель Эсагилы и Эзиды, тот, кто заботится о правах великих богов. [81]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Липшиц 2005 , с. 14.
- ^ Паркер и Дубберштейн 1942 , с. 9.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гарнизон 2012 , с. 43.
- ^ Бертен 1891 , с. 50.
- ^ Юрса 2007 , с. 134.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Британский музей 1886 , с. ix.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Болье 2016 , с. 4.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джонстон 1901 , с. 20.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Бедфорд 2016 , с. 56.
- ^ Юрса 2007 , стр. 130–131.
- ^ Британский музей 1908 , с. 10.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Мелвилл 2011 , с. 16.
- ^ Юрса 2007 , стр. 131–132.
- ^ Из Ривы 2017 , с. 78.
- ^ Болье 1998 , с. 198.
- ^ Юрса 2007 , стр. 127, 129, 130, 133.
- ^ Юрса 2007 , стр. 128, 130, 131, 134.
- ^ Юрса 2007 , стр. 132, 135.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Мелвилл 2011 , с. 13.
- ^ Бринкман 1973 , с. 89.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Бринкман 1973 , с. 90.
- ^ Фрам 2014 , стр. 209.
- ^ Фрам 2014 , стр. 208.
- ^ Фрам 2014 , стр. 212.
- ^ Нааман 1991 , с. 243.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Липшиц 2005 , с. 13.
- ^ Нааман 1991 , с. 255.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Болье 1997 , с. 386.
- ^ Чен 2020 , стр. 202–206.
- ^ Болье 2018 , с. 195.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Мелвилл, 2011 г. , стр. 13–14.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Из Ривы 2017 , с. 76.
- ^ Юрса 2007 , с. 133.
- ^ Мелвилл 2011 , стр. 16–17.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Липшиц 2005 , с. 15.
- ^ Нааман 1991 , с. 263.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Липшиц 2005 , с. 16.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Мелвилл 2011 , с. 17.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Сак 2004 , с. 7.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Липшиц 2005 , с. 17.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Мелвилл 2011 , с. 18.
- ^ Из Ривы 2017 , с. 81.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Липшиц 2005 , с. 18.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Мелвилл 2011 , с. 19.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уайзман 1991 , с. 229.
- ^ Мелвилл 2011 , стр. 19–20.
- ^ Из Ривы, 2017 , стр. 80–81.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Мелвилл 2011 , с. 20.
- ^ Йылдирим 2017 , с. 52.
- ^ Раднер 2019 , с. 135.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Мелвилл, 2011 , стр. 20–21.
- ^ Фриман 2014 , с. 97.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дэлли 2003 , с. 27.
- ^ Раднер 2013 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Раднер 2019 , стр. 135–136.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рид 1998 , с. 260.
- ^ Раднер 2019 , стр. 140–141.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Липшиц 2005 , с. 19.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Роутон 1951 , с. 128.
- ^ Раднер 2019 , с. 141.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Липшиц 2005 , с. 20.
- ^ Маламат 1973 , с. 275.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уайзман 1991 , с. 182.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уайзман 1991 , с. 230.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Сак 2004 , с. 8.
- ^ Уайзман 1991 , с. 183.
- ^ Желание 2012 , с. 40.
- ^ Портер 1993 , с. 41.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Олмстед 1925 , с. 35.
- ^ Уайзман 1983 , с. 12.
- ^ Из Ривы 2017 , с. 75.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Из Ривы 2017 , с. 77.
- ^ Из Ривы 2017 , с. 80.
- ^ Сак 2004 , с. 5.
- ^ Из Ривы 2017 , с. 79.
- ^ Из Ривы, 2017 , стр. 78–79.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Стивенс 2014 , с. 73.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Из Ривы 2013 , с. 72.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дэлли 2003 , с. 25.
- ^ Сак 2004 , с. 84.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Брюс 1900 , с. 183.
- ^ Лакенбилл 1924 , с. 9.
- ^ Брюс 1900 , с. 185.
Библиография
[ редактировать ]- Болье, Поль-Ален (1997). «Четвертый год военных действий на земле» . Багдадер Миттейлунген . 28 : 367–394.
- Болье, Поль-Ален (1998). «Бау-аситу и Кашшая, дочери Навуходоносора II» . Ориенталия . 67 (2): 173–201. JSTOR 43076387 .
- Болье, Поль-Ален (2016). «Новавилонская (Халдейская) империя» . Энциклопедия Империи . John Wiley & Sons, Ltd., стр. 1–5. дои : 10.1002/9781118455074.wbeoe220 . ISBN 978-1118455074 .
- Болье, Поль-Ален (2018). История Вавилона, 2200 г. до н. э. – 75 г. н. э . Хобокен: Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1405188999 .
- Бедфорд, Питер Р. (2016). «Гибель Ассирии как вознаграждение: заметка о рассказах о сопротивлении в Вавилонии и Иудее» . В Коллинзе, Джон Дж.; Мэннинг, Дж. Г. (ред.). Восстание и сопротивление в древнем классическом мире и на Ближнем Востоке: в тигле Империи . Издательство «Брилл». ISBN 978-9004330184 .
- Бертен, Г. (1891). «Вавилонская хронология и история» . Труды Королевского исторического общества . 5 : 1–52. дои : 10.2307/3678045 . JSTOR 3678045 . S2CID 164087631 .
- Бринкман, Дж. А. (1973). «Вавилонская проблема Сеннахирима: интерпретация». Журнал клинописных исследований . 25 (2): 89–95. дои : 10.2307/1359421 . JSTOR 1359421 . S2CID 163623620 .
- Брюс, Престон П. (1900). «Три надписи Набопаласара, царя Вавилонии (625–604 гг. до н. э.)» . Американский журнал семитских языков и литератур . 16 (3): 178–186. дои : 10.1086/369369 . JSTOR 527907 . S2CID 170339859 .
- Чен, Фэй (2020). «Список вавилонских царей» . Исследование Синхронного списка царей Ашура . БРИЛЛ. ISBN 978-9004430921 .
- Да Рива, Росио (2013). Надписи Набопаласара, Амель-Мардука и Нериглиссара . Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-1614515876 .
- Да Рива, Росио (2017). «Фигура Набопаласара в позднеахеменидской и эллинистической историографической традиции: BM 34793 и CUA 90» . Журнал ближневосточных исследований . 76 (1): 75–92. дои : 10.1086/690464 . S2CID 222433095 .
- Дэлли, Стефани (2003). «Переход от неоассирийцев к нововавилонянам: разрыв или преемственность?» . Эрец-Исраэль: археологические, исторические и географические исследования : 25–28. JSTOR 23629850 .
- Фрам, Эккарт (2014). «Дела семейные: психоисторические размышления о Сеннахириме и его временах». В Калими Исаак; Ричардсон, Сет (ред.). Сеннахирим у ворот Иерусалима: повесть, история и историография . Лейден: Издательство Brill . ISBN 978-9004265615 .
- Фриман, Чарльз (2014). Египет, Греция и Рим: Цивилизации Древнего Средиземноморья (3-е изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199651917 .
- Гаррисон, Марк Б. (2012). «Антикварство, копирование, коллекционирование» . В Поттсе, Д.Т. (ред.). Спутник археологии Древнего Ближнего Востока: Том I. John Wiley & Sons Ltd., стр. 27–47. дои : 10.1002/9781444360790.ch2 . ISBN 978-1444360790 .
- Джонстон, Кристофер (1901). «Падение Ниневии» . Журнал Американского восточного общества . 22 : 20–22. дои : 10.2307/592409 . JSTOR 592409 .
- Юрса, Майкл (2007). «Сыновья Кудурру и истоки нововавилонской династии » . Revue d'Assyriologie et d'archéologie orientale (на немецком языке). 101 (1): 125–136. дои : 10.3917/сборка.101.0125 .
- Липшиц, Олед (2005). Падение и возвышение Иерусалима: Иудея под вавилонским правлением . Айзенбрауны. ISBN 978-1575060958 .
- Лакенбилл, Дэниел Дэвид (1924). Анналы Сеннахирима . Чикаго: Издательство Чикагского университета. OCLC 506728 .
- Маламат, Авраам (1973). «Заявка Иосии на Армагеддон» . Журнал Древнего Ближневосточного общества . 5 (1): 267–279.
- Мелвилл, Сара К. (2011). «Последний поход: ассирийский путь войны и крах империи» . В Ли, Уэйн Э. (ред.). Война и культура в мировой истории . Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN 978-0814752784 .
- Нааман, Надав (1991). «Хронология и история в Поздней Ассирийской империи (631—619 до н. э.)» . Zeitschrift für Assyriologie . 81 (1–2): 243–267. дои : 10.1515/zava.1991.81.1-2.243 . S2CID 159785150 .
- Олмстед, Техас (1925). «Халдейская династия» . Ежегодник Еврейского союзного колледжа . 2 : 29–55. JSTOR 23502505 .
- Паркер, Ричард А.; Дубберштейн, Уолдо Х. (1942). Вавилонская хронология 626 г. до н. э. – 45 г. н. э. (PDF) . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ОСЛК 2600410 .
- Портер, Барбара Н. (1993). Образы, власть и политика: образные аспекты вавилонской политики Асархаддона . Американское философское общество. ISBN 9780871692085 .
- Раднер, Карен (2019). «Последний император или наследный принц навсегда? Ашшур-убаллит II Ассирии согласно архивным источникам» . Государственный архив ассириоведения . 28 : 135–142.
- Рид, Дж. Э. (1998). «Ассирийские эпонимы, цари и самозванцы, 648-605 гг. до н.э.». Ориенталия (серия NOVA) . 67 (2): 255–265. JSTOR 43076393 .
- Роутон, МБ (1951). «Иеремия и смерть Иосии». Журнал ближневосточных исследований . 2 (10): 128–130. дои : 10.1086/371028 . S2CID 162308322 .
- Сак, Рональд Х. (2004). Образы Навуходоносора: появление легенды (2-е исправленное и расширенное изд.). Селинсгроув: Издательство Университета Саскуэханна. ISBN 1-57591-079-9 .
- Стивенс, Кэтрин (2014). «Цилиндр Антиоха, вавилонская стипендия и имперская идеология Селевкидов» (PDF) . Журнал эллинистических исследований . 134 : 66–88. дои : 10.1017/S0075426914000068 . JSTOR 43286072 .
- Британский музей (1886 г.). Путеводитель по Центральному салону Нимруда . Лондон: Британский музей. OCLC 15159756 .
- Британский музей (1908 г.). Путеводитель по вавилонским и ассирийским древностям . Лондон: Британский музей. ОСЛК 70331064 .
- Уайзман, Дональд Дж. (1983). Навуходоносор и Вавилон . Британская академия. ISBN 978-0197261002 .
- Уайзман, Дональд Дж. (2003) [1991]. «Вавилония 605–539 до н. э.» . В Бордмане, Джон; Эдвардс, IES; Хаммонд, ШФЛУ; Соллбергер, Э.; Уокер, CBF (ред.). Кембриджская древняя история: III Часть 2: Ассирийская и Вавилонская империи и другие государства Ближнего Востока, с восьмого по шестой века до нашей эры (2-е изд.). Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-22717-8 .
- Вунш, Корнелия (2012). «Неовавилонские предприниматели» . Изобретение предпринимательства: предпринимательство от Древней Месопотамии до наших дней . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0691154527 .
- Йылдирим, Кемаль (2017). «Дипломатия в Неоассирийской империи (1180–609). Дипломаты на службе Саргона II и Тиглатпаласара III, царей Ассирии» . Международный академический журнал исследований развития . 5 (1): 128–130.
Веб-источники
[ редактировать ]- Раднер, Карен (2013). «Королевские брачные союзы и благородные заложники» . Строители Ассирийской империи . Проверено 26 ноября 2019 г. .