Jump to content

Джон Мартин (художник)

Джон Мартин
Мартин Генри Уоррена, 1839 г.
Рожденный ( 1789-07-19 ) 19 июля 1789 г.
Умер 17 февраля 1854 г. (17 февраля 1854 г.) (64 года)
Движение Романтизм
Супруг
Сьюзан Мартин
( м. 1818)

Джон Мартин (19 июля 1789 — 17 февраля 1854) — английский художник, гравер и иллюстратор. Он прославился своими типично обширными и драматическими картинами на религиозные темы и фантастическими композициями, наполненными мельчайшими фигурами, помещенными в впечатляющие пейзажи. Картины Мартина и сделанные на них гравюры пользовались большим успехом у широкой публики, а Томас Лоуренс называл его «самым популярным художником своего времени». Он также подвергся критике со стороны Джона Раскина и других критиков. [1]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Мартин родился в июле 1789 года в однокомнатном коттедже. [2] на Хейдон-Бридж , недалеко от Хексема в Нортумберленде, четвёртый сын Фенвика Мартина, бывшего мастера фехтования . Его отец отдал его в ученики к кузовному изготовителю в Ньюкасл-апон-Тайн , чтобы научиться геральдической живописи , но из-за спора по поводу заработной платы договоры были отменены, и вместо этого он был передан Бонифасу Муссо , итальянскому художнику, отцу художника-эмальера Чарльза Мусса. . [3]

Вместе со своим хозяином Мартин переехал из Ньюкасла в Лондон в 1806 году. [4] где он женился в девятнадцатилетнем возрасте. Он зарабатывал себе на жизнь уроками рисования, рисовал акварелью, фарфором и стеклом — его единственная сохранившаяся расписная тарелка сейчас находится в частной коллекции в Англии. Его досуг был занят изучением перспективы и архитектуры. [3]

Его братьями были Уильям , старший, изобретатель; Ричард, кожевник, который стал солдатом Нортумберлендского фексибла в 1798 году, дослужился до звания квартирмейстера-сержанта гренадерской гвардии и сражался в войне на полуострове и при Ватерлоо ; и Джонатан , проповедник, терзаемый безумием, который поджег Йоркский собор в 1829 году, за что предстал перед судом.

Начало как художник

[ редактировать ]

Мартин начал пополнять свой доход рисованием сепией акварелью . Свою первую картину маслом он отправил в Королевскую академию в 1810 году, но она не была повешена. В 1811 году он отправил картину еще раз, когда она была вывешена под названием «Пейзажная композиция» под номером 46 в Большом зале. После этого он создал серию больших выставленных картин маслом: несколько пейзажей, но чаще всего на величественные библейские темы, вдохновленные Ветхим Заветом. Его пейзажи имеют суровость скал Нортумберленда, в то время как некоторые авторы утверждают, что его апокалиптические полотна, такие как « Разрушение Содома и Гоморры» , показывают его знакомство с кузницами и металлургическими заводами долины Тайн и демонстрируют его глубокие знания Ветхого Завета .

В годы Регентства, начиная с 1812 года, была мода на подобные «возвышенные» картины. Первый прорыв Мартина случился в конце сезона в Королевской академии, где его первое грандиозное полотно «Садак в поисках вод забвения» висело — и его игнорировали. Он принес его домой и обнаружил там визитную карточку члена парламента Уильяма Мэннинга , который хотел купить его у него. Покровительство способствовало развитию карьеры Мартина.

Эта многообещающая карьера была прервана смертью его отца, матери, бабушки и маленького сына за один год. Еще одним отвлечением был Уильям, который часто просил его составить планы своих изобретений и которого он всегда баловал помощью и деньгами. Но, находясь под сильным влиянием работ Джона Мильтона , он продолжал развивать свои великие темы, несмотря на неудачи. В 1816 году Мартин, наконец, добился общественного признания благодаря картине «Иисус Навин, повелевший солнцу остановиться на Гаваоне» , хотя это и нарушило многие общепринятые правила композиции. В 1818 году, на фоне продажи « Падения Вавилона» за 420 фунтов стерлингов (что эквивалентно 30 000 фунтов стерлингов в 2015 году), [5] он наконец избавился от долгов и купил дом в Мэрилебоне , где познакомился с художниками, писателями, учеными и вигской знатью.

Известный художник

[ редактировать ]
Пир Валтасара (1820 г.). Холст, масло, 90,2 х 130,2 см. Йельский центр британского искусства, Нью-Хейвен

Триумфом Мартина стал «Пир Валтасара» , которым он заранее хвастался: «Он наделает больше шума, чем любая другая картина, когда-либо произведенная... только никому не говорите, что я так сказал». Пять тысяч человек заплатили, чтобы увидеть это. Позже он был почти разрушен, когда вагон, в котором его перевозили, врезался поездом на железнодорожном переезде недалеко от Освестри .

В частной жизни Мартин был страстным поклонником шахмат (и, как и его братья, фехтования и метания копья) и набожным христианином, верившим в « естественную религию ». Несмотря на часто упоминаемый случай шипения во время государственного гимна, за ним ухаживала королевская семья и вручили ему несколько золотых медалей, одна из них досталась будущему российскому царю Николаю I , для которого посещение угольной шахты Уоллсенд на Тайнсайде произвело незабываемое впечатление. впечатление: «Боже мой, — воскликнул он, — это похоже на пасть ада». Мартин стал официальным историческим художником принца Леопольда Саксен-Кобургского , впоследствии первого короля Бельгии. Леопольд был крестным отцом сына Мартина Леопольда и наделил Мартина Орденом Леопольда . Ранним утром Мартина часто навещал другой Саксен-Кобург, принц Альберт, который в семь часов утра вовлек его в подшучивание, сидя на лошади (Мартен все еще стоял в дверях в халате). Мартин был защитником деизма и естественной религии, эволюции (до Чарльз Дарвин ) и рациональность. Жорж Кювье стал поклонником Мартина, и ему все больше нравилось общество ученых, художников и писателей, Чарльза Диккенса , Майкла Фарадея и Дж. М. У. Тернера в том числе . Мартин поселился недалеко от Тернера в Челси, Лондон . [6]

Мартин начал экспериментировать с технологией меццо-тинто , и в результате ему было поручено создать 24 гравюры для нового издания « Потерянного рая» — возможно, окончательные иллюстрации шедевра Мильтона, копии которого сейчас стоят многие сотни фунтов. В политическом плане его симпатии неясны; некоторые утверждают, что он был радикалом, но это не подтверждается известными фактами, хотя он знал Уильяма Годвина , стареющего революционера-реформатора, мужа Мэри Уолстонкрафт и отца Мэри Шелли ; и Джон Хант, соучредитель The Examiner .

Однажды Мартины взяли под свое крыло молодую женщину по имени Джейн Уэбб , которая в двадцать лет продюсировала «Мумию!». социально оптимистичное, но сатирическое видение парового мира 22 века. Другим другом был Чарльз Уитстон , профессор физики Королевского колледжа в Лондоне. Уитстон экспериментировал с телеграфией и изобрел гармонику и стереоскоп; Мартин был очарован своими попытками измерить скорость света. Отчеты о вечеринках Мартина раскрывают удивительное разнообразие мыслителей, эксцентриков и общественных деятелей; Одним из свидетелей был молодой Джон Тенниел — позже иллюстратор работ Льюиса Кэрролла — который находился под сильным влиянием Мартина и был близким другом его детей. В разные моменты среди гостей были и братья Мартина, их эксцентричность и разговоры добавляли и без того экзотическому вкусу блюда.

Его первая выставленная тематическая картина « Садак в поисках вод забвения» (ныне находится в Художественном музее Сент-Луиса ) была повешена в вестибюле Королевской академии в 1812 году и продана за пятьдесят гиней. На произведении изображена сцена из « Сказок о двух гениях» . За ним последовали « Изгнание» (1813 г.), «Первое видение Адамом Евы» (1813 г.), «Клити» (1814 г.), «Иисус Навин, повелевающий солнцу остановиться над Гаваоном» (1816 г.) и «Падение Вавилона » (1819 г.). В 1820 году появился его «Пир Валтасара» , который вызвал множество положительных и враждебных отзывов и был удостоен премии в размере 200 фунтов стерлингов в Британском институте , где Иисус Навин ранее получил премию в размере 100 фунтов стерлингов. Затем последовали «Разрушение Помпеи и Геркуланума» (1822 г.), «Сотворение мира » (1824 г.), «Накануне потопа» (1840 г.) и ряд других библейских и творческих сюжетов. [3] «Райские равнины» Некоторые считают, что отражают его воспоминания об Аллендейле его юности.

Большие картины Мартина были тесно связаны с современными диорамами или панорамами, популярными развлечениями, в которых демонстрировались большие расписные ткани и оживлялись умелым использованием искусственного света. Мартина часто называли предшественником эпического кино, и нет никаких сомнений в том, что режиссер-первопроходец Д. У. Гриффит знал о его работах». [7] В свою очередь создатели диорамы заимствовали работы Мартина вплоть до плагиата. Площадью 2000 квадратных футов (190 м²) 2 ) версия « Пира Валтасара» была установлена ​​на объекте под названием «Британская диорама» в 1833 году; Мартин пытался, но безуспешно, закрыть дисплей по решению суда. Другая диорама с той же картиной была поставлена ​​в Нью-Йорке в 1835 году. Эти диорамы имели огромный успех у публики, но подорвали репутацию Мартина в серьезном мире искусства. [8] Картина «Разрушение Содома и Гоморры , 1852 год» в настоящее время находится в Художественной галерее Лэйнга в Ньюкасл-апон-Тайн .

Джон Мартин был не только художником, но и гравером меццо-тинто . В течение значительных периодов своей жизни он зарабатывал больше на гравюрах, чем на картинах. В 1823 году Сэмюэл Проуэтт поручил Мартину проиллюстрировать » Джона Мильтона , «Потерянный рай за что ему заплатили 2000 гиней. Прежде чем были завершены первые 24 гравюры, ему заплатили еще 1500 гиней за второй набор из 24 гравюр на пластинах меньшего размера. Некоторые из наиболее известных гравюр включают «Пандемониум» и «Сатана, председательствующий на Адском совете» , примечательные элементом научной фантастики, видимым в изображенной архитектуре, и, возможно, его самую драматичную композицию « Мост через хаос» . Проуэтт выпустил четыре отдельных издания гравюр ежемесячными платежами, первое из которых появилось 20 марта 1825 года, а последнее - в 1827 году. Позже, вдохновленный предприятием Проуэтта, между 1831 и 1835 годами Мартин опубликовал свои собственные иллюстрации к Ветхому Завету, но проект был это серьезно истощает его ресурсы и не очень прибыльно. Он продал оставшиеся акции Чарльзу Тилту, который переиздал их в альбоме-фолио в 1838 году и в меньшем формате в 1839 году.

Гравюры и меццо-тинты

[ редактировать ]

Работает на бумаге

[ редактировать ]

Дальнейшая жизнь

[ редактировать ]

Его авторитет еще больше повысился в феврале 1829 года, когда его старший брат, нонконформист Джонатан Мартин , намеренно поджег Йоркский собор . Пожар причинил значительный ущерб, и наблюдатель сравнил эту сцену с работой Мартина, не обращая внимания на тот факт, что это имело к нему большее отношение, чем казалось на первый взгляд. Защита Джонатана Мартина на суде была оплачена из денег Джона Мартина. Джонатан Мартин, известный как «Безумный Мартин», в конечном итоге был признан виновным, но избежал петли палача на основании безумия.

Примерно с 1827 по 1828 год Мартин отвернулся от живописи и стал участвовать во многих инженерных планах и изобретениях. Он увлекся решением проблем с водоснабжением и канализацией в Лондоне и опубликовал различные брошюры и планы, посвященные столичному водоснабжению, канализации, докам и железнодорожным системам. [3] Его идеи включали создание набережной Темзы с центральной дренажной системой. Его планы были дальновидными и легли в основу последующих проектов инженеров. Его планы 1834 года относительно канализационной системы Лондона примерно на 25 лет предвосхитили предложения Джозефа Базалгетта 1859 года о создании перехватывающих канализационных коллекторов с проходами вдоль обоих берегов Темзы. Он также составил планы железнодорожных схем, включая линии на обоих берегах Темзы. Все планы, а также идеи «ламинирования древесины», маяков и осушения островов сохранились. Воспитание Мартина рядом с одним из самых активных центров добычи угля в Британии привело к тому, что он на всю жизнь интересовался инфраструктурой и безопасностью горнодобывающей промышленности. [9]

Долги и семейное давление, включая самоубийство его племянника (сына Джонатана Ричарда), вызвали депрессию, которая достигла своего пика в 1838 году.

С 1839 года состояние Мартина восстановилось, и в 1840-х годах он выставил много работ. В течение последних четырех лет своей жизни Мартин был занят созданием трилогии больших картин на библейские сюжеты: «Страшный суд» , «Великий день его гнева » и «Райские равнины» , две из которых были завещаны галерее Тейт Британия в 1974 году. другие были приобретены для галереи Тейт несколькими годами ранее. Они были завершены в 1853 году, незадолго до инсульта, парализовавшего его правую сторону. Ему так и не удалось выздороветь, и он умер 17 февраля 1854 года в Дугласе, остров Мэн . Он похоронен на кладбище Кирка Брэддана . [10] Крупные выставки его работ проводятся до сих пор.

Наследие

[ редактировать ]
Вид в Ричмонд-парке (1850 г.). Бумага, масло, 50,8 х 91,5 см. Музей Фицуильяма , Кембридж

Мартин пользовался огромной популярностью, и его влияние сохранилось. Одним из его последователей был Томас Коул , основоположник американской пейзажной живописи. Среди других, чье воображение было воспламенено им, были Ральф Уолдо Эмерсон и Бронте - репродукция « Пира Валтасара» висела на стене гостиной пастора Бронте в Хауорте , и его работы должны были оказать прямое влияние на сочинения Шарлотты и ее сестер. которые в детстве играли с его моделью. Фэнтезийная архитектура Мартина повлияла на Гласстаун и Ангрию Молодёжной школы Бронте, где он сам появляется как Эдвард де Лиль из Вердополиса.

Мартин пользовался европейской репутацией и влиянием. Генрих Гейне писал о музыке Гектора Берлиоза : «Она заставляет меня видеть видения сказочных империй и многих скрытых облаками, невозможных чудес. Ее волшебные звуки вызывают в воображении Вавилон, висячие сады Семирамиды, чудеса Ниневии, могучие сооружения. Мицраима, какими мы видим их на картинах английского художника Мартина». [11]

Работы Мартина оказали влияние на Братство прерафаэлитов – особенно на Данте Габриэля Россетти , а также на несколько поколений кинематографистов, от Д. У. Гриффита , позаимствовавшего свой «Вавилон» у Мартина, до Сесила Б. Демилля и Джорджа Лукаса . Такие писатели, как Райдер Хаггард , Жюль Верн и Герберт Уэллс, находились под влиянием его концепции возвышенного. Французское романтическое движение как в искусстве, так и в литературе было вдохновлено им. его друга Брюнеля Большая часть викторианской железнодорожной архитектуры была скопирована по его мотивам, в том числе Клифтонский подвесной мост . Ряд инженерных планов Мартина относительно Лондона, которые включали кольцевую соединительную железную дорогу, хотя их не удалось построить при его жизни, были реализованы много лет спустя. Это бы ему чрезвычайно понравилось: известно, что он воскликнул своему сыну Леопольду, что предпочел бы быть инженером, чем художником. [12]

Как и некоторые другие популярные артисты, Мартин стал жертвой перемен в моде и общественных вкусах. Его грандиозные видения казались жителям середины викторианской эпохи театральными и устаревшими, а после смерти Мартина его произведениями стали пренебрегать и постепенно забывать. «Немногие художники подвергались таким посмертным крайностям критической судьбы, поскольку в 1930-х годах его огромные картины стоили всего один или два фунта, а сегодня они оцениваются во многие тысячи». [8]

В 1930-е и 1940-е годы его творчество вновь получило признание. Связь между его драматическим стилем и искусством и культурой исторически насыщенного послевоенного периода в Великобритании была оценена Ангуикс-Вилчесом, который считает, что энтузиазм после Второй мировой войны по поводу изображений Апокалипсиса позволил работам Мартина выжить. [13]

Сумерки в лесу (1850). Холст, масло, размеры неизвестны. Музей Фицуильяма, Кембридж

Ряд работ Мартина сохранились в общественных коллекциях: Художественная галерея Лэйнга в Ньюкасле, где также хранится его знаменитый «черный кабинет» незавершенных проектов; Тейт Британия , Музей Виктории и Альберта , Лувр , Национальная галерея искусств в Вашингтоне, округ Колумбия , Йельский центр британского искусства , Художественный музей Сент-Луиса и другие места в США. В RIBA хранится множество его инженерных брошюр. Есть письма в частных коллекциях и в Колледже Королевы Марии в Лондоне. Джон Мартин написал две автобиографии: первую — статью в «Атенеуме» от 14 июня 1834 года, стр. 459, а самую обширную — в «Иллюстрированных лондонских новостях» от 17 марта 1849 года, стр. 176–177. Основным источником информации о его жизни является серия воспоминаний его сына Леопольда, опубликованная в шестнадцати частях в Newcastle Weekly Chronicle в 1889 году. Сохранился ряд писем и воспоминаний, написанных, в частности, Б.Р. Хейдоном , Джоном Констеблом , Ральфом Уолдо. Эмерсон , Россетти , Бенджамин Дизраэли , Шарлотта Бронте и Джон Рёскин – настойчивый критик, который, несмотря на это, признавал уникальность видения Мартина. Первой полной биографией была книга Мэри Л. Пендеред, главный источник которой, друг Мартина сержант Ральф Томас, написал дневник (ныне утерянный) об их дружбе. Затем Томас Балстон написал две биографии художника: первую в 1934 году и вторую (по-прежнему ведущую биографию) в 1947 году. Кристофер Джонстон выпустил вводную книгу о Мартине в 1974 году, а в 1975 году искусствовед Уильям Фивер стал автором обширной иллюстрированный труд о жизни и творчестве Мартина. С 1986 года Майкл Дж. Кэмпбелл выпустил ряд публикаций о Джоне Мартине, в том числе ведущую публикацию о его работе как оригинального гравера, опубликованную Королевской академией художеств в Мадриде в 2006 году.

в Ньюкасле В 2011–2012 годах галерея Tate Britain и художественная галерея Laing совместно организовали крупную ретроспективную выставку работ Мартина во всех жанрах - «Джон Мартин - Апокалипсис», включая его вклад как инженера-строителя. [14] На выставке была представлена ​​полностью отреставрированная картина «Разрушение Помпеи и Геркуланума» , 1822 год. Записанная как потерянная во время катастрофического наводнения в галерее Тейт в 1928 году , картина была заново открыта Кристофером Джонстоном, научным сотрудником галереи, когда он исследовал свою книгу. Джон Мартин (1974). Его реставрация, проведенная реставратором Тейт Сарой Мейси, показывает, что оригинальное лакокрасочное покрытие было практически в первозданном состоянии; большая часть недостающего холста была перекрашена Мейси с использованием техник, которых не было в 1973 году, как она описывает на странице 113 каталога выставки «Джон Мартин: Апокалипсис» (2011). При повторном обнаружении картина была свернута внутри пропавшей Поля Делароша картины «Казнь леди Джейн Грей», которая была возвращена в Национальную галерею в Лондоне.

Жена и дети

[ редактировать ]
Джон Мартин на смертном одре (1854 г.). Черный мел, 58,5 х 45,5 см, работы его сына Чарльза Мартина (1820-1906). Художественная галерея Лэйнга , Ньюкасл-апон-Тайн

От жены Сьюзен, урожденной Гарретт, которая была на девять лет старше его, у Мартина было шестеро детей, доживших до совершеннолетия: Альфред (который работал с отцом гравером меццо-тинто, а позже стал старшим налоговым чиновником), Изабелла, Зенобия (которая вышла замуж за художника Питера Каннингема ), Леопольда (который стал клерком), Чарльза (1820–1906), которого отец обучал живописцу, копируя ряд работ отца – позже он стал успешным художником-портретистом и жил в Америка — его последняя выставка в Королевской академии состоялась в 1896 году и Джесси (которая вышла замуж за египтолога Джозефа Бономи ). Леопольд был крестником будущего короля Бельгии Леопольда I , который познакомился и подружился с Мартином, когда они жили вместе на Мэрилебон-Хай-стрит примерно в 1815 году. Позже Леопольд написал серию воспоминаний о своем отце, опубликованных в журнале Newcastle Weekly Chronicle приложении к еженедельной хронике Ньюкасла в . 1889. Леопольд сопровождал своего отца во многих прогулках и визитах, и его анекдоты включают встречи с Дж. М. У. Тернером , Изамбардом Кингдом Брюнелем. , Уильям Годвин и Чарльз Уитстон . Леопольд женился на сестре Джона Тенниела , позже известного как карикатурист Панча и иллюстратор « Приключений Алисы в стране чудес» .

братья Мартина

[ редактировать ]

Старший брат Мартина, Уильям (1772–1851), в свою очередь, был веревочником, солдатом, изобретателем, ученым, писателем и преподавателем, который пытался разработать философию, конкурирующую с «ньютоновской» наукой, допускающую вечное движение и отрицающую закон. гравитации. Несмотря на несомненные элементы «шарлатанства и шутовства», Уильям обладал большим изобретательским талантом. В 1819 году он изготовил шахтерскую безопасную лампу, которая, как говорили, была лучше и надежнее, чем лампа сэра Хамфри Дэви . Единственным признанием, которого он добился в этой области, была серебряная медаль Королевского общества за изобретение пружинных весов. Второй старший брат, Ричард, был интендантом гвардии, прослужил на протяжении всей полуостровной войны и присутствовал при Ватерлоо . Джонатан , третий старший брат (1782–1838), добился известности, поджег Йоркский собор в феврале 1829 года. Впоследствии он был задержан, предан суду и признан невиновным по причине невменяемости. Его поместили в больницу для сумасшедших Святого Луки в Лондоне, где он оставался до самой смерти. [10]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Гейфорд, Мартин (15 марта 2011 г.). «Джон Мартин: Галерея Лэйнга, Ньюкасл» – через www.telegraph.co.uk.
  2. ^ «Видения конца света, обзорный доклад 14–15» . Независимый . Лондон. 19 сентября 2011 г. Архивировано из оригинала 13 июня 2022 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д  Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Мартин, Джон ». Британская энциклопедия . Том. 17 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 794.
  4. ^ «Джон Мартин 1789–1854» . Тейт .
  5. ^ Великобритании Данные по инфляции индекса розничных цен основаны на данных Кларк, Грегори (2017). «Годовой ИРЦ и средний заработок в Великобритании с 1209 года по настоящее время (новая серия)» . Измерительная ценность . Проверено 7 мая 2024 г.
  6. ^ «Поселение и здание: Художники и Челси, страницы 102–106. История графства Миддлсекс: Том 12, Челси» . Британская история онлайн . История округа Виктория, 2004 г. Проверено 21 декабря 2022 г.
  7. ^ Вуд, Кристофер (1999). Викторианская живопись . Бостон: Little, Brown & Co., с. 19. ISBN  0-8212-2326-7 .
  8. ^ Jump up to: а б Ламбурн, Лайонел (1999). Викторианская живопись . Лондон: Phaidon Press. п. 160 . ISBN  0714837768 .
  9. ^ «Джон Мартин и искусство инфраструктуры – Nonsite.org» . Проверено 4 июня 2024 г.
  10. ^ Jump up to: а б Гудвин, Гордон (1893). «Мартин, Джон (1789–1854)» . В Ли, Сидни (ред.). Словарь национальной биографии . Том. 36. Лондон: Смит, Элдер и Ко, стр. 282–4.
  11. ^ Гейне, «Лютеция», цитируется в мемуарах Берлиоза, переведенных и отредактированных Дэвидом Кэрнсом, 1970. см. [1] . На немецком языке
  12. ^ Воспоминания о Джоне Мартине, Newcastle Weekly Chronicle , Приложение, 1889.
  13. ^ Ангуикс-Вилчес, Лайя. «Открытие Джона Мартина заново: сбор апокалипсиса в послевоенной Британии», Журнал истории коллекций. 36 марта 2024 г.: 179–192.
  14. ^ Марк Браун, корреспондент по вопросам искусства (4 марта 2011 г.). «Джон Мартин драматически возвращается» . Хранитель . Лондон . Проверено 25 апреля 2013 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Адамс, Макс. Прометеи: Джон Мартин и поколение, укравшее будущее . Лондон, Кверкус, 2010. ISBN   978-1-84916-173-2
  • Балстон, Томас «Джон Мартин, 1789–1854. Иллюстратор и публицист» (Библиографическое общество, Лондон, 1934).
  • Балстон, Томас «Джон Мартин, 1789–1854. Его жизнь и творчество» (Duckworth & Co. Ltd., Лондон, 1947).
  • Бароннет, мсье Джон Мартин . Нэнси, Лулу, 2010. ISBN   978-1-4452-7931-2
  • Кэмпбелл, Майкл Дж. Джон Мартин – дальновидный гравер (Campbell Fine Art / Йоркская художественная галерея, 1992). Основной каталог-резон по гравюрам Джона Мартина. ISBN   0-9519387-0-3
  • Кэмпбелл, Майкл Дж. Джон Мартин, 1789–1854 гг. Создание света (Calcografia Nacional, Real Academia de Bellas Artes de San Fernando, Мадрид / Museo de Bellas Artes de Bilbao, 2006). Опубликовано Королевской академией изящных искусств, Мадрид, Испания, в 2006 году, это, безусловно, самая обширная публикация. когда-либо выпущенный о Джоне Мартине, это наиболее полная публикация о его гравюрах. Напечатано на английском и испанском языках. ISBN   84-96406-05-9
  • Кэмпбелл, Майкл Дж. и Дж. Дастин Уис. Видимая тьма. Гравюры Джона Мартина (Художественный институт Стерлинга и Франсин Кларк, Уильямстаун, Массачусетс, 1896 г.) ISBN   0-931102-20-0
  • Фивер, Уильям. Искусство Джона Мартина . Издательство Оксфордского университета, 1975. ISBN   0-19-817334-2
  • Джонстон, Кристофер. Джон Мартин . Лондон, Academy Editions, 1974. ISBN   0-85670-175-0
  • Морден, Барбара К. «Джон Мартин: Апокалипсис сегодня!» (2010, 2015, 3-е переиздание, 2019 г.) Макниддер и Грейс, ISBN   978-1-904794-99-8
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 94d30b9380ecbd9075c23f377076ee9f__1721683560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/94/9f/94d30b9380ecbd9075c23f377076ee9f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
John Martin (painter) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)