Садак в поисках вод забвения


Садак в поисках вод забвения — картина Джона Мартина, написанная маслом в 1812 году . Его назвали «самым известным из британских романтических произведений»; [ 1 ] это была первая из характерно драматичных, грандиозных, грандиозных больших картин Мартина, положившая начало развитию стиля, благодаря которому Мартин прославился.
На картине изображена человеческая фигура, карабкающаяся по горному пейзажу. Мужчина изо всех сил пытается преодолеть скалистый выступ рядом с прудом и водопадом; На заднем плане вырисовываются еще более зазубренные скалы и вершины, значительно отступающие. Позже Мартин заявил, что закончил работу за месяц. И он писал: «Вы можете легко догадаться о моей тревоге, когда я услышал, как люди, которые должны были поместить ее в раму, спорили о том, какая часть картины находится вверху! Надежда почти покинула меня, ибо многое зависело от этой работы». [ 2 ] (В то время Мартин оставил свою работу маляра по стеклу на фарфоровой фабрике с зарплатой 2 фунта в неделю и пытался зарекомендовать себя как независимый художник.)
Тревога художника была излишней; представленная на выставке Королевской академии в Сомерсет-Хаусе , картина имела популярный успех. Его купил за пятьдесят гиней Уильям Мэннинг , член совета управляющих Банка Англии . Как сообщается, «умирающий сын Мэннинга был тронут изображением маленькой одинокой фигурки, опасно цепляющейся за выступ». [ 3 ]
Долгие годы картина была известна лишь в уменьшенном варианте в Городской художественной галерее Саутгемптона . Полноразмерный оригинал был обнаружен в Швеции и приобретен Художественным музеем Сент-Луиса в 1983 году. [ 4 ]
Анализ
[ редактировать ]«Что делает эту работу такой примечательной, так это убедительное сочетание науки и фантазии: хотя масштабы кажутся превосходящими земной опыт, внимание, уделяемое геологическим и метеорологическим явлениям, принадлежит знающему наблюдателю». [ 5 ] Критики, принимающие условности романтизма » Мартина в искусстве, высоко оценили «Садака ; те, кто не считал эту картину мрачной или загадочной.
Романтический стиль Мартина можно рассматривать как результат преобладающего духа времени Прометея. Это история Прометея, греческого бога, который предал Зевса и украл тайный дар огня. Со временем это стало популярной метафорой для изображения в романтических произведениях искусства, потому что романтики были известны тем, что использовали в своих произведениях роль природы и человека. Они считали, что люди устарели для окружающего их природного мира. Благодаря этой интерпретации Садак изображен в гораздо меньшем масштабе, чем окружающий его пейзаж, что показывает, что у него нет шансов противостоять силе природы. Кроме того, романтизм возник во время промышленной революции, когда инженеры и ученые исследовали тайные дары природы, аналогично поступку Прометея, укравшего тайный дар огня. Романтики изображают неизведанное природы с ее непредсказуемостью, неподатливостью и варварскими возможностями как противоположность мысли Просвещения . Это можно увидеть на заднем плане « Садака в поисках вод забвения». с извергающимся вулканом, происходящим в другом мирском измерении. Идея произведения заключалась не в том, чтобы передать точное местоположение и быть точным в его изображении, а в том, чтобы выразить эмоции, которые испытывал субъект.
Другой ключевой фактор стиля Мартина также можно рассматривать как «конец света» или «апокалиптический». Хотя он изображает мрачную сцену, Мартин показывает лишь шанс надежды на расстоянии. Мерцающий поток световых лучей в углу, дарящий зрителю ощущение устремления.
Садак — вымышленный персонаж рассказа Джеймса Ридли « Сказки о гениях» (два тома, 1764 г. ); это псевдовосточная сказка, якобы взятая из персидской рукописи, но на самом деле сочинение самого Ридли. [ 6 ] В рассказе Ридли герой Садак отправляется своим султаном Амуратом на поиски разрушающих память «вод забвения». Султан злонамеренно намеревается использовать воду для соблазнения жены Садака Каласраде. Садаку предстоит пройти ряд испытаний — бурю на море, чуму, злых гениев, подземный водоворот — прежде чем он достигнет своей цели. В конце концов жертвой воздействия воды становится сам султан. Амурат умирает; Садак становится султаном. Картина Мартина изображает Садака в разгар его борьбы, незадолго до того, как он достигнет вод забвения.
(Сказка Ридли была популярна в свое время и была адаптирована в пьесе Томаса Джона Дибдина под названием «Садак и Каласрад» , которая была поставлена в 1797 году . [ 7 ] Генри Бишоп поставил оперную версию в 1814 году.)
Изображение было воспроизведено в виде гравюры на стальной пластине в 1828 году. На гравюре было стихотворение на ту же тему «Садак-странник», которое некоторые приписывали Перси Биши Шелли . Современные редакторы Шелли настроены скептически. [ 8 ]
Благодаря этой и последующим картинам Мартин приобрел репутацию мастера, воспроизводящего эффекты витража на холсте. [ 9 ] Он использовал сильный «химический красный» оттенок, чтобы передать вулканические пейзажи. [ 10 ]
Мартин представил Вслед за Садаком картины «Первый взгляд Адама на Еву» (1813 г.) и «Клити» (1814 г.), оба показанные в Королевской академии .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Майкл Джейкобс и Пол Стиртон, Путеводители Кнопфа по искусству для путешественников: Великобритания и Ирландия , Нью-Йорк, Альфред А. Кнопф, 1984; п. 27.
- ↑ Цитируется в его некрологе в журнале The Gentleman's Magazine , апрель 1854 г., стр. 434.
- ^ Кристофер Джон Мюррей, Энциклопедия романтического искусства, 1760–1850 , Нью-Йорк, Тейлор и Фрэнсис, 2004; п. 976.
- ^ «Недавние приобретения в Художественном музее Сент-Луиса: Приложение», The Burlington Magazine , Vol. 130 № 1018 (январь 1988 г.), стр. 63–7.
- ^ Альберт Бойме , Искусство в эпоху бонапартизма, 1800–1815 , Чикаго, University of Chicago Press, 1990; п. 123.
- ^ Мюррей, с. 977.
- ^ Уильям Дэвенпорт Адамс, Драматический словарь , Том. 1, Филадельфия, Дж. Б. Липпинкотт и компания, 1904 г.; п. 399.
- ^ Дональд Х. Рейман и Нил Фрайстат, ред., Полная поэзия Перси Биши Шелли , Том. 1, Балтимор, издательство Университета Джонса Хопкинса, 2000; стр. 460-68.
- ^ Михаил Ямпольский, «Живопись прозрачности: от мифа к театру», в: Текстура: русские очерки визуальной культуры, Алла Ефимова и Лев Манович, ред., Чикаго, University of Chicago Press, 1993; п. 139.
- ^ Ямпольский, с. 140.