Jump to content

Фридрих Калькбреннер

Горелка для извести работы Анри Греведона, 1829 г.

Фридрих Вильгельм Михаэль Калькбреннер (7 ноября 1784 — 10 июня 1849), также известный как Фредерик Калькбреннер , был пианистом , композитором , учителем игры на фортепиано и производителем фортепиано. Немец по происхождению, Калькбреннер учился в Парижской консерватории , начиная с юных лет и в конце концов поселился в Париже, где прожил до своей смерти в 1849 году. Калькбреннер написал более 200 фортепианных произведений, а также множество фортепианных концертов и опер.

Когда Фредерик Шопен приехал в Париж, Калькбреннер предположил, что Шопену было бы полезно учиться в одной из школ Калькбреннера. Лишь в конце 1830-х годов репутация Калькбреннера была превзойдена такими произведениями, как Шопен, Тальберг и Лист . Автор знаменитого метода игры на фортепиано (1831 г.), который печатался до конца XIX века, он руководил в Париже тем, что иногда называют «фабрикой начинающих виртуозов». [1] и обучал множество учеников даже из таких далеких стран, как Куба. Среди его учениц были Мари Плейель , Мари Шауф и Камилла-Мари Стамати . Через Стамати фортепианный метод Калькбреннера был передан Луи Моро Готшальку и Камилю Сен-Сансу .

Он был одним из немногих композиторов, которые благодаря умелым деловым сделкам стали чрезвычайно богатыми. Шопен посвятил свой первый фортепианный концерт ему . Калькбреннер опубликовал транскрипции для Бетховена девяти симфоний фортепиано соло за десятилетия до того, как Лист сделал то же самое. [2] Он был первым, кто ввел в текстуру фортепиано длинные и быстрые октавные пассажи обеими руками – сегодня так знакомые по фортепианной музыке XIX века; однако можно утверждать, что ему предшествовал Бетховен с этой конкретной техникой. [ нужна ссылка ]

Биография

[ редактировать ]

Происхождение и родители

[ редактировать ]

Фридрих Вильгельм Калькбреннер был сыном Кристиана Калькбреннера и неизвестной матери. Калькбреннер родился, предположительно, в почтовой карете, во время поездки его матери из Касселя в Берлин . Следовательно, его рождение не могло быть зарегистрировано властями, и поэтому точная дата его рождения не была записана. Отец Калькбреннера должен был быть назначен капельмейстером Фредерики Луизы Гессен-Дармштадтской , королевы-консорта Пруссии, в 1786 году. Таким образом, вполне возможно, что мать Калькбреннера направлялась из Гессена в Берлин, чтобы присоединиться к своему мужу, который вскоре возглавит его новые обязанности при Потсдамском дворе.

1785–1798: Детство и первое образование в Берлине.

[ редактировать ]

Отец Калькбреннера был его первым учителем. Мальчик, должно быть, быстро прогрессировал. К шести годам он сыграл фортепианный концерт Йозефа Гайдна королеве Пруссии. Когда ему было восемь лет, он свободно говорил на четырех языках. Хотя его образование, должно быть, было привилегированным и проходило в красивой обстановке Потсдама и замка Райнсберг, Калькбреннер сохранил тяжелый берлинский жаргон, характерный для людей рабочего класса и по сей день, на всю оставшуюся жизнь.

1798–1802: В Парижской консерватории.

[ редактировать ]

В конце 1798 года Калькбреннер был зачислен в Парижскую консерваторию. Он учился в классе фортепиано у эльзасского пианиста и композитора Луи Адама , отца ныне более известного оперного композитора Адольфа Адама . Луи Адам в течение 45 лет был самым влиятельным профессором фортепиано в Парижской консерватории. [3] По словам французского пианиста и профессора фортепиано Антуана Франсуа Мармонтеля, он заставлял своих учеников работать над такими великими мастерами, как Бах, Гендель, Скарлатти, Гайдн, Моцарт и Клементи – в то время это было заметное исключение среди учителей фортепиано. [4] Гармонии и композиции его обучал Шарль Саймон Катель . Калькбреннер был сокурсником композитора оперы и балета Фердинанда Герольда и хорошо учился. В 1799 году (опубликовано в 1800 году) он получил вторую премию по фортепиано ( Пьер-Жозеф-Гийом Циммерман первым стал ), а в следующем году - первую премию. Когда в конце 1802 года он уехал из Парижа в Вену, чтобы продолжить обучение, Калькбреннер еще не был законченным художником, но уже мог рассчитывать на солидное музыкальное образование у признанных мастеров в своих областях.

1803–1806: Учеба в Вене и концертные туры по Германии.

[ редактировать ]

Во второй половине 1803 года Калькбреннер отправился в Вену, чтобы продолжить образование. Пока неясно, почему он пошел на этот шаг, возможно, он предполагал, что хочет увенчать учебу уроками какого-нибудь представителя венской классической школы. В любом случае ему, должно быть, было легко, потому что немецкий язык был для него родным, и ему, вероятно, помогал его отец, который был известной музыкальной личностью в австрийской столице.

В Вене он брал уроки контрапункта у Антонио Сальери и Иоганна Георга Альбрехтсбергера , тогда уже довольно старого, но выдающегося в австрийской теории музыки и лучшего контрапунктиста своего времени. Более того, Альбрехтсбергер был учителем Бетховена, Карла Черни , Гуммеля, Игнаца Мошелеса , Йозефа Вейгля и Фердинанда Риса , а также был близким другом Йозефа Гайдна. Кого лучше всего можно было назвать его учителем с впечатляющим резюме, особенно для такого человека, как Калькбреннер, который всегда следил за богатством и славой? Помимо уроков контрапункта, он познакомился с Гайдном, Бетховеном и Гуммелем, играя дуэтами с последним, своим единственным серьезным соперником как пианистом. Таким образом, небезосновательно то, что Калькбреннер называл себя последним композитором-классиком на всю оставшуюся жизнь. Он твердо утверждал, что принадлежит к старой школе, а старой школой были Бетховен, Гайдн, Рис и Гуммель.

Когда его образование окончательно закончилось, Калькбреннер в 1805 году, а через год выступил в качестве концертирующего пианиста в Берлине, Мюнхене и Штутгарте.

1814–1823: пианист, педагог и бизнесмен в Лондоне.

[ редактировать ]

С 1814 по 1823 год Калькбреннер жил в Англии. Он дал много концертов, сочинил музыку и зарекомендовал себя как успешный преподаватель игры на фортепиано. Именно здесь Калькбреннер, всегда проницательный бизнесмен, наткнулся на изобретение Иоганна Бернхарда Логье . Этим изобретением стал так называемый хиропласт или «ручной проводник». Хиропласт представлял собой приспособление, сделанное из двух параллельных реек из красного дерева, которые были помещены на две ножки и свободно прикреплены к фортепиано. Этот аппарат должен ограничивать вертикальные движения рук, тем самым помогая начинающим пианистам достичь (воспринимаемого) правильного положения рук. Камиль Сен-Санс, которого в детстве заставили работать с ним, описывает это:

«Предисловие к методу Калькбреннера, в котором он рассказывает о начале своего изобретения, чрезвычайно интересно. Это изобретение состояло из стержня, помещенного перед клавиатурой. Предплечье опиралось на этот стержень таким образом, что все мышечные действия, за исключением рука была подавлена. Эта система превосходна для обучения молодого пианиста игре пьес, написанных для клавесина или первых фортепиано, клавиши которых реагировали на легкое нажатие, но она недостаточна для современных произведений и инструментов». [5]

Это изобретение имело ошеломительный успех. Есть сообщения, что в 1870-х годах он все еще продавался в Лондоне. В 1817 году Логье объединился с Калькбреннером, чтобы основать академию, где преподавали теорию музыки и игру на фортепиано, конечно же, с помощью хиропласта. [6] Доходы от патента сделали Калькбреннера богатым человеком. В 1821 году Игнац Мошелес также поселился в Лондоне. Его мощная и законченная игра оказала большое влияние на Калькбреннера, который использовал время, проведенное в Лондоне, чтобы еще больше отточить свое техническое мастерство. [7]

1823–1824: Концерты в Австрии и Германии.

[ редактировать ]

В 1823 и 1824 годах Калькбреннер давал концерты во Франкфурте, Лейпциге, Дрездене, Берлине, Праге и Вене. Куда бы он ни пошел, его встретили громкими аплодисментами. Учитывая тот факт, что Игнац Мошелес гастролировал по одним и тем же местам примерно в одно и то же время, это было настоящим достижением. В тот же период он сочинил вариацию на тему вальса Антона Диабелли для Vaterländischer Künstlerverein .

1825–1849: пианист, педагог и производитель фортепиано в Париже.

[ редактировать ]

Калькбреннер вернулся в Париж богатым человеком. Здесь он стал партнером фортепианной фабрики Плейеля, которая к моменту смерти Калькбреннера (1849 г.) поднялась на второе место после Эрарда по престижу и производительности. [8]

В 1830-е годы Калькбреннер находился на вершине своих пианистических способностей, а его виртуозность вызывала наибольший энтузиазм в 1833, 1834 и 1836 годах во время его поездок в Гамбург, Берлин, Брюссель и другие места. [9] После прихода Листа и Тальберга слава Калькбреннера пошла на убыль. То, что он потерял в репутации пианиста, он компенсировал счастливым браком с гораздо более молодой, титулованной и богатой французской наследницей, потомком аристократов Ancien Régime . [ ВОЗ? ] Пара развлекалась на широкую ногу и делала все возможное, чтобы подражать возрождающейся аристократии Бурбонов 1830-х годов.

Зимой 1831 года Фредерик Шопен подумывал стать учеником Калькбреннера. Однако Калькбреннер потребовал, чтобы Шопен учился у него три года. Раздумья Шопена о том, следует ему или не следует учиться у Калькбреннера, вызвали шквал писем между родной Шопеном Польшей и Парижем:

Варшава, 27 ноября 1831 года, Юзеф Эльснер (учитель композиции Шопена) Шопену в Париж: «Я был рад видеть по вашему письму, что Калькбреннер, первый из пианистов, как вы его называете, оказал вам такой дружеский прием. [ ...] Я очень рад, что он согласился посвятить вас в тайны своего искусства, но меня удивляет, что ему для этого требуется три года. Думал ли он, когда впервые увидел и услышал вас, что? вам понадобилось все это время, чтобы привыкнуть к его методу, или вы хотели посвятить свои музыкальные таланты только фортепиано и ограничить свои сочинения этим инструментом?
Париж, 14 декабря 1831 г., Шопен Юзефу Эльснеру в Варшаве: «Три года учебы — это слишком много», как понял сам Калькбреннер после того, как несколько раз выслушал меня. Из этого вы можете видеть, дорогой монсеньор Эльснер, что истинный виртуоз не знает, что такое зависть, я мог бы решиться учиться три года, если бы был уверен, что это обеспечит цель, которую я имею в виду. копия Калькбреннера.
Париж, 16 декабря 1831 года, Шопен Титу Войцеховскому в Польшу: «Хотелось бы мне сказать, что я играю так же хорошо, как Калькбреннер, который является совершенством в стиле, совершенно отличном от Паганини . Захватывающее прикосновение Калькбреннера, спокойствие и равенство его игры неописуемы. ; каждая нота заявляет о мастере. Он поистине гигант, затмевающий всех других артистов (...) Меня очень позабавил Калькбреннер, который, играя со мной, допустил ошибку, которая привела его в тупик; то, как он выздоровел, было чудесным. С тех пор мы виделись каждый день, либо он приходит ко мне, либо я иду к нему. Он предложил взять меня в ученики на три года и сделать большое дело. художник из меня, я ответил, что прекрасно знаю, в чем мои недостатки, но не хочу подражать ему и что три года — это слишком много для меня». [10]

Калькбреннер умер в 1849 году в Ангиен-ле-Бене от холеры , которую он пытался вылечить самостоятельно.

Известные ученики

[ редактировать ]

У Калькбреннера было много учеников, некоторые из них стали прекрасными пианистами и композиторами. Это список самых известных учеников Калькбреннера: [11]

  • Корнелиус Абраньи (1822–1903): венгерский пианист и композитор, давний друг Ференца Листа, был учеником Калькбреннера с 1843 по 1844 год. В то же время он также брал уроки у Шопена. В 1845 году он вернулся в родную Венгрию, чтобы посвятить себя композиции и развитию венгерской национальной композиторской школы.
  • Арабелла Годдар (1836–1922): английская пианистка. Она начала учиться у Калькбреннера в возрасте 6 лет, а также брала уроки у Сигизмунда Тальберга. Она совершила поездку по Германии и Италии (1854–55); позже гастролировал по США, Австралии и Индии (1873–76). Гарольд К. Шонберг называет ее самой выдающейся британской пианисткой с 1853 по 1890 год . [12] Бетховена, Во время своего дебюта в Лондоне (1853 г.) она сыграла по памяти Хаммерклавирную сонату «что в те дни требовало большого мужества». [13]
  • Игнас Лейбах (1817–1891): эльзасский пианист и композитор. Он учился в Париже у Пиксиса , Калькбреннера и Шопена; в 1844 году он стал органистом собора Тулузы.
  • Джозеф О'Келли (1828–1885): ирландский композитор и пианист, родившийся в Булони-сюр-Мер, проживающий в Париже с ок. 1835.
  • Джордж Александр Осборн (1806–1893): ирландский пианист и композитор, родившийся в Лимерике и умерший в Лондоне, около 15 лет до 1844 года жил в Париже.
  • Мари-Фелисите-Дениз Плейель (1811–1875): пианистка, мать немка, отец бельгиец. Она училась у Анри Герца , Игнаца Мошелеса и Калькбреннера. К 15 годам ее виртуозность произвела фурор в Бельгии, Австрии, Германии и России. До замужества Гектор Берлиоз в нее был влюблен (1830). С 1848 по 1872 год она была профессором фортепиано в Брюссельской консерватории.
  • Людвиг Шунке (1810–1834): немецкий пианист. Он учился у своего отца, валторниста Готфрида Шунке (1777–1840). Оттуда он отправился в Париж, где был учеником Калькбреннера и Антона Райха . Он поселился в Лейпциге в 1833 году и стал близким другом Роберта Шумана . Он был соучредителем Neue Magazin für Musik .
  • Камиль-Мари Стамати (1811–1870): французский пианист, педагог и композитор фортепианной музыки и этюдов (этюдов). Он был одним из выдающихся преподавателей игры на фортепиано в Париже XIX века. Его самыми известными учениками были Луи Моро Готшальк и Камиль Сен-Санс.
  • Томас Теллефсен (1823–1874): норвежский пианист и композитор. В 1842 году он отправился в Париж, где учился у Калькбреннера. В 1844 году он стал учеником Шопена и сопровождал его в Англии и Шотландии в 1848 году. Он опубликовал издание произведений Шопена и исполнял музыку Шопена на сольных концертах в Париже и в Скандинавии.

Через Арабеллу Годдар и Камиллу Сен-Санс, которые учились у звездного творца Калькбреннера Камиллы-Мари Стамати, влияние Калькбреннера распространилось и на первую половину 20-го века.

Работает

[ редактировать ]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]
  1. ^ (Старр 1995), с. 176.
  2. Лист писал своим издателям Брейткопфу и Хертелю (вероятно, в декабре 1837 года): «Я говорил [...] о симфониях Бетховена, аранжировку которых я взял на себя [...] Недавняя публикация тех же симфоний, организованный г-ном Калькбреннером, заставляет меня беспокоиться о том, чтобы мое больше не оставалось в портфеле». (Лист 1894), с. 22
  3. ^ (Мармонтель, 1878), с. 238.
  4. ^ (Мармонтель 1878), стр. 236-243.
  5. ^ (Сен-Санс, 1919), стр. 8–9.
  6. ^ (Вайцманн 1897), с. 150–51.
  7. ^ (Вайцманн 1897), с. 151.
  8. ^ (Эрлих 1990), с. 117.
  9. ^ (Вейцманн 1897), стр. 151–2.
  10. ^ (Карасовский 1881?), стр. 233-244.
  11. ^ (Слонимский 1958), см. соответствующие статьи.
  12. ^ (Шонберг, 1984) с. 251.
  13. ^ (Шонберг, 1984) с. 251.

Источники

[ редактировать ]
  • Шопен, Фредерик. Письма Шопена . Полный и слегка исправленный Dover Reprint (1988) оригинального издания Knopf. Под редакцией Э. Л. Войнича. Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, 1931. ISBN   0-486-25564-6
  • Готшалк, Луи Моро. Записки пианиста . Перепечатка издания 1964 г. под ред. Жанна Беренд, с новым предисловием С. Фредерика Старра . Принстон: Издательство Принстонского университета , 2006. ISBN   0-691-12716-6
  • Халле, CE Халле и Мари. Жизнь и письма сэра Чарльза Халле . Лондон (Великобритания): Смит, Элдер и компания, 1896 г.
  • Гейне, Генрих. Работы Генриха Гейне . Перевод Чарльза Годфри Леланда (Ганс Брейтманн). Том. 4. Лондон: Уильям Хайнеманн, 1893.
  • Хиллер, Фердинанд. Листья памяти . Кёльн (Кёльн), 1884 год.
  • Карасовский, Мориц. Фредерик Шопен: его жизнь и письма . Лондон: Уильям Ривз, 1881 г.? Новое издание: ISBN   1-113-72791-8
  • Лист, Франц. Письма Ференца Листа . Под редакцией Ла Мары. Перевод Констанс Бач. Том. 1 Из Парижа в Рим. Ковент-Гарден: Х. Гревель и компания, 1894.
  • Лицманн, Бертольд, изд. Клара Шуман. Жизнь художника . Перевод Грейс Э. Хадоу. Том. 1. 2 т. Лондон: Macmillan & Co., 1913.
  • Мармонтель, Антуан Франсуа. Знаменитые пианисты . Париж: Imprimerie Centrale des Chemins de Fer A. Chaix et Cie, 1878.
  • Николас, Джереми. Примечания к компакт-диску Hyperion с записью фортепианных концертов № 1 Калькбреннера, соч. 61 и № 4, соч. 127. Издано Hyperion Records Ltd., Лондон, 2006 г.
  • Сен-Санс, Камилла. Музыкальные мемуары . Перевод Эдварда Джайла Рича. Бостон: Смолл, Мейнард и компания, 1919.
  • Сен-Санс, Камилла. Музыкальные мемуары . Новое аннотированное издание Роджера Николса. Оксфорд (Великобритания): Издательство Оксфордского университета , 2008. ISBN   0-19-532016-6
  • Шенберг, Гарольд К. Великие пианисты . Переработанное и дополненное издание. Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 1984.
  • Слонимский, Николас, изд. Биографический словарь музыкантов Бейкера . 5-е издание. Нью-Йорк: Ширмер, 1958.
  • Старр, С. Фредерик. Бамбула: жизнь и времена Луи Моро Готшалька . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1995. ISBN   0-19-507237-5
  • Вальтер Килли , Рудольф Вирхаус , (ред.) Немецкая биографическая энциклопедия . Том (Том) 5. КГ. 10 томов. Мюнхен: К.Г. Саур, 1999. ISBN   3-598-23186-5
  • Вейцманн, К.Ф. История игры на фортепиано . 2-е дополненное и переработанное издание. Перевод доктора Т. Бейкер. Нью-Йорк: Г. Ширмер, 1897.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ddf6daea639e6fb9e8a83e53c23fbbf5__1720616880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/dd/f5/ddf6daea639e6fb9e8a83e53c23fbbf5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Friedrich Kalkbrenner - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)