Луи Моро Готшалк
Луи Моро Готшалк | |
---|---|
![]() Фотография Мэтью Брэди. (конец 1850-х – начало 1860-х годов) | |
Рожденный | Луи Моро Готшалк 8 мая 1829 г. Новый Орлеан, Луизиана , США |
Умер | 18 декабря 1869 г. Рио-де-Жанейро , Бразилия | ( 40 лет
Занятия |
|
Луи Моро Готшалк (8 мая 1829 — 18 декабря 1869) — американский композитор, пианист и виртуозный исполнитель собственных романтических фортепианных произведений. [1] Большую часть своей трудовой карьеры он провел за пределами США .
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Готшалк родился в Новом Орлеане, штат Луизиана , в семье Эдварда Готшалка и Эме Мари Брюсле. У него было шесть братьев и сестер, пятеро из которых были сводными братьями и сестрами от двухрасовой любовницы его отца. [2] Его семья какое-то время жила в крошечном коттедже в районе Роял и Эспланада во Вьё-Карре . Позже Луи переехал к родственникам на Конти-стрит, 518; его бабушка по материнской линии Брюсле и его медсестра Салли были святыми доминиканскими креолами . Поэтому он познакомился с множеством музыкальных традиций и играл на фортепиано с раннего возраста. признал его вундеркиндом , истеблишмент Нового Орлеана Вскоре буржуазный и его неформальный публичный дебют состоялся в 1840 году в новом отеле «Сент-Чарльз» .
Всего два года спустя, в возрасте 13 лет, Готшалк покинул Соединенные Штаты и отплыл в Европу , поскольку он и его отец поняли, что классическое для реализации его музыкальных амбиций необходимо образование. Однако Парижская консерватория отклонила его заявление, не заслушав его, на основании его гражданства; Пьер Циммерман , заведующий фортепианным факультетом, отметил, что «Америка — страна паровых двигателей». Готшалк в конечном итоге получил доступ к музыкальному истеблишменту через друзей семьи, но важные ранние композиции, такие как Bamboula (Danse Des Nègres) и La Savane, сделали его истинно американским композитором, а не простым имитатором европейской письменной традиции; они были главным художественным заявлением, поскольку несли наследие рабской музыки в романтическом музыкальном контексте и, как таковые, также были предшественниками джаза. Они до сих пор являются первыми образцами луизианской креольской музыки в классической музыкальной культуре.После концерта в Плейель Зале Фредерик Шопен заметил: «Дай мне руку, дитя мое; я предсказываю, что ты станешь королем пианистов». Ференц Лист и Шарль-Валентин Алкан также признали исключительный талант Готшалька. [3]
После того, как Готшальк вернулся в Соединенные Штаты в 1853 году, он много путешествовал; пребывание на Кубе в 1854 году положило начало серии поездок в Центральную и Южную Америку . [4] Готшалк также побывал в Пуэрто-Рико после своего дебюта в Гаване и в начале своего периода в Вест-Индии . Его настолько захватила музыка, которую он услышал на острове, что он написал произведение, вероятно, в 1857 году, под названием «Сувенир Порто-Рико»; Марш гибарос, соч. 31 (РО250) . «Гибарос» относится к джибаросу , или пуэрториканскому крестьянству, и является устаревшим способом написания этого имени. Темой композиции является марш, который, возможно, основан на народной песенной форме Пуэрто-Рико. [5]
По завершении тура он отдохнул в Нью-Джерси, а затем вернулся в Нью-Йорк . Там он продолжил отдыхать и взял к себе совсем юную венесуэльскую студентку Терезу Карреньо . Готшальк редко брал учеников и скептически относился к вундеркиндам, но Карреньо была исключением, и он был полон решимости, что она добьется успеха. Из-за своего плотного графика Готшальк смог дать ей лишь несколько уроков, но она с любовью вспоминала его и исполняла его музыку до конца своих дней. Через год после знакомства с Готшальком она выступала перед Авраамом Линкольном и впоследствии стала известной концертирующей пианисткой, получив прозвище «Валькирия фортепиано».

В конце 1855 и начале 1856 года Готшальк установил связи с несколькими известными деятелями мира искусства Нью-Йорка, включая скульптора Эрастуса Доу Палмера , композитора и музыканта Джорджа Уильяма Уоррена и школы реки Гудзон художника-пейзажиста Фредерика Эдвина Черча . [6] Как и Готшалк, Черч много путешествовал по Латинской Америке (в первую очередь по Эквадору и Колумбии ) и создал серию крупномасштабных полотен на южноамериканскую тематику. Готшалк посвятил поэтическую мазурку Черчу, который подарил Готшальку небольшой (ныне неопознанный) пейзаж. [7] Готшалк также, возможно, сотрудничал с Уорреном в его сольной фортепианной пьесе 1863 года «Анды, Марш ди Бравура» , вдохновленной крупномасштабной южноамериканской картиной Чёрча 1859 года «Сердце Анд» . [8]
К 1860-м годам Готшалк зарекомендовал себя как самый известный пианист Нового Света . Хотя он родился и вырос в Новом Орлеане, он был сторонником дела Союза во время Гражданской войны в США . В родной город он возвращался лишь изредка с концертами, но всегда представлялся уроженцем Нового Орлеана. Он сочинил тарантеллу Grande Tarantelle , соч. 67 с подзаголовком Célèbre Tarentelle, 1858–64.

он был упомянут В мае 1865 года в газете Сан-Франциско как «проехавший 95 000 миль по железной дороге и давший 1000 концертов». Однако позже в том же году он был вынужден покинуть Соединенные Штаты из-за предполагаемого романа со студенткой Оклендской женской семинарии в Окленде, Калифорния . Готшальк отрицал какие-либо правонарушения, но так и не вернулся в Соединенные Штаты.
Готшальк решил поехать в Южную Америку, где продолжал часто давать концерты. Во время одного из таких концертов в Театре Лирико Флуминенсе в Рио-де-Жанейро , Бразилия , 24 ноября 1869 года он потерял сознание от желтой лихорадки . [10] Незадолго до потери сознания он закончил играть свою романтическую пьесу « Смерть!» (в переводе с португальского «Смерть»), хотя фактический крах произошел как раз в тот момент, когда он начал играть свою знаменитую пьесу «Тремоло » . Готшальк так и не оправился от краха.
Три недели спустя, 18 декабря 1869 года, в возрасте 40 лет он умер в своем отеле в Тижуке , Рио-де-Жанейро, вероятно, от передозировки хинина . (Согласно эссе Джереми Николаса для буклета, сопровождающего запись «Gottschalk Piano Music», исполненную Филипом Мартином на лейбле Hyperion, «Он умер… от эмпиемы , возникшей в результате разрыва абсцесса в брюшной полости».)
В 1870 году его останки были возвращены в США и захоронены на кладбище Грин-Вуд в Бруклине , Нью-Йорк. [11] Место его захоронения изначально было отмечено великолепным мраморным памятником, увенчанным статуей «Ангела музыки», непоправимо поврежденной вандалами в 1959 году. [12] В октябре 2012 года, после почти пятнадцати лет сбора средств на кладбище Грин-Вуд, была открыта новая статуя «Ангел музыки», созданная скульпторами Джанкарло Бьяджи и Джилл Берки взамен поврежденной. [13]
Работает
[ редактировать ]Музыка Готшалька была очень популярна при его жизни, а его самые ранние композиции произвели фурор в Европе. Ранние произведения, такие как Bamboula , La Savane , Le Bananier и Le Mancenillier, были основаны на воспоминаниях Готшалька о музыке, которую он слышал в юности в Луизиане, и широко считаются самыми ранними существующими произведениями креольской музыки в классической культуре. В этом контексте некоторые произведения Готшалка, такие как 13-минутная опера Escenas Campestres , сохраняют ценность. Готшалк также использовал тему Бамбулы в качестве мелодии в своей Симфонии № 1: Ночь в тропиках . Мелодия из Воспоминания « об Андалусии » Готшалька легла в основу очень популярной пьесы ХХ века « Малагенья » Эрнесто Лекуоны .
Многие из его сочинений были уничтожены после его смерти или утеряны. Музыковед Ричард Джексон был редактором опубликованного в 1973 году сборника фортепианной музыки Готшалка и одновременно организовал выставку Готшалка и его музыки в Нью-Йоркской публичной библиотеке . [14]
Записи
[ редактировать ]Позже различные пианисты записали его фортепианную музыку. Первые важные записи его оркестровой музыки, в том числе симфонии «Ночь в тропиках» , были сделаны для Vanguard Records Морисом Абраванелем и Симфоническим оркестром Юты . Vox Records выпустила многодисковый сборник его музыки, который позже был переиздан на компакт-дисках. Сюда вошли мировые премьеры записей оригинальных оркестровок как симфоний, так и других произведений, которыми дирижировали Игорь Букетов и Сэмюэл Адлер .
В 1984 году лейбл Nimbus Records выпустил The Lady Fainted , сборник фортепианных фантазий, каприсов, медитаций и пересказов в исполнении Алана Маркса . Ламберт Оркис записал отрывок из музыки Готшалка на концертном рояле Чикеринга 1865 года в 1988 году как часть Смитсоновской коллекции записей. [15] Музыка Готшалка была использована в саундтреке к Мишеля Девиля фильму «Aux Petits Bonheurs , который сыграл Ноэль Ли на пианино Steinway и был выпущен Erato Records в 1994 году. Начиная с 1990-х годов Филип Мартин записал большую часть песен Готшалка. сохранившаяся фортепианная музыка для Hyperion Records . [16]
В популярной культуре
[ редактировать ]Автор Говард Бреслин написал исторический роман о Готшальке под названием «Большой концерт» в 1963 году. [17] Версия «Бамбулы» Готшалька с добавленными текстами была записана в апреле 1934 года танцевальным оркестром трубача Абеля Борегарда Orchester Créole Matou с французского карибского острова Гваделупа. [18] Это первая запись этой композиции, поскольку первые «классические фортепианные» записи произведений Готшалька были записаны только в 1956 году американским пианистом Юджином Листом . [19] Другие записи, связанные со специфическим ритмом бамбука, который Готшалк услышал на площади Конго в Новом Орлеане и использовал в его знаменитой композиции 1845 года Bamboula, можно найти в записи гаитянского вуду 1950 года Baboule Dance (три барабана) ; [20] И о кубинской народной мелодии 1962 года Rezos Congos (Bamboula, Conga Music) . [21] Комментарии музыковеда Бруно Блюма включены в каждый из вышеперечисленных выпусков. певца и пианиста из Нового Орлеана доктора Джона Запись «Литания Святых» из «Goin 'Back to New Orleans» была вдохновлена « Сувениром Порто-Рико» Готшалка . [22]
См. также
[ редактировать ]- «Великий галопирующий Готшальк» — современный балет на музыку Готшалька.
- Клара Готшалк Петерсон , сестра Готшалька, пианистка и композитор.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Коллекция «Театр в контексте | Александр-стрит, часть Clarivate» . Найдите сайт alexanderstreet.com . Проверено 8 мая 2024 г.
- ^ Старр, С. Фредерик, 1995. Бамбула! Жизнь и времена Луи Моро Готшалька . Оксфорд, Нью-Йорк, стр. 22 и далее.
- ^ Готшалк, Луи Моро (11 июня 2006 г.). Записки пианиста . Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691127163 . Проверено 22 апреля 2018 г.
- ^ «Биография Луи Моро Готшалька» .
- ^ Фортепианная музыка Луи Моро Готшалька. Эдвард Гольд, фортепиано (Бёзендорфер). Примечания Эдварда Голда. Общество музыкального наследия, MHS 1629.
- ^ Старр, С. Фредерик (1995). Бамбула!: Жизнь и времена Луи Моро Готшалька . Нью-Йорк и Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 215. ИСБН 0-19-507237-5 .
- ^ Старр, С. Фредерик (1995). Бамбула!: Жизнь и времена Луи Моро Готшалька . Нью-Йорк и Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 216.
- ^ Старр, С. Фредерик (1995). Бамбула!: Жизнь и времена Луи Моро Готшалька . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 355–356.
- ^ «Положительно прощальные концерты Готшалька в Америке» . Библиотечная компания Филадельфии . 1865.
- ^ «Факты о Луи Моро Готшальке» . yourdictionary.com . Проверено 15 ноября 2015 г.
- ^ Уилсон, Скотт. Места отдыха: места захоронения более 14 000 известных людей , 3-е изд.: 2 (места Kindle 18177–18178). McFarland & Company, Inc., Издательства. Киндл издание.
- ^ Бэррон, Джеймс (3 мая 2010 г.). «Тайна Бруклина раскрыта: это сделали вандалы в 1959 году» .
- ^ «Добро пожаловать, «Ангел музыки» » . green-wood.com . 15 октября 2012 года . Проверено 15 ноября 2015 г.
- ^ Паула Морган (2001). «Джексон, Ричард (Хаммел)». Гроув Музыка онлайн . Оксфордская музыка онлайн. Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.47105 .
- ^ «Смитсоновская коллекция записей | Смитсоновское общество камерной музыки» . Smithsonianchambermusic.org . Проверено 8 мая 2024 г.
- ^ Филип Мартин (фортепиано) на официальном сайте Hyperion Records. Проверено 25 января 2023 г.
- ^ Библиотечный журнал , вып. 88, 1963, с. 3691
- ^ Бамбула в исполнении Оркестра Креольского Мату Абеля Борегара включена в Бигин, Антологию вест-индийской музыкальной традиции (1930-1954), том 4 (Frémeaux et Associés).
- ↑ Первую классическую фортепианную запись Bamboula (Danse Des Nègres) можно найти в наборе «Рабство в Америке 1914–1972» с буклетом с примечаниями музыковеда Бруно Блюма .
- ^ Baboule Dance (три барабана) , гаитянская полевая запись Гарольда Курландера 1950 года, можно найти на Haiti Vodou 1937-1962 (Frémeaux et Associés).
- ^ Rezos Congos (Bamboula, Conga Music) можно найти на Кубе - Сантерия 1939-1962 (Frémeaux et Associés).
- ^ «Памяти доктора Джона: Архивное интервью с легендой музыки Нового Орлеана» . Джаз.fm. 07.06.2019 . Проверено 15 января 2021 г.
Источники
[ редактировать ]- Ирвинг Лоуэнс/С. Фредерик Старр: «Луи Моро Готшалк», Grove Music Online, изд. Л. Мэйси (по состоянию на 28 июня 2007 г.), (требуется подписка)
Внешние ссылки
[ редактировать ]


- Луи Моро Готшальк, странствующий пианист (специальный французский веб-сайт с партитурами и аудиоотрывками)
- Список работ на английском языке на специальном французском сайте. Архивировано 8 января 2011 г. на Wayback Machine.
- Луи Моро Готшальк, специальный веб-сайт
- Луи Моро Готшальк: пианист-новатор/композитор Америки (Каталог произведений, ссылки на справочную информацию)
- Луи Моро Готшальк в фильме «Найди могилу»
- Биографический очерк в веб-архиве Библиотеки Конгресса (заархивировано 18 июля 2009 г.)
- Адам Кирш, «Дневник одного благодарного мертвеца», New York Sun , 7 июня 2006 г.
- Бесплатные партитуры Луи Моро Готшалка в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Еврейская энциклопедия : «Готшальк, Луи Моро» Исидора Зингера и Джозефа Зона (1906).
- Бесплатные партитуры в проекте Mutopia
- Коллекция Луи Моро Готшалка в Исторической коллекции Нового Орлеана
Прослушивание
[ редактировать ]- Искусство Штатов: Луи Моро Готшальк (шесть произведений композитора) в Wayback Machine (архивировано 22 октября 2005 г.)
- Креольские глаза ( Кубинский танец ), соч. 37 на YouTube
- Berceuse ( Колыбельная песня ), соч. 47 на YouTube , фортепиано и кларнет – спокойный танец с фанатами (примечание: чебуреки), Анн-Арбор, Мичиган , 2017 г.
- Искусство фуги: Луи Моро Готшалк – MIDI-файлы (фортепианные произведения)
- 1829 рождений
- 1869 смертей
- Американские композиторы XIX века
- Американские пианисты XIX века
- Композиторы-классики XIX века
- Классические пианисты XIX века
- Американские музыканты-мужчины XIX века
- Американские классические пианисты
- Американские эмигранты в Бразилии
- Американские эмигранты на Кубе
- Американские эмигранты во Франции
- Американские композиторы-мужчины-классики
- Американские классические пианисты-мужчины
- Американские люди британско-еврейского происхождения
- Американцы французского происхождения
- Американские композиторы-романтики
- Похороны на Грин-Вудском кладбище
- Классические музыканты из Луизианы
- Композиторы для фортепиано
- Контраданс
- Американские еврейские композиторы-классики
- Луизианские креолы
- Музыканты из Нового Орлеана