Романтическая музыка
Основные эпохи Западная классическая музыка | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Старинная музыка | ||||||||||||
| ||||||||||||
Период общей практики | ||||||||||||
| ||||||||||||
Новая музыка | ||||||||||||
| ||||||||||||
Романтическая музыка — стилистическое движение в западной классической музыке , связанное с периодом XIX века, обычно называемым эпохой романтизма (или периодом романтизма). Оно тесно связано с более широкой концепцией романтизма — интеллектуального, художественного и литературного движения, которое стало заметным в западной культуре примерно с 1798 по 1837 год. [1]
Композиторы-романтики стремились создавать музыку индивидуалистическую, эмоциональную, драматическую и часто программную ; отражая более широкие тенденции в движениях романтической литературы , поэзии , искусства и философии. Романтическая музыка часто якобы вдохновлялась немузыкальными стимулами (или стремилась пробудить их), такими как природа, [2] литература, [2] поэзия, [2] сверхъестественные элементы или изобразительное искусство. Он включал в себя такие особенности, как повышенная хроматичность и отход от традиционных форм. [3]
Фон
[ редактировать ]Романтическое движение — художественное, литературное и интеллектуальное движение, зародившееся во второй половине XVIII века в Европе и усилившееся в ответ на промышленную революцию . [4] Частично это был бунт против социальных и политических норм эпохи Просвещения и реакция на научную рационализацию природы ( Кейси 2008 ). Наиболее сильно оно воплотилось в изобразительном искусстве, музыке, литературе, [5] и образование, [6] и, в свою очередь, находился под влиянием развития естественной истории. [7]
Одно из первых значительных применений этого термина к музыке было сделано в 1789 году в «Мемуарах» француза Андре Гретри , но именно ЭТА Гофман установил принципы музыкального романтизма в Людвига ван Бетховена . длинной рецензии на Пятую симфонию опубликованной в 1810 году и статья 1813 года об инструментальной музыке Бетховена. В первом из этих эссе Гофман проследил истоки музыкального романтизма в более поздних произведениях Гайдна и Моцарта . Именно сочетание Гофманом идей, уже связанных с термином «романтизм», используемым в противовес сдержанности и формальности классических моделей, подняло музыку, особенно инструментальную, на доминирующую позицию в романтизме как искусство, наиболее подходящее. к выражению эмоций. Именно благодаря произведениям Гофмана и других немецких авторов немецкая музыка оказалась в центре музыкального романтизма. [8]
Черты
[ редактировать ]Классический период часто использовал короткий, даже фрагментарный тематический материал, в то время как романтический период имел тенденцию более широко использовать более длинные, более полные и более эмоционально вызывающие воспоминания темы. [9]
Характеристики, часто приписываемые романтизму:
- новая озабоченность природой и подчинение ей; [10]
- поворот к мистическому и сверхъестественному, как религиозному, так и неземному; [11]
- акцент на ночном, призрачном, пугающем и устрашающем; [12]
- новое внимание, уделяемое национальной идентичности; [10]
- недовольство музыкальными формулами и условностями; [10]
- больший акцент на мелодии для поддержания музыкального интереса; [13]
- повышенная хроматичность; [10]
- гармоническая структура, основанная на движении от тоники к субдоминанте или альтернативной тональности, а не на традиционной доминанте , и использовании более сложных гармонических прогрессий (Вагнер и Лист известны своими экспериментальными прогрессиями); [10]
- В этот период были обычным явлением большие большие оркестры; [10]
- увеличение числа виртуозных исполнителей, участвующих в оркестровках; [10]
- использование новых или ранее не столь распространенных музыкальных структур , таких как песенный цикл , ноктюрн , концертный этюд, арабеска , рапсодия ; наряду с традиционными классическими жанрами [13]
- Программная музыка стала несколько более распространенной; [13]
- использование более широкого диапазона динамики , например от ppp до fff (от pianississimo, или очень, очень тихого, до fortississimo, очень, очень громкого), подкрепленного крупной оркестровкой ; [10]
- больший тональный диапазон (например, с использованием самых низких и высоких нот фортепиано); [10]
В музыке после смерти Бетховена существует относительно четкая разделительная линия в музыкальной структуре и форме. Независимо от того, считать ли Бетховена «романтическим» композитором или нет, широта и мощь его творчества порождали ощущение, что классическая сонатная форма , да и структура симфонии, сонаты и струнного квартета исчерпана. [14]
Тенденции 19 века
[ редактировать ]немузыкальные влияния
[ редактировать ]События и изменения в обществе, такие как идеи, взгляды, открытия, изобретения и исторические события, часто влияют на музыку. Например, промышленная революция достигла полного размаха к концу 18-го и началу 19-го веков. Это событие глубоко повлияло на музыку: были существенно усовершенствованы механические клапаны и клавиши, от которых зависит большинство деревянных духовых и духовых инструментов. На новых и инновационных инструментах было легче играть, и они были более надежными. [15]
Еще одним событием, повлиявшим на музыку, стал рост среднего класса. [2] Композиторы до этого периода жили под покровительством аристократии. Зачастую их аудитория была небольшой и состояла в основном из представителей высшего класса и людей, разбирающихся в музыке. [15] С другой стороны, композиторы-романтики часто писали для публичных концертов и фестивалей с большой аудиторией платных клиентов, которые не обязательно брали уроки музыки. [15] Композиторы эпохи романтизма, такие как Элгар , показали миру, что не должно быть «никакого разделения музыкальных вкусов». [16] и что «цель заключалась в том, чтобы написать музыку, которую нужно было услышать». [17]
«Музыка, сочиненная [композиторами-романтиками]», отражала «важность личности», будучи написана способами, которые часто были менее ограничительными и чаще фокусировались на личностных качествах композитора, чем на предыдущих способах написания музыки. [2]
Национализм
[ редактировать ]В период романтизма музыка часто приобретала гораздо более националистические цели. Композиторы сочиняли с особым звучанием, отражающим их родную страну и традиции. Например, « Финляндия » Яна Сибелиуса интерпретируется как олицетворение растущей нации Финляндии, которая когда-нибудь обретет независимость от контроля России. [18]
Фредерик Шопен был одним из первых композиторов, включивших в свои композиции националистические элементы. Йозеф Махлис утверждает: «Борьба Польши за свободу от царского правления пробудила в Польше национального поэта. ... Примеры музыкального национализма изобилуют произведениями романтической эпохи. Народная идиома заметно проявляется в мазурках Шопена». [19] Его мазурки и полонезы особенно примечательны использованием националистических ритмов. Более того, «во время Второй мировой войны нацисты запретили исполнение… полонезов Шопена в Варшаве из-за мощного символизма, заложенного в этих произведениях». [19]
Другие композиторы, такие как Бедржих Сметана , писали произведения, музыкально описывающие свою родину. » Сметаны В частности, « Влтава — симфоническая поэма о реке Молдау на территории современной Чехии , вторая в цикле из шести националистических симфонических поэм под общим названием «Ма власть» («Моя Родина»). [20] Сметана также написала восемь националистических опер, все из которых остались в репертуаре. Они сделали его первым чешским композитором-националистом, а также самым важным чешским оперным композитором того поколения, которое приобрело известность в 1860-х годах. [21]
История
[ редактировать ]Ранний романтик
[ редактировать ]Переход венского классицизма к романтизму можно обнаружить в творчестве Людвига ван Бетховена . Многие типично романтические элементы встречаются в его произведениях впервые. Эти произведения противопоставляются вокальной музыке и представляют собой «претную» инструментальную музыку. По мнению Гофмана, чистая инструментальная музыка венской классической музыки, особенно музыки Бетховена , поскольку она свободна от материала и программы, является воплощением идеи романтического искусства. [22] Еще одним из важнейших представителей позднего классицизма и раннего романтизма является Франц Шуберт . Потому что только с ним в немецкоязычную оперу с его камерными произведениями , а позже и симфониями, вошли романтические черты . В этой области его творчество дополняют баллады Карла Лёве . Карл Мария фон Вебер сыграл важную роль в развитии немецкой оперы , особенно благодаря его популярному Freischütz. Кроме того, есть фантастически-ужасные материалы Генриха Маршнера и, наконец, жизнерадостная опера Альберта Лорцинга , а Луи Шпор стал известен главным образом благодаря своей инструментальной музыке. С классической музыкой по-прежнему связаны произведения Иоганна Непомука Гуммеля , Фердинанда Риса и француза Джорджа Онслоу .
Италия пережила расцвет оперы Бельканто в эпоху раннего романтизма, связанный с именами Джоаккино Россини , Гаэтано Доницетти и Винченцо Беллини . В то время как комические оперы Россини сегодня известны в первую очередь, часто только благодаря своим воодушевляющим увертюрам , Доницетти и Беллини преобладают по трагическому содержанию. Самым выдающимся итальянским композитором-инструменталистом того времени был легендарный «дьявольский скрипач» Никколо Паганини .Во Франции , с одной стороны, развивалась легкая комическая опера, ее представителями являются Франсуа-Адриан Буальдье , Даниэль-Франсуа-Эспри Обер и Адольф Адам , последний также известен своими балетами . Можно также процитировать известного эксцентричного композитора и арфиста Робера Николя-Шарля Бокса (семь опер). Кроме того, Гранд-опера представила помпезные декорации, балеты и большие хоры. Первым ее представителем был Гаспаре Спонтини , ее самый важный Джакомо Мейербер .
Развитие музыки в настоящее время также нашло подъем и в других европейских странах. Ирландец Джон Филд сочинил первые Ноктюрны для фортепиано , Фридрих Кулау работал в Дании, а швед Франц Бервальд написал четыре весьма своеобразные симфонии .
Высокий романтик
[ редактировать ]Высокий романтизм можно разделить на две фазы. На первом этапе настоящая романтическая музыка достигает своего пика. Польский композитор Фредерик Шопен исследовал ранее неизведанную глубину эмоций в своих характерных пьесах и танцах для фортепиано. Роберт Шуман , душевно погруженный в конце своей жизни, в личности, как и в музыке, представляет собой почти прототип страстного художника-романтика, омраченного трагедией. Его своеобразные фортепианные пьесы, камерные произведения и симфонии должны оказать неизгладимое влияние на следующее поколение музыкантов.
Ференц Лист также заложил основу прогрессивной « новой немецкой школы , выходец из немецкого меньшинства в Венгрии, был, с одной стороны, заядлым пианистом-виртуозом, но, с другой стороны, своими гармонически смелыми симфоническими стихами » . Программной музыке была также привержена техника Idée fixe (лейтмотив) француза Гектора Берлиоза , который также значительно расширил состав оркестра. Феликс Мендельсон снова был более ориентирован на формальный язык классицизма и стал образцом для подражания, особенно для скандинавских композиторов, таких как датчанин Нильс Вильгельм Гаде .В опере оперы Отто Николаи и Фридриха фон Флотова все еще доминировали в Германии, когда Рихард Вагнер написал свои первые романтические оперы. Ранние произведения Джузеппе Верди также все еще основывались на идеале бельканто старшего поколения. Во Франции « Лирическую оперу» разработали Амбруаз Тома и Шарль Гуно . Русская музыка нашла свой язык в операх Михаила Глинки и Александра Даргомышского .
Вторая фаза высокого романтизма протекает параллельно со стилем реализма в литературе и изобразительном искусстве. Во второй половине своего творения Вагнер теперь разработал свою технику лейтмотива , с помощью которой он скрепляет четырехчастное кольцо «Нибелунгов» , составленное без арий ; оркестр трактуется симфонически, хроматизм достигает своего предела в «Тристане и Изольде» . Целая толпа учеников находится под влиянием прогрессивных идей Вагнера, среди них, например, Петр Корнелиус . С другой стороны, возникла оппозиция со стороны многочисленных более консервативных композиторов, для которых Иоганнес Брамс , искавший логического продолжения классической музыки в симфонии, камерной музыке и песне, стал образцом масштаба благодаря глубине ощущения и мастерскому мастерству. техника композиции . В эту партию , среди прочих, Роберт Фолькман , Фридрих Киль , Карл Райнеке , Макс Брух , Йозеф Габриэль Райнбергер и Герман Гетц входят .
Кроме того, на сцену вышли важные одиночки, среди которых Антон Брукнер особенно выделяется . Хотя он и сторонник Вагнера, его ясный стиль существенно отличается от стиля этого композитора. Например, блочная инструментовка симфоний Брукнера основана на регистрах органа. В идеологической борьбе с противниками Вагнера его последователи изображали его двойником Брамса. Феликс Дрезеке Между партиями в композиции стоит и , который изначально писал «музыку будущего в классической форме», начиная с Листа.
Верди тоже достиг пути к стройной музыкальной драме , хотя и другим путем, чем Вагнер. Его огромная харизма заставила исчезнуть всех других композиторов в Италии, включая Амилькаре Понкьелли и Арриго Бойто , который также был либреттистом его поздних опер «Отелло» и «Фальстаф».Во Франции же светлая муза восторжествовала сначала в виде социально-критических оперетт Жака Оффенбаха . Лирическая опера нашла свою кульминацию в творчестве Жюля Массне , а в «Кармен» Жоржа Бизе впервые появился реализм. Луи Теодор Гуви построил стилистический мост к немецкой музыке. Оперы, симфонии и камерные произведения чрезвычайно разностороннего Камиля Сен-Санса , как и балеты Лео Делиба , были более ориентированы на традиции. Новые оркестровые краски нашли свое отражение в сочинениях Эдуарда Лало и Эммануэля Шабрие . родившийся в Бельгии, Сезар Франк, сопровождался возрождением органной музыки, которое продолжили Шарль-Мари Видор , позже Луи Вьерн и Шарль Турнемир. .
Особый национальный романтизм к настоящему времени сложился почти во всех странах Европы. Национальное русское течение, начатое Глинкой, было продолжено в России «Группой пяти »: Милий Балакирев , Александр Бородин , Модест Мусоргский , Николай Римский-Корсаков и Сезар Кюи . Более западноориентированными были Антон Рубинштейн и Петр Чайковский , чьи балеты и симфонии приобрели большую популярность. Бедржих Сметана основал чешскую своими операми и симфоническими стихами, ориентированными на Листа, национальную музыку. С другой стороны, в симфониях, концертах и камерных произведениях Антонина Дворжака примером является Брамс. В Польше Станислав Монюшко ведущим оперным композитором был , в Венгрии Ференц Эркель . В Норвегии родились самые известные композиторы Эдварда Грига , создателя лирических фортепианных произведений, песен и оркестровых произведений, таких как сюита «Пер-Гюнт»; и симфониста Брамса Голос Англии нашел отклик у симфониста , а также у причудливого [ по мнению кого? ] Оперетты Артура Салливана .
Поздний романтик
[ редактировать ]В позднем романтизме, также называемом постромантизмом, традиционные формы и элементы музыки еще больше растворяются. Типичными чертами являются все более красочная оркестровая палитра, все более расширяющийся диапазон музыкальных средств, распространение тональности до предела, преувеличенные эмоции и все более индивидуальный тональный язык отдельного композитора; музыка подведена к порогу современности .Таким образом, симфонии Густава Малера достигают неведомых ранее размеров, частично отказываются от традиционного четырехпредложения и часто содержат вокальные пропорции. Но за монументальным фасадом скрывается современная выразительность конца века . Эта психологическая выразительность содержится и в песнях Хьюго Вольфа , миниатюрных драмах для голоса и фортепиано. Более преданными традиции, особенно ориентированными на Брукнера, являются симфонии Франца Шмидта и Рихарда Ветца , тогда как Макс Регер в своих многочисленных инструментальных произведениях прибегал к полифонии Баха, но развивал ее гармонично чрезвычайно смело. Среди многочисленных композиторов преемника Регера Юлиус Вейсманн и Йозеф Хаас Выделяются . Среди выдающихся создателей позднеромантического звука также есть своеобразный Ганс Пфицнер . Несмотря на то, что он является традиционалистом и решительным противником современных течений, многие из его произведений весьма близки к музыкальному прогрессу того времени. Его преемником стали Вальтер Браунфельс , который в основном выступал как оперный композитор, и симфонист Вильгельм Фуртвенглер .Оперная сцена особенно подходила для обострения эмоций. Народные и сказочные оперы Энгельберта Гумпердинка , Вильгельма Кинцля и Зигфрида Вагнера , сына Рихарда Вагнера, были еще довольно хороши. Но даже Ойген д'Альберт и Макс фон Шиллингс раздражали нервы немецким вариантом веризма. Эротический символизм можно встретить в сценических произведениях Александра фон Цемлинского и Франца Шрекера . Рихард Штраус пошел еще дальше к пределам тональности в «Саломее» и «Электре», а затем пошел более традиционным путем в «Кавалере розы». В стиле, родственном творчеству Штрауса, композиции Эмиль Николаус фон Резничек и Пауль Грейнерс Показаны .
В Италии в это время все еще доминировала опера. Здесь развился веризм, преувеличенный реализм, который легко мог превратиться на оперной сцене в яркий и мелодраматический. Несмотря на свою обширную деятельность, Руджеро Леонкавалло , Пьетро Масканьи , Франческо Чилеа и Умберто Джордано стали известны только благодаря одной опере за раз. лишь творчество Джакомо Пуччини В репертуаре оперных театров полностью сохранилось , хотя его тоже часто обвиняли в сентиментальности. Несмотря на некоторые веристические работы, Эрманно Вольф-Феррари в основном считался возрождением оперы-буффа. Ферруччо Бузони , временно живущий в Германии защитник современной классики, оставил после себя довольно условное, малоигранное произведение. Таким образом, инструментальная музыка снова нашла свое место в итальянской музыке только благодаря Отторино Респиги , находившемуся под влиянием импрессионизма.
Термин «импрессионизм» пришел из живописи, и, как и там, он также развился в музыке во Франции. В произведениях Клода Дебюсси структуры растворились в тончайших нюансах ритма, динамики и тембра. Это развитие было подготовлено в творчестве Винсента д'Инди , Эрнеста Шоссона и, прежде всего, в песнях и камерной музыке Габриэля Форе . Все последующие французские композиторы в той или иной степени находились под влиянием импрессионизма. Самым важным среди них был Морис Равель , блестящий оркестровый виртуоз. Альберт Руссель сначала занимался экзотическими темами, прежде чем предвосхитил неоклассические тенденции, такие как Равель. Габриэль Пьерне , Поль Дюка , Шарль Кёхлин и Флоран Шмитт также занимались символическими и экзотичными восточными субстанциями. Одиночка Эрик Сати был создателем фортепианных пьес и кумиром следующего поколения. Тем не менее, импрессионизм часто относят к эпохе модерна, если не считать его собственной эпохой. Хьюберт Парри и ирландец Чарльз Вильерс Стэнфорд положили начало позднему романтизму в Англии, первый важный представитель которого появился в Англии. Эдвард Элгар . Возрождая ораторию и сочиняя симфонии и концерты, Фредерик Делиус посвятил себя особенно небольшим оркестровым образам со своим собственным вариантом импрессионизма. Этель Смит писала в основном оперы и камерную музыку в стиле, напоминающем Брамса. Ральф Воан Уильямс , чьи произведения были вдохновлены английскими народными песнями и музыкой эпохи Возрождения , стал самым выдающимся симфонистом своей страны. Густав Хольст включил в свою работу греческую мифологию и индийскую философию. Весьма своеобразными композиторскими личностями в период перехода к современности были также Хавергал Брайан и Фрэнк Бридж .
В России Александр Глазунов украсил свою традиционную композиционную технику красочной оркестровой палитрой. Мистик Александр Скрябин мечтал о синтезе красок, звука и ароматов. Сергей Рахманинов писал меланхолически-патетические фортепианные пьесы и концерты, полные опьяняющей виртуозности, тогда как фортепианные произведения Николая Метнера более лиричны.
В Чехии Леош Яначек , глубоко укоренившийся в музыке своей моравской родины, с развитием языковой мелодики в своих операх нашел новые области выражения. Местные звуки также безошибочно узнаваемы в музыке Зденека Фибиха , Йозефа Богуслава Ферстера , Витезслава Новака и Йозефа Сука . С другой стороны, в творчестве поляка Кароля Шимановского присутствует слегка болезненная экзотика и более поздняя классицистическая мера в творчестве поляка Кароля Шимановского .Самый выдающийся датский композитор — Карл Нильсен , известный своими симфониями и концертами. Еще более доминирующей в своей стране является позиция финна Яна Сибелиуса , также симфониста меланхолической выразительности и четкого линейного рисунка. В Швеции произведения Вильгельма Петерсона-Бергера , Вильгельма Стенхаммара и Хьюго Альфвена демонстрируют типичный нордический консерватизм, а норвежский христианин Синдинг также сочинял традиционно.
музыки Популярность испанской через долгое время снова возросла, сначала в фортепианных произведениях Исаака Альбениса и Энрике Гранадоса , затем в операх, балетах и оркестровых произведениях Мануэля де Фальи , под влиянием импрессионизма.
Наконец, появились и первые важные представители США вместе с Эдвардом Макдауэллом и Эми Бич . Но даже творчество Чарльза Айвза лишь частично принадлежало позднему романтизму — большая часть его уже была радикально современной и указывала далеко в ХХ век.
Школы
[ редактировать ]Новая немецкая школа
[ редактировать ]Новая немецкая школа представляла собой разрозненное собрание композиторов и критиков, неофициально возглавляемое Ференцем Листом и Рихардом Вагнером, которые стремились раздвинуть границы хроматической гармонии и программной музыки в отличие от абсолютной музыки , которая, по их мнению, достигла своего предела при Людвиге ван Бетховене . [23]
Эта группа также выступала за развитие и новаторство симфонической поэмы , преобразование тематическое музыкальной формы и радикальные изменения в тональности и гармонии . [24]
Другими важными членами этого движения являются критик Ричард Пол и композиторы Феликс Дрезеке , Юлиус Ройбке , Карл Клиндворт , Уильям Мейсон и Питер Корнелиус .
Немецкие консерваторы
[ редактировать ]Консерваторы представляли собой широкую группу музыкантов и критиков, поддерживавших художественное наследие Роберта Шумана, приверженного сочинению и пропаганде абсолютной музыки . [25]
Они верили в то, что продолжат идти по стопам Людвига ван Бетховена и создавать симфонический жанр в классическом стиле, хотя и будут использовать свой собственный музыкальный язык. [26]
Наиболее видными членами этого кружка были Иоганнес Брамс , Йозеф Иоахим , Клара Шуман и Лейпцигская консерватория , основанная Феликсом Мендельсоном .
Могучая пятерка
[ редактировать ]Могучая пятерка — группа русских композиторов со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге , которые сотрудничали друг с другом с 1856 по 1870 год, чтобы создать отчетливо русский национальный стиль классической музыки . Они часто расходились с Петром Ильичем Чайковским, который предпочитал более западный подход к классической композиции.
под руководством Милия Балакирева В состав группы также входили Сезар Кюи , Модест Мусоргский , Николай Римский-Корсаков и Александр Бородин .
Беляевский кружок
[ редактировать ]Беляевский кружок представлял собой общество русских музыкантов, которые собирались в Санкт-Петербурге в 1885 и 1908 годах и стремились продолжить развитие национального русского стиля классической музыки, следуя по стопам «Могучей пятерки», хотя они были гораздо более терпимы к западным композиционным принципам. стиль Чайковского .
Эту группу основал российский музыкальный издатель, меценат Митрофан Беляев . Двумя важнейшими композиторами этого коллектива были Николай Римский-Корсаков и Александр Глазунов . В состав группы также входили Владимир Стасов , Анатолий Лядов , Александр Оссовский , Витольд Малишевский , Николай Черепнин , Николай Соколов и Александр Винклер .
Переход к модернизму
[ редактировать ]Во второй половине XIX века некоторые выдающиеся композиторы начали исследовать пределы традиционной тональной системы. Важные примеры включают Тристана и Изольду. [27] Рихарда Вагнера и Багатель без тональности [28] Ференц Лист . Этот предел был окончательно достигнут в период позднего романтизма, когда прогрессивная тональность демонстрируется в произведениях таких композиторов, как Густав Малер . [29] Благодаря этим событиям романтизм, наконец, начал распадаться на несколько новых параллельных движений, сформировавшихся в ответ, что привело к модернизму .
Некоторые известные движения, сформировавшиеся в ответ на крах романтизма, включают экспрессионизм с Арнольдом Шенбергом и Второй венской школой , которые были его главными промоутерами, и примитивизм с Игорем Стравинским, который был его самым влиятельным композитором.
Жанры
[ редактировать ]Симфония
[ редактировать ]Доведенная до высшей степени Людвигом ван Бетховеном , симфония становится самой престижной формой, которой посвящают себя многие композиторы. Наиболее консервативное отношение к бетховенской модели имеют такие композиторы, как Франц Шуберт , Феликс Мендельсон , Роберт Шуман , Камиль Сен-Санс и Иоганнес Брамс . Другие проявляют воображение, которое заставляет их выйти за эти рамки, по форме или по духу: самым смелым из них является Гектор Берлиоз .
Наконец, некоторые также расскажут историю в своих симфониях; подобно Ференцу Листу , они создадут симфоническую поэму , новый музыкальный жанр, обычно состоящий из одной части и вдохновленный темой, персонажем или литературным текстом. Поскольку симфоническая поэма артикулируется вокруг лейтмотива (музыкального мотива, обозначающего персонажа, например героя), ее следует сравнивать с музыкой с симфонической программой.
Ложь
[ редактировать ]Этот музыкальный жанр появился в результате эволюции фортепиано к фортепиано в романтический период. Песня – вокальная музыка , чаще всего сопровождаемая этим инструментом. Пение взято из романтических стихов и такой стиль позволяет максимально приблизить голос к чувствам. Одним из первых и самых известных композиторов-лидеров является Франц Шуберт , вместе с Эрлкёнигом , однако многие другие композиторы-романтики посвятили себя жанру лжи, такие как Сен-Санс , Дюпарк , Роберт Шуман , Иоганнес Брамс , Гуго Вольф , Густав Малер и Рихард Штраус .
Концерт
[ редактировать ]Именно Бетховен открывает романтический концерт своими пятью фортепианными концертами (особенно пятым ) и скрипичным концертом многие черты классицизма , в которых все еще можно узнать . Его примеру следуют многие композиторы: концерт соперничает с симфонией в репертуаре крупнейших оркестровых коллективов .
Наконец, концерт позволит композиторам-инструменталистам раскрыть свою виртуозность, таким как Никколо Паганини на скрипке, Фредерик Шопен , Роберт Шуман и Ференц Лист на фортепиано.
Ноктюрн
[ редактировать ]Ноктюрн Джон представлен как недолговечное конфиденциальное произведение, которое одним из первых начал культивировать ирландский композитор . Филд Погруженный в атмосферу ночи, атмосферу, привилегированную романтиками, он часто имеет структуру ABA, с очень гибкой и богато украшенной мелодией , сопровождаемой левой рукой с волнообразными арпеджио . Темп обычно медленный , а центральная часть часто более возбуждена.
Фредерик Шопен создал самую известную форму ноктюрнов. Он написал 21 произведение с 1827 по 1846 год. Сначала публикуются сериями по три (опусы 9 и 15), затем они группируются по парам (опусы 27, 32, 37, 48, 55, 62).
Балет
[ редактировать ]Романтический балет развивался на протяжении 19 века, особенно такими композиторами, как Петр Ильич Чайковский в России и Лео Делиб во Франции.
Опера
[ редактировать ]Франция
[ редактировать ]В XIX веке оперу охватил романтизм, и одним из ее главных центров стал Париж . Большинство романтических опер были написаны композиторами, живущими во Франции, такими как Луиджи Керубини , Гаспаре Спонтини , Франсуа-Адриан Буалдье и Даниэль-Франсуа-Эспри Обер . Апогей стиля великих опер отмечен произведениями Джакомо Мейербера . Гектора Берлиоза сначала « Троянцы» были проигнорированы, Бенвенуто Челлини обсуждается во время премьеры, а Шарля Гуно » «Фауст — одна из самых популярных французских опер середины XIX века.
Во второй половине XIX века Жорж Бизе совершит революцию в опере с Кармен: «местный колорит, основанный на использовании испанских песен и танцев», по словам Ницше, это «луч средиземноморского света, рассеивающий туман вагнеровского идеала». . Интерес к произведениям «местного колорита» подтверждается « Лакме» Лео Делиба , «Самсоном и Далилой» Камиля Сен-Санса . Самым продуктивным французским оперным композитором последней половины века был Жюль Массне, сочинявший такие произведения, как «Манон» , «Вертер» и «Таис» .
Жак Оффенбах , написавший «Сказки Гофмана» , зарекомендовал себя как мастер французской оперно-комической эпохи XIX века, изобретя новый жанр — французскую оперную еду, которую позже спутали с опереттой.
В начале 20-го века от романтизма во Франции постепенно отказались в пользу других течений, таких как импрессионизм или символизм , в частности, в » Клода Дебюсси ( «Пеллеасе и Мелизанде 1902).
Германия
[ редактировать ]Карл Мария фон Вебер вместе с «Вольным стрелком» (1821) создает первую немецкую романтическую оперу; первой значимой оперой является ( » Бетховена «Фиделио 1805), единственное оперное произведение этого композитора.
Рихард Вагнер из журнала Der fliegende Hollander представляет лейтмотив и процесс «циклической мелодии». Он производит революцию в опере по продолжительности и инструментальной мощи. Его главное произведение «Тетралогия» — одна из вершин немецкой оперы. Он создает «музыкальную драму», в которой оркестр теперь становится таким же действующим лицом, как и персонажи. В 1876 году был создан Байройтский фестиваль, посвященный эксклюзивному представлению произведений Вагнера.
Влияние Вагнера сохраняется практически во всех операх, даже в «Гензеле и Гретель» Энгельберта Хумпердинка . Доминирующей фигурой тогда является Рихард Штраус , который использует оркестровку и вокальную технику, аналогичные тем, которые использовал Вагнер в «Саломее» и «Электре», развивая при этом свой собственный путь. «Кавалер розы» — произведение Штрауса, имевшее в то время самый яркий успех.
Италия
[ редактировать ]Итальянский романтизм начинается с Джоаккино Россини, написавшего такие произведения, как «Севильский цирюльник» и «Золушка» . Он создал стиль « бельканто », стиль, перенятый его современниками Винченцо Беллини и Гаэтано Доницетти .
Однако лицом итальянской оперы является Джузеппе Верди , чей хор рабов в «Набукко » является очень важным гимном всей Италии. Трилогия «Риголетто» , «Трубадур» и «Травиата» входит в число его главных произведений, но пика своего творчества он достигает в «Отелло» и «Фальстафе» в конце своей карьеры. Он наполнил свои произведения беспрецедентной драматической энергией и ритмической жизненной силой.
Во второй половине XIX века Джакомо Пуччини , бесспорный преемник Верди, переходит от реализма к веризму . «Богема» , «Тоска» , «Мадам Баттерфляй » и «Турандот» — мелодичные оперы, наполненные эмоциями.
Другие страны
[ редактировать ]Другие произведения национального вдохновения:
- В России развивается национальная школа с Михаилом Глинкой , автором «Жизни за царя» , «Руслана и Людмилы» . Другие великие русские произведения: «Садко » Николая Римского-Корсакова , «Князь Игорь» Александра Бородина , «Борис Годунов» Модеста Мусоргского , «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Петра Ильича Чайковского .
- В Чехии национальный дух олицетворяют «Проданная невеста» Бедржиха Сметаны , «Русалка» Антонина Дворжака , «Шарка» Зденека Фибиха и «Енуфа» Леоша Яначека .
- В Великобритании , Майкл Уильям Балф , написавший «Богемскую девушку» выдающуюся британскую романтическую оперу. Он также сочиняет музыку для французской сцены.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Романтический период» . Easternnct.edu . Проверено 27 февраля 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Коллиссон, Стив; Чилингиран, Левон ; О'Донован, Мэтью; Холл, Джордж; Хейс, Малькольм; Ланкестер, Майкл; Лучмайер, Карл ; Макгоуэн, Кейт ; Огано, Куми (2022). Книга классической музыки . Нью-Йорк: ДК . стр. 168–169. ISBN 978-0-7440-5633-4 .
- ^ Траскотт, Гарольд (1961). «Форма в романтической музыке». Исследования романтизма . 1 (1): 29–39. дои : 10.2307/25599538 . JSTOR 25599538 .
- ^ «Романтизм – Музыка» . Британская энциклопедия . Проверено 9 ноября 2021 г.
- ^ Кравитт, Эдвард Ф. (1972). «Влияние натурализма на музыку и другие искусства в эпоху романтизма». Журнал эстетики и художественной критики . 30 (4): 537–543. дои : 10.2307/429469 . JSTOR 429469 .
- ^ Гутек, Джеральд Ли (1995). История западного образовательного опыта (2-е изд.). Проспект-Хайтс, Иллинойс: Waveland Press. ISBN 0-88133-818-4 . OCLC 32464830 .
- ^ Николс, Эштон. « Рычащие аллигаторы и горящие тигры: поэзия и наука от Уильяма Бартрама до Чарльза Дарвина» . Труды Американского философского общества . 149 (3): 304–315.
- ^ Ротштейн, Уильям; Сэди, Стэнли; Тиррелл, Джон (2001). «Статьи о Шенкере и шенкеровской теории в Словаре музыки и музыкантов Нью-Гроув , 2-е издание». Журнал теории музыки . 45 (1): 204. дои : 10.2307/3090656 . ISSN 0022-2909 . JSTOR 3090656 .
- ^ Уайлдридж, доктор Джастин (18 апреля 2019 г.). «Классическая и романтическая музыка (различия между классической и романтической музыкой)» . КУМУЗ . Проверено 17 октября 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Уайлдридж, доктор Джастин (15 июля 2018 г.). «Особенности музыки эпохи романтизма - CMUSE» . Cmuse.org . Проверено 9 ноября 2021 г.
- ^ «Композиторы о природе» . Весь классический Портленд . Проверено 9 ноября 2021 г.
- ^ Бойд, Делан (1 мая 2016 г.). «Жуткие разговоры: изображения сверхъестественного в диалоговых песнях девятнадцатого века» . Студенческие исследования, творческая деятельность и исполнительство - Музыкальная школа : 9–13.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Романтический период музыки» . Connollymusic.com . Проверено 16 ноября 2021 г.
- ^ Хаммонд, Кэтрин (1965). Форма сонаты и ее использование в первых семнадцати фортепианных сонатах Бетховена (магистерская диссертация). Университет штата Юта. стр. 26–28. дои : 10.26076/6295-2596 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Шмидт-Джонс, Кэтрин (2006). Введение в теорию музыки . Рассел Джонс. [США]: Связи. ISBN 1-4116-5030-1 . OCLC 71229581 .
- ^ Янг, Перси Маршалл (1967). История британской музыки . п. 525. OCLC 164772776 .
- ^ Янг, Перси Маршалл (1967). История британской музыки . п. 527. OCLC 164772776 .
- ^ «Салонен о Сибелиусе: Финляндия » . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . 1 декабря 2006 года . Проверено 4 августа 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Махлис, Джозеф (1990), Записи для удовольствия от музыки и партитуры Нортона , Нортон, ISBN 0-393-99165-2 , OCLC 1151514105
- ^ Грюнфельд, Фредерик В. (1974). Музыка . Нью-Йорк: Newsweek Books. стр. 112–113. ISBN 0-88225-101-5 . OCLC 908483 .
- ^ Оттлова, Марта; Поспишил, Милан; Тиррелл, Джон (2001). Сметана, Бедрич . Оксфордская музыка онлайн. Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.52076 .
- ^ ETA Хоффманн о Пятой симфонии Бетховена. 16 апреля 2020 г., дата обращения 2 декабря 2021 г.
- ^ Брендель (1858) , с. 111
- ^ Сирл , 11:28–29.
- ^ Бургер, Эрнст (1999). Роберт Шуман . Майнц: Шотт. п. 334.
- ^ Бондс, Нью-Гроув (2001), 24:835, 837.
- ^ Миллингтон 1992, с. 301.
- ^ Сирл, Нью-Гроув 11:11:39.
- ^ Уильям Киндерман и Харальд Кребс, ред. (1996). Вторая практика тональности девятнадцатого века, стр.9. ISBN 978-0-8032-2724-8
- ^ «Джованни Больдини, 160 работ на выставке в Витториано» . Corriere della Sera (на итальянском языке). 26 марта 2017 года . Проверено 31 июля 2023 г.
- Бирд, Дэвид и Кеннет Глоаг. 2005. Музыковедение: ключевые понятия . Корнуолл: Рутледж.
- Кейси, Кристофер. 2008. «Греческое величие и грубая трата старых времен»: Британия, мрамор Элгина и послереволюционный эллинизм». Фундаменты 3, вып. 1 :31–64 (по состоянию на 24 сентября 2012 г.).
- Ребенок, Фред. 2006. « Салонен о Сибелиусе ». Выступление сегодня . Национальное общественное радио.
- Британская энциклопедия (б. д.). «Романтизм» . Britannica.com . Проверено 24 августа 2010 г.
- Фельд, Марлон. и « Краткое изложение истории западной классической музыки ». Ссылка предоставлена Джоном Ито, «Музыкальные гуманитарные науки», раздел 16. Нью-Йорк: Колумбийский университет (по состоянию на 11 апреля 2016 г.).
- Гретри, Андре-Эрнест-Модест . 1789. Мемуары, или Очерк музыки . 3 рейса. Париж: Chez l'auteur, de L'Imprimerie de la République, 1789. Второе, расширенное издание, Париж: Imprimerie de la République, Pluviôse, 1797. Переиздано, 3 тома, Париж: Verdiere, 1812; Брюссель: Уэлен, 1829 г. Факсимиле издания 1797 г., серия переизданий музыки Da Capo Press. Нью-Йорк: Da Capo Press, 1971. Переиздание факсимиле в 1 томе брюссельского издания 1829 года, Bibliotheca musica Bononiensis, Sezione III no. 43. Болонья: Форни Эдиторе, 1978.
- Грюнфельд, Фредерик В. 1974. Музыка . Нью-Йорк: Newsweek Books. ISBN 0-88225-101-5 (ткань); ISBN 0-88225-102-3 (люкс).
- Гутек, Джеральд Ли. 1995. История западного образовательного опыта , второе издание. Проспект-Хайтс, Иллинойс: Waveland Press. ISBN 0-88133-818-4 .
- Гофман, Эрнст Теодор Амадей . 1810. «Рецензия: Симфония для 2-х скрипок, 2-х скрипок, виолончели и контр-скрипки, 2-х флейт, малой флейты, 2-х гобоя, 2-х кларнетов, 2-х фаготов, контрафагота, 2-х валторн, 2-х труб, литавр и 3-х труб», сочиненная и посвященная и т. д. Луи ван Бетховена в Лейпциге, в Брайткопфе и Хертеле, Работа 67. № 5 Симфоний. Allgemeine musikalische Zeitung 12, вып. 40 (4 июля), столб. 630–42 [Der Beschluss folgt.]; 12, нет. 41 (11 июля), столб. 652–59.
- Кравитт, Эдвард Ф. 1992. « Романтизм сегодня ». Музыкальный ежеквартальный журнал 76, вып. 1 (Весна): 93–109. (требуется подписка)
- Левин, Дэвид. 1959. История как романтическое искусство: Бэнкрофт, Прескотт и Паркман . Стэнфордские исследования в области языка и литературы 20, Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. Перепечатано как книга-предвестник, Нью-Йорк: Harcourt, Brace & World Inc., 1963. Перепечатано, Нью-Йорк: AMS Press, 1967.
- Махлис, Джозеф. 1963. Наслаждение музыкой (5-е изд.). Нью-Йорк: WW Нортон.
- Николс, Эштон. 2005. «Рычащие аллигаторы и горящие тигры: поэзия и наука от Уильяма Бартрама до Чарльза Дарвина». Труды Американского философского общества 149, вып. 3:304–15.
- Оттлова, Марта, Джон Тиррел и Милан Поспишил. 2001. «Сметана, Бедржих [Фридрих]». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Издательство Macmillan.
- Филипс, Эбби. 2011. « Космическая бомба: истина лежит где-то посередине ». Новости RVA: Хоакин в Мемфисе. (по состоянию на 5 октября 2015 г.)
- Самсон, Джим. 2001. «Романтизм». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла. Лондон: Издательство Macmillan.
- Шмидт-Джонс, Кэтрин и Рассел Джонс. 2004. Введение в теорию музыки . [Хьюстон, Техас]: Проект Connexions. ISBN 1-4116-5030-1 .
- Сирл, Хамфри , «Лист, Франц». 1980. Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Издательство Macmillan.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Адлер, Гвидо . 1911. Стиль в музыке . Лейпциг: Breitkopf & Härtel.
- Адлер, Гвидо. 1919. Метод истории музыки . Лейпциг: Breitkopf & Härtel.
- Адлер, Гвидо. 1930. Справочник по истории музыки , второе, тщательно переработанное и значительно расширенное издание. 2 тома. Берлин-Вильмерсдорф: Х. Келлер. Перепечатано, Тутцинг: Шнайдер, 1961.
- Блюм, Фридрих . 1970. Классическая и романтическая музыка , перевод доктора медицины Гертера Нортона из двух эссе, впервые опубликованных в журнале «Музыка в истории и современности» . Нью-Йорк: WW Нортон.
- Бойе, Жан-Поль. 1961. «Романтизм». Энциклопедия музыки под редакцией Франсуа Мишеля совместно с Франсуа Лежером и Владимиром Федоровым, 3: 585–87. Париж: Фаскель.
- Брендель, Франц (1858). «Симфонические стихи Ф. Листа». Новый журнал о музыке . 49 : 73–76, 85–88, 97–100, 109–112, 121–123, 133–136 и 141–143.
- Каваллетти, Карло. 2000. Шопен и романтическая музыка в переводе Анны Марии Салмери Ферсон. Хауппож, Нью-Йорк: Образовательная серия Бэррона. (Твердый переплет) ISBN 0-7641-5136-3 ; ISBN 978-0-7641-5136-1 .
- Дальхаус, Карл . 1979. «Неоромантизм». Музыка XIX века 3, вып. 2 (ноябрь): 97–105.
- Дальхаус, Карл. 1980. Между романтизмом и модернизмом: четыре исследования музыки позднего девятнадцатого века , перевод Мэри Уиттолл в сотрудничестве с Арнольдом Уиттолл; также с Фридрихом Ницше , «О музыке и словах» в переводе Вальтера Арнольда Кауфмана. Калифорнийские исследования музыки XIX века 1. Беркли: Калифорнийский университет Press. ISBN 0-520-03679-4 (ткань); 0520067487 (пбк). Оригинальное немецкое издание под названием « Между романтизмом и современностью: четыре исследования по истории музыки конца XIX века» . Мюнхен: музыкальное издательство Katzbichler, 1974.
- Дальхаус, Карл. 1985. Реализм в музыке девятнадцатого века , перевод Мэри Уиттолл. Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-26115-5 (ткань); ISBN 0-521-27841-4 (пбк). Оригинальное немецкое издание под названием « Музыкальный реализм: по истории музыки XIX века» . Мюнхен: Р. Пайпер, 1982. ISBN 3-492-00539-X .
- Дальхаус, Карл. 1987. Обзор без названия на книгу Леона Плантинги « Романтическая музыка: история музыкальных стилей в Европе девятнадцатого века» и «Антология романтической музыки» в переводе Эрнеста Сандерса. Музыка XIX века 11, вып. 2:194–96.
- Эйнштейн, Альфред . 1947. Музыка в эпоху романтизма . Нью-Йорк: WW Нортон.
- Чувак, Мартин. 1998. «Реализм». Музыка в прошлом и настоящем: Общая энциклопедия музыки Фридриха Блюма , второе, исправленное издание, под редакцией Людвига Финшера . Тематическая часть 8: Кер – Сви, столбцы. 91-99. Кассель, Базель, Лондон, Нью-Йорк, Прага: Bärenreiter; Штутгарт и Веймар: Мецлер. ISBN 3-7618-1109-8 (Всадник на медведе); ISBN 3-476-41008-0 (Мецлер).
- Граут, Дональд Джей . 1960. История западной музыки . Нью-Йорк: WW Norton & Company, Inc.
- Лэнг, Пол Генри . 1941. Музыка в западной цивилизации . Нью-Йорк: WW Нортон.
- Мейсон, Дэниел Грегори. 1936. Композиторы-романтики . Нью-Йорк: Макмиллан.
- Плантинга, Леон . 1984. Романтическая музыка: история музыкального стиля в Европе девятнадцатого века . Введение Нортона в историю музыки. Нью-Йорк: WW Нортон. ISBN 0-393-95196-0 ; ISBN 978-0-393-95196-7 .
- Розен, Чарльз . 1995. Романтическое поколение . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-77933-9 .
- Румменхеллер, Питер. 1989. Романтизм в музыке: анализы, портреты, размышления . Мюнхен: немецкое издательство в мягкой обложке; Кассель и Нью-Йорк: Bärenreiter. ISBN 978-3-7618-1236-5 (Всадник на медведе); ISBN 978-3-7618-4493-9 (издатель в мягкой обложке); ISBN 978-3-423-04493-6 (издатель в мягкой обложке).
- Спенсер, Стюарт. 2008. «Романтические оперы и поворот к мифу». В «Кембриджском спутнике Вагнера » под редакцией Томаса С. Грея, 67–73. Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-64299-X (ткань); ISBN 0-521-64439-9 (пбк).
- Вагнер, Рихард . 1995. Опера и драма в переводе Уильяма Эштона Эллиса. Линкольн: Издательство Университета Небраски. Первоначально опубликовано как второй том « Прозаических произведений» Рихарда Вагнера (Лондон: Kegan Paul, Trench, Trubner & Co., 1900), перевод из Gesammelte Schriften und Dichtungen (Лейпциг, 1871–73, 1883).
- Варрак, Джон. 2002. «Романтизм». Oxford Companion to Music под редакцией Элисон Лэтэм. Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-866212-2 .
- Венерт, Мартин. 1998. «Романс и романтик». Музыка в прошлом и настоящем: общая энциклопедия музыки, основанная Фридрихом Блюме , второе переработанное издание. Тематическая часть 8: Кер – Сви, столбцы. 464-507. Базель, Кассель, Лондон, Мюнхен и Прага: Bärenreiter; Штутгарт и Веймар: Мецлер.