Музыка Зимбабве
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2021 г. ) |
Зимбабвийская музыка во многом зависит от использования таких инструментов, как мбира , барабаны нгома и хошо . Их музыка символизирует гораздо больше, чем простой ритм, поскольку музыка в стиле фолк и поп использовалась как символ надежды для зимбабвийцев, стремящихся получить независимость от Родезии . [1] Музыка сыграла значительную роль в истории Зимбабве: от жизненно важной роли в традиционной церемонии Бира, используемой для вызова духов предков, до песен протеста во время борьбы за независимость. [2] Сообщество в Зимбабве использовало музыку, чтобы выразить свое сопротивление угнетению, как одно из единственных орудий, с помощью которых они могли дать отпор. [1] В восьмидесятые годы музыка Зимбабве была в центре африканской музыкальной сцены благодаря таким жанрам, как сунгура и джит. Однако несколько исполнителей были запрещены государственным телевидением и радио, что привело к закрытию нескольких музыкальных площадок. [3]
Музыкальные жанры
[ редактировать ]Камень
[ редактировать ]Некоторые известные зимбабвийские рок-группы — Dividing The Element, Evicted, Flying Bantu и Chikwata-263. [4] [5]
Кролик
[ редактировать ]Сунгура — самый популярный музыкальный жанр в Зимбабве. Оно возникло в 1953 году, в период формирования региональной идентичности. [6] Это местный жанр музыкальной индустрии Зимбабве. Музыка Сунгура стала популярной в начале 1980-х годов, ее пионерами стали фронтмен Эфраим Джо и его группа Sungura Boys, участниками которой были многие известные будущие хит-мейкеры. [7] В их список входил Джон Чибадура (гитара). Саймон Чимбету (гитара и вокал), Найсон Чимбету, Ронни Гатаката, Мишель Джамбо (ударные), Эфраим Джо (гитара), Мозес Мараша (бас), Невер Мойо (соло-гитара), Бата Синфирио (ритм-гитара), Систем Тазвида (гитара и вокал ). вокал).
Khiama Boys стали естественными преемниками Sungura Boys после их распада в середине восьмидесятых. В состав группы войдут System Tazvida (ритм-гитара), Cephas Karushanga, Николас Захария (ведущая гитара), Алик Мачесо (бас), Сайлас Чаканьюка (ударные) и Захария Закария (суб-ритм-гитара). Многие из этих артистов сделали успешную карьеру в своих группах, в то время как Николас Захария остался лидером группы и по-прежнему активен по состоянию на 2008 год.
Джеймс Чимомбе , чьи романтические баллады и влиятельная гитарная мелодия сунгура (состоящая из соло, ритма и баса), сделали его фаворитом в конце 80-х. Среди других известных артистов - Зексие Манаца, Тиней Чикупо, Пол Матавире, Zvishavane Sounds и Девера Нгвена Джона Мойо и другие.
В десятилетии 90-х доминировали такие музыканты, как Леонард Дембо , искрометные Khiama Boys, ветеран Саймон Чимбету, а затем начинающие артисты Алик Мачесо , Тонгай Мойо и Сомандла Ндебеле . Одной из звезд десятилетия стал Леонард Жаката , чей музыкальный проект стал спин-оффом двойной пьесы. [ нужны разъяснения ] Maungwe Brothers , коллектив, возглавляемый Закатой и его двоюродным братом Томасом Макионом . Среди других популярных групп были Pengaudzoke, The Wrist Brothers, Zimbabwe Chachacha Kings, Аарон Чинамира, King Pharao, Хосия Чипанга, Стабиен Мавайр и Пол Мпофу, и это лишь некоторые из них. Десятилетие с 2000 года по настоящее время характеризовалось борьбой за корону королевского сана Сунгура между двумя самыми выдающимися музыкантами Сунгура того десятилетия, Аликом Мачесо и Тонгаи Мойо. Поскольку они доминировали в продажах, посещаемости туров и концертов, критика и контркритика со стороны артистов на концертах и в некоторых записанных материалах являются убедительным доказательством их вражды, сродни войне BIG против Тупака в американском хип-хопе 90-х.
Среди других художников, появившихся в этом десятилетии, - Джозеф Гаракара , Сулуман Чимбету (сын Симона), Аллан Чимбету (брат Саймона), Трисон Чимбету (сын Нэйсона), Цефас Машакада, Гифт Амули, Ховард и Татенда Пиндизи, Первый Фараи, а также Джосфат. и Дайтон Соманже , фронтмены Pengaudzoke, занимавшиеся сольной карьерой. Алик Мачесо в значительной степени доминировал на сцене, создавая популярные танцевальные хореографии, такие как «Borrowdale», «Razor Wire», «Zoraaa Butter», «Femba Bute» и «Kedebu», которые имитируют повседневную рутину зимбабвийской жизни. Появляется новое поколение исполнителей Сунгура, на которое во многом повлиял особый стиль ведущей бас-гитары Мачесо. В это поколение входят такие художники, как Марк Нгвази, Тендай Нгвази, Питер Мойо (сын Тонгаи), Саймон Мутамби, Ромео Гаса, Шугар Сахар, Джейкоб Мойана и Фрэнсис «Сломо» Дакка и другие. Этот жанр получает все большее международное признание, и его пробуют на себе некоторые иностранцы. Среди них следует выделить Эйрика Хоффа Уолмсинса «Эрики» из Норвегии и индийца Дхиана Кумара.
Систем Тазвида, Саймон Чимбету, Джеймс Чимомбе, Тонгай Мойо, Пол Матавире, Джон Чибадура, Леонард Дембо и Томас Макион - все умерли. Также стоит отметить, что в Зимбабве возникла новая волна сунгура, получившая название Trap Sungura, подпитываемая Tanto Wavie .
Мне жаль
[ редактировать ]Имбубе был создан зимбабвийцами, когда они еще формально были частью родезийской культуры. [8] Этот жанр состоял из певцов-мужчин в стиле акапелла, который отличался от большей части типичной музыки того времени, формировавшейся на уникальных инструментах. В это время многие мужчины Зимбабве работали в шахтах по многу часов. Они сформировали Imbube, подпевая вместе, чтобы скоротать время. Вокал, доносившийся из пещер, раздавался эхом, обеспечивая лучшее качество, и побуждал мужчин продолжать петь эти веселые мелодии. Время от времени шахтеры пели песни о социальной справедливости, но большинство в целом были счастливы и использовали их в качестве развлечения.
Джит
[ редактировать ]Джит , также известный как бит Хараре , — это общий термин для поп-музыки с электрогитарой. [9] и включает в себя такие популярные группы, как New Black Eagles , Mike Mopo и Four Brothers (группу, которую диджей британского радио Джон Пил назвал «лучшей концертной группой в мире»). [10] ). На международном уровне The Bhundu Boys, безусловно, являются самыми известными джазовыми исполнителями и работали со многими американскими и британскими музыкантами. Известными недавними группами, придумавшими звук Jit, являются Nehoreka, которые сочетают традиционный Jit со звуками фанка, а также Mokoomba и Q Montana. В честь этого стиля был назван фильм 1990 года «Джит» .
Афро-джаз (зимбабвийский джаз)
[ редактировать ]Зимбабвийский джаз , также известный как афро-джаз, — это зимбабвийская музыка, на которую повлиял стиль городского ритма, который развился в южной части Африки за последнее столетие. Можно также проследить сходство с Kwela, уличной музыкой из южной части Африки, основанной на свистке , с джазовой основой и характерным ритмом, напоминающим скиффл. Он также тесно связан с мараби , названием стиля клавишных инструментов (часто с использованием дешевых педальных органов), который имел музыкальную связь с американским джазом, рэгтаймом и блюзом и имел глубокие корни в африканской традиции. Ранние музыканты мараби были частью андеграундной музыкальной культуры и обычно не записывались. Примером такого художника начала 1940-х годов является Август Мусарува из Скокиаана . Она продолжала развиваться, и черты этой музыки можно увидеть в произведениях его внука, принца Кудакваше Мусарувы .
Центр Пакаре Пайе занимается распространением зимбабвийского джаза среди молодых музыкантов с 2004 года, его основал афро-джазовый музыкант Оливер Мтукудзи . [11]
Революционная музыка
[ редактировать ]Музыка Чимуренга - это жанр, разработанный Томасом Мапфумо, названный в честь слова на языке шона, обозначающего борьбу. [2] Мапфумо и его группа The Blacks Unlimited разработали стиль музыки, основанный на традиционной музыке мбира , но играемый с использованием современных электрических инструментов, а тексты песен характеризуются социальными и политическими комментариями. Музыка Мапфумо была «инструментом освободительной войны», критикующей родезийское правительство Яна Смита , но после обретения независимости перешла к высказываниям о предполагаемой коррупции и бесхозяйственности зимбабвийского правительства Роберта Мугабе . [2] [12]
Отправить музыку
[ редактировать ]Туку Мтукудзи был плодовитым рекордсменом, который также снимался в таких фильмах, как «Джит» . Он играл во множестве стилей и был известен своими проникновенными текстами; например, он написал вторую песню о СПИДе в Зимбабве после Пола Матавира хита «Yakauya AIDS iriko».
Зимдансхолл
[ редактировать ]Zimdancehall - это зимбабвийская музыка, на которую повлияла ямайская танцевальная музыка, она также известна как Мангома. Часто возникают споры по поводу происхождения Зимдансхолла в Зимбабве. Среди известных исполнителей Zimdancehall - Winky D и Soul Jah Love .
Румба
[ редактировать ]Африканская румба , или «Сукос», в основном ассоциируется с Демократической Республикой Конго, но ее популярность вдохновила на создание собственного бренда румбы в Зимбабве среди таких музыкантов, как Саймон Чимбету , Папа Хосе и Леонард Карикога Джаката . Соукос оказал влияние на других артистов, таких как семья RUNN .
Евангелие
[ редактировать ]Музыка госпел стала популярной в Зимбабве в конце 1980-х годов. Джонатана Вутавунаше называют «первой настоящей звездой госпела в Зимбабве». [2] Среди других популярных музыкантов этого жанра — Джордан Чатайка , Фридом Сенгвайо, Механик Маньеруке и Брайан Сибало . [13]
В начале девяностых появились новые звезды госпела в образе Айви Комбо - Мойо и Кэрол Муджокоро из EGEA gospel Train, чей дебютный альбом Mufudzi Wangu был выпущен в 1993 году и содержит такие треки, как «Be Thou My Vision», «Ndotarisa Kumakomo». и «Утизиро» среди других. Эти двое продолжили успешную сольную музыкальную карьеру и выпустили "Ndaidziwanepi Nyasha" и "Ropa RaJesu" в качестве своих дебютных сольных альбомов соответственно.
В число исполнителей Евангелия, появившихся в середине девяностых, входят пастор Хайса (Лоуренс Хайса) , Брат Сэм с его хитами «Makanaka Jesu» и «Cherechedza», Элиас Мусаква , Рита Шонхива , «Евангельская труба», известная как «Роза Шарона», и Шингисай Сулума. который стал популярным только в начале 21 века благодаря хиту «Mirira Mangwanani»; хотя впервые она записалась в девяностых.
В конце девяностых Чарльза Чарамбы популярность , восходящего артиста, возросла, и в настоящее время он является рекордсменом по продажам госпелов. Его музыка стала популярной в первое десятилетие 21 века, скорее всего, благодаря его современному стилю, основанному на Сунгуре .
В начале 21 века также записывались многие исполнители госпела, хотя некоторые из них действительно стали знаменитыми. К ним относятся Фунгисай Звакавапано-Машававе, которая стала самой доминирующей женщиной-музыкантом в стиле госпел в современную эпоху, Стэнли Гванзура (пастор Джи) , Кудзай Ньякудья , Тембалами и в стиле госпел а капелла группы , такие как Vabati VaJehovah и Shower Power .
Инструменты
[ редактировать ]Сталь
[ редактировать ]Мбира . — неотъемлемая часть зимбабвийской музыки [2] [14] Классифицированный музыковедами как ламеллафон , принадлежащий к семейству щипковых идиофонов , он создается из природных материалов, таких как деревянная доска (часто снабженная резонатором ) и зубцы . На нем часто играют в дезе ( резонаторе из калебаса ), который усиливает звук и дополняет его с помощью ракушек или крышек от бутылок, помещенных по краям. часто сопровождаемая хосё Мбира, , ударным инструментом, часто является важным инструментом, на котором люди играют на религиозных церемониях, свадьбах и других общественных мероприятиях. Мбира играет центральную роль в традиционной церемонии Бира, используемой для вызова духов предков. [14]
Этот инструмент является центральным элементом их религиозных ритуалов. Самая важная функция мбира — это «телефон для духов» во время церемоний. Это единственный способ общения между живыми и умершими предками, древними племенными стражами или духами-хранителями. Мбира должен попросить этих духов вызвать дождь во время засухи, остановить дождь во время наводнений, принять их подношения, попросить прощения и навести облака, когда урожай повреждается солнцем. [15] Эти инструменты были сделаны из ресурсов земли, которая их соединяла, что еще больше связывает коренные народы с их землей, и эта глубокая связь помогла общинам в Зимбабве продолжить свою традицию музыки мбира, несмотря на развитие колониализма . [16]
Звук, издаваемый этим инструментом, близко имитирует шумы дождя или текущей воды с богатыми и яркими тонами, «подобными колокольчикам». Звук имеет особое присутствие; тот, кто чувствует музыку так же, как слышит ее. [17] Проницательный и согревающий одновременно, сразу захватывающий вовлеченность слушателей и вовлекающий их в свое настроение. Исполняемые музыкальные произведения различаются в зависимости от исполнителя, но определенного способа игры на этом инструменте не существует. Исполняемая музыка полна проработки и вариаций, поддерживающих творческое самовыражение исполнителя. [16]
Хотя музыковед Хью Трейси считал, что мбира находится на грани исчезновения в 1930-х годах, этот инструмент возродился с 60-х и 70-х годов и приобрел международное признание на мировой музыкальной сцене. Среди известных игроков мбира - Думисани Марайр , Эфат Муджуру , Стелла Чивеше , Чартвелл Дутиро , Мбуя Дьоко , Космас Магайя , Туте Чигамба , нападающий Квенда и Чивонисо Марайр . [2] [18] [19]
В Зимбабве и во всем мире также звучит поп-музыка, в которой используются инструменты коренных народов Зимбабве. Например, игрок мбира Крис Берри со своей группой Panjea достиг платиновых продаж пластинок в Зимбабве и Мозамбике , играя стиль музыки, основанный на традиционных ритмах и мелодиях мбира, но включающий в себя различные другие инструменты и стили (например, хип-хоп и дэнсхолл ). Томасу Мапфумо широко приписывают популяризацию своего жанра музыки Чимуренга, который включает в себя гитару, барабаны, вокал в западном стиле и мбира в одной группе. Мапфумо также известен своей аранжировкой традиционных линий мбира для игры на электрогитаре. Мбира включен в музыку признанного критиками американского хип-хоп-дуэта Shabazz Palaces Тендаем Марайром (сыном традиционного мбира-исполнителя Думисани Марайра ). [20]
Маримба
[ редактировать ]Маримба ее была представлена в зимбабвийской музыке в начале 1960-х годов, когда принял Колледж африканской музыки Кванонгома в Булавайо. [21] Основатели колледжа посчитали, что маримба может способствовать музыкальному развитию страны, и разработали модель, которая теперь известна как маримба Кванонгома. [22] Зимбабвийская маримба или маримба Кванонгома теперь считается частью зимбабвийской культуры. [21]
Первую зимбабвийскую маримбу построил Нельсон Джонс в 1962 году. Однако использованная древесина была слишком мягкой. В следующем году Джозайя Сиембе Мате начал использовать инструмент лози под названием Селимба, распространенный на юго-западе Замбии . Оригинальная Селимба представляла собой инструмент с 11 клавишами. Позже Мэтью построил сопрано, тенор и бас. используя древесину Муква для ключей. [22]
Майкл Бхуле построил первый набор маримбы Кванонгома. Альпорт Мхланга составил первый репертуар для этого инструмента. [22]
Булавайо
[ редактировать ]Регион на юго-западе Зимбабве, где доминируют ндебеле , включая город Булавайо , сыграл важную роль в развитии зимбабвийской музыки. Знаменитый гитарист 1950-х годов Джордж Сибанда имел поклонников по всей Африке и был автором популярной песни Guabi Guabi , которую поют во всем мире. [23] [24] и , например, Дороти Масука была крупным игроком на южноафриканской джазовой сцене. Однако среди самых популярных исполнителей региона в Зимбабве была ндебеле поп- сенсация 1980-х годов Лавмор Маджаивана . Активными музыкантами ндебеле являются Black Umfolosi , Insingizi Majahawodwa Ndlovu, Sandra Ndebele , Lwazi Tshabangu, Kuxxman, Go Boyz, Achuzi, Beate Mangethe, Vusa Mkhaya , Afrika Revenge и Ramadu . Маргинализация артистов Булавайо в Зимбабве привела к доминированию влияния южноафриканской музыки, что привело к появлению музыки квайто в Булавайо, впервые созданной Go-Boyz в 1996 году, и появлению новых групп, таких как GTI, Achuzi, Amagangsters, таких артистов, как Кэл Вин и т. Д. Бренд джаза был создан в Булавайо в 1940-х и 1950-х годах и стал популярным благодаря Августу Мусаруве с его африканским танцевальным оркестром Комиссии по холодильным складам Южной Родезии. Он записал легендарную песню Sikokiana, которую впоследствии записали в США Луи Армстронг и многие другие.
Тексты песен
[ редактировать ]Лирика зимбабвийских музыкантов в основном содержит призыв к поддержанию хороших социальных ценностей в семье и обществе в целом. Такие тексты можно увидеть в песнях таких артистов, как Оливер Мтукудзи , Саймон Чимбету и Сулуман Чимбету, харареская афро-фьюжн-группа Nehoreka , состоящая из 10 человек , Луи Мхланга , Джон Чибадура , Стив Макони и Bhundu Boys . Однако тексты Томаса Мапфумо носят политический характер, восхваляя справедливое лидерство и поощряя восстание против плохого управления. Многие из его альбомов названы в честь слова, означающего восстание или освободительную войну : Chimurenga . Его музыка вызвала гнев правительства ЗАНУ-ПФ , в результате чего большая часть его музыки была запрещена на государственном радио и телевидении. Еще один музыкант с яркими текстами — покойный Систем Тазвида из Chazezesa Challengers . Его тексты были в основном сосредоточены на любви и отношениях, с такими песнями, как Anodyiwa Haataure , Ukarambwa Usachema , Vanotipedzera Mashoko и Dai Hanzvadzi Yairoorwa , с которыми он добился популярности.С появлением стиля Urban Grooves содержание текстов стало более близким к американскому RnB, хип-хопу и поп-музыке. Они завоевали популярность среди молодого поколения зимбабвийцев. Один художник, Маскири, известен подражанием . Стиль противоречивых текстов Эминема
Городские ритмы
[ редактировать ]Выйдя на музыкальную сцену в конце 1990-х и начале 2000-х годов, Urban Grooves сочетают в себе американский рэп, хип-хоп, R&B, соул и другие международные музыкальные жанры, часто смешанные с традиционной зимбабвийской музыкой.
Такие артисты, как Сании Махалима, Алексио Кавара, Рой и Ройс , Дэвид Чифуньисе, Леонард Мапфумо , Роки , Стах, Бетти Макайя, Extra Large, Маскири , Кактус и Нехорека, заложили основу нового жанра, который приобретал все большую популярность среди молодежи. Этому стилю способствовала действовавшая в то время политика 100% местного контента, которая требовала, чтобы все радиостанции воспроизводили только музыку зимбабвийских исполнителей. [25]
второе поколение художников, таких как Тревор Донго, Драм Дада, Кью Монтана, Мокумба и Нехорека. Совсем недавно стало известно [26]
См. также
[ редактировать ]- Пол Берлинер
- Международная библиотека африканской музыки
- Хоры
- Зимбабвийская маримба
- Сталь
- Шона музыка
- Хью Трейси
- Список зимбабвийских музыкантов
- Зимбабвийский хип-хоп
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Двамена, Анаква. «Мощная музыка борьбы Зимбабве» . Житель Нью-Йорка . Проверено 30 ноября 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Кендалл, Джуди; Эйр, Бэннинг (1999). «Джит, Мбира и Чимуренга: играйте громко!» . В Бротоне, Саймон; Эллингем, Марк; Трилло, Ричард (ред.). Мировая музыка, том 1: Африка, Европа и Ближний Восток . Лондон: Rough Guides Ltd., стр. 706–716 . ISBN 1-85828-635-2 .
- ^ Попула, Дисциплина. «Настоящий Джит Булавайо» . Би-би-си Получено 0 апреля 2021 г.
- ^ «Выселение, которое вдохновило «Выселенную группу» » . Бизнес Таймс . Проверено 20 июля 2018 г.
- ^ «Zimbabwe's Dividing The Element выпускает первый в мире шона-метал-альбом» . Каменная яма . 23 мая 2018 г.
- ^ Перман, Тони (декабрь 2012 г.). «Сунгура в Зимбабве и пределы космополитизма» . Этномузыкальный форум . 21 (3): 374–401. дои : 10.1080/17411912.2012.709815 . ISSN 1741-1912 . S2CID 144463915 .
- ^ «Популярная музыка в Зимбабве» . Музыка в Африке . 24 ноября 2014 г. Проверено 31 марта 2021 г.
- ^ «Зимбабвийская музыка» . World Music Central.org . 19 декабря 2016 года . Проверено 30 ноября 2020 г.
- ^ «Джит – ВАЖНО то, чему вы учите своих детей о мире» . Онлайн образование для детей . Проверено 7 апреля 2021 г.
- ^ «Джон Деннис анализирует 20 лучших альбомов Джона Пила» . Хранитель . 12 октября 2005 г. Проверено 10 июня 2020 г.
- ^ «Зимбабвийская икона афро-джаза, влияющая на молодых музыкантов» . Африканьюс . 06 февраля 2018 г. Проверено 7 апреля 2021 г.
- ^ «Книга: Львиные песни, Томас Мапфумо и музыка, которая создала Зимбабве» . Banningeyre.com . Проверено 15 сентября 2017 г.
- ^ Читандо, Эзра (2002). Певческая культура: исследование госпел-музыки в Зимбабве . Уппсала: Институт Северной Африки. ISBN 91-7106-494-Х . Проверено 24 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Берлинер, Пол (1978). Душа Мбира (1-е изд. в мягкой обложке). Беркли, Лос-Анджелес, Лондон: Издательство Калифорнийского университета. стр. 17–18. ISBN 0-520-04268-9 .
- ^ Браун, Эрнест Д. (1994). «Гитара и мбира: устойчивость, ассимиляция и панафриканизм в зимбабвийской музыке». Мир музыки . 36 (2): 73–117. JSTOR 43561389 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Зимбабвийские гитарные стили мбира и сунгура . Хараре. 2018. OCLC 1105749905 . 57 страниц, включая иллюстрации; + 1 видеодиск.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Берлинер, Пауль (июнь 1993 г.). Душа Мбира: музыка и традиции народа шона в Зимбабве . Издательство Чикагского университета. стр. 52–64 . ISBN 978-0-226-04379-1 .
- ^ «мбира музыканты» . tinotenda.org . Проверено 15 сентября 2017 г.
- ^ «Биографии музыкантов» . mbira.org . Проверено 15 сентября 2017 г.
- ^ Бакаре, Ланре (9 августа 2017 г.). « Мы чувствуем себя инопланетянами»: Shabazz Palaces, хип-хоп дуэт, прибывший с другой планеты» . Хранитель . Проверено 18 сентября 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б ДЖОНС, КЛЭР (2012). «Современная традиция: социальная история зимбабвийской маримбы» . Африканская музыка . 9 (2): 32–56. дои : 10.21504/amj.v9i2.1803 . ISSN 0065-4019 . JSTOR 24877253 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «О маримбе | История африканской маримбы Зимбабве» . Отто Гумаэлиус . Проверено 8 апреля 2021 г.
- ^ «Легендарный Джордж Сибанда / Обзор звукозаписи RootsWorld» . www.rootsworld.com . Проверено 8 июня 2020 г.
- ^ Миллер, Брюс. «Легендарный Джордж Сибанда / Обочина Замбии» . Питтсбургская городская газета . Проверено 8 июня 2020 г.
- ^ Тивенга, Дорин Румбидзай (август 2018 г.). Музыка городских ритмов Зимбабве и взаимосвязь между идентичностью молодежи и культурой знаменитостей (PDF) (Диссертация). Кафедра английского языка на факультете гуманитарных наук Университета Свободного государства.
- ^ Денселоу, Робин (25 апреля 2013 г.). «Мокумба: новый звук Зимбабве» . Хранитель . Проверено 15 сентября 2017 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эйр, Бэннинг (8 февраля 2019 г.). «Освобождение и потеря: запутанная история зимбабвийской музыки» . daily.redbullmusicacademy.com . Проверено 24 августа 2021 г.
- Кендалл, Джуди и Бэннинг Эйр . «Джит, Мбира и Чимуренга: Играйте громко!». 2000. В Бротоне, Саймон и Эллингем, Марк с МакКонначи, Джеймсом и Дуэйном, Орла (ред.), World Music, Vol. 1: Африка, Европа и Ближний Восток , стр. 706–716. Rough Guides Ltd, Penguin Books. ISBN 1-85828-636-0
- Муранда, Ричард; Магурауше, Чудо (2013). «Развитие музыки Sungura в Зимбабве: появление законодателей моды, подражателей и подражателей» (PDF) . Журнал музыки и смысла . 12 (2013/2014). ISSN 1603-7170 . ДЖММ . Проверено 24 августа 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- BBC Radio 3 Audio (60 минут): Зимбабве, 1988 г. (программа, отмеченная наградой Sony Radio), по состоянию на 25 ноября 2010 г.
- Dandemutande Некоммерческий ресурс по музыке и культуре Зимбабве.
- MbiraMagic.Com : Образовательный веб-сайт Mbira, созданный Форвардом Квендой и Энди Фаулером.
- Mbira.Online : крупнейший в мире архив видео и нотаций мастеров mbira
- Mbira.org Сайт Эрики Азим, базирующийся в Беркли , Калифорния.
- Музыкальный сайт Шона Замбуко Соломона Мурунгу
- Зимбабвийский музыкальный фестиваль — ежегодный фестиваль представлений и мастер-классов в Северной Америке.
- Africa Beats: Мокумба из Зимбабве - Тонга Музыка
- Музыкальная станция Зимвибес