Шона музыка
Музыка шона — это музыка народа шона в Зимбабве . Существует несколько различных типов традиционной музыки шона, включая мбира , пение, хошо и игру на барабанах . Очень часто эта музыка сопровождается танцами и участием публики. В музыкальном стиле Шона нет большого различия между исполнителем и публикой. Оба часто активно участвуют в создании музыки и оба играют важную роль в религиозных церемониях Шона . [ нужна ссылка ]
Сталь
[ редактировать ]Мбира — традиционный инструмент народа шона, часто используемый в религиозных церемониях. Существует несколько различных разновидностей мбира, включая мбира дзавадзиму и мбира ньюнга ньюнга .

Музыка шона хорошо известна как представитель музыки мбира («фортепиано для большого пальца»). Исполнитель « кушауры » (ведущей партии мбира) часто выступает также в качестве ведущего вокалиста, выбирая известную мелодию или образец мбира для сопровождения выбранных текстов, обычно это фраза или несколько строк текста, которые затем импровизационно комментируются. Исполнитель «куциниры» (второй части мбира) играет узор, который переплетается с «кушаурой», образуя повторяющиеся ноты, идентифицирующие музыку мбира. Часть «куцинира» иногда совпадает с частью «кушаура», но следует за кушаурой на один импульс позади. Мбиристов сопровождает еще один, менее активный певец, который играет на хосё (погремушке), откликается на импровизированные тексты певца и, что самое главное, приукрашивает и дополняет мелодию ведущего вокала. (Гарфиас 1971) [ нужна ссылка ]
Игра на барабанах
[ редактировать ]Барабаны всегда ассоциируются с танцем и могут использоваться для различных танцев.
Манде барабаны
[ редактировать ]4Dinhe барабаны
[ редактировать ]- Мхито - используется для ведущего ритма
- Два барабана - используются для ответного ритма.
Чокото барабаны
[ редактировать ](это двуглавые)
- Чимудумбана – маленькая, для ведущего ритма.
- Чигубха – большой, для ответного ритма
Хосё
[ редактировать ]
Музыка шона часто сопровождается хосё — выдолбленной тыквой маранка, содержащей семена хота или другие предметы, которые встряхивают, чтобы издать звук. [ нужна ссылка ]
Древняя музыка Шона
[ редактировать ]Традиционная древняя музыка шона состоит из мбира дзавадзиму, на котором играют несколько музыкантов, барабанов хошо и нгома . Древняя музыка шона в основном исполняется на духовных церемониях, называемых бира.
Современный
[ редактировать ]Традиционная музыка шона была адаптирована к современным инструментам, таким как электрогитары и западные барабанные установки, например, такими музыкантами, как Томас Мапфумо , Стелла Чивеше и Оливер Мтукудзи . Эта музыка также связана с движением Чимуренга . [ нужна ссылка ]
Музыка шона на Западе
[ редактировать ]Музыка шона стала популярной на Западе и даже на Востоке, например в Японии. Шона Мбира преподавалась в британских и американских университетах на курсах музыковедения. Транскрипции проводились в рамках полевых работ. В Соединенных Штатах музыка шона стала популярной в Колорадо, Калифорнии, на северо-западе Тихого океана и в некоторых местах Аргентины, во многом благодаря растущему влиянию таких музыкантов, как Думисани Марайр , Эфат Муджуру , Томас Мапфумо и Эрика Азим . [ нужна ссылка ]
![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( май 2008 г. ) |
Музыка Шона на маримбе
[ редактировать ]Маримбы Шона диатонические и изготавливаются с нотами F# и без них. Они отличаются от других маримб более крупными клавишами и резонаторами под клавишами (издающими жужжащий звук). В группе играют на четырех видах маримбы: бас, баритон, тенор и сопрано. У баса самые большие клавиши и резонаторы, а также самый короткий диапазон, поэтому для игры требуются большие палочки. Баритон — следующий по размеру, на одну октаву больше, чем бас. У него также большие резонаторы и большие палочки, хотя и не такие большие, как у баса. Тенор и сопрано используют одни и те же палочки. Тенор имеет две октавы, причем высшая октава совпадает с нижней октавой сопрано. Сопрано играет главную роль, а тенор обеспечивает ритм. Бас и баритон играют схожие партии, составляя основу песни. Маримба очень популярна в школах Зимбабве, причем в большинстве школ есть хотя бы один оркестр.
![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( май 2008 г. ) |
Музыканты
[ редактировать ]- Чартвелл Дутиро
- Витрина
- Крис Берри
- Космас Магайя
- Позвоните Марэру
- Эфат Муджуру
- Эрика Азим
- Вперед, вперед
- Фабио Чиванда
- Герберт Швамборн
- Джеймс Чимомбе
- Оливер Мтукудзи
- Стелла Чивеше
- Тендаи Гахамадзе
- Хоуп Масике
- Томас Мапфумо
- Джа Прайза
- Леонард Дембо
См. также
[ редактировать ]- Революция
- Нгоромбе
- Маримба (Зимбабве)
- Музыка Африки
- Музыка Зимбабве
- язык шона
- Люди Шона
- язык банту
- Зимбабве
- Список зимбабвийских музыкантов
Записи
[ редактировать ]- None such Серия Explorer 79703-2, Зимбабве: Африканская мбира: музыка народа шона (2002). Примечания Роберта Гарфиаса (1971).
- Серия None such Explorer 79704 Зимбабве: Душа Мбира: Традиции народа шона (1973). Продюсер: Пол Берлинер
- Музыкальные инструменты 2: (LP) Камыш (Мбира). (1972) Серия «Музыка Африки». 1 LP диск. 33 1 ⁄ 3 об/мин. мононуклеоз. 12 дюймов. Записано Хью Трейси . Калейдофон, КМА 2.
- Мбира Музыка Родезии в исполнении Абрама Думисани Марайра . (1972). Сиэтл: Вашингтонский университет Press, Серия этнической музыки. Гарфиас, Р. (ред.). 1 LP диск. 33 1 ⁄ 3 об/мин. мононуклеоз. 12 дюймов. УВП-1001. На этом диске Марэр представлен эксклюзивно на Nyunga Nyunga mbira. В комплект входит 12-страничный буклет Марэра, описывающий предысторию, состав и исполнение музыки ньюнга-ньунга мбира.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Берлинер, Пауль (1981). Душа Мбира: Музыка и традиции народа шона в Зимбабве . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-04268-9 .
- Трейси, Эндрю. (1970). Как играть на мбире (для духов). Рудепорт, Трансвааль, Южная Африка: Международная библиотека африканской музыки.
- Трейси, Хью . (1961). Эволюция африканской музыки и ее функции в наши дни. Йоханнесбург: Институт изучения человека в Африке.
- Трейси, Хью . (1969). Класс африканских инструментов Мбира в Родезии (1932). Журнал Африканского музыкального общества, 4:3, 78-95.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Зимбабвийская музыкальная атмосфера, продвигающая городскую культуру
- ZimFest в Северной Америке Ежегодный зимбабвийский музыкальный фестиваль
- Музыкальный сайт Шона Замбуко Соломона Мурунгу
- Mbira.org Сайт Эрики Азим, базирующийся в Беркли , Калифорния.
- Интернет- сайт Shona Music и список рассылки