Jump to content

Люди Шона

Шона
Общая численность населения
в. 17,6 миллиона [1]
Регионы со значительной численностью населения
 Зимбабве 13 миллионов (2019) [1]
 Мозамбик 2,3 миллиона [2] [3]
 ЮАР 1–2 миллиона (2020)
 Замбия 30,200 [4]
 Великобритания 200,000 (2011) [5]
Языки
Шона ; Африканский английский
Религия
Христианство , традиционная религия шона ( Бог )
Родственные этнические группы
Каланга ; Венда и другие банту
Человек По-английски [6]
Люди Машона
Язык Английский
Страна Зимбабве , Мозамбик

Народ шона ( / ˈ ʃ n ə / ) — этническая группа банту , родом из Южной Африки , в основном проживающая в Зимбабве , где они составляют большинство населения, а также в Мозамбике , Южной Африке и всемирной диаспоре. Существует пять основных групп языков/диалектов шона: Маньика , Каранга , Зезуру , Корекоре и Ндау.

Классификация

[ редактировать ]

Народ шона сгруппирован по диалекту языка, на котором они говорят. Их предполагаемое население составляет 17,6 миллиона человек: [7]

В 11 веке народ каранга сформировал королевства на плато Зимбабве. Затем началось строительство в Великом Зимбабве ; столица королевства Зимбабве . Династия Торва правила королевством Бутуа , а королевство Мутапа предшествовало Империи Розви (которая просуществовала до 19 века).

Брат сменил брата в династиях, что привело к гражданским войнам, которые португальцы использовали в 16 веке. Короли правили рядом вождей, подчиненных вождей и старост. [8]

На смену королевствам пришли новые группы, переселившиеся на плато. Ндебеле ; разрушили ослабленную империю Розви в 1830-х годах португальцы постепенно вторглись в королевство Мутапа, которое простиралось до побережья Мозамбика после того, как оно обеспечивало ценный экспорт (особенно золото) для суахили , арабских и восточноазиатских торговцев. Пионерская колонна Британской Южно-Африканской компании основала колонию Родезия , спровоцировав Первую Матабелескую войну , которая привела к полной аннексии Машоналенда ; Португальское колониальное правительство в Мозамбике боролось с остатками королевства Мутапа до 1911 года. Народ шона также был частью миграции банту, где они являются одной из крупнейших этнических групп банту в Африке к югу от Сахары. [8]

Диалектные . группы шона развивались среди рассредоточенных племен в течение длительного периода времени, и дальнейшие группы иммигрантов внесли свой вклад в это разнообразие Хотя на «стандартном» шоне говорят по всей Зимбабве, диалекты помогают определить город или деревню говорящего. Каждый диалект Шона специфичен для своей подгруппы.

В 1931 году, во время своей попытки примирить диалекты в единый стандартный язык шона, Клемент Док [9] выделил пять групп и подразделений:

  1. Группа Маньика , включая Хунгве, самих Маньика, Теуэ, Уньяму, Каромбе, Ньямуку, Бунджи, Домбу, Нятве, Гуту, Бвумбу, Геру, аДжиндви и аБоча.
  2. Корекоре , включая Тахару, Шангве, Корекоре, Гоуа, Будью, Корекоре Урунгве, Корекоре Сиполило, Танде, Ньонгве «Дарвина» и Пфунгве Мревы.
  3. Группа Зезуру , включая Шавашу, Хараву, еще одного Гоуа, Нохве, Ньянджу, Мбире, Нобву, Ваквачиквакву, Ваквазвимбу, Цунгу.
  4. Группа Каранга , включая Думу, Йену, Мари, Гуэру, Ногову и Ньюби.
  5. Группа Ндау (в основном в Мозамбике), включая Ндау, Гарве, Данду и Шангу.
    1. Диалект ндау, который в некоторой степени взаимопонятен с основными диалектами шона, имеет щелкающие звуки, которых нет в стандартном шона. В Ндау имеется множество слов на языке нгуни в результате оккупации Нгуни из Газы их исконной земли в 19 веке. [ нужна ссылка ]

Сельское хозяйство

[ редактировать ]

Шона традиционно практиковали натуральное сельское хозяйство . Они выращивали сорго , фасоль, африканский арахис , а после Колумбийской биржи — тыквы; после появления этой культуры сорго также было в значительной степени заменено кукурузой. [ нужна ссылка ] Шона также держат крупный рогатый скот и коз , поскольку домашний скот является важным продовольственным резервом во время засухи. [8]

Горное дело

[ редактировать ]

Доколониальные штаты Шона получали значительные доходы от экспорта горнодобывающей продукции, особенно золота и меди. [8]

Культура

[ редактировать ]

Традиционная одежда обычно представляла собой шкуры животных, закрывавшие спереди и сзади, и называлась « мхапа» и « шашико ». Позже они развились, когда люди шона начали торговать тканью с другими группами, такими как тсонга , и начали производить местные ткани.

Четыре деревянных музыкальных инструмента конца XIX века.
Мбирас

традиционной музыки Шона Важнейшими инструментами являются барабаны нгома и мбира . Барабаны различаются по размеру и форме в зависимости от типа музыки, которую они аккомпанируют. То, как на них играют, также зависит от размера барабана и типа музыки. На больших барабанах обычно играют палочками, а на меньших - открытой ладонью; На маленьком барабане, используемом для танца « амабхиза» , играют рукой и палкой. Палка трет или царапает барабан, издавая визгливый звук. [ нужна ссылка ]

Мбира стала своего рода национальным инструментом в Зимбабве. [10] Он имеет несколько вариантов, в том числе нхаре , мбира дзавадзиму , мбира ньюнга ньюнга , нджари мбира и матепе . В мбира играют на религиозных и светских собраниях, и разные мбира преследуют разные цели. Мбира дзавадзиму с 22–24 клавишами используется для вызова духов, а мбира ньюнга ньюнга с 15 клавишами преподают от начальной школы до университета. [ нужна ссылка ] В музыке шона также используются ударные инструменты, такие как маримба (похожая на ксилофон ), шейкеры ( « хосё »), погремушки для ног, деревянные хлопушки (« маква» ) и « чикородзи » — зубчатая палочка, на которой играют другой палкой. [ нужна ссылка ]

Искусство

[ редактировать ]

Как исторически, так и в современном искусстве, шона известны своими работами в области каменной скульптуры , которая вновь появилась в 1940-х годах. Скульптура Шона развивалась в одиннадцатом веке и достигла своего пика в тринадцатом и четырнадцатом веках, а затем начала медленный упадок до их повторного открытия в середине 20-го века. [ нужна ссылка ] Большинство скульптур сделаны из осадочного камня (например, мыльного камня ) и изображают птиц или людей; хотя некоторые из них сделаны из более твердого камня, такого как серпентинит . В 1950-х годах зимбабвийские художники начали вырезать каменные скульптуры для продажи европейским коллекционерам произведений искусства; эти скульптуры быстро стали популярными, их покупали и выставляли в художественных музеях по всему миру. [ нужна ссылка ] Многие скульптуры изображают превращение духов в животных или наоборот, а некоторые более абстрактны. Многие зимбабвийские художники вырезают изделия из дерева и камня для продажи туристам.

Гончарное дело также является традиционным ремеслом, при этом горшки для хранения и сервировки являются наиболее декоративными, в отличие от тех, которые используются для приготовления пищи. В Шоне глиняные горшки известны как хари .

Архитектура

[ редактировать ]

Традиционное жилище шона ( муша ) представляет собой круглые хижины, расположенные вокруг расчищенного двора ( руванзе ). Каждая хижина выполняет определенную функцию, например, служит кухней или гостиной. [11] Кроме того, архитектура шона состоит из стен из сухого камня, которые восходят к предкам современных людей шона, а также народов каланга и венда. Эти стены из сухого камня состоят из стен из сухого камня, лестниц из сухого камня на вершинах холмов и отдельно стоящих стен из сухого камня, известных как примеры стен из сухого камня великого типа Зимбабве, Великого Зимбабве, чисвинго. Кроме того, существуют дополнительные типы стен из сухого камня, которые люди шона построили в штате Розви, а именно стены из сухого камня на террасах платформ. В восточной провинции Зимбабве до сих пор существуют стены из сухого камня типа зива с ползаньем для скота для местных африканских видов крупного рогатого скота. и подземные дома с верандами, обнесенными каменными стенами.

Сорго и кукуруза используются для приготовления основного блюда — густой каши ( садза ) и традиционного пива, известного как хвахва . [12] Говядина является основным продуктом питания народа шона, поскольку в Зимбабве очень развито животноводство. Исторически сложилось так, что богатые члены королевской семьи могли регулярно (более трех раз в неделю) есть говядину, обычно сушеную; а простолюдины ели говядину хотя бы раз в неделю, также сушеную. Скот был ценным ресурсом, обычно предназначенным для других продуктов, таких как молоко. Консервированное молоко употребляли с садзой, в то время приготовленной из сорго. В настоящее время говядину обычно едят в смеси с зеленью, причем чаще всего используется капуста: отсюда и термин, используемый для описания блюда «садза немавеги».

религия шона

[ редактировать ]

Традиционная религия народа шона основана на Мвари (Боге), также известном как Мусикаванху (Творец человека/людей) или Ньяденга (тот, кто живет высоко). Бог общается со Своим народом на земле напрямую или через избранных членов семьи в каждой семье, которая считается святыми людьми . Иногда Бог использует природные явления и окружающую среду для общения со Своим народом. Некоторые из избранных людей обладают способностями пророчествовать, исцелять и благословлять. Люди также могут напрямую общаться с Богом через молитву. Смерти — это не потери, а продвижение на ступень, где они могут представлять живых через духов клана. Согласно религии Шона, когда кто-то умирает, он присоединяется к духовному миру. В духовном мире они могут наслаждаться загробной жизнью или стать злыми духами. Никто не хочет быть злым духом, поэтому при жизни люди руководствуются культурой унху , чтобы, умирая, наслаждаться загробной жизнью. Церемония Бира , которая часто длится всю ночь, призывает духов для руководства и заступничества. Религия Шона учит, что единственные, кто может общаться как с живыми, так и с Богом, — это духи предков, или из духов .

Нанга . , недалеко от Великого Зимбабве

Исторически колонизаторы и антропологи хотели подорвать религию Шона в пользу христианства. Изначально они заявляли, что у Шоны нет Бога. Они очерняли способ общения шона со своим Богом Мвари , способ поклонения шона и избранных людей среди шона. К избранным людям относились как к нечестивым, а молитву Шона называли языческой. По сравнению с христианством, религиозный взгляд шона на загробную жизнь, святость, поклонение и правила жизни ( унху ) аналогичен. [13]

Религиозная принадлежность народов шона

[ редактировать ]

Хотя от шестидесяти до восьмидесяти процентов народа шона исповедуют христианство , традиционные религиозные верования шона все еще присутствуют по всей стране. Небольшая часть населения исповедует мусульманскую веру, что часто происходит за счет иммигрантов преимущественно из Малави, исповедующих ислам. Есть также небольшое население евреев.

Эмблемы Митупо

[ редактировать ]

В Зимбабве митупо (переведенные колониальными миссионерами и антропологами как тотемы ; термин, игнорирующий организационную систему) представляют собой систему идентификации кланов и подкланов, которые названы в честь и обозначаются эмблемами, обычно местными животными или частями тела животных. Митупо (множественное число от Мутупо единственного числа) использовалось народом Шона с момента развития культуры Шона. Они помогли избежать инцеста, а также укрепить солидарность и идентичность. Ее можно сравнить с геральдикой в ​​европейской культуре. В Зимбабве насчитывается более 25 митупо . В браке митупо помогает создать сильную идентичность детей, но выполняет еще одну функцию, гарантируя, что люди вступят в брак с кем-то, кого они знают. На языке Шона это объясняется пословицей rooranai vematongo , которая означает «жениться или иметь отношения с кем-то, кого вы знаете». Однако в результате колонизации, городских территорий и миграции люди смешивались, а другие вступали в удобные отношения с людьми, которых они не знают. Это приводит к нежелательной беременности, а также к появлению нежеланных детей, некоторых из которых бросают или бросают. Это может закончиться тем, что дети останутся без мутупо . Это явление привело к многочисленным проблемам не только для сообществ, но и для детей, у которых отсутствует часть их идентичности. Однако ребенка можно усыновить и получить мутупо . [14] [15]

Известные люди Шона

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Энолог: Языки Зимбабве. Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine со ссылкой на Чебанна, Энди и Нтапелеланг, Моэмеди. 2000. Социо-лингвистическое исследование восточного хое в районах Ботети и Макгадикгади Панс в Ботсване.
  2. ^ «Этнолог: Языки Мозамбика» . Архивировано из оригинала 21 февраля 2015 г. Проверено 4 июня 2015 г.
  3. ^ «Этнолог: Языки Ботсваны» . Архивировано из оригинала 29 сентября 2013 г. Проверено 28 мая 2015 г.
  4. ^ «Этнолог: Языки Замбии» . Архивировано из оригинала 05 марта 2016 г. Проверено 28 мая 2015 г.
  5. ^ Зимбабве — Упражнение по картированию (PDF) . Лондон: Международная организация по миграции . Декабрь 2006 г. Архивировано из оригинала 16 июля 2011 г. {{cite book}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  6. ^ Хаберланд, Эйке (3 мая 1974 г.). Перспективы современных африканских исследований: итоговый отчет международного симпозиума . Немецкая комиссия ЮНЕСКО. ISBN  9783794052257 – через Google Книги.
  7. ^ «Шона» . Энолог. (требуется подписка)
  8. ^ Jump up to: а б с д Дэвид Н. Бич: Шона и Зимбабве 900–1850 гг. Хайнеманн, Лондон, 1980 г. и Mambo Press, Gwelo, 1980 г., ISBN   0-435-94505-X .
  9. ^ Док, Клемент М., Сравнительное исследование фонетики шона . 1931. Университет Витватерсранда Пресс, Йоханнесбург.
  10. ^ «Музыка в Зимбабве» . Нордиска Африканский институт. 16 марта 2006 г. Архивировано из оригинала 26 декабря 2007 г. Проверено 23 мая 2020 г. ... только в Зимбабве [мбира] стала чем-то вроде национального инструмента.
  11. ^ Фридрих Дю Туа, Муша: концепция дома Шона , Паб Зимбабве. Дом, 1982 год.
  12. ^ Правильное написание согласно Д. Дейлу, Базовый словарь английского языка шона , mambo Press, Gwelo (Gweru) 1981; некоторые источники пишут «вау-ха», введенные в заблуждение условностями английских слов, таких как «что».
  13. ^ Майкл Гельфанд, Духовные верования шона , Mambo Press 1982, ISBN   0-86922-077-2 с предисловием отца М. Ханнана.
  14. ^ «Бэби-свалка в Зимбабве» . Архивировано из оригинала 28 мая 2015 г. Проверено 28 мая 2015 г.
  15. ^ «Проект Тариро» . webs.wofford.edu .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

[1] [2] [3]

[ редактировать ]
  1. ^ Преподобный доктор Л. Каденге. Смерть и траур среди Зезуру.Beyond Today Издательство: Хараре, 2020 г.
  2. ^ Преподобный Дж. С. Мбити. Философия африканской религии. 2-е изд. Хайнеманн: Швейцария. 1989 г.
  3. ^ Карпернтер, GW, Путь в Африке, Нью-Йорк: Friendship Press.1964.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9442be12fc6cfc3fef7f97ac257add38__1722502920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/94/38/9442be12fc6cfc3fef7f97ac257add38.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shona people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)