Копировать людей
Чопи этническая — банту группа в Мозамбике . Они жили в основном в регионе Завала на юге Мозамбика, в провинции Иньямбане . Они традиционно жили натуральным сельским хозяйством , традиционно жили в сельской местности, хотя многие из них были перемещены или убиты в гражданской войне , последовавшей за освобождением Мозамбика от португальского колониального правления в 1975 году. Кроме того, засуха вынудила многих покинуть родину и перебраться в страну. города.
Чопи говорят на чичопи , тональном языке семьи банту , причем многие из них также говорят на чиЦонга и португальском языке в качестве второстепенных языков. Они связаны с народом тсонга в Мозамбике и Южной Африке, а их соседями являются этническая группа шангаан , которая живет на западе, в провинции Газа и вторглась на территорию Чопи в 19 веке. Исторически сложилось так, что некоторые чопи попадали под защиту Португалии, а другие становились рабочими-мигрантами в Южной Африке .
Чопи культурно идентифицируют себя как народ со слоном .
История
[ редактировать ]Согласно устным традициям самих людей, народ чопи является частью коренного народа банту, который мигрировал из Центральной Африки между 100 и 200 годами нашей эры и поселился в некоторых частях Танзании, Малави, Северной Замбии и Мозамбика и считается первым народом банту. племен банту для установления контактов с народом сан Юго-Восточной Африки. [1] Название народа правильно пишется как «Бакопи» или «Вакопи» на языке чопи, который очень похож на язык ситсонга . Название народа чопи происходит от того, что они использовали луки и стрелы, которые они переняли у народа сан, поскольку они были первыми, кто взаимодействовал с первыми бушменами сан из региона между Танзанией и Мозамбиком.
Народ Чопи на самом деле является частью первого народа Тонга (Тонга), который впоследствии сформировал различные колонии на юге Африки в таких странах, как Зимбабве, Малави, Замбия, Мозамбик и Южная Африка. Люди с самого начала овладели искусством изготовления изделий из дерева, железа и глины. Они изготавливали деревянные инструменты, выплавляли железо, охотились на слонов и других животных. Португальские моряки, которые были первыми европейцами, прибывшими в Африку, столкнулись с народом чопи на побережье Мозамбика в 1400-х годах. [2] Португальцы наладили торговые операции на территории Чопи, и со временем многие представители народа Чопи были призваны в португальскую армию. Отколовшиеся группы мигрировали из этих мест в 1640-х годах, чтобы поселиться в Южной Африке, где они основали новые королевства (такие как Королевство Н'ванати короля Чопи Гюньюла). [3] Народ Чопи был известным ремесленником в Мозамбике и в 1700-х годах торговал с королевствами Зимбабве, что дало начало великим империям, таким как империя Розви-Каланга. Племена чопи включали такие имена, как Мондлане, Чивамбу, Мбанде, Мавила, Масингиса, Чиринда, Макваква и многие другие.
В 1820-х годах народ чопи подвергся вторжению военачальников нгуни, покинувших территорию Южной Африки из региона Натал. Племена нгуни были втянуты в войны между собой примерно с 1815 года, когда многие племена были убиты от рук доминирующих военачальников, таких как Шака Зулу, и племен во главе с Звиде . Воздействие войн Нгуни Мфекане достигло территории Чопи, где Манукоси Сошангане и другие представители королевства Звиде захватили различные части Мозамбика с намерением подчинить себе как можно больше племен и контролировать огромные ресурсы земли для добычи золота, железа, слоновой кости и налогообложения. . Народ Чопи в то время все еще находился под властью Португалии, и захватчики Шангаана опасались нападения на народ Чопи, поскольку они были вооружены винтовками португальских солдат, а многие из них также использовали луки и отравленные стрелы. Когда новый правитель Газы (Нгунгхуньяна) вторгся на их территорию возле реки Лимпопо и попытался подчинить их в 1888 году, между народом Чопи и силами Газы началась война, которая фактически продолжалась с 1889 года и закончилась в 1895 году, когда Нгунгхуньяна потерпел поражение от войск Газы. Португальские солдаты и солдаты Чопи. [4] Народу Чопи удалось сохранить свое высшее традиционное руководство от вторжения, и оно существует сегодня в Иньямбане, Билени и даже до реки Лимпопо на территории Мапай .
Музыка и танец
[ редактировать ]
Народ Чопи известен своей традиционной музыкой, самым известным из их инструментов является мбила (множественное число: тимбила ), ксилофон, на котором играют большими группами. музыка была провозглашена шедевром устного и нематериального наследия человечества ЮНЕСКО . в 2005 году Эта танцевальный стиль народа тсонга в Южной Африке, особенно танец шибелани и другие танцевальные стили работы ног. Большая часть традиционной музыки Тсонга включает в себя синтезированные инструменты маримбы , и эта музыкальная традиция, по-видимому, была унаследована от народа Чопи.
В своей книге «Жизнь южноафриканского племени: психическая жизнь» Анри-Александр Жюно определил народ чопи, заявив, что «в провинции Мозамбик ба-чопи, безусловно, лучшие музыканты», имея в виду мастерство народа чопи в игре на маримбах. , ксилофоны и другие отечественные инструменты. [5] Далее он добавляет, что «на многих тимбилах часто играют вместе музыканты, образующие оркестр. Это редко случается среди Тонга, но часто среди Ба-Чопи, которые являются истинными «мастерами» этого инструмента (Junod 1913, стр. 254). Другие инструменты, используемые Чопи, включают свирели , свистки, рога животных, погремушки, барабаны различных размеров, музыкальные луки и шаровидную флейту с тремя отверстиями, сделанными из высушенной скорлупы плодов нкусо (кустового апельсина).
Кухня
[ редактировать ]Традиционные блюда Чопи включают маниоку (маниок) и орехи кешью . Они также производят ряд традиционных алкогольных напитков, которые производятся из сброженных мандаринов или кешью.
Фильмы
[ редактировать ]- 1980 — Танец Чопи Тимбила . Режиссер Эндрю Трейси .
- Нажмите «Загрузить», чтобы сохранить Chopi Music of Mozambique mp3 youtube com. Режиссер Рон Холлис. [2]
- Бангуза Тимбила . Режиссер Рон Холлис. [3]
- 1994 - Дух здесь сегодня: Альбом деревенской музыки Чопи . Режиссер Гей Занцингер . Снято в 1973 году.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Малулеке, В.М. (2013), «Мои корни», получено 29 сентября 2018 г., https: //vhutshilos Thoughts.wordpress.com/2013/11/21/my-roots/
- ^ Жюно, Анри (1977), История Цонги: 1498-1650, Браамфонтейн: Издательство Сасавоны.
- ^ Матебула, Мандла (2002), 800 лет истории Тсонги: 1200-2000, Бургерсфорт: Sasavona Publishers and Booksellers Pty Ltd.
- ^ Afrolegends (2013), «Гунгуньяне: Лев Газы или последний африканский король Мозамбика», получено 23 августа 2018 г. с http://afrolegends.com/2013/09/21/gungunyane-the-lion-of-gaza. -или-последний-африканский-король Мозамбика/
- ^ Жюно, HA 1913, Жизнь южноафриканского племени: Психическая жизнь, Imprimerie Attinger Freres, Невшатель. стр. 249
- Трейси, Хью (1970). Музыканты Чопи: их музыка, поэзия и инструменты . 1-е изд., переиздается с новым введением. Лондон и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. Впервые опубликовано в 1948 году. ISBN 0-19-724182-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Отчет этнолога для Чопи
- Статья Брайана Хогана о музыке Чопи