Поделитесь людьми
Эту статью , возможно, придется переписать, Википедии чтобы она соответствовала стандартам качества . ( март 2023 г. ) |
Ндау , — этническая группа шона населяющая территории восточного Зимбабве . Имя «Ндау» означает «Земля». Подобно народу Маньика в северном Маникаленде, его имя Маньика также означает «Владельцы земли», а имя Ндау означает «Земля». Например, «Ндау еду», что означает «наша земля». Когда нгони заметили это, они назвали их народом ндау, само имя на их языке означает землю, место или страну. Традиционное предположение стороннего наблюдателя состоит в том, что это название происходит от слов нгуни «Амадинг'индаво», что означает «те, кто ищет место», как их называли нгуни из Газы, а затем это имя превратилось в Ндау. Однако португальский миссионер Жоао душ Сантуш подробно описывает, что они уже оккупировали части Зимбабве и Мозамбика в 1500-х годах. [1] Пять крупнейших групп ндау — это магова; Машанга; Ватомботи, Маданда и Теве. Древние люди ндау встретились с кой/сан во время первой торговли с арабами в Мапунгумбве (мапунгубве - «место шакалов»), и это приписывалось народу каланга, а не ндау. Они торговали с арабами «Мпалу», «Нджети» и «Вукотло» — это ткани красного, белого и синего цветов вместе с золотыми бусами. Люди ндау торговали традиционными травами, духовными силами, шкурами и костями животных.
Древний народ ндау исторически связан с племенем Каранга. [2] Из-за крупномасштабных завоеваний нгуни в 1820-х годах большая часть предков ндау эволюционировала и включила родословную и родословную нгуни. Это проявляется в богатстве слов нгуни на языке ндау, именах и фамилиях нгуни. В 1820-х годах, в период сильной засухи, северные армии нгуни, особенно народы (зулу, свази, ндвандве, кхумало, коса и ндебеле), говорящие на родственных языках банту и населяющие юго-восточную Африку от Капской провинции до южного Мозамбика, начали мигрировать в Мозамбик на территории нынешней Южной Африки. Один вождь нгуни, Нксаба, основал недолговечное королевство в глубине страны от Софалы, но в 1837 году он потерпел поражение от Сошангане, могущественного соперника нгуни. В конце концов Сошангейн основал свою столицу в высокогорье среднего течения реки Саби на территории современной Южной Африки. Нгуни-Шангааны основали королевство Газа на юге Мозамбика и подчинили себе многих людей ндау, которые уже жили в этом районе. [3] Эта история показывает, что захватчики Нгуни убили множество мужчин Ндау и забрали их жен. Из-за этого многие «люди Ндау» имеют происхождение от влияния Нгуни. Это еще больше укрепилось смешанными браками между нгуни и ндау. Более подходящим термином для описания образовавшейся группы, включая современный Ндау, является Шангаан. Культура ндау также развилась и включила в себя обычаи нгуни, и многие слова нгуни стали частью языка ндау.
По словам Эрти, когда народ ндау был завоеван ндвандве-нгуни, часть народа ндау укрылась среди народа чопи (копи), который накопил винтовки у португальцев, чтобы защитить себя. [4] Некоторые предполагают, что часть народа Чопи осталась независимой от Империи Нгуни Газа. Формируя империю Газы, Сошангане и его армии Нгуни захватили и включили племена Цонга, Шонгононо, Нгомане, Португальцы, Хленгве, Ньяи, Ронга, Шона, Коса, Зулу, Сенга, Чопи, а также племена Ндау в новую единую нацию. с людьми, которых все вместе называют Шангани.
Из-за длительной засухи, подъема Газы, доминирования работорговли и расширения португальского контроля в долине Замбези некогда могущественные африканские вожди региона Замбези пришли в упадок. Вместо них военачальники долин основали укрепленные крепости у слияния крупных рек, где они собирали частные армии и совершали набеги на рабов во внутренних районах страны. Самым могущественным из этих военачальников был Мануэль Антониу де Соуза, также известный как Гувейя, поселенец из Португальской Индии, который к середине XIX века контролировал большую часть южной долины Замбези и огромную полосу земли к югу от нее. К северу от Замбези исламские работорговцы пришли к власти со своей базы в Ангоче, а вожди яо на севере мигрировали на юг, в высокогорье вдоль реки Шир, где они установили свою военную мощь. В результате этого поселения в Чипинге некоторые ндау-шангааны поселились на территории современного Мозамбика, поскольку следует иметь в виду, что до прибытия португальцев и англичан они колонизировали территорию, которая сейчас является Зимбабве и Мозамбиком соответственно. . Исторически, в течение сотен лет смешения с другими группами шона, язык и обычаи ндау развивались. Смешанные браки с завоевателями Нгуни придали языку и культуре Нгуни. Древний ндау мог быть одной из самых древних форм всех современных языков нгуни. Возможно, древние ндау — одно из первых племен-прародителей нгуни, подобно мтетвас, лала и дебе, происходящим от тонга-текеласов. [5] На данный момент это все предположения, и для установления этого потребуются дальнейшие исследования.
In a strict sense of the term the Ndau language is mainly spoken in the following southern districts of the Sofala province: Machanga, Chibabava, Machaze (Danda), Buzi and in Nhamatanda, Dondo and Beira (Bangwe) and is mutually intelligible with the Shona language. It is also partly spoken in Mambone (Inhambane province) and Mossurize. They also speak Portuguese in Mozambique, English in Zimbabwe and Xhosa in South Africa. In Zimbabwe, Ndau is mainly spoken in Chipinge and Chimanimani districts.-
Демография
[ редактировать ]По оценкам, по состоянию на 1997 год в Мозамбике проживало 581 000 человек, говорящих на языке ндау. В Южной Африке проживает множество кланов Ндау-Шангани. Деревня под названием Мбози, в настоящее время известная как Говху в Маламулеле, полностью состоит из кланов Шангани, таких как Ситхоле, Миямбо, Симанго, Мояна и Машаба, многие из которых также имеют корни Ндау в дополнение к корням Нгуни, откуда они получили свои имена. Вышеуказанные имена - это Нгуни, происходящие из Зулуленда, где ндвандве проживали до того, как бежали из-за Мфекане.
Ндау также является одним из языков, используемых в церквях Бейры . . Сегодня Ндау-Шангаан в основном идентифицируют по этим фамилиям: Саквиндже, Семвайо, Симанго, Сибия, Дхливайо, Дубе, Макуяна, Мламбо, Мтетва, Мхланга, Нксумало Хлатшвайо, Ситхоле, Квидини, Сидхиле, Длакама, Бхила и Жарикия. Важно отметить, что не всех людей, названных этими именами, можно идентифицировать как Ндау, за исключением Жарикии. Это потому, что это имена нгуни, которые распространены среди нгуни и могут быть найдены в Зулуленде, а также в Матебелеленде у народов, не имеющих никакой связи с ндау. Чтобы понять современный Ндау, вы должны понять влияние Нгуни, которое очень сильно.
Люди ндау в Зимбабве также играют важную роль в истории этих священных людей. Поскольку большинство из них в основном проживают в Чипинге и Чиманимани. Люди ндау в Зимбабве идентифицируются по следующим фамилиям: Сибанда, Мойо, Ньяндоро, Дубе, Семвайо и другие, которые еще не обнаружены.
Политика
[ редактировать ]Ренамо , Мозамбикское национальное движение сопротивления, получает поддержку от Шангаана в провинции Софала в Мозамбике (куда принадлежит его лидер Дхлакама, а также католический архиепископ Бейры), отчасти из-за их плохих социально-экономических условий и их слишком слабое участие в иностранных финансовых инвестициях и программах социально-экономического развития правящей партии.
Первым президентом ZANU в Зимбабве до обретения независимости был Ндабанинги Ситхоле из района горы Селинда . После прихода к власти Роберта Мугабе Ситхоле сформировал свою собственную партию ЗАНУ-Ндонга , которая продолжает завоевывать широкую поддержку среди общины Ндау-Шангани. Из-за спорных отношений Ситхола с Мугабе,
Колдовство, экзорцизм и фитотерапия
[ редактировать ]Народ ндау также известен как очень хороший травник. Мозамбикцы открыто называют его самыми опасными черными магами. Исторические записи описывают ндау как «скромных и ненасильственных» людей, однако известно, что они используют магию, когда их обидели или расправились с правонарушителями. Также известно, что их духи яростно мстят за смерть в результате убийства или других несправедливых действий. Этих духов можно поймать на церемонии под названием «укуфемба», когда дух приходит и представляется, рассказывая, объясняя, как они оказались в вашей семье. — это путь духа, ищущего справедливости. Известно, что большинство жителей Зимбабве в целом боятся любого, кто угрожает им колдовством в стиле Ндау и консультациями знахарей в том же районе. Поэтому они способны бороться с несправедливостью, несмотря на свою маленькую и ненасильственную природу, используя колдовство и магию.
Лимила, Гонджо, Шипандагвала, Шингомунгому и Ширияденга - народ ндау-шангани из клана Ндау Ситхоле (есть много ситхолов, не имеющих никакой связи с ндау. Ситхоле имеет происхождение нгуни в Зулуленде), переселившихся из долины Замбези вдоль реки Лимпопо и торговали как с арабами, так и с португальцами. Есть много кланов из этнических групп Ндау-Шангани, таких как Мламбо; признан отцом народов ндау, симанго, кхумбула, мхланга, ндакама, машаба и мояна (гумби, пхала).
- NB: Следует отметить, что традиционные ндау идентифицируют себя как единое целое, поскольку они считают Мусикаванту/Мламбо своим общим предком. Несмотря на то, что они называют себя разными именами и фамилиями, такими как Мояна, что означает «овца», в конце концов они считают себя Дзивой, поскольку они дети Мусикаванту. По сей день Мусикаванту пользуется большим уважением и известностью как вызыватель дождя и считается земным воплощением ТВОРЦА Вселенной. Мвари Мусикаванту или Мусикаванху, как ТВОРЦ, широко известен среди шона. Были предприняты большие усилия, чтобы уменьшить важность вождя Мусикаванту / Мламбо в современной Зимбабве, поскольку Роберт Мугабе стремился преуменьшить важность этого уникального вождя, выдвигая заблуждения и ложь, которые изображали происхождение Мугабе как потомка Мунхумутапас. Следует иметь в виду, что Империя Мунхумутапа была основана Ньяцимбой Мутотой, принадлежавшим к тотему Дзива, поскольку он был сыном Дзивы Мусикаванху, покинувшего Великий Зимбабве после того, как Мусикаванху покинул его из-за преступлений, совершенных всеми народами. против приказов Мусикаванту / Мхико.
Many Ndau people have embraced the Christian religion.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ два святых, Дж. Восточная Эфиопия, Эвора, 1609, Лив. II, Глава VIII Святые Восточной Эфиопии 1609 .
- ^ Жюно, Анри (1977), История Цонги: 1498-1650, Браамфонтейн: Издательство Сасавоны.
- ^ Брох-Дью, Вигдис (2005). Насилие и принадлежность: поиски идентичности в постколониальной Африке. Психология Пресс. п. 97. Проверено 10 июля 2012 г.
- ^ Земляной, ED (2009), Анналы музея Трансвааля: III. О некоторых ритуальных объектах Вандау в Южном Чопиленде, Газа, Португальская Восточная Африка, стр. 125–128.
- ^ Музи Мтетва (1995), «История абакваМтетва, исследовательский проект», исторический факультет Университета Зулуленда.