Шумные люди
![]() Женщина Каланга из Ботсваны | |
Общая численность населения | |
---|---|
1,8 миллиона | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | 1,1 миллиона [1] |
![]() | 700,000 [1] |
Языки | |
TjiKalanga , Шона , Языки Английский | |
Религия | |
Африканская традиционная религия , христианство | |
Родственные этнические группы | |
Народ шона , народ венда и народы южных банту. |
Каланга , или БаКаланга — южная этническая группа банту населяющая главным образом Матебелеленд в Зимбабве , северной Ботсване и части провинции Лимпопо в Южной Африке .
БаКаланга в Ботсване — вторая по численности этническая группа в стране, а их икаланга язык — второй по распространенности в стране (наиболее распространен на Севере).
Язык TjiKalanga в Зимбабве является третьим по распространенности языком в стране, однако он признан западной ветвью шона группы языков шона. Его также используют в средствах массовой информации.
Народ Каланга — это народ, который с незапамятных времен всегда придавал большое значение своим тотемам, а также названиям своих кланов. Наиболее известные из этих кланов — боСунгваша, боМндамбели, бонесвимбо, боНтомбо, бокумбудзи, бокадзаша, бопхижа на бонебухва. Самым крупным из этих кланов является клан Сунгваша, поскольку они встречаются в каждой деревне, районе и городе Каланга как в Ботсване, так и в Зимбабве. Они также известны как БаВумбе/Тжибелу. Следующим кланом будет народ Мндамбели, поскольку они проживают преимущественно в районе Ботети , используя Шоко, а также Чжоу и Тшума в качестве своих тотемов, а также в районах Северо-Восточного округа (Ботсвана) и Тутуме , почитающих Гудо или Тембо. Мндамбели также встречаются среди народа шона в Зимбабве, которого часто называют мвендамбери , а также среди вхавенда, называемого вомудабели. Нтомбо (также называемый Бапери) затем последовал этому примеру как третий по величине клан, который, однако, был разбросан по ряду деревень, часто под руководством людей Сунгваша или Мндамбели. Они также встречаются в окрестностях Пламтри, город в Зимбабве. История гласит, что БоНтомбо считаются потомками народа балобеду, обитающего в Южной Африке, который сегодня является частью племени Бапеди. БоКумбудзи и боНебухва встречаются в меньшем количестве, поскольку в основном они обладают духовными дарами общения с Мвали в храме Нджелеле : по их мнению, это дар для немногих.
Язык
[ редактировать ]Родной язык народа Каланга называется Икаланга или ТджиКаланга . Язык имеет ряд племенных диалектов в зависимости от того, в какой части племенной территории вы находитесь. Среди прочего существуют диалект Талаунда, диалект Лилима, диалект Джавунда, диалект Нанзва, диалект Тджигвизи, а также диалект Тджиндодондо (доминирующий в Зимбабве ). Вместе с языком намбья эти разновидности образуют западную ветвь группы шона (Guthrie S.10), включающую также центральную шона . [2] Число говорящих на каланге когда-то насчитывало более 1 900 000 человек, хотя сейчас их число сократилось: они часто говорят на языках ндебеле или центрально-шона в Зимбабве, тсване в Ботсване и на других местных языках окружающих народов южной Африки . [2]
БаКаланга — одна из крупнейших этнолингвистических групп Ботсваны . 1946 года Перепись (Центральном) округе проживало 32 777 (40% крупнейшего по численности округа) БаКаланги показала, что в Бамангвато . [3]
История
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2023 г. ) |

По словам Хаффмана (2008), коренные жители Бакаланги произошли от фермеров Леопарда Копье . [4] Эти люди занимали территории, охватывающие части северо-восточной Ботсваны , западного и южного Зимбабве , прилегающие части Южной Африки и Мозамбика примерно к 100 году нашей эры. Они торговали слоновой костью , мехами и перьями с побережьем Индийского океана для таких товаров, как стеклянные бусы и хлопчатобумажная одежда. . [5] Большинство этих доисторических деревень Бакаланга были обнаружены в Ботсване и Зимбабве в районах, близких к крупным рекам, и обычно были построены на террасных вершинах холмов с каменными стенами, построенными вокруг них. [6]
Каланга связана с такими ранними африканскими государствами, как Мапунгубгве , Хами и Империей Розви . [7] Ранние народы бакаланга, жившие в бассейне Шаше-Лимпопо, монополизировали торговлю благодаря своему доступу к побережью Индийского океана. Примерно к 1220 году нашей эры вокруг холма Мапунгубгве, недалеко от границы Ботсваны с Южной Африкой, возникло новое и более могущественное королевство. Некоторые из первых людей Бакаланга, живших в нижней части долины Шаше-Лимпопо, вероятно, двинулись в сторону этого недавно сформированного королевства или стали его частью. Но исследования климатических данных этого района позволяют предположить, что вскоре в Мапунгубгве обрушилась катастрофическая засуха , и регион Шаше - Лимпопо был необитаем между 1300 и 1420 годами нашей эры, что вынудило обычное население рассеяться. К 1290 году нашей эры Мапунгубгве стал городом-призраком. Его золотая эра длилась не более 50 лет, кульминацией которых стал подъем Великого Зимбабве . [ нужна ссылка ]
Позже, в 15 веке, центр власти переместился обратно на запад, из Великого Зимбабве в Хами/Нками , а в 17 веке в Дананомбе (Длодло). Переезды сопровождались сменой доминирования от одного клана к другому. В 17 веке розви, основанные на юге БаКаланги, стали мощным конкурентом, контролирующим большую часть горнодобывающих районов. Розви даже оттеснили португальских колонистов с некоторых их внутренних постов. [ нужна ссылка ]
На юго-западе Зимбабве (ныне Матабелеленд ) и прилегающих частях современной Ботсваны штаты Каланга просуществовали еще более столетия. Падение Королевства Бутуа произошло в результате серии вторжений, начавшихся со злополучного вторжения Бангвато Кгоси Кгари около 1828 года и завершившегося Мзиликази Амандебеле нападением . [8]
Вызывание дождя
[ редактировать ]Народ Каланга известен своими способностями вызывать дождь благодаря своему Верховному Существу Мвали/Нгвали. Эти способности всегда были частью истории народа БаКаланга, а также всех других родственных групп. Вызов дождя всегда был обязанностью Осанна или АмаВосаны (первосвященников в церкви Мвали/Нгвали). Традиционная одежда народа Каланга/БаКаланга ясно показывает важность дождя для БаКаланги. Они надевают черные юбки, символизирующие темные облака, тяжелые от дождя, и белые рубашки, изображающие капли дождя. Это одежда, которую носят, когда они идут просить дождя в храме Нджелеле в Зимбабве, который является штаб-квартирой Осанна в Ботсване, Южной Африке и Зимбабве. [9]
Деревни и города Бакаланги
[ редактировать ]- Сыр
- Шаше-Мук
- Мбамбаньика
- Мопипи
- Ната-Юрист
- Строка
- Орапа
- Ракопс
- Чангейт
- Юмо
- Макаламабеди
- Пончик
- Кандана
- Гомбалуме
- Давайте посмотрим
- Тянгула
- Гвамбе
- Мбила
- Организации
- Бамбадзи
- Масукване
- Пожалуйста
- Тутуме
- Майтенгве
- Слово
- Мне жаль
- Матенге
- В ветвях
- Тджизвина
- Остановить
- Познакомься с ним
- Матангване
- Наручники
- Гамбуле
- Оно уже сохранено
- Кража
- Звеншамбе
- Календарь
- Синоци
- Дыры
- семитве
- Марапонг
- Себина
- Бутале
- Трейдер
- Группы
- этого достаточно
- Масенду
- Нхопемано
- Полный
- Макумби
- Мне жаль
- Тьолотджо
- Ивваненг
- Уходите
- Мозесе
- Дагви
- Мне жаль
- Сенат
- Спаривание
- Гулубане
- Темашанга
- Совет
- Нлапхване
- Гампо
- Я дышал
- Кгари
- Moroka
- ПРОДОЛЖЕНИЯ
- Летшолатебе
- Календарь
- Госве
- Проблемы
- Малыш
- Масенду
- भागानी
- Торты
- Билингома
- Забытый
- Сихоре
- Малалуме
- Малопа
- Бамбадзи
- Хингве
- Джуджуме
- Пусть они подрастут
- Тьеханга
- Мбаламби
- Медленно
- Ребенок
- Задница
- Слово
- Рот
- Домбота
- Ловить
- Мужской
- Тьомпани
- Нравится сборка
- мафеха
- они бонго
- Матангване
- Царапины
- Хободо
- Мадабе
- Тджингабаби
- Полный
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дэвид Н. Бич: Шона и Зимбабве 900–1850 гг. Хайнеманн, Лондон, 1980 г. и Mambo Press, Gwelo, 1980 г., ISBN 0-435-94505-X
- Катарина Ван Ваарден: Бутуа и конец эпохи: влияние распада штата Каланга на обычных граждан. Анализ поведения в условиях стресса. 2012. Кембриджские монографии по африканской археологии 82. Оксфорд: Archaeopress.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Льюис, М. Пол (2009). «Каланга «Культурные люди» » . Этнолог . СИЛ Интернешнл . Архивировано из оригинала 14 сентября 2012 года . Проверено 25 октября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б "Язык" . Каланга . Ассоциация развития языка и культуры Каланги (KLCDA). 9 июня 2012 года. Архивировано из оригинала 18 сентября 2018 года . Проверено 18 сентября 2018 г.
- ^ Сюда не входят жители Северо-Восточного округа. Мфо, Моцамай Кейекве (1989). «Представительство культурных меньшинств в разработке политики» . В Холме, Джон Д.; Молуци, Патрик П. (ред.). Демократия в Ботсване: материалы симпозиума, состоявшегося в Габороне, 1-5 августа 1988 г. . Публикация конференции общества Ботсваны. Габороне, Ботсвана: Макмиллан. стр. 130–38 . ISBN 978-0-8214-0943-5 .
- ^ Хаффман, Теннесси (2008). «Жизо и Копье Леопарда: пробные раскопки в Симамве и Мтанье, Зимбабве». В Баденхорсте, Шоу; Митчелл, Питер; Драйвер, Джонатан С. (ред.). Животные и люди: Археозоологические статьи в честь Ины Плуг . Оксфорд, Англия: Археопресс. стр. 200–214. ISBN 978-1-4073-0336-9 . См. также, Хаффман, Теннесси (1974). Традиция Леопарда Копье . Докторская диссертация. Университет Иллинойса в Урбана-Шампейн.
- ^ Ван Ваарден, Катарина (1998). «Поздний железный век». Ин Лейн, Пол Дж.; Рид, Эндрю; Сегобай, Алина (ред.). Дитсва Ммунг: Археология Ботсваны . Габороне, Ботсвана: Общество Ботсваны. стр. 115–160. ISBN 978-99912-60-39-6 .
- ^ Тлоу, Томас; Кэмпбелл, Алек (1984). История Ботсваны (PDF) . Macmillan Botswana Publishing Co (Pty) Ltd. Ботсвана: ISBN 0333-36531-3 . Архивировано (PDF) из оригинала 4 июня 2021 года . Проверено 29 мая 2020 г.
- ^ Мачиридза, Лесли Хатипоне (1 сентября 2020 г.). «Ландшафты и этническая принадлежность: историческая археология памятников Хами-Фазе на юго-западе Зимбабве» . Историческая археология . 54 (3): 647–675. дои : 10.1007/s41636-020-00259-z . ISSN 2328-1103 .
- ^ «Исследовательские ворота» (PDF) .
- ^ Родевальд, МК (2010). «Понимание «Мвали» как традиционного верховного божества бакаланги Ботсваны и Западного Зимбабве: Часть первая» . Примечания и записи Ботсваны . 42 : 11–21. ISSN 0525-5090 .