Jump to content

Храм Нджелеле

Координаты : 20 ° 33'00 "ю.ш. 28 ° 30'29" в.д.  /  20,55 ° ю.ш. 28,508 ° в.д.  / -20,55; 28.508
Храм Нджелеле
Расположение Матобо Хиллз
Координаты 20 ° 33'00 "ю.ш. 28 ° 30'29" в.д.  /  20,55 ° ю.ш. 28,508 ° в.д.  / -20,55; 28.508
Геология гранит Копье

Храм Нджелеле — это пещера, имеющая важное духовное значение в Зимбабве ; паломники посещают его ежегодно в ритуальных целях перед началом сезона дождей. [ 1 ] Святыня находится внутри пещеры, расположенной на холмах Матобо (которая является центром всемирного наследия). [ 2 ] ) в общинном районе Хомола примерно в 100 км к югу от Булавайо , второго по величине города Зимбабве. [ 3 ] Вендас раз в год отвозил черную корову в Матопо (Матовха) в качестве дождевых доходов. Процесс был остановлен заявлением белых о том, что передвижение животных через реку Лимпопо (Вембе) запрещено. [ 4 ] Святыня находится в цельном гранитном копье, ничем не отличающемся от множества других, находящихся поблизости. [ 3 ] [ 4 ] Выступ этой святыни расположен на горном хребте, идущем на запад. В храме есть «три естественно скрытых входа, которые вьются вверх и вниз среди нависающих гранитных валунов». [ 3 ] Главной достопримечательностью Нджелеле является не пещера, а галерея в скалах. Он также снабжен множеством небольших туннелей, которые ведут к различным помещениям святыни из узкого входа, расположенного между двумя высокими скалами. [ 4 ] Нджелеле в основном известен как храм, вызывающий дождь, однако его посещают и с другими целями, например, чтобы попросить прощения за проступки общества, попросить лекарства от болезней человека и домашних животных. [ 5 ] [ 1 ] В одной из пещер Нджелеле хранится множество черепов и рогов крупной дичи, железных мотыг, глиняных горшков с водой, ткани и бус, стопок табака, топоров и копий. [ 3 ] Некоторые ученые полагают, что это были предметы, предложенные главенствующему божеству. В 1960-70-е годы (период освободительной борьбы в Зимбабве) к этой святыне обращались политики и борцы за освобождение. [ 1 ] Одним из известных членов, посетивших храм, был Джошуа Мкабуко Нкомо, тогдашний лидер ЗИПРА и бывший вице-президент Зимбабве. [ 6 ] Считается, что некоторое время назад со скал Нджелеле раздался голос, инструктирующий тех, кто собирался посетить его, что делать; даже Нкомо признал это в своей автобиографии « История моей жизни» . [ 1 ] [ 6 ] Последний раз голос слышали в 1974 году; он исчез из-за осквернения святыни. [ 7 ]

Имя и этимология

[ редактировать ]

Храм широко известен как Нджелеле, термин Чикаланга , обозначающий определенный тип птиц. [ 8 ] В Шоне оно известно как Мабвеадзива, что означает место родниковых вод. [ 9 ] Это объясняет, почему Нджелеле считается святыней, вызывающей дождь. Другое название храма в Чикаланге — «Малиндидзиму», что означает «Священное место наших предков». [ 9 ] Нджелеле также известен как Матонжени.

Описание

[ редактировать ]

Нджелеле находится на граните Матобо (Матовха), возраст которого, как полагают, превышает 2,65 миллиарда лет. Интрузивная магматическая порода неправильной овальной формы имеет максимальные размеры с востока на запад и с севера на юг почти 100 км и 30 км соответственно. [ 10 ] В храме есть «три естественно скрытых входа, которые вьются вверх и вниз среди нависающих гранитных валунов». [ 3 ]

Мифология

[ редактировать ]

Храм Нджелеле считается очень священным местом. Таким образом, существуют правила, которые необходимо соблюдать, если кто-то хочет посетить этот сайт. личное присутствие Мудзиму или Мвари (Всемогущего существа). Его голос указывал на [ 6 ] Считалось, что указывать пальцем на святыню было табу, так как дурное предзнаменование будет следовать за тем, кто укажет пальцем на святыню. [ 5 ] Секрет уважения, оказываемого таким местам, как Нджелеле, заключается в том, что люди банту верили, что духи обитают в пещерах, горах, лесах, дуплах деревьев и во многих других укромных местах. Паломников, которые посещали храм Нджелеле с просьбой о дожде, должен был сопровождать хранитель храма, который, как считалось, обладал силой и чистотой, чтобы разговаривать с Мудзиму или Мвари. Во время таких церемоний девочки препубертатного возраста и женщины в постменопаузе приносили традиционное пиво и ставили его у входа. Девочек препубертатного возраста и женщин в постменопаузе выбирали для того, чтобы чистота святыни не была осквернена женщинами, у которых еще были менструации. [ 1 ] Представитель/хранитель, стоя в нескольких метрах от храма, аплодировал в ладоши и воспевал Мудзиму/Мвари, прося дождя. Через некоторое время аплодисментов и похвал раздавался голос, советующий посетителям, что делать, чтобы вызвать дождь. [ 7 ] Святыню можно посетить только в августе и сентябре (до сезона дождей). Во время последней луны, известное как элимньяма в Ндебеле , людям не разрешается посещать храм. [ 5 ] Считается, что несанкционированные посещения нарушают покой святыни и приводят к обильным дождям. [ 5 ]

Открытие и улучшение

[ редактировать ]

Противоречивые устные традиции затрудняют определение того, когда Нджелеле впервые был основан на холмах Матобо (Матовха). Согласно устной традиции Розви, Нджелеле возник примерно в «14 веке, когда этническая группа мбире мигрировала из района озера Танганьика на юг и в конечном итоге поселилась в Великом Зимбабве, прото-поселении шона, занимавшем между 1250-1450 годами нашей эры». [ 3 ] [ 7 ] Некоторые ученые полагают, что культ Мвари (Мвали) мог возникнуть в Великом Зимбабве, в то время как другие ученые полагали, что создание храма Мвари (Мвали) в Нджелеле могло быть связано с «переносом административной власти Розви из Великого Зимбабве в Матобо». (Матовха) Хилс». [ 1 ] До того, как ндебеле приняли культ Мвари (Мвали), это был институт шона. Устная традиция напоминает, что Лобенгула держал некоторых духовных медиумов культа Мвари (Мвали) в своем поселении Булавайо, чтобы обращаться к ним за советом во время кризисов.

Другая версия устного предания гласит, что святыня была основана на холмах Матобо (Матовха), когда в Великом Зимбабве произошла религиозная ссора. Во время этого спора отколовшаяся группа традиционных священников покинула Великий Зимбабве и основала культ Мвари (Мвали) в Матобо (Матовха). Впоследствии в окрестностях было основано еще несколько культовых центров, в том числе Звало и Дула. Подобные традиционные институты существовали в юго-западных частях Зимбабве, среди народов Венда и Каланга . Поэтому в XIX веке священники отбирались из семей Венда и Каланга, глубоко погруженных в культовую традицию Мвари. [ 1 ] [ 3 ] [ 7 ]

Управление

[ редактировать ]

Храм Нджелеле в настоящее время находится под присмотром Солифы Нкубе (широко известного как Хулу Тобела (Товхела), что означает дедушка Тобела/Товхела), традиционного священника, признанного сообществом. [ 5 ] Храм открыт для всех желающих необходимого возраста и пола, пришедших в нужное время и соблюдающих необходимые процедуры. В прошлом несколько партий столкнулись из-за контроля над Нджелеле. [ 3 ] С одной стороны, правительство несколько раз пыталось объявить святыню национальным памятником (в период с 1960 по 1980 год и с 1980 по 2000 год). С другой стороны, Ситваньяна Нкубе, братья Ндлову (особенно Маябу) и Нгкату Нкубе также заявили о своих правах на опеку над святыней. [ 3 ] [ 4 ] Люди отказались объявить Нджелеле национальным памятником, поскольку это могло привести к отмене их решений относительно святыни, как и в случае с другими областями национальных интересов, такими как национальные парки, которые затруднили бесплатное посещение местными жителями. Конфликты между этими тремя людьми было трудно разрешить, поскольку все они имели противоречивые ценности и цели в отношении святыни. Они представляли ценности различных групп, имевших личные связи со святыней. Борьба за опеку и священство закончилась бегством Нгкату Нкубе, которая переехала в Силаву, расположенную в 50 километрах от Нджелеле, после того, как ее дом был разрушен ударом молнии. Она умерла в 2000 году, через год после переезда, оставив Ситваньяну Нкубе и Маябу Ндлову продолжать борьбу. Затем Ситваньяна был выселен Ассоциацией ветеранов освободительной войны Зимбабве ( ZLWVA ), которая обвинила его в создании проблем, связанных с опекой и священством Нджелеле. Они также обвинили его в убийстве своей бывшей жены Нгкату Нкубе, смерть которой была загадочной. После выселения Ситваньяна Нкубе несколько месяцев провела в палаточном лагере на обочине дороги недалеко от Нджелеле. [ 7 ] В конце концов он скончался в 2006 году, оставив Давида Ндлову единственным хранителем и священником Нджелеле. Больше не известно о конфликтах опеки и священства Нджелеле. [ 1 ] [ 3 ] [ 7 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Бхебхе, Синдисо (11 октября 2019 г.). «Понимание традиционного и современного назначения храма вызывания дождя Нджелеле на основе устных свидетельств местных жителей Матобо» . Журнал устной истории Южной Африки . 7 (2): 13–13 страниц. дои : 10.25159/2663-6670/4015 . ISSN   2663-6670 . S2CID   211665761 .
  2. ^ «Хиллз Матобо» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 21 июня 2020 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Макуваза, Саймон (сентябрь 2008 г.). «Почему Нджелеле, храм вызывания дождя в зоне всемирного наследия Матобо, Зимбабве, не был объявлен национальным памятником» . Управление наследием . 1 (2): 163–180. дои : 10.1179/hma.2008.1.2.163 . ISSN   1940-8439 .
  4. ^ Jump up to: а б с д Макуваза, Саймон (2008). «Почему Нджелеле, храм вызывания дождя в зоне всемирного наследия Матобо, Зимбабве, не был объявлен национальным памятником» . Управление наследием . 1 (2): 163–180. дои : 10.1179/hma.2008.1.2.163 . S2CID   153840563 – через ResearchGate.
  5. ^ Jump up to: а б с д и Хроника, с. «Нджелеле – это не просто храм, вызывающий дождь» . Хроника . Проверено 21 июня 2020 г.
  6. ^ Jump up to: а б с Почта, Воскресенье. — Ключи у Нджелеле? . Воскресная почта . Проверено 21 июня 2020 г.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж «Раскрытие тайн святилища Нджелеле: Часть первая | Празднование того, чтобы быть зимбабвийцем» . Проверено 21 июня 2020 г.
  8. ^ «В поисках понимания храма Нджелеле» . Новости Bulawayo24 . Проверено 21 июня 2020 г.
  9. ^ Jump up to: а б Вестник, The. «Время Пасхи: Воспоминания о Нджелеле, Мабвеадзиве» . Вестник . Проверено 21 июня 2020 г.
  10. ^ «РЕШЕНИЕ КОМИТЕТА ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ: Отрывок из отчета 27-й сессии Комитета всемирного наследия» (PDF) .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d6ddcaf50d9c963fb4c5b4483c924b36__1725707520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d6/36/d6ddcaf50d9c963fb4c5b4483c924b36.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Njelele Shrine - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)