Храм Нджелеле
Храм Нджелеле | |
---|---|
Расположение | Матобо Хиллз |
Координаты | 20 ° 33'00 "ю.ш. 28 ° 30'29" в.д. / 20,55 ° ю.ш. 28,508 ° в.д. |
Геология | гранит Копье |
Храм Нджелеле — это пещера, имеющая важное духовное значение в Зимбабве ; паломники посещают его ежегодно в ритуальных целях перед началом сезона дождей. [ 1 ] Святыня находится внутри пещеры, расположенной на холмах Матобо (которая является центром всемирного наследия). [ 2 ] ) в общинном районе Хомола примерно в 100 км к югу от Булавайо , второго по величине города Зимбабве. [ 3 ] Вендас раз в год отвозил черную корову в Матопо (Матовха) в качестве дождевых доходов. Процесс был остановлен заявлением белых о том, что передвижение животных через реку Лимпопо (Вембе) запрещено. [ 4 ] Святыня находится в цельном гранитном копье, ничем не отличающемся от множества других, находящихся поблизости. [ 3 ] [ 4 ] Выступ этой святыни расположен на горном хребте, идущем на запад. В храме есть «три естественно скрытых входа, которые вьются вверх и вниз среди нависающих гранитных валунов». [ 3 ] Главной достопримечательностью Нджелеле является не пещера, а галерея в скалах. Он также снабжен множеством небольших туннелей, которые ведут к различным помещениям святыни из узкого входа, расположенного между двумя высокими скалами. [ 4 ] Нджелеле в основном известен как храм, вызывающий дождь, однако его посещают и с другими целями, например, чтобы попросить прощения за проступки общества, попросить лекарства от болезней человека и домашних животных. [ 5 ] [ 1 ] В одной из пещер Нджелеле хранится множество черепов и рогов крупной дичи, железных мотыг, глиняных горшков с водой, ткани и бус, стопок табака, топоров и копий. [ 3 ] Некоторые ученые полагают, что это были предметы, предложенные главенствующему божеству. В 1960-70-е годы (период освободительной борьбы в Зимбабве) к этой святыне обращались политики и борцы за освобождение. [ 1 ] Одним из известных членов, посетивших храм, был Джошуа Мкабуко Нкомо, тогдашний лидер ЗИПРА и бывший вице-президент Зимбабве. [ 6 ] Считается, что некоторое время назад со скал Нджелеле раздался голос, инструктирующий тех, кто собирался посетить его, что делать; даже Нкомо признал это в своей автобиографии « История моей жизни» . [ 1 ] [ 6 ] Последний раз голос слышали в 1974 году; он исчез из-за осквернения святыни. [ 7 ]
Имя и этимология
[ редактировать ]Храм широко известен как Нджелеле, термин Чикаланга , обозначающий определенный тип птиц. [ 8 ] В Шоне оно известно как Мабвеадзива, что означает место родниковых вод. [ 9 ] Это объясняет, почему Нджелеле считается святыней, вызывающей дождь. Другое название храма в Чикаланге — «Малиндидзиму», что означает «Священное место наших предков». [ 9 ] Нджелеле также известен как Матонжени.
Описание
[ редактировать ]Нджелеле находится на граните Матобо (Матовха), возраст которого, как полагают, превышает 2,65 миллиарда лет. Интрузивная магматическая порода неправильной овальной формы имеет максимальные размеры с востока на запад и с севера на юг почти 100 км и 30 км соответственно. [ 10 ] В храме есть «три естественно скрытых входа, которые вьются вверх и вниз среди нависающих гранитных валунов». [ 3 ]
Мифология
[ редактировать ]Храм Нджелеле считается очень священным местом. Таким образом, существуют правила, которые необходимо соблюдать, если кто-то хочет посетить этот сайт. личное присутствие Мудзиму или Мвари (Всемогущего существа). Его голос указывал на [ 6 ] Считалось, что указывать пальцем на святыню было табу, так как дурное предзнаменование будет следовать за тем, кто укажет пальцем на святыню. [ 5 ] Секрет уважения, оказываемого таким местам, как Нджелеле, заключается в том, что люди банту верили, что духи обитают в пещерах, горах, лесах, дуплах деревьев и во многих других укромных местах. Паломников, которые посещали храм Нджелеле с просьбой о дожде, должен был сопровождать хранитель храма, который, как считалось, обладал силой и чистотой, чтобы разговаривать с Мудзиму или Мвари. Во время таких церемоний девочки препубертатного возраста и женщины в постменопаузе приносили традиционное пиво и ставили его у входа. Девочек препубертатного возраста и женщин в постменопаузе выбирали для того, чтобы чистота святыни не была осквернена женщинами, у которых еще были менструации. [ 1 ] Представитель/хранитель, стоя в нескольких метрах от храма, аплодировал в ладоши и воспевал Мудзиму/Мвари, прося дождя. Через некоторое время аплодисментов и похвал раздавался голос, советующий посетителям, что делать, чтобы вызвать дождь. [ 7 ] Святыню можно посетить только в августе и сентябре (до сезона дождей). Во время последней луны, известное как элимньяма в Ндебеле , людям не разрешается посещать храм. [ 5 ] Считается, что несанкционированные посещения нарушают покой святыни и приводят к обильным дождям. [ 5 ]
Открытие и улучшение
[ редактировать ]Противоречивые устные традиции затрудняют определение того, когда Нджелеле впервые был основан на холмах Матобо (Матовха). Согласно устной традиции Розви, Нджелеле возник примерно в «14 веке, когда этническая группа мбире мигрировала из района озера Танганьика на юг и в конечном итоге поселилась в Великом Зимбабве, прото-поселении шона, занимавшем между 1250-1450 годами нашей эры». [ 3 ] [ 7 ] Некоторые ученые полагают, что культ Мвари (Мвали) мог возникнуть в Великом Зимбабве, в то время как другие ученые полагали, что создание храма Мвари (Мвали) в Нджелеле могло быть связано с «переносом административной власти Розви из Великого Зимбабве в Матобо». (Матовха) Хилс». [ 1 ] До того, как ндебеле приняли культ Мвари (Мвали), это был институт шона. Устная традиция напоминает, что Лобенгула держал некоторых духовных медиумов культа Мвари (Мвали) в своем поселении Булавайо, чтобы обращаться к ним за советом во время кризисов.
Другая версия устного предания гласит, что святыня была основана на холмах Матобо (Матовха), когда в Великом Зимбабве произошла религиозная ссора. Во время этого спора отколовшаяся группа традиционных священников покинула Великий Зимбабве и основала культ Мвари (Мвали) в Матобо (Матовха). Впоследствии в окрестностях было основано еще несколько культовых центров, в том числе Звало и Дула. Подобные традиционные институты существовали в юго-западных частях Зимбабве, среди народов Венда и Каланга . Поэтому в XIX веке священники отбирались из семей Венда и Каланга, глубоко погруженных в культовую традицию Мвари. [ 1 ] [ 3 ] [ 7 ]
Управление
[ редактировать ]Храм Нджелеле в настоящее время находится под присмотром Солифы Нкубе (широко известного как Хулу Тобела (Товхела), что означает дедушка Тобела/Товхела), традиционного священника, признанного сообществом. [ 5 ] Храм открыт для всех желающих необходимого возраста и пола, пришедших в нужное время и соблюдающих необходимые процедуры. В прошлом несколько партий столкнулись из-за контроля над Нджелеле. [ 3 ] С одной стороны, правительство несколько раз пыталось объявить святыню национальным памятником (в период с 1960 по 1980 год и с 1980 по 2000 год). С другой стороны, Ситваньяна Нкубе, братья Ндлову (особенно Маябу) и Нгкату Нкубе также заявили о своих правах на опеку над святыней. [ 3 ] [ 4 ] Люди отказались объявить Нджелеле национальным памятником, поскольку это могло привести к отмене их решений относительно святыни, как и в случае с другими областями национальных интересов, такими как национальные парки, которые затруднили бесплатное посещение местными жителями. Конфликты между этими тремя людьми было трудно разрешить, поскольку все они имели противоречивые ценности и цели в отношении святыни. Они представляли ценности различных групп, имевших личные связи со святыней. Борьба за опеку и священство закончилась бегством Нгкату Нкубе, которая переехала в Силаву, расположенную в 50 километрах от Нджелеле, после того, как ее дом был разрушен ударом молнии. Она умерла в 2000 году, через год после переезда, оставив Ситваньяну Нкубе и Маябу Ндлову продолжать борьбу. Затем Ситваньяна был выселен Ассоциацией ветеранов освободительной войны Зимбабве ( ZLWVA ), которая обвинила его в создании проблем, связанных с опекой и священством Нджелеле. Они также обвинили его в убийстве своей бывшей жены Нгкату Нкубе, смерть которой была загадочной. После выселения Ситваньяна Нкубе несколько месяцев провела в палаточном лагере на обочине дороги недалеко от Нджелеле. [ 7 ] В конце концов он скончался в 2006 году, оставив Давида Ндлову единственным хранителем и священником Нджелеле. Больше не известно о конфликтах опеки и священства Нджелеле. [ 1 ] [ 3 ] [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Бхебхе, Синдисо (11 октября 2019 г.). «Понимание традиционного и современного назначения храма вызывания дождя Нджелеле на основе устных свидетельств местных жителей Матобо» . Журнал устной истории Южной Африки . 7 (2): 13–13 страниц. дои : 10.25159/2663-6670/4015 . ISSN 2663-6670 . S2CID 211665761 .
- ^ «Хиллз Матобо» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 21 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Макуваза, Саймон (сентябрь 2008 г.). «Почему Нджелеле, храм вызывания дождя в зоне всемирного наследия Матобо, Зимбабве, не был объявлен национальным памятником» . Управление наследием . 1 (2): 163–180. дои : 10.1179/hma.2008.1.2.163 . ISSN 1940-8439 .
- ^ Jump up to: а б с д Макуваза, Саймон (2008). «Почему Нджелеле, храм вызывания дождя в зоне всемирного наследия Матобо, Зимбабве, не был объявлен национальным памятником» . Управление наследием . 1 (2): 163–180. дои : 10.1179/hma.2008.1.2.163 . S2CID 153840563 – через ResearchGate.
- ^ Jump up to: а б с д и Хроника, с. «Нджелеле – это не просто храм, вызывающий дождь» . Хроника . Проверено 21 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Почта, Воскресенье. — Ключи у Нджелеле? . Воскресная почта . Проверено 21 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Раскрытие тайн святилища Нджелеле: Часть первая | Празднование того, чтобы быть зимбабвийцем» . Проверено 21 июня 2020 г.
- ^ «В поисках понимания храма Нджелеле» . Новости Bulawayo24 . Проверено 21 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Вестник, The. «Время Пасхи: Воспоминания о Нджелеле, Мабвеадзиве» . Вестник . Проверено 21 июня 2020 г.
- ^ «РЕШЕНИЕ КОМИТЕТА ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ: Отрывок из отчета 27-й сессии Комитета всемирного наследия» (PDF) .