Бог
Мвари, также известный как Мусикаванху , Мусики , Тензи и Ише , является верховным божеством-творцом согласно Шона традиционной религии . Считается, что Мвари — автор всего сущего и всей жизни и всего, что есть в нем. Большинство последователей этого божества сосредоточены в Мозамбике , Южной Африке и Зимбабве . Мвари — всемогущее существо, которое управляет духами и является Верховным Богом религии.
То же самое божество применяется и также упоминается как Инхоси в Северном и Южном Ндебеле . [1] Почитание Мвари восходит к эпохе древнего короля Мономотапы из королевства Мутапа на реке Замбези . [2]
Этимология
[ редактировать ]Имя « Мвари » на языке шона означает силу, стоящую за Творением. Само слово означает, напоминает и интерпретируется как «Бог», но только в религиозном контексте. Распространению этого термина способствовало то, что христианские миссионеры интерпретировали Библию для местных жителей, используя термин «Мвари» вместо «Бог». [3]
История
[ редактировать ]Первое официальное признание Мвари было со стороны Королевства Зимбабве , самым известным правителем которого был Мономотапа из Королевства Мутапа . Считается, что это новое дополнение к религии шона было включено в состав Великого Зимбабве . [4] К Мвари часто обращались через медиумов в святилищах Матонжени на холмах Матопо в Зимбабве. [5]
В 1890 году христианские миссионеры начали переводить Библию на язык шона. [6] Они перевели имя библейского Бога как Мвари. Дора Рудо Мбувайесанго называет это «на самом деле религиозной узурпацией Шона». ... Изображения Бога в устных традициях шона были обозначены как примитивные и нецивилизованные, и поэтому библейское изображение Бога было возвышено как цивилизованный и аутентичный способ говорить о божестве шона, Мвари. [7]
Характеристики
[ редактировать ]Мвари считается добрым и любящим Богом. Мвари – это не только Бог творения, но и плодородия земли и благословенных дождей. Мвари — тот, кто управляет силами Земли, от путешествий до социальных и политических событий. Хотя шона и ндебеле часто молятся одному Мвари, также очень часто прибегают к использованию духов-медиумов.
Хотя в миссионерских переводах Библии Мвари записывался как мужчина, шона понимали, что у Мвари нет пола (или нет ни мужского, ни женского пола). [8] [9]
Устная история о Мвари
[ редактировать ]Среди народа шона существовало убеждение, что никто не имел права или власти обращаться к Мвари напрямую, не соблюдая протокол выражения недовольства или благодарственных молений к божеству через духов-медиумов (которые были одержимы духами предков и другими духами). В северном Зимбабве с Мвари связались через духовных медиумов или духов; в других частях Зимбабве он обращался к людям через оракула . [10]
Считалось также, что у любого, кто нарушит этот духовный закон, заболеет проказа, поскольку имя невыразимого и непознаваемого Бога считалось святым и превыше всего.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Религия шона, М. Гельфанд , Journal Zambezia, Vol. 01, № 1, 1969: 37-46. Из архива африканских журналов в библиотеках Мичиганского государственного университета.
- ^ «ИМПЕРИЯ МОНОМОТАПА И КОРОЛЬ МУТАТО (1440)» . www.nbufront.org . Проверено 9 апреля 2016 г.
- ^ Чидестер, Дэвид (23 апреля 2012 г.). Дикая религия: поиски священного в Южной Африке . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520951570 .
- ^ Чидестер, Дэвид (23 апреля 2012 г.). Дикая религия: поиски священного в Южной Африке . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520951570 .
- ^ Капья Джон Каома, «Африканская религия и колониальное восстание:: Борьба за власть в Чимуренге колониального Зимбабве 1896–1897 годов», Журнал по изучению религии , 29:1 (2016), стр. 57–84 (75).
- ^ Дора Рудо Мбувайесанго, «Библия как инструмент колонизации: контекст Зимбабве», в книге «Колониализм и Библия: современные размышления глобального Юга» , изд. ТБ Лью и Ф.Ф. Сеговия (Lanham: Lexington Books, 2018), стр. 34.
- ^ Дора Рудо Мбувайесанго, «Библия как инструмент колонизации: контекст Зимбабве», в книге «Колониализм и Библия: современные размышления глобального Юга» , изд. Т.Б. Лью и Ф.Ф. Сеговия (Lanham: Lexington Books, 2018), стр. 34–35.
- ^ Очевидный Венгейи, «Библия на службе панафриканизма», в книге «Библия и политика в Африке» , изд. М. Гунда и Дж. Куглер (Университет Бамбурга, 2012), стр. 85–6.
- ^ Дэниел, Мартинус Л. (1970). Бог холмов Матопо: очерк культа Мвари в Родезии . Гаага, Нидерланды: Mouton & Co. 16.
- ^ Микиас Мусийива, «Религия шона и женское правосудие в современном Зимбабве», в (Re)Интерпретациях: Формы правосудия в женском опыте , изд. Л. Дрезднер и Л.С. Петерсон (Ньюкасл-апон-Тайн: издательство Cambridge Scholars Publishing, 2009), стр. 174.