Jump to content

космограмма Конго

Космограмма Конго
Принадлежность Религия Конго · Худу
Этническая группа Конго люди

Космограмма Конго (также называемая йова или крест дикенга , Киконго : дикенга диа Конго или тендва киа нза-н'Конго ) — основной символ в религии Баконго , изображающий физический мир ( Ку Нсеке ), духовный мир ( Ку Мпэмба ), линия Калунга, проходящая между двумя мирами, священная река, образующая круг, проходящий через два мира, четыре мгновения солнца и четыре элемента. [1] [2] [3]

Этноисторические источники и материальная культура показывают, что космограмма Конго существовала как давняя символическая традиция в культуре БаКонго до контакта с европейцами в 1482 году и что она продолжала использоваться в Центральной Африке до начала двадцатого века. [1] В своем наиболее полном украшении этот символ служил символическим изображением народа Конго и обобщал широкий спектр идей и метафорических сообщений, которые составляли их чувство идентичности в космосе . [4]

Космограмма Конго была введена в Америке людьми баконго, порабощенными в ходе трансатлантической работорговли . [5] Археологические находки в США свидетельствуют о том, что этот символ почитался чернокожими американцами , которые рисовали космограмму Конго на стенах церковных подвалов, а также гравировали ее на керамике. [6]

Части космограммы

[ редактировать ]

Калунга и два мира

[ редактировать ]

Баконго верят, что вначале существовала только круглая пустота небытия, называемая мбунги . [7] Бог-творец Нзамби Мпунгу вызвал искру огня, или Калунгу , которая росла, пока не заполнила мбунги. Когда он стал слишком большим, Калунга превратился в великую силу энергии и высвободил горячие элементы по пространству, сформировав вселенную с солнцем, звездами, планетами и т. д. [7] По этой причине калунга рассматривается как источник жизни и сила движения. Баконго верят, что жизнь требует постоянных изменений и вечного движения. Нзамби Мпунга также известен как Калунга, бог перемен. [8]

После творения природа Калунги изменилась, когда Нзамби отделил физический мир, или Ку Нсеке , от духовного (наследственного) мира, или Ку Мпемба , линией Калунга . [7] Линия стала рекой, несущей людей между мирами при рождении и смерти, а мбунги — вращающимся солнцем. После смерти или захода солнца процесс повторяется, и человек возрождается. На языке киконго слово Калунга означает «порог между мирами». [9] Соответственно, линия Калунга действует как барьер между двумя мирами и ведет всех людей баконго, или мунту , через четыре стадии жизни. [8]

Вместе линия Калунга и круг мбунги составляют часть космограммы Конго, также называемой Крестом Йова или Дикенга . [7] Симби (мн. бисимби) — это водный дух, который, как полагают, населяет водоемы и скалы и обладает способностью вести бакулу , или предков, по линии Калунга в духовный мир после смерти. , они также присутствуют во время крещения афроамериканских христиан Согласно традиции Худу . [10] [11]

Четыре мгновения солнца

[ редактировать ]

По словам Молефи Кете Асанте , «еще одной важной характеристикой космологии баконго является солнце и его движения. с четырьмя стадиями жизни: зачатием, рождением, зрелостью и смертью. Для баконго все проходит через эти стадии: планеты, растения, животные, люди, общества и даже идеи. крест внутри. В этой космограмме, или дикенге, точка встречи двух линий креста является самой мощной точкой и местом, где стоит человек». [7]

Затем процесс повторяется, и Баконго возрождается. Вместе Калунга и круг мбунги образуют Крест Йова или Дикенга . Считается, что четыре угла креста символизируют время мусони , время кала , время тукула и время лувемба . Они соответствуют четырем моментам Солнца, четырем стадиям жизни, четырем элементам и четырем временам года. [8]

Альтернативная космограмма Конго

Природа также важна в религии Конго. Хотя позднее духи природы стали больше ассоциироваться с водой, или калунгой , также известно, что они обитали в лесу, или мфинда ( финда в худу ). В Королевстве Конго использовался термин чибила , обозначающий священные рощи, где поклонялись этим лесным духам. Королевство Лоанго называло их бакиси бантанду , или духами пустыни. [12] Королевство Ндонго предпочитало название ксибила (мн. бибила ). [13]

Жители Конго также верили, что некоторые предки населяли лес после смерти и сохраняли свое духовное присутствие в жизни своих потомков. Считалось, что эти конкретные предки умерли, отправились в Мпембу, а затем возродились как бисимби. Таким образом, Великая Мфинда существовала как место встречи физического и духовного мира. Живые видели в нем источник физического питания через охоту и духовного питания через контакт с предками. Один эксперт по религии Конго, доктор Фу-Киау, даже описал некоторые доколониальные космограммы Конго, где мфинда была мостом между двумя мирами. [12]

  1. ^ Jump up to: а б Томпсон, Роберт Фаррис; Корнет, Джозеф (1981). Четыре мгновения солнца: искусство Конго в двух мирах . Вашингтон, округ Колумбия: Национальная галерея искусств, Вашингтон. ISBN  0-89468-003-Х .
  2. ^ МакГаффи, Вятт; Джон М. Янзен (1974). Антология религии Конго: основные тексты из Нижнего Заира (Публикации Канзасского университета по антропологии. № 5) . Университет Канзаса. ASIN   B0006CI6EO .
  3. ^ Фу-Киау, Кимбванденде Киа Бунсеки (2001). Завязывание духовного узла: африканская космология банту-конго: принципы жизни и образа жизни (2-е изд.). Бруклин, Нью-Йорк: Ателия Генриетта Пресс. ISBN  1-890157-28-7 .
  4. ^ Феннелл, Кристофер. «Многозначные символы охватывающей руки» . Сеть археологов африканской диаспоры . Крис Феннелл из Департамента афроамериканских исследований Центра африканских исследований и Департамента антропологии Университета Иллинойса . Проверено 3 июня 2013 г.
  5. ^ В. Джеффри Болстер (1997). Блэкджеки: афроамериканские моряки в эпоху парусного спорта . Издательство Гарвардского университета . п. 63. ИСБН  0-674-07627-3 . Проверено 26 июня 2009 г.
  6. ^ Гундакер, Грей (2011). «Космограмма Конго в исторической археологии и моральный компас Дэйва Гончара» . Историческая археология . 45 (2): 176–183. ISSN   0440-9213 .
  7. ^ Jump up to: а б с д и Асанте, Тысяча Левитов; Мазама, Мать (2009). Энциклопедия африканской религии (1-е изд.). Публикации SAGE. стр. 100-1 120–124. ISBN  978-1412936361 .
  8. ^ Jump up to: а б с Луялука, Киатесуа Лубанзадио (2017). «Спираль как основная семиотика религии Конго, Буконго» . Журнал исследований чернокожих . 48 (1): 91–112. ISSN   0021-9347 .
  9. ^ Гаскинс, Неттрис Р. (2 января 2016 г.). «Матрица африканской космограммы в современном искусстве и культуре» . Черная теология . 14 (1): 28–42. дои : 10.1080/14769948.2015.1131502 . ISSN   1476-9948 .
  10. ^ Андерсон, Джеффри Э. (2008). Худу, вуду и колдовство: справочник . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. п. 114. ИСБН  9780313342226 .
  11. ^ Маниго-Брайант, ЛеРонда С. (2014). Разговор с мертвыми: религия, музыка и живая память среди женщин-гулл/гичи . Дарем: Издательство Университета Дьюка. ISBN  9780822376705 .
  12. ^ Jump up to: а б Браун, Рас Майкл (2012). Афро-атлантические культуры и Лоукантри Южной Каролины (1-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. стр. 26, 27, 90–102, 106–110, 119–121, 123. ISBN.  978-1-107-66882-9 .
  13. ^ Деннетт, Ричард Эдвард (1906). В глубине души черного человека; Или «Записки о королевской канцелярии в Западной Африке» . Забытые книги. стр. 114–118. ISBN  9781605060118 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e97c4184fcbf17d62c2e02eb7a7999d4__1715081400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e9/d4/e97c4184fcbf17d62c2e02eb7a7999d4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kongo cosmogram - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)