космограмма Конго
Космограмма Конго | |
---|---|
![]() | |
Принадлежность | Религия Конго · Худу |
Этническая группа | Конго люди |
Космограмма Конго (также называемая йова или крест дикенга , Киконго : дикенга диа Конго или тендва киа нза-н'Конго ) — основной символ в религии Баконго , изображающий физический мир ( Ку Нсеке ), духовный мир ( Ку Мпэмба ), линия Калунга, проходящая между двумя мирами, священная река, образующая круг, проходящий через два мира, четыре мгновения солнца и четыре элемента. [1] [2] [3]
История
[ редактировать ]Этноисторические источники и материальная культура показывают, что космограмма Конго существовала как давняя символическая традиция в культуре БаКонго до контакта с европейцами в 1482 году и что она продолжала использоваться в Центральной Африке до начала двадцатого века. [1] В своем наиболее полном украшении этот символ служил символическим изображением народа Конго и обобщал широкий спектр идей и метафорических сообщений, которые составляли их чувство идентичности в космосе . [4]
Космограмма Конго была введена в Америке людьми баконго, порабощенными в ходе трансатлантической работорговли . [5] Археологические находки в США свидетельствуют о том, что этот символ почитался чернокожими американцами , которые рисовали космограмму Конго на стенах церковных подвалов, а также гравировали ее на керамике. [6]
Части космограммы
[ редактировать ]Калунга и два мира
[ редактировать ]Часть серии о |
Конго Религия |
---|
![]() |
![]() |
Баконго верят, что вначале существовала только круглая пустота небытия, называемая мбунги . [7] Бог-творец Нзамби Мпунгу вызвал искру огня, или Калунгу , которая росла, пока не заполнила мбунги. Когда он стал слишком большим, Калунга превратился в великую силу энергии и высвободил горячие элементы по пространству, сформировав вселенную с солнцем, звездами, планетами и т. д. [7] По этой причине калунга рассматривается как источник жизни и сила движения. Баконго верят, что жизнь требует постоянных изменений и вечного движения. Нзамби Мпунга также известен как Калунга, бог перемен. [8]
После творения природа Калунги изменилась, когда Нзамби отделил физический мир, или Ку Нсеке , от духовного (наследственного) мира, или Ку Мпемба , линией Калунга . [7] Линия стала рекой, несущей людей между мирами при рождении и смерти, а мбунги — вращающимся солнцем. После смерти или захода солнца процесс повторяется, и человек возрождается. На языке киконго слово Калунга означает «порог между мирами». [9] Соответственно, линия Калунга действует как барьер между двумя мирами и ведет всех людей баконго, или мунту , через четыре стадии жизни. [8]
Вместе линия Калунга и круг мбунги составляют часть космограммы Конго, также называемой Крестом Йова или Дикенга . [7] Симби (мн. бисимби) — это водный дух, который, как полагают, населяет водоемы и скалы и обладает способностью вести бакулу , или предков, по линии Калунга в духовный мир после смерти. , они также присутствуют во время крещения афроамериканских христиан Согласно традиции Худу . [10] [11]
Четыре мгновения солнца
[ редактировать ]По словам Молефи Кете Асанте , «еще одной важной характеристикой космологии баконго является солнце и его движения. с четырьмя стадиями жизни: зачатием, рождением, зрелостью и смертью. Для баконго все проходит через эти стадии: планеты, растения, животные, люди, общества и даже идеи. крест внутри. В этой космограмме, или дикенге, точка встречи двух линий креста является самой мощной точкой и местом, где стоит человек». [7]
Затем процесс повторяется, и Баконго возрождается. Вместе Калунга и круг мбунги образуют Крест Йова или Дикенга . Считается, что четыре угла креста символизируют время мусони , время кала , время тукула и время лувемба . Они соответствуют четырем моментам Солнца, четырем стадиям жизни, четырем элементам и четырем временам года. [8]

Мфинда
[ редактировать ]Природа также важна в религии Конго. Хотя позднее духи природы стали больше ассоциироваться с водой, или калунгой , также известно, что они обитали в лесу, или мфинда ( финда в худу ). В Королевстве Конго использовался термин чибила , обозначающий священные рощи, где поклонялись этим лесным духам. Королевство Лоанго называло их бакиси бантанду , или духами пустыни. [12] Королевство Ндонго предпочитало название ксибила (мн. бибила ). [13]
Жители Конго также верили, что некоторые предки населяли лес после смерти и сохраняли свое духовное присутствие в жизни своих потомков. Считалось, что эти конкретные предки умерли, отправились в Мпембу, а затем возродились как бисимби. Таким образом, Великая Мфинда существовала как место встречи физического и духовного мира. Живые видели в нем источник физического питания через охоту и духовного питания через контакт с предками. Один эксперт по религии Конго, доктор Фу-Киау, даже описал некоторые доколониальные космограммы Конго, где мфинда была мостом между двумя мирами. [12]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Томпсон, Роберт Фаррис; Корнет, Джозеф (1981). Четыре мгновения солнца: искусство Конго в двух мирах . Вашингтон, округ Колумбия: Национальная галерея искусств, Вашингтон. ISBN 0-89468-003-Х .
- ^ МакГаффи, Вятт; Джон М. Янзен (1974). Антология религии Конго: основные тексты из Нижнего Заира (Публикации Канзасского университета по антропологии. № 5) . Университет Канзаса. ASIN B0006CI6EO .
- ^ Фу-Киау, Кимбванденде Киа Бунсеки (2001). Завязывание духовного узла: африканская космология банту-конго: принципы жизни и образа жизни (2-е изд.). Бруклин, Нью-Йорк: Ателия Генриетта Пресс. ISBN 1-890157-28-7 .
- ^ Феннелл, Кристофер. «Многозначные символы охватывающей руки» . Сеть археологов африканской диаспоры . Крис Феннелл из Департамента афроамериканских исследований Центра африканских исследований и Департамента антропологии Университета Иллинойса . Проверено 3 июня 2013 г.
- ^ В. Джеффри Болстер (1997). Блэкджеки: афроамериканские моряки в эпоху парусного спорта . Издательство Гарвардского университета . п. 63. ИСБН 0-674-07627-3 . Проверено 26 июня 2009 г.
- ^ Гундакер, Грей (2011). «Космограмма Конго в исторической археологии и моральный компас Дэйва Гончара» . Историческая археология . 45 (2): 176–183. ISSN 0440-9213 .
- ^ Jump up to: а б с д и Асанте, Тысяча Левитов; Мазама, Мать (2009). Энциклопедия африканской религии (1-е изд.). Публикации SAGE. стр. 100-1 120–124. ISBN 978-1412936361 .
- ^ Jump up to: а б с Луялука, Киатесуа Лубанзадио (2017). «Спираль как основная семиотика религии Конго, Буконго» . Журнал исследований чернокожих . 48 (1): 91–112. ISSN 0021-9347 .
- ^ Гаскинс, Неттрис Р. (2 января 2016 г.). «Матрица африканской космограммы в современном искусстве и культуре» . Черная теология . 14 (1): 28–42. дои : 10.1080/14769948.2015.1131502 . ISSN 1476-9948 .
- ^ Андерсон, Джеффри Э. (2008). Худу, вуду и колдовство: справочник . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. п. 114. ИСБН 9780313342226 .
- ^ Маниго-Брайант, ЛеРонда С. (2014). Разговор с мертвыми: религия, музыка и живая память среди женщин-гулл/гичи . Дарем: Издательство Университета Дьюка. ISBN 9780822376705 .
- ^ Jump up to: а б Браун, Рас Майкл (2012). Афро-атлантические культуры и Лоукантри Южной Каролины (1-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. стр. 26, 27, 90–102, 106–110, 119–121, 123. ISBN. 978-1-107-66882-9 .
- ^ Деннетт, Ричард Эдвард (1906). В глубине души черного человека; Или «Записки о королевской канцелярии в Западной Африке» . Забытые книги. стр. 114–118. ISBN 9781605060118 .