Сатана
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2017 г. ) |

Шетани (слово в английском языке встречается как в единственном, так и во множественном числе, множественное число на суахили — машетани ) — духи восточноафриканской мифологии и народных поверий . В основном злонамеренные, встречающиеся во многих различных формах и типах с разной силой, шетани являются популярным предметом резных произведений искусства, особенно у народа маконде в Танзании , Мозамбике и Кении . Физически шетани различных типов выглядят как искаженные фигуры людей и животных.
В Восточной Африке существует современный культ шетани, и сообщения о наблюдениях отдельных штани носят циклический характер: паника Попо Бава произошла в 1995 году на Занзибаре. [1] и 2007 год в Дар-эс-Саламе . [2]
Влиятельный художник Маконде Джордж Лиланга (1934–2005) получил мировую известность благодаря своим скульптурам и картинам шетани. Самаки Ликанкоа, мастер-резчик из Танзании, был выдающимся создателем стиля шетани в начале 1950-х годов. Мохамед Пира, индийский куратор искусства, был главным покровителем и оказал влияние на многих резчиков маконде, таких как Самаки, и сыграл решающую роль в абстрактном движении шетани маконде с начала 1950-х по 1970-е годы.
Этимология
[ редактировать ]Слово на суахили, используемое в различных странах Восточной Африки для обозначения в основном злобных местных исламских духов, шетани (мн. машетани ), является заимствованием из арабского слова «шайтан» , что означает дьявол или, точнее, противник . Это слово родственно английскому слову «Сатана» , которое в конечном итоге происходит от того же семитского корня. [3]
Природа и виды
[ редактировать ]Существует много типов шетани с различными атрибутами и они принимают разные формы; абстрактный, животный, антропоморфный и их сочетания. Одноногие или однорукие, циклопические или с преувеличенными отверстиями и придатками, основная природа шетани — это искаженная, асимметричная человеческая фигура, общий мировой архетип. [4] Типичная резьба, выполненная из черного дерева или африканского черного дерева , могла иметь «один глаз, беззубый открытый рот и тело, наклоненное назад, с головой, обращенной не в ту сторону». [5]
Существуют различные классы шетани. Примеры включают опасную укундуку , питающуюся половым актом, и хамелеона шетани, плотоядного животного с преувеличенными повадками ящерицы, или безобидного лекарственного шулувеле , собирающего травы для колдунов. [6]
Некоторые духи, например «исключительно злые» [7] Попо Бава («крыло летучей мыши»), ассоциирующееся с «грязью и жестокой содомией » и запахом сожженной серы . [8] Это люди с ужасающей живой репутацией. [9] По данным BBC в 2001 году, «многие занзибарцы теперь отказываются спать в своих домах, поскольку считают, что он охотится на людей только в их собственных кроватях... [Люди] верят, что он изнасилует своих жертв, большинство из них кто такие мужчины». [10]
Культ дьявола
[ редактировать ]Вера в шетани является современным продолжением доисламской веры. Помимо маконде, продолжающих традицию скульптуры, другие народы, такие как сегеджу в Танзании, которые признают восемь или десять племен духов, каждый из которых имеет свое имя и личность, продолжают верить во владение шетани и экзорцизм. . [11]
Согласно путеводителю «Занзибар Брэдт» : «Не существует реального способа, как говорят местные жители, защитить себя от возможности стать жертвой привидений или нападения шетани. Лучше всего просто держаться подальше от них и постараться убедиться, что они держатся подальше от вас – например, подвешивая к потолку дома листок бумаги, исписанный особыми арабскими стихами. Почти в каждом доме или магазине на Занзибаре есть один из этих коричневых, пестрых обрывков, прикрепленный к балке крыши. кусок хлопка». [12]
Искусство и популярная культура
[ редактировать ]Изображение шетани продолжается в процветающей торговле скульптурами Маконде, варьируясь от подделок «аэропортового искусства». [13] к изобразительному искусству, найденному в таких местах, как Гамбургская коллекция Мавингу. [14]
Джордж Сан
[ редактировать ]
Джордж Лиланга (1934–2005) — танзанийский скульптор и художник из племени маконде, жившего в Дар-эс-Саламе . Его работы выставлялись на международных выставках африканских современников, включая Africa Remix в Дюссельдорфе, Париже, Лондоне и Токио.
В 1970-х годах Лиланга участвовал в коллективной выставке африканских художников в Вашингтоне. Из 280 представленных работ около 100 принадлежали Лиланге. Именно по этому поводу его сравнили с Жаном Дюбюффе . Считалось, что Лиланга оказал влияние на молодых американских художников-граффити; Кейт Харинг сказал в интервью, что на него повлияло искусство Лиланги. Лиланга начала длинную серию выставок. Его работы имели все больший успех в Африке, Европе, США, Индии и Японии. В 1980-е годы он посвятил себя почти исключительно живописи. Его шетани были представлены в двухмерном виде на масоните , а позже и на фаэсите.
Гамбургская коллекция Мавингу посмертно опубликовала систематически и тематически полное собрание работ Лиланги, и его работы составляют основу их коллекции.
Вовне
[ редактировать ]В романе ужасов/фэнтези Алана Дина Фостера 1986 года «За пределы » старейшины народа масаи осознают, что с юга от них, в пустыне Руаха в Танзании, приближается глобальный кризис. Злобные шетани, происходящие из пространственного портала, известного масаи как «Из» (поскольку все существа, такие как люди, животные и растения, изначально вышли «из» него), находят свой путь в этот мир. Помимо общего саботажа, шетани разжигают конфликт между сверхдержавами, намереваясь спровоцировать войну. Если не предотвратить, барьеры между двумя измерениями будут навсегда разрушены, и бесчисленные орды шетани наводнят мир, порабощая тех немногих людей, которых они не истребят.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Сегодня культ шетани (что означает дух или духи, это слово в единственном или множественном числе) все еще силен на Занзибаре и Пембе – темное скрытое течение, невидимое и неизвестное большинству посетителей». Занзибар: Путеводитель Брэдта , пятое издание, 2006 г. «Шетани Занзибара», Джемма Питчер http://www.zanzibar-travel-guide.com/bradt_guide.asp?bradt=1847
- ^ «В сексуальных нападениях виновата летучая мышь-демон» . Новости Би-би-си. 21 февраля 2007 г. Проверено 29 апреля 2010 г.
- ^ Хозяин дьяволов: история и контекст создания скульптуры духа Маконде, Закари Кингдон, стр. 118.
- ^ Хозяин дьяволов: история и контекст создания скульптуры духа Маконде, Закари Кингдон, стр. 132.
- ^ Хозяин дьяволов: история и контекст создания скульптуры духа Маконде, Закари Кингдон, стр. 133.
- ^ Информационный бюллетень Индийского океана, тома 5-8, Университет Западной Австралии, Центр исследований Южной и Юго-Восточной Азии, стр. 4.
- ^ Гричка (26 января 2001 г.). «Попо Бава» . Все2.com . Проверено 8 сентября 2022 г.
- ^ Ветер, жизнь, здоровье: антропологические и исторические перспективы , Элизабет Сюй, Крис Лоу, с. 44.
- ^ Занзибар , Крис Макинтайр, Сьюзан Макинтайр, с. 39.
- ^ «Секс-безумный «призрак» пугает занзибарцев», Элли Салех, четверг, 19 июля 2001 г., 12:32 по Гринвичу, 13:32 Великобритания, http://news.bbc.co.uk/2/hi/africa/1446733. стм
- ^ Духовный медиумизм и общество в Африке , Джон Битти, Джон Миддлтон, с. 171.
- ^ Занзибар: Путеводитель Брэдта , пятое издание, 2006 г. «Шетани Занзибара», Джемма Питчер http://www.zanzibar-travel-guide.com/bradt_guide.asp?bradt=1847
- ^ Хирш, Леон В. (1993). «Подлинность искусства Маконде: ответы коллекционера». Африканское искусство . 26 (1): 10–100. дои : 10.2307/3337104 . JSTOR 3337104 .
- ^ "Дом" . makonde.com .