Jump to content

Балконное искусство

Название «искусство маконде» относится к восточноафриканским скульптурам или, реже, к современным картинам, созданным мастерами или художниками, принадлежащими к народу маконде северного Мозамбика и южной Танзании , разделенных рекой Рувума . Историки искусства, дилеры и коллекционеры создали этот жанр , африканского искусства который можно разделить на традиционные африканские артефакты или произведения современного искусства. Этот жанр можно проследить до 1930-х годов, когда первая задокументированная выставка искусства Маконде прошла в Культурном центре «Новос» в Мозамбике. [ 1 ]

Традиционный и современный стили

[ редактировать ]

Искусство Маконде можно разделить на разные стили. Традиционно маконде вырезали светские предметы быта, ритуальные фигурки и маски. [ 2 ] После 1930-х годов португальские колонизаторы и другие миссионеры прибыли на плато Муэда в Северном Мозамбике. Они проявили большой интерес и увлечение резьбой по дереву Маконде и начали заказывать разные изделия, от религиозных до политических «выдающихся лиц». Скульпторы Маконде, заметив такой интерес, решили вырезать новые изделия, используя пау-прето ( черное дерево , Diospyros ebenum) и пау-розу (Swartzia spp.) вместо мягкой и недолговечной древесины, которую они использовали раньше. . Этот первый контакт с западной культурой можно считать первым введением классического европейского стиля в традиционный стиль Маконде. [ нужна ссылка ]

традиционная Липико маска

С 1930-х годов в Танзании развивается так называемое современное искусство маконде. Существенным шагом от традиционных скульптур стало создание абстрактных фигур, представляющих в основном злых духов, называемых Шетани на языке суахили , которые играют особую роль в народных верованиях суахили. Этот стиль шетани был создан в начале 1950-х годов мастером-резчиком Самаки Ликанкоа , чей покровитель Мохамед Пира, куратор искусств в Танзании, сыграл важную и решающую роль во влиянии на современное художественное движение Маконде. Некоторые скульпторы Маконде, из которых наиболее известен Джордж Лугвани , использовали полностью абстрактный стиль резьбы без различимых фигур. С 1970-х годов современное искусство маконде стало частью международно признанного современного искусства Африки . Самым признанным таким художником был Джордж Лиланга , который начинал с резьбы по дереву и прославился как современный художник.

Особым жанром традиционного ритуального искусства Маконде являются характерные маски Мапико (единственное число: Липико ), которые использовались в племенных танцах, сопровождающих ритуалы совершеннолетия , еще до того, как в 19 веке был установлен контакт с миссионерами. Эти маски были тщательно вырезаны из цельного куска светлого дерева (обычно « сумаумейра брава ») и могут изображать духов шетани , предков или живых персонажей (реальных или идеализированных). Танцоры носили их так, чтобы видеть сквозь рот маски, или, альтернативно, фиксировали маску на голове так, чтобы маска была обращена прямо к публике, когда они наклонялись вперед.


Изменения в 20 веке

[ редактировать ]

Искусство Маконде представляет собой интеграцию устаревших практик работы с деревом, отвечающих требованиям резьбы по дереву в модернизированном мире. После создания дорожных систем на плато между Танзанией и Мозамбиком португальскими войсками во время Первой мировой войны, традиционный смысл этой практики начал меняться в соответствии с новыми социальными и экономическими потребностями. [ 3 ] Когда-то это было символом ритуального выражения, создаваемого исключительно мужчинами и скрываемого от женщин, но западное влияние на искусство Маконде изменило тех, кто создал это искусство и по каким причинам. Принудительный труд и налоги в Португалии побудили многих жителей Маконде расширить практику традиционной резьбы по дереву. Один из путей этой эволюции был выражен через эти фигуры. Традиционно в центре творчества находились практические вещи, такие как инструменты и ритуальные шлемы-маски. Однако после строительства дорожных систем европейцы и миссионеры начали поручать людям маконде создавать религиозные символические скульптуры. Это способствовало различению стилей Уджамаа, Шетани и Бинадаму в искусстве Маконде. [ 4 ]

Виды искусства маконде

[ редактировать ]
современная социалистическая скульптура

Социализм или Древо жизни

[ редактировать ]

Роберто Якобо Сангвани покинул свой дом в Мозамбике и направился в Танзанию в конце 1950-х годов. С собой он принес стиль искусства Маконде, официально известный как Димунго , что означает «сила силы» или «дерево жизни». Традиционно эти скульптуры изображали группы связанных борцов, поддерживающих победителя. Постепенно главная фигура сместилась и стала представлять глав племен или других людей в единстве с членами общины или семьей. Независимо от того, кто является центральной фигурой скульптуры, организация этого стиля представляет собой одну центральную фигуру, окруженную и поддерживаемую другими фигурами. Эти фигуры иллюстрируют уджамаа (семейные узы) или отношения в сообществе и демонстрируют лежащее в основе почтение маконде к своим предкам или обществу. [ 5 ]

современная скульптура Шетани

Резьба по дереву в стиле Шетани («дьявол» на суахили) является выражением мифологии и духов Маконде. Этот стиль использует внешний вид потусторонних физических черт, таких как большие, искаженные черты лица или тела, а иногда и животных, для обозначения духовного царства. [ 6 ] Считается, что сущность Шетани принимает пять форм: человека, млекопитающего, рыбы, птицы и рептилии. В некоторых скульптурах присутствуют также культурно значимые символы, например, материнская грудь или тыква, используемая для переноски воды. [ 7 ]

современные человеческие скульптуры

Бинадаму, натуралистический тип, отражает суть социальных ролей Маконде. Наиболее распространены изображения курящих мужчин и женщин, выполняющих работу по дому. Как только португальцы установили контакт, рынок резьбы по дереву Маконде процветал за рубежом. Многие местные жители начали отдавать предпочтение ремеслу и создавать фигурки, олицетворяющие повседневную жизнь мужчин и женщин Маконде, чтобы удовлетворить вкусы жителей Запада. [ 8 ] [ 9 ]

Обряды посвящения

[ редактировать ]

Задолго до того, как резьба по дереву Маконде стала представлять коммерческий интерес, целью этого вида искусства было изображение злых духов во время обрядов перехода. Наиболее примечательными являются посвящения мужчин во взрослую жизнь, отмеченные обрезанием. В начале этого обряда исполняется ритуальный танец Мапико. В этом танце есть три активные части: танцор в маске, изображающий мертвеца, пришедшего преследовать деревню, Машапило или злого духа, стремящегося распространить злобу и подорвать здоровье, и, наконец, молодого человека, переживающего этот переход в зрелость, который должен победить эти сущности. Оба танцора в масках являются символическими выражениями зла, с которым предстоит столкнуться и победить мальчику, который вскоре станет мужчиной. После этого танца мальчику будет сделана операция от Мкукомела, или «Молота», который проведет весь ритуал. После обрезания мальчик будет проводить несколько дней вдали от общего населения с другими мужчинами и мальчиками в приют под названием Ликумби. В сочетании с лечением мальчиков учат их мужественной роли в обществе. Происходит физический сдвиг, который включает в себя обучение охоте и уходу за землей. Сообщество мужчин учат добродетелям и морали, тому, как относиться к старшим и соответствующим манерам в сексуальных отношениях. После того, как мальчики исцеляются, Ликумби уничтожаются огнем, и они наследуют новые имена. На другой стадии, чем у мужчин, девушка тоже становится женщиной с помощью ритуального танца и изоляции, однако резьба по дереву появляется только после того, как женщина выходит замуж. Когда женщина Маконде выходит замуж, она носит с собой резную деревянную куклу, чтобы способствовать плодовитости. [ 10 ]

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Литература

[ редактировать ]
  • Кингдон, Закари. 2002. Воинство дьяволов: история и контекст создания скульптуры духа Маконде . Лондон: Рутледж. ISBN   0-415-27727-2
  • Корн, Йорн, Йеспер Киркнес 1974. Современное искусство маконде. Лондон, Нью-Йорк, Сидней: The Hamlyn Publishing Group Limited. ISBN   9780600361718
  • Мол, Макс: Шедевры Маконде. 1990–97. Скульптуры из черного дерева из Восточной Африки, обширная фотодокументация. Том. 1-3. Гейдельберг, Германия. ISBN   3925761578
  • Стаут, Дж.А.: Современная скульптура Маконде . 1966. Публикации художественной галереи Кибо, Найроби, Кения.
  • Если вас интересует Маконде, вы можете найти длинный список литературы здесь: https://www.tanzanian-art.de/service/literatur.html.
  1. ^ Грос, Элизабет (1989). Современное искусство маконде = Arte Makonde contemporânea . Париж: Министерство иностранных дел, Государственный секретариат по международным культурным связям, Французская ассоциация художественных действий; Министерство сотрудничества и развития. стр. 144–157. OCLC   20964411 . {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  2. Как писал танзанийский историк искусства Джар Вембах-Рашид в своей статье «Традиционная скульптура »: «Фактически, по всей Танзании социальная, экономическая, политическая и религиозная власть и авторитет символизируются скульптурными произведениями…» В Юэле, Манфред и Энн Аутуотер, ред., 2001. От ритуала к современному искусству. Традиции и современность в танзанийской скульптуре . Дар-эс-Салам: Издательство Mkuki na Nyota. ISBN   9976973853
  3. ^ «Современное африканское искусство: основной список для чтения» . www.sil.si.edu . Проверено 14 ноября 2020 г.
  4. ^ «Искусство Маконде - проект по сохранению африканского черного дерева» . Проверено 14 ноября 2020 г.
  5. ^ П.Фэй, Автор. «Маконде» . Ньюпорт Миддл Пассаж . Проверено 14 ноября 2020 г. {{cite web}}: |first= имеет общее имя ( справка )
  6. ^ «Дела Танзании » МАКОНДЕ АРТ» . Проверено 14 ноября 2020 г.
  7. ^ «Коллекция произведений искусства Маконде» . www.makonde-art.com . Проверено 14 ноября 2020 г.
  8. ^ «Скульптура Маконде – ГОВОРЯЩИЕ ПРЕДМЕТЫ: беседы о сохранении произведений искусства» . ГОВОРЯЩИЕ ОБЪЕКТЫ: беседы о консервации произведений искусства . Проверено 14 ноября 2020 г.
  9. ^ «Изобразительная резьба Маконде - традиционная музыка и культура Кении» . www.bluegecko.org . Проверено 14 ноября 2020 г.
  10. ^ «Ритуалы, верования и скульптуры в культуре Маконде» . Исследуя Африку . 27 февраля 2017 г. Проверено 14 ноября 2020 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ddd74efcb70e97d829113bd719df9996__1723244040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/dd/96/ddd74efcb70e97d829113bd719df9996.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Makonde art - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)