Жан Дюбюффе
Жан Дюбюффе | |
---|---|
Рожденный | Жан Филипп Артюр Дюбюффе 31 июля 1901 г. Гавр , Франция |
Умер | 12 мая 1985 г. Париж, Франция | (83 года)
Известный | Живопись, скульптура |
Движение | Школа Парижа |
Подпись | |
Жан-Филипп Артюр Дюбюффе (31 июля 1901 — 12 мая 1985) — французский художник и скульптор Ecole de Paris ( Парижская школа ). Его идеалистический подход к эстетике включал так называемое «низкое искусство» и отказывался от традиционных стандартов красоты в пользу того, что он считал более аутентичным и гуманистическим подходом к созданию изображений. Он, пожалуй, наиболее известен тем, что основал арт-движение art brut , а также коллекцией работ Collection de l'art brut , которую породило это движение. Дюбюффе сделал плодотворную художественную карьеру как во Франции, так и в Америке, и на протяжении всей своей жизни он участвовал во многих выставках.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Дюбюффе родился в Гавре в семье оптовых торговцев вином, принадлежавших к богатой буржуазии. [1] Среди его друзей детства были писатели Раймон Кено и Жорж Лимбур . [2] В 1918 году он переехал в Париж, чтобы изучать живопись в Академии Жюлиана . [3] близко подружился с художниками Хуаном Грисом , Андре Массоном и Фернаном Леже . Шесть месяцев спустя, посчитав академическую подготовку неприятной, он покинул Академию, чтобы учиться самостоятельно. [4] За это время у Дюбюффе появилось множество других интересов, в том числе свободная шумовая музыка , [5] поэзия и изучение древних и современных языков. [4] Дюбюффе также путешествовал по Италии и Бразилии, а по возвращении в Гавр в 1925 году впервые женился и начал небольшой винный бизнес в Париже. [4] Он снова занялся живописью в 1934 году, когда сделал большую серию портретов, в которых подчеркнул моду в истории искусства. Но он снова остановился, развивая свой винный бизнес в Берси во время немецкой оккупации Франции . Спустя годы в автобиографическом тексте он хвастался, что получил значительную прибыль от поставок вина Вермахту . [1]
Ранние работы
[ редактировать ]В 1942 году Дюбюффе решил снова посвятить себя искусству. Сюжеты для своих работ он часто выбирал из повседневной жизни, например, люди, сидящие в парижском метро или гуляющие по сельской местности. Дюбюффе писал яркими, непрерывными цветами, напоминая палитру фовизма , а также художников Брюке с их сопоставляющими и диссонирующими цветовыми пятнами. Во многих его работах человек или личности были помещены в очень тесное пространство, что оказывало на зрителя отчетливое психологическое воздействие. В 1943 году писатель Жорж Лимбур , друг Дюбюффе с детства, взял Жана Полана в мастерскую художника. Творчество Дюбюффе в то время было неизвестно. Полан был впечатлен, и эта встреча стала поворотным моментом для Дюбюффе. [6] Его первая персональная выставка состоялась в октябре 1944 года в галерее Рене Друэн в Париже. Это ознаменовало третью попытку Дюбюффе стать признанным художником. [4]
В 1945 году Дюбюффе посетил и был сильно впечатлен выставкой картин Жана Фотри в Париже , в которой он признал значимое искусство, прямо и чисто выражающее глубину человека. Подражая Фотрие, Дюбюффе начал использовать густую масляную краску, смешанную с такими материалами, как грязь, песок, угольная пыль, галька, кусочки стекла, веревка, солома, штукатурка, гравий, цемент и деготь. Это позволило ему отказаться от традиционного способа нанесения масляной краски на холст кистью; вместо этого Дюбюффе создал пасту, на которой он мог создавать физические следы, такие как царапины и порезы. Техника смешивания и нанесения красок импасто лучше всего проявилась в серии Дюбюффе «Hautes Pâtes» или «Толстые импасты», которую он представил на своей второй крупной выставке под названием Microbolus Macadam & Cie/Hautes Pates в 1946 году в галерее Рене Друэна. Использование им грубых материалов и ирония, которую он привнес во многие свои работы, вызвали значительную негативную реакцию со стороны критиков, которые обвиняли Дюбюффе в «анархии» и «выгребании мусора». [4] Он также получил некоторые положительные отзывы - Клеман Гринберг обратил внимание на работы Дюбюффе и написал, что «издалека Дюбюффе кажется самым оригинальным художником, вышедшим из Парижской школы со времен Миро…» [7] Далее Гринберг сказал, что «Дюбюффе, пожалуй, единственный новый действительно важный художник, появившийся на сцене Парижа за последнее десятилетие». [7] Действительно, Дюбюффе был очень плодовитым в Соединенных Штатах в течение года после своей первой выставки в Нью-Йорке (1951). [7]
После 1946 года Дюбюффе начал серию портретов, в которых его друзья Анри Мишо , Франсис Понж , Жорж Лимбур , Жан Полан и Пьер Матисс «моделями» выступали . Эти портреты он писал такими же толстыми материалами и в манере нарочито антипсихологической и антиличностной, как выражался Дюбюффе. Несколько лет спустя он поступил в группу сюрреалистов в 1948 году, затем в Колледж Патафизики в 1954 году. Он был дружен с французским драматургом, актером и театральным режиссером Антоненом Арто , он восхищался и поддерживал писателя Луи-Фердинанда Селина и был тесно связан с художественный кружок вокруг сюрреалиста Андре Массона . В 1944 году он начал важные отношения с борцом сопротивления , французским писателем и издателем Жаном Поланом , который также активно боролся с «интеллектуальным терроризмом», как он это называл. [ нужна ссылка ]
Прием в Америке
[ редактировать ]Дюбюффе добился очень быстрого успеха на американском арт-рынке, во многом благодаря его включению в выставку Пьера Матисса в 1946 году. Его сотрудничество с Матиссом оказалось очень полезным. Матисс был очень влиятельным торговцем современным европейским искусством в Америке и был известен своей активной поддержкой художников Парижской школы . Работы Дюбюффе были помещены на выставке в галерее среди работ Пикассо , Брака и Руо , и он был одним из двух молодых художников, удостоенных такой чести. В статье Newsweek Дюбюффе был назван «любимцем парижских авангардных кругов», а Гринберг положительно отозвался о трех полотнах Дюбюффе в обзоре выставки. В 1947 году Дюбюффе провел свою первую персональную выставку в Америке в той же галерее, что и выставка Матисса. Отзывы были в основном положительными, и в результате Дюбюффе проводил в этой галерее как минимум ежегодную, а то и двухгодичную выставку. [7]
Благодаря постоянному участию в художественных выставках в течение первых нескольких лет своего пребывания в Нью-Йорке, Дюбюффе стал постоянным участником американского мира искусства. Связь Дюбюффе с Парижской школой предоставила ему уникальную возможность достичь американской аудитории, хотя он дистанцировался от большинства идеалов школы и очень резко выступал против «великих традиций живописи». Американцы были заинтригованы одновременными корнями Дюбюффе в признанном французском авангарде и его работами, что вызвало столь сильную реакцию на его фоне. Многие художники нью-йоркской школы в то время также пытались добиться статуса в рамках авангардной традиции и черпали влияние работ Дюбюффе. Его прием в Америке был очень тесно связан и зависел от желания арт-мира Нью-Йорка создать свою собственную авангардную среду. [8]
Конкретными примерами американских художников, интересующихся искусством Дюбюффе, были Альфонсо Оссорио и Джозеф Гласко . В конце 1949 года, пока Пьер Матисс готовил выставку Дюбюффе в январе 1950 года, Альфонсо Оссорио поехал в Париж, чтобы встретиться с Дюбюффе и купить некоторые из его картин. Затем в 1950 году по настоянию Оссорио его молодой друг Жозеф Гласко уехал из Нью-Йорка в Париж, чтобы встретиться с Дюбюффе. [9] Гласко считал, что эта встреча оказала влияние на его собственное искусство, а Дюбюффе часто спрашивал о «Поллоке и Гласко» в своих письмах к Оссорио. [9]
Переход на арт-брют
[ редактировать ]Между 1947 и 1949 годами Дюбюффе трижды ездил в Алжир — в то время французскую колонию — в поисках дальнейшего творческого вдохновения. В этом смысле Дюбюффе очень похож на других художников, таких как Делакруа , Матисс и Фромантен . [10] Однако искусство, созданное Дюбюффе во время его пребывания там, было очень специфическим, поскольку оно напоминало послевоенную французскую этнографию в свете деколонизации. Дюбюффе был очарован кочевым характером племен Алжира — он восхищался эфемерностью их существования, поскольку они не оставались надолго на какой-то одной конкретной территории и постоянно перемещались. Непостоянство такого рода движений привлекло Дюбюффе и стало гранью искусства брют . В июне 1948 года Дюбюффе вместе с Жаном Поланом , Андре Бретоном , Шарлем Раттоном , Мишелем Тапи и Анри-Пьером Рошем официально основал La Compagnie de l'art brut в Париже. [11] Это объединение было посвящено открытию, документированию и выставке искусства брют. Позже Дюбюффе собрал свою собственную коллекцию такого искусства, в которую вошли художники Алоиза Корбаз и Адольф Вельфли . Эта коллекция сейчас хранится в Collection de l'art brut в Лозанне , Швейцария. Его коллекцию арт-брют часто называют «музеем без стен», поскольку она преодолела национальные и этнические границы и эффективно разрушила барьеры между национальностями и культурами. [10]
Под влиянием Ганса Принцхорна книги «Артистизм психически больных » Дюбюффе ввёл термин art brut (что означает «необработанное искусство», часто называемое «искусством аутсайдеров») для искусства, созданного непрофессионалами, работающими вне эстетических норм, таких как искусство. психиатрическими пациентами, заключенными и детьми. Дюбюффе чувствовал, что простая жизнь обычного человека содержит больше искусства и поэзии, чем академическое искусство или великая живопись. Он нашел последнее изолированным, приземленным и претенциозным, и написал в своем «Проспекте для любителей всего жанра» , что его целью было «не простое удовлетворение горстки специалистов, а, скорее, простого человека с улицы, когда он возвращается домой из работа.... это человек с улицы, к которому я чувствую себя ближе всего, с которым я хочу подружиться и войти в доверие, и именно его я хочу угодить и очаровать своей работой». С этой целью Дюбюффе начал искать форму искусства, в которой каждый мог бы участвовать и которой можно было бы развлечься. Он стремился создать искусство, столь же свободное от интеллектуальных забот, как Art Brut, и в результате его работы часто кажутся примитивными и детскими. Его форму часто сравнивают с настенными царапинами и детским творчеством. [12] Тем не менее, Дюбюффе оказался весьма эрудированным, когда дело доходило до написания собственных работ. По словам выдающегося искусствоведа Хилтона Крамера , «в эссе Дюбюффе, посвященных его собственным произведениям, есть только одна ошибка: их ослепительная интеллектуальная утонченность делает бессмысленными его претензии на свободный и необученный примитивизм. Они показывают нам мандаринскую литературную личность, полный шикарных фраз и современных идей, это полная противоположность наивному мечтателю». [13]
Художественный стиль
[ редактировать ]Искусство Дюбюффе прежде всего отличается изобретательным использованием неортодоксальных материалов. Многие работы Дюбюффе написаны масляной краской с использованием импасто, загущенного такими материалами, как песок , деготь и солома , что придает работе необычно фактурную поверхность. [14] Дюбюффе был первым художником, который использовал этот тип загустевшей пасты, называемой битумом. [15] Кроме того, в своих более ранних картинах Дюбюффе отверг концепцию перспективы в пользу более прямого, двумерного изображения пространства. Вместо этого Дюбюффе создал иллюзию перспективы, грубо перекрывая объекты в картинной плоскости. Этот метод самым непосредственным образом способствовал эффекту тесноты его произведений.
С 1962 года он создал серию работ, в которых ограничился красным, белым, черным и синим цветами. К концу 1960-х годов он все чаще обращался к скульптуре, создавая работы из полистирола , которые затем раскрашивал виниловой краской.
Дюбюффе оказал влияние на Линду Наэфф . [16] [17]
Другие предприятия
[ редактировать ]В конце 1960–1961 годов Дюбюффе начал экспериментировать с музыкой и звуком и сделал несколько записей с датским художником Асгером Йорном , одним из основателей авангардного движения COBRA . В этот же период он начал заниматься скульптурой, но совсем нескульптурно. В качестве материала он предпочитал использовать обычные материалы, такие как папье-маше и легкий полистирол, из которого он мог моделировать очень быстро и легко переключаться с одной работы на другую, как эскизы на бумаге. В конце 1960-х годов он начал создавать свои большие скульптуры-жилья, такие как «Тур фигур». [18] «Зимний сад» и «Вилла Фальбала». [19] в котором люди могут бродить, оставаться и размышлять. В 1969 году завязалось знакомство между ним и французским художником-аутсайдером Жаком Суассоном .
В 1974 году Дюбюффе создал Jardin d'Email : очень большую раскрашенную скульптуру под открытым небом, предназначенную для музея Крёллер-Мюллер . [20]
В 1978 году Дюбюффе сотрудничал с американским композитором и музыкантом Джасуном Марцем для создания обложки альбома для авангардной симфонии Марца под названием «Позорный столб» . Многое, написанное о рисовании, было воспроизведено по всему миру в трех различных изданиях на десятках тысяч альбомов и компакт-дисков. Деталь рисунка также присутствует во второй симфонии Марца (2005) «Позорный столб/Битва » в исполнении Межконтинентального филармонического оркестра и Королевского хора .
Смерть
[ редактировать ]Дюбюффе умер от эмфиземы легких в Париже 12 мая 1985 года. [21]
Выставки
[ редактировать ]Фонд Жана Дюбюффе собирает и выставляет его работы.
Ниже приводится хронологический список экспонатов, посвященных Дюбюффе, а также количество его работ, представленных на каждой выставке. [22]
- 1944: Галерея Рене Друэн, Париж.
- 1946: Галерея Рене Друэн, Париж .
- 1951: Галерея Пьера Матисса, Нью-Йорк, 29 работ.
- 1955: Институт современного искусства, Лондон, 56 работ.
- 1957: Городской музей, Леверкузен, 87 работ.
- 1958: Артур Тут и сыновья, Лондон, 31 работа.
- 1959: Галерея Пьера Матисса, Нью-Йорк, 77 работ.
- 1960: Артур Тут и сыновья, Лондон, 40 работ.
- 1960: Общество Кестнера, Ганновер, 88 работ.
- 1960: Музей декоративного искусства, Париж, 402 работы.
- 1960: Ганноверская галерея, Лондон, 27 работ.
- 1962: Музей современного искусства, Нью-Йорк, 85 работ.
- 1962: Галерея Роберта Фрейзера, Лондон, 60 работ.
- 1963: Галерея Мальборо, Рим, 68 работ.
- 1964: Галерея Роберта Фрейзера, Лондон, 18 работ.
- 1964: Палаццо Грасси , Венеция, 107 работ.
- 1964-5: Музей Стеделик, Амстердам, 198 работ.
- 1964-5: Галерея Жанны Бюше, Париж, 18 работ.
- 1964-5: Галерея Клода Бернара, Париж, 46 работ.
- 1965: Галерея Бейелер, Базель, 88 работ.
- 1965: Gimpel Hanover Galerie, Цюрих, 34 работы.
- 1966: Институт современного искусства, Лондон, 76 работ.
- 1966: Галерея Роберта Фрейзера, Лондон, 13 работ.
- 2001: Жан Дюбюффе: Столетняя выставка , Центр Помпиду, Париж.
- 2019: Жан Дюбюффе: варвар в Европе MuCEM , Марсель , Франция [23]
- 2021: Жан Дюбюффе: Жестокая красота , Художественная галерея Барбакан, Лондон
Известные работы
[ редактировать ]- Коровы и грумеры (август 1943 г.)
- Корова с тонким носом (1954)
- Группа четырех деревьев (1972)
- Шифоньерка (1978)
- Памятник призраку (1977)
- Памятник со стоящим зверем (1984 г.)
Аукционный рекорд
[ редактировать ]В июне 2019 года Christie's установил аукционный рекорд, когда работа художника Cérémonie («Церемония») была продана за 11,1 миллиона долларов. [24]
В апреле 2021 года картина Жана Дюбюффе «Плодородное путешествие» (1976) была продана на аукционе современного искусства в Лондоне за 3,6 миллиона фунтов стерлингов. [25]
Избранная библиография
[ редактировать ]Каталог Резонне
[ редактировать ]- Каталог произведений Жана Дюбюффе, Fascicle I-XXXVIII, Pauvert: Париж, 1965–1991.
- Вебель, Софи, гравюра «L’Œuvre» и книги с иллюстрациями Жана Дюбюффе. Каталог-резонне. Лебон: Париж, 1991 г.
Сочинения
[ редактировать ]- Жан Дюбюффе, Проспект и все последующие сочинения, Том I, II, Париж, 1967 г.; Том III, IV, Галлимар: Париж, 1995 г.
- Жан Дюбюффе, «Удушающая культура и другие произведения». Нью-Йорк: Четыре стены, восемь окон, 1 986.
ISBN 0-941423-09-3
Основные исследования
[ редактировать ]- Жорж Лимбур, L'Art brut de Jean Dubuffet (Хорошая картина на закваске, тесто готовить вам), Париж, Éditions Galerie René Drouin, 1953.
- Мишель Рагон, Дюбюффе , Нью-Йорк: Grove Press, 1959 (перевод с французского Хокона Шевалье).
ОСЛК 1310555 - Питер Зельц, Работы Жана Дюбюффе , Нью-Йорк: Музей современного искусства, 1962.
- Макс Лоро , Жан Дюбюффе, преступления депортации, места высоких азартных игр , Париж: Вебер, 1971.
- Андреас Францке, Жан Дюбюффе , Базель: Бейелер, 1976 (перевод с немецкого Иоахима Нойгрёшеля).
ОСЛК 3669520 - Андреас Францке, Жан Дюбюффе , Нью-Йорк: Harry N. Abrams, Inc., 1981 (перевод с немецкого Эриха Вольфа).
ISBN 0-81090-815-8 - Мишель Тево, Жан Дюбюффе , Женева: Альберт Скира, 1986
- Милдред Глимчер, Жан Дюбюффе: К альтернативной реальности. Нью-Йорк: Галерея Пейс, 1987.
ISBN 0-89659-782-2 - Мехтильд Хаас, Жан Дюбюффе , Берлин: Раймер, 1997 (немецкий)
ISBN 3-49601-176-9 - Жан Дюбюффе , Париж: Центр Жоржа Помпиду , 2001 г.
ISBN 2-84426-093-4 - Лоран Даншен, Жан Дюбюффе , Нью-Йорк: Vilo International, 2001.
ISBN 2-87939-240-3 - Жан Дюбюффе: След приключения , изд. Агнес Хусляйн -Арко, Мюнхен: Престель, 2003 г.
ISBN 3-7913-2998-7 - Михаэль Краевски, Жан Дюбюффе. Исследования его ранних работ и предыстории арт-брюта , Оснабрюк: Der Andere Verlag, 2004.
ISBN 3-89959-168-2 - Марианна Якоби, Жюльен Дьедонне, Дюбюффе , Париж, Перрен, 2007, ISBN 978-2-262-02089-7 .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Между Дюбюффе и Шессаком страстная связь» . Le Monde.fr . 22 июля 2013 г. – через Le Monde.
- ^ Колен-Пикон, М., Жорж Лимбур: автобиографическая песня, Lachenal & Ritter, Париж, 1994. (Сборник писем между Лимбуром и Дюбюффе с биографическими материалами.)
- ^ (ru) Журнал года , 1986 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Зельц, Питер. Произведение Жана Дюбюффе с текстами художника . Нью-Йорк: Нью-Йоркский музей современного искусства, 1962. Печать.
- ^ Кеннет Голдсмит, Дюшан - мой адвокат: полемика, прагматика и поэтика UbuWeb , издательство Columbia University Press, Нью-Йорк, стр. 238-240
- ^ Колин Пикон, соч. цит.
- ^ Jump up to: а б с д Д'Суза, Аруна. «Я думаю, ваша работа очень похожа на Дюбюффе: Дюбюффе и Америка, 1946–1962». Оксфордский художественный журнал 20.2 (1997): 61.
- ^ Д'Суза, Аруна. Я думаю, что ваша работа очень похожа на «Дюбюффе: Дюбюффе и Америка, 1946–1962». Оксфордский художественный журнал 20.2 (1997): 63.
- ^ Jump up to: а б Реберн, Майкл (2015). Джозеф Гласко: Пятнадцатый американец . Лондон: Cacklegoose Press. стр. 16 (сноска), 74–75, 377. ISBN. 9781611688542 .
- ^ Jump up to: а б Минтерн, Кент. «Дюбюффе, Леви-Стросс и идея ар-брют». Антропология и эстетика 46 (2004): 247–258.
- ^ Минтурн, Кент. «Дюбюффе, Леви-Стросс и идея ар-брют». Антропология и эстетика 46 (2004): 248.
- ^ Зельц, Питер. Произведение Жана Дюбюффе с текстами художника . Нью-Йорк: Нью-Йоркский музей современного искусства, 1962. Печать. стр. 19
- ^ Крамер, Хилтон (май 1962 г.). «Игра в примитив». Репортер . п. 43.
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|url=
( помощь ) - ^ Калифорния. Университет Ирвайна. Художественная галерея. Пять европейцев: Бэкон, Бальтюс, Дюбюффе, Джакометти . Ирвин: Галерея, 1966. Печать.
- ^ Совет искусств Великобритании. Рисунки Жана Дюбюффе . Лондон: Совет по делам искусств, 1966. Печать.
- ^ Обратите внимание: www.bilan.ch .
- ^ учебный файл .
- ^ классифицировано как исторический памятник французской базой Мериме : Уведомление о La Tour auxFigures , Министерство культуры Франции. (на французском языке)
- ^ База Мериме : Уведомление о Клозери и Вилле Фальбала , Министерство культуры Франции. (на французском языке)
- ^ «Эмальский сад, 1974» . Кроллермюллер Музей Крёллер-Мюллер . Проверено 19 ноября 2022 г.
- ^ Рассел, Джон (15 мая 1985 г.). «Жан Дюбюффе, художник и скульптор, умер» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 21 марта 2019 г.
- ^ Дюбюффе, Жан 1901-1985. Картины Жана Дюбюффе . Лондон: Совет по делам искусств, 1966. Печать.
- ^ Жан Дюбюффе: Варвар в Европе . Марсель: Муцем. По состоянию на ноябрь 2019 г.
- ^ «Работы Дюбюффе 1961 года продаются в Лондоне по самой высокой цене» . Кристи . 25 июня 2019 г.
- ^ «Вечерняя вечерняя распродажа современного искусства Филлипса в Лондоне принесла солидную сумму в 24,8 миллиона фунтов стерлингов, что почти на пятую часть больше, чем в прошлом году | Artnet News» . news.artnet.com . 15 апреля 2021 г. Проверено 17 апреля 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Музыка Дюбюффе
- ПАФ Жан Дюбюффе
- Коллекция Art Brut в Лозанне
- Фонд Дюбюффе
- Жан Дюбюффе в Музее современного искусства
- Проект «Индекс современного искусства», Метрополитен-музей
- Дюбюффе в галерее Тейт. Архивировано 21 июня 2008 года в Wayback Machine.
- Жан Дюбюффе в американских публичных коллекциях, на сайте Французской переписи скульптуры.
- Жан Дюбюффе
- 1901 рождений
- 1985 смертей
- Французские художники 20 века.
- Французские художники-мужчины 20-го века
- Французские художники-мужчины
- Французские скульпторы XX века.
- Французские скульпторы-мужчины
- Академия выпускников Джулиана
- Художники Art Informel и Tachisme
- Французские современные художники
- Французские современные скульпторы
- Патафизики
- Художники из Гавра
- Школа Парижа
- Почетные члены Королевской академии