Хуан Грис
Хуан Грис | |
---|---|
Рожденный | Хосе Викториано Гонсалес-Перес 23 марта 1887 г. Мадрид , Испания |
Умер | 11 мая 1927 г. Булонь-сюр-Сен , Париж, Франция | (40 лет)
Известный | Живопись, рисунок |
Движение | Кубизм |
Супруг | Люси Белин |
Хосе Викториано Гонсалес-Перес (23 марта 1887 – 11 мая 1927), [1] более известный как Хуан Грис ( Испанский: [ˈxwaŋ ˈɡɾis] ; Французский: [gʀi] ), испанский художник, родившийся в Мадриде , который большую часть своего активного периода жил и работал во Франции. Его работы , тесно связанные с новаторским художественным жанром кубизмом , являются одними из самых отличительных.
Жизнь
[ редактировать ]Грис родился в Мадриде и позже изучал инженерное дело в Мадридской школе искусств и наук. Там с 1902 по 1904 год он размещал рисунки в местных периодических изданиях. С 1904 по 1905 год учился живописи у академического художника Хосе Морено Карбонеро . В 1905 году Хосе Викториано Гонсалес принял более характерное имя Хуан Грис. [2]
В 1909 году Люси Белен (1891–1942) — жена Гриса — родила художника Жоржа Гонсалеса-Гриса (1909–2003), единственного ребенка. Все трое жили в Бато-Лавуар , улица Равиньян, 13, Париж, с 1909 по 1911 год. В 1912 году Грис встретил Шарлотту Огюсту Фернанду Эрпен (1894–1983), также известную как Жозетта. В конце 1913 или начале 1914 года они жили вместе в Бато-Лавуар до 1922 года. Жозетт Грис была второй спутницей и неофициальной женой Хуана Гриса. [3] [4]
Карьера
[ редактировать ]В 1906 году, после того как он продал все свое имущество, [5] он переехал в Париж и подружился с поэтами Гийомом Аполлинером , Максом Жакобом , художниками Анри Матиссом , Жоржем Браком , Фернаном Леже и Жаном Метценже . [6] [7] Он представил мрачно-юмористические иллюстрации в такие журналы, как анархистский сатирический журнал L'Assiette au Beurre , а также Le Rire , Le Charivari и Le Cri de Paris . [8] В Париже Грис последовал примеру Метцингера и другого друга и земляка Пабло Пикассо .
Грис начал серьезно рисовать в 1911 году (когда он отказался от работы сатирическим карикатуристом), развивая в это время личный кубистический стиль. [9] В «Жизни Пикассо » Джон Ричардсон пишет, что работа Жана Метцингера 1911 года « Le goûter» («Время чая») убедила Хуана Гриса в важности математики в живописи. [10] Грис впервые выставлялся в Салоне Независимых в 1912 году (картина под названием « Посвящение Пабло Пикассо »). [9]
«Он предстает в двух стилях, - пишет историк искусства Питер Брук, - в одном из них появляется сетка, явно напоминающая Гутера и более поздние работы Метцингера 1912 года». [9] В другом, продолжает Брук, «сетка все еще присутствует, но линии не обозначены, и их непрерывность нарушена. Об их присутствии свидетельствует тяжелая, часто треугольная, штриховка углов между ними... Оба стиля отличаются от творчество Пикассо и Брака своим ясным, рациональным и измеримым качеством». [9] Хотя Грис считал Пикассо учителем, Гертруда Стайн написала в «Автобиографии Алисы Б. Токлас» , что «Хуан Грис был единственным человеком, от которого Пикассо желал уйти». [11]
В 1912 году Грис выставлялся на выставке Exposició d'art cubista в галерее Далмау в Барселоне, первой объявленной групповой выставке кубизма в мире; [12] [13] галерея Der Sturm в Берлине; Салон общества Норманда современной живописи в Руане ; и Салон де ла Секция д'Ор в Париже. В том же году Грис подписал контракт, который давал Дэниелу-Генри Канвейлеру эксклюзивные права на его работы. [14]
Сначала Грис писал в стиле аналитического кубизма , термин, который он сам позже придумал. [15] но после 1913 года он начал свое обращение к синтетическому кубизму , стойким интерпретатором которого он стал, широко используя папье-колле или коллаж . В отличие от Пикассо и Брака, чьи кубистические работы были практически монохромными , Грис писал яркими гармоничными красками в смелых, новых сочетаниях в манере своего друга Матисса. Грис выставлялся вместе с художниками группы Пюто в Салоне Секции д'Ор в 1912 году. [16] Его предпочтение ясности и порядка повлияло на пуристский стиль Амеде Озенфан и Шарля Эдуарда Жаннере ( Ле Корбюзье ) и сделало Гриса важным образцом послевоенного движения « возвращения к порядку ». [17] В 1915 году его нарисовал его друг Амедео Модильяни . В ноябре 1917 года он создал одну из своих немногих скульптур — полихромный гипсовый « Арлекин» . [18] [19]
Хрустальный кубизм
[ редактировать ]Работы Гриса с конца 1916 по 1917 год демонстрируют большее упрощение геометрической структуры, стирание различий между объектами и обстановкой, между сюжетом и фоном. Косые перекрывающиеся плоские конструкции, стремящиеся к отклонению от равновесия, лучше всего можно увидеть в «Женщине с мандолиной» по Коро (сентябрь 1916 г.) и в ее эпилоге «Портрет Жозетты Грис» (октябрь 1916 г.; Музей королевы Софии ). [20]
Четкая геометрическая основа этих работ, по-видимому, контролирует более тонкие элементы композиций; составляющие компоненты, включая малые плоскости граней, становятся частью единого целого. Хотя Грис, безусловно, планировал представление выбранного им предмета, отправной точкой служит абстрактная арматура. [20]
Геометрическая структура хрустального периода Хуана Гриса уже ощутима в «Натюрморте перед открытым окном на площади Равиньян» (июнь 1915 года; Художественный музей Филадельфии ). Перекрывающаяся элементарная плоская структура композиции служит основой для сглаживания отдельных элементов на объединяющей поверхности, предсказывая форму будущих вещей.
В 1919 и особенно в 1920 годах художники и критики начали много писать об этом «синтетическом» подходе и утверждать его важность в общей схеме развитого кубизма. [20]
Дизайнер и теоретик
[ редактировать ]В 1924 году он разработал балетные декорации и костюмы для Сергея Дягилева и знаменитого «Русского балета» . [21]
Грис сформулировал большую часть своих эстетических теорий в 1924 и 1925 годах. Свою исчерпывающую лекцию « Des possibilités de la peinture» он прочитал в Сорбонне в 1924 году. [6] Основные выставки Гри прошли в Galerie Simon в Париже и Galerie Flechtheim в Берлине в 1923 году и в Galerie Flechtheim в Дюссельдорфе в 1925 году. [22]
Смерть
[ редактировать ]После октября 1925 года Грис часто болел приступами уремии и проблемами с сердцем. Он умер от почечной недостаточности [23] в Булони-сюр-Сен (Париж) 11 мая 1927 года в возрасте 40 лет, оставив жену Жозетту и сына Жоржа.
Арт-рынок
[ редактировать ]Максимальная аукционная цена работы Гриса составляет 57,1 миллиона долларов (34,8 миллиона фунтов стерлингов), достигнутая за его картину 1915 года «Nature morte à la nappe à carreaux» («Натюрморт с клетчатой скатертью») . [24] Это превзошло предыдущие рекорды в 20,8 миллиона долларов за его натюрморт 1915 года «Livre, Pipe et Verres» и 28,6 миллиона долларов за произведение искусства 1913 года «Скрипка и гитара». [25] и 31,8 миллиона долларов за «Стол музыканта» , который сейчас находится в Метрополитене . [26]
Избранные работы
[ редактировать ]- Скрипка, висящая на стене (Le violon Accroché) , (1913). Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк [27]
- Груши и виноград на столе (осень 1913 г.). Метрополитен-музей, Нью-Йорк. [28] [29]
- Бутылка рома и газета (Bouteille de rhum et Journal) (июнь 1914 г.). Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк [27]
- Вишни (Les cerises) , (1915). Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк [27]
- Блюдо с фруктами на клетчатой скатерти (ноябрь 1917 г.). Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк [27]
Галерея
[ редактировать ]- Maisons à Paris ( Дома в Париже ), 1911, Музей Соломона Р. Гуггенхайма , Нью-Йорк.
- Хуан Легуа , 1911, Метрополитен-музей , Нью-Йорк.
- Гитара и трубка, 1913, Художественный музей Далласа , Техас.
- Стакан пива и игральные карты , 1913, Художественный музей Колумбуса , Огайо.
- Скрипка и шахматная доска , 1913, Частное собрание.
- Бутылка Аниса дель Моно , 1914 год, Музей королевы Софии , Мадрид.
- Фантомас , 1915, Национальная галерея искусств , Вашингтон, округ Колумбия.
- Завтрак , 1915, Национальный музей современного искусства , Париж.
- Газета и блюдо с фруктами , 1916 год, Художественная галерея Йельского университета , Нью-Хейвен, Коннектикут.
- Стекло и шахматная доска , гр. 1917, Национальная художественная галерея.
- Миска для компота и клетчатая скатерть , 1917 год, Музей Соломона Р. Гуггенхайма , Нью-Йорк.
- Гитара (La Guitarra) , 1918, Fundación Telefónica в Музее королевы Софии , Мадрид.
- Натюрморт с фруктами и мандолиной , 1919, Частное собрание, Париж.
- Арлекин с гитарой , 1919, Национальный музей современного искусства , Центр Жоржа Помпиду, Париж.
- Ле Канигу , 1921, Художественная галерея Олбрайт-Нокс , Буффало, Нью-Йорк.
- Голубой ковер , 1925 год, Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду , Париж.
- Окно художника , 1925, Балтиморский художественный музей , Мэриленд.
Дань
[ редактировать ]23 марта 2012 года Google отметила 125-летие Хуана Гриса дудлом. [30] [31]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Хименес-Бланко, Мария Долорес. «Хосе Викториано Гонсалес Перес» . Биографический словарь Испании (на испанском языке). Королевская академия истории .
- ^ Грис 1998, с. 124.
- ^ Джеффри Дэвид Шварц, Кубистский взгляд на Монмартр: стилистический и контекстуальный анализ образов городского пейзажа Хуана Гриса, 1911-1912 , Университет Висконсина-Милуоки, декабрь 1914 г.
- ^ Кристофер Грин и др., Хуан Грис: Художественная галерея Уайтчепел, Лондон [18 сентября - 29 ноября 1992 г.; Государственная галерея Штутгарта, 18 декабря 1992 г. - 14 февраля 1993 г.; Рейксмузеум Креллер-Мюллер, Оттерло, 6 марта - 2 мая 1993 г. , Издательство Йельского университета, 1992, стр. 302, ISBN 0300053746
- ^ «Хуан Грис» . Проверено 4 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Справочник, Коллекция Пегги Гуггенхайм , Калифорнийский университет, 1983, с. 26, 83
- ^ Метцингер, Жан, Родился кубизм, Сувениры , Шамбери, Editions Présence, 1972, стр. 48
- ^ Обзор печати, выпуски 18–20 , Графический центр Пратта, Галереи Кеннеди, Мичиганский университет, 1984, стр. 69
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Питер Брук, О «кубизме» в контексте , онлайн с 2012 года» . Проверено 19 сентября 2014 г.
- ^ Джон Ричардсон : Жизнь Пикассо, том II, 1907–1917, Художник современной жизни, Джонатан Кейп, Лондон, 1996, с. 211.
- ↑ После смерти Гриса Штейн сказал Пикассо: «Ты никогда не понимал его значения, потому что у тебя его не было», на что Пикассо ответил: «Ты очень хорошо знаешь, что я это сделал». Коус, Мэри Энн (2005). Пабло Пикассо . Книги реакции. ISBN 1-86189-247-0 . п. 66.
- ^ Марк Антлифф и Патрисия Лейтен, Читатель кубизма, Документы и критика, 1906–1914 , University of Chicago Press, 2008, стр. 293–295
- ^ Празднование столетия кубизма в Барселоне. 1912-2012 , Каталонская ассоциация искусствоведов - ACCA.
- ^ Коллекция Пегги Гуггенхайм, Люси Флинт-Гольке, Томас М. Мессер, Справочник, Коллекция Пегги Гуггенхайм , Фонд Соломона Р. Гуггенхайма, Абрамс, 1983 . 1983. ISBN 9780892070381 . Проверено 19 сентября 2014 г. - из Интернет-архива.
- ^ Хонор, Х. и Дж. Флеминг, (2009) Всемирная история искусства . 7-е изд. Лондон: Издательство Лоуренса Кинга, стр. 784. ISBN 9781856695848
- ^ Купер, Филип. Кубизм . Лондон: Файдон, 1995, с. 56. ISBN 0714832502
- ^ Коулинг и Манди 1990, с. 117.
- ^ Грис 1998, с. 136.
- ^ «Скульптура» . Frenchsculpture.org. 19 февраля 2014 года . Проверено 5 ноября 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Кристофер Грин, Кубизм и его враги, современные движения и реакция во французском искусстве, 1916–1928 , издательство Йельского университета, Нью-Хейвен и Лондон, 1987, стр. 13–47.
- ^ Роберт Крейг Хансен, Сценография и дизайн костюмов для «Русского балета» , выпуск 30 журнала «Театр и драматические исследования», UMI Research Press, 1 августа 1985 г., стр. 86, ISBN 0835716813
- ^ Хосе Пьер, Кубизм , Цапля, 1969, с. 135
- ^ Грин, Oxford Art Online: «Хуан Грис»
- ^ «Хуан Грис (1887–1927) | Натюрморт с клетчатой скатертью | Аукцион импрессионистов и современного искусства | Christie's» . Christies.com.cn . Проверено 4 февраля 2014 г.
- ^ «Хуан Грис (1887–1927) | Аукцион импрессионистов и современного искусства | Christie's» . Christies.com.cn . Проверено 23 марта 2012 г.
- ^ «Покупки месяца: август-сентябрь 2018» . Журнал «Аполлон» . 3 октября 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк» .
- ^ Хуан Грис, Груши и виноград на столе , осень 1913 года. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. Проверено 5 апреля 2019 г.
- ^ Хуан Грис. Груши и виноград на столе (или Натюрморт с грушами ), (1913). (Информация о произведениях искусства на выставках с 1947 года). артдизайнкафе . Проверено 5 апреля 2019 г.
- ^ Стол, OV Digital (23 марта 2023 г.). «23 марта: Вспоминая день рождения Хуана Гриса» . Голос наблюдателя . Проверено 23 марта 2023 г.
- ^ «125 лет со дня рождения Хуана Гриса» . www.google.com . Проверено 23 марта 2023 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Коулинг, Элизабет; Манди, Дженнифер. 1990. На классической почве: Пикассо, Леже, де Кирико и новый классицизм 1910–1930 . Лондон: Галерея Тейт. ISBN 1-85437-043-X
- Грин, Кристофер . « Грис, Хуан » . Grove Art Online. Оксфордское искусство онлайн . Издательство Оксфордского университета. Веб.
- Грей, Хуан. 1998. Хуан Грис: картины и рисунки, 1887–1927 . [Марсель]: Музеи Марселя. ISBN 2-7118-2969-3 . (французский язык)
- Сантарелли, Кристина (2020). «Реализм и идеализм в натюрмортах Хуана Гриса с музыкальными инструментами». Музыка в искусстве: Международный журнал музыкальной иконографии . 45 (1–2): 217–229. ISSN 1522-7464 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Хуан Грис, Мона Лиза, Портал коллекций французских музеев
- Хуан Грис, Culture.gouv.fr, сайт Министерства культуры – база данных «Память».
- Артциклопедия - Ссылки на работы Гриса
- Атенеум. Архивировано 21 февраля 2014 г. в Wayback Machine - обширный список и изображения работ Гриса.
- Хуан Грис на Artfacts.Net. Архивировано 7 марта 2016 г. в Wayback Machine. Посмотрите настоящие выставки Хуана Гриса, а также соответствующие галереи и музеи.
- Хуан Грис в американских публичных коллекциях, на сайте Французской переписи скульптуры.
- Хуан Грис Этюды ранних работ и каталог картин, LyP .