Jump to content

Александр Родченко

Александр Родченко
Александр Родченко
Родченко в 1935 году
Рожденный
Александр Михайлович Родченко

( 1891-12-05 ) 5 декабря 1891 г.
Санкт-Петербург , Российская Империя
Умер 3 декабря 1956 г. ) ( 1956-12-03 ) ( 64 года
Москва , РСФСР , Советский   Союз.
Известный Живопись, фотография
Движение Конструктивизм

Александр Михайлович Родченко (русский: Александр Михайлович Родченко ; 5 декабря [ OS 23 ноября] 1891 — 3 декабря 1956) — российский и советский художник, скульптор , фотограф и графический дизайнер. Он был одним из основоположников конструктивизма и русского дизайна; был женат на художнице Варваре Степановой .

Родченко был одним из самых разносторонних художников-конструктивистов и продуктивистов , появившихся после русской революции . он работал художником и графическим дизайнером Прежде чем заняться фотомонтажом и фотографией, . Его фотография была социально ориентированной, формально новаторской и противостоящей живописной эстетике. Обеспокоенный необходимостью создания аналитически-документальных серий фотографий, он часто снимал свои объекты под необычными углами — обычно высоко вверху или внизу — чтобы шокировать зрителя и отложить узнавание. Он писал: «Нужно сделать несколько разных снимков предмета, с разных точек зрения и в разных ситуациях, как если бы вы рассматривали его кругом, а не смотрели в одну и ту же замочную скважину снова и снова».

Жизнь и карьера

[ редактировать ]
Александр Родченко Танец. Беспредметная композиция , 1915.

Родченко родился в Петербурге в рабочей семье, переехавшей в Казань после смерти отца, в 1909 году. [1] Он стал художником, не имея никакого опыта в мире искусства, черпая вдохновение из художественных журналов. В 1910 году Родченко начал обучение у Николая Фешина и Георгия Медведева в Казанском художественном училище , где познакомился с Варварой Степановой , на которой позже женился.

После 1914 года продолжил художественное обучение в Строгановском институте в Москве, где в 1915 году создал свои первые абстрактные рисунки под влиянием супрематизма Казимира Малевича . В следующем году он участвовал в выставке «Магазин», организованной Владимиром Татлиным. , который оказал еще одно формирующее влияние.

На творчество Родченко сильно повлияли кубизм и футуризм , а также супрематические композиции Малевича, в которых геометрические формы развернуты на белом фоне. В то время как Родченко был учеником Татлина, он также был его ассистентом, и интерес к фигуративности, характерный для раннего творчества Родченко, исчез, когда он экспериментировал с элементами дизайна. При создании своих картин он использовал циркуль и линейку, стремясь исключить выразительность живописи. [2]

Родченко работал в Наркомпросе и был одним из организаторов РАБИС . РАБИС был основан в 1919–1920 годах. [3]

Родченко был назначен директором Музейного бюро и закупочного фонда большевистским правительством в 1920 году и отвечал за реорганизацию художественных школ и музеев. Он стал секретарем Московского Союза художников, основал Отдел изобразительных искусств Наркомпроса и помог основать Институт художественной культуры. [4]

С 1920 по 1930 год он преподавал в Высших технических-художественных студиях ( ВХУТЕМАС /ВХУТЕИН), организации Баухауза с «пестрой карьерой». Расформирован в 1930 году. [4]

В 1921 году он стал членом группы продуктивистов вместе со Степановой и Алексеем Ганом , которая выступала за включение искусства в повседневную жизнь. Он отказался от рисования и сосредоточился на графическом дизайне плакатов, книг и фильмов. На него глубокое влияние оказали идеи и практика кинорежиссера Дзиги Вертова , с которым он интенсивно работал в 1922 году.

Впечатленный фотомонтажем немецких дадаистов , Родченко начал свои собственные эксперименты в этой области, впервые используя найденные изображения в 1923 году, а с 1924 года также снимая свои собственные фотографии. [5] Его первый опубликованный фотомонтаж иллюстрировал стихотворение Маяковского «Об этом» в 1923 году. В 1924 году Родченко создал, вероятно, свой самый известный плакат - рекламу издательства «Ленгиз», иногда называемую «Книги», на которой изображена молодая женщина с сложенная ладонь с криком «Книги по всем отраслям знаниям» (Книги по всем отраслям знаний), напечатанная модернистской типографикой. [6] [7]

С 1923 по 1928 год Родченко тесно сотрудничал с Маяковским (с которого он сделал несколько портретов) над оформлением и версткой «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ» , изданий художников-конструктивистов. Многие из его фотографий появились в этих и других журналах или использовались в качестве обложек. Его изображения устраняли ненужные детали, подчеркивали динамическую диагональную композицию и были связаны с размещением и движением объектов в пространстве. В этот период он вместе со Степановой расписал знаменитые панно здания Моссельпрома в Москве. Их дочь Варвара Родченко родилась в 1925 году.

Критика и цензура

[ редактировать ]

На протяжении 1920-х годов творчество Родченко было очень абстрактным. Родченко присоединился к группе художников «Октябрь» в 1928 году, но через три года был исключен по обвинению в « формализме » — обвинение, впервые прозвучавшее на страницах «Советского фото» в 1928 году. [8]

По мере того, как в конце 1920-х годов в Советском Союзе происходили изменения (особенно изгнание Льва Троцкого в 1928 году и полное изгнание из Советского Союза в 1929 году, а также приход к власти Иосифа Сталина ), менялась и форма, которой советское искусство должно было соответствовать. к. В 1930-е годы, когда партийные принципы, регулирующие художественную практику, изменились в пользу социалистического реализма , художник и фотограф столкнулись с растущей критикой со стороны государственных искусствоведов и партии. Осип Брик , известный писатель и искусствовед, который также был вовлечен в политику и развитие арт-культуры, высказал резкую в то время критику серии фотографов « Дом на Мясницкой улице» и «Сосны в Пушкино» , сказав: «Не следует изображать изолированное здание или дерево, которые могут быть красивыми, но которые будут картиной, будут эстетичными». [9] Как и Брик, Сергей Третьяков раскритиковал стилизованные работы Александра Родченко, заявив: «Вместо того, чтобы исследовать весь спектр утилитарных целей, стоящих перед фотографией, Родченко интересует только ее эстетическая функция. Он сводит ее деятельность к простому перевоспитанию вкуса на основе некоторых новых принципов. Мы ищем «новую эстетику»: способность видеть мир по-новому». [10]

В 1935 году прошла выставка «Мастера советского искусства», но Родченко разрешили создать работы для выставки только при условии, что он публично осудит свои предыдущие формалистические работы. Самообвинение было опубликовано в «Советском фото» , что добавило оскорбления к ранам. «Впредь я хочу решительно отказаться от того, чтобы ставить формальные решения темы на первое место, а идеологические — на второе; и в то же время я хочу пытливо искать новые богатства в языке фотографии, чтобы с его помощью создавать произведения, которые будут стоять на высоком политическом и художественном уровне, произведения, в которых фотографический язык будет полностью служить соцреализму». [11]

Несмотря на осуждение и цензуру, Родченко колебался в своем творчестве между конформизмом и бунтом, создав в 1934 году одну из своих самых известных фотографий « Девушка с Leica» , стилистический выбор которой был аналогичен предыдущим работам художника и фотографа.

Выход на пенсию и смерть

[ редактировать ]

Он вернулся к живописи в конце 1930-х годов, прекратил фотографировать в 1942 году и создал абстрактные экспрессионистские работы в 1940-х годах. В эти годы он продолжал организовывать фотовыставки для правительства. Он умер в Москве в 1956 году.

Большая часть работ графических дизайнеров 20-го века является прямым результатом более ранних работ Родченко в этой области. [ нужна ссылка ] Его влияние было всеобъемлющим. Американская -концептуалистка художница Барбара Крюгер в долгу перед творчеством Родченко. [ нужна ссылка ]

Его портрет Лили Брик вдохновил на создание ряда последующих работ, в том числе на обложки ряда музыкальных альбомов. Среди них — влиятельная голландская панк-группа The Ex , выпустившая серию 7-дюймовых виниловых альбомов, каждый из которых содержит вариацию на тему портрета Лили Брик, обложку Mike + the Mechanics альбома Word of Mouth и обложку альбома Franz. Фердинанда Альбом You Could Have It So Much Better . Плакат One-Sixth Part of the World послужил основой для обложки « Take Me Out », также написанной Францем Фердинандом.

Конец живописи

[ редактировать ]

В 1921 году Родченко выполнил первые настоящие монохромные картины, впервые представленные на выставке 5х5=25 в Москве. Для художников русской революции радикальная акция Родченко была полна утопических возможностей. Это ознаменовало конец станковой живописи – возможно, даже конец искусства – вместе с концом буржуазных норм и практик. Оно расчистило путь к началу новой русской жизни, нового способа производства, новой культуры. Позже Родченко заявил: «Я довел живопись до логического завершения и выставил три полотна: красное, синее и желтое. Я подтвердил: все кончено». [12]

Фотокниги (изданы посмертно)

[ редактировать ]
  • Александр Родченко . Под редакцией Национального центра кинематографии и движущегося изображения . Нью-Йорк: Пантеон , 1987. ISBN   978-0-394756-24-0
  • Родченко – Фотография – 1924 – 1954 . Под редакцией Александра Лаврентьева. Великобритания: Кенеманн, 1995. ISBN   978-3-895081-10-1
  • Родченко . Под редакцией Питера МакГилла . Геттинген, Германия: Steidl , 2012. ISBN   978-3-869302-45-4

См. также

[ редактировать ]

Источники

[ редактировать ]
  1. ^ Джон Э. Боулт, «Эксперименты Александра Родченко ради будущего: дневники, эссе, письма и другие сочинения», Музей современного искусства, Нью-Йорк, 2005, стр. 31.
  2. ^ Милнер, Джон, «Родченко, Александр», Oxford Art Online
  3. ^ Художник Илья Клейнер >> Библиотека >> Великие художники XX века >> Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.: "Родченко Александр Михайлович".
  4. ^ Перейти обратно: а б «Александр Родченко: Простое и банальное», Хью Адамс. Артфорум, лето 1979 г. Страница 28.
  5. ^ Мразкова, Даниэла и Ремес, Владимир «Ранние советские фотографы». Оксфордский музей современного искусства, Оксфорд, 1982 г., ISBN   0-905836-27-8
  6. ^ Гюнер, Фисун (13 июня 2016 г.). «От кухонных рабынь до промышленных работниц – суперженщин советского искусства» . Хранитель .
  7. ^ Томпсон, Марк (4 июня 2010 г.). «Красное и черное, разбросанное повсюду | The Japan Times» . Джапан Таймс .
  8. ^ Тупицын, М. (1994). Против камеры, для Фотоархива. Художественный журнал, 53 (2), 58–62.
  9. ^ Тупицына, Маргарита (1996). Советская фотография, 1924-1937 (1-е изд.). Издательство Йельского университета. п. 41. OCLC   468734230 .
  10. ^ Тупицына, Маргарита (1996). Советская фотография, 1924-1937 (1-е изд.). Издательство Йельского университета. п. 41. OCLC   468734230 .
  11. ^ «Родченко: Влияние революции и контрреволюции» . Мировой социалистический веб-сайт . Проверено 10 февраля 2023 г.
  12. ^ Акбар, Арифа (2 января 2009 г.). «Нет: русский конструктивист поздно дебютирует в Тейт» . Independent.co.uk. Архивировано из оригинала 6 февраля 2009 года . Проверено 30 июля 2012 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c1608aa2d8f98082e087468c6141e1bc__1698752760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c1/bc/c1608aa2d8f98082e087468c6141e1bc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Alexander Rodchenko - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)