Грудь

история французского искусства |
---|
Исторические периоды |
Французские художники |
Тематический |
Движения |
См. также |

Второй ряд: Поль Дерме , Филипп Супо , Жорж Рибемон-Дссезинь .
Первый ряд: Тристан Цара (с моноклем), Селин Арно , Франсис Пикабиа , Андре Бретон .


Дада ( / ˈ d ɑː d ɑː / ) или дадаизм — художественное движение европейского авангарда в начале 20 века с ранними центрами в Цюрихе, Швейцария, в кабаре Вольтер (в 1916 году), основанном Хьюго Боллом с его спутница Эмми Хеннингс , и в Берлине в 1917 году. [2] [3] Нью-йоркский дадаизм начался ок. 1915 , [4] [5] а после 1920 года дадаизм процветал в Париже. Деятельность дадаистов продолжалась до середины 1920-х годов.
Движение Дада, возникшее в ответ на Первую мировую войну, состояло из художников, которые отвергали логику , разум и эстетизм современного капитализма , вместо этого выражая в своих работах абсурдность , иррациональность и антибуржуазный протест. [6] [7] [8] Искусство движения началось прежде всего как перформанс. [9] искусство, но в конечном итоге охватило визуальные, литературные и звуковые средства массовой информации, включая коллаж , звуковую поэзию , нарезку и скульптуру. Художники-дадаисты выражали свое недовольство насилием, войной и национализмом и сохраняли политическую близость с радикальной политикой левого толка и крайне левого . [10] [11] [12] [13]
Нет единого мнения о происхождении названия движения; Распространенной историей является то, что художник Ричард Хюльзенбек случайно сунул нож для бумаги в словарь, где он наткнулся на «дада», французский термин, обозначающий лошадь-любителя . [14] Другие отмечают, что это напоминает первые слова ребенка, вызывая ребячество и абсурдность, которые понравились группе. движения Третьи предполагают, что это могло быть выбрано для того, чтобы вызвать аналогичное значение (или вообще не иметь значения) на любом языке, отражая интернационализм . [15]
Корни дадаизма лежат в довоенном авангарде. Термин «антиискусство» , предшественник дадаизма, был придуман Марселем Дюшаном примерно в 1913 году для обозначения произведений, бросающих вызов общепринятым определениям искусства. [16] Кубизм и развитие коллажа и абстрактного искусства способствовали отстранению движения от ограничений реальности и условностей. Работы французских поэтов, итальянских футуристов и немецких экспрессионистов повлияли на отказ дадаизма от корреляции между словами и смыслом. [17] Такие произведения, как «Убу Рой» (1896) Альфреда Жарри и балет « Парад» (1916–17) Эрика Сати, можно охарактеризовать как протодадаистские произведения. [18] Принципы движения Дада были впервые собраны в Хьюго Болла в Манифесте Дада 1916 году. Болл считается основателем движения Дада. [19]
Дадаистское движение включало публичные собрания, демонстрации и публикацию художественных и литературных журналов . Страстное освещение искусства, политики и культуры часто обсуждалось в различных средствах массовой информации. Ключевыми фигурами движения были Жан Арп , Йоханнес Баадер , Хьюго Болл , Марсель Дюшан , Макс Эрнст , Эльза фон Фрейтаг-Лорингховен , Джордж Гросс , Рауль Хаусманн , Джон Хартфилд , Эмми Хеннингс , Ханна Хёх , Рихард Хюльзенбек , Фрэнсис Пикабиа , Ман Рэй. , Ганс Рихтер , Курт Швиттерс , Софи Тойбер-Арп , Тристан Цара и Беатрис Вуд и другие. Это движение повлияло на более поздние стили, такие как авангард и музыкальные движения в центре города, а также группы, включая сюрреализм , нуво-реализм , поп-арт и Fluxus . [20]
Обзор
[ редактировать ]![]() | Этот обзорный раздел дублирует назначение основного раздела статьи , который должен предоставить обзор предмета. ( июнь 2022 г. ) |

Дада было неформальным международным движением, участниками которого были жители Европы и Северной Америки. Зарождение дадаизма соответствует началу Первой мировой войны. Для многих участников это движение было протестом против буржуазных националистических и колониалистических интересов, которые, по мнению многих дадаистов, были основной причиной войны, а также против культурного и интеллектуального конформизма. в искусстве и шире в обществе — это соответствовало войне. [21]
Авангардные круги за пределами Франции знали о довоенных событиях в Париже. Они видели (или участвовали) в выставках кубизма, проходивших в галереях Далмау в Барселоне (1912 г.), галерее Der Sturm в Берлине (1912 г.), Оружейной выставке в Нью-Йорке (1913 г.), SVU Manes в Праге (1914 г.), нескольких выставках Джека Выставки бриллиантов в Москве и в Moderne Kunstkring , Амстердам (между 1911 и 1915). Футуризм развился как ответ на творчество различных художников. Впоследствии дадаизм объединил эти подходы. [17] [22]
Многие дадаисты считали, что «разум» и «логика» буржуазно- капиталистического общества привели людей к войне. Они выразили свое неприятие этой идеологии в художественном выражении, которое, казалось, отвергало логику и охватывало хаос и иррациональность . [7] [8] Например, Джордж Гросс позже вспоминал, что его дадаистское искусство было задумано как протест «против этого мира взаимного уничтожения». [7]
По мнению Ганса Рихтера, дадаизм не был искусством: он был « антиискусством ». [21] Дадаизм представлял собой противоположность всему, что символизировало искусство. Там, где искусство было связано с традиционной эстетикой , дадаизм игнорировал эстетику. Если искусство должно было апеллировать к чувствам, то дадаизм должен был оскорблять.
Кроме того, Дадаизм пытался отразить человеческое восприятие и хаотическую природу общества. Тристан Цара провозгласил: «Все тоже есть Дада. Остерегайтесь Дада. Антидадаизм - это болезнь: самоклептомания, нормальное состояние человека, - это Дада. Но настоящие Дада против Дада». [23]
Как выразился Хьюго Болл : «Для нас искусство — не самоцель… но это возможность истинного восприятия и критики времени, в котором мы живем». [24]
Рецензент из American Art News заявил тогда, что «философия дадаизма — это самая болезненная, самая парализующая и самая разрушительная вещь, которая когда-либо рождалась в мозгу человека». Историки искусства описывают дадаизм как «реакцию на то, что многие из этих художников считали не чем иным, как безумным зрелищем коллективного убийства». [25]
Спустя годы художники дадаизма описали это движение как «феномен, возникший в разгар послевоенного экономического и морального кризиса, спасителя, монстра, который опустошит все на своем пути... [Это была] систематическая работа». разрушения и деморализации... В конце концов это стало не чем иным, как актом кощунства». [25]
Цитируя книгу Доны Бадд «Язык художественного познания» :
Дадаизм родился из негативной реакции на ужасы Первой мировой войны . Это международное движение было начато группой художников и поэтов, связанных с Кабаре Вольтер в Цюрихе. Дада отверг разум и логику, ценя абсурд, иррациональность и интуицию. Происхождение имени Дада неясно; некоторые считают, что это бессмысленное слово. Другие утверждают, что оно происходит от частого использования румынскими художниками Тристаном Царой и Марселем Янко слова «да, да», означающего «да, да» на румынском языке. Другая теория гласит, что имя «Дада» появилось во время встречи группы, когда нож для бумаги, воткнутый во франко-немецкий словарь, случайно указывал на «дада», французское слово, означающее « лошадь ». [8]
Движение в первую очередь охватывало изобразительное искусство , литературу , поэзию , художественные манифесты , теорию искусства , театр и графический дизайн и концентрировало свою антивоенную политику через отказ от преобладающих стандартов в искусстве посредством антиискусственных культурных произведений.
Творения Дюшана, Пикабиа, Ман Рэя и других между 1915 и 1917 годами ускользнули от термина «дада» в то время, и « нью-йоркский дадаизм » стал рассматриваться как изобретение Дюшана постфактум. В начале 1920-х годов термин дадаизм процветал в Европе благодаря Дюшану и Пикабиа, которые оба вернулись из Нью-Йорка. Несмотря на это, дадаисты, такие как Цара и Рихтер, претендовали на европейское превосходство. Историк искусства Дэвид Хопкинс отмечает:
По иронии судьбы, поздняя деятельность Дюшана в Нью-Йорке, а также махинации Пикабиа изменили историю дадаизма. Европейские летописцы дадаизма — в первую очередь Рихтер, Цара и Хюльзенбек — в конечном итоге были озабочены установлением превосходства Цюриха и Берлина в основании дадаизма, но именно Дюшан оказался наиболее стратегически блестящим человеком в манипулировании генеалогией этого авангарда. Формирование гвардии, ловко превратившее нью-йоркское дадаизм из пришедшего с опозданием в зарождающуюся силу. [26]
История
[ редактировать ]Дадаизм возник в период художественных и литературных движений, таких как футуризм , кубизм и экспрессионизм ; в те годы сосредоточены главным образом в Италии, Франции и Германии соответственно. Однако, в отличие от более ранних движений, Дадаизм смог создать широкую базу поддержки, что привело к возникновению движения международного масштаба. Его приверженцы базировались в городах по всему миру, включая Нью-Йорк, Цюрих, Берлин, Париж и другие. Существовали региональные различия, такие как упор на литературу в Цюрихе и политический протест в Берлине. [27]
Выдающиеся дадаисты публиковали манифесты, но движение было слабо организовано и не имело центральной иерархии. 14 июля 1916 года Болл опубликовал основополагающий « Манифест дадаизма» . Цара написал второй манифест Дадаизма. [28] [29] считалось важным чтением дадаизма, которое было опубликовано в 1918 году. [30] В манифесте Цары была сформулирована концепция «дадаистского отвращения» — противоречие, заложенное в авангардных произведениях между критикой и утверждением модернистской реальности. С точки зрения дадаизма современное искусство и культура считаются разновидностью фетишизации , при которой объекты потребления (включая организованные системы мышления, такие как философия и мораль) выбираются, подобно предпочтению торта или вишни, чтобы заполнить пустоту. [31]
Шок и скандал, вызванные движением, были преднамеренными; Дадаистские журналы были запрещены, а их выставки закрыты. Некоторым артистам даже грозило тюремное заключение. Эти провокации были частью развлечения, но со временем ожидания аудитории в конечном итоге превзошли возможности движения. Когда из зала начал раздаваться известный «саркастический смех» артистов, провокации дадаистов начали терять свою эффективность. Дадаизм был активным движением в годы политических потрясений, начиная с 1916 года, когда европейские страны активно участвовали в Первой мировой войне, завершение которой в 1918 году подготовило почву для нового политического порядка. [32]
Цюрих
[ редактировать ]
Существуют некоторые разногласия относительно происхождения дадаизма. Большинство историков искусства и тех, кто жил в этот период, считают, что это движение отождествлялось с Кабаре Вольтер (размещенным в баре Holländische Meierei в Цюрихе), соучредителями которого выступили поэтесса и кабаре певица Эмми Хеннингс и Хьюго Болл . [33] Некоторые источники предполагают румынское происхождение, утверждая, что дадаизм был ответвлением яркой художественной традиции, которая перенеслась в Швейцарию, когда группа еврейских художников -модернистов , в том числе Тристан Цара, Марсель Янко и Артур Сигал, поселилась в Цюрихе. До Первой мировой войны подобное искусство уже существовало в Бухаресте и других городах Восточной Европы; вполне вероятно, что катализатором дадаизма стал приезд в Цюрих таких художников, как Цара и Янко. [34]
Название «Кабаре Вольтер» было отсылкой к французскому философу Вольтеру , чей роман «Кандид» высмеивал религиозные и философские догмы того времени. На премьере присутствовали Болл, Цара, Жан Арп и Янко. Эти художники вместе с другими, такими как Софи Тойбер , Рихард Хюльзенбек и Ганс Рихтер, начали устраивать представления в Кабаре Вольтер и использовать искусство, чтобы выразить свое отвращение к войне и интересам, которые ее вдохновляли.
Покинув во время Первой мировой войны Германию и Румынию , художники прибыли в политически нейтральную Швейцарию. Они использовали абстракцию для борьбы с социальными, политическими и культурными идеями того времени. Они использовали шокирующее искусство , провокации и « водевильские излишества», чтобы ниспровергнуть условности, которые, по их мнению, стали причиной Великой войны. [35] Дадаисты считали эти идеи побочным продуктом буржуазного общества, которое было настолько апатичным, что вместо того, чтобы бросить вызов статус-кво , начало войну против самого себя : [36]
Мы потеряли доверие к нашей культуре. Все пришлось снести. Мы начнем снова после tabula rasa . В «Кабаре Вольтер» мы начали с шокирования здравого смысла, общественного мнения, образования, учреждений, музеев, хорошего вкуса, словом, всего господствующего порядка.
— Марсель Янко [37]
Болл сказал, что дизайн масок и костюмов Янко, вдохновленный румынским народным искусством, сделал видимым «ужас нашего времени, парализующую подоплеку событий». [35] По словам Болла, выступления сопровождал «оркестр балалаек, исполнявший восхитительные народные песни». Часто на собраниях дадаистов присутствовала африканская музыка , аритмичная игра на барабанах и джаз. [38] [39]
После закрытия кабаре деятельность дадаистов переместилась в новую галерею, а Хьюго Болл уехал в Берн. Цара начал неустанную кампанию по распространению идей Дада. Он засыпал письмами французских и итальянских художников и писателей и вскоре стал лидером дадаизма и мастером-стратегом. Кабаре Вольтер вновь открылось и до сих пор находится на том же месте на Шпигельгассе 1 в Нидердорфе.
Цюрих Дада под руководством Цары публиковал обзор искусства и литературы Дада , начиная с июля 1917 года, пять выпусков из Цюриха и последние два из Парижа.
Другие художники, такие как Андре Бретон и Филипп Супо , создали «литературные группы, чтобы помочь расширить влияние дадаизма». [40]
После того, как боевые действия Первой мировой войны закончились перемирием в ноябре 1918 года, большинство цюрихских дадаистов вернулись в свои страны, а некоторые начали деятельность дадаистов в других городах. Другие, такие как уроженка Швейцарии Софи Тойбер , остались в Цюрихе до 1920-х годов.
Берлин
[ редактировать ]
«Берлин был городом напряженных желудков, нарастающего, грохотащего голода, где скрытая ярость трансформировалась в безграничную жажду денег, а умы людей все больше и больше концентрировались на вопросах обнаженного существования... Страх был в костях каждого» – Ричард Хюльзенбек
Рауль Хаусманн , который помог основать дадаизм в Берлине, опубликовал свой манифест «Синтетическое кино живописи» в 1918 году, в котором подверг критике экспрессионизм и искусствоведов, которые его продвигали. Дадаизм рассматривается в отличие от форм искусства, таких как экспрессионизм, которые апеллируют к эмоциональным состояниям зрителей: «эксплуатация так называемых отголосков души». В концепции дадаизма Хаусмана новые методы создания искусства откроют двери для исследования новых художественных импульсов. Фрагментированное использование стимулов реального мира позволило выразить реальность, которая радикально отличалась от других форм искусства: [41]
Выброшенная детская кукла или яркая тряпка — более необходимые выражения, чем выражения какого-то осла, который пытается увековечить себя маслом в ограниченных гостиных.
— Рауль Хаусманн
Группы в Германии были не так резко настроены против искусства, как другие группы. Их деятельность и искусство были более политическими и социальными, с разъедающими манифестами и пропагандой, сатирой, публичными демонстрациями и откровенной политической деятельностью. Напряженная политическая и раздираемая войной обстановка в Берлине оказала огромное влияние на идеи берлинских дадаистов. И наоборот, географическая удаленность Нью-Йорка от войны породила его более теоретически ориентированный, менее политический характер. [42] По словам Ганса Рихтера , дадаиста, который был в Берлине, но «в стороне от активного участия в берлинском дадаизме», несколько отличительных особенностей движения дада там включали: «его политический элемент и технические открытия в живописи и литературе»; «неиссякаемая энергия»; «душевная свобода, включающая в себя отмену всего»; и «участники, опьяненные своей силой, не имеющие никакого отношения к реальному миру», которые «направят свое бунт даже друг против друга». [43]
В феврале 1918 года, когда Великая война приближалась к своему апогею, Хюльзенбек произнес свою первую дадаистскую речь в Берлине, а позже в том же году подготовил дадаистский манифест. После Октябрьской революции в России , которая к тому времени уже вышла из войны, Ханна Хёх и Джордж Гросс использовали дадаизм для выражения коммунистических симпатий. Гросс вместе с Джоном Хартфилдом разработал технику фотомонтажа , Хёхом и Хаусманном в этот период . Йоханнес Баадер берлинского движения, , раскованный Обердада, был «ломом» прямого действия по мнению Ганса Рихтера , и ему приписывают создание первых гигантских коллажей, по словам Рауля Хаусмана .
После войны художники издали серию недолговечных политических журналов и провели Первую Международную ярмарку дадаизма , «величайший проект, когда-либо задуманный берлинскими дадаистами». летом 1920 года [44] Помимо работ главных членов берлинского дадаизма — Гросса, Рауля Хаусмана , Ханны Хёх , Йоханнеса Баадера , Хюльзенбека и Хартфилда — на выставке также были представлены работы Отто Дикса , Фрэнсиса Пикабиа , Жана Арпа, Макса Эрнста , Рудольфа Шлихтера , Йоханнеса. Бааргельд и др. [44] Всего было выставлено более 200 работ, окруженных зажигательными лозунгами, некоторые из которых также оказались написанными на стенах нацистской выставки Entartete Kunst в 1937 году. Несмотря на высокие цены на билеты, выставка потеряла деньги: была зарегистрирована только одна продажа. [45]
Берлинская группа издавала такие периодические издания, как Club Dada , Der Dada , Everyman His Own Football и Dada Almanach . Они также основали политическую партию — Центральный совет Дадаизма за мировую революцию .
Кёльн
[ редактировать ]В Кельне Эрнст, Бааргельд и Арп в 1920 году организовали скандальную выставку дадаизма, посвященную абсурду и антибуржуазным настроениям. Выставка ранней весны в Кёльне была организована в пабе и требовала, чтобы участники проходили мимо писсуаров, пока женщина в платье для причастия читала им непристойные стихи . Полиция закрыла выставку по причине непристойности, но открыла ее вновь, когда обвинения были сняты. [46]
Нью-Йорк
[ редактировать ]

Как и Цюрих, Нью-Йорк был убежищем для писателей и художников во время Первой мировой войны. Вскоре после прибытия из Франции в 1915 году Марсель Дюшан и Фрэнсис Пикабиа познакомились с американским художником Маном Рэем . К 1916 году все трое стали центром радикальной антихудожественной деятельности в США. Вскоре к ним присоединилась американка Беатрис Вуд , учившаяся во Франции, вместе с Эльзой фон Фрейтаг-Лорингховен . Артур Краван , спасаясь от призыва во Францию, также какое-то время находился в Нью-Йорке. Большая часть их деятельности сосредоточена в Альфреда Штиглица галерее , 291 , и доме Уолтера и Луизы Аренсберг .
Жители Нью-Йорка, хоть и не отличались особой организованностью, называли свою деятельность дадаизмом, но манифестов не выпускали. Они бросили вызов искусству и культуре через такие публикации, как «Слепой» , «Ронгврон » и «Нью-йоркский дадаизм» , в которых они критиковали традиционалистскую основу музейного искусства. Нью-йоркскому дадаизму не хватало разочарования европейского дадаизма, а вместо этого им двигало чувство иронии и юмора. В свою книгу « Приключения в искусстве: неофициальные главы о художниках, водевилях и поэтах» Марсден Хартли включил эссе на тему « Как важно быть дадаистом» .
В это время Дюшан начал выставлять « реди-мейды » (предметы повседневного быта, найденные или купленные и объявленные искусством), такие как подставка для бутылок, и был активным членом Общества независимых художников . ныне знаменитый «Фонтан» В 1917 году он представил на выставку Общества независимых художников , писсуар, подписанный Р. Маттом, но они отвергли это произведение. Первоначально являвшийся объектом презрения в художественном сообществе, Фонтан с тех пор стал почти канонизирован некоторыми. [47] как одно из самых узнаваемых произведений модернистской скульптуры. Эксперты мира искусства, опрошенные спонсорами премии Тернера 2004 года , «Джин Гордона», назвали его «самым влиятельным произведением современного искусства». [47] [48]
Как показывают недавние научные документы, работа до сих пор вызывает споры. В письме своей сестре в 1917 году Дюшан указал, что в разработке этой работы принимала центральное участие подруга: «Одна из моих подруг, принявшая псевдоним Ричард Матт, прислала мне фарфоровый писсуар в виде скульптуры». [49] Произведение соответствует скатологической эстетике соседки Дюшана, баронессы Эльзы фон Фрейтаг-Лорингховен . [50] В попытке «отдать дань уважения духу дадаизма» художник-перформанс по имени Пьер Пиночелли в январе 2006 года расколол копию «Фонтана» молотком ; он также мочился на него в 1993 году.
Путешествия Пикабиа связали воедино группы Нью-Йорка, Цюриха и Парижа в период дадаизма. В течение семи лет он также издавал дадаистское периодическое издание 391 в Барселоне, Нью-Йорке, Цюрихе и Париже с 1917 по 1924 год.
К 1921 году большинство первоначальных исполнителей переехали в Париж, где дадаизм пережил свое последнее крупное воплощение.
Париж
[ редактировать ]

Французский авангард был в курсе деятельности дадаизма в Цюрихе благодаря регулярным сообщениям от Тристана Цара (чей псевдоним означает «грустный в стране» — имя, выбранное в знак протеста против обращения с евреями в его родной Румынии), который обменивался письмами, стихами и журналы с Гийомом Аполлинером , Андре Бретоном , Максом Жакобом , Клеманом Пансарсом и другими французскими писателями, критиками и художниками.
Париж, возможно, был мировой столицей классической музыки с момента появления музыкального импрессионизма в конце 19 века. Один из его практиков, Эрик Сати , сотрудничал с Пикассо и Кокто в безумном, скандальном балете « Парад» . Впервые исполненная « Русским балетом» в 1917 году, она сумела вызвать скандал, но не так, как «Весна священная» Стравинского почти пятью годами ранее. Это был балет, явно пародирующий сам себя, с чем у традиционных балетмейстеров явно были бы серьезные проблемы.
Дадаизм в Париже резко возрос в 1920 году, когда туда съехались многие его зачинатели. Вдохновленный Царой, Парижский Дада вскоре выпустил манифесты, организовал демонстрации, поставил представления и выпустил ряд журналов (последние два выпуска Дада , Le Cannibale и Littérature представили Дада в нескольких выпусках). [51]
Первое представление произведений дадаизма парижской публике состоялось в Салоне Независимых в 1921 году. Жан Кротти выставил работы, связанные с дадаизмом, в том числе работу под названием Explicatif со словом Tabu . В том же году Цара поставил свою дадаистскую пьесу «Газовое сердце» , вызвав насмешки публики. Когда в 1923 году пьеса была повторно поставлена в более профессиональной постановке, она спровоцировала театральный бунт (инициированный Андре Бретоном ), который ознаменовал раскол внутри движения, которое должно было создать сюрреализм . Последней попыткой Цары создать дадаистскую драму стала его « ироническая трагедия » «Носовой платок облаков » 1924 года.
Нидерланды
[ редактировать ]В Нидерландах движение Дада было сосредоточено в основном вокруг Тео ван Дусбурга , наиболее известного как создатель движения «Де Стиль» и одноименного журнала. Ван Дусбург в основном сосредоточился на поэзии и включил стихи многих известных писателей-дадаистов в Де Стейле, таких как Хьюго Болл , Ганс Арп и Курт Швиттерс . Ван Дусбург и Тийс Ринсема ( шнуровщик и художник из Драхтена ) стали друзьями Швиттерса, и вместе они организовали так называемую голландскую кампанию дадаизма в 1923 году, где ван Дусбург продвигал листовку о дадаизме (под названием « Что такое дадаизм? ») Швиттерс читал свои стихи, Вильмош Хусар демонстрировал механическую танцующую куклу, а Нелли ван Дусбург (жена Тео) играла авангардные на фортепиано композиции.

Ван Дусбург сам писал дадаистские стихи в «Де Стейл », хотя и под псевдонимом И.К. Бонсет, который был раскрыт только после его смерти в 1931 году. «Вместе» с И.К. Бонсетом он также издавал недолговечный голландский дадаистский журнал под названием Mécano (1922–1922) . 23). Еще один голландец, упомянутый К. Шипперсом в его исследовании движения в Нидерландах. [52] был из Гронингена типограф Х. Н. Веркман , который поддерживал связь с ван Дусбургом и Швиттерсом во время редактирования своего собственного журнала The Next Call (1923–6). Еще два художника, упомянутые Шипперсом, были уроженцами Германии и в конечном итоге поселились в Нидерландах. Это были Отто ван Рис, принимавший участие в пороговых выставках в кафе «Вольтер» в Цюрихе, и Поль Ситроен .
Грузия
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2020 г. ) |
Хотя сам дадаизм был неизвестен в Грузии , по крайней мере, до 1920 года, с 1917 по 1921 год группа поэтов называла себя Le Degré 41», или «Le Degré Quarante et Un» (англ. «41-я степень») (имея в виду как широту, так и широту). Тбилиси (Илья Зданевич), чьи , Грузия, и до температуры высокой лихорадки по Цельсию [равной 105,8 по Фаренгейту]), организованной по дадаистскому образцу. Самой важной фигурой в этой группе был Илиазд радикальные типографские рисунки визуально перекликаются с публикациями дадаистов. . [53] [54]
После бегства в Париж в 1921 году он сотрудничал с дадаистами в публикациях и мероприятиях. Например, когда Тристану Царе запретили проводить семинары в Театре Мишель в 1923 году, Илиазд от своего имени забронировал место для спектакля « Вечер бородатого сердца » и разработал флаер. [55]
Югославия
[ редактировать ]В Югославии , наряду с новым художественным движением «Зенитизм» , в период с 1920 по 1922 год наблюдалась значительная деятельность Дада, которой руководил в основном Драган Алексич и включая работы Михаила С. Петрова, Любомира Мичича и Бранко Ве Полянски. [56] Алексич использовал термин «Юго-Дада» и, как известно, был в контакте с Раулем Хаусманном , Куртом Швиттерсом и Тристаном Царой . [57] [58]
Италия
[ редактировать ]Движение Дада в Италии, базирующееся в Мантуе , было встречено с отвращением и не смогло оказать существенного влияния в мире искусства. В течение короткого времени он издавал журнал и провел выставку в Риме, на которой были представлены картины, цитаты Тристана Цары и оригинальные эпиграммы, такие как «Истинный Дадаизм против Дада». Одним из членов этой группы был Юлиус Эвола , который впоследствии стал выдающимся исследователем оккультизма , а также философом правого толка. [59]
Япония
[ редактировать ]Видной группой Дада в Японии была Маво , основанная в июле 1923 года Томоёси Мураямой , и Янасэ Масаму, к которому позже присоединился Тацуо Окада . Другими выдающимися художниками были Дзюн Цудзи , Эйсуке Ёсиюки , Синкичи Такахаси и Катуэ Китасоно .

В Tsuburaya Productions компании сериале «Ультра» инопланетянин по имени Дада был вдохновлен движением дадаизма. Этот персонаж впервые появился в эпизоде 28 сериала 1966 токусацу года «Ультрачеловек» , его дизайн разработал художник по персонажам Тору Нарита . Дизайн Дада в основном монохроматичен и имеет множество резких линий и чередующихся черных и белых полос, что соответствует движению и, в частности, шахматной доске и узорам го . 19 мая 2016 года на праздновании 100-летия дадаизма в Токио Ультра Монстр был приглашен на встречу с послом Швейцарии Урсом Бухером. [60] [61]
Буто , японский танец, возникший в 1959 году, можно считать имеющим прямую связь с духом движения Дада, поскольку Тацуми Хидзиката , один из основателей Буто, «в начале своей карьеры находился под влиянием дадаизма». [62]
Россия
[ редактировать ]Дадаизм сам по себе был относительно неизвестен в России, однако авангардное искусство получило широкое распространение благодаря революционной программе большевиков . Ничевоки . , литературная группа, разделяющая дадаистские идеалы [63] прославился после того, как один из ее членов предложил Владимиру Маяковскому пойти в «Пампушку» (Памеатник Пушкина — памятник Пушкину ) на «Твербуле» ( Тверской бульвар ) почистить обувь всем желающим, после того как Маяковский заявил, что он собираюсь очистить русскую литературу. [63] Подробнее о влиянии дадаизма на искусство русского авангарда см. в книге «Русский дадаизм 1914–1924» . [63]
Женщины Дадаизма
[ редактировать ]Часто упускаемый из виду при обсуждении истории и основ дадаизма, необходимо пролить свет на женщин-художниц, которые создавали и вдохновляли как искусство, так и художников. Эти женщины часто были в платонических или романтических отношениях с мужчинами-дадаистами, упомянутыми выше, но редко пишут, что они выходят за рамки родственных связей. Однако каждый художник внес жизненно важный вклад в это движение. Другие известные упоминания, которые не включают перечисленных ниже художников: Сюзанна Дюшан , Эльза фон Фрейтаг-Лорингховен , Эмми Хеннингс , Беатрис Вуд , Клара Тайс и Элла Бергманн-Мишель .
Ханна Хёх
[ редактировать ]Ханна Хёх из Берлина считается единственной женщиной-дадаисткой в Берлине на момент существования движения. [64] В это время она была в отношениях с Раулем Хаусманном , который также был художником дадаизма. В своих работах она выражала ту же антивоенную и антиправительственную направленность ( Веймарская республика ), но рассматривала эти темы с феминистской точки зрения. В своих работах, в основном состоящих из коллажей и фотомонтажа, она часто использовала точное размещение или подробные названия, чтобы подчеркнуть женоненавистническое отношение к ней и другим женщинам. [64]
Софи Тойбер-Арп
[ редактировать ]Софи Тойбер-Арп была швейцарской художницей, педагогом и танцовщицей, создававшей различные виды изобразительного искусства и ремесленных изделий. Будучи замужем за дадаистом Жаном Арпом , Тойбер-Арп была известна в дадаистском сообществе своими перформативными танцами. Таким образом, она работала с хореографом Рудольфом фон Лабаном и была написана Тристаном Тарзой за ее танцевальные навыки.
Mina Loy
[ редактировать ]Уроженка Лондона Мина Лой была известна своим активным участием в литературном секторе нью-йоркской дадаистской сцены. Она писала стихи, создавала журналы Dada, играла и писала пьесы. Она участвовала в написании статей для дадаистского журнала «Слепой» и Марселя Дюшана » «Rongwrong .
Поэзия
[ редактировать ]
Дадаисты использовали шок, нигилизм , негатив, парадокс , случайность , подсознательные силы и антиномизм, чтобы подорвать устоявшиеся традиции после Великой войны. Манифест Цары 1920 года предлагал вырезать слова из газеты и случайным образом выбирать фрагменты для написания стихов - процесс, в котором сама синхронная вселенная становится активным агентом в создании искусства. Стихотворение, написанное в этой технике, будет «плодом» слов, вырезанных из статьи. [65]
В литературном искусстве дадаисты сосредоточились на поэзии, особенно на так называемой звуковой поэзии, изобретенной Хьюго Боллом . Дадаистские стихи атаковали традиционные концепции поэзии, включая структуру, порядок, а также взаимодействие звука и значения языка. Для дадаистов существующая система артикулирования информации лишает язык его достоинства. Демонтаж языка и поэтических условностей — это попытка дадаистов восстановить язык в его самой чистой и невинной форме: «С помощью этих звуковых стихотворений мы хотели избавиться от языка, который журналистика сделала пустынным и невозможным». [66]
Стихи одновременно (или poèmes simultanés ) читались группой говорящих, которые коллективно производили хаотичный и сбивающий с толку набор голосов. Эти стихи считаются проявлениями современности, включая рекламу, технологии и конфликты. В отличие от таких движений, как экспрессионизм, дадаизм не придерживался негативного взгляда на современность и городскую жизнь. Хаотичный городской и футуристический мир считается естественной территорией, открывающей новые идеи для жизни и искусства. [67]
Музыка
[ редактировать ]Дадаизм не ограничивался изобразительным и литературным искусством; его влияние распространилось на звук и музыку. Эти движения оказали глубокое влияние на музыку 20-го века, особенно на композиторов-авангардистов середины века, живших в Нью-Йорке, среди них Эдгар Варез, Стефан Вольпе, Джон Кейдж и Мортон Фельдман. [68] Курт Швиттерс разработал то, что он назвал звуковыми стихами , а Франсис Пикабиа и Жорж Рибемон-Дессень сочинили музыку дада, представленную на фестивале дада в Париже 26 мая 1920 года. [69] Другие композиторы, такие как Эрвин Шульхофф , Ханс Хойссер и Альберто Савинио, писали музыку в стиле дада . [70] в то время как участники Les Six сотрудничали с членами движения Дада и исполняли свои произведения на собраниях Дада. Эрик Сати на протяжении своей карьеры также увлекался дадаистскими идеями. [69]
Наследие
[ редактировать ]
Хотя движение имело широкую базу, оно было нестабильным. К 1924 году в Париже дадаизм слился с сюрреализмом, и художники перешли к другим идеям и движениям, включая сюрреализм , социальный реализм и другие формы модернизма . Некоторые теоретики утверждают, что дадаизм на самом деле был началом постмодернистского искусства . [71]
К началу Второй мировой войны многие европейские дадаисты эмигрировали в Соединенные Штаты. Некоторые ( Отто Фрейндлих , Вальтер Сернер ) умерли в лагерях смерти при Адольфе Гитлере , который активно преследовал вид « дегенеративного искусства », олицетворением которого он считал дадаизм. Движение стало менее активным, поскольку послевоенный оптимизм привел к развитию новых движений в искусстве и литературе.
Дадаизм является признанным источником влияния и эталоном различных антиискусственных , политических и культурных движений, включая Ситуационистский Интернационал и культурного глушения, группы такие как Общество Какофонии . После распада в июле 2012 года анархистская поп-группа Chumbawamba выступила с заявлением, в котором сравнила свое собственное наследие с наследием арт-движения Дада. [72]
В то время как цюрихские дадаисты шумели и устраивали спектакли в кабаре «Вольтер» , Ленин планировал свои революционные планы для России в соседней квартире. Том Стоппард использовал это совпадение как предпосылку для своей пьесы «Травести» которой являются Цара, Ленин и Джеймс Джойс (1974), персонажами . Французский писатель Доминик Ногес в своей ироничной книге « Ленин Дада» (1989) представил Ленина членом группы Дада.
Бывшее здание Кабаре Вольтер приходило в упадок, пока не было занято с января по март 2002 года группой, провозгласившей себя неодадаистами , во главе с Марком Диво . [73] В группу входили Ян Тилер , Инго Гизенданнер , Айана Калугар, Ленни Ли и Дэн Джонс. После их выселения помещение превратили в музей, посвященный истории дадаизма. Работы Ли и Джонса остались на стенах нового музея.
Несколько известных ретроспектив исследовали влияние дадаизма на искусство и общество. В 1967 году в Париже прошла большая ретроспектива дадаизма. В 2006 году Музей современного искусства в Нью-Йорке организовал выставку дадаизма в сотрудничестве с Национальной галереей искусств в Вашингтоне, округ Колумбия, и Центром Помпиду в Париже. Лейбл LTM выпустил большое количество звукозаписей, связанных с дадаизмом, включая интервью с такими артистами, как Цара, Пикабиа, Швиттерс, Арп и Хюльзенбек, а также музыкальный репертуар, включающий Сати, Рибемон-Дессень, Пикабиа и Нелли ван Дусбург. [74]
Музыкант Фрэнк Заппа стал самопровозглашенным дадаистом после того, как узнал об этом движении:
Вначале я даже не знал, как назвать то, из чего состоит моя жизнь. Вы можете себе представить мой восторг, когда я обнаружил, что у кого-то в далекой стране возникла та же идея — И для нее было красивое короткое название. [75]
Дэвид Боуи адаптировал технику нарезки Уильяма С. Берроу для написания текстов, и Курт Кобейн, по общему признанию, также использовал этот метод для многих своих текстов Nirvana, включая «In Bloom». [76]
Разработаны художественные техники
[ редактировать ]Дадаизм также стирал грань между литературным и изобразительным искусством:
Дадаизм — это основа абстрактного искусства и звуковой поэзии, отправная точка для перформанса, прелюдия к постмодернизму , влияние на поп-арт , прославление антиискусства, которое позже будет использовано для анархо-политических целей в 1960-х годах, и движение, которое заложило основа сюрреализма . [77]
Коллаж
[ редактировать ]Дадаисты подражали техникам, разработанным во время кубистского движения, посредством наклеивания вырезанных кусочков бумаги, но расширили свое искусство, включив в него такие предметы, как билеты на транспорт, карты, пластиковые обертки и т. д., чтобы изображать аспекты жизни, а не изображать наблюдаемые объекты. как натюрморт. Они также изобрели технику «случайного коллажа », заключающуюся в том, чтобы сбрасывать обрывки бумаги на лист большего размера, а затем наклеивать их туда, где они приземлились.
Техника вырезания
[ редактировать ]Техника нарезки — это расширение коллажа до самих слов, Тристан Цара описывает это в «Манифесте дадаизма»: [78]
СОЗДАТЬ ДАДАИСТУЮ ПОЕМУ
Возьмите газету.
Возьмите ножницы.
Выберите из этой бумаги статью той длины, на которую вы хотите составить свое стихотворение.
Вырежьте статью.
Затем аккуратно вырежьте каждое слово, составляющее эту статью, и положите их все в пакет.
Аккуратно встряхните.
Далее вынимайте каждый черенок один за другим.
Копируйте добросовестно в том порядке, в котором оставили сумку.
Стихотворение будет похоже на вас.
И вот вы — бесконечно оригинальный автор очаровательной чувственности, хотя и не оцененный пошлой массой.
Фотомонтаж
[ редактировать ]
Дадаисты – «монтеры» (механики) – использовали ножницы и клей, а не кисти и краски, чтобы выразить свои взгляды на современную жизнь через изображения, представленные средствами массовой информации. Разновидность техники коллажа, фотомонтаж с использованием реальных фотографий или репродукций реальных фотографий, напечатанных в прессе. В Кельне Макс Эрнст использовал изображения Первой мировой войны, чтобы проиллюстрировать сообщения о разрушительных последствиях войны. [79] Хотя берлинские фотомонтажи были собраны, как двигатели, (не)отношения между разрозненными элементами были скорее риторическими, чем реальными. [80]
Сборка
[ редактировать ]Сборки . представляли собой трехмерные вариации коллажа – сборки повседневных предметов для создания значимых или бессмысленных (по отношению к войне) произведений, включая военные предметы и мусор Предметы прибивали, привинчивали или скрепляли вместе разными способами. Сборки можно было увидеть по кругу или повесить на стену. [81]
Реди-мейды
[ редактировать ]Марсель Дюшан начал рассматривать изготовленные предметы своей коллекции как предметы искусства, которые он называл « реди-мейдами ». К некоторым он добавлял подписи и названия, превращая их в произведения искусства, которые он называл «реди-мейд с использованием» или «исправленные реди-мейды». Дюшан писал: «Одной важной особенностью было короткое предложение, которое я время от времени писал на «реди-мейде». Это предложение, вместо того, чтобы описывать объект как заголовок, предназначалось для того, чтобы направить сознание зрителя к другим, более вербальным областям. Иногда я добавлял графическую деталь представления, которую, чтобы удовлетворить мою тягу к аллитерациям, называли «». . мейд с посторонней помощью » реди - [82] Одним из таких примеров готовых работ Дюшана является перевернутый на спину писсуар с подписью «Р. Матт» и названием «Фонтан » и представленный в том же году на выставке Общества независимых художников, но так и не выставленный.
Многие молодые художники в Америке поддержали теории и идеи Дюшана. Роберт Раушенберг, в частности, находился под сильным влиянием дадаизма и имел тенденцию использовать найденные предметы в своих коллажах как средство растворения границы между высокой и низкой культурой. [83]
Художники
[ редактировать ]- Драган Алексич (1901–1958), Югославия
- Луи Арагон (1897–1982), Франция
- Жан Арп (1886–1966), Германия, Франция.
- Софи Тойбер-Арп (1889–1943) Швейцария, Франция
- Йоханнес Баадер (1875–1955) Германия
- Хьюго Болл (1886–1927), Германия, Швейцария.
- Андре Бретон (1896–1966), Франция
- Джон Коверт (1882–1960), США
- Жан Кротти (1878–1958), Франция
- Отто Дикс (1891–1969), Германия
- Тео ван Дусбург (1883–1931) Нидерланды
- Марсель Дюшан (1887–1968), Франция
- Сюзанна Дюшан (1889–1963), Франция
- Поль Элюар (1895–1952), Франция
- Макс Эрнст (1891–1976), Германия, США
- Юлиус Эвола (1898–1974), Италия
- Джордж Гросс (1893–1959), Германия, Франция, США.
- Рауль Хаусманн (1886–1971), Германия
- Джон Хартфилд (1891–1968), Германия, СССР, Чехословакия, Великобритания.
- Ханна Хёх (1889–1978), Германия
- Рихард Хюльзенбек (1892–1974), Германия
- Жорж Юнье (1906–1974), Франция.
- Марсель Янко (1895–1984), Румыния, Израиль
- Эльза фон Фрейтаг-Лорингховен (1874–1927), Германия, США
- Клеман Пансаерс (1885–1922), Бельгия
- Фрэнсис Пикабиа (1879–1953), Франция
- Ман Рэй (1890–1976), Франция, США
- Жорж Рибемон-Дссезинь (1884–1974), Франция
- Ганс Рихтер , Германия, Швейцария
- Жюльет Рош Глейз (1884–1980), Франция
- Курт Швиттерс (1887–1948), Германия
- Вальтер Сернер (1889–1942), Австрия.
- Филипп Супо (1897–1990), Франция
- Тристан Цара (1896–1963), Румыния, Франция
- Беатрис Вуд (1893–1998), США
См. также
[ редактировать ]- Художественная интервенция
- Дадаглоб
- Список дадаистов
- Произведите впечатление на буржуазию
- Происходит
- бессвязный
- Трансгрессивное искусство
- «Разрушение было моей Беатрис» , история Джеда Ресулы
- ядро ядра
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Первая мировая война и дадаизм. Архивировано 1 декабря 2017 г. в Wayback Machine , Музей современного искусства (МоМА).
- ^ «Дадаизм в Берлине. Радикальные противники истеблишмента и их (не)организованные противоречия» . 15 марта 2013 г.
- ^ «Берлинский дадаизм. Немецкие художники-дадаисты Берлинского клуба Дада изменили современное искусство. Они продолжают влиять на современных художников» .
- ^ Фрэнсис М. Науманн, Нью-Йорк Дадаизм, 1915–23. Архивировано 28 октября 2018 г. в Wayback Machine , Абрамс, 1994 г., ISBN 0-81093676-3
- ^ Марио де Микели (2006). Художественный авангард 20 века. Форма Альянс. стр. 135–137.
- ^ Трахтман, Пол. «Краткая история дадаизма» . Смитсоновский журнал . Архивировано из оригинала 16 января 2017 года . Проверено 14 января 2017 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Шниде, Уве М. (1979), Джордж Гросс, Его жизнь и работа , Нью-Йорк: Universe Books
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Бадд, Дона (2005). Карточки знаний «Язык искусства» . Гранатовые коммуникации. ISBN 9780764915994 .
- ^ «Дадаистский перформанс» .
- ^ Ричард Хюльзенбек , En avant Dada: История дадаизма , Пол Стегеманн Верлаг, Ганновер, 1920, 1-е изд ( Die Silbergäule ): английский перевод в Мазервелле 1951 , стр. [ нужна страница ]
- ^ «Дада, Тейт» . Архивировано из оригинала 26 октября 2014 г. Проверено 26 октября 2014 г.
- ^ Тимоти Страуд, Эмануэла Ди Лалло, «Искусство двадцатого века: 1900–1919, авангардные движения» , Том 1 « Искусства двадцатого века» , Skyra, 2006, ISBN 887624604-5
- ^ Миддлтон, Джей Си (1962). « Большевизм в искусстве: дадаизм и политика». Техасские исследования в области литературы и языка . 4 (3): 408–430. JSTOR 40753524 .
- ^ Ян Чилверс; Джон Глэйвс-Смит, ред. (2009). «Дада» . Словарь современного искусства . Издательство Оксфордского университета. стр. 171–173. ISBN 9780199239658 . Архивировано из оригинала 02 марта 2021 г. Проверено 13 февраля 2021 г.
- ↑ Дада . Архивировано 30 января 2017 г. в Wayback Machine , The Art Story , получено 13 марта 2017 г.
- ^ «Антиискусство, искусство, которое бросает вызов существующим общепринятым определениям искусства, Тейт» . Архивировано из оригинала 5 апреля 2017 г. Проверено 26 октября 2014 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Дада» , Дон Адес и Мэтью Гейл, Grove Art Online , Oxford University Press, 2009 г. (требуется подписка). Архивировано 12 марта 2018 г. на Wayback Machine.
- ^ Розели Голдберг, Томас и Хадсон, Мир искусства , Глава 4, Сюрреализм , Додадаистские представления в Париже , ISBN 978-2-87811-380-8
- ^ «Хьюго Болл: основатель движения Дада» . Март 2020.
- ^ Оксфордский словарь современного искусства , Оксфордский университет, стр. 171-173.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рихтер, Ганс (1965), Дадаизм: искусство и антиискусство , Нью-Йорк и Торонто: Oxford University Press
- ^ Джоан М. Мартер, Энциклопедия американского искусства Grove, Том 1 , Oxford University Press, 2011. Архивировано 9 февраля 2020 г. в Wayback Machine , стр. 6, ISBN 0195335791
- ^ Цара, Тристан (1920). «VII». La Vie des Lettres (на французском языке). Париж.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ DADA: Cities , Национальная галерея искусств , заархивировано из оригинала 2 ноября 2008 г. , получено 19 октября 2008 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фред С. Кляйнер (2006), Искусство Гарднера сквозь века (12-е изд.), Wadsworth Publishing, стр. 754
- ^ Хопкинс, Дэвид, Товарищ по дадаизму и сюрреализму , Том 10 «Спутников Блэквелла по истории искусства», John Wiley & Sons, 2 мая 2016 г., стр. 83, ISBN 1118476182
- ^ Элджер 2004 , стр. 6 .
- ^ Мазервелл 1951 , с. [ нужна страница ] .
- ^ «Тристан Цара: Дадаистский манифест 1918 года». Архивировано 30 ноября 2020 г. в Wayback Machine ( текст заархивирован 14 апреля 2021 г. в Wayback Machine ) Чарльзом Крамером и Ким Грант, Академия Хана.
- ^ Веллек, Рене (1955). История современной критики: французская, итальянская и испанская критика, 1900-1950 гг . Издательство Йельского университета. п. 91 . ISBN 9780300054514 .
Цара второй дадаистский манифест.
- ^ Новеро, Сесилия (2010). Антидиеты авангарда . Университет Миннесоты Пресс. п. 62.
- ^ Элджер 2004 , стр. 7 .
- ^ Грили, Энн. «Кабаре Вольтер» . Рутледж. Архивировано из оригинала 31 июля 2019 года . Проверено 31 июля 2019 г.
- ^ Том Сандквист, Дада Восток: Румыны Кабаре Вольтер , Лондон MIT Press, 2006. [ нужна страница ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Кабаре Вольтер: Вечер в самом диком ночном клубе в истории» . Би-би-си. 2016. Архивировано из оригинала 31 июля 2019 года . Проверено 31 июля 2019 г.
- ^ «Введение: «Дада может каждый» » . Национальная галерея искусств . Архивировано из оригинала 2 ноября 2008 года . Проверено 10 мая 2012 г.
- ^ Марсель Янко, «Дадаизм на двух скоростях», пер. в Люси Р. Липпард, Дада об искусстве (Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси, 1971), стр. 36.
- ^ Дженкинс, Эллен Ян (2011). Андреа, Альфред Дж. (ред.). Энциклопедия всемирной истории . ABC-CLIO – через Credo Reference.
- ^ Расула, Джед (2015). Разрушение было «Моя Беатрис: дадаизм и разрушение двадцатого века» . Нью-Йорк: Основные книги. стр. 145–146. ISBN 9780465089963 .
- ^ Европа культур. «Тристан Цара говорит о движении Дада». Архивировано 4 июля 2015 г. в Wayback Machine , 6 сентября 1963 г. Проверено 2 июля 2015 г.
- ^ Элджер 2004 , стр. 35 .
- ^ Науманн, Фрэнсис М. (1994). Нью-Йоркский дадаизм . Нью-Йорк: Абрамс. ISBN 0810936763 .
- ^ Рихтер, Ганс (1978). Дадаизм: искусство и антиискусство . Лондон: Темза и Гудзон. п. 122. ИСБН 9780810920033 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Диккерманн, Лия (2005). Дада . Вашингтон: Национальная галерея искусств. п. 443. ИСБН 9781933045207 .
- ^ Дадаизм, Дикерманн, Национальная галерея искусств, Вашингтон, 2006, стр. 99.
- ^ Шефер, Роберт А. (7 сентября 2006 г.), «Das Ist Dada – выставка в Музее современного искусства в Нью-Йорке» , «Двойная экспозиция » , заархивировано из оригинала 9 октября 2007 г. , получено 12 июня 2007 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Самый влиятельный образец современного искусства «Фонтан». Архивировано 24 января 2020 г. в Wayback Machine , Independent, 2 декабря 2004 г.
- ^ «Писсуар Дюшана возглавляет художественный обзор». Архивировано 9 мая 2020 г. в Wayback Machine , BBC News , 1 декабря 2004 г.
- ^ Дюшан, Марсель, переведено и процитировано в Gammel 2002 , стр. 224
- ^ Старый 2002 г. , стр. 224–225.
- ^ Марк Даши, Дадаизм: Бунт искусства , Париж, Галлимар / Центр Помпиду, коллекция « Открытия Галлимара » (№ 476), 2005.
- ^ Шипперс, К. (1974). Голландия Дада . Амстердам: Керидо. [ необходимы страницы ]
- ^ «Ильязд» . Международный архив дадаизма, Университета Айовы библиотеки . Проверено 26 октября 2022 г.
- ^ «Лидантиу фарам» . sdrc.lib.uiowa.edu . Проверено 26 октября 2022 г.
- ^ «Ильязд: От 41° до Дада» . mcbcollection.com . Проверено 8 января 2022 г.
- ^ « Зенит: Международное обозрение искусства и культуры » . Архивировано из оригинала 01 сентября 2017 г. Проверено 1 сентября 2017 г.
- ^ Дубравка Джурич, Мишко Шувакович. Невозможные истории: исторические авангардисты, неоавангарды и поставангарды в Югославии, 1918–1991 , с. 132. Архивировано 26 февраля 2020 г. в Wayback Machine , MIT Press, 2003. ISBN 9780262042161 ; Йованов Ясна, Куюнджич Драган, «Юго-Дада». Восточная орбита: Россия, Грузия, Украина, Центральная Европа и Япония . IV книги « Кризис и искусство: история дадаизма» , главный редактор Стивен К. Фостер, GK Hall & Co. , 1996, 41–62. ISBN 9780816105885
- ^ Йованов 1999 , с. [ нужна страница ] .
- ^ «Юлиус Эвола - Международный архив дадаизма» . Архивировано из оригинала 16 марта 2013 г. Проверено 1 февраля 2013 г.
- ^ «Трехликий Призрак Дада» празднует «100-летие дадаизма» Выступление на пресс-конференции в посольстве Швейцарии! (на японском языке). m-78.jp. 19 мая 2016 г. Архивировано из оригинала 23 июня 2016 г. Проверено 8 июня 2016 г.
- ^ «Дадаизм отмечает 100-летие дадаизма» . tokusatsunetwork.com. 19 мая 2016 г. Архивировано из оригинала 16 сентября 2018 г. Проверено 8 июня 2016 г.
- ^ Локи, Маргарет (ноябрь 1987 г.). «Буто: Танец тьмы» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 25 сентября 2019 г. Проверено 25 сентября 2019 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Margarita Tupitsyn; Victor Tupitsyn; Olga Burenina-Petrova; Natasha Kurchanova (2018). Russian Dada: 1914-1924 (PDF) . MIT Press. ISBN 978-84-8026-573-7 . Архивировано (PDF) из оригинала 20 июля 2020 года . Проверено 17 марта 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Вот 5 женщин-пионеров движения дадаизма» . Коллекционер . 2020-11-12 . Проверено 8 января 2022 г.
- ^ Коутиньо, Эдуардо (2018). Бразильская литература как мировая литература . Нью-Йорк: Издательство Блумсбери. п. 158. ИСБН 9781501323263 .
- ^ Элджер 2004 , стр. 12.
- ^ Моррисон, Джеффри; Кробб, Флориан (1997). Текст в изображение, изображение в текст: материалы междисциплинарного семинара . Атланта: Родопи. п. 234. ИСБН 9042001526 .
- ^ Гринбаумон, Мэтью (10 июля 2008 г.). «От революционного к нормативному: тайная история дадаизма и сюрреализма в американской музыке» . НовыйMusicBox . Проверено 15 января 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джеймс Хейворд. «Фестиваль парижского дадаизма [LTMCD 2513] | Авангардное искусство | LTM» . Архивировано из оригинала 29 июля 2020 года . Проверено 17 марта 2020 г.
- ^ Ингрэм, Пол (2017). «Песни, антисимфонии и содомистская музыка: дадаистская музыка в Цюрихе, Берлине и Париже» . Дада/Сюрреализм . 21 : 1–33. дои : 10.17077/0084-9537.1334 .
- ^ Лочер, Дэвид (1999), «Непризнанные корни и явная имитация: постмодернизм и движение дадаизм» , Electronic Journal of Sociology , 4 (1), заархивировано из оригинала 23 февраля 2007 г. , получено 25 апреля 2007 г.
- ^ «Чумбавамба» . Архивировано из оригинала 13 июня 2017 года . Проверено 10 июля 2012 г.
- ↑ Оккупация нео-дадаистами в 2002 г. Архивировано 1 декабря 2008 г. в Wayback Machine Prague Post.
- ^ «Записи ЛТМ» . Архивировано из оригинала 14 января 2012 г. Проверено 20 декабря 2011 г.
- ^ Фрэнк Заппа , Настоящая книга Фрэнка Заппы , с. 162
- ^ «Как Дэвид Боуи, Курт Кобейн и Том Йорк пишут песни с использованием техники нарезки Уильяма Берроуза | Открытая культура» . Проверено 31 октября 2021 г.
- ^ Марк Ловенталь, введение переводчика к книге Фрэнсиса Пикабиа « Я прекрасное чудовище: поэзия, проза и провокация».
- ^
В эту статью включен текст из этого источника, который находится в свободном доступе : «Манифесты: дадаистский манифест о слабой любви и горькой любви Тристана Цары, 12 декабря 1920 года» . 391. 12 декабря 1920 г. Архивировано из оригинала 24 июля 2011 г. Проверено 27 июня 2011 г.
- ^ «ДАДА – Техники – фотомонтаж» . Нга.gov. Архивировано из оригинала 25 июня 2011 г. Проверено 11 июня 2011 г.
- ^ Виллетт, Жанна. «Дадаизм и фотомонтаж | История искусства без начинки» . Проверено 15 января 2022 г.
- ^ «ДАДА – Техники – Сборка» . Нга.gov. Архивировано из оригинала 16 июля 2011 г. Проверено 11 июня 2011 г.
- ^ "Сочинения Марселя Дюшана" ISBN 0-306-80341-0
- ^ «Реди-мейд – развитие и идеи» . История искусства . Проверено 15 января 2022 г.
Источники
- Элгер, Дитмар (2004). Ута Гросеник (ред.). Дадаизм . Сумки. ISBN 9783822829462 .
- Гаммель, Ирен (2002). Баронесса Эльза: гендер, дадаизм и повседневная современность . Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
- Йованов, Ясна (1999). Демистификация апокрифов: дадаизм на югославских территориях . Нови-Сад: Апостроф.
- Мазервелл, Роберт (1951). Художники и поэты дадаизма; антология . Нью-Йорк: Виттенборн, Шульц. ОСЛК 1906000 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дадаистский альманах , изд. Ричард Хюльзенбек [1920], отредактированный и переведенный Малкольмом Грином и др., Atlas Press , с текстами Ханса Арпа, Йоханнеса Баадера, Хьюго Болла, Поля Ситроена, Поля Дерме, Даймонида, Макса Гота, Джона Хартфилда, Рауля Хаусмана, Ришар Хюльзенбек, Винсент Уидобро, Марио Д'Ареццо, Адон Лакруа, Вальтер Меринг, Франсис Пикабиа, Жорж Рибемон-Дессень, Александр Сески, Филипп Супо, Тристан Цара. ISBN 0-947757-62-7
- «Благо Бунг», «Благо Бунг» , «Тендеренда» Хьюго Болла, «Фантастические молитвы» Ричарда Хюльзенбека и «Последнее ослабление» Уолтера Сернера – три ключевых текста Цюриха ур-Дада. Переведено и представлено Малкольмом Грином. Атлас Пресс , ISBN 0-947757-86-4
- Болл, Хьюго. Полет вне времени (Калифорнийский университет Press: Беркли и Лос-Анджелес, 1996)
- Бергиус, Ханне Дада в Европе - Документы и произведения (совместно с Эберхардом Ротерсом), в: Тенденции двадцатых годов . 15-я Европейская художественная выставка, Каталог, Том III, Берлин: Дитрих Раймер Верлаг, 1977. ISBN 978-3-496-01000-5
- Бергиус, смех Ханны Дада. Берлинские дадаисты и их действия . Гиссен: Анабас-Верлаг 1989. ISBN 978-3-870-38141-7
- Бергиус, Ханне Дада торжествует! Дада Берлин, 1917–1923. Артистизм полярностей. Монтажи – Метамеханика – Проявления . Перевод Бриджит Пишон. Том. Т. из десяти изданий книги « Кризис и искусство: история дадаизма» , под ред. Стивен Фостер, Нью-Хейвен, Коннектикут, Томсон/Гейл, 2003 г. ISBN 978-0-816173-55-6 .
- Джонс, Дэфид В. Дада, 1916 г. В теории: практики критического сопротивления (Ливерпуль: Liverpool University Press, 2014). ISBN 978-1-781-380-208
- Биро, М. Дада-киборг: видения нового человека в Веймарском Берлине . Миннеаполис: Университет Миннесоты, 2009. ISBN 0-8166-3620-6
- Дачи, Марк . Журнал движения Дада 1915–1923, Женева, Альберт Скира, 1989 (Grand Prix du Livre d'Art, 1990).
- Дада и дадаизмы , Париж, Галлимар, Folio Essais, № 257, 1994.
- Дадаизм: Бунт искусства , Париж, Галлимар/Центр Помпиду, собрание « Открытия Галлимара » (№ 476), 2005.
- Архив Дада/Хроника , Париж, Хазан, 2005.
- Дадаизм, каталог выставки , Центр Помпиду, 2005.
- Дюрозуа, Жерар. Дадаизм и бунтарское искусство , Париж, Хазан, Guide des Arts, 2005 г.
- Хоффман, Ирен. Документы о дадаизме и сюрреализме: журналы дадаистов и сюрреалистов в коллекции Мэри Рейнольдс. Архивировано 13 мая 2011 г. в Wayback Machine , библиотеках Райерсона и Бернема, Чикагский институт искусств.
- Хопкинс, Дэвид, «Спутник дадаизма и сюрреализма» , том 10 «Спутников Блэквелла по истории искусства», John Wiley & Sons, 2 мая 2016 г., ISBN 1118476182
- Хюльзенбек, Ричард. Мемуары барабанщика дадаизма (Калифорнийский университет Press: Беркли и Лос-Анджелес, 1991)
- Джонс, Дэфидд. Культура Дада (Нью-Йорк и Амстердам: Rodopi Verlag, 2006)
- Лавин, Мод. Разрезать кухонным ножом: Веймарские фотомонтажи Ханны Хёх . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 1993.
- Лемуан, Серж. Дада , Париж, Хазан, сб. Главное.
- Лист, Джон. Dada libertin & libertari , Париж, L'insolite, 2005.
- Мельцер, Аннабель. 1976. Дадаизм и сюрреалистический перформанс . PAJ Книги сер. Балтимор и Лондон: Университет Джонса Хопкинса, 1994. ISBN 0-8018-4845-8 .
- Новеро, Сесилия. «Антидиеты авангарда: от футуристической кулинарии до искусства еды». (Университет Миннесоты Пресс, 2010 г.)
- Рихтер, Ганс. Дадаизм: искусство и антиискусство (Лондон: Темза и Гудзон, 1965)
- Сануйе, Мишель. Дадаизм в Париже , Париж, Жан-Жак Повер, 1965, Фламмарион, 1993, CNRS, 2005
- Сануйе, Мишель. Дадаизм в Париже , Кембридж, Массачусетс, MIT Press, 2009 г.
- Шниде, Уве М. Джордж Гросс, его жизнь и работа (Нью-Йорк: Universe Books, 1979)
- Вердье, Орели. Азбука дадаизма , Париж, Фламмарион, 2005.
Фильмография
[ редактировать ]- 1968: Германия-ДАДА: алфавит немецкого ДАДАизма на YouTube , документальный фильм Universal Education, представленный Kartes Video Communications, 56 минут
- 1971: DADA «Архивы 20-го века» на YouTube. Программа, созданная Жаном Хосе Маршаном, режиссеры Филипп Коллен и Юбер Кнапп. Этот документальный фильм впервые транслировался по каналу RTF 28 марта 1971 года, 267 мин.
- 2016: Принцип дадаизма , документальный фильм Марины Румянцевой , Швейцарское радио и телевидение ( Sternstunde Kunst ), 52 минуты (на немецком языке)
- История движения искусства дада , 2016 г. – «Дада в туре» на YouTube, Bruno Art Group в сотрудничестве с Cabaret Voltaire и Art Stage Singapore, 2016, 27 минут
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Dada Companion , библиография, хронология, профили художников, места, техники, прием.
- Дада в Керли
- Международный архив дадаизма , Университет Айовы, ранние периодические издания дадаизма, онлайн-сканы публикаций.
- Дадарт , история, библиография, документы и новости
- Аудиозаписи дадаизма в LTM
- Нью-йоркский дадаизм (журнал), Марсель Дюшан и Ман Рэй, апрель 1921 г. Архивировано 19 мая 2022 г. в Wayback Machine , Библиотека Кандинского, Центр Помпиду (доступ онлайн).
- Kunsthaus Zürich , одна из крупнейших в мире коллекций дадаизма.
- «Краткая история дадаизма» , журнал Smithsonian Magazine.
- Введение в дадаизм , Академия Хана Арт 1010
- Национальная галерея искусств 2006 Выставка дадаизма
- Полнотекстовые онлайн-публикации дадаизма Hathi Trust
- Коллекция: «Дада и неодада» из Художественного музея Мичиганского университета.
Манифесты