Дуглас Сирк
Дуглас Сирк | |
---|---|
![]() Сирк в 1955 году | |
Рожденный | Ганс Детлеф Зирк 26 апреля 1897 г. |
Умер | 14 января 1987 г. | (89 лет)
Годы активности | 1934–1979 |
Супруги | Лидия Бринкен Хильде Яри |
Дети | Клаус Детлеф Зирк |

Дуглас Сирк (урожденный Ганс Детлеф Зирк ; 26 апреля 1897 — 14 января 1987) — немецкий кинорежиссер, наиболее известный своими работами в голливудских мелодрамах 1950-х годов. [1] Однако он также снимал комедии, вестерны и военные фильмы. [2] Сирк начал свою карьеру в Германии в качестве режиссера театра и кино, но уехал в Голливуд в 1937 году после того, как его еврейская жена подверглась преследованиям со стороны нацистов.
В 1950-е годы наибольшего коммерческого успеха он добился с киномелодрамами « Великолепная одержимость» , «Все, что позволяют небеса» , «Написанное на ветру» , «Время любить и время умирать », «Имитация жизни» . Хотя эти фильмы изначально были раскритикованы критиками как сентиментальные женские картины, сегодня режиссеры, критики и ученые широко считают их шедеврами. Его работы рассматриваются как «критика буржуазии в целом и Америки 1950-х годов в частности», одновременно рисуя «сострадательный портрет персонажей, попавших в ловушку социальных условий». [3] За пределами фильма Сирк работал со сложной мизансценой и яркими разноцветными красками, чтобы подчеркнуть свои высказывания. [4]
Жизнь и работа
[ редактировать ]Ранняя жизнь и карьера в Германии
[ редактировать ]Сирк родился Ханс Детлеф Зирк 26 апреля 1897 года в Гамбурге в датской семье; его отец был газетным репортером. В детстве он провел несколько лет в Дании, прежде чем его родители вернулись в Германию и стали гражданами. Сирк открыл для себя театр, когда был подростком, особенно исторические пьесы Шекспира, а также начал часто ходить в кино, где впервые столкнулся с тем, что он позже описал как «драмы нарастающих эмоций»; Одной из его первых экранных фавориток была актриса датского происхождения Аста Нильсен . В 1919 году он поступил на факультет права в Мюнхенский университет , но покинул Мюнхен после насильственного распада недолговечной Баварской советской республики . В перерывах между обучением в университете он начал писать для газеты своего отца, незадолго до того, как его отец стал директором школы. [5]
Сирк какое-то время продолжал обучение в Йенском университете , а затем перешел в Гамбургский университет , где переключился на философию и историю искусства. Именно здесь он посетил лекцию по теории относительности, прочитанную Альбертом Эйнштейном . Большое влияние в этот период оказал историк искусства Эрвин Панофски - Сирк был избранным членом семинарской группы Панофски в течение семестра и написал для него большое эссе о взаимосвязи между средневековой немецкой живописью и мистериями; в своем интервью Холлидею в 1971 году Сирк заявил: «Я многим обязан Панофски». второго звена Чтобы прокормить себя во время учебы, Сирк начал работать драматургом в Немецком Шаушпильхаусе в Гамбурге. В 1922 году, заменив заболевшего режиссера, Сирк поставил свою первую постановку, Германа Боссдорфа пьесу «Bahnmeister Tod» («Смерть начальника станции»), которая имела неожиданный успех, и с этого момента Сирк стал (по его собственным словам) « проиграл театру». [5] Помимо театра, Сирк в этот период становления работал во многих областях искусства - рисовал, устроился летом сценографом на берлинскую киностудию, опубликовал собственный немецкий перевод сонетов Шекспира, перевел некоторые из шекспировских произведений. пьесы и опубликовал собственные сочинения.
Менеджер Шаушпильхауса доктор Пауль Эгер предложил Сирку повышение зарплаты и возможность представить «одну из этих сумасшедших современных [то есть экспрессионистских ] пьес», но Сирк заявил, что хочет ставить только «классику», и принял предложение стать первым режиссером в театре. театр в Хемнице в Саксонии. Эта должность стала для нового режиссера боевым крещением — хотя труппа начинала с классических произведений Мольера , Бюхнера и Стриндберга , сезон был сорван, когда главный финансист и менеджер театра сдался и исчез в одночасье, вынудив актерский состав и команда сформировала коллектив, чтобы театр продолжал работать, и вскоре программа изменилась на комедии и мелодрамы - «вещи, которые приносили деньги». Хотя позже Сирк вспоминал этот период как «довольно ужасное время», именно здесь он научился своему ремеслу и тому, как обращаться с актерами в « самых напряженных обстоятельствах». Это было в период безудержной инфляции в Германии, и Сирк вспомнил, что после распределения денег компании им придется бежать в банк со своими поступлениями незадолго до полудня, потому что в 12 часов вечера банки закроют свои ставни и опубликуют отчеты. новый курс доллара - "... если вы вошли слишком поздно, у вас остался лишь небольшой процент от того, что вы заработали..." [5]
От первой жены, актрисы Лидии Бринкен Сирк, у него родился сын Клаус Детлеф Зирк (1925–1944), родившийся 30 марта 1925 года в Берлине- Шарлоттенбурге , Германия. Его бывшая жена вступила в нацистскую партию и из-за повторного брака Сирка с еврейкой смогла юридически запретить ему видеться с их сыном, который стал одним из ведущих детей-актеров нацистской Германии. [6] известный благодаря фильмам «Семена поднимаются» (1935), «Спор о мальчике Джо» (1937) и «Вверх, Йоханнес!» (1941). Он погиб в качестве солдата танково-гренадерской дивизии «Великая Германия» 22 мая 1944 года. [7] near Novoaleksandrovka, Kirovograd Oblast, Ukrainian SSR, USSR (now Novooleksandrivka, Kirovohrad Oblast, Ukraine).
К 1930-м годам Сирк стал одним из ведущих режиссеров Германии, в список его работ входила постановка «Трехгрошовой оперы» Брехта . Сирк присоединился к студии UFA (Universum Film AG) в 1934 году, где он снял три короткометражных фильма, а затем свой первый полнометражный фильм « Апрель, апрель» (1935), который был снят как в немецкой, так и в голландской версиях. Его экзотические мелодрамы Zu neuen Ufern и La Habanera звезду нацистского кино сделали из шведской певицы Зары Леандер .
Карьера в США
[ редактировать ]
Сирк покинул Германию в 1937 году из-за своих политических взглядов и своей еврейской (второй) жены, актрисы Хильды Яри. Еще в Европе он работал над фильмами в Швейцарии и Нидерландах. По прибытии в Соединенные Штаты он вскоре сменил свое немецкое имя на Дуглас Сирк. К 1942 году он работал по контракту с Columbia Pictures и режиссировал резко антинацистского фильма « Безумец Гитлера» для Сеймура Небензаля , легендарного продюсера Nero-Film , для которого Сирк также режиссировал «Летнюю бурю» (1944).
Сирк ненадолго вернулся в Германию после окончания войны, но вернулся в США и заработал себе репутацию серией ярких, красочных мелодрам для Universal-International Pictures с 1952 по 1959 год: «Великолепная одержимость» (1954), «Все, что позволяют небеса » (1955). , «Написанные на ветру» (1956), «Боевой гимн» (1957), «Потускневшие ангелы» (1957), «Время любить и время умирать» (1958) и «Имитация жизни» (1959).
Несмотря на огромный успех «Имитации жизни» в 1959 году (частично вызванный скандалом вокруг убийства бойфренда Ланы Тернер ее дочерью), Сирк покинул Соединенные Штаты и ушел из кинопроизводства. Он умер в Лугано, Швейцария, почти 30 лет спустя, лишь ненадолго вернувшись за камеру в Западной Германии в 1970-х годах, преподавая в киношколе Hochschule für Fernsehen und Film в Мюнхене.
Репутация и наследие
[ редактировать ]Современный прием
[ редактировать ]Мелодрамы Сирка 1950-х годов, хотя и имели большой коммерческий успех, в целом были очень плохо приняты рецензентами. Его фильмы считались неважными (поскольку они вращаются вокруг женских и бытовых проблем), банальными (из-за сосредоточенности на чувствах, выходящих за рамки жизни) и нереалистичными (из-за бросающегося в глаза и самобытного стиля). Их зачастую мелодраматическая манера поведения была расценена критиками как безвкусица. [6]
Более поздний прием
[ редактировать ]Отношение к фильмам Сирка резко изменилось в конце 1950-х, 1960-х и 1970-х годах, когда его работы были повторно рассмотрены французскими, американскими и британскими критиками. [6] Как Жан-Люк Годар писал в своей рецензии на фильм «Время любить и время умирать» (1958): «...Я собираюсь написать безумно восторженную рецензию на последний фильм Дугласа Сирка просто потому, что от него у меня загорелись щеки. " [8]
Основная критическая переоценка Сирка началась во Франции с апрельского номера журнала Cahiers du cinéma за 1967 год , который включал расширенное интервью с Сирком Сержа Дейни и Жана-Луи Ноама, а также оценку Жана-Луи Комолли («Слепой и зеркало»). или «Невозможное кино Дугласа Сирка») и «биофильмография», составленная Патриком Брайоном и Домиником Рабурденом. [9] Ведущий американский критик Эндрю Саррис похвалил Сирка в своей книге 1968 года « Американское кино: режиссеры и режиссура 1929–1968» , хотя Сирк не смог претендовать на спорный «пантеон» великих режиссеров Сарриса. [10] Примерно с 1970 года среди академических киноведов возрос интерес к творчеству Сирка, особенно к его американским мелодрамам. Основополагающей работой в этой области стало Джона Холлидея интервью «Сирк о Сирке» (1971), в котором Сирк представлен как «... утонченный интеллектуал, режиссер, приехавший в Голливуд с очень ясным видением, оставивший после себя сделал карьеру в немецком театре и кино».
В течение следующих нескольких лет последовало несколько крупных сезонов возрождения фильмов Сирка, в том числе ретроспектива из 20 фильмов на Эдинбургском фестивале 1972 года (на котором присутствовал Сирк), в результате которой также была выпущена книга эссе. В 1974 году Кинематографическое общество Университета Коннектикута организовало полную ретроспективу американских фильмов режиссера и пригласило Сирка присутствовать на нем, но по дороге в аэропорт, перед вылетом в Нью-Йорк, у Сирка случилось кровотечение, серьезно ухудшившее зрение. левый глаз.
Анализ творчества Сирка с акцентом на аспекты ранее подвергавшегося критике стиля Сирка выявил косвенную критику американского общества, скрытую под банальным фасадом сюжета, обычного для той эпохи - фильмы Сирка теперь рассматривались как шедевры иронии. [6] В критике 1970-х и начала 1980-х годов доминировал идеологический взгляд на творчество Сирка, постепенно меняющийся от марксистских взглядов в начале 1970-х к акценту на гендере и сексуальности в конце 1970-х - начале 1980-х годов. Кинокритик Роджер Эберт сказал: «Чтобы оценить такой фильм, как «Написанный на ветру», вероятно, требуется больше утонченности, чем для понимания одного из шедевров Ингмара Бергмана , потому что темы Бергмана видны и подчеркнуты, в то время как стиль Сирка скрывает послание». [11]
Репутации Сирка также способствовала широко распространенная ностальгия по старомодным голливудским фильмам 1970-х годов. [12] Сейчас многие считают, что его работы демонстрируют превосходный контроль над визуальными эффектами, начиная от освещения и кадрирования и заканчивая костюмами и декорациями, которые пропитаны символизмом и пронизаны тонкими колкостями иронии. [13] [14]
В популярной культуре
[ редактировать ]Фильмы Сирка цитировались в фильмах таких режиссеров, как Райнер Вернер Фассбиндер (чей «Али: Страх пожирает душу» частично основан на фильме «Все, что позволяют небеса »). [15] и, позже, Квентин Тарантино , Тодд Хейнс , Педро Альмодовар , Вонг Карвай , Дэвид Линч , Джон Уотерс и Ларс фон Триер .
В частности, яркое использование цвета Альмодоваром в фильме « Женщины на грани нервного срыва» 1988 года напоминает кинематографию фильмов Сирка 1950-х годов, в то время как « Вдали от рая» Хейнса была сознательной попыткой воспроизвести типичную мелодраму Сирка, в частности « Все эти небеса». Позволяет . [16] Тарантино отдал дань уважения Сирку и его мелодраматическому стилю в «Криминальном чтиве» , когда персонаж Винсент Вега в ресторане, оформленном в стиле 50-х, заказывает «стейк Дугласа Сирка», приготовленный «чертовски кроваво». Аки Каурисмяки также упомянул Сирка; в его немом фильме « Юха » спортивная машина злодея называется «Зирк». Сирк также был одним из режиссеров, упомянутых Гильермо дель Торо в его речи на церемонии вручения премии «Оскар» за лучший фильм за фильм «Форма воды» : «Когда я рос в Мексике, я был большим поклонником иностранных фильмов. Иностранные фильмы, такие как «Инопланетянин» , Уильям Уайлер, или Дуглас Сирк, или Фрэнк Капра». [17]
«Полиэстер» (1981) режиссера Уотерса был, по словам Уотерса, [18] на основе универсальных мелодрам Сирка. [19] [20]
Награды
[ редактировать ]- 1985 Баварская кинопремия , почетная награда [21]
Фильмография
[ редактировать ]Художественные фильмы
[ редактировать ]- Апрель, апрель! (1935)
- 't Was één April (1936) (голландская языковая версия апреля, апреля )
- Девушка с болотной фермы (1935)
- Столпы общества (1935)
- Финальный аккорд (1936)
- Придворный концерт (1936)
- La Chanson du сувенир (1936) содиректор (французская версия Придворного концерта )
- К новым берегам (1937)
- Гавана (1937)
- Final Accord (1938) (в титрах не указан)
- Мошенник (1939)
- Гитлеровский безумец (1943)
- Летняя буря (1944)
- Скандал в Париже (1946)
- Заманенный (1947)
- Спи, любовь моя (1948)
- Противоударный (1949)
- Немного французский (1949)
- Таинственная подводная лодка (1950)
- Первый легион (1951)
- Гром на холме (1951)
- Леди расплачивается (1951)
- Выходные с отцом (1951)
- Нет места жениху (1952)
- Кто-нибудь видел мою девушку? (1952)
- Встретимся на ярмарке (1953)
- Отвези меня в город (1953)
- Все, что я желаю (1953)
- Кружка, сын Кочиза (1954)
- Великолепная одержимость (1954)
- Знак язычника (1954)
- Капитан Лайтфут (1955)
- Все, что позволяют небеса (1955)
- Всегда есть завтра (1956)
- Написанный на ветру (1956)
- Боевой гимн (1957)
- Интерлюдия (1957)
- Потускневшие ангелы (1957)
- Время любить и время умирать (1958)
- Имитация жизни (1959)
Короткометражные фильмы
[ редактировать ]- Две борзые / Два гения (1934)
- Воображаемый больной (1935)
- 3 х Да (1935)
- Братья-христиане в Мон-ла-Саль (1941)
- Говори со мной, как дождь (1975) сорежиссер с группой студентов-кинематографистов
- Сильвестрнахт (1977) сорежиссер с группой студентов-кинематографистов.
- Блюз Бурбон-стрит (1979) сорежиссер с группой студентов-кинематографистов
Другая работа
[ редактировать ]- Любимец моряков (1937, соавтор сценария)
- Странная женщина (1946, руководитель пересъемок, в титрах не указан)
- Никогда не говори прощай (1956, руководитель пересъемок, в титрах не указан)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Состав канала Criterion Channel за февраль 2022 г. | Текущий | Коллекция Criterion
- ^ «Дуглас Сирк | Биография, фильмы, мелодрамы и факты | Британника» . www.britanica.com . Проверено 12 апреля 2023 г.
- ^ Сирк, Голливуд и жанровые ощущения кино.
- ^ Мелодрамы Дугласа Сирка - The Criterion Channel
- ^ Jump up to: а б с Джон Холлидей и Дуглас Сирк, Сирк о Сирке (Faber & Faber, 2011)
- ^ Jump up to: а б с д Шибель, Уилл (30 апреля 2017 г.). «Возвращаясь к роману Дугласа Сирка «Время любить и время умирать»» . ОУПблог . Издательство Оксфордского университета . Проверено 30 апреля 2017 г.
- ^ Дела Клауса Детлева Зирка. Фильм-Курьер, №1. 45, 6 июня 1944 г.
- ^ Годар, Жан-Люк (1986). Годар о Годаре: критические сочинения Жана-Люка Годара . Нью-Йорк: Да Капо Пресс.
- ^ Том Райан, «Дуглас Сирк», Чувства кино
- ^ «TSPDT-Эндрю Саррис: Категории режиссеров из книги «Американское кино: режиссеры и режиссура 1929–1968» » . Архивировано из оригинала 31 июля 2021 года . Проверено 19 июня 2019 г.
- ^ «:: rogerebert.com :: Великие фильмы :: Написанные на ветру (xhtml)» . Архивировано из оригинала 12 марта 2013 года . Проверено 28 июля 2007 г.
- ^ Клингер, Барбара (1994). Мелодрама и смысл: история, культура и фильмы Дугласа Сирка . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы.
- ^ Фильм недели: «Написано на ветру» | The New Yorker
- ^ DVD недели: Все, что позволяют небеса | Житель Нью-Йорка
- ^ DVD недели: Али: Страх съедает душу | Житель Нью-Йорка
- ^ Силберг, Джон (декабрь 2002 г.). «Скандал в пригороде» . Американский кинематографист . Проверено 13 февраля 2022 г.
- ^ «Форма воды» получила премию «Оскар» за лучший фильм на YouTube.
- ^ #BornThisDay: Режиссер Дуглас Сирк - Отчет WOW
- ^ Полиэстер (1981) | Коллекция критериев
- ^ Poleyester (1981)-MUBI
- ^ «Архивная копия» (PDF) . www.bayern.de . Архивировано из оригинала (PDF) 19 августа 2008 года . Проверено 14 января 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Библиография Дугласа Сирка (через Калифорнийский университет в Беркли)
Внешние ссылки
[ редактировать ]