Jump to content

Аста Нильсен

Аста Нильсен
Тот Нильсен в 1911 году
Рожденный
Аста Софи Амалия Нильсен

( 1881-09-11 ) 11 сентября 1881 г.
Умер 24 мая 1972 г. ) ( 1972-05-24 ) ( 90 лет
Место захоронения Кладбище Вестре , Копенгаген, Дания
Альма-матер Королевский датский театр
Занятие Актер
Годы активности 1902–1936
Супруги
  • ( м. 1912; дивизия 1918)
  • Фердинанд Вингорд
    ( м. 1919; дивизия 1923)
  • Андерс Кристиан Тиде
    ( м. 1970 г.)
Партнер Gregori Chmara (1923–1936)
Дети 1

Аста Софи Амалия Нильсен (11 сентября 1881 - 24 мая 1972) была датской актрисой немого кино , одной из самых популярных ведущих женщин 1910-х годов и одной из первых международных кинозвезд. [ 1 ] Семьдесят из 74 фильмов Нильсен были сняты в Германии, где она была известна просто как Die Asta ( «Аста» ).

Известная своими большими темными глазами, лицом, похожим на маску, и мальчишеской фигурой, Нильсен чаще всего изображала волевых страстных женщин, попавших в ловушку трагических обстоятельств. Из-за эротического характера ее выступлений фильмы Нильсен подвергались цензуре в Соединенных Штатах, а ее работы оставались относительно малоизвестными для американской публики. Ей приписывают трансформацию игры в кино из откровенной театральности в более тонкий натуралистический стиль. [ 1 ]

Нильсен основала собственную киностудию в Берлине в 1920-х годах, но вернулась в Данию в 1937 году после подъема нацизма в Германии. В последние годы жизни Нильсен была частным лицом, но стала художником-коллажистом и писателем.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Аста Софи Амалия Нильсен родилась в районе Вестербро в Копенгагене, Дания, в семье Йенса Кристиана Нильсена (1847–1895), часто безработного кузнеца, и Иды Фредерикке Петерсен (1843–1912), прачки. У нее была старшая сестра Йоханна, которая страдала ревматизмом всю жизнь . Семья Нильсен несколько раз переезжала в детстве, пока ее отец искал работу. Они прожили несколько лет в Мальмё , Швеция, где ее отец работал на кукурузной мельнице, а затем на фабрике. После того, как он потерял работу, они вернулись жить в копенгагенский район Норребро. [ 2 ] Отец Нильсен умер, когда ей было четырнадцать лет. В 18 лет Нильсена приняли в актерскую школу Датского королевского театра . Во время своего пребывания там она тесно училась у датского королевского актера Питера Йерндорфа . [ 3 ] В 1901 году 21-летняя Нильсен забеременела и родила дочь Джесту. Нильсен так и не раскрыла личность отца, а предпочла воспитывать ребенка одна с помощью матери и старшей сестры. [ 4 ] Джеста покончил жизнь самоубийством в 1964 году.

Нильсен окончила Театральную школу в 1902 году. Следующие три года она работала в Театре Дагмар, затем с 1905 по 1907 год гастролировала по Норвегии и Швеции с Де Отте и труппами Питера Фьельструпа. Вернувшись в Данию, она работала в Театре Дет Ню с 1907 по 1910 год. Хотя она стабильно работала театральной актрисой, ее выступления оставались ничем не примечательными. [ 5 ] Датский историк Роберт Нейендам писал, что уникальная физическая привлекательность Нильсен, имевшая большое значение на экране, была ограничена на сцене ее глубоким и неровным голосом. [ 5 ]

Кинокарьера

[ редактировать ]
Аста Нильсен на фото Александра Биндера , 1920-е годы.

Нильсен начала свою карьеру в кино в 1909 году, снявшись в трагедии режиссера Урбана Гада 1910 года «Афгрунден» («Бездна»). Минималистический стиль игры Нильсен проявился в ее успешном изображении наивной молодой женщины, втянутой в трагическую жизнь. Ее явная сексуальность в сцене «танца гаучо» в фильме установила эротическое качество, благодаря которому Нильсен стал известен. Благодаря успеху фильма Нильсен продолжал сниматься в кино, а не на сцене. Нильсен и Гад поженились, затем вместе сняли еще четыре фильма. Взрыв популярности Нильсен побудил Гада и Нильсен переехать из Дании в Германию, где ей предоставили собственную киностудию и возможность получения большей прибыли. [ 6 ]

В Германии Нильсен заключил контракт с немецким продюсером Полом Дэвидсоном , который вместе с Нильсеном и Гадом основал компанию Internationale Film-Vertriebs-Gesellschaft. [ 7 ] Компания владела европейскими правами на все фильмы Нильсена, и Нильсен стал «блестящей международной кинозвездой», известной просто как Die Asta («Аста»), с годовым гонораром в 85 000 марок только в 1914 году. [ 8 ] [ 9 ]

Дэвидсон назвал Нильсена решающим фактором в его переходе к кинопроизводству:

Я не думал о кинопроизводстве. Но потом я увидел первый фильм Асты Нильсен. Я понял, что эпоха короткометражных фильмов прошла. И, прежде всего, я понял, что эта женщина была первой художницей в кино. Я сразу почувствовал, что Аста Нильсен может добиться глобального успеха. Именно международные продажи фильмов обеспечили Union восемь фильмов Нильсена в год. Я построил для нее студию в Темпельхофе и собрал вокруг нее большой производственный персонал. Эта женщина сможет это вынести... Пусть фильмы стоят столько, сколько они стоят. Я использовал все доступные средства – и изобрел много новых – чтобы представить миру фильмы Асты Нильсен. [ 7 ] [ 10 ]

Нильсен заключил контракт на 80 000 долларов в год, что на тот момент было самой высокой зарплатой для кинозвезды. Нильсена называют первой международной кинозвездой, соперником которой стал лишь французский комик Макс Линдер , также известный к тому времени во всей Европе и в Америке. По результатам опроса популярности в России 1911 года Нильсен была признана лучшей кинозвездой мира, уступив Линдер и опередив своего датского соотечественника Вальдемара Псиландера . ее фильма « Воинствующая суфражистка Показ » был сорван 4 февраля 1914 года в кинотеатре «Королева» в Абердине , Шотландия, из-за местных суфражисток, возражавших против изображения насильственного кормления . [ 11 ] Однако она оставалась популярной с обеих сторон во время Первой мировой войны , и в 1915 году (до вступления в нее Соединенных Штатов) она посетила Нью-Йорк, чтобы изучить американские методы киносъемки. толпа на Унтер-ден-Линден приняла ее за русскую. Однако она покинула Германию после того, как в начале войны [ 12 ]

В 1921 году Нильсен через свою собственную кинопрокатную компанию Asta Films снялась в фильме «Свенд Гаде» , а Хайнц Шалль поставил «Гамлета» . Фильм представлял собой радикальную интерпретацию пьесы Уильяма Шекспира , в которой Нильсен сыграла роль Гамлета в образе женщины, маскирующейся под мужчину. [ 13 ]

Несколько источников, включая IMDb, утверждают, что Нильсен сыграла Мату Хари в фильме начала 1920-х годов под разными названиями « Мата Хари , Шпион ». Однако научные работы, такие как авторитетная фильмография, опубликованная Filmarchiv Austria в 2010 г. [ 14 ] не упоминайте такой фильм. Киновед Иво Блом пришел к выводу, что идея Нильсен сыграть Мату Хари в фильме возникла из-за путаницы с ее ныне утраченным фильмом « Die Tänzerin Navarro» (1922), сюжет которого похож на историю жизни Маты Хари. [ 15 ]

В 1925 году она снялась в немецком фильме Die freudlose Gasse ( «Безрадостная улица» или «Улица печали ») режиссера Г. В. Пабста в главной роли с Гретой Гарбо , за несколько месяцев до того, как Гарбо уехала в Голливуд и MGM. [ 16 ]

Она работала в немецких фильмах до появления звукового кино. Нильсен сняла только один художественный фильм со звуком, Unmögliche Liebe ( «Терновый венец ») в 1932 году. Однако новые технические достижения в кино не соответствовали стилю Нильсен, а ее зрелость не могла конкурировать с молодыми американскими изобретателями, поэтому она ушла из киноиндустрии. экран. После этого Нильсен выступал только на сцене. предложил ей собственную студию После подъема нацизма министр пропаганды Йозеф Геббельс . Позже Нильсен описала, как ее пригласили на чай с Адольфом Гитлером , который пытался убедить ее вернуться в кино и объяснил политическую силу ее присутствия на экране. [ 6 ] Понимая последствия, Нильсен отказалась и покинула Германию в 1936 году. Она вернулась домой в Данию, где написала статьи об искусстве и политике, а также двухтомную автобиографию.

Аста Нильсен на выступлении в театре Скала в Берлине, 1934 год.

Ее считают великой киноактрисой благодаря ее природному исполнительскому стилю, способности адаптироваться к требованиям киноиндустрии и избегать театральной драматизации. Она также умела изображать женщин из разных социальных слоев и разной психологии.

Помощь евреям во время Второй мировой войны

[ редактировать ]

Во время Второй мировой войны она давала деньги Аллану О. Хагедорфу, молодому датчанину, живущему в Германии, для помощи евреям. Используя деньги, предоставленные Нильсеном, Хагедорф отправил в Терезиенштадтское гетто столько продуктовых посылок , что его предупредило гестапо . Среди прочих, Виктору Клемпереру , ведущему дневник и филологу. Хагедорф предложил деньги [ 17 ]

Отношения и смерть

[ редактировать ]

У Нильсена было четыре длительных отношений, и он дважды был в разводе. В 1912 году она вышла замуж за датского кинорежиссера Урбана Гада после их совместного переезда в Германию в 1911 году, чтобы построить собственную киностудию. [ 18 ] Они развелись в 1919 году, когда Нильсен вышла замуж за шведского судостроителя Фредди Виндгорда. [ 18 ] Этот брак был короче и закончился разводом в 1923 году. Нильсен влюбилась в украинского актера Григория Чмару , с которым познакомилась через их общего друга Георга Брандеса . У них завязался длительный гражданский брак , который продлился с 1923 по 1936 год. [ 18 ] Нильсен начала отношения в конце 1960-х годов с датским коллекционером произведений искусства Кристианом Тидом, с которым она познакомилась, когда торговала собственными произведениями искусства. В 1970 году в возрасте 88 лет Нильсен женился на 70-летнем Тиде. Счастье Нильсена и Тиде, поженившихся в преклонном возрасте, отмечалось в мировой прессе. [ 18 ] Нильсен умер в возрасте 90 лет 25 мая 1972 года в больнице Фредериксберга.

Цитаты об Асте Нильсен

[ редактировать ]

«Аста Нильсен» означает способность говорить о пафосе, видеть боль и находить средний путь между бодлеровским цветком зла и больной розой, о которой пел Блейк.

- М. С. Фонсека, Международный словарь фильмов и кинематографистов: актеры и актрисы. [ 19 ]

Есть фильм, в котором Аста Нильсен смотрит в окно и видит, как кто-то приближается. На лице ее появляется смертельный страх, окаменелый ужас. Но постепенно она понимает, что ошибается и что приближающийся мужчина вовсе не означает катастрофы, а является ответом на ее молитвы. Выражение ужаса на ее лице постепенно модулируется по всей гамме чувств от колеблющегося сомнения, тревожной надежды и осторожной радости до ликующего счастья. Мы видим ее лицо крупным планом на протяжении примерно двадцати метров пленки. Мы видим каждый намек на выражение вокруг ее глаз и рта и наблюдаем, как они расслабляются один за другим и медленно меняются. Минуты подряд мы наблюдаем органическое развитие ее чувств, и ничего сверх этого.

- Балаж Бела , Видимый человек, или Культура кино (1924) [ 20 ]

С точки зрения выразительности и универсальности я для нее никто.

—Грета Гарбо [ 21 ]

Наследие

[ редактировать ]
Мемориальная доска Асте Нильсен на Фазаненштрассе, 69, в Шарлоттенбурге.

Бельгиец Поль ван Остайен включил экспрессионистское стихотворение «Аста Нильсен», восхваление чувственности Нильсена, в свой сборник 1921 года «Безетт Стад» («Оккупированный город»). [ 22 ] [ 23 ]

Иоахим Рингельнац , который был частым гостем в доме Нильсенса, написал стихи «Über Asta Nielsen» (Об Асте Нильсен) — для своего сборника 1928 года Reisebriefe einer Artisten («Путешественные письма художника»). [ 24 ] - и «Аста Нильсен посвящает трофей» в 1929 году. [ 25 ]

Фильмография

[ редактировать ]
Год Фильм Роль Примечания
1910 Бездна Магда Ванг
1911 Цыганская кровь Йонна Потерянный фильм
Мотылек Ольга / Мисс Ивонн Потерянный фильм
Черный сон [ да ; они ; фи ; это ru ] Стелла
В важный момент [ де ; это ] Энни
Из «Танцора балета» [ да ; де ; фи ; собака ; нет ] Камилла Флавье
Странная птица [ де ; это ] Мисс Мэй
Предатель Ивонн Фрагменты сохранились
1912 Сила золота [ де ; это ] Кресент Фитцингер Потерянный фильм
Затраченный до смерти [ де ; ] фр Паула Мюллер Потерянный фильм
Бедная Дженни Дженни
Танец смерти Белла Фрагменты сохранились
Генерала Дети Текла Потерянный фильм
Когда маска падает [ ru ] Истинный Фрагменты сохранились
Девушка без отечества [ де ; это ] Зидра Фрагменты сохранились
Молодость и безумие Есть Мюллер Потерянный фильм
1913 комики [ де ; это ] Камма Вот этот Потерянный фильм
Грехи отцов [ де ; это ] Ханна Мейер
Дер Тод в Севилье [ de ] Хуанита Потерянный фильм
Суфражистка [ де ; фр ; это ] Нелли Пэнберн Фрагменты сохранились
S1 (1913) [ де ] Гертруда Гесседорфская
Фильм Примадонна Рут Бретон Фрагменты сохранились
1914 Маленький ангел есть Шнайдер
Ребенок звонит [ ru ] Елена Потерянный фильм
Банда Сапаты
Огонь [ ru ] Ванда Петри Потерянный фильм
1915 Дочь проселочной дороги [ де ] Зирзи Потерянный фильм
Ложная Аста Нильсен Болетт / Аста Нильсен Потерянный фильм
1916 Вечная ночь [ ru ] Марта Потерянный фильм
Свадьба Энгелейна [ de ] есть Шнайдер Потерянный фильм
Передняя лестница и задняя лестница Сабина Шульце
Дора Брандес Дора Брандес
Азбука любви Лис
Золушка Лотте Потерянный фильм
Морская свинка Жест
1917 Белые розы Тильда Вардье
Детдомовский ребенок [ de ] Эстер Потерянный фильм
1918 В водовороте жизни [ де ; это ; нл ] Маргарет
Роза дикой природы Что Потерянный фильм
Эскимосский ребенок Ивигтут
Королева фондовой биржи Хелен Нетцлер
1919 Так заканчивается моя песня Дора
Опьянение Генриетта Фрагменты сохранились
Навстречу Свету Графиня Изабель
Согласно закону Соня Валер
1920 Карусель Елена
Рулевой Холк Изабелла Буфлон Фрагменты сохранились
Курфюрстендамм Лисси / Мари Потерянный фильм
1921 Гамлет: Драма мести Гамлет
Любовница Росвольского Мэри Верхаг
Блуждающие души Настасья Барашкова
1922 Мисс Джули Мисс Джули Потерянный фильм
Бригантенрахе Аника, невеста бандита Потерянный фильм
Ванина Ванина
Наварро Танцор Карменсита Наварро Потерянный фильм
1923 Дух Земли Лулу
Падение Эхо Фальк Фрагменты сохранились
ИНРИ Мария Магдалина Фрагменты сохранились
1924 Дом у моря Тереза
Женщина в огне Жозефина Потерянный фильм
Спортсмены Принцесса Ванда Хоэнек Потерянный фильм
Битва бабочек [ ru ] Рози Хергенхайм Фрагменты сохранились
1925 Хедда Габлер Хедда Габлер Потерянный фильм
Живые Будды Тибетская девушка Фрагменты сохранились
Безрадостная улица Мари Лехнер
1926 Падший Анна Гроссер Потерянный фильм
1927 Порок человечества Тамара
Трагедия улицы Огюст
Взволнованные женщины Кларина Потерянный фильм
Грешники маленького города Сельма Карчов Фрагменты сохранились
Тот опасный век Элси Линдтнер
1932 Невозможная любовь Вера Холгк

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Моррис 1996 .
  2. ^ Мальмкьер 2000 .
  3. ^ ДФИ .
  4. ^ Мальмкьер 2000 , стр. 45.
  5. ^ Перейти обратно: а б Нейендам, 1939 год .
  6. ^ Перейти обратно: а б Йенсен, Джитте (30 июня 2010 г.). Корнелия Х. Батлер (ред.). Современные женщины: Женщины-художницы в Музее современного искусства . Музей современного искусства. стр. 88–91 . ISBN  978-0-87070-771-1 .
  7. ^ Перейти обратно: а б Эльзессер: Вторая жизнь: первые десятилетия немецкого кино; стр. 85
  8. ^ Бок, Ханс-Майкл; Бергфельдер, Тим (2009). Краткая синеграфика: Энциклопедия немецкого кино . Книги Бергана. п. 80. ИСБН  978-1-57181-655-9 . Проверено 11 февраля 2012 г.
  9. ^ Ингрэм, Сьюзен; Сарк, Катрина (2011). Берлинский шик: история берлинской моды . Интеллектуальные книги. п. 119. ИСБН  978-1-84150-369-1 . Проверено 11 февраля 2012 г.
  10. ^ Правер, Зигберт Саломон (2005). Между двумя мирами: еврейское присутствие в немецком и австрийском кино, 1910–1933 гг . Книги Бергана. стр. 2, 3. ISBN  1-84545-074-4 . Проверено 11 февраля 2012 г.
  11. ^ Педересен, Сара. «Кампания за избирательное право женщин Абердина» . suffrageaberdeen.co.uk . авторские права WildFireOne . Проверено 18 марта 2023 г.
  12. ^ Гастингс, Макс (2013). Катастрофа 1914 года: Европа идет на войну (Первое американское издание). Нью-Йорк. ISBN  978-0-307-59705-2 . OCLC   828893101 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  13. ^ Издание Киномузей. Гамлет и фильм Примадонна .
  14. ^ Грамманн, Карола; Шлупманн, Хайде, ред. (2010). Аста Нильсен буд. 2: Мотылек. Аста Нильсен, ее фильмы . Австрия: Киноархив Австрии. ISBN  978-0-8166-4182-6 .
  15. ^ Блом, Иво (2017). «Больше мифов и фактов о Мате Хари в кино» . Проверено 11 мая 2018 г.
  16. ^ Пэрис, Барри (1994). Гарбо . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. ISBN  978-0-8166-4182-6 .
  17. ^ Клемперер 2001 .
  18. ^ Перейти обратно: а б с д Аллен, Джулия К. (25 августа 2013 г.). Иконы датской современности: Георг Брандес и Аста Нильсен . Вашингтонский университет Press. стр. 127–227. ISBN  978-0-295-80436-1 .
  19. ^ Фонсека 1988 , с. 470
  20. ^ Бела Балаж, Видимый человек, или Культура кино (1924)
  21. ^ Хатчинсон, Памела. «Аста Нильсен, звезда немого кино, которая всему научила Гарбо» . Хранитель . Проверено 2 апреля 2024 г.
  22. ^ МакКернан, Люк (14 июля 2014 г.). «Аста Нильсен» . Картина идет . Проверено 7 мая 2018 г.
  23. ^ Вэссенс, Томас (14 марта 2001 г.). А. Принс; Б. Брандт; Т. Стивенс; Т.Ф. Шеннон (ред.). «Подавленный Христос в каждом из нас» Современность, модернизм и метафизические устремления: поэзия Пола ван Остайена . Том. Низкие страны и Новый Свет. Университетское издательство Америки. стр. 187–198. ISBN  978-0-7618-1945-5 . Архивировано из оригинала 12 ноября 2018 года . Проверено 7 мая 2018 г.
  24. ^ Рингельнац, Иоахим (1928). «Об Асте Нильсен» . Путевые письма художника (на немецком языке). Берлин: Эрнст Ровольт Верлаг . Проверено 7 мая 2018 г.
  25. ^ Рингельнац, Иоахим (1929). Полное собрание сочинений в семи томах. Том 1: Стихи . Берлин: Эрнст Ровольт.
  • Моррис, Гэри (апрель 1996 г.). «Аста Нильсен» . Киножурнал «Яркий свет» (16) . Проверено 4 ноября 2011 г.
  • ДФИ. «Аста Нильсен» . Датский институт кино. Архивировано из оригинала 25 января 2009 года . Проверено 10 октября 2008 г.
  • Клемперер, Виктор (2001). «Die Tagebücher 1933–1945». Я буду свидетельствовать 1942–1945: дневник нацистских лет . Современная библиотека. ISBN  978-3-89853-550-2 .
  • Мальмкьер, Пол (2000). Аста: Человек, миф и кинозвезда . П. Хаазе и сыновья. п. 343.
  • Нейендам, Роберт (1939). «Аста Нильсен». Датский биографический лексикон .
  • Фонсека, MS (1988). «Аста Нильсен». В Винсоне, Джеймсе (ред.). Международный словарь фильмов и кинематографистов: актеры и актрисы . Лондон: Папермак.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 985d34a401aac696302ff332e339ab8e__1719269460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/98/8e/985d34a401aac696302ff332e339ab8e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Asta Nielsen - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)