Аста Нильсен
Аста Нильсен | |
---|---|
![]() Тот Нильсен в 1911 году | |
Рожденный | Аста Софи Амалия Нильсен 11 сентября 1881 г. |
Умер | 24 мая 1972 г. Фредериксберг , Дания | ( 90 лет
Место захоронения | Кладбище Вестре , Копенгаген, Дания |
Альма-матер | Королевский датский театр |
Занятие | Актер |
Годы активности | 1902–1936 |
Супруги |
|
Партнер | Gregori Chmara (1923–1936) |
Дети | 1 |
Аста Софи Амалия Нильсен (11 сентября 1881 - 24 мая 1972) была датской актрисой немого кино , одной из самых популярных ведущих женщин 1910-х годов и одной из первых международных кинозвезд. [ 1 ] Семьдесят из 74 фильмов Нильсен были сняты в Германии, где она была известна просто как Die Asta ( «Аста» ).
Известная своими большими темными глазами, лицом, похожим на маску, и мальчишеской фигурой, Нильсен чаще всего изображала волевых страстных женщин, попавших в ловушку трагических обстоятельств. Из-за эротического характера ее выступлений фильмы Нильсен подвергались цензуре в Соединенных Штатах, а ее работы оставались относительно малоизвестными для американской публики. Ей приписывают трансформацию игры в кино из откровенной театральности в более тонкий натуралистический стиль. [ 1 ]
Нильсен основала собственную киностудию в Берлине в 1920-х годах, но вернулась в Данию в 1937 году после подъема нацизма в Германии. В последние годы жизни Нильсен была частным лицом, но стала художником-коллажистом и писателем.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Аста Софи Амалия Нильсен родилась в районе Вестербро в Копенгагене, Дания, в семье Йенса Кристиана Нильсена (1847–1895), часто безработного кузнеца, и Иды Фредерикке Петерсен (1843–1912), прачки. У нее была старшая сестра Йоханна, которая страдала ревматизмом всю жизнь . Семья Нильсен несколько раз переезжала в детстве, пока ее отец искал работу. Они прожили несколько лет в Мальмё , Швеция, где ее отец работал на кукурузной мельнице, а затем на фабрике. После того, как он потерял работу, они вернулись жить в копенгагенский район Норребро. [ 2 ] Отец Нильсен умер, когда ей было четырнадцать лет. В 18 лет Нильсена приняли в актерскую школу Датского королевского театра . Во время своего пребывания там она тесно училась у датского королевского актера Питера Йерндорфа . [ 3 ] В 1901 году 21-летняя Нильсен забеременела и родила дочь Джесту. Нильсен так и не раскрыла личность отца, а предпочла воспитывать ребенка одна с помощью матери и старшей сестры. [ 4 ] Джеста покончил жизнь самоубийством в 1964 году.
Нильсен окончила Театральную школу в 1902 году. Следующие три года она работала в Театре Дагмар, затем с 1905 по 1907 год гастролировала по Норвегии и Швеции с Де Отте и труппами Питера Фьельструпа. Вернувшись в Данию, она работала в Театре Дет Ню с 1907 по 1910 год. Хотя она стабильно работала театральной актрисой, ее выступления оставались ничем не примечательными. [ 5 ] Датский историк Роберт Нейендам писал, что уникальная физическая привлекательность Нильсен, имевшая большое значение на экране, была ограничена на сцене ее глубоким и неровным голосом. [ 5 ]
Кинокарьера
[ редактировать ]
Нильсен начала свою карьеру в кино в 1909 году, снявшись в трагедии режиссера Урбана Гада 1910 года «Афгрунден» («Бездна»). Минималистический стиль игры Нильсен проявился в ее успешном изображении наивной молодой женщины, втянутой в трагическую жизнь. Ее явная сексуальность в сцене «танца гаучо» в фильме установила эротическое качество, благодаря которому Нильсен стал известен. Благодаря успеху фильма Нильсен продолжал сниматься в кино, а не на сцене. Нильсен и Гад поженились, затем вместе сняли еще четыре фильма. Взрыв популярности Нильсен побудил Гада и Нильсен переехать из Дании в Германию, где ей предоставили собственную киностудию и возможность получения большей прибыли. [ 6 ]
В Германии Нильсен заключил контракт с немецким продюсером Полом Дэвидсоном , который вместе с Нильсеном и Гадом основал компанию Internationale Film-Vertriebs-Gesellschaft. [ 7 ] Компания владела европейскими правами на все фильмы Нильсена, и Нильсен стал «блестящей международной кинозвездой», известной просто как Die Asta («Аста»), с годовым гонораром в 85 000 марок только в 1914 году. [ 8 ] [ 9 ]
Дэвидсон назвал Нильсена решающим фактором в его переходе к кинопроизводству:
Я не думал о кинопроизводстве. Но потом я увидел первый фильм Асты Нильсен. Я понял, что эпоха короткометражных фильмов прошла. И, прежде всего, я понял, что эта женщина была первой художницей в кино. Я сразу почувствовал, что Аста Нильсен может добиться глобального успеха. Именно международные продажи фильмов обеспечили Union восемь фильмов Нильсена в год. Я построил для нее студию в Темпельхофе и собрал вокруг нее большой производственный персонал. Эта женщина сможет это вынести... Пусть фильмы стоят столько, сколько они стоят. Я использовал все доступные средства – и изобрел много новых – чтобы представить миру фильмы Асты Нильсен. [ 7 ] [ 10 ]
Нильсен заключил контракт на 80 000 долларов в год, что на тот момент было самой высокой зарплатой для кинозвезды. Нильсена называют первой международной кинозвездой, соперником которой стал лишь французский комик Макс Линдер , также известный к тому времени во всей Европе и в Америке. По результатам опроса популярности в России 1911 года Нильсен была признана лучшей кинозвездой мира, уступив Линдер и опередив своего датского соотечественника Вальдемара Псиландера . ее фильма « Воинствующая суфражистка Показ » был сорван 4 февраля 1914 года в кинотеатре «Королева» в Абердине , Шотландия, из-за местных суфражисток, возражавших против изображения насильственного кормления . [ 11 ] Однако она оставалась популярной с обеих сторон во время Первой мировой войны , и в 1915 году (до вступления в нее Соединенных Штатов) она посетила Нью-Йорк, чтобы изучить американские методы киносъемки. толпа на Унтер-ден-Линден приняла ее за русскую. Однако она покинула Германию после того, как в начале войны [ 12 ]
В 1921 году Нильсен через свою собственную кинопрокатную компанию Asta Films снялась в фильме «Свенд Гаде» , а Хайнц Шалль поставил «Гамлета» . Фильм представлял собой радикальную интерпретацию пьесы Уильяма Шекспира , в которой Нильсен сыграла роль Гамлета в образе женщины, маскирующейся под мужчину. [ 13 ]
Несколько источников, включая IMDb, утверждают, что Нильсен сыграла Мату Хари в фильме начала 1920-х годов под разными названиями « Мата Хари , Шпион ». Однако научные работы, такие как авторитетная фильмография, опубликованная Filmarchiv Austria в 2010 г. [ 14 ] не упоминайте такой фильм. Киновед Иво Блом пришел к выводу, что идея Нильсен сыграть Мату Хари в фильме возникла из-за путаницы с ее ныне утраченным фильмом « Die Tänzerin Navarro» (1922), сюжет которого похож на историю жизни Маты Хари. [ 15 ]
В 1925 году она снялась в немецком фильме Die freudlose Gasse ( «Безрадостная улица» или «Улица печали ») режиссера Г. В. Пабста в главной роли с Гретой Гарбо , за несколько месяцев до того, как Гарбо уехала в Голливуд и MGM. [ 16 ]
Она работала в немецких фильмах до появления звукового кино. Нильсен сняла только один художественный фильм со звуком, Unmögliche Liebe ( «Терновый венец ») в 1932 году. Однако новые технические достижения в кино не соответствовали стилю Нильсен, а ее зрелость не могла конкурировать с молодыми американскими изобретателями, поэтому она ушла из киноиндустрии. экран. После этого Нильсен выступал только на сцене. предложил ей собственную студию После подъема нацизма министр пропаганды Йозеф Геббельс . Позже Нильсен описала, как ее пригласили на чай с Адольфом Гитлером , который пытался убедить ее вернуться в кино и объяснил политическую силу ее присутствия на экране. [ 6 ] Понимая последствия, Нильсен отказалась и покинула Германию в 1936 году. Она вернулась домой в Данию, где написала статьи об искусстве и политике, а также двухтомную автобиографию.

Ее считают великой киноактрисой благодаря ее природному исполнительскому стилю, способности адаптироваться к требованиям киноиндустрии и избегать театральной драматизации. Она также умела изображать женщин из разных социальных слоев и разной психологии.
Помощь евреям во время Второй мировой войны
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны она давала деньги Аллану О. Хагедорфу, молодому датчанину, живущему в Германии, для помощи евреям. Используя деньги, предоставленные Нильсеном, Хагедорф отправил в Терезиенштадтское гетто столько продуктовых посылок , что его предупредило гестапо . Среди прочих, Виктору Клемпереру , ведущему дневник и филологу. Хагедорф предложил деньги [ 17 ]
Отношения и смерть
[ редактировать ]У Нильсена было четыре длительных отношений, и он дважды был в разводе. В 1912 году она вышла замуж за датского кинорежиссера Урбана Гада после их совместного переезда в Германию в 1911 году, чтобы построить собственную киностудию. [ 18 ] Они развелись в 1919 году, когда Нильсен вышла замуж за шведского судостроителя Фредди Виндгорда. [ 18 ] Этот брак был короче и закончился разводом в 1923 году. Нильсен влюбилась в украинского актера Григория Чмару , с которым познакомилась через их общего друга Георга Брандеса . У них завязался длительный гражданский брак , который продлился с 1923 по 1936 год. [ 18 ] Нильсен начала отношения в конце 1960-х годов с датским коллекционером произведений искусства Кристианом Тидом, с которым она познакомилась, когда торговала собственными произведениями искусства. В 1970 году в возрасте 88 лет Нильсен женился на 70-летнем Тиде. Счастье Нильсена и Тиде, поженившихся в преклонном возрасте, отмечалось в мировой прессе. [ 18 ] Нильсен умер в возрасте 90 лет 25 мая 1972 года в больнице Фредериксберга.
Цитаты об Асте Нильсен
[ редактировать ]«Аста Нильсен» означает способность говорить о пафосе, видеть боль и находить средний путь между бодлеровским цветком зла и больной розой, о которой пел Блейк.
- М. С. Фонсека, Международный словарь фильмов и кинематографистов: актеры и актрисы. [ 19 ]
Есть фильм, в котором Аста Нильсен смотрит в окно и видит, как кто-то приближается. На лице ее появляется смертельный страх, окаменелый ужас. Но постепенно она понимает, что ошибается и что приближающийся мужчина вовсе не означает катастрофы, а является ответом на ее молитвы. Выражение ужаса на ее лице постепенно модулируется по всей гамме чувств от колеблющегося сомнения, тревожной надежды и осторожной радости до ликующего счастья. Мы видим ее лицо крупным планом на протяжении примерно двадцати метров пленки. Мы видим каждый намек на выражение вокруг ее глаз и рта и наблюдаем, как они расслабляются один за другим и медленно меняются. Минуты подряд мы наблюдаем органическое развитие ее чувств, и ничего сверх этого.
- Балаж Бела , Видимый человек, или Культура кино (1924) [ 20 ]
С точки зрения выразительности и универсальности я для нее никто.
Наследие
[ редактировать ]Бельгиец Поль ван Остайен включил экспрессионистское стихотворение «Аста Нильсен», восхваление чувственности Нильсена, в свой сборник 1921 года «Безетт Стад» («Оккупированный город»). [ 22 ] [ 23 ]
Иоахим Рингельнац , который был частым гостем в доме Нильсенса, написал стихи «Über Asta Nielsen» (Об Асте Нильсен) — для своего сборника 1928 года Reisebriefe einer Artisten («Путешественные письма художника»). [ 24 ] - и «Аста Нильсен посвящает трофей» в 1929 году. [ 25 ]
Фильмография
[ редактировать ]Год | Фильм | Роль | Примечания |
---|---|---|---|
1910 | Бездна | Магда Ванг | |
1911 | Цыганская кровь | Йонна | Потерянный фильм |
Мотылек | Ольга / Мисс Ивонн | Потерянный фильм | |
Черный сон | Стелла | ||
В важный момент | Энни | ||
Из «Танцора балета» | Камилла Флавье | ||
Странная птица | Мисс Мэй | ||
Предатель | Ивонн | Фрагменты сохранились | |
1912 | Сила золота | Кресент Фитцингер | Потерянный фильм |
Затраченный до смерти | Паула Мюллер | Потерянный фильм | |
Бедная Дженни | Дженни | ||
Танец смерти | Белла | Фрагменты сохранились | |
Генерала | Текла | Потерянный фильм | |
Когда маска падает | Истинный | Фрагменты сохранились | |
Девушка без отечества | Зидра | Фрагменты сохранились | |
Молодость и безумие | Есть Мюллер | Потерянный фильм | |
1913 | комики | Камма Вот этот | Потерянный фильм |
Грехи отцов | Ханна Мейер | ||
Дер Тод в Севилье | Хуанита | Потерянный фильм | |
Суфражистка | Нелли Пэнберн | Фрагменты сохранились | |
S1 (1913) | Гертруда Гесседорфская | ||
Фильм Примадонна | Рут Бретон | Фрагменты сохранились | |
1914 | Маленький ангел | есть Шнайдер | |
Ребенок звонит | Елена | Потерянный фильм | |
Банда Сапаты | |||
Огонь | Ванда Петри | Потерянный фильм | |
1915 | Дочь проселочной дороги | Зирзи | Потерянный фильм |
Ложная Аста Нильсен | Болетт / Аста Нильсен | Потерянный фильм | |
1916 | Вечная ночь | Марта | Потерянный фильм |
Свадьба Энгелейна | есть Шнайдер | Потерянный фильм | |
Передняя лестница и задняя лестница | Сабина Шульце | ||
Дора Брандес | Дора Брандес | ||
Азбука любви | Лис | ||
Золушка | Лотте | Потерянный фильм | |
Морская свинка | Жест | ||
1917 | Белые розы | Тильда Вардье | |
Детдомовский ребенок | Эстер | Потерянный фильм | |
1918 | В водовороте жизни | Маргарет | |
Роза дикой природы | Что | Потерянный фильм | |
Эскимосский ребенок | Ивигтут | ||
Королева фондовой биржи | Хелен Нетцлер | ||
1919 | Так заканчивается моя песня | Дора | |
Опьянение | Генриетта | Фрагменты сохранились | |
Навстречу Свету | Графиня Изабель | ||
Согласно закону | Соня Валер | ||
1920 | Карусель | Елена | |
Рулевой Холк | Изабелла Буфлон | Фрагменты сохранились | |
Курфюрстендамм | Лисси / Мари | Потерянный фильм | |
1921 | Гамлет: Драма мести | Гамлет | |
Любовница Росвольского | Мэри Верхаг | ||
Блуждающие души | Настасья Барашкова | ||
1922 | Мисс Джули | Мисс Джули | Потерянный фильм |
Бригантенрахе | Аника, невеста бандита | Потерянный фильм | |
Ванина | Ванина | ||
Наварро Танцор | Карменсита Наварро | Потерянный фильм | |
1923 | Дух Земли | Лулу | |
Падение | Эхо Фальк | Фрагменты сохранились | |
ИНРИ | Мария Магдалина | Фрагменты сохранились | |
1924 | Дом у моря | Тереза | |
Женщина в огне | Жозефина | Потерянный фильм | |
Спортсмены | Принцесса Ванда Хоэнек | Потерянный фильм | |
Битва бабочек | Рози Хергенхайм | Фрагменты сохранились | |
1925 | Хедда Габлер | Хедда Габлер | Потерянный фильм |
Живые Будды | Тибетская девушка | Фрагменты сохранились | |
Безрадостная улица | Мари Лехнер | ||
1926 | Падший | Анна Гроссер | Потерянный фильм |
1927 | Порок человечества | Тамара | |
Трагедия улицы | Огюст | ||
Взволнованные женщины | Кларина | Потерянный фильм | |
Грешники маленького города | Сельма Карчов | Фрагменты сохранились | |
Тот опасный век | Элси Линдтнер | ||
1932 | Невозможная любовь | Вера Холгк |
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Моррис 1996 .
- ^ Мальмкьер 2000 .
- ^ ДФИ .
- ^ Мальмкьер 2000 , стр. 45.
- ^ Перейти обратно: а б Нейендам, 1939 год .
- ^ Перейти обратно: а б Йенсен, Джитте (30 июня 2010 г.). Корнелия Х. Батлер (ред.). Современные женщины: Женщины-художницы в Музее современного искусства . Музей современного искусства. стр. 88–91 . ISBN 978-0-87070-771-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Эльзессер: Вторая жизнь: первые десятилетия немецкого кино; стр. 85
- ^ Бок, Ханс-Майкл; Бергфельдер, Тим (2009). Краткая синеграфика: Энциклопедия немецкого кино . Книги Бергана. п. 80. ИСБН 978-1-57181-655-9 . Проверено 11 февраля 2012 г.
- ^ Ингрэм, Сьюзен; Сарк, Катрина (2011). Берлинский шик: история берлинской моды . Интеллектуальные книги. п. 119. ИСБН 978-1-84150-369-1 . Проверено 11 февраля 2012 г.
- ^ Правер, Зигберт Саломон (2005). Между двумя мирами: еврейское присутствие в немецком и австрийском кино, 1910–1933 гг . Книги Бергана. стр. 2, 3. ISBN 1-84545-074-4 . Проверено 11 февраля 2012 г.
- ^ Педересен, Сара. «Кампания за избирательное право женщин Абердина» . suffrageaberdeen.co.uk . авторские права WildFireOne . Проверено 18 марта 2023 г.
- ^ Гастингс, Макс (2013). Катастрофа 1914 года: Европа идет на войну (Первое американское издание). Нью-Йорк. ISBN 978-0-307-59705-2 . OCLC 828893101 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Издание Киномузей. Гамлет и фильм Примадонна .
- ^ Грамманн, Карола; Шлупманн, Хайде, ред. (2010). Аста Нильсен буд. 2: Мотылек. Аста Нильсен, ее фильмы . Австрия: Киноархив Австрии. ISBN 978-0-8166-4182-6 .
- ^ Блом, Иво (2017). «Больше мифов и фактов о Мате Хари в кино» . Проверено 11 мая 2018 г.
- ^ Пэрис, Барри (1994). Гарбо . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. ISBN 978-0-8166-4182-6 .
- ^ Клемперер 2001 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Аллен, Джулия К. (25 августа 2013 г.). Иконы датской современности: Георг Брандес и Аста Нильсен . Вашингтонский университет Press. стр. 127–227. ISBN 978-0-295-80436-1 .
- ^ Фонсека 1988 , с. 470
- ^ Бела Балаж, Видимый человек, или Культура кино (1924)
- ^ Хатчинсон, Памела. «Аста Нильсен, звезда немого кино, которая всему научила Гарбо» . Хранитель . Проверено 2 апреля 2024 г.
- ^ МакКернан, Люк (14 июля 2014 г.). «Аста Нильсен» . Картина идет . Проверено 7 мая 2018 г.
- ^ Вэссенс, Томас (14 марта 2001 г.). А. Принс; Б. Брандт; Т. Стивенс; Т.Ф. Шеннон (ред.). «Подавленный Христос в каждом из нас» Современность, модернизм и метафизические устремления: поэзия Пола ван Остайена . Том. Низкие страны и Новый Свет. Университетское издательство Америки. стр. 187–198. ISBN 978-0-7618-1945-5 . Архивировано из оригинала 12 ноября 2018 года . Проверено 7 мая 2018 г.
- ^ Рингельнац, Иоахим (1928). «Об Асте Нильсен» . Путевые письма художника (на немецком языке). Берлин: Эрнст Ровольт Верлаг . Проверено 7 мая 2018 г.
- ^ Рингельнац, Иоахим (1929). Полное собрание сочинений в семи томах. Том 1: Стихи . Берлин: Эрнст Ровольт.
Ссылки
[ редактировать ]- Моррис, Гэри (апрель 1996 г.). «Аста Нильсен» . Киножурнал «Яркий свет» (16) . Проверено 4 ноября 2011 г.
- ДФИ. «Аста Нильсен» . Датский институт кино. Архивировано из оригинала 25 января 2009 года . Проверено 10 октября 2008 г.
- Клемперер, Виктор (2001). «Die Tagebücher 1933–1945». Я буду свидетельствовать 1942–1945: дневник нацистских лет . Современная библиотека. ISBN 978-3-89853-550-2 .
- Мальмкьер, Пол (2000). Аста: Человек, миф и кинозвезда . П. Хаазе и сыновья. п. 343.
- Нейендам, Роберт (1939). «Аста Нильсен». Датский биографический лексикон .
- Фонсека, MS (1988). «Аста Нильсен». В Винсоне, Джеймсе (ред.). Международный словарь фильмов и кинематографистов: актеры и актрисы . Лондон: Папермак.