Nastasya Filippovna
Настасья Филипповна Барашкова ( дореформенный и пореформенный русский язык: Настасья Филрипповна Бараскова , латинизированная : Настасья Филипповна Барашкова ) — главная героиня романа Федора Достоевского 1869 года «Идиот» .
Несмотря на аристократическое происхождение, красивую и умную, Настасья Филипповна рассматривается обществом как «падшая» женщина из-за того, что она четыре года пробыла наложницей аристократа Тоцкого, в положение, в которое она была вынуждена в шестнадцатилетнем возрасте. Большая часть драматизма характера Настасьи Филипповны проистекает из противоречия между ее существенной невинностью, которую ясно признает центральный персонаж романа князь Мышкин , и отношением общества, предполагающим непоправимое моральное разложение, взглядом, который она сама внутренне приняла. [1]
Значение персонажа в романе
[ редактировать ]Настасья Филипповна занимает жизненно важное место в двух пересекающихся драмах романа, обе из которых можно охарактеризовать как любовные треугольники. В первом задействованы персонажи князя Мышкина, Настасьи Филипповны и Парфена Рогожина, а во втором — Мышкин, Настасья Филипповна и Аглая Епанчина.
Nastasya Filippovna, Myshkin and Rogozhin
[ редактировать ]В первом треугольнике два главных героя-мужчины представляют собой обращение к тому или иному из противоречивых голосов внутреннего диалога души Настасьи Филипповны. [2] По словам Михаила Бахтина , «голос Настасьи Филипповны разделяется на голос, объявляющий ее виновной «падшей женщиной», и голос, оправдывающий и принимающий ее». [3] Мышкин, сам чистосердечный человек, представляет для нее этот второй голос и безоговорочно утверждает ее невиновность даже тогда, когда она полностью погружена в свою разрушительную роль развращенной и осужденной женщины. Сама она признает в Мышкине возможную реализацию своей невиновности, но, убежденная также в своей собственной испорченности, она в равной степени движима саморазрушительными и мстительными побуждениями и отказывается играть роль развратителя детей, подобного Тоцкому. [4] [5] Таким образом, она решает отдать себя Рогожину, для которого она может целиком стать «падшей» женщиной. Это происходит не потому, что сам Рогожин каким-либо образом морально осуждает ее, а потому, что его безумная и неистовая одержимость ею перекликается с ее саморазрушительным побуждением или голосом, идентифицирующим ее как виновную. [6]
Все самое существенное этой драмы установлено в первой части романа, особенно в двух решающих сценах. Первый — на квартире Иволгиных, где Настасья Филипповна гостит в доме своего потенциального жениха Гани. Здесь она впервые знакомится с Мышкиным, снимающим комнату у Иволгиных. Тоцкий предложил крупную сумму денег за брак по расчету, но Настасья Филипповна не доверяет мотивам Гани и знает, что его семья ее не одобряет. Она намеренно увеличивает напряжение в комнате, издеваясь над ними и ведя себя оскорбительно, а когда внезапно приезжает Рогожин со свитой пьяных проходимцев, смеясь поощряет его пьяные попытки выкупить ее у Гани. Когда сцена достигает кульминации, когда Ганя собирается ударить собственную сестру за то, что она плюнула ему в лицо, Мышкин разрядит ситуацию, перенаправив насилие Гани на себя. В ошеломленном после этого Настасья Филипповна сохраняет, несколько менее уверенно, свой саркастический тон, а Мышкин с чувством упрекает ее: "Как тебе не стыдно? Неужели ты не та, кем притворяешься теперь? Это невозможно!" (стр. 108). Это вызывает перемену, и, уходя, Настасья Филипповна целует руку матери Гани и шепчет ей, что Мышкин прав. Рогожин не замечает этого жеста и уходит со свитой собирать предложенные им 100 000 рублей. [7]
Вторая сцена происходит позже тем же вечером, на вечере по случаю дня рождения Настасьи Филипповны. В присутствии всех заинтересованных лиц и ряда других гостей (в том числе и незваного Мышкина) она должна объявить свое решение о предполагаемом браке. В течение вечера проводится игра, в которой каждый человек должен рассказать историю о худшем поступке, который он когда-либо совершал. Тоцкий рассказывает безобидный анекдот из далекого прошлого, и Настасья Филипповна злится. Она обращается к князю и спрашивает, выйти ли ей замуж за Ганю. Мышкин советует ей этого не делать, и она тут же объявляет, что следует этому совету. В этот момент приезжает Рогожин и его свита со 100 000 руб. Настасья Филипповна готовится уехать с ними, но Мышкин советует и ей не идти с Рогожиным, и предлагает сам жениться на ней. Он говорит нежно и искренне, уверяя ее, что она чиста и не виновата и что он будет любить и уважать ее всю жизнь. Она временно ошеломлена, когда понимает, что Мышкин является воплощением ее невиновности, о которой она давно мечтала, но быстро снова впадает в свою деструктивную личность. Она говорит Мышкину, что не будет такой, как Тоцкий и продажные дети, и, бросив в огонь 100 000 рублей, чтобы Ганя мог их вернуть, если он захочет, уходит с Рогожиным. [8]
На протяжении всего романа Настасья Филипповна разрывается между этими двумя взаимосвязанными, но непримиримыми влечениями, в результате чего подвергаются пыткам все трое участников треугольника. Мышкина мучает ясность понимания ее страданий. Рогожина мучает ее жестокость к нему и презрение к его любви, ревность к Мышкину. Настасью Филипповну мучает неспособность принять ни свою невиновность, ни свою вину, и в то же время горячо верить в то и другое, и она бежит от одного к другому, от Рогожина к Мышкину и от Мышкина обратно к Рогожину, медленно сводя с ума. невозможностью разрешения. По словам Йозефа Франка : «Столкнувшись с непреодолимым противоречием внутренней чистоты и своего внешнего позора, Настасья Филипповна как персонаж непоправимо обречена, и она будет действовать, чтобы свергнуть «своего спасителя», Принца, в своем собственном трагическом конце». [9]
Nastasya Filippovna, Myshkin and Aglaya
[ редактировать ]В начале второй части романа мы узнаем, что отношения между Настасьей Филипповной и Рогожиным разорвались и что Рогожин думает, что это произошло потому, что Настасья Филипповна действительно влюблена в князя. Хотя Рогожин продолжает мучительное преследование Настасьи Филипповны и поддерживает двойственную дружбу с Мышкиным, он показывает себя способным на насилие над ними обоими. После этого первый треугольник несколько отходит на второй план, хотя и остается зловещим присутствием в сознании всех персонажей.
Во 2-й и 3-й частях основной сюжетный фокус смещается на второй треугольник, в котором Настасья Филипповна играет второстепенную, но существенную роль в ходе отношений Князя и Аглаи Епанчиной. Аглая восхищается попытками князя «спасти» «падшую женщину», неверно истолковывая это как героический и рыцарский поступок вроде поступка средневекового рыцаря, «серьезного и не комического» Дон Кихота или Бедного рыцаря в пушкинском произведении. стихотворение, совершающее подвиги в крестовых походах во имя своего христианского идеала. [10] [11] Идеализируя Мышкина, она не видит глубины и искренности его сострадательного отклика на страдания Настасьи Филипповны. Настасья Филипповна, неспособная принять любовь Мышкина или принять себя чистой, в свою очередь идеализирует Аглаю как проявление истинной чистоты и отчаянно пытается сблизить ее и Мышкина. Она пытается, и в значительной степени успешно, публично опозорить очевидного поклонника Аглаи - друга Епанчиных Евгения Павловича, и пишет Аглае длинные письма, рассказывая ей, что она влюблена в нее, и умоляет ее выйти замуж за Мышкина. Аглая интерпретирует это как указание на то, что Настасья Филипповна сама влюблена в Мышкина и пытается удержать его, играя роль трагической жертвы. По мере того как между Аглаей и Мышкиным начинают развиваться любовные отношения, Аглая, потрясенная письмами и под влиянием злонамеренных сплетен, начинает видеть в Настасье Филипповне свою соперницу и в конце концов заставляет князя сделать выбор между ними.
Только в четвертой части три персонажа впервые появляются вместе в расширенной сцене. Через Рогожина и других посредников Аглая устроила встречу с Настасьей Филипповной. Она приводит на встречу Князя, присутствует и Рогожин. Настасья Филипповна не знает, чего ожидать, но быстро становится очевидным, что цель Аглаи — наказать и оскорбить ее. Настасья Филипповна потрясена, так как ее вера в чистоту и превосходство Аглаи была искренней. Мышкин знает об этом и пытается отговорить Аглаю, чем провоцирует ее на еще больший гнев. По мере того как Аглая становится все более несдержанной и мстительной, Настасья Филипповна начинает отвечать тем же. Она приказывает Рогожину уйти и требует, чтобы князь остался с ней. Охваченный уже не в первый раз болью и отчаянием на лице Настасьи Филипповны, Мышкин обращается к Аглае и упрекает ее в нападении. Обезумевшая и теперь полная ненависти к нему, Аглая убегает. Мышкин пытается пойти за ней, но его останавливает Настасья Филипповна. [12]
После этого отношения Мышкина и Аглаи фактически заканчиваются, а в заключительных главах книги фокус повествования возвращается к первому треугольнику. Настасья Филипповна и Мышкин по ее настоянию обручаются, но в день свадьбы она снова сбегает к Рогожину. Поступая таким образом, она раз и навсегда отказывается от всякой надежды наконец принять себя и фактически подписывает себе смертный приговор. [13] По словам Бахтина, для Настасьи Филипповны «Рогожин означает нож, и она это знает». [14]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фрэнк, Джозеф (2010). Достоевский: писатель своего времени . Издательство Принстонского университета. п. 581 . ISBN 978-0-691-12819-1 .
- ^ Бахтин, Михаил (1984). Проблемы поэтики Достоевского . Университет Миннесоты Пресс. п. 257 . ISBN 978-0-8166-1228-4 .
- ^ Бахтин (1984). стр. 257
- ^ Достоевский, Федор. Идиот . Классика Вордсворта. стр. 152–7.
- ^ Бахтин (1984). стр. 257
- ^ Бахтин (1984). стр. 258
- ^ Достоевский. Идиот . Часть 1, главы IX–X.
- ^ Достоевский. Идиот . Часть 1, главы XIII–XVI
- ^ Фрэнк (2010). стр. 581
- ^ Фрэнк (2010). стр 585
- ^ Достоевский. Идиот . Переводчик: Констанс Гарнетт. стр 231-5
- ^ Достоевский. Идиот . Часть 4, глава VIII
- ^ Фрэнк (2010). стр. 588
- ^ Бахтин (1984). стр. 258