Jump to content

Nastasya Filippovna

Настасья Филипповна Барашкова ( дореформенный и пореформенный русский язык: Настасья Филрипповна Бараскова , латинизированная : Настасья Филипповна Барашкова ) — главная героиня романа Федора Достоевского 1869 года «Идиот» .

Несмотря на аристократическое происхождение, красивую и умную, Настасья Филипповна рассматривается обществом как «падшая» женщина из-за того, что она четыре года пробыла наложницей аристократа Тоцкого, в положение, в которое она была вынуждена в шестнадцатилетнем возрасте. Большая часть драматизма характера Настасьи Филипповны проистекает из противоречия между ее существенной невинностью, которую ясно признает центральный персонаж романа князь Мышкин , и отношением общества, предполагающим непоправимое моральное разложение, взглядом, который она сама внутренне приняла. [1]

Значение персонажа в романе

[ редактировать ]

Настасья Филипповна занимает жизненно важное место в двух пересекающихся драмах романа, обе из которых можно охарактеризовать как любовные треугольники. В первом задействованы персонажи князя Мышкина, Настасьи Филипповны и Парфена Рогожина, а во втором — Мышкин, Настасья Филипповна и Аглая Епанчина.

Nastasya Filippovna, Myshkin and Rogozhin

[ редактировать ]

В первом треугольнике два главных героя-мужчины представляют собой обращение к тому или иному из противоречивых голосов внутреннего диалога души Настасьи Филипповны. [2] По словам Михаила Бахтина , «голос Настасьи Филипповны разделяется на голос, объявляющий ее виновной «падшей женщиной», и голос, оправдывающий и принимающий ее». [3] Мышкин, сам чистосердечный человек, представляет для нее этот второй голос и безоговорочно утверждает ее невиновность даже тогда, когда она полностью погружена в свою разрушительную роль развращенной и осужденной женщины. Сама она признает в Мышкине возможную реализацию своей невиновности, но, убежденная также в своей собственной испорченности, она в равной степени движима саморазрушительными и мстительными побуждениями и отказывается играть роль развратителя детей, подобного Тоцкому. [4] [5] Таким образом, она решает отдать себя Рогожину, для которого она может целиком стать «падшей» женщиной. Это происходит не потому, что сам Рогожин каким-либо образом морально осуждает ее, а потому, что его безумная и неистовая одержимость ею перекликается с ее саморазрушительным побуждением или голосом, идентифицирующим ее как виновную. [6]

Все самое существенное этой драмы установлено в первой части романа, особенно в двух решающих сценах. Первый — на квартире Иволгиных, где Настасья Филипповна гостит в доме своего потенциального жениха Гани. Здесь она впервые знакомится с Мышкиным, снимающим комнату у Иволгиных. Тоцкий предложил крупную сумму денег за брак по расчету, но Настасья Филипповна не доверяет мотивам Гани и знает, что его семья ее не одобряет. Она намеренно увеличивает напряжение в комнате, издеваясь над ними и ведя себя оскорбительно, а когда внезапно приезжает Рогожин со свитой пьяных проходимцев, смеясь поощряет его пьяные попытки выкупить ее у Гани. Когда сцена достигает кульминации, когда Ганя собирается ударить собственную сестру за то, что она плюнула ему в лицо, Мышкин разрядит ситуацию, перенаправив насилие Гани на себя. В ошеломленном после этого Настасья Филипповна сохраняет, несколько менее уверенно, свой саркастический тон, а Мышкин с чувством упрекает ее: "Как тебе не стыдно? Неужели ты не та, кем притворяешься теперь? Это невозможно!" (стр. 108). Это вызывает перемену, и, уходя, Настасья Филипповна целует руку матери Гани и шепчет ей, что Мышкин прав. Рогожин не замечает этого жеста и уходит со свитой собирать предложенные им 100 000 рублей. [7]

Вторая сцена происходит позже тем же вечером, на вечере по случаю дня рождения Настасьи Филипповны. В присутствии всех заинтересованных лиц и ряда других гостей (в том числе и незваного Мышкина) она должна объявить свое решение о предполагаемом браке. В течение вечера проводится игра, в которой каждый человек должен рассказать историю о худшем поступке, который он когда-либо совершал. Тоцкий рассказывает безобидный анекдот из далекого прошлого, и Настасья Филипповна злится. Она обращается к князю и спрашивает, выйти ли ей замуж за Ганю. Мышкин советует ей этого не делать, и она тут же объявляет, что следует этому совету. В этот момент приезжает Рогожин и его свита со 100 000 руб. Настасья Филипповна готовится уехать с ними, но Мышкин советует и ей не идти с Рогожиным, и предлагает сам жениться на ней. Он говорит нежно и искренне, уверяя ее, что она чиста и не виновата и что он будет любить и уважать ее всю жизнь. Она временно ошеломлена, когда понимает, что Мышкин является воплощением ее невиновности, о которой она давно мечтала, но быстро снова впадает в свою деструктивную личность. Она говорит Мышкину, что не будет такой, как Тоцкий и продажные дети, и, бросив в огонь 100 000 рублей, чтобы Ганя мог их вернуть, если он захочет, уходит с Рогожиным. [8]

На протяжении всего романа Настасья Филипповна разрывается между этими двумя взаимосвязанными, но непримиримыми влечениями, в результате чего подвергаются пыткам все трое участников треугольника. Мышкина мучает ясность понимания ее страданий. Рогожина мучает ее жестокость к нему и презрение к его любви, ревность к Мышкину. Настасью Филипповну мучает неспособность принять ни свою невиновность, ни свою вину, и в то же время горячо верить в то и другое, и она бежит от одного к другому, от Рогожина к Мышкину и от Мышкина обратно к Рогожину, медленно сводя с ума. невозможностью разрешения. По словам Йозефа Франка : «Столкнувшись с непреодолимым противоречием внутренней чистоты и своего внешнего позора, Настасья Филипповна как персонаж непоправимо обречена, и она будет действовать, чтобы свергнуть «своего спасителя», Принца, в своем собственном трагическом конце». [9]

Nastasya Filippovna, Myshkin and Aglaya

[ редактировать ]

В начале второй части романа мы узнаем, что отношения между Настасьей Филипповной и Рогожиным разорвались и что Рогожин думает, что это произошло потому, что Настасья Филипповна действительно влюблена в князя. Хотя Рогожин продолжает мучительное преследование Настасьи Филипповны и поддерживает двойственную дружбу с Мышкиным, он показывает себя способным на насилие над ними обоими. После этого первый треугольник несколько отходит на второй план, хотя и остается зловещим присутствием в сознании всех персонажей.

Во 2-й и 3-й частях основной сюжетный фокус смещается на второй треугольник, в котором Настасья Филипповна играет второстепенную, но существенную роль в ходе отношений Князя и Аглаи Епанчиной. Аглая восхищается попытками князя «спасти» «падшую женщину», неверно истолковывая это как героический и рыцарский поступок вроде поступка средневекового рыцаря, «серьезного и не комического» Дон Кихота или Бедного рыцаря в пушкинском произведении. стихотворение, совершающее подвиги в крестовых походах во имя своего христианского идеала. [10] [11] Идеализируя Мышкина, она не видит глубины и искренности его сострадательного отклика на страдания Настасьи Филипповны. Настасья Филипповна, неспособная принять любовь Мышкина или принять себя чистой, в свою очередь идеализирует Аглаю как проявление истинной чистоты и отчаянно пытается сблизить ее и Мышкина. Она пытается, и в значительной степени успешно, публично опозорить очевидного поклонника Аглаи - друга Епанчиных Евгения Павловича, и пишет Аглае длинные письма, рассказывая ей, что она влюблена в нее, и умоляет ее выйти замуж за Мышкина. Аглая интерпретирует это как указание на то, что Настасья Филипповна сама влюблена в Мышкина и пытается удержать его, играя роль трагической жертвы. По мере того как между Аглаей и Мышкиным начинают развиваться любовные отношения, Аглая, потрясенная письмами и под влиянием злонамеренных сплетен, начинает видеть в Настасье Филипповне свою соперницу и в конце концов заставляет князя сделать выбор между ними.

Только в четвертой части три персонажа впервые появляются вместе в расширенной сцене. Через Рогожина и других посредников Аглая устроила встречу с Настасьей Филипповной. Она приводит на встречу Князя, присутствует и Рогожин. Настасья Филипповна не знает, чего ожидать, но быстро становится очевидным, что цель Аглаи — наказать и оскорбить ее. Настасья Филипповна потрясена, так как ее вера в чистоту и превосходство Аглаи была искренней. Мышкин знает об этом и пытается отговорить Аглаю, чем провоцирует ее на еще больший гнев. По мере того как Аглая становится все более несдержанной и мстительной, Настасья Филипповна начинает отвечать тем же. Она приказывает Рогожину уйти и требует, чтобы князь остался с ней. Охваченный уже не в первый раз болью и отчаянием на лице Настасьи Филипповны, Мышкин обращается к Аглае и упрекает ее в нападении. Обезумевшая и теперь полная ненависти к нему, Аглая убегает. Мышкин пытается пойти за ней, но его останавливает Настасья Филипповна. [12]

После этого отношения Мышкина и Аглаи фактически заканчиваются, а в заключительных главах книги фокус повествования возвращается к первому треугольнику. Настасья Филипповна и Мышкин по ее настоянию обручаются, но в день свадьбы она снова сбегает к Рогожину. Поступая таким образом, она раз и навсегда отказывается от всякой надежды наконец принять себя и фактически подписывает себе смертный приговор. [13] По словам Бахтина, для Настасьи Филипповны «Рогожин означает нож, и она это знает». [14]

  1. ^ Фрэнк, Джозеф (2010). Достоевский: писатель своего времени . Издательство Принстонского университета. п. 581 . ISBN  978-0-691-12819-1 .
  2. ^ Бахтин, Михаил (1984). Проблемы поэтики Достоевского . Университет Миннесоты Пресс. п. 257 . ISBN  978-0-8166-1228-4 .
  3. ^ Бахтин (1984). стр. 257
  4. ^ Достоевский, Федор. Идиот . Классика Вордсворта. стр. 152–7.
  5. ^ Бахтин (1984). стр. 257
  6. ^ Бахтин (1984). стр. 258
  7. ^ Достоевский. Идиот . Часть 1, главы IX–X.
  8. ^ Достоевский. Идиот . Часть 1, главы XIII–XVI
  9. ^ Фрэнк (2010). стр. 581
  10. ^ Фрэнк (2010). стр 585
  11. ^ Достоевский. Идиот . Переводчик: Констанс Гарнетт. стр 231-5
  12. ^ Достоевский. Идиот . Часть 4, глава VIII
  13. ^ Фрэнк (2010). стр. 588
  14. ^ Бахтин (1984). стр. 258
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ae2db8eb5824be07e000529ad41eb86b__1714901760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ae/6b/ae2db8eb5824be07e000529ad41eb86b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nastasya Filippovna - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)