Jump to content

Великий Инквизитор

Великий Инквизитор
автор Федор Достоевский
Отдельная копия главы «Великий инквизитор».
Страна Российская Империя
Язык Русский
Жанр (ы) Стихотворение , притча , философский рассказ , рассказ в рассказе.
Страницы 22

« Великий инквизитор » — это история в истории (названная вымышленным автором стихотворением), содержащаяся в романе Федора Достоевского 1880 года «Братья Карамазовы» . Ее читает Иван Федорович Карамазов во время беседы со своим братом Алексеем, послушником-монахом, о возможности личного и доброжелательного Бога. «Великий инквизитор» — важная часть романа и один из самых известных отрывков в современной литературе благодаря своим идеям о человеческой природе и свободе .

В длинной обличительной речи, адресованной Самому Иисусу, вернувшемуся на Землю в Севилье в разгар инквизиции , Великий Инквизитор защищает следующие идеи: только принципы дьявола могут привести к объединению человечества; дайте человеку хлеб, контролируйте его совесть и управляйте миром; Иисус ограничил себя небольшой группой избранных, в то время как Католическая церковь совершенствовала его работу и обращается ко всем людям; церковь правит миром во имя Бога, но по дьявольским принципам; Иисус ошибался, высоко ценя человека. Иисус хранит молчание на протяжении всей речи Инквизитора.

Ученые называют Фридриха Шиллера пьесу «Дон Карлос » (1787) главным источником вдохновения для «Великого инквизитора» Достоевского, а также отмечают, что «источники легенды чрезвычайно разнообразны и сложны». [1]

Краткое содержание

[ редактировать ]

Сказку рассказывает Иван с короткими прерывающими вопросами Алеши. По сказке Христос возвращается на Землю в Севилью во времена инквизиции . Он совершает ряд чудес (перекликающихся с Евангелиями ) . Люди узнают его и поклоняются ему в Севильском соборе , но лидеры инквизиции арестовывают его и на следующий день приговаривают к сожжению заживо . Великий инквизитор посещает его в камере и сообщает, что Церкви он больше не нужен. Основная часть текста посвящена тому, как Инквизитор объясняет Иисусу, почему его возвращение помешает миссии Церкви.

Инквизитор основывает свое осуждение Иисуса на трех вопросах, которые сатана задал Иисусу во время искушения Христа в пустыне. Эти три — искушение превратить камни в хлеб, искушение бросить Себя из Храма и быть спасенным ангелами, и искушение править всеми царствами мира. Инквизитор утверждает, что Иисус отверг эти три искушения в пользу свободы, но инквизитор считает, что Иисус неправильно оценил человеческую природу. Он не верит, что подавляющее большинство человечества сможет терпеть свободу, которую дал им Иисус. Таким образом, Инквизитор подразумевает, что Иисус, предоставив людям свободу выбора, исключил большую часть человечества из искупления и обрек его на страдания.

Несмотря на то, что Инквизитор объявлен неверующим, у Ивана также есть Инквизитор, говорящий, что католическая церковь следует «мудрому духу, ужасному духу смерти и разрушения». Он говорит: «Мы не с Тобой, а с ним, и в этом наша тайна! На века мы оставили Тебя, чтобы следовать за ним». Для Инквизитора именно Дьявол предоставил инструменты, позволяющие положить конец человеческим страданиям и объединить человечество под знаменем Церкви. При правильной организации церкви толпой руководят те немногие, кто достаточно силен, чтобы взять на себя бремя свободы. Инквизитор говорит, что под его руководством все человечество будет жить и счастливо умрет в невежестве. Хоть он и ведет их лишь на «смерть и разрушение», они будут счастливы на этом пути, ибо он и его представители в церкви избавят их от страшного бремени свободы совести: «Самые мучительные тайны их совести – все , все они принесут нам, и мы все это разрешим, и они с радостью примут наше решение, потому что оно избавит их от великой тревоги и страшных мук свободного и индивидуального решения». [2]

Инквизитор развивает этот аргумент, объясняя, почему Христос был неправ, отвергая каждое искушение сатаны. Христу следовало бы превратить камни в хлеб, так как люди всегда будут следовать за теми, кто кормит их чрево, а также последуют за тем, в ком они видят способного творить чудеса. Инквизитор вспоминает, как Христос отверг это, сказав, что «человек не может жить хлебом одним», и объясняет Христу: «Накорми людей, а потом проси у них добродетели! Вот что они напишут на знамени, которое поднимут против Тебя и которыми они разрушат храм Твой». Если он бросится из храма, чтобы его поймали ангелы, это укрепит его божественность в умах людей, которые последуют за ним навсегда. Правление всеми королевствами Земли обеспечит их спасение, утверждает Великий Инквизитор.

Отрывок заканчивается, когда Христос, все время хранивший молчание, целует Инквизитора в его «бескровные, старые губы». Инквизитор освобождает Христа, но говорит ему никогда не возвращаться. Христос, все еще молчаливый, уходит в «темные переулки города». Иван заключает: «Поцелуй горит в его сердце, но старик придерживается своей идеи».

Рассказав сказку, Иван спрашивает Алешу, «отрекается ли он» от Ивана за его взгляды. Алеша в ответ нежно целует Ивана в губы, на что обрадованный Иван отвечает: «Это плагиат... Но спасибо». Вскоре братья расстаются.

Для Достоевского образ Великого инквизитора представляет собой прототипическое выражение идеологии, отрицающей истинное духовное и историческое значение Христа и утверждающей его противоположность. Антихристианская философия Великого Инквизитора иронически подчеркнута своим появлением в институционально-христианском контексте, но Достоевский определяет это же отрицание в основе социалистических, нигилистических и материалистических учений своих современников. [3] В письме своему издателю он пишет, что Иван через Великого Инквизитора открыто «заявляет о себе за то, что пропагандирует дьявол». Великий инквизитор придерживается той же доктрины, что и русский социализм, за исключением того, что социалисты никогда не признают этого открыто. Иван, однако, «искренний человек, который прямо заявляет, что согласен с взглядом Инквизитора на человечество и что вера Христа подняла человека на гораздо более высокий уровень, чем тот, на котором он находится на самом деле». Для социалистов, по мнению Достоевского, закон Христа «тягок и абстрактен, слишком тяжел для слабых людей, и вместо закона Свободы и Просвещения они предлагают им закон цепей и порабощения через хлеб». [4] В записях Достоевского есть отрывки более радикальные, чем те, которые впоследствии были использованы. По словам Эдварда Васиолека , в этих записках решительно утверждается, что «именно Христос виновен и жесток, а Великий Инквизитор добр и невиновен. Именно Христос требует, чтобы люди страдали за Него, тогда как Великий Инквизитор страдает из-за мужчин». [5]

По мнению Йозефа Франка , прототип персонажа Инквизитора можно найти в « Дон Карлосе» Шиллера : «В пьесе присутствует то же оправдание существования зла в мире, тот же ответ на проблему теодицеи, то есть на сердце легенды Достоевского». [6]

Значение в романе

[ редактировать ]

Целью Достоевского в «Сказании о Великом инквизиторе» было разоблачить основную идею, лежащую в основе всего движения в России к атеизму, нигилизму, рационализму и материализму, от истинной христианской веры, которая была духовным сердцем нации. [7] В романе в целом наиболее строго и красноречиво эта идея выражена через характер Ивана Федоровича: «стихотворение» — сочинение Ивана, и те же идеи, догматы, утверждения, предположения и двусмысленности, выраженные в монологе инквизитора. в работе над измученным разумом Ивана и личной борьбой за веру и идентичность. Хотя внешняя форма стихотворения - монологическая, при внимательном анализе обнаруживается его по существу диалогический характер, как художественное воплощение идеи Ивана в ее встрече с другими голосами, как в мире, так и внутри него самого. По мнению Михаила Бахтина , детальный анализ «Сказания» обнаруживает

глубокое участие всех элементов мировоззрения Ивана в его внутреннем диалоге с самим собой и в его внутренне-полемических взаимоотношениях с другими. При всей своей внешней пропорциональности «Легенда» тем не менее полна перерывов; и сама форма ее построения как диалога Великого Инквизитора с Христом и одновременно с самим собой, и, наконец, сама неожиданность и двойственность ее финала указывают на внутренне-диалогический распад в самом ее идейном ядре. [8]

  • Композитор Бернд Алоис Циммерманн использовал эту сказку вместе с «Книгой Экклезиаста » в своей оратории «Церковное действие» . [9]
  • Стихотворение было экранизировано как «Инквизиция». [10] в 2002 году для канала Channel 5 в Великобритании с сэром Дереком Джейкоби в роли кардинала Великого инквизитора.
  • Питер Брук поставил пьесу по мотивам «Великого инквизитора» с Брюсом Майерсом в главной роли, представленную в «Барбакане» в Лондоне в феврале 2006 года. [11] [12]
  • Луи Альтюссер цитирует «Великого инквизитора» как оригинальное «упреждающее» антисоциалистическое/антитоталитарное идеологическое произведение в главе «Об идеологии» книги « О воспроизводстве капитализма » . [13]
  • Орхан Памук переносит эту историю в исламский контекст в главе 14 своего романа «Черная книга» , где рассказывается о разговоре между Махди и Великим Пашой . [14]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Авраменко Р. и Трепанье Л., Политическая мысль Достоевского , Lexington Books, 2013, с. 110, прим. 20. [1]
  2. ^ Достоевский, Федор (2003). Братья Карамазовы . Пингвин (перевод Макдаффа). п. 298.
  3. ^ Фрэнк, Джозеф (2010). Достоевский: писатель своего времени . Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. стр. 788–91.
  4. Письмо от 11 июня 1879 г., цитируется по Франку (2010). п. 792
  5. ^ Записные книжки братьев Карамазовых под ред. и транс. Эдвард Васиолек (Чикаго, 1971). п. 63
  6. ^ Фрэнк (2010). п. 793
  7. ^ Фрэнк (2010). стр. 788–790, 797–800.
  8. ^ Бахтин, Михаил (1984). Проблемы поэтики Достоевского . Университет Миннесоты Пресс. п. 279.
  9. ^ Тим Эшли (2 декабря 2012 г.). «ЛПО/Юровский – обзор | Музыка» . Хранитель . Лондон . Проверено 7 октября 2013 г.
  10. ^ Доломеда (22 декабря 2002 г.). «Инквизиция (ТВ, 2002)» . IMDB .
  11. ^ «Великий инквизитор, Яма, Барбакан, Лондон» . Независимый . Архивировано из оригинала 18 июня 2022 г. Проверено 20 февраля 2022 г.
  12. ^ «Великий инквизитор» . Хранитель . Проверено 20 февраля 2022 г.
  13. ^ Альтюссер, Луи (2014). О воспроизводстве капитализма: идеология и идеологические государственные аппараты . Лондон: Версо. п. 177.
  14. ^ Корнуэлл, Нил. «Орхан Памук о Достоевском» . Исследовательский гейт . Проверено 29 марта 2022 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: def18657443992ed689e2baaca54529f__1722445020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/de/9f/def18657443992ed689e2baaca54529f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Grand Inquisitor - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)