Белые ночи (рассказ)

« Белые ночи » ( русский : Белые ночи , Белые ночи ) — рассказ Федора Достоевского , впервые опубликованный в 1848 году, в начале карьеры писателя.
Как и многие рассказы Достоевского, «Белые ночи» рассказаны от первого лица безымянным рассказчиком . Рассказчик – молодой человек, живущий в Санкт-Петербурге, страдающий от одиночества. Он знакомится и влюбляется в молодую женщину, но любовь остается безответной, поскольку женщина скучает по возлюбленному, с которым наконец воссоединяется.
Краткое содержание
[ редактировать ]Рассказ разделен на шесть разделов:
- Первая ночь
Рассказчик описывает свои впечатления от прогулки по улицам Петербурга. Он любит ночной город и чувствует себя в нем комфортно. Поскольку там нет всех людей, которых он привык видеть, он больше не чувствует себя комфортно в течение дня. От них он черпал свои эмоции: если они были счастливы, то и он был счастлив; если они были в унынии, он был в унынии. Новые лица заставляли его чувствовать себя одиноким. Пока он шел, дома разговаривали с ним и рассказывали, как их ремонтируют, красят в новый цвет или сносят.
Он живет один в маленькой квартирке в Санкт-Петербурге, и компанию ему составляет только старая и нелюдимая горничная Матрена. Он рассказывает историю своих отношений с молодой женщиной Настенькой (уменьшительное от имени Анастасия ). Впервые он видит ее стоящей у перил и плачущей. Он обеспокоен и думает спросить ее, что случилось, но в конце концов продолжает идти. В ней есть что-то особенное, и он очень любопытен. Когда он слышит ее крик, он вмешивается и спасает ее от мужчины, который ее преследует.
Молодая женщина держит его за руку, и он объясняет, что он один, что он никогда не знал женщины и что он с ней робок. Настенька уверяет его, что дамы любят робость и ей она тоже нравится. Он говорит ей, что каждую минуту каждого дня он мечтает о девушке, которая сказала бы ему два слова, которая не будет отталкивать его или высмеивать, когда он приблизится. Он говорит, что думает поговорить со случайной девушкой робко, уважительно, страстно – сказать ей, что умирает в одиночестве и что у него нет шансов добиться с ней успеха. Он говорит ей, что обязанность девушки — не отвергать грубо и не издеваться над таким робким и неудачливым мужчиной, как он. Когда они подходят к двери Настеньки, он спрашивает, увидит ли он ее когда-нибудь снова. Прежде чем она успевает ответить, он добавляет, что в любом случае завтра будет на том месте, где они встретились, просто чтобы снова пережить этот счастливый момент в своей одинокой жизни. Она соглашается, заявляя, что не может запретить ему не приходить, и она все равно должна быть там. Девушка расскажет ему свою историю и будет с ним при условии, что разговор не приведет к романтике. Она так же одинока, как и рассказчик.
- Вторая ночь
При второй встрече Настенька хочет узнать о нем побольше. Он говорит ей, что у него нет истории, потому что он провел свою жизнь совершенно один. Когда она настаивает на том, чтобы он продолжил, он предполагает, что принадлежит к типу «мечтателей». «Мечтатель», — объясняет он, — «это не человек, а существо промежуточного типа». Он произносит длинную речь (в стиле, напоминающем речь Человека из подполья в «Записках из подполья ») о своем стремлении к общению, что заставляет Настеньку прокомментировать: «... ты говоришь так, как будто читаешь книгу». Он начинает рассказывать свою историю от третьего лица, называя себя «героем». Этот «герой» счастлив в тот час, когда заканчивается вся работа и гуляют люди. Он ссылается на Василия Жуковского и упоминает «Богиню фантазии». Он мечтает обо всем: от дружбы с поэтами до того, чтобы зимой провести время с девушкой рядом. Он говорит, что тоска повседневной жизни убивает людей, а во сне он может сделать свою жизнь такой, какой хочет. В конце трогательной речи Настенька сочувственно уверяет его, что будет его другом.
- История Настеньки
Настенька рассказывает рассказчику свою историю. Она выросла у строгой бабушки, которая дала Настеньке во многом защищенное воспитание. Пенсия ее бабушки слишком мала, и они снимают комнату в своем доме. Когда умирает их первый жилец, бабушка сдает жилье более молодому человеку. Молодой человек начинает молчаливое ухаживание за Настенькой, даря ей книги, чтобы она выработала привычку к чтению. Ей нравятся романы сэра Вальтера Скотта и Александра Пушкина . Молодой человек приглашает Настеньку и ее бабушку на спектакль «Севильский цирюльник» . В ночь, когда молодой постоялец собирается уехать из Петербурга в Москву, Настенька предлагает ему жениться на ней. Он отказывается от немедленного брака и утверждает, что у него нет денег, чтобы их содержать, но уверяет ее, что вернется за ней через год. Настенька заканчивает свой рассказ и отмечает, что прошел год, а он не прислал ей ни одного письма.
- Третья ночь
Рассказчик постепенно понимает, что, несмотря на его уверения, что их дружба останется платонической, он неизбежно влюбился в нее. Тем не менее он помогает ей, написав и отправив письмо ее возлюбленному, и скрывает свои чувства к ней. Они ждут его ответа на письмо или его появления, но Настенька беспокоится из-за отсутствия собеседника и утешается дружбой рассказчика. Не осознавая глубины чувств рассказчика к ней, она говорит ему, что любит его, потому что он не влюбился в нее. Рассказчик, отчаявшись в своей безответной любви, отмечает, что теперь он начал чувствовать и от нее отчуждение.
- Четвертая ночь
Настенька в отчаянии, потому что знает, что ее возлюбленный в Петербурге, но не связался с ней. Рассказчик продолжает утешать ее, за что она ей чрезвычайно благодарна, что заставляет его нарушить свою решимость и признаться ей в любви. Настенька поначалу дезориентирована, и рассказчик, понимая, что они больше не могут так дружить, настаивает на том, чтобы никогда больше ее не видеть. Она убеждает его остаться и предполагает, что когда-нибудь их отношения могут стать романтическими, но она хочет, чтобы его дружба была в ее жизни. Рассказчик обретает надежду на эту перспективу. По пути они проходят мимо молодого человека, который останавливается и зовет их вслед. Он оказывается любовником Настеньки, и она бросается к нему в объятия. Она ненадолго возвращается, чтобы поцеловать рассказчика, но уходит в ночь, оставляя его одного с разбитым сердцем.
- Утро
Последний раздел представляет собой краткое послесловие к письму, которое он получает от Настеньки, в котором она извиняется за то, что причинила ему боль, и настаивает, что всегда будет благодарна ему за общение. Она говорит, что выйдет замуж через неделю, и надеется, что он приедет. Читая письмо, рассказчик плачет. Его размышления прерывает Матрена, его горничная, сообщающая, что она закончила чистить паутину. Рассказчик отмечает, что, хотя он никогда не считал Матрену старой, она выглядела намного старше, чем когда-либо, и задается вопросом, будет ли его собственное будущее без общения и любви. Он отказывается отчаиваться:
— Но чтобы я чувствовал на тебя какую-нибудь обиду, Настенька! Что я должен был бросить темную тень на твое светлое, безмятежное счастье!.. Чтобы я раздавил хоть один из тех нежных цветочков, которые ты будешь носить в своих темных волосах, когда ты идешь с ним по проходу к алтарю! О нет, никогда, никогда! Пусть твое небо всегда будет ясным, пусть твоя дорогая улыбка всегда будет яркой и счастливой, и пусть ты будешь навеки благословлен на этот миг блаженства и счастья, который ты дал другому одинокому и благодарному сердцу... Господи, только мгновения блаженства, разве такого мгновения не достаточно на всю жизнь человека?
Киноадаптации
[ редактировать ]- Белые ночи — итальянский фильм 1957 года режиссёра Лукино Висконти.
- Белые ночи — российский фильм Ивана Пырьева 1959 года.
- «Чхалия» — хинди-фильм 1960 года.
- Четыре ночи мечтателя — французский фильм Робера Брессона 1971 года.
- Белые ночи — российский фильм 1992 года режиссёра Леонида Квинихидзе.
- Белые ночи — иранский фильм 2003 года, режиссёр Фарзад Мотамен.
- Ияркай — индийский фильм 2003 года режиссёра С. П. Джананатана.
- Белые ночи — американский фильм 2005 года режиссёра Алена Сильвера.
- Ахиста Ахиста — индийский фильм 2006 года Шивама Наира.
- Саавария — индийский фильм 2007 года режиссёра Санджая Лилы Бхансали.
- Белые ночи на пирсе — французский фильм Поля Веккьяли, 2014 год.
- Велутха Ратрикал , малаяламский фильм Рази Мухаммеда 2015 года.
Американский фильм 2008 года « Два любовника» , хотя и не является экранизацией, был вдохновлен «Белыми ночами». [1]
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Два любовника: Интервью Джеймса Грея» . В кино . 3 июня 2009 года. Архивировано из оригинала 23 августа 2009 года . Проверено 10 августа 2009 г.
Ссылки
[ редактировать ]- «Белые ночи». Лучшие рассказы Федора Достоевского . Перевод Дэвида Магаршака. Нью-Йорк : Современная библиотека. 2005 г. [1848]. ISBN 9780345481269 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]