Jump to content

Мечта смешного человека

« Сон смешного человека ( русский язык : » ) Сын смешного человека — рассказ Федора Достоевского . В нем рассказывается о переживаниях человека, который решает, что в мире нет ничего ценного. Скатившись в нигилизм с «страшной тоской», он решил покончить жизнь самоубийством. Однако после случайной встречи с молодой девушкой он начинает внутреннее путешествие, которое вновь вселяет любовь к ближнему. [1] Этот рассказ впервые появился в ежемесячном журнале Достоевского «Дневник писателя» , издаваемом им самим , в 1877 году.

По мнению литературоведа и исследователя Достоевского Михаила Бахтина , «Сон смешного человека» представляет собой современное проявление древнего литературного жанра менипповой сатиры и затрагивает почти все темы, характерные для масштабных произведений Достоевского. [2]

Краткое содержание сюжета

[ редактировать ]

Повесть начинается с блуждания рассказчика по улицам Петербурга. Он размышляет о нелепости своей жизни и недавнем осознании того, что для него больше ничего не имеет значения. Именно это откровение приводит его к мысли о самоубийстве. Он рассказывает, что несколько месяцев назад купил револьвер с намерением выстрелить себе в голову.

Несмотря на мрачную ночь, рассказчик смотрит на небо и видит одинокую звезду. По какой-то причине вид этой звезды наконец подтверждает его намерение покончить с собой, и он твердо решает сделать это той же ночью. Когда он смотрит на звезду, молодая девушка хватает его за локоть, расстроенная и ищущая его помощи. Он замечает, что, несмотря на холод, она одета небрежно и вся мокрая. Не понимая ее дрожащего голоса, он понимает, что с матерью девочки случилось что-то ужасное. Она пытается заставить его следовать за ней, но он дает ей отпор, а когда она отчаянно настаивает, он топает ногой и кричит на нее.

Вернувшись в свою квартиру, он опускается в кресло и кладет пистолет на стол рядом с собой. Он не решается застрелиться из-за мучительного чувства жалости и внутренней боли, которое преследовало его с тех пор, как он избегал маленькой девочки. Он не может понять, как это может так глубоко на него повлиять, когда он уже окончательно решил, что ничего не имеет значения и что скоро застрелится. Он напряженно размышляет над этим и другими вопросами, вытекающими из этого, но все же не сомневается, что самоубийство произойдет той же ночью. Однако неожиданно он засыпает.

Он погружается в яркий сон. Во сне он стреляет себе в сердце. Он умирает, но не чувствует боли от выстрела и все еще осознает свое окружение. Он догадывается, что идут похороны и хоронят именно его. После неопределенного времени, проведенного в его холодной могиле, равнодушного и ничего не ожидающего, на его левое веко начинает капать вода. В его сердце возникает глубокое негодование, и он вдруг чувствует физическую боль от выстрела. Всем своим существом он взывает молитву к Тому, Кто управляет всем:

«Кто бы Ты ни был, если Ты есть и если существует что-либо более разумное, чем то, что сейчас происходит, то сделай, чтобы это произошло и здесь. Но если Ты мстишь мне за мое неразумное самоубийство, через безобразие и абсурдность этой жизни после смерти, то знай, что никакие муки не могут сравниться с презрением, которое я всегда буду чувствовать в тишине, хотя бы через миллионы лет мученичества».

Его могилу внезапно открывает неизвестная и призрачная фигура. Эта фигура вытаскивает его из могилы, и они оба взлетают по небу в космос. Пролетев долгое время в космосе, они прибывают к звезде, в точности похожей на земное Солнце. Призрачный спутник указывает на небольшую планету, и когда они приближаются к ней, рассказчик в восторге видит, что она в точности похожа на Землю. Он с упоением задается вопросом, есть ли на ней такие же страждущие и неблагодарные, но вечно любимые дети, как на покинутой им земле.

Затем его помещают на идиллический греческий остров, где он сразу чувствует атмосферу незапятнанного мира и красоты. Его с любовью встречают светлые, радостные люди, каждый из которых желает только полюбить его и избавить от страданий. Это счастливые, бесстрашные, безгрешные люди, живущие в общении с деревьями, звездами и всем окружающим их миром природы. Он обнаруживает, что есть «только любовь, которая, казалось, умножалась до восторга, но восторг спокойный, созерцательный и полный». Люди выполняют все естественные функции жизни, включая смерть, но со спокойным принятием и даже своего рода экстатическим празднованием. Он поражен грацией и легкостью, с которой они способны любить такого человека, как он сам, столь полного тьмы, которой они никогда не знали. Он живет среди них долгое время, и хотя есть аспекты их всеохватывающей духовной свободы и радости, которые он не может постичь, но он чувствует ее суть сердцем, любит и поклоняется им безоговорочно.

Однажды он случайно учит жителей лгать. Каким-то образом из сказанного им — может быть, даже в шутку — «атом фальши проник в их сердца и угодил им». С этого начинается разложение утопии. Ложь порождает чувственность, которая рождает ревность, жестокость и гордыню. Они познают стыд, и стыд возвысится до добродетели. Они начинают отделяться друг от друга и теряют свое единство. Они начинают прославлять индивидуальность и говорить о «моём» и «твоём». Вскоре проливается первая кровь. Создаются фракции, ведутся войны. Наука вытесняет чувство, и члены прежней утопии становятся неспособны вспомнить былое счастье. Ему говорят: «у нас есть наука, и с ее помощью мы снова найдем истину, но теперь мы примем ее сознательно. Знание выше чувства, сознание жизни выше жизни... знание законов жизни». счастье выше счастья». Он умоляет людей вернуться в прежнее состояние или хотя бы убить его за роль в их Падении, но они смеются над ним и угрожают поместить его в сумасшедший дом.

Печаль с великой силой входит в его душу, но в этот момент он просыпается. В комнате царит полная тишина, и он вздрагивает от изумления. Он замечает свой револьвер, но отталкивает его. Он изменившийся человек, полностью благодарный за жизнь и убежденный в человеческой доброте и потенциале безграничной любви. Он посвящает свою жизнь обучению обещанию Золотой Эры, времени на Земле, когда каждый будет любить своего брата, как он любит себя.

В конце рассказа рассказчик заявляет, что нашел маленькую девочку и никогда не перестанет проповедовать земной рай.

По словам Михаила Бахтина, «Сон смешного человека» — «практически полная энциклопедия важнейших тем Достоевского». Эти темы и стилистические средства их подачи Достоевский характеризует как характерные для карнавализованного жанра менипповой сатиры. [3] Среди таких тем:

  • Представление эксцентричного персонажа в образе мудрого дурака . В главных героях Достоевского всегда есть «что-то смешное», но они одновременно очень застенчивы и способны глубоко проникнуть в себя и мир. Смешной человек говорит: «...если бы на земле был хоть один человек, который знал бы лучше, чем кто-либо, что я нелепый человек, то этим человеком был бы я сам...» [4] и когда его мечта превращает его в бесстыдного проповедника рая на земле, он полностью сознает, что это никогда не может быть реализовано.
  • Тема человека, который « одинок в своем знании истины и поэтому всеми остальными высмеивается как сумасшедший». [5] типичен для древней Мениппеи, а также, в той или иной степени, для главных героев Достоевского.
  • Тема «абсолютного безразличия ко всему на свете», характерная для Мениппеи киников и стоиков , выраженная через Смешного Человека как убежденность в том, что ничто не имеет значения и что ничего на самом деле не существует, приводящая его к созерцанию и в конечном итоге к намерению самоубийства. [5]
  • Во всех крупных романах присутствует тема последних часов перед смертью после того, как сформировалось твердое намерение покончить с собой. Смешной человек бездумно избегает маленькой девочки, потому что из-за надвигающегося самоубийства он уже считает себя вне всяких ожиданий обычной жизни. С этим связана еще одна фундаментальная тема творчества Достоевского, в частности «Братьев Карамазовых» , — идея о том, что в мире, где нет Бога и нет бессмертия души, все дозволено . Это, в свою очередь, связано с темой этического солипсизма . [6]
  • Сон . как разоблачающий кризис В случае со Смешным человеком это видение, благодаря которому становится возможной совершенно новая реальность для людей. Так называемая «реальная жизнь» была чем-то пустым, чем-то, что он намеревался погасить, но его сон открыл ему «другую жизнь, великую, обновленную и могущественную жизнь». Несколько раз во время рассказа своей истории он затрагивает вопрос о воображаемой или фантастической природе сновидений, который используется другими как повод посмеяться над ним или усомниться в его «истинности». Но он отвечает, что сама по себе «реальная жизнь» — это не более чем сон, и что не имеет значения, какова ее форма, если только известно, без малейшего сомнения, что это откровение Истины.
  • Тема «утопии» не как абстрактный идеал, а как живое видение живого человека. Смешной Человек увидел, как возможен земной рай, и нашел в этом видении гораздо большую силу, чем в предполагаемом «естественном» состоянии человечества. [7] Этого видения достаточно, чтобы превратить его намерение покончить с собой в решимость посвятить свою жизнь борьбе со всем, что мешает осуществлению видения: «Сознание жизни выше жизни, знание законов счастья выше счастья». «— вот с чем нам надо бороться!» [8]
  • Существенным свойством этого видения, когда бы оно ни появлялось в творчестве Достоевского, является то, что трансформация потенциально мгновенна . Надо только «любить других, как самого себя, вот главное, вот и все, ровно ничего больше этого не нужно, и тогда тотчас же найдется способ построить рай». [8]

Адаптации

[ редактировать ]

История была экранизирована в анимационном фильме в 1992 году Александром Петровым . [9]

  1. ^ Магаршак, Дэвид (2005). "Введение". Лучшие рассказы Федора Достоевского . Нью-Йорк : Современная библиотека. стр. xi – xxvi. ISBN  9780345481269 .
  2. ^ Бахтин (1984) , с. 147 .
  3. ^ Бахтин (1984) , с. 150.
  4. ^ Дневник писателя (2009) , с. 379.
  5. ^ Перейти обратно: а б Бахтин (1984) , с. 151.
  6. ^ Бахтин (1984) , с. 152 .
  7. ^ Бахтин (1984) , с. 153.
  8. ^ Перейти обратно: а б Дневник писателя (2009) , с. 397.
  9. ^ "Сон Смешного Человека" . animator.ru . Retrieved 7 February 2024 .
[ редактировать ]

Полный текст в английском переводе на сайте online-literature.com.

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 268b367df08487bc4c991829c1f458e0__1719200700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/26/e0/268b367df08487bc4c991829c1f458e0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Dream of a Ridiculous Man - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)