Мечта смешного человека
« Сон смешного человека ( русский язык : » ) Сын смешного человека — рассказ Федора Достоевского . В нем рассказывается о переживаниях человека, который решает, что в мире нет ничего ценного. Скатившись в нигилизм с «страшной тоской», он решил покончить жизнь самоубийством. Однако после случайной встречи с молодой девушкой он начинает внутреннее путешествие, которое вновь вселяет любовь к ближнему. [1] Этот рассказ впервые появился в ежемесячном журнале Достоевского «Дневник писателя» , издаваемом им самим , в 1877 году.
По мнению литературоведа и исследователя Достоевского Михаила Бахтина , «Сон смешного человека» представляет собой современное проявление древнего литературного жанра менипповой сатиры и затрагивает почти все темы, характерные для масштабных произведений Достоевского. [2]
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Повесть начинается с блуждания рассказчика по улицам Петербурга. Он размышляет о нелепости своей жизни и недавнем осознании того, что для него больше ничего не имеет значения. Именно это откровение приводит его к мысли о самоубийстве. Он рассказывает, что несколько месяцев назад купил револьвер с намерением выстрелить себе в голову.
Несмотря на мрачную ночь, рассказчик смотрит на небо и видит одинокую звезду. По какой-то причине вид этой звезды наконец подтверждает его намерение покончить с собой, и он твердо решает сделать это той же ночью. Когда он смотрит на звезду, молодая девушка хватает его за локоть, расстроенная и ищущая его помощи. Он замечает, что, несмотря на холод, она одета небрежно и вся мокрая. Не понимая ее дрожащего голоса, он понимает, что с матерью девочки случилось что-то ужасное. Она пытается заставить его следовать за ней, но он дает ей отпор, а когда она отчаянно настаивает, он топает ногой и кричит на нее.
Вернувшись в свою квартиру, он опускается в кресло и кладет пистолет на стол рядом с собой. Он не решается застрелиться из-за мучительного чувства жалости и внутренней боли, которое преследовало его с тех пор, как он избегал маленькой девочки. Он не может понять, как это может так глубоко на него повлиять, когда он уже окончательно решил, что ничего не имеет значения и что скоро застрелится. Он напряженно размышляет над этим и другими вопросами, вытекающими из этого, но все же не сомневается, что самоубийство произойдет той же ночью. Однако неожиданно он засыпает.
Он погружается в яркий сон. Во сне он стреляет себе в сердце. Он умирает, но не чувствует боли от выстрела и все еще осознает свое окружение. Он догадывается, что идут похороны и хоронят именно его. После неопределенного времени, проведенного в его холодной могиле, равнодушного и ничего не ожидающего, на его левое веко начинает капать вода. В его сердце возникает глубокое негодование, и он вдруг чувствует физическую боль от выстрела. Всем своим существом он взывает молитву к Тому, Кто управляет всем:
«Кто бы Ты ни был, если Ты есть и если существует что-либо более разумное, чем то, что сейчас происходит, то сделай, чтобы это произошло и здесь. Но если Ты мстишь мне за мое неразумное самоубийство, через безобразие и абсурдность этой жизни после смерти, то знай, что никакие муки не могут сравниться с презрением, которое я всегда буду чувствовать в тишине, хотя бы через миллионы лет мученичества».
Его могилу внезапно открывает неизвестная и призрачная фигура. Эта фигура вытаскивает его из могилы, и они оба взлетают по небу в космос. Пролетев долгое время в космосе, они прибывают к звезде, в точности похожей на земное Солнце. Призрачный спутник указывает на небольшую планету, и когда они приближаются к ней, рассказчик в восторге видит, что она в точности похожа на Землю. Он с упоением задается вопросом, есть ли на ней такие же страждущие и неблагодарные, но вечно любимые дети, как на покинутой им земле.
Затем его помещают на идиллический греческий остров, где он сразу чувствует атмосферу незапятнанного мира и красоты. Его с любовью встречают светлые, радостные люди, каждый из которых желает только полюбить его и избавить от страданий. Это счастливые, бесстрашные, безгрешные люди, живущие в общении с деревьями, звездами и всем окружающим их миром природы. Он обнаруживает, что есть «только любовь, которая, казалось, умножалась до восторга, но восторг спокойный, созерцательный и полный». Люди выполняют все естественные функции жизни, включая смерть, но со спокойным принятием и даже своего рода экстатическим празднованием. Он поражен грацией и легкостью, с которой они способны любить такого человека, как он сам, столь полного тьмы, которой они никогда не знали. Он живет среди них долгое время, и хотя есть аспекты их всеохватывающей духовной свободы и радости, которые он не может постичь, но он чувствует ее суть сердцем, любит и поклоняется им безоговорочно.
Однажды он случайно учит жителей лгать. Каким-то образом из сказанного им — может быть, даже в шутку — «атом фальши проник в их сердца и угодил им». С этого начинается разложение утопии. Ложь порождает чувственность, которая рождает ревность, жестокость и гордыню. Они познают стыд, и стыд возвысится до добродетели. Они начинают отделяться друг от друга и теряют свое единство. Они начинают прославлять индивидуальность и говорить о «моём» и «твоём». Вскоре проливается первая кровь. Создаются фракции, ведутся войны. Наука вытесняет чувство, и члены прежней утопии становятся неспособны вспомнить былое счастье. Ему говорят: «у нас есть наука, и с ее помощью мы снова найдем истину, но теперь мы примем ее сознательно. Знание выше чувства, сознание жизни выше жизни... знание законов жизни». счастье выше счастья». Он умоляет людей вернуться в прежнее состояние или хотя бы убить его за роль в их Падении, но они смеются над ним и угрожают поместить его в сумасшедший дом.
Печаль с великой силой входит в его душу, но в этот момент он просыпается. В комнате царит полная тишина, и он вздрагивает от изумления. Он замечает свой револьвер, но отталкивает его. Он изменившийся человек, полностью благодарный за жизнь и убежденный в человеческой доброте и потенциале безграничной любви. Он посвящает свою жизнь обучению обещанию Золотой Эры, времени на Земле, когда каждый будет любить своего брата, как он любит себя.
В конце рассказа рассказчик заявляет, что нашел маленькую девочку и никогда не перестанет проповедовать земной рай.
Темы
[ редактировать ]По словам Михаила Бахтина, «Сон смешного человека» — «практически полная энциклопедия важнейших тем Достоевского». Эти темы и стилистические средства их подачи Достоевский характеризует как характерные для карнавализованного жанра менипповой сатиры. [3] Среди таких тем:
- Представление эксцентричного персонажа в образе мудрого дурака . В главных героях Достоевского всегда есть «что-то смешное», но они одновременно очень застенчивы и способны глубоко проникнуть в себя и мир. Смешной человек говорит: «...если бы на земле был хоть один человек, который знал бы лучше, чем кто-либо, что я нелепый человек, то этим человеком был бы я сам...» [4] и когда его мечта превращает его в бесстыдного проповедника рая на земле, он полностью сознает, что это никогда не может быть реализовано.
- Тема человека, который « одинок в своем знании истины и поэтому всеми остальными высмеивается как сумасшедший». [5] типичен для древней Мениппеи, а также, в той или иной степени, для главных героев Достоевского.
- Тема «абсолютного безразличия ко всему на свете», характерная для Мениппеи киников и стоиков , выраженная через Смешного Человека как убежденность в том, что ничто не имеет значения и что ничего на самом деле не существует, приводящая его к созерцанию и в конечном итоге к намерению самоубийства. [5]
- Во всех крупных романах присутствует тема последних часов перед смертью после того, как сформировалось твердое намерение покончить с собой. Смешной человек бездумно избегает маленькой девочки, потому что из-за надвигающегося самоубийства он уже считает себя вне всяких ожиданий обычной жизни. С этим связана еще одна фундаментальная тема творчества Достоевского, в частности «Братьев Карамазовых» , — идея о том, что в мире, где нет Бога и нет бессмертия души, все дозволено . Это, в свою очередь, связано с темой этического солипсизма . [6]
- Сон . как разоблачающий кризис В случае со Смешным человеком это видение, благодаря которому становится возможной совершенно новая реальность для людей. Так называемая «реальная жизнь» была чем-то пустым, чем-то, что он намеревался погасить, но его сон открыл ему «другую жизнь, великую, обновленную и могущественную жизнь». Несколько раз во время рассказа своей истории он затрагивает вопрос о воображаемой или фантастической природе сновидений, который используется другими как повод посмеяться над ним или усомниться в его «истинности». Но он отвечает, что сама по себе «реальная жизнь» — это не более чем сон, и что не имеет значения, какова ее форма, если только известно, без малейшего сомнения, что это откровение Истины.
- Тема «утопии» не как абстрактный идеал, а как живое видение живого человека. Смешной Человек увидел, как возможен земной рай, и нашел в этом видении гораздо большую силу, чем в предполагаемом «естественном» состоянии человечества. [7] Этого видения достаточно, чтобы превратить его намерение покончить с собой в решимость посвятить свою жизнь борьбе со всем, что мешает осуществлению видения: «Сознание жизни выше жизни, знание законов счастья выше счастья». «— вот с чем нам надо бороться!» [8]
- Существенным свойством этого видения, когда бы оно ни появлялось в творчестве Достоевского, является то, что трансформация потенциально мгновенна . Надо только «любить других, как самого себя, вот главное, вот и все, ровно ничего больше этого не нужно, и тогда тотчас же найдется способ построить рай». [8]
Адаптации
[ редактировать ]История была экранизирована в анимационном фильме в 1992 году Александром Петровым . [9]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Магаршак, Дэвид (2005). "Введение". Лучшие рассказы Федора Достоевского . Нью-Йорк : Современная библиотека. стр. xi – xxvi. ISBN 9780345481269 .
- ^ Бахтин (1984) , с. 147 .
- ^ Бахтин (1984) , с. 150.
- ^ Дневник писателя (2009) , с. 379.
- ^ Перейти обратно: а б Бахтин (1984) , с. 151.
- ^ Бахтин (1984) , с. 152 .
- ^ Бахтин (1984) , с. 153.
- ^ Перейти обратно: а б Дневник писателя (2009) , с. 397.
- ^ "Сон Смешного Человека" . animator.ru . Retrieved 7 February 2024 .
- Бахтин, Михаил (1984). Проблемы поэтики Достоевского . Университет Миннесоты Пресс. ISBN 0816612285 . См. также «Проблемы поэтики Достоевского» в Википедии.
- * Достоевский, Федор (2009). Гэри Сол Морсон (ред.). Дневник писателя . Перевод Кеннета Ланца (сокращенная ред.). Издательство Северо-Западного университета. ISBN 9780810125216 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Полный текст в английском переводе на сайте online-literature.com.